Монастырь кизилташ

Кизилташский Свято-Стефано-Сурожокий монастырь — мужской общежительный монастырь на высоте 400 метров над уровнем моря, возникший возле целебного источника святого Стефана, в долине у скального хребта Кизил-Таш (по-татарски «красный камень») недалеко от села Краснокаменка (Судакский район).

Описание

Монастырь создан в 1856 году, когда по благословению владыки крымского Иннокентия была открыта Кизилташская киновия. В 1950 году здания монастыря были взорваны, а рядом был создан арсенал для хранения ядерных боеголовок. О монастыре в те времена мало кто знал. Но в 1996 году случилась нашумевшая история — чудесное спасение маленькой девочки пушистым зверьком, потерявшейся в лесу. Возрождение Кизилташского мужского монастыря началось в 1997 году.

Кизилташский монастырь, будучи горным, не является пещерным. Все постройки монастыря находились на скальных террасах. Пещера с целебным источником — естественного происхождения, и еще одна пещера представляет собой ход между двумя наклонившимися скалами. Она носит название Разбойничья — по легендам, в 40-х годах XIX в. пещера служила убежищем крымскому Робину Гуду — Алиму-разбойнику.

Самый значительный след в истории монастыря оставил игумен Парфений, сожженный татарами в 1866 году. В начале XX века собиратель крымских легенд Н. Маркс записал сказание «Грибы отца Самсония». Отец Самсоний жил в киновии в 60-х годах XIX века. Эпизод с грибами, украшенный впоследствии легендарными подробностями, имел место в действительности.

В монастыре есть братский корпус, трапезная, домик настоятеля, библиотека и небольшие хозяйственные постройки. Несмотря на то, что соседство воинской части делает несколько трудным посещение обители (необходимо предъявлять документы), сюда приезжают верующие. У бывшего въезда в обитель их встречает фигура белого ангела с распахнутыми крылами, крестом и свитком в руках.

Близ монастыря находится пещерка с целебным источником святого Стефана, на основе которого рядом и возник Кизилташский монастырь. Здесь когда-то была обретена икона Божьей матери, в этой пещерке, возможно, молился сам св. Стефан Сурожский. Здесь же жила болгарская девушка Константина, которая позже перешла в урочище Топлы, где был основан Троице-Параскевиевский женский монастырь. По многочисленным свидетельствам тех лет, водой из источника исцелялись многие. Очень полезной «в лечении от ломот» считалась грязь со дна болотца, находящегося чуть ниже источника.

В новом храме, перестроенном из бывшей северной караульной казармы и освященном в честь Всех Святых Киево-Печерских, родоначальников монашества на Руси, хранятся частички мощей многих известных православных святых: архиепископа Иннокентия, святителя Луки, патриарха Тихона, Пантелеймона-целителя, Агапита Печерского, Александра Невского, Георгия Победоносца и других. Когда их зимой 1998 года везли в Крым, замироточили мощи святителя Иннокентия Херсонского и Таврического, преподобного Гавриила Афонского и Георгия Победоносца. Здесь же можно узнать об истории монастыря, благодаря точно воссозданному макету представить каким он был когда-то.

В 2007 году Кизилташскому монастырю исполнилось 150 лет. В этот юбилейный год на старом каменном фундаменте прежнего храма святителя Стефана Сурожского началось возведение нового. Этот храм, срубленный из дерева, виден уже из всей долины, первый и пока что единственный в Крыму.

Адрес: Крым, Судак, ул. Ленина, 27 (подворье). Тел: +38 06566 34–750, +38 050 640-78-16.

Кизилташский монастырь

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид
  • Статьи (3)
  • Комментарии (0)

Кизильташская святого Стефана Сурожского киновия, в 35 верстах от города Феодосии, близ местечка Судак, в урочище Кизильташ. Основана в 1851 году. Здесь была церковь святого исповедника Стефана Сурожского. В Успенском храме находится явленная икона Божией Матери. Близ киновии находится пещера с целебным источником; в ней устроена часовня. Эта обитель имеет в местечке Геническе, на берегу Азовского моря, основанное в 1904 году подворье с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенным в 1907 году, с приделом во имя святого Алексия, митрополита Московского, освященным в 1910 году; здесь хранится местно чтимая Касперовская икона Божией Матери. Храм этот создан на пожертвования, собранные пользовавшимися большим почитанием окрестных жителей старцем Созонтом (+1 июня 1908 года), который и погребен в нем, в склепе.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

На пути из Судака в Феодосию, посреди густого леса, в живописной долине урочища Кизилташ (красный камень), окруженной высокими скалами, расположено селение Кизилташ (ныне Краснокаменка). Различные находки обнаруженные в этой местности в конце XIX-XX веков (бронзовый сосуд-водолей, кольца, бусы, браслеты, восточные серебряные монеты, керамические изделия, эпиграфические памятники) свидетельствуют о том, что эта защищенное, с источниками чистой воды и плодородными землями, место издревле привлекала людей.

Из жития архиепископа Стефана Сурожского видно, что в этих живописных уединенных местах Стефан прибывал в конце VII — начало VIII вв. Умер 15 декабря 750 года. Первое чудесное событие после его смерти свершилось, когда к нему прикоснулся слепой от рождения Ефрем и прозрел в тот же миг. Обращаясь к святому Стефану с молитвой, многие получили исцеление. Святой Стефан был похоронен в алтаре Софийского собора в городе Суроже (ныне Судак). После собор был переделан в мечеть, но верующие смогли спасти мощи святого от поругания. К сожалению, по сей день неизвестно, где хранятся мощи святого Стефана Сурожского.

В Кизилташской скале есть две пещеры, в одной из которых устроена часовня, на ее стенах сохранились следы изображения неизвестного святого и источник названый в честь святого Стефана Сурожского. В водах этого источника в 1825 году местным пастухом-татарином была обнаружена древняя икона Божьей матери, пастух отдал ее греку-купцу, а купец отвез в Феодосию и передал икону протоиерею Иосифу. После осмотра феодосийским протоиереем Иосифом деревянная икона Пресвятой Богородицы передана в церковь святителя Стефана. После чего сюда стали стекаться верующие люди. В день успения Богоматери — 15 августа христиане стали совершать Богослужения в знаменитой пещере. В этой пещере так же молилась девушка из Болгарии, Константина, известная как Параскева, принявшая постриг и ставшая первой настоятельницей в Свято-Троице-Параскевиевском женском монастыре в урочище Топлы.

Первыми поселенцами мужского общежительного монастыря стали странствующие богомольцы Андронник и Пантелеймон. Они построили первый молитвенный дом и скромное жилище. Архиепископ Иннокентий в 1856 году освятил эту скромную церковь во имя святого Стефана Сурожского. После чего к нему обратились граждане, соседствующих Судака и Феодосии с просьбой открытия киновии в Кизилташе. Просьба была удовлетворена по решению Святейшего Синода. Первым настоятелем стал игумен Арсений, переведенный из Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря. В образованной киновии собралось 11 монахов, и началось обустройство монастыря.

В 1859 году настоятель сменился. Его место занял Иеромонах Парфений, который был переведен в Кизилташскую обитель из Балаклавского Георгиевского монастыря. Во время Крымской войны, будучи помощником благочинного до конца осады Севастополя Парфений находился рядом с солдатами, исповедовал и причащал, не боясь обстрелов, отпевал погибших. За проявленное мужество после войны был награжден наперстным крестом на георгиевской ленте, за инженерное изобретение подъемника для затонувших грузов — наперстным крестом от святейшего Синода, а так же наперстным бронзовым крестом в память войны 1853-1856 гг.

Читайте так же:  Тирасполь монастырь

В киновии энергия и предприимчивость Игумена Парфения его прекрасные организаторские способности способствовали процветанию обители. Он сумел наладить строительство, подсобное хозяйство, садоводство, виноградарство, которое кормило не только монастырь, но еще и излишки продавали. Игумен правильно организовал богослужения в обители и был ее настоятелем до своей трагической смерти в 1866 году. Печальные обстоятельства смерти игумена Парфения вызвали большой резонанс в обществе, после чего монастырь приобрел большую известность в Крыму. По официальной трактовке событий 1866 года игумен был убит Таракташскими татарами и сожжен вместе с лошадью с целью укрытия улик преступления. После многодневных поисков игумена случайный свидетель преступления дал показания властям. В показаниях были расхождения и прямые доказательства вины обвиняемых татар так и не были найдены. До сих пор некоторые исследователи считают, что вина татар не была доказана. Но Военный суд вынес смертный приговор трем убийцам. После чего они были повешены на площади в Феодосии, а молодой участник сослан на каторжные работы, так как он не принимал участие в убийстве и уговорил своих родственников не лишать жизни случайного свидетеля Якуба. Игумену Парфению исполнилось бы 51 год. Русская православная церковь в 2000 году причислила игумена Парфения к лику святых.

Следующий настоятель игумен Николай управлял киновией более 20 лет и был достойным преемником Парфения. Во времена его правления была выстроена церковь с колокольней. Ее освятили в 1871 году во имя Божьей Матери. Найденная в источнике икона Божьей матери была установлена над Царскими вратами. Но, эта церковь была только летней, из-за отсутствия отопления в ней. В 1885 году был построен второй зимний храм, освященный в честь святого Стефана Сурожского. Со временем на территории монастыря улучшалась инфраструктура. Для настоятеля храма был построен дом, затем просфорная, трапезная, гостиница для богомольцев, мастерская и хозяйственные постройки. На вершинах гор были установлены кресты, указывающие путь странствующим паломникам. Киновия, расположенная в красивейшем месте Крыма, целебные источники с содержанием серы, лечебные грязи недалеко от монастыря привлекали не только богомольцев, но и людей страдающих разными заболеваниями. К 1894 году число братьев проживающих в обители достигло 65 человек. Монастырь достиг прочного материального благополучия. Но во внутренней жизни обители часто наблюдались раздоры между монахами. В это время в Таврическую духовную консисторию поступила жалоба на настоятеля Маркиана. В жалобе его обвиняли во вскрытии чужих писем, рукоприкладстве и финансовых нарушениях. По требованию консистории настоятель дал исчерпывающие объяснения, которые полностью его оправдали. Недовольных монахов разослали по другим обителям, и казалось, конфликт полностью исчерпан.

Но в обители еще не раз вспыхивали споры, и внутренняя атмосфера усугубилась разделением враждующих на два лагеря. Примерила всех общая беда с наступлением Первой мировой войны. Монахи и послушники объединились и оказывали помощь фронту перевязочными материалами, лекарствами, продовольствием для солдат.

С приходом Советской власти в монастыре создали детскую трудовую колонию, в которой монахи руководили сельскохозяйственными работами. В 1923 году было принято решение о прекращении деятельности монастыря и во всех его церквях прекратились богослужения.

В 1924 году образовали на территории монастыря вместо детской колонии трудовую колонию имени Калинина. В 1927 году колонию ликвидировали и вместо нее создали сельскохозяйственную артель. Здание церкви, ранее переоборудованное под клуб, теперь использовалось как общежитие.
Последний настоятель монастыря отец Софроний (Дубинин), был сослан в Чернигов, где в 1928 году скончался. В 1930 на территории монастыря был создан дом отдыха ВВС Московского военного округа, который продолжал функционировать до начала Великой Отечественной войны. В период войны помещения монастыря использовались под хранение боеприпасов.

После окончания войны территория монастыря стала строго охраняемой и закрытой для посещения верующих, исследователей и просто туристов. В 1950 году, в период «холодной войны», на всей территории кизилташского монастыря, был создан арсенал для хранения ядерных боеголовок для кораблей Черноморского флота. Все постройки и храмы были взорваны и разрушены под корень. Для хранения ядерного арсенала строились штольни глубоко под землей, напоминающие тоннели метро, а так же огромные залы-хранилища и залы, в которых проверяли работоспособность изделий. Грузы перемещали по рельсам на специальных вагонетках. Работы по строительству выполняли политические заключенные, имеющие специальный допуск и опыт работы в шахтах. При перевыполнении дневной нормы, оставшийся срок заключенных считался как — день за три. Во время строительства, на территории объекта было строго запрещено употреблять спиртное и пользоваться фотоаппаратом. Территорию села занял военный городок, строились дома, общежития для офицеров, школы, детский сад, спортивный стадион. В здании дома отдыха ВВС обустроили штаб части. Вся территория кизилташской долины по кругу была закрыта колючей проволокой, а на въездах стояли контрольно пропускные пункты. Попасть на территорию военной базы можно было только по пропускам, а выезд только по служебным делам или в отпуск. Так же, на территорию объекта был запрещен въезд гостей и родственников. Объект был строго засекречен, связь с внешним миром — только служебная. После распада СССР, в 1991 году ядерный запас вывезли, но воинская часть осталась, теперь уже Вооруженных Сил Украины.

Возобновление истории Кизилташского монастыря святого Стефана Сурожского началось в 1998 году. Этот трудный длительный период возрождения христианской обители во многом обязан настоящему настоятелю отцу Никону. За это время был построен новый храм в честь Киево-Печерских святых, родоначальников монашества на Руси. Под его руководством послушники делают все возможное в сохранении духовных и культурных ценностей и верят, что вскоре монастырь возродится как в былые времена. С каждым годом увеличивается поток паломников и туристов в монастырь. Добраться до обители не сложно. Дорога до Кизилташа проходит по красивейшей горнолесной дороге, но наслаждаться этой красотой может лишь пассажир, водитель должен быть особенно внимателен

Ущелье, расположенное в 15 км от Судака в сторону Феодосии, известно под татарским названием «Кизилташ» — «кизил» — красный, «таш» — камень. Это из-за красноватого оттенка местных скал, особенно средней, той, что поменьше. Предполагается, что в VII веке эти места были летней резиденцией Св. Стефана Сурожского, архиепископа Сугдеи. Святой исповедник Стефан Сурожский – реально существовавшая личность. С его именем связывают широкое распространение христианства в Юго-Восточной Таврике. В приписке к греческому синаксарю XII-XIII вв. говорится, что «15 декабря празднуется смерть св. Стефана исповедника архиепископа Сугдейского, потому что просветил Сугдейцев и сделал их христианами». По причинам секретности территории в Кизилташе (сейчас — Краснокаменке) не проводились археологические раскопки, поэтому говорить о точных датах не приходится. Вокруг Кизилташского ущелья обнаружены остатки десятков средневековых поселений, большинство из них ученые относят к периоду от VIII до XV вв. Поэтому летняя резиденция архиепископа Сугдеи вполне могла здесь существовать.

Читайте так же:  Женский монастырь в с Лесное

На склоне одной из скал находится клиновидная пещера, где, по преданию, молился великий защитник и почитатель икон святитель Стефан. В глубине пещеры – маленькое озерцо, в котором в 20-х годах XIX в. один татарский пастух нашёл плавающей деревянную икону Успения Божией Матери. Слухи о чудесной находке распространились среди народа, в пещеру начали стекаться толпы богомольцев. Народная молва почти ежегодно приводила свидетельства об исцелении водой из чудодейственного источника, которая наиболее часто вылечивала болезни глаз, глухоту, боль в конечностях и нервные недуги. Кстати, в наше время установлено, что вода Кизилташского источника действительно обладает лечебными свойствами: она имеет гидрокарбонатный натриевый состав с минерализацией 0.86 мг/л и содержанием сероводорода 4-5 мг/л.

Проход через Кизилташский монастырь

Не так давно вход в пещеру перекрыли каменной стеной, а железную дверь в стене закрыли на ключ. На входе в монастырь появилась охрана и таблички «Туристам проход запрещен». Результат не заставил ждать долго: источник в пещере пересох. В 2013 году был закрыт от свободного доступа и монастырский колодец. Колодезную воду можно взять в храме или купить(!) в Феодосии. Будет жаль, если и его постигнет участь источника в пещере.
На данный момент пройти через монастырь туристы могут только сверху, со стороны Сандык-Кая. Со стороны Краснокаменки проход через монастырь запрещен.

Число богомольцев со временем всё увеличивалось, и в 1855 году в ущелье под скалой был основан мужской монастырь во имя исповедника архиепископа Стефана Сурожского. Обитель развивалась и росла вплоть до революции 1917 года. Маленькая пещерка в скале с целебным источником превратилась в целый скит с кельями на 50 послушников, с церковью, двумя гостиницами, разнообразными службами. В 1894 году число обитателей монастыря составляло 65 человек. Лес обратился в сад, огород, житное поле. Заработала мельница, на горах завелся табун лошадей, рогатый скот. Толпы богомольцев потекли в эти благословенные края, красоту которых люди верующие называли земным раем, а не слишком верующие — крымской Швейцарией.

Вопреки распространенному мнению, Кизилташский монастырь, будучи горным, не является пещерным. Все постройки монастыря находились на скальных террасах. Пещера с целебным источником – естественного происхождения, и еще одна пещера представляет собой ход между двумя наклонившимися скалами. Она носит название Разбойничья – по легендам, в 40-х годах 19 в. пещера служила убежищем крымскому Робину Гуду — Алиму-разбойнику. Об этом повествуют Н. Маркс и К. Арцеулов в сборнике «Легенды Крыма».

Самым ярким и выдающимся наместником Кизилташской киновии был игумен Парфений. Удивительно разносторонний, успешный во всех своих начинаниях, о. Парфений остался в памяти крымчан не только благодаря своей подвижнической жизни и великим трудам на благо обители, но, в первую очередь, в силу своей мученической кончины. Все современники отмечали его удивительные и разнообразные способности, организаторский и хозяйственно-административный талант, неиссякаемую творческую энергию, благодаря которой ему удалось сделать то, что за всю историю монастыря никому более не удавалось. Из разрухи и нищеты, без посторонней помощи (и даже сочувствия), при фактической неграмотности насельников киновии он смог добиться результатов, заставивших ценить и уважать игумена во всей округе, прислушиваться к его советам, искать его общества. Не соглашавшегося с безнравственностью и низостью в любых их проявлениях, его, бескорыстного, по-отцовски заботливого, любили и уважали, авторитет его неуклонно рос и укреплялся. Обладая удивительно прямым и цельным характером, не желая соотноситься с личной выгодой, а порой даже с инстинктом самосохранения, о. Парфений говорил и действовал только по христианской совести. Столкновения с местными татарами, которые без зазрения совести вырубали монастырский лес, окончились трагически: настоятель обители был убит и сожжен 4 сентября 1866 г. По приговору военно-полевого суда трое из главных обвиняемых были приговорены к смертной казни. Четвертый был сослан.

Жизнь и мученическая смерть игумена Парфения, настоятеля Кизилташской киновии, подвижника и великого труженика — пример высокого служения своему христианскому долгу. Память о нем навсегда останется в сердцах творящих добро. Отец Парфений причислен к лику святых Русской Православной церкви в августе 2000 года.

В 1923 году монастырь был закрыт Советской властью. Сначала здесь создали детскую трудовую колонию, позже – санаторий Министерства обороны. В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря располагалась база партизанского отряда. В ходе двух боев на территории монастырские постройки практически не пострадали, это дало им возможность послужить в качестве санатория Министерства обороны с 1945 по 1950 год.

Жизнь за колючей проволокой

7 ноября 1950 года Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято решение об организации предприятия среднего машиностроения на территории современного поселка Краснокаменка. В 1951 году началось грандиозное строительство. Закрытые эшелоны везли в Кизилташскую долину заключенных и оборудование — лучшее в Союзе и, возможно, в мире. Оборудование отличалось исключительной надежностью. Был случай, когда на небольшом подъемнике в надписи «Испытать на 500,0 кг» стерлась запятая, и установку испытали на 5000 кг. Она поскрипела, но выдержала! С заводов Электростали доставляли сверхчистую сталь. Правительство СССР не экономило на военных нуждах.

Когда строительство развернулось в полную силу, лагерь насчитывал около двух с половиной тысяч человек. Часть трудилась на устройстве территории и строительстве сооружений, а другие — в штольнях. Гремели взрывы — так подготавливались площадки под наземные сооружения в скальном грунте. Работа велась круглосуточно, ударными темпами. В 1953 году объект был сдан. Тех, кто работал на стройке, расстреляли. На территории бывшего лагеря заключенных сейчас находится стадион школы.

Руководили работой прорабы — молодые специалисты, вчерашние выпускники техникумов, откомандированные для работы на объекте. Курировал работу сам Л.П.Берия, он часто даже лично посещал подобные объекты, но в Феодосии не был ни разу. Лаврентий Берия лично руководил не только строительством штолен и военного городка: по его приказу были взорваны абсолютно все строения, принадлежавшие некогда Кизилташскому монастырю. Даже находясь от штолен в стороне, даже будучи давно закрытым, обезглавленным и забытым, он все равно мешал строителям коммунизма. От монастыря не осталось даже развалин, а остатки фундаментов надежно скрыло густое крымское разнотравье.

Грустная история Кизилташского монастыря, ставшего абсолютно идейно-несовместимым с советской властью, а затем исключительно тщательная послевоенная охрана территории и ее тайн породили в округе множество легенд и мифов об этом городке. Дорогу А-291, соединяющую Судак и Насыпное и проходящую неподалеку от Кизилташа, украшали знаки “Остановка запрещена”, выставленные там, где в таком запрете, с точки зрения безопасности дорожного движения, нет никакой необходимости. К автомобилистам, сделавшим несанкционированную остановку, подъезжали на мотоциклах лица в форме сотрудников ГАИ и, угрожая всяческими карами, требовали продолжать движение.

Читайте так же:  Монастыри ленинградской области описание

С дороги Кизилташское ущелье не просматривается. Носители мифов склонны объяснять это “искусственными насыпями”, окружающими автодорогу, чтобы скрыть то, что происходит в “зоне”. Более компетентные эксперты предпочитают говорить не о “насыпях”, а о выемке в грунте, по которой пущено дорожное полотно. В любом случае, искусственный характер изменений рельефа признается. Пытавшиеся перебраться через “насыпь” (или выбраться из выемки), если верить легендам, пропадали. “Оттуда не возвращаются!” — принято было с придыханием говорить о “зоне” в сменявших друг друга поколениях краеведов.

Из соображений секретности объект назывался «Предприятие почтовый ящик 105», без каких-либо географических указаний, — как и сотни других предприятий Минсредмаша. Позже почтовый адрес поселка изменился — «г. Симферополь, абонентский ящик 99», появились названия улиц. Жители городка имели симферопольскую прописку, которую поменяли в середине 60-х годов на феодосийскую. С тех пор и до последнего времени городок имел название Феодосия-13. На его территории действовал сухой закон, запрещено было иметь фотоаппараты. В 1955 году этот запрет сняли, но фотографировать разрешено было только в помещениях или так, чтобы горы и специальные сооружения не были видны в кадре.

Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь обратился с письмом к главнокомандующему ВМС Украины о передаче епархии церковных построек, принадлежавших военной части В-2327. Надо сказать, что к тому времени ядерные боеприпасы уже были вывезены из Кизилташа, и после раздела флота в освободившиеся горные кварталы завезено обычное оружие, которое Министерство обороны Украины усердно охраняло и охраняет по сей день.

21 марта 1995 г. последовал утвердительный ответ. В июле того же года в Кизилташ был направлен в качестве офицера-священника Николай Демьянюк. Ему было поручено не только заниматься вопросами духовно-нравственного воспитания военнослужащих поселка Кизилташ, но и решением вопросов отвода участка земли для возрождения обители. В течение нескольких лет Николай Демьянюк являлся единственным на Украине действующим священником и одновременно действующим офицером Украинской армии.

Монастырь был возрождён в 1997 году. В 1998 году священник Николай принял монашеский постриг под именем Никон, а в 2002 году он был возведен в сан игумена. На окрестных скалах стоят кресты. Раньше их было четыре – они указывали паломникам дорогу в монастырь. Сейчас их пока что только два. Когда один из крестов поднимали на вершину, то взяли с собой воду и цемент, чтобы закрепить покрепче. А когда поднялись – увидели в скале расщелину, как будто для креста и предназначенную. Будучи поставленным для примерки, крест настолько плотно объединился со скалой, что его даже не удалось развернуть. Скала как будто втянула крест в себя. Так и остался он стоять немного покосившись. В день, когда ставили крест, к вечеру игумен Никон вернулся на подворье монастыря в Судак. Звонок. Командир части. «Вы знаете, у нас тут Северное сияние…» Отец Никон в тот вечер из Судака приехать не смог. А сияние вокруг креста наблюдал весь военный городок…

В настоящее время число братий монастыря – 3 человека (вместе с наместником о. Никоном). Центральный храм монастыря освящен во имя Всех Печерских святых. Подворье монастыря – Покровская церковь в Судаке. Медленно, с большим трудом, монастырь обустраивается. У входа на территорию монастыря поставлена скульптура ангела. К пещере св. Стефана Сурожского построена новая лестница. Рядом с монастырским колодцем, из которого вода не уходит даже в самую сильную засуху, устроена площадка для отдыха. Фундаменты взорванной церкви Успения Пресвятой Богородицы вскрыты раскопками. Исследования показали, что фундамент настолько крепок, что на нем возможно повторное строительство.

И еще в монастыре ведется строительство нового храма, который предполагается освятить во имя святого Серафима Саровского. В небе над возрождаемым из руин монастырем часто можно увидеть парящего орла: эти птицы поселились на соседних скалах вскоре после того, как были подписаны документы об отводе земли под монастырь. Так и живут здесь, летают…

Все больше паломников приходят в святую обитель, хотя дорога к ней, ведущая через военную часть, закрыта. Возрожденный Кизилташский монастырь непосредственно граничит с территорией воинской части, и отделен от нее плотным заграждением из колючей проволоки. Верующим приходится пользоваться обходной тропой. С января 2009 года указом Министра обороны Украины Ю.И.Еханурова категорически запрещен проход и проезд по территории части не только для паломников, но и для братии монастыря. Тоненькая горная тропинка осталась единственной нитью, связывающей монастырь с внешним миром.

А что же военный городок «Феодосия-13»? 28 июля 2007 свой первый день рождения отметил поселок Краснокаменка. С этой даты принято считать, что бывший военный городок стал обычным населенным пунктом, расположенным в живописном ущелье Кизилташ. Приехать сюда можно из Феодосии обычным рейсовым автобусом, на котором прикреплена табличка с безликим названием «Урочище».

Монастырь Курки – одна из главных достопримечательностей Молдовы, памятник архитектуры XVII века. Монастырь возведен на живописных холмах, покрытых лесом, и занимает две террасы – на верхней находится непосредственно сам монастырь, хозяйственные постройки, на нижней расположен каменный бассейн-пруд. Архитектурный ансамбль включает две церкви, девять различных построек, в том числе кельи для монахов, большой сад и каменный бассейн.

Существует несколько легенд об основании монастыря. По одной из них, основателем монастырской общины является Иордаке Курь, житель близлежащего села Морозены. В 1773 году он принял постриг под именем Иоанн и на собственной земле возвел деревянный храм в честь св. Великомученика Дмитрия в неовизантийском стиле. Впоследствии Иордаке Курь стал первым настоятелем обители, большой вклад в развитие которой внесли и его ближайшие родственники.

В то время монастырский комплекс был обнесен по периметру высокой каменной стеной с башнями по углам. В 1808-1810 годах на его территории возвели каменный храм Рождества Богородицы с высокой колокольней в стиле классицизма с элементами барокко. В 1868 году скит преобразовали в монастырь, этот год и считается официальной датой основания храма. В 1884 году рядом с покоями настоятеля обители построили зимнюю каменную церковь. Также было запланировано строительство третьего храма в византийском стиле, однако церковь так и не была завершена.

В 1958 монастырь Курки был закрыт, его помещения отдали под нужды наркологической и психологической больницы, которая размещалась здесь вплоть до 2002 года. За все это время храм ни разу не ремонтировали, в результате чего все здания основательно обветшали, бесследно исчезли красивейшие росписи интерьеров.

В начале 2000-х годов над монастырем установила шефство ООН, на средства данной организации начаты реставрационные восстановительные работы, которые продолжаются по сегодняшний день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *