Монастырь новгородская область

Новгородская область расположена на северо-западе Европейской части России. Граничит на севере с Ленинградской, на северо-востоке — в Вологодской, на юго-востоке и юге — с Тверской, на западе — с Псковской областями. Находится на Русской (Восточно-Европейской) равнине, в пределах плоской, местами заболоченной Приильменской низменности (от 18 до 50 м над уровнем моря); на юго-востоке — северных отрогов холмисто-моренной Валдайской возвышенности (около 300 м над уровнем моря), на северо-востоке — Тихвинской гряды. Крупные реки — Волхов, Мста, Ловать, Шелонь, Полисть. Озера: Ильмень, Валдайское, Велье и др.

Климат умеренно континентальный. Средняя температура января -7 °С, июля +16 °С. Осадков до 800 мм в год. Вегетационный период 120-130 дней. Область расположена в лесной зоне (южная тайга и смешанные леса). Почвы подзолистые, на северо-западе болотистые. Леса (береза, осина, ольха, ель, сосна) занимают около 50% территории. Сохранились лось, лисица, выдра, норка, хорек, куница, белка, зайцы, волк. В реках и озерах: снеток, лещ, щука, судак и др. На территории области — Валдайский национальный парк. Административный центр — Новгород Великий. Другие крупные города: Боровичи, Старая Русса. Образована 5 июля 1944. Входит в состав Северо-Западного федерального округа.

Великий Новгород — один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород — родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.

Великий Новгород — один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.

Новгородский Софийский собор — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Значение новгородской Софии в общественно-политической жизни древнего Новгорода было исключительно велико. Выстроенная сыном Ярослава Мудрого — новгородским князем Владимиром в 1045 — 1050 годах, София уже в ЗО-х годах ХII века перестала быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики, Вплоть до последних лет новгородской самостоятельности София была как бы символом Новгорода.

Монументальный массив храма увенчан пятью куполами. В древности собор был покрыт свинцовыми листами. Только средний купол уже в ХV веке был обит позлащенной медью. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.

Варлаамо-Хутынский монастырь

Варлаамо-Хутынский монастырь находится на правом берегу реки Волхов в 10 км от Великого Новгорода. Хутынь, т.е. худое место, пользовалось дурной славой — по преданию здесь обитала нечистая сила. Варлаам основал монастырь в 1192 году и заложил храм в честь Преображения Господа. Храм перестраивался в 1515 году. В настоящее время это действующий женский монастырь.

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря находится могила Г.Р.Державина.

Новгородский Кремль — Детинец

К 1044 году новгородские летописи относят строительство князем Ярославом каменного детинца или, как часто его называли в древнем Новгороде, «каменного города». Никаких следов этой постройки до нас не дошло, ибо в последующие годы новгородский детинец неоднократно перестраивался. Однако не может быть сомнений в том, что эта первая каменная новгородская крепость находилась на том же месте, где расположен сохранившийся доныне детинец, хотя размеры ее были значительно меньше.

Музей деревянного зодчества Витославлицы

Новгородский музей народного деревянного зодчества Витославлицы расположен в живописной местности близ бывшего Юрьева монастыря. Нынешнее его название связано с селом Витославлицы, которое существовало здесь в течение шести столетий — в XII-XVIII веках.

В 1964 году сюда, на берег озера Мячино, было перевезено здание церкви Успения из села Курицко. Так было положено начало одному из интереснейших в нашей стране музеев народной деревянной архитектуры. За год в нем бывает более 80 тысяч посетителей.

Николо-Вяжищский монастырь Первое упоминание о Николо-Вяжищском монастыре относится к 1391 году. Сейчас это действующий женский монастырь. Он расположен в примерно в 10 км к северо-западу от Новгорода в очень живописной местности.

Ярославо Дворище Судя по названию, возникновение этого двора относится еще к середине ХI века. В новгородских летописях Ярославов двор под именем «Княжого двора» упоминается впервые под 1113 годом в связи с постройкой здесь княжеского храма Николы. Название «Ярославов двор» на страницах летописи впервые фигурирует под 1208 годом.

Свято-Юрьев монастырь

Монастырь Святого Великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев, принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской Епархии, но всей России. Он был основан в 1030 году сыном равноапостольного крестителя Руси, православным русским князем Ярославом Мудрым.

Алексеевская (Белая) башня

Алексеевская башня (второе название Белая) — находится в Великом Новгороде на пересечении земляного вала Софийской стороны и Троицкой-Пробойной улицы, которая, выходя за пределы города, переходит в дорогу на Юрьев монастырь (Юрьевское шоссе).

Михайло-Клопский монастырь

Михайло-Клопский монастырь святой Троицы расположен примерно в 20 километрах к югу от Новгорода на правом берегу реки Веряжи недалеко от её впадения в озеро Ильмень. Монастырь не действующий, но работы по его восстановлению ведутся. В настоящее время от монастыря уцелел только Троицкий собор, но как ни странно развалины смотрятся очень величественно.

Читайте так же:  Женский монастырь миронов

Памятник «Тысячелетие России» Идеологическая основа памятника — утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». Памятник представляет собой покрытый горельефными фигурами большой круглый пьедестал, на котором установлен огромный шар, изображающий «державу» с возвышающимся наверху крестом. На пьедестале изображено 109 горельефных фигур различных деятелей политической истории, науки, искусства и литературы, начиная от киевских князей Х — ХI веков и вплоть до выдающихся представителей русской культуры середины ХIХ века.

Антониев монастырь

Антониев монастырь основан в первые годы XII века. Его собор принадлежит к древнейшим церквам Новгорода. Первые века Антониева монастыря, как и все здесь, в этой легендарной области, окружено преданиями. Они фантастичны, они сплетены на основе того доверчивого, допускающего всякое вмешательство высших сил в ход человеческой жизни, мистицизма, которым наполнены летописи жития святых, о котором в невыразимо убедительных формах вещают иконописцы.

Перынский скит

Неподалёку от Юрьева, у самых истоков Волхова расположено древнее урочище Перынь. Там находилось в древности одно из крупнейших языческих святилищ восточных славян — капище бога-громовержца Перуна. После крещения Новгорода, произошедшего в 991 г. на месте языческого капища был построен христианский храм, потом монастырь, который в 1611 году был разорен шведами.

Зверин монастырь

Напротив за Волховом белеют церкви Зверина монастыря. Он тоже основан в начале XII века. Его две церкви — Покрова Богородицы и Симеона Богоприимца построены в 1399 и 1468 годах. Церковь покрова Белый куб без всяких украшений, кроме ниспадающих полукружий; над этими бедными стенами высится глава дивного рисунка, завершающая церковь заостренной полусферой. Новгород создал эти главы, украсил ими все свои старые церкви; это такая же логичная и самобытная форма, как колонна для греческого храма. Много раз повторяло человечество античные колонны, и все эти перепевы кажутся совершенными, пока далек оригинал. Главы московских и ярославских церквей становятся такими же перепевами после храмов Новгорода!

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве Церковь Спаса на Ковалеве была выстроена в 1345 году. Она принадлежит к числу памятников переходной эпохи, в архитектурном облике ее отразились и те новые поиски, которые характерны для новгородского зодчества конца ХIII — первой половины ХIV века, и старые традиции домонгольского периода. В 1941 — 1943 годах фашистские захватчики разрушили Ковалевскую церковь. Роспись ее превращена полностью в обломки.

Церковь Спаса-на-Нередице

В 1198 г. князь Ярослав Владимирович заложил на Нередицкой горе, как называли ее в древности, Спасскую церковь и основал монастырь.

Спасская церковь была доминантой монастырского ансамбля. Ее окружали деревянные строения, которые довольно часто перестраивались и меняли свой облик. На основе ряда описей XVIII в. Монастырь представляется так: каменный храм, рядом — деревянная Введенская церковь XVI в. с трапезной палатой, в которую вело высокое крытое крыльцо.

Церковь Троицы Свято-Духова монастыря

Из древних монастырских построек заслуживает внимания трапезная церковь Троицы, выстроенная около 1557 года. Трапезная с церквью Троицы расположена примерно в центре территории монастыря в нескольких метрах севернее церкви Святого Духа. Каменная трапезная с церквью Троицы в Духове монастыре построена в 1557 году, по заказу игумена Ионы. Церковь Троицы представляет собой высокохудожественный образец середины XVI века. Обладает рядом композиционных, конструктивных и декоративных особенностей. Отличается стройными, удачно найденными пропорциями.

Рюриково Городище

Рюриково городище — археологический памятник на правом берегу Волхова. По данным раскопок, здесь непрерывно жили люди еще со времен неолита (VIII — III тысячелетие до н.э.). Если учесть, что последнее оледенение было здесь до IX в. до н.э., то, значит, люди пришли сюда вскоре после отступления льдов и живут здесь до сих пор. Ученые считают, что именно сюда был призван на княжение легендарный Рюрик — основатель первой династий русских монархов — Рюриковичей.

Знаменский собор

В XVII веке в Новгороде сооружен обширный Знаменский собор. Cобор построен между 1682 и 1699 годами. По ярославской традиции он весь усеян стенописью не только

внутри, но и снаружи — на святых воротах, в сводах крыльца, в полукружиях по верхнему карнизу и т.д. Собор пестрит узорами и красками и красками; на стенах его много изображений, и все они подавляют одно другое, лишая значительности каждое отдельное клеймо.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле

Церковь построена в 1352 г. , в 1363 г. храм был расписан.Всемирную известность храм приобрел не только благодаря архитектурным достоинствам, но и неповторимой фресковой росписи. Стены церкви украшали около 200 композиций. В первые месяцы ВОВ памятник был разрушен. Сохранился только контур стен и столбы на высоту от двух до четырех метров.

Церковь Бориса и Глеба

Расположенная в северо-западном углу Плотницкого конца, на берегу Волхова, церковь Бориса и Глеба в Плотниках свидетельствует о том, что новгородские зодчие ХVI века отнюдь не сразу отказались от старых, укоренившихся навыков и привычек. Церковь Бориса и Глеба в Плотницком конце была поставлена в 1536 году на месте более древней постройки, которую перед тем разобрали. Церковь возводилась жителями Запольской и Конюховой улиц при участии новгородских и московских гостей.

Церковь Николы на Липне

Церковь Николы на Липне, выстроенная в 1292 году архиепископом Климентом, единственный остаток древнего Липенского монастыря, является выдающимся памятником новгородского зодчества. Фресковая роспись церкви Николы на Липне вплоть до ее гибели в 1941 — 1943 годах была скрыта под малярной записью, произведенной в 1877 году. Только незначительные фрагменты стенописи конца ХIII века, избежавшие реставрации ХIХ века, удалось обнаружить в 1930 году при разборке иконостаса. Церковь Николы подверглась серьезным разрушениям в 1941 — 1943 годах. В настоящее время памятник восстановлен в первоначальных формах.

Мясной Бор

Мясной Бор — это трагическая страница истории нашего Отечества, истории Великой Отечественной войны. Прорыв стоил таких жертв, что узкую полоску истерзанного леса и болот к западу от д. Мясной Бор с марта 1942 г. стали называть «Долиной смерти». И сегодня потомки должны отдать последнюю дань погибшим солдатам. На воинском кладбище в Мясном Бору более 20 тысяч преданы земле, а многие десятки тысяч еще ждут своей очереди, когда о них вспомнят и отдадут погибшим последние почести.

Церковь Федора Стратилата

Одним из выдающихся памятников новгородского зодчества является церковь Федора Стратилата на Ручью, выстроенная в 1360 — 1361 годах посадником Семеном Андреевичем. Русло древнего Федоровского ручья, на берегу которого стоял храм, в недавнее время было засыпано, и по засыпи проложена трасса автострады Москва — Ленинград. Фресковая роспись церкви Федора Стратилата сохранилась почти на всех стенах, на столбах, арках и сводах храма, но фрагментарно, с большими утратами. Композиции и отдельные фигуры росписи несут на себе несомненный отпечаток византийского искусства ХIII — ХIV веков.

Церковь Иоанна Богослова

Созданная в 1383 — 1384 годах церковь Иоанна Богослова является одним из лучших по сохранности памятников новгородского зодчества ХIV века. Строгая простота в ней сочетается с мудро найденными пропорциями. В древности фасады храма имели трехлопастные завершения, позже замененные щипцами, по которым положена восьмискатная кровля. При реставрации храма в послевоенное время на южном фасаде был раскрыт и восстановлен заложенный в ХIХ веке древний перспективный портал. Над порталом обнаружена интересная композиция из трех окон с двумя узкими нишами, расположенными между ними.

Читайте так же:  Данилов монастырь хор

Перекомский-Николаевский-Розважский монастырь

Мужской монастырь, заштатный — Новгородской губернии и уезда, в 20 вер. от Новгорода, на западном берегу озера Ильмень. Основан в 1450 г. св. Ефремом, прокопавшим к нему из озера канаву, почему и самый монастырь стал называться П. (правильнее — Перекопским). В 1611 г. монастырь разорен шведами; восстановлен в 1672 г.; в 1764 г. упразднен, но в 1796 г. вновь открыт и туда были переведены иноки из новгородского монастыря Николаевского-Розважского (см.), после чего монастырь получил свое настоящее название. 2 церкви; мощи св. Ефрема.

Церковь Благовещения в Аркажах

Монастырская каменная церковь Благовещения была выстроена в 1179 году а неподалеку от Успенской церкви Аркажского монастыря, сооруженной в 1188 году. Фресковая роспись церкви Благовещения, исполненная в 1189 году, сохранилась фрагментарно только в алтарной части храма и расчищена из-под побелки и поздней штукатурки пока еще не полностью.

Церкви Архангела Михаила и Благовещения на Торгу (на Витковом переулке)

К юго-востоку от Ярославова дворища, почти на берегу Волхова, расположены две связанные между собой кирпичным переходом церкви — церковь Михаила на Михайлове улице и церковь Благовещения на Виткове переулке. От первой из них — церкви Михаила, созданной в 1300 — 1302 годах в результате капитальной переделки ХIХ века сохранились лишь незначительные фрагменты нижних частей стен и фундаменты. Церковь Благовещения, возведенная первоначально в 1362 году, была заново перестроена в 1466 году и еще раз в ХVI веке.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках

Архитектурный образ здания является дальнейшим развитием традиции новгородского зодчества второй половины ХIV века. Церковь Петра и Павла в Кожевниках — кубического типа одноглавое здание, поставленное на берегу Волхова, восточным фасадом обращено к реке. Мастерски нарисованный силуэт, мудро найденные пропорции и умело выбранное местоположение и поныне делают этот замечательный памятник одним из важнейших компонентов «восточного фасада» Софийской стороны Новгорода, наблюдаемого с противоположного берега Волхова. Сильно поврежденная в период фашистской оккупации Новгорода, церковь Петра и Павла в 1959 году была восстановлена в первоначальных формах.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Церковь Спаса была выстроена в 1374 году, а в 1378 году расписана фресками. Из летописного известия о «подписании» храма Спаса известно, что храм был расписан «повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича со уличаны Ильины улицы». Весьма вероятно, что уличане-ильинцы были и строителями церкви Спаса. Церковь Спаса является одним из наиболее выдающихся памятников новгородского зодчества ХIV века.

Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастях

Храм был выстроен в 1454 году на месте деревянной церкви того же имени, поставленной в 1432 году архиепископом Евфимием на месте более древней церкви, возведенной в 1358 году. Впервые церковь Апостолов упоминается под 1230 годом в связи с устройством возле нее «скудельницы», то есть коллективной могилы, куда свозили умерших во время эпидемии. Ныне существующая церковь является одним из лучших образцов новгородского зодчества ХV века, Она представляет миниатюрную постройку, изящную по пропорциям. Опираясь на традиционные формы новгородских храмов ХIV — начала ХV века, зодчийдовел до минимума декоративные элементы на фасадах.

Церковь Власия

Церковь Власия возведена в 1407 году. Существующая ныне каменная церковь Власия является типичным памятником новгородского зодчества начала ХV века. Это небольшая квадратная в плане, однокупольная постройка, фасады которой имеют трехлопастные завершения, выражающие конструкцию сводов различных членений здания. При восстановлении церкви после войны своды и купол по незначительным следам удалось воссоздать в первоначальных формах.

Церковь Апостола Филиппа и Николая Чудотворца

Первоначальная каменная церковь выстроена в 1383-1384 гг. посадниками Родиславом Даниловичем, Устином и Филиппом. Однако, в 1526 году церковь была заново перестроена. Первоначально это были две самостоятельные приходские церкви, построенные на одном основании. С северной стороны к церкви Филиппа примыкала Никольская церковь.

Храм Михаила Малеина с трапезной и колокольней бывшего Михалицкого Рожества Богородицы монастыря

Трапезная Михалицкого монастыря с двумя престолами во имя Собора Рождества Богородицы и Михаила Малеина находится на Молотковской улице. К северу от нее расположена церковь Рождества Богородицы. Поздняя застройка ухудшила обзор памятника. Трапезная возведена в 1557 году. Автор, строитель и заказчик неизвестны.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Михалице

Михалицкий монастырь расположен на Молотковской улице. В настоящее время от монастыря сохранились две постройки: церковь Рождества Богородицы и трапезная с церквью Рождества и Михаила Малеина. Первое известие о построении церкви Рождества относится к концу XII века, заказчиком которой была княгиня Феодосия.

Церковь Благовещения на Мячине

Церковь Благовещения на Мячине находится к югу от города, на половине пути к Юрьеву монастырю. Здесь в 1170 году в память о чудесном спасении города иконой «Богоматерь Знамение» архиепископ Иоанн (Илия) с братом Гаврилом (Григорием) основали монастырь.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в западной части Кремля, вплотную примыкает к восточному фасаду кремлевской стены и Покровской башни. Первое летописное упоминание относится к 1305 году, когда посадник Семен Климович поставил каменную церковь на воротах от Прусской улицы (т. е. церковь была надвратная, пристроена к деревянной башне). В 1389 году по приказанию посадника Григория Якуновича старая церковь была разобрана и на ее месте поставлен новый храм.

Храмы и монастыри Новгородской области – это те достопримечательности, которые посещает большинство туристов во время своего визита в Новгородской области. На этой странице мы постарались собрать все самые интересные храмы, церкви и монастыри Новгородской области с их кратким описанием, адресами, а также составили их рейтинг на основе отзывов туристов.

Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь в Перми

Первое деревянное здание Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря было построено еще в 1790 году. Место для постройки было выбрано неслучайно — горожане хотели видеть церковь рядом с прудом в Мотовилихе. Средства на постройку здания жертвовали рабочие медеплавильного завода.

Через четверть века горожане решили построить каменное здание взамен ветшающего деревянного. Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь также строился в основном на средства рабочих и мастеровых. В 1836 году здание, украшенное кокошниками и резьбой, освятили. Через несколько лет к церкви добавили новые приделы — в честь Сретения Господня и в честь Успения Богородицы.

Рядом с монастырем находилось кладбище, где хоронили священнослужителей и обычных мирян. Кладбище было ликвидировано только в конце сороковых годов прошлого столетия.

После революции здание было национализировано и частично разрушено. Свято-Троицкий Стефанов монастырь на десятилетия превратился в цех хлебобулочного комбината. В церкви в прямом смысле пекли баранки.

Читайте так же:  Журнал православные монастыри путешествие по святым местам

Возвращение традиционных для храма функций началось лишь в 1994 году. Но от проведения первой службы до полного восстановления внешнего и внутреннего убранства Свято-Троицкого Стефанова монастыря прошло еще несколько лет.

Одна из главных достопримечательностей Свято-Троицкого Стефанова монастыря — это икона Неупиваемая чаша. Каждую неделю после утреней службы перед иконой совершаются специальные молебны на освящение воды. У православных верующих икона и освященная перед ней вода очень почитаются.

С середины девяностых годов прошлого века при здании появились новые монастырские скиты.

Пермский Свято-Троицкий монастырь представляет собой величественный архитектурный ансамбль, являющийся одной из достопримечательностей города. Он был учрежден по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 1995 года при храме Святой Живоначальной Троицы в Мотовилихе.

В храме имеется четыре престола: главный в честь Святой Троицы, правый придел в честь Сретения Господня, левый придел в честь Успения Божией Матери и нижний пещерный храм в честь святого Стефана Великопермского.

Внутри Свято-Троицкого храма монастыря установлены два мощевика с частицами мощей преподобных Отцев Киево-Печерских и Оптинских и других святых, а также очень известная среди прихожан и верующих икона Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Расписание богослужений в Свято-Троицком Стефанове монастыре

Службы в монастыре проводятся на регулярной основе: некоторые ежедневно, другие — еженедельно:

  • литургия — ежедневно: с понедельника по субботу — в 8:00, в воскресенье — в 7:00 и 9:00;
  • крещение: детей (до 14 лет) — по субботам и воскресеньям в 11:00; взрослых — после трех огласительных бесед (они проводятся по субботам: 11:00 — первая беседа, 12:00 — вторая, 13:00 — третья);
  • елеосвещение, соборование — по вторникам в 14:00 (перед соборованием необходимо пройти таинство Покаяния);
  • водосвятные молебны перед образом «Неупиваемая Чаша» — по субботам в 10:00 (на них возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной).

Архитектура и оформление

Здание монастыря сочетает в себе сразу два архитектурных стиля — древнерусский и византийский. Он совершенно не похож на другие пермские церкви и напоминает скорее старинные московские храмы. В облике этого сооружения присутствует величественность и монументальность. Ее дополняют богатые резные украшения и кокошники.

Внутреннее оформление монастыря и простое, и торжественное одновременно. Белые стены украшает красивый позолоченный иконостас. Перед ним вывешены две хоругви, одна с образом Богородицы, другая — с ликом Иисуса Христа. Можно уверенно сказать, что монастырь является настоящим украшением Перми.

История Пермского Свято-Троицкого мужского монастыря

По мере роста Перми вокруг нее открывались новые предприятия и возникали рабочие поселки. В 1736 году в месте слияния рек Большой Мотовилихи и Малой Мотовилихи был основан новый медеплавильный завод. Здесь же располагались дома работников. К началу XIX века данная местность стала именоваться просто Мотовилихой.

Главный храм Перми, Петропавловский, находился слишком далеко от поселка — людям приходилось преодолевать 5 верст по пути туда и столько же идти обратно, поэтому решено было построить свою церковь. Место для нее выбрали живописное — небольшой холм над прудом. Изначально церковь была деревянной. Ее строительство завершили в 1790 году и освятили во имя Пресвятой Троицы.

В 1816 году возникла необходимость в возведении каменного храма. Прихожане собрали средства, получили разрешение и приступили к делу. Автором проекта нового храма был архитектор Васильев. Строительство было долгим и затянулось до 1828 года, а освятили храм только в 1836 году. Через некоторое время были достроены два придела — Успенский и Сретенский. Вкупе с другими постройками комплекс стал называться Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь.

После прихода к власти большевиков прихожане активно сопротивлялись закрытию храма, поэтому, несмотря на антицерковную компанию, в нем продолжались службы. И только в 1935 году настоятель с тремя священнослужителями и двумя мирянами были арестованы и позже расстреляны.

Храм закрыли, а здание переоборудовали под бараночный цех хлебобулочного комбината. В этот период оно было сильно разрушено. И только в 1994 году храм вернули православной церкви. Его реставрация заняла много лет, несмотря на это уже в 1995 году монастырь начал функционировать. Начиная с 2000 года, при нем работает иконописная мастерская «Добро».

Монастырь в наши дни

При Стефановом монастыре существует несколько скитов, подворий и приписных часовен, расположенных в других районах Перми или соседних деревнях. Послушники монастыря, помимо молитв, занимаются культурной и общественной работой: преподают в Пермской духовной семинарии и на кафедре теологии Пермского государственного университета, выступают на научных конференциях, занимаются реабилитацией наркозависимых, осуществляют пастырское окормление военнослужащих.

В настоящее время при Свято-Троицком монастыре действуют:

  • катехизические беседы для взрослых,
  • воскресная школа для детей,
  • студия изобразительного искусства для детей дошкольного возраста,
  • православная библиотека в честь святых Кирилла и Мефодия,
  • православный видеолекторий,
  • иконописная мастерская «Добро»,
  • мастерская по пошиву церковных облачений,
  • музей-школа имени императрицы Александры Феодоровны,
  • православный детский летний лагерь «Свеча» в селе Красная Слудка Добрянского района,
  • общественная организация «Православная молодежь Прикамья»,
  • православная община для глухонемых в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи.

Кроме того, у Пермского Свято-Троицкого монастыря есть ряд ежегодных традиционных мероприятий, среди которых Крестный ход до часовни святого благоверного князя Михаила Тверского, концерты духовных песнопений, социально значимые акции.

Святыни и престольные праздники

Среди особо почитаемых икон монастыря можно отметить следующие:

  • икона Нерукотворенного Спаса письма начала XIX века, которая находится в центральном приделе храма;
  • икона Пресвятой Богородицы Всецарица (Пантанасса), написанная по просьбе прихожан храма в иконописной мастерской монастыря к пятилетию его образования;
  • икона Пресвятой Богородицы Казанская, находившаяся в храме до революции, спасенная в советские годы прихожанкой, долгое время хранившей ее у себя дома, а затем вернувшей икону обратно в храм;
  • икона святого целителя Пантелеимона, имеющая частицу его мощей.

Престольным праздником монастыря является День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи.

Панорама Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря на Google Maps

Как добраться до Свято-Троицкого Стефанова монастыря в Перми

Монастырь находится в Мотовилихинском районе города, добраться до него можно разными способами.

Ближайшая остановка общественного транспорта — «Площадь Восстания» — находится в 150 метрах от монастыря на улице Соликамская. Здесь останавливается большое количество маршрутов автобусов: № 16, 18, 26, 32, 34, 36, 38, 77, 78, 116, 117, 118, 153, 175, 434, 530, на которых можно доехать до Свято-Троицкого монастыря из разных районов Перми, в том числе пригородных.

Чуть дальше, в 350 метрах от монастыря, на улице 1905 года, располагается трамвайное кольцо, и остановка «Микрорайон Висим», где ходят трамваи № 4, 6, 8, 11.

На автомобиле из центральной части Перми добраться можно по улице Уральская, переходящей в улицу Якова Свердлова, а затем в улицу 1905 года, которая и приведет к монастырю.

Также доехать до Пермского Стефанова монастыря можно на такси, в городе работают мобильные приложения всех основных федеральных служб: Яндекс. Такси, Везет, Uber, Maxim.

Видео о Пермском Свято-Троицком мужском монастыре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *