Монастырь к иконе матроны

«Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам»

Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Старица Матрона являет людям пример, что где бы и в каких условиях ни жил человек, был бы полностью здоров или имел врожденные недуги, он может прославить Бога всей своей жизнью.

В чем помогает святая Матрона?

Незадолго перед смертью Матронушка говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

В чём же помогает Матрона Московская? Верующие обращаются к святой в самых разных жизненных ситуациях, проблемах и испытаниях. Она молитвенница о душах наших и скорая помощница в любых скорбях. Многие верующие, рассказывая о чудесной помощи старицы, говорят о том, что она очень скоро откликается на молитвы, произнесенные искренне и с верой.

Нет обязательного списка в каких именно жизненных ситуациях помогает Матрона. Тем не менее люди вспоминают, а с чем приходили паломники к матушке при её жизни? С обычными бедами: тяжелая болезнь, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы. Приходили с житейскими нуждами и вопросами. Менять ли место жительства или службы? Не меньше было болящих, одержимых разными недугами. И никому Матронушка не отказывала.

Как свидетельствуют верующие, святая блаженная Матрона Московская помогает в самых разных бедах и скорбях: в исцелении от болезней, при финансовых трудностях, в сохранении семьи, при заботе о детях и их благополучии. Матроне молятся о зачатии и рождении детей. Известно множество случаев, когда после усердной молитвы супругов наступала долгожданная беременность. И каждого обращающегося к ней за помощью Матронушка укрепляет в вере, учит доверять Господу и полагаться на Его волю.

Как молиться святой блаженной Матроне?

Протоиерей Максим Козлов

Обращаться к святой Матроне Вы можете в любом месте – в том числе в городе, где Вы проживаете, в храме, в который Вы ходите, и дома. То верно, что есть древний и благочестивый, правильный обычай совершения паломничеств к святыням церковным, в том числе и к святыням чудотворных икон или к мощам святых угодников Божиих.

И если обстоятельства Вашей жизни позволят Вам посетить первопрестольный град, посетить там Покровский монастырь, постояв вместе с множеством других православных людей в череде паломников, приложиться к мощам блаженной матушки Матроны, — это дело доброе, и его можно только приветствовать. Но впрочем, вновь и вновь напомним, что святые слышат нас в любом месте».

За помощью к иконе Матроны с цветами

Икона Матроны Московской на территории Покровского монастыря

На территории монастыря, на стене храма располагается большая икона Матроны Московской. К ней также стекаются паломники, готовые часами стоять в очереди в любую погоду. Каждый хочет лишь приложиться к образу блаженной, преклониться и помолиться перед ней. Это чудотворная икона. Подтверждением служат многочисленные свидетельства верующих об исцелении и чудесном разрешении трудных обстоятельств.

Впрочем, как говорят святые отцы, любая икона может стать чудотворной, а образ Матроны Московской можно найти в каждом православном храме. Как сказал Господь: «И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Евангелие от Матфея. 21:22).

Данная экскурсия может быть проведена в индивидуальном порядке по предварительной договорённости. Подробности уточняйте по телефону.

Что Вы знаете о Матроне Московской? Наверняка, каждый из Вас хоть раз в жизни обращался к Матронушке за помощью, независимо от глубины и искренности веры. Когда страдают близкие люди, мы вольно или невольно взываем к небесным силам и тем святым, что приносят чудодейственное избавление от недугов, телесных и духовных.

Жизнь Матроны прошла большей частью в Москве. Много невзгод и лишений выпало ей на долю – скитания по родственникам и знакомым, ранняя смерть родных, голодные годы военного лихолетья. С достоинством и спокойствием несла свой крест удивительная женщина, беззаветно и искренне помогавшая людям.

Мощи Матронушки почивают в Покровском монастыре, куда в течение года приезжают паломники из разных стран мира, чтобы получить долгожданную помощь. Это место – последняя надежда многих верующих и далеких от религии людей на чудо, и, говорят, такие чудеса случаются.

На автобусной экскурсии, посвящённой святой Матроне Московской, Вы узнаете:

  • достоверную историю об иконе «Взыскание погибших»;
  • о религиозных сокровищницах Покровского монастыря;
  • как следует обращаться за помощью к Святой Матроне и какую молитву читать;
  • о трудной и необычной судьбе Матронушки Московской;
  • о фактах, подтверждающих богоизбранность девочки;
  • о том, как случались невероятные с точки зрения медицины исцеления;
  • почему Матрона отказалась от материального благополучия;
  • почему было принято решение о канонизации Матроны.

В ходе экскурсионной программы, посвящённой святой Матроне Московской, Вы увидите:

  • некоторые места и районы столицы, связанные с жизнью Матронушки;
  • церковь на Даниловском погосте;
  • Покровский монастырь, где покоятся мощи святой Матроны Московской;
  • чудотворную икону Матронушки;
  • Даниловское кладбище, где была похоронена целительница;
  • святой источник (разрешено брать воду);
  • церкви, где хранятся святыни, к которым прикасалась Матрона Московская;
  • храм Святых Петра и Февронии.

Во время экскурсии Вы также послушаете интересную историю об одном храме, где находится икона Матронушки, на которой целительница запечатлена в красной одежде.

Экскурсия завершается на территории Покровского женского монастыря. У Вас будет уникальная возможность приложиться к погребальным одеждам Святой Матроны (рубашка–срачица).

Как видите, программа прогулки насыщенная, очень интересная и необычная. Судя по количеству заявок, данная экскурсия, организуемая нашим бюро, пользуется огромной популярностью, поэтому рекомендуем записываться заблаговременно!

Венёв-Никольский монастырь

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид
  • Статьи (4)
  • Комментарии (0)

ВЕНЕВ-МОНАСТЫРЬ — мужская обитель во имя св. Николая Угодника и одновременно крупный оборонный центр Московской Засечной черты в 33 км к северо-востоку от Тулы. Впервые упоминается в грамотах под 1407 г. в связи со смертью смоленского князя Юрия Святославича, домогавшегося жены своего вассала, удельного вяз. кн. Семена Андреевича, Ульяны, убившего их обоих, а после, ужаснувшись содеянному, постригшегося в этом глухом монастыре. В этом же монастыре в заточении умер в 1571 г. опальный новгородский архиепископ Пимен. Предание донесло до наших дней легенду о гробницах князя и архиепископа, которые якобы находятся где-то под развалинами монастыря.

Венев-Никольский монастырь располагался в полукилометре к северу от дороги Тула-Венев. Вначале он был приписан к Астраханскому Спасскому монастырю, а в 1667 г. — к дому патриарха Иакима. Обитель была в большом почете у жителей Тулы, Москвы, Рязани и др. Бояре, служилые дворяне и городские жители, умирая, завещали в монастырь крестьян, земли и имущество, лишь бы их похоронили у стен монастыря. В XVII в. монастырь был крупным вотчинником, к нему были приписаны многие села и деревни, в частности, с. Бортники на р. Осетр, д. Анишино, Хавково и др., с количеством крестьян, превышавшим 2 тыс. душ, поэтому внутреннее убранство и внешний вид обители говорили о ее цветущем состоянии, но во 2-й пол. XVIII в. она был упразднена, а монастырская церковь во имя св. Николая Чудотворца была превращена в приходскую. Она дошла до нас почти в своем первоначальном виде: это — каменный двухэтажный храм, построенный и освященный по благословению патриаха Адриана, причем 1-й этаж (во имя Успения Пресвятой Богородицы) — в 1696 г., а 2-й (во имя св. Николая Чудотворца) — в 1701 г.

До середины XVII века монастырь играл видную роль в защите южных рубежей Московского государства, находясь почти в центре Веневской Веркушской засеки и имея достаточно мощные оборонительные сооружения.

Венев-монастырь в XV веке вместе с Веневом вошел в состав московского княжества. Являясь крупным оборонительным центром, со 2-й пол. XVI века, Венев также находился в Засечной черте. Город Венев в церковном отношении в первое время своего существования зависел от Рязанской епархии, с 1662 г. и до открытия Тульской епархии причислялся к Коломенской кафедре, а после открытия Тульской епархии в 1799 г. вошел в ее состав. Первое упоминание о монастыре встречается в «Книге степенной царского родословия» в 1407 г. в рассказе о кончине и погребении в Венев-монастыре смоленского князя Юрия. А по легенде, записан¬ной в середине XIX века Д. Г. Гедеоновым, монастырь был основан в XIII веке на ме¬сте, где остановились греческий священник Евстафий и его спутники, перено¬сившие в 1225 г. икону свт. Николая Чудотворца из Корсуни в г. Зарайск. В начале XV столетия здешняя обитель была в особенном уважении московского князя, за благоденствие иноков и просвещенную ревность к пользам земли русской. Надо заметить, что первоначально монастырь был мужским, но в 1782 г. был упразднен. Монастырский храм обращен в приход расположенного рядом с. Богоявленского и использовался как приходской. И только в начале 1998 г. по благословению Тульского митр. Серапиона (Фадеева) Успенский храм был передан Щегловскому тульскому монастырю для организации подворья, 1 ноября того же года обращенного в сестричество. Указом Священного Синода от 19 июля 1999 г. сестричество было преобразовано в Свято-Никольский женский монастырь.

Само расположение монастыря среди когда-то дремучих лесов говорит о том, что первоначальными поселенцами могли быть благочестивые отшельники и сторожевые люди русского государства. По преданию, в нем был Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. Летописных следов об этом нет, но в монастыре хранились два посоха святителя земли русской. В 1570 г. сюда по ложному доносу был сослан Иваном IV новгородский архиепископ Пимен (Чорный), он был заточен в каменном мешке, в котором через год и умер. Его келья-камера сохранилась при перестройке храма в нижней Успенской церкви великолепного двухэтажного Николо — Успенского храма, построенного в 1696-1701 гг. и сохранившегося до наших дней. Он избежал дальнейших перестроек и реконструкций и радует наш глаз прелестью древних архитектурных форм. Но все остальное — стены, 6 башен, два здания келий из камня, торговые лавки, выстроенные у стен монастыря для традиционной ежегодной Успенской ярмарки, монастырь потерял. При его ликвидации весь камень пошел на строительство нижней плотины оружейного завода в Туле (начало XVIII в.), а остатки — на его расширение в начале XIX века. Были отобраны и обширнейшие угодья монастыря. К 70-м гг. XVI в. в Венев-монастыре существовали деревянный шатровый Никольский храм с южным приделом во имя вмч. Георгия, и деревянная на подклетях Успенская церковь с трапезой. В 1696 г. на месте обветшавшей Никольской церкви в Венев-монастыре был построен одноименный каменный храм, южный придел которого в 1698 г. был освящен во имя вмч. Георгия.

В 1701 г. над храмом была надстроена верхняя церковь, освященная архим. Антонием в честь Успения Пресвятой Богородицы; двухэтажный храм, как и монастырь, стал именоваться Успенским. Некоторое время в XVIII веке в храме существовал придел святых Космы и Дамиана, но неизвестно, где он находился. С северо-западной стороны к храму была пристроена шатровая колокольня, на 3-м этаже которой располагалась настоятельская келья. Монастырь владел огромными богатствами. При нем были конский и скотный заводы. Но в середине XVIII века положение его стало ухудшаться – по разным причинам. Но приходской Успенский храм не прекращал своего духовного служения, даже в советское время. Только осенью 1941 г., после оккупации Венева немецкими войсками, храм был закрыт, на два года, а в 1943 г. вновь открыт. Из всего монастырского комплекса дошла только прекрасная Николо-Успенская церковь, единственный в тульском крае двухэтажный храм второй половины XVII в. Памятник представляет собой двухэтажное, сложное в плане, ассиметричное каменное здание, сгруппированное по высоте и протяженности из нескольких объемов. На каждом этаже расположена отдельная церковь: внизу теплая, вверху холодная. Нижняя, «теплая» Никольская церковь перекрыта крестовыми сводами, опирающимися на массивный столп, стоящий посреди церкви и занимающий чуть ли не четверть площади и без того небольшой церкви. Мощь центрального столпа, низко нависающие тяжелые своды и царящий здесь полумрак придают церкви чуть ли не мистическую тональность, удивительно созвучную седой старине храма. Мы встречаемся здесь с наиболее эмоционально насыщенным интерьером позднего средневековья в тульском крае, правдиво доносящим до нашего времени красоту, самобытность и духовное богатство зодчества 17 века. Успенская — «холодная» — церковь размещена во втором этаже. Поднимаемся по крытой наружной лестнице и выходим на паперть, «глаголем» охватывающую верхний храм с западной и северной сторон. Вход в церковь украшен порталами с традиционным в XVII веке оформлением: по бокам – узкие полуколонки с перехватами и дынькой посередине, вверху – полуциркульная декоративная арка. Интерьер церкви не создает ощущения таинственности: перекрытия сомкнуты четырехлотковым высоким сводом, она просторна и светла. В толще северной стены церкви устроена узкая, очень крутая лестница, связывающая между собой верхнюю и нижнюю церкви.

Основной объем храма представляет собой высокий двухэтажный четверик с нижним одностолпным храмом и верхним двусветным. С восточной стороны к основному объему примыкает сильно вытянутая двухступенчатая апсида. Такие апсиды были характерны для новгородских храмов. В верхней части основного высокого объема церкви пробегает ритмичный ряд полукруглых, чуть килевидных кокошников, под ними — широкая полоса кирпичного узорочья, как кружевная лента, опоясывает церковь. Полукружия кокошников были расписаны священными изображениями: «св. Николай Чудотворец», «Успение Божией Матери» и др., на сегодняшний день не сохранившиеся. По углам поставлены парные полуколонки, так называемые «дудочки», характерные для зданий к. XVII — нач. XVII вв. Полоска «поребрика» — кирпичей, поставленных на ребро, отделяет верхнюю церковь от нижней. Богато украшенные оконные наличники зрительно увеличивают размеры окон и в то же время придают храму изысканную нарядность. Но оконные наличники свидетельствуют о некоторой запоздалости архитектурных деталей Венев-монастыря. Завершается основной объем четырехскатной крышей с изящным восьмигранным фонариком и небольшой главкой на тонкой шейке.

Читайте так же:  Кыпчакский монастырь

В отличии от основного объема, колокольня храма – восьмигранный ярус звона на четверике с парадной лестницей – несколько скромнее и также завершена фонариком и главкой. Колокольня пристроена к северо-западному углу и, составляя нижним ярусом паперть для входа в верхнюю церковь, соединяется с северными и западными дверьми двумя просторными галереями. Первоначально храм и колокольня имели синие со звездами купола. Такие купола, венчающие храмы, посвящены Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Своды в церкви опираются на одном столбе, в котором сделана ниша для стояния настоятелю. Под папертью выходы, род усыпальниц, в третьем этаже колокольни настоятельская келья, под западной галереей келья затворника. Между северной галереей и настоящей церковью в стене открыта в 1820 году пустота, по догадкам, служившая кладовою для монастырских драгоценностей. Внешнему облику храма присущи многие отличительные черты архитектуры конца XVII века: отсутствие страха перед асимметрией, свобода планировочных и пространственных решений, смелые контрасты, богатое кирпичное узорочье – и в то же время – следование духу более древних форм и деталей. Любопытен крест главного купола. Это якорный четырехконечный крест. Средокрестие украшено медальоном, от которого отходят по три луча с каждой стороны, заканчивающиеся шариками. Концы креста оканчиваются кругами с прикрепленными сердечками. В нижней части креста – якорь, также оканчивающийся сердечками. Якорь сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова — Царство Небесное, символом спасения, что очень соответствует понятию о храме, как о корабле, плывущем в Царство Божие. Богатство творческой фантазии зодчего особенно хорошо видно, когда смотришь на храм с его восточной стороны: из основного объема храма выступают двумя последовательными уступами апсиды сперва верхней, а затем нижней церкви, создавая впечатление ниспадающего каскада. И все это насыщено сочным и пластичным декором. Имени зодчего храма неизвестно. Но судя по непосредственности, подкупающей свежести, смелости архитектурных изысканий и творческих находок, трудно не высказать предположение, что творцом его был зодчий, наделенный недюжинным архитектурным дарованием и большим опытом.

Севернее храма расположен участок ограды с въездными воротами. Первоначально территория монастыря была обнесена кирпичной оградой с угловыми башнями, служившими в оборонительных целях. Западнее – за оградой кладбища, окружающего храм (в монастыре имеются старинные надгробные плиты, где похоронено более пятисот монахов), под слоем земли, сохранились остатки фундаментов древней монастырской ограды и угловых башен. Что касается внутреннего убранства церкви, надо заметить, что изображения, предусмотренные каноном, отсутствовали. Все стены были расписаны растительными орнаментами, являющиеся типично русским явлением. Такими же орнаментами были расписаны своды и стены паперти, к сожаленью, на сегодняшний день утраченными.

Поражает пятиярусный иконостас Успенской церкви. Такой иконостас был весьма типичен для конца XVII в. Переход от низкой алтарной преграды к высокому сплошному иконостасу – явление в целом национально русское, происходящее в основном в XIV -XV вв., в становлении которого большую роль сыграли Андрей Рублев и Феофан Грек. Византия, откуда берет свое начало древнерусское искусство, не знала высоких иконостасов. Русский иконостас формировался постепенно; в нем увеличивалось число икон и рядов, изменялись его несущие конструкции, усложнялся декор и композиция. Появление высокого иконостаса возможно было связано с необходимостью наилучшего освещения центра, и это меняло восприятие внутреннего пространства церкви. С одной стороны, стена, составленная из икон, несла значительно большую смысловую нагрузку, чем низкая алтарная преграда. С другой же стороны, алтарь оказался гораздо нагляднее отделен от основного пространства, что не могло не истолковываться как недоступность «горнего» мирянам. Особенно выразительны для эпохи московского барокко царские врата. Иконы в иконостасе верхней церкви выполнены художником Сафоновым в 1888 г. в стиле XVI в. В пятом поясе посреди — образ Господа Саваофа писан краскою и золотом, а по сторонам 12 праотцев, писаны в красках же и золотом. Сверх всего иконостаса образ Распятия господня с предстоящими по правую сторону Пресвятой Богородицы, по левую сторону Иоанном Богословом. На верхней части высоких стен — картины художников академической школы: «Оплакивание Христа», «Снятие с креста», «Положение во гроб» и др.

В 1-й пол. XIX в. академическое иконописание стало играть все более заметную роль. К тому времени уже значительная часть общества, в т. ч. духовенство и сами иконописцы, воспринимала его как «более правильное» по сравнению с традиционной иконописью. Развитие культурно-исторического сознания требовало точной передачи реалий евангельской истории — от этнических типов до ботанических видов растительности Палестины.

Следует заметить, что это отнюдь не противоречило установлениям Церкви: судя по описаниям некоторых иконных изображений в деяниях VII Вселенского Собора, отцы Церкви не отвергали эллинистическую живопись с ее натурализмом и психологизмом. В монастыре сохранилось много древних икон: «Св. Елизавета», к. XVIIIв., «Архангел Рафаил», сер. XIX в, «Преподобный Пафнутий», сер. XIXв., «Покров Богоматери», 2пол.XVIIIв., «Вседержитель» XIXв., «Св. арх. Михаил», XVIIIв., «Св. арх. Гавриил», сер. XIXв., «Успение Богоматери», XVIIIв., «Тайная вечеря», к.XIXв., «Вседержитель на престоле», XVIIIв., «Поклонение апостолов», XVIIIв., «Преп. Макарий Унжинский чудотворец», XVIIIв. Все они выполнены темперой, покрыты левкасом и позолотой, и требуют срочной реставрации, т.к. наблюдаются многочисленные осыпи красочного слоя, потемнение олифы, потертости позолоты, трещины между досками.

В книге «Памятники искусства Тульской губернии» говорится о поле Успенской церкви, сделанным из толстых дубовых брусьев, положенных в елку. Далее там говорится, что пол современен постройке храма и в таком случае представляет редкий образец деревянного пола конца XVII века. На сегодняшний день пол в своем первоначальном виде не сохранился. В южной части, в особой каменной нише Никольской церкви в ковчежце покоятся частицы мощей Новгородского свт. Пи¬мена, над ними нахо¬дится икона с изображением святителя. Пимен возглавлял Новгородскую кафедру, но в 1570г. Иван Грозный получил на Пимена ложный донос, что тот собирается служить Польше. Пимена низвели до положения шута, лишили в сана и отправили в заточение в Венев-монастырь. Его замуровали в «каменный мешок», высотой в 1,5м, где нельзя было выпрямиться. Прожил Пимен в том мешке чуть больше года. В отношении монастырских заточений Венев-монастырь не был одинок: многие русские монастыри бывали в старину не только пристанищем для смиренной молитвы и тихого уединения, но и местами заточения государевых и патриарших ослушников. В северной части нижнего храма перед алтарем предполагается захоронение Смоленского князя Юрия, закончившего свою жизнь в монастыре. Эти немногочисленные известия говорят нам о том, что монастырь не жил обособленно, а был тесно связан как с отдельными историческими лицами, так и со многими духовными центрами России.

Таким образом, при историческом взгляде на Венев — монастырь и его памятники, открывается, что он был не только твердым пунктом опоры колонизации края, но и, в частности, передаточным местом юго-западной русской образованности. На сегодняшний день состояние памятника оценивается как удовлетворительное. Каменные цоколи не в очень хорошем виде, имеются трещины, углы галереи и колокольни со сколами. Стены выполнены из полнотелого красного глиняного кирпича, оштукатурены и окрашены масляной краской. Общее состояние стен неудовлетворительное. Наблюдается осыпание штукатурного слоя, массовое отпадение кусков штукатурки. Несущая деревянная стропильная система и обрешетка находятся также в неудовлетворительном, почти аварийном, состоянии: нарушен участок кровли на южном скате, обрешетка сильно поражена гнилью. Внешнее декоративное убранство тоже в плохом состоянии. Главный карниз с большими разрушениями. Все детали декора имеют частичные утраты, сколы, неровности, утрачена четкость линий деталей. Фасады храма окрашены в белый цвет, декор – в коричневый. На сегодняшний день построены 3 келейных корпуса, хозяйственные помещения.

Венев-монастырь, хотя и входит в список исторических и архитектурных памятников, не имеет помощи ни от Российской Федерации, ни от муниципалитета, Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960г. №6-1327 Венев-монастырь и его росписи поставлены на учет как памятники архитектуры и живописи. Это памятники федерального значения. К северной стене колокольни прикреплена охранная доска с надписью: «Памятник архитектуры. Церковное здание. 1696г. Охраняется государством».

Уклеин В.Н. След времен минувших. Тула: Приокское книжное издательство Венев монастырь //Тульские епархиальные ведомости, №12(62), 2006 Правосл. энциклопедия. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Т. VII. М., 2004. Памятники искусства Тульской губернии. М., синодальная типография, Вып. I, 1914

Успенский Иверский монастырь, общежительный, при селе Борщевом, в 12 верстах от города Венева. Учрежден в 1898 году из Крестовоздвиженской женской общины, основанной в 1892 году. При нем богадельня и школа грамоты.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В 16 км от города Венёв расположена деревня Венёв-Монастырь, на окраине которой стоит Венёв-Никольский монастырь — один из старейших в Тульской области. По легенде, на месте, где останавливался греческий священник из города Корсунь (Херсонес) Евстафий, решивший по воле явившегося ему во сне свт. Николая доставить свою икону в Рязанскую землю, в городок Красный, что на Осетре (ныне Зарайск) удельному князю Фёдору. По пути к Красному городку священник Евстафий со спутниками, нёсший чудотворную икону свт. Николая Чудотворца, в 1225 году останавливался как раз на том месте, где позже будет основан мужской монастырь. Сама же обитель впервые была упомянута в начале ХV века. Находясь на южной окраине Московского государства, она была местом ссылки политических противников московских князей. Здесь жили в заточении, скончались и похоронены смоленский князь Юрий и новгородский архиепископ Пимен. Так, в нижней Никольской церкви погребён смоленский князь Юрий Святославич, который из-за преступной страсти некогда убил князя Семёна Мстиславича Вяземского и его супругу, красавицу Иулианию. Впоследствии князь Юрий удалился в Венёвскую обитель, где и принял раскаяние (скончался 14 сентября 1408 года). Перед смертью Юрий Смоленский завещал Венёву монастырю значительную сумму денег, на них впоследствии были построены кирпичные стены с башнями вокруг обители и монашеские кельи. В 1570 году сюда был сослан царём Иоанном Грозным новгородский архиепископ Пимен (Чёрный), он был заточён в каменном мешке, в котором через год умер. Его келья-камера сохранилась при перестройке храма в нижней Успенской церкви двухэтажного Николо-Успенского храма, построенного в 1696-1701 гг.

Это единственный в Тульской области двухэтажный храм конца ХVII века. Памятник представляет собой двухэтажное, ассиметричное каменное здание. На каждом этаже — отдельная церковь: внизу тёплая, в честь Успения Пресвятой Богородицы, вверху холодная, в честь свт. Николая Чудотворца. Все стены, своды и стены паперти были расписаны растительными орнаментами. В далёком прошлом Венёв-Никольский монастырь входил в состав Засечной черты — уникальной оборонительной системы Московского государства. В ХVI-ХVII вв. Засечная черта служила для защиты столицы от нападения крымских татар на дальних границах. Оборонительная линия протянулась на сотни километров по территории нынешних Тамбовской, Рязанской, Тульской и Калужской областей. Лес на таких рубежах засекали, то есть деревья не рубили совсем, а подрубали на высоте человеческого роста. Затем стволы укладывали верхушками в сторону предполагаемого направления атаки противника, тем самым создавая заграждения, труднопроходимые для вражеской конницы. На открытых участках местности возводили крепости, редуты и другие сооружения. Некоторые фрагменты укреплений сохранились до сих пор в окрестностях Венёвской обители. В Успенско-Никольском храме не прекращалось богослужение даже в советские годы, и только осенью 1941 года, после оккупации города Венёва немецко-фашистскими войсками, монастырский храм был закрыт на два года.

Венёв Никольско-Успенский храм и его росписи Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. №6-1327 поставлен на учёт как памятник архитектуры федерального значения. На северной стене колокольни имеется охранная доска с надписью: «Памятник архитектуры. Церковное здание. 1696 г. Охраняется государством». 19 июля 1999 года Священный Синод благословил преобразование Никольского прихода в селе Венёв-Монастырь в Никольский женский монастырь.

Из журнала: «Автомобили и цены» №33 (117) 22-28 августа 2005/Автопутешествие/Москва-Венёв

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

Один день в Венев-монастыре, статья еженедельника «Слобода»

ПРЕДАНИЯ О МОНАСТЫРЕ — ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Святая благоверная княгиня (мученица) Иулиания Вяземская и Новоторжская
(память 2 июня и 21 декабря по старому стилю)

Читайте так же:  Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь как доехать

Иулиания была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский, брат которого женат был на дочери князя Юрия, дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, князя Симеона, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец “. бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия”. Произошло это в 1406 г.
Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался 27 сентября 1407 г. на праздник Крестовоздвижения и стал местночтимым святым.
Княгиня Иулиания Вяземская была причислена Русской Православной Церковью к лику святых и «ко гробу народ с верою и усердием притекал в несчетном множестве, — как сказано в рукописном житии благоверной княгини, — и все неизреченную пользу и исцеление получали». Княгиня Иулиания Вяземская входит в Собор Тверских святых и особо почитается в Тверской области.
Благоверный князь Симеон Вяземский прославлен Русской Православной Церковью как князь-мученик в Соборе Смоленских святых.
Также журналисты непочтительно отозвались о святом мученике Архиепископе Пимене, который прославлен в Соборе Тульских святых вместе с Юрием Смоленским.
Икона св. мучеников Симеона и Иулиании, написанная для Тульской области находится сейчас в центре Москвы, в Храме Успения в Путинках, в переулке напротив Петровки, 38.

«ЗАТВОРНИЦЫ»

Настоятельница монастыря, монахиня Алексия, с козочкой редкой английской породы, фотографировавшейся с Патриархом Всея Руси Алексием.

Говорят, в монастырь уходят от безысходности, когда приходится совсем туго. В Венев-монастыре мы ожидали увидеть несчастных женщин, у которых нет ни семьи, ни родных, услышать пару историй о тяжелой женской судьбе, которая заставила молодых девчонок стать добровольными затворницами.
Настоятельница женского монастыря монахиня Алексия улыбнулась нашим словам.
— Люди, которые не нашли себя в мирской жизни, уйдут и отсюда. Прятаться в монастыре от самого себя — дело пустое. Конечно, мы никого не прогоним. Случайные люди, которые не понимают, зачем идут в монастырь, могут продержаться не больше недели. А потом возвращаются в мир.

Монашеский постриг происходит не сразу, поначалу девушки живут в монастыре послушницами. Монахиней может стать женщина не моложе 30 лет, которая осознает все последствия своего поступка.
У молоденьких послушниц Венев-монастыря есть родители и вполне благополучные семьи. Время от времени они общаются и встречаются с родными.
За пределы монастыря девушки могут выходить «только по делам монастырским», например, на веневский рынок за семенами. И только в монашеском облачении — посторонним взорам открыты лишь лицо и руки. Настоятельница призналась нам, что реагирует на них народ по-разному.
— О плохом говорить не хочется. Бывает, и гадости вслед кричат.
Одна из послушниц ходит в Дедиловскую школу, учится в обычном классе, общается с ребятами, а после занятий возвращается в монастырь. В прошлом году другая девушка окончила 9-й класс той же школы. На уроки она ходила в монашеской одежде. Ей было позволено сходить и на выпускной бал.

ГЛАВНОЕ — ПОСЛУШАНИЕ

Послушанием называют любую работу: ставить свечки в храме, готовить еду и мыть посуду, работать на огороде, ухаживать за скотиной, косить сено. Никаких «хочу — не хочу» в монастыре не существует.
— Человек, который переступил порог монастыря, отрекается от собственной воли, — рассказывает настоятельница монахиня Алексия. — Ты не можешь выбирать себе занятие или лениться. Тебе сказали — ты идешь и делаешь. Послушание — это главный жизненный принцип. Слушаться надо абсолютно во всем: велено родителям письмо написать — садись и пиши.
День в монастыре начинается в 6.00, через полчаса в храме молитвы, потом литургия. Завтрака нет, в 11.00 колокольчик собирает монахинь и послушниц на обед. И до вечерней трапезы: работа, работа, работа. После вечерней молитвы девушкам отводят время на свои дела. В монастыре не читают газет и журналов, в здешней библиотеке только духовная литература, здесь нет телевизора и радио. Есть магнитофон, правда, на всех кассетах только духовная музыка. Зимой времени у девушек больше, поэтому они вышивают иконы.
— Неужели молодым девчонкам здесь не скучно? — допытывались мы у настоятельницы. — Неужели им не хочется шумных тусовок, громкой музыки, общения?
— У нас другая жизнь, которая совсем не похожа на вашу. То, о чем вы говорите, нам просто не нужно! Эти девчонки не хотят идти в мир. Здесь спокойно, здесь мы под покровом Божией Матери. Здесь свой круг общения.

НАСТОЯТЕЛЬНИЦА АЛЕКСИЯ

Настоятельница монастыря монахиня Алексия в монашестве 4 года, а в монастыре живет уже 12 лет. На наш вопрос, почему пошла в монастырь, монахиня пожимает плечами:
— В нашей семье глубокие духовные корни. Дедушка, мамин папа, был священником. Когда бабушка умерла, он принял монашество на Белой горе (это на Урале в Пермской области, мы оттуда родом). С детства я при храме. И иной жизни уже не представляю. Был период, когда открывались монастыри, и девушки моего возраста уходили в монашество. Ушли в монастырь три мои двоюродные сестры, собралась и я. Мама была согласна, а отец долго не отпускал. Я поехала в гости в монастырь в Пензенскую область, а оттуда прислала длинное стихотворение о том, как мне нравится монастырская жизнь, что это мое и я не смогу жить иначе. Папа был тронут и позволил.
Некоторое время я жила в монастыре в Иванове через стенку с известной старицей Блаженной Любушкой (блаженные — это те, кто ради Христа юродствует. — Прим. авт.). В Тулу, в Щегловский женский монастырь, приехала на 2 недели, чтобы помочь пошить облачение к Рождеству. И осталась.
Кстати, в Венев-монастыре живут три родные сестры настоятельницы.
— Нас у мамы 10 детей. Наша семья очень дружная. Мы жили далеко от города, и мама всегда нас очень оберегала.
Одна из сестер играет на пианино и пишет песни. Музыкальный инструмент стоит в трапезной (то есть, по-мирски, столовой).
— Она никогда не ходила в музыкальную школу, — рассказывает настоятельница Алексия. — Научилась как-то сама. Она знает ноты и пишет замечательные стихи и музыку.
Специально для нас девушки спели одну из песен. Чистые девичьи голоса звучали в храме так проникновенно, что у нас мурашки побежали. Кстати, все девушки умеют звонить в колокола. А на Пасху попробовать себя в роли звонаря разрешается всем без исключения прихожанам.
ХОЗЯЙСТВО
На плечах нескольких хрупких девчонок держится большое хозяйство: коровы (самая маленькая черная телочка появилась на свет перед Пасхой), бычки (кстати, бычков здесь выращивают только на продажу — монахини не едят мяса), овцы английской породы (их стригут и прядут шерсть), козочки, огород, на котором посажено столько овощей, чтобы хватило до следующего сезона.
Есть среди скотины и особая козочка, которая удостоилась чести сфотографироваться однажды с Патриархом и появиться на страницах «Комсомольской правды». Относится она к редкой английской породе молочных коз. Посмотришь на такую козу: кожа да кости, в чем душа держится. А молока дает очень много.
Одно время ходили слухи, что в монастыре растут бананы.
— Да не бананы это! — объясняет настоятельница. — Это тростник, который относится к семейству банановых. За лето у монастырской калитки вырастают растения с огромными листьями, цветочками и маленькими, похожими на каштаны, плодами. Осенью мы их вырубаем, а по весне они опять вылезают на свет.
А еще в монастыре есть пчелы. Два улья настоятельница привезла из Тамбова.
— Я не знала, можно ли перевозить пчел, но решила рискнуть. Поместили два улья в грузовую машину и повезли. Стояла осень, и пчелы еще не спали. Они перенесли такую дорогу, перезимовали, а весной погибли от какой-то болезни! Правда, наши ульи пустовали недолго. В один пчелы заселились сами. А другой мы заселили роем, подобранным в лесу.
Кстати, с пчелами и Венев-монастырем связана история, которую и сейчас можно услышать от местных старожилов. В 70-е годы ХХ века ремонтировали купол храма. И когда его вскрыли, обнаружилось большое пчелиное гнездо. Рабочие спустили оттуда почти 16 ведер сот с душистым медом.
Вместо вырубленных богатых монастырских садов возле храма растут молоденькие деревца.
— Саженцы плодовых деревьев нам привез один садовод-любитель, дедушка 90 с лишним лет, — говорит настоятельница. — Мы высадили их, стали ухаживать. Но больше половины саженцев выкопали! Люди без зазрения совести воровали деревца прямо средь бела дня.


И сама настоятельница монастыря, и все сестры знают нотную грамоту и очень любят петь.

Показав нам хозяйство, настоятельница повела нас по старинным каменным ступеням в храм. Во второй половине XVII века монастырская церковь во имя Святого Николая Чудотворца стала приходской. Сохранилась она практически в своем первоначальном виде: каменный двухэтажный храм (первый этаж построен и освящен во имя Святого Николая Чудотворца в 1696 году, второй — во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1701 году). Первый этаж темный, с низкими сводами, очень похож на монастыри, которые показывают в кино. Второй — светлый и радостный, сюда обитатели монастыря перебираются после Пасхи.
Слева от входа на первом этаже настоятельница показала нам икону Божией Матери.
— Ее подарили нам не так давно, — рассказала она. — Долгое время она пролежала в антикварном магазине. А когда ее выкупили и поместили в храм, икона, словно в благодарность, стала мироточить (светлые следы от мира сохранились и сейчас. — Прим. авт.). В то лето у нас в монастыре жила 14-летняя девочка из Венева. С детства она страдала диатезом. Вся кожа была покрыта зудящими пятнами. Девочка стала утром после молитвы мазать болячки миром, и через месяц излечилась.
Простоявший века храм сейчас находится в полуразрушенном состоянии. Прошлой осенью, когда начались дожди, крышу сорвало напрочь. Стали мокнуть стены толщиной более 2 метров! Сейчас строители латают крышу — деньги выделил один московский предприниматель. Сам храм тоже требует реставрации.
— Ремонтируя после революции церковь, строители допустили грубейшую ошибку, — рассказывает настоятельница. — Стены здесь сделаны из знаменитого веневского известняка. И эти стены просто закрасили масляной краской! Они перестали «дышать», их стал есть грибок. Разрушение стен продолжается и по сей день.
— Однажды мы видели в тульском переходе монахиню, которая собирала деньги на восстановление Веневского монастыря.
— Эти «монахини» не имеют к нам никакого отношения! Да и не монахини они вовсе! Нам разница сразу в глазах бросается. Например, платок, заколотый булавкой под подбородком, не носят ни в одном монастыре!
P.S. На прощание монахини накормили нас обедом. «Отказываться от трапезы в монастыре не принято, — говорили девушки, усаживая нас за длинный стол. — У нас день сегодня постный, не обессудьте». И поставили на стол кастрюльку рыбного супа, кашу, тушеные овощи и парное молоко.

С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА

По шатким ступенечкам мы вскарабкались на колокольню, и нам открылся вид удивительной красоты!

1 Когда монахини и послушницы приехали в монастырь, из построек была только маленькая сторожка. Та первая зима была настолько холодная, а домик настолько древний, что ночью у спящих сестер примерзали волосы.
2 Рядом был небольшой коровник, который сейчас снесли. На этом месте посадили кабачки и капусту.
3 Дома, в которых живут сестры, строили «шабашники», работу они выполнили некачественно. Из плохо проконопаченных щелей выглядывает пакля. Сестры живут в маленьких, скромно обставленных комнатках: кровать, стол, сервант с иконами. В прихожей висит график дежурств: кто когда убирает домик.
4 Бревенчатое строение позади жилых построек — баня.
5 Новый коровник построили в прошлом году. Сейчас здесь живут монастырские коровы, бычки и две телочки.
Трапезной тоже не было. Устроили ее в подвальчике, где хранился уголь. Разбирали и чистили помещение девушки вручную.
Окружен монастырь кладбищем. На этой земле захоронено 5 тысяч монахов.
6 Недалеко от монастыря сохранились пещеры, в которых жили монахи-отшельники.

В монастыре гостили Юлия ГАВРИЛОВА
и Сергей КИРЕЕВ (фото).

История

Многие источники утверждают, что Венев монастырь – один из самых древних православных монастырей, воздвигнутых на Руси. Его основание восходит к первым векам распространения и укрепления христианства в жестокой борьбе с язычеством. Земля, на которой возник монастырь, была покрыта дремучими лесами, населенными славянским племенем вятичей. В 11-12 веках здесь уже было поселение. Точно не установлено, было это поселение монахов отшельников или воинов, защищающих рубежи Родины. Известно, что в этих глухих местах в начале 13 века проповедовал православие монах Киево-Печерского монастыря Кукша, замученный язычниками и ныне причисленный к лику святых в земле тульской просиявших. Выписка из новоизданных Святцев о древности: «Монастырь древний в Тульской губернии Веневский в нем церковь Соборная. Сей монастырь построен еще в тринадцатом столетии. Август 9 дня 1827г.»

Читайте так же:  Журнал православные монастыри путешествие по святым местам

Длительное и полное опасностей было путешествие священника Евстафия, но постоянным покровителе и наставником путников был сам свт. Николай. Оказавшись в пределах Рязанского княжества, в долине реки Осетр, священник Евстафий, несший чудотворный образ был с почестями встречен юным князем Феодором, сыном великого князя Рязанского Георгия Игоревича и препровожден в его удельное поместье, в ту пору именовавшееся Красным городом, ныне г. Зарайск, Московской области.

Земли, на которых расположен в настоящее время Свято – Никольский женский Венев монастырь в 13 веке, принадлежал Рязанскому княжеству. По пути к селению Красный город священник Евстафий со спутниками, несший чудотворную икону свт. Николая в 1225г. останавливался здесь, и после его посещения в 13 веке на этом месте был основан мужской монастырь.
Великий князь Рязанский Георгий отдал распоряжение в селении Красный город заложить церковь во имя свт. Николая, где и была установлена чудотворная икона.

Так икона свт. Николая, доставленная из г. Коруни, пронесенная по нашей земле и освятившая её, обрела свою обитель. В настоящее время зарайская икона Николая чудотворца находится в Третьяковской галерее изобразительного искусства.

Самым ранним документальным свидетельством существования Венева монастыря является упоминание его в «Книге степенной царского родословия» (ПСРЛ. Т.21. Ч.2. Гл. 13. С. 445) под названием «Венев, пустынь, монастырь святаго Николы… в земле Рязанской» в рассказе о кончине и погребении в Веневе монастыре в 1407 (по другим трактовкам — 1408) году смоленского князя Юрия.

Как свидетельствует В.И.Чернопятов, автор издания «Дворянское сословие Тульской губернии» (Т. VII. «Некрополь». 1912. С. 146), Великий князь Смоленский Георгий (Юрий) Святославич скончался в 1408 году 14 сентября и погребен у правого клироса нижнего храма. В начале XX века над его могилой еще сохранялась металлическая доска, установленная по соизволению преосвященного Дамаскина, Епископа Тульского и Белевского. Надпись на ней содержала выписку из 26 главы «Книги степенной царского родословия», которая гласила, что события эти происходили во время правления благоверного великого князя Московского Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского. «В граде Смоленске господствовал тогда великий князь Юрий Святославович. Сей великий князь Смоленский, видя нестроение братий своих и междоусобную брань, оставил княжение свое и ушел в Рязань к тестю своему, великому князю Олегу Ивановичу Рязанскому. В отсутствии его Витовт, князь Литовский, пленил Смоленск, и супругу его с детьми повелел отвести в Литву. Услышав о таком злоключении града, жены и детей своих, в горести души князь Юрий предался на служение великому князю Московскому Василию, который сделал его наместником града Торжка».

Там он и повстречался с супружеской парой – князем Семионом Мстиславичем и княгиней Иулианией Вяземскими. Княгиня Иулиания была так хороша собой, что князь Юрий начал домогаться ее любви. Но Иулиания Вяземская не отвечала ему взаимностью и говорила: «Никогда не оскверню святое супружеское ложе». На одном из пиров князь Юрий злодейски убивает князя Симеона, надеясь тем самым расчистить себе путь к красавице княгине. Но напрасно, взаимности он так и не добился. Обороняясь от него, Иулиания ударила его ножом в грудь. В ярости князь Юрий изрубил ее мечом и приказал бросить ее тело в реку. Через год чудесным образом было обретено тело княгини Иулиании. В последствии от мощей княгини Иулиании Вяземской происходили многие чудеса и знамения, и церковь причислила ее к лику святых, объявив днями памяти святой мученицы княгини Иулиании Вяземской 15 июля и 3 января. И до сих пор ее подвиг является образцом самоотверженного служения одному из столпов православной морали — супружеской верности.

Совершив такое злодеяние, князь Юрий не мог найти покоя. Всеобщее презрение и осуждение погнали его в татарскую Орду, однако и там не найдя успокоения, он вернулся на Русь. Встретившись с монахом-отшельником, князь Юрий уверовал, что «пришло ему время оставить тщету века сего и взыскать место для спасения души своей». Таким местом была выбрана Веневская пустынь в земле Рязанской на речке Осетр, которая в ту пору была мужским монастырем св. Николая Чудотворца. Князь Юрий вселился в монастырь при игумене Петре, и «там в скорби и непрестанном плаче и сетовании о грехах своих впал в недуг телесный… и преставился о Господе в лето от сотворения мира 6917, а от Рождества Христова 1408 года месяца сентября в 14 день».

После смерти Юрий Смоленский завещал Веневу монастырю значительную сумму денег. На них в последствии были построены кирпичные стены вокруг монастыря с башнями и кирпичные монашеские кельи.
«Игумен-христолюбец» Петр, впоследствии получивший имя Петра Веневского, был учеником Сергия Радонежкого, и по преданию несколько раз встречался со своим духовным наставником в Веневе монастыре. Сергий Радонежский приходил в обитель пешком, чтобы навестить своего ученика. Он подарил ему жезл, власяницу и посох. В XIV веке в Веневе монастыре состоялась историческая встреча Сергия Радонежского, игумена монастыря Петра и князя Димитрия Донского. Реликвии, подаренные игумену Петру Сергием Радонежским, до 1930 года хранились в ризнице монастыря, а потом были переданы в какую-то другую епархию, так как в разное время монастырь был приписан к разным епархиям.

В XV веке Венев монастырь вместе с городом Венёвом вошел в состав Московского княжества. Являясь крупным оборонительным центром, со второй половины XVI века монастырь находился в засечной оборонительной черте, проложенной вдоль южных границ Московского государства. К 70-м годам XVI века в монастыре существовали деревянный шатровый Никольский храм с южным приделом во имя вмч. Георгия и деревянная теплая на подклетях Успенская церковь с трапезой.

Настоятелями Венева монастыря до конца XVII века являлись игумены, позднее – архимандриты. Во второй четверти XVII века монастырь был приписан к астраханскому в честь Преображения Господня монастырю; с 1651 года — к Саввину Сторожевскому монастырю; с 1677 года – к Патриаршему дому, в 1724 году – к лебедянскому Яблонову Троицкому монастырю. И только в феврале 1727 года по прошению прокурора Военной коллегии Егора (Георгия) Ивановича Пашкова (захороненного в цоколе нижнего Свято-Николького храма в 1740 году) Венев монастырь вновь стал самостоятельным.

Наиболее драматичным оказался контакт Венева монастыря с исторической личностью XVI века – архиепископом Великоновгородским и Псковским Пименом (Черным). Свободолюбивые и нередко буйные новгородцы часто меняли управлявших ими князей и архипастырей. То, что архиепископ Пимен, по словам Н. Карамзина, «был в Новгороде Владыкой 17 лет, 2 месяца и 9 дней», свидетельствует о его пастырском таланте и способности примирять враждующие стороны. Подозрительный и злобный по характеру Иван Грозный, находившийся в то время на Московском престоле, не раз вступал в конфликты с новгородцами. В 1570 году Иван IV получил донос на архиепископа Пимена, в котором сообщалось, что архиепископ злоумышляет отколоться от Москвы и перейти к Польскому королю. Иван Грозный прибыл в Новгород Великий с царевичем и отрядом опричников, у ворот города архиепископ Пимен встречал его с хлебом-солью, но благословение архиепископа не было принято, а сам архиепископ прилюдно был обвинен в предательстве. Пимену Новгородскому было объявлено, что он лишается архиепископского сана. С него сняли облачение, одели в ветхую одежду, провезли с позором по городу (с бубенцами и волынкой) и отправили в Москву на суд, который осудил его на вечное заточение в «каменном мешке» Венева монастыря. Его замуровали в кирпичную кладку под Никольским храмом, оставив воздушного пространства 1,5 кубических метра, с одним маленьким отверстием, через которое подавали воду и просфору раз в сутки. В таких мучениях Пимен Новгородский прожил год и два месяца и в 1571 году скончался.

Незаурядная личность святителя-мученика нашла отражение в многочисленных исторических трудах. Вскоре после кончины началось народное, а затем и местное церковное почитание архиепископа Пимена. До 1913 года в нижнем храме Венева монастыря находилась гробница жертвы грозного царя в виде мраморного саркофага за металлической решеткой искусной работы местных мастеров, над которым было укреплено иконное изображение Святителя Пимена. В настоящее время в мощных каменных сводах нижней церкви была создана для обозрения и поклонения паломников имитация того «каменного мешка», в котором был замучен архиепископ Пимен. В 1986 году из-под пола Никольского храма были изъяты и положены в особый ковчежец, хранящийся в нижней церкви, частицы мощей свт. Пимена Новгородского.

Царь Иоанн Грозный пожаловал Веневу монастырю 1552 четверти земли, в том числе 375 четвертей пашенных угодий, с. Бортники на р. Осетр с церковью во имя прп. Пафнутия Боровского и 3 деревни. В 1606 году царь Василий Иоаннович Шуйский грамотой подтвердил права Венева монастыря, предоставленные царем Иоанном IV, на владения и пожаловал новые земли (села Хавки и Страхово, деревни Анишино, Новосёлки, Филатово, Тёплая и др., а также ряд пустошей. По переписи 1674 года Венев монастырь владел огромным богатством: 2246 крестьянами, 425 дворами, при монастыре были конский и «скотный» заводы. В этот период были возведены каменный двухэтажный храм с колокольней и другие каменные монастырские постройки.

С середины XVIII века материальное положение Венева монастыря стало ухудшаться. Неумелое управление монастырским хозяйством, частая смена настоятелей привели к тому, что в 1764 году в Святейший Синод поступило сообщение, что в монастыре непорядок, а сама братия жаловалась: «Подаяния со стороны никакого ни от кого не имеем, потому что монастырь отстоит от города в дальнем расстоянии, и ныне остались без всякого пропитания, и милостыни просить не у кого… к службе Божией на просвиры муки, вина церковного, ни свеч, ни ладону взять стало неоткуда, и самим питаться нечем».

31 мая 1782 года консисторским указом Венев монастырь был упразднен. Успенский храм был обращен в приход расположенного рядом села Богоявленское, а монастырские постройки были отданы во владение священно и церковнослужителям, переведенным из села Богоявленское к новой приходской церкви. Однако им недолго пришлось пользоваться монастырскими строениями. В 1784 году исправлявший должность Тульского и Калужского генерал-губернатора, граф Кречетников, отыскивая в Тульской губернии годный к строению местный каменный материал – для строившегося Тульского оружейного завода, приказал разобрать в бывшем Веневом монастыре жилые каменные здания и каменную полуразвалившуюся ограду, бывшую вокруг церкви, и годный к строению камень перевезти на оружейный завод. Разлом каменных строений бывшего Венева монастыря и перевозка камня в Тулу делались по одному лишь приказу графа Кречетникова, без сношения с духовной властью, которая узнала об этом почти через 20 лет. Согласно Синодскому указу 1769 года имущество упраздняемых монастырей поступало на рассмотрение Святого Синода и епархиальных преосвященных. И только в 1803 году, когда приступили к перевозке на оружейный завод оставшейся части камня, преосвященный Мефодий (Коломенский) протестовал против этого как насильственного захвата церковной собственности. Но наступил новый исторический период – Европа была накануне военных действий. И судебный процесс о монастырском камне мог послужить причиной замедления постройки оружейного завода, имевшего в ту пору стратегическое значение. Камень предназначался для строительства главной нижней плотины завода на реке Упе.

В том же 1803 году отняты были у Успенской церкви и деревянные доходные постройки, сдававшиеся внаем купцам, приезжавшим на ярмарку в Успеньев день. Это были два деревянных корпуса с 16 жилыми покоями и 10 торговыми лавками. Так получилось, что от некогда богатого архитектурного ансамбля Венева монастыря осталась только двухэтажная каменная церковь.

Приходской Успенский храм не прекращал своего духовного служения в течение всего XIX века, в 1837 году он был отремонтирован, а в 1889-90 годах были подновлены иконостасы.

В храме не прекращалось богослужение даже в советские годы, и только осенью 1941 года, после оккупации г. Венёва немецкими войсками, Успенский храм был закрыт на два года. Известно, что верхняя Успенская церковь использовалась для хранения зерна.

В 1998 году по благословению Тульского митрополита Серапиона (Фадеева) Успенский храм села Венев-монастырь был передан Щегловскому Тульскому монастырю для организации подворья. Указом Священного Синода от 19 июля 1999 года подворье было преобразовано в женский монастырь, настоятельницей которого была назначена монахиня Алексия (Бажина).

Были отреставрирован северный предел нижнего храма в честь преподобного Пафнутия Боровского, в нем же находится трапезная для насельниц обители, восстановлен центральный купол храма, построена фасадная часть монастырской ограды, построены три келейных корпуса, а также хозяйственные помещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *