Монастырь санаксар

Санаксарский Богородицкий монастырь – красивый православный комплекс, находящийся на изгибе реки Мокша, недалеко от города Темникова республики Мордовии. О происхождении названия нет точной информации. «Синаксарь» на Руси переводилось, как краткое житие святых. Но вероятно обитель называется и в честь озера, расположенного неподалеку. В любом случае это место является уникальным, история, архитектура не имеет аналогов.

Как добраться

Компания “Семейный чемодан” организует паломнические поездки.

Большинство предпочитает добираться на поезде. Он идет до самого города Темникова. Затем потребуется пересесть на автобус. Также из Москвы курсируют прямые автобусные рейсы. Расписание автобусов и электричек необходимо уточнять заранее. Движение осуществляется по автомобильной трассе М-5. По дороге вы увидите указатели. Они помогут не сбиться с пути. При желании можно заказать паломнический тур.

История строительства

Имеется информация о том, что история места тесно связана с фамилией Ушаковых. В 18 веке в обитель пришел преподобный Федор со своими учениками. Это был дядя знаменитого адмирала. Федор Федорович Ушаков являлся примером для флотской доблести. В честь героя была названа советская флотская награда (ордер) времен Великой Отечественной Войны. Это была великая личность. Его знают многие поколения.

Уникальную обитель основали еще в 17 веке. Это был период царствования Алексея Михайловича. На его земли по приглашению прибыл старец Феодосий. Он славился высокой духовной жизнью. Священнослужитель был восхищен красотой и величием здешних окрестностей. Поэтому, он пришел к выводу, что здесь нужно остаться навсегда. В 1659 году на земле воздвигли часовню. Иноки стали осваиваться на новой территории. Вскоре святейшему патриарху пришло письмо с просьбой о возведении «церкви во имя Пресвятыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирской». Основателем обители стал Феодосий. Для процветания обители он приложил немало стараний. Усердия священнослужителя были оценены по достоинству.

В дальнейшем к строительному процессу были подключены Зосима, Трифон и Дорофей. Из-за ветхости решили разобрать старую Владимирскую церковь. На месте возвели новую обитель. Она тоже являлась деревянной. Вскоре при монастыре появился строительФилагрий.

В 1752 году последовал указ Суздальской духовной консистории. Согласно нему, в качестве нового строителя пустыри выступал Порфирий. Но зодчий не смог продержаться и года. Затем обитель перешла под управление и усмотрение Саровской пустыни.

В 1759 году здешние земли посещает монах Федор Ушаков. Благодаря его стараниям, при монастыре появился первый храм, возведенный из камня. Враги монаха сделали так, чтобы его в 1774 году сослали в Соловецкий монастырь. Однако, начало все же было уже положено. Комплекс стал активно развиваться. В 1776 году осветили теплую соборную церковь. Немного позднее возвели каменную колокольню, построили въездные ворота. На угловых зонах стен построили башни – северную и южную. Реализация объектов осуществлялась по задумке иеродиакона Филарета. Контроль над работой осуществлял Вениамин. В 1777 году начался этап строительства трапезного корпуса. Через два года объект был готов к эксплуатации.

Главная церковь Рождества Богородицы была освещена в 1780 году. Она также реализовывалась по проекту живописца иеродиакона Филарета. Затем на территории появился братский корпус, еще один двухэтажный корпус, мастерские портных и сапожников. Конец 18 века – это период грандиозного строительства. К тому моменту послушников насчитывалось около 100 человек. Начали работать больница, аптека, гостиница.

1810 год – это дата освещения храма при кладбище в честь Воскресения Христова. Также в этот год недалеко от святыни поселился адмирал Ушаков. Вождь флота много времени проводил в стенах монастыря. А во время Великого поста он переезжал в обитель и здесь жил. Ушаков верил в Бога и являлся благотворителем монастыря.

Чем знаменит монастырь?

Через несколько лет монашеская жизнь подверглась закрытию. Такая участь настигла многих православных святынь. Новая жизнь монастырского комплекса началась в 1991 году. Святыня начала постепенно восстанавливаться, приобретая потерянную красоту и величественность. Строение у Мокши находилось в живописной местности. С севера и запада находятся сосновые боры, рощи, озера, пойменные луга. А неподалеку проходит тропа к источнику преподобного Федора. Храмовый комплекс славится мощами воина Ушакова, исповедника Александра, Феодора.

Архитектурный ансамбль поражает своей оригинальностью. Интересно, что все объекты были возведены в максимально сжатые сроки. Они воплощают в себе один единственный стиль – барокко. Других направлений вы не обнаружите. Вычурный барочный стиль при этом эффектно дополняет окружающие пейзажи. Он динамичен и создает картину энергичного стремления человека к высокому, духовному и прекрасному. Любоваться на пейзаж реки Мокша хочется бесконечно долго. Церковь прославляет труды великого адмирала. Подвиг воина до сих пор живет в сердцах верующих людей. Память о нем воспевается в храмах, и всегда будет вспоминаться народом.

Монастырь сегодня

Сегодня в обители открыты для посещения несколько храмов. В их числе находятся собор Рождества пресвятой Богородицы, храм Владимирской иконы, церковь Воскресения Христова и другие. Почитаемыми иконами являются – образы Казанской Божьей Матери, преподобных Александра и Феодора, Пресвятой Богородицы.

Многие туристы приезжают сюда для того чтобы посетить источник. Самый главный ключ находится в лесной зоне. Он находится прямо возле дороги. Тропинка от него тянется в обитель. Из родника можно набрать святой воды. Она является прохладной. Также вы можете воспользоваться купелями для омовений. Спуск в них является достаточно удобным, так как они оснащены поручнями. Даже немощные и пожилые люди смогут окунуться в резервуар.

Церковная лавка работает каждый день. Ассортимент отличается широким разнообразием выбора. Есть свечи, крестики, лампады, различные сувениры и многое другое. Предметы православной тематики пользуются повышенным спросом.

Санаксарские чудеса

Со дня своего появления монастырь характеризовался строгой системой управления. Святыня была известна во всей Руси. Сюда приезжали монахи из самых различных краев. Всем известный игумен иеромонах Феодор являлся примером для подражания. Сегодня старых традиций до сих пор придерживаются. Пожалуй, самой главной святыней выступают две могилы у церкви Рождества Христова. Здесь похоронены Ушаковы – игумен монастыря и его племянник.

Адмирал Ушаков отличался благочестием и был сильно похож на своего дядю. Его корабль всегда славился монастырским порядком. Судна нередко назывались в честь святых или праздников. Сам адмирал верил в Бога. Его любили моряки, так как никогда не бросал их в трудную минуту. Удивительно, но за все годы военной карьеры у адмирала не было, ни одного поражения.

Но это не самое удивительное. В 1949 году осуществлялось вскрытие могил старца и адмирала. Одеяние, костиадмирала оказались нетленными. Священнослужители говорят, что так Бог отметил немалые заслуги данных личностей перед Родиной. Мощи иеромонаха Феодора Ушакова оставались нетленными, что свидетельствует о большой святости.

Кроме того, у могил Ушаковых нередко случались чудесные исцеления. Болеющие люди, прикладываясь, избавлялись от различных заболеваний. Паломники рассказывали, что к этому месту их приводила самаЦарица Небесная. Многие приезжают сюда для того чтобы попросить об исцелении близких людей, молитвы на здешних землях имеют большую силу.

Интересно, что чудеса не прекращают происходить и сегодня. В 1991 году первые насельники были поражены необычным явлением. Они увидели, как из храма шел на встречу седой монах. Старец направлялся в сторону Темникова. Он дошел до стены и потом исчез. О поразительном явлении они рассказали людям.

Изображения иеромонаха Феодора прекрасно сохранились до нашего времени. Очевидцы утверждают, что старец с седыми волосами встречал насельников на пороге обители, которую снова восстановили. Иеромонах являлся заступником и молитвенником монастыря.

За дивным чудом наблюдали на протяжении трех лет. Произошло обновление старинной иконы Богоматери Феодоровской. Сегодня она установлена на алтаре храма. Также знаменит образ богоматери Казанской. Прикладываясь к ней, многие люди получают оздоровление. Феодором в прошлом был лично выкопан родник. Вокруг него также постоянно случатся чудеса. Все, приходящие с верой, находят исцеление.

Монастырь является местом паломничества верующих из различных российских городов. Кроме того, бывает немало гостей из Казахстана, Молдавии, Белоруссии, Украины. Сегодня в обители проживают еще два старца – схиигумен Иероним и схиархимандрит Питирим. Они оказывают помощь всем тем, кто страдает от серьезных заболеваний. Их духовные советы многих наставляют на путь истинный. Сюда приезжают за благословением, ответами на многие жизненны вопросы.

Читайте так же:  Какой конфликт раскрывается в сцене в чудовом монастыре

На здешних землях чувствуется большая благодать. Обратите внимание на тот факт, что святыня расположилась от Дивеева. Здесь находится Четвертый предел Божие матери. Побережье реки Мокша отличаются живописностью. Здесь уютно в любое время года. Душа многих верующих тянется на здешние земли.

Благодать здешних мест постоянно подтверждается различными случаями. Как-то раз, одна из паломниц, которую звали Лидия, уснула под самое утро. Ей привиделось необычное явление. Санаксарский монастырь, как бы парил в воздухе. Он был при этом окружен желтым ореолом, который сиял. В верхней точке он имел соединение с с небесной Церковью ослепительного свечения. Внизу можно было увидеть большое скопление людей, которое протягивала к монастырю свои руки.

Второй случай знаменателен тем, что благодать святыни показывается самим Богом. Одна из паломниц, Софья Мурадова, сделала фотографию монастыря во время вечернего богослужения. Но на фото были отражены только облака. После проявления пленки, на снимке удалось рассмотреть огненный крест, излучающий божественный свет. На утро монахи над монастырем смогли рассмотреть такой же крест. С левой и правой стороны от него был огненный столп. Такой крест явился еще один раз – в 1998 году.

Полезная информация для туристов

Местность может похвастаться достаточно благоприятными климатическими условиями. Они являются умеренно-континентальными. Погода близка к центральным российским регионам. Летом температура может достигать + 30 градусов. Зимой редко опускается отметки -10 градусов. На территории монастыря есть гостевые домики, в которых можно остановиться. Но срок пребывания в них ограничен. Он не должен превышать трех суток. О наличии свободных мест необходимо узнавать заранее. Для гостей организуется бесплатное проживание и питание.

Возле ворот находится лавка, которая реализует вкусную выпечку монастырского приготовления. При посещении обители необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего, они касаются внешнего вида. Перед вратами необходимо совершить трехместное знамение. На территории нельзя громко говорить и кричать. Необходимо следовать внутреннему распорядку. Желательно, чтобы одежда имела длинный рукав и выглядела опрятно.

История монастырского комплекса насчитывает 359 лет. На протяжении этого времени были, как взлеты, так и падения. Паломнический тур в Темниково дарит спокойствие и умиротворение. Иконы и мощи обладают исцеляющей силой. Осуществление паломничества доступно круглый год. Монастырь имеет официальный сайт.

Рождество-Богородичный Санакса?рский монастырь — православный мужской монастырь в Краснослободской епархии Мордовской митрополии Русской православной церкви (Республика Мордовия, Темников; до 1918 года был в Тамбовской епархии).

Монастырь
Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь
54°39?11? с. ш. 43°09?56? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Местоположение Темниковский район , Краснослободский уезд и Темниковский уезд
Конфессия Православие
Тип Мужской
Известные насельники преподобный Феодор Санаксарский, преподобноисповедник Александр Санаксарский, схиигумен Иероним (Верендякин), епископ Нарвский и Причудский Лазарь
Наместник Иннокентий (Руденко)
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 131720756070006 (ЕГРОКН ). Объект № 1310041000 (БД Викигида)
Состояние Монастырь епархиального подчинения, действующий
Сайт sanaxar.ru
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

  • 1 История
  • 2 Настоятели и наместники
  • 3 Святые
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова (сейчас Темниковский район Мордовии), на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Патриарха Московского Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской.

Название своё монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана?ксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору.

Период возобновления обители связан с именем Феодора (Ушакова) (настоятель 1764—1774).

Высочайшим указом от 7 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырём.

Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве.

27 мая 1915 года настоятелем обители был избран Александр (Уродов), который был смещён братией в марте 1918 года и взят под стражу [1] ; впоследствии он был настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни и наместником Седмиезерной пустыни (8 сентября 2001 года в селе Соболеве были обретены его мощи, которые были перенесены в монастырь).

В октябре 1929 года монастырь был окончательно закрыт.

Постановлением Совета Министров Мордовии от 7 мая 1991 года здания бывшей обители были переданы Саранской епархии [2] . 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил первую литургию.

6 июня 2001 года скончался подвизавшийся в обители старец схиигумен Иероним (Верендякин), почитаемый некоторыми [3] .

На территории монастыря находится лесопильный комплекс и цех по производству свечей.

Санаксарский монастырь включён в проект маршрута Золотое кольцо России [ источник не указан 213 дней ] .

23 октября 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил в должности священноархимандрита Климента, епископа Краснослободского и Темниковского [4] .

Троице-Сергиева лавра (Фото: ProfStocker, Shutterstock)

11 августа 1337 года, согласно летописям, Сергий Радонежский и его брат Стефан основали монастырь недалеко от города Радонежа (хотя ряд исследователей считают годом основания монастыря — 1342-й). Еще при жизни святого обитель сильно преобразилась благодаря стараниям смоленского архимандрита Симона. Монахи возвели просторную церковь, построили кельи, трапезную и другие здания.

В 14-17 веках монастырь становится крупнейшим культурным центром Руси. Здесь жили и работали писатели Епифаний Премудрый – автор Жития Сергия Радонежского, Максим Грек, Авраамий Палицын, живописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, резчик Амвросий.

Монастырь играл важную роль и в политической жизни страны: поддерживал объединительную политику московских великих князей, участвовал в борьбе с татаро-монгольским игом, а в 1608-1610 годах – с польской интервенцией. Также он способствовал организации первого земского ополчения, а затем народного ополчения Минина и князя Пожарского.

Со временем на территории монастыря сложился живописный ансамбль построек, включающий более 50 зданий и сооружений, в том числе Троицкий и Успенский соборы.

После Октябрьской революции 1917 года Троице-Сергиева лавра была закрыта, в ее зданиях был создан историко-художественный музей, с 1940 года – музей-заповедник.

Однако, после Великой Отечественной войны в 1946 году началось возрождение обители. Ныне Троице-Сергиева лавра занимает выдающееся место в жизни Русской церкви и является крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.

Фото: m24.ru/ Виктория Виатрис

3 мая исполняется 700 лет со дня рождения Сергия Радонежского. Монах, наставник, основатель Троице-Сергиевой лавры, служивший идее объединения государства и прекращения междоусобиц, человек, которого уже при жизни называли святым — в России сотни храмов носят его имя, десятки из них расположены в Москве и Подмосковье. О самых интересных из них рассказывает М24.ru.

«Любовью и единением спасемся»

Точный день рождения Сергия Радонежского неизвестен, но Русская православная церковь считает датой его появления на свет 3 мая 1314 года. Благодаря житию, написанному учеником Радонежского Епифанием, мы знаем, что Варфоломей (имя, данное Сергию при крещении) родился недалеко от Ростова Великого в семье бояр. В 7 лет мальчика и двух его братьев отдали в учение к дьячку, но грамота ему не давалась.

Все изменилось после того, как Варфоломей встретил в поле молившегося старца-черноризца. Мальчик попросил помолиться и за то, чтобы Бог помог ему научиться читать. И случилось чудо: в тот же день он начал складно читать, а вскоре любимыми его книгами стали жития святых и летописи. Старец же предсказал родителям мальчика, что сыну их суждено создать обитель Святой Троицы, и он «многих приведет вслед за собой к пониманию Божьих заповедей».

Читайте так же:  Монастырь аркади координаты

Когда Варфоломей был подростком, его семье пришлось покинуть родные земли и перебраться в город Радонеж недалеко от Москвы. Мечтой Варфоломея была монашеская жизнь, после смерти родителей он сместе со старшим братом Стефаном (к тому времени овдовевшим и принявшим монашество с именем Стефан) отравился на «взыскание места пустынного», которое нашлось на холме Маковец неподалеку от Радонежа. Там братья поставили два сруба — один под церковь, а другой под келью. Церковь освятили во имя Святой и Живоначальной Троицы. Так начиналась история известной на весь мир Троице-Сергиевой Лавры.

Варфоломей принял иноческий сан с именем Сергий, постпенно собрал вокруг себя учеников. Он показывал им пример во всем: сам дрова рубил, воду носил, и огород развел, и плотничал. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним прославили Сергия, к нему потянулись люди: не только за советом и добрым словом, но и за исцелением.

Преподобному приписывают чудесные случаи избавления людей от разных недугов — с годами, согласно житию, у него развились способности к пророчеству и предвидению. Так, Сергий Радонежский предсказал победу московскому князю Дмитрию в Куликовской битве. Ученик Сергия Епифаний рассказывал, что преподобный видел, что происходило за сотни верст, «с расстояния во много дней ходьбы так, словно находился поблизости».

Выставка «Преподобный Сергий Радонежский» в «Коломенском»

Вся обитель стояла на молитве за русское воинство, время от времени игумен прерывал молебен, чтобы поведать братии о ходе битвы, называл имена погибших и тут же читал по ним заупокойные молитвы. И, наконец, с радостью возвестил об окончательной победе.

Гонец с Куликова поля только через четыре дня примчался в Москву с доброй вестью, а в Святотроицкой обители уже праздновали победу русского воинства. После Куликовской битвы великий князь стал относиться к радонежскому игумену с еще большим благоговением. Перед смертью князь Дмитрий позвал Сергия скрепить его духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Даже уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

Сергий Радонежский один из самых почитаемых в России святых. Сейчас, как и сотни лет назад, актуальны его слова «Любовью и единением спасемся». В его честь созданы сотни храмов по всей стране. В честь юбилейной даты будут отреставрированы более 700 храмов и пределов, которые носят имя Сергия Радонежского, а в Свято-Троицкой Сергиевой лавре пройдут масштабные реставрационные работы, по объему сравнимые только с восстановлением храма после сожжения одним из монгольских ханов.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Датой основания Троице-Сергиевой лавры принято считать 1337 год, когда Варфоломей и Стефан поселились на холме Маковец. Вскоре Стефан ушел в Московский Богоявленский монастырь, не выдержав всех тягот пустынножительства, и его брат, принявший иноческий сан с именем Сергий, остался один. Но ненадолго. Вскоре к нему потянулись люди, нуждающиеся в духовной помощи, и другие иноки. Любопытный факт: долгое время иноков — учеников Сергия, было ровно 12, как апостолов у Христа. Они построили двенадцать келий и обнесли обитель забором.

Постепенно слава Сергия и монастыря росла, в обитель стали обращаться все, от крестьян до князей; многие селились по соседству, жертвовали ей свое имущество. Сергий запрещал просить, но он не запрещал брать подаяние, если оно идет от чистого сердца. Благодаря им пустынь обратилась в богатый монастырь, сожженный в 1408 году татарским ханом Едигеем.

Первым каменным строением на территории восстановленной обители стал Троицкий собор, возведенный при игумене Никоне – любимом ученике Сергия. В росписи храма участвовали Андрей Рублев и Даниил Черный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица».

Троицкий собор почитался московскими князьями: здесь совершались молебны перед походами и после их окончания, «крестоцелованием» скреплялись договоры, совершалось крещение наследников престола.

Крестили здесь и долгожданного сына князя Василия III, будущего царя Ивана Грозного. Впоследствии он часто бывал в обители, вкладывал деньги в ее развитие: при нем монастырская территория приобрела сегодняшние размеры, по периметру возвели белокаменные стены. В итоге Троицкий монастырь, ставший к концу XVI века крупнейшим в России, превратился в мощную крепость (осада монастыря польско-литовскими интервентами, начавшись в 1608 году, длилась 16 месяцев, но все приступы 15-тысячной армии Лжедмитрия II были отбиты. После победы слава монстыря, а вместе с ней и пожертовования многократно выросли, что помогло быстро восстановить разрушенное и возвести новые объекты — царские хоромы, церковь Зосимы и Савватия, Больничные палаты).

Стрелецкий бунт за стенами монастыря пережидали царевичи Петр и Иоанн Алексеевичи с царевной Софьей, затем Петр скрывался здесь во время выступления стрельцов, присягнувших Софье. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи, и отсюда уже единовластным правителем Петр уехал в Москву. При нем в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского.

Преемники Петра Великого, основавшего новую столицу Санкт-Петербург, не проявляли большого интереса к судьбе монастыря. И только с приходом к власти Елизаветы Петровны наступил новый период расцвета обители. При ней в 1744 году Троице-Сергиев монастырь получил титул лавры. Так именовали некоторые крупнейшие мужские православные монастыри, как правило, подчиненные патриарху. Существует легенда, что Елизавета Петровна очень оригинальным способом ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру пешком из Москвы: в день она проходила 2-3 км, после чего отправлялась в карете во дворец. На следующий день карета привозила ее к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета проходила еще немного.

В XVIII—XIX веках лавра стала одним из богатейших монастырей Росси, но революция 17-го года привела к ее закрытию. На территории обители открылся историко-архитектурный музей, на переплавку изъяли большую часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший «никоновский» 1420 года).

К концу 1930-х памятники Лавры были сильно разрушены, частично перестроены и приспособлены под жилье и хозяйственные нужды. Лишь в 1946 году благовест колокола «Лебедь» возвестил о начале богослужения в Успенском соборе, а патриарх Алексий I заново освятил трапезный храм Сергия Радонежского.

Несмотря на трудности послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние памятников, выполнить капитальную реставрацию ряда построек. В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно?восстановительные работы, они постепенно продолжались все последующие годы. В 1993 году архитектурный ансамбль лавры, куда входят около 50 зданий различного назначения, построенными лучшими зодчими XV—XIX веков, вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре (1690—1694)

Высокопетровский мужской монастырь, расположенный на Петровке, известен с 1377 года, но основная часть современного архитектурного комплекса монастыря сооружена в XVII—XVIII вв. В частности, собор Сергия Радонежского возведен в 1690-1694 по приказу Петра I после стрелецкого бунта в благодарность за спасение семьи в стенах Троице-Сергиева монастыря и за то, что св. Сергий внял молитвам Петра I, которого он просил о помощи в борьбе с сестрой Софьей.

Сам Петр активно укреплял Высоко-Петровсктий монастырь, тогда как его сестра Софья — Новодевичий. Даже центральный крест храма во имя Сергия Радонежского был украшен короной, чтобы показать, что здесь молельня будущего государя. При входе в храм было построено царское крыльцо (замененное новоделом в начале 2000-х). А Трапезная церковь повторила Трапезную Троице-Сергиевой Лавры в память о спасении Петра I во время стрелецкого бунта.

В 1812 году монастырь разграбили наполеоновские войска, а в храме Сергия находилась их конюшня. Позже храм был восстановлен, но без прежнего блеска. После революции монастырь официально закрыли, но он продолжал работать подпольно, на что пожаловались рядом живущие партийцы, это положило начало очередному разграблению. Из монастыря вывезли 40 пудов «цветного лома», 2 кг серебра, позолоченный иконостас. Висячие подсвечники надлежало сдать в Рудметаллторг, а «не имеющие музейного и антикварного значения» иконы предписывалось использовать как стройматериал для нужд Исторического музея.

Читайте так же:  Приют при женском монастыре в москве

В начале Великой Отечественной войны в храме Сергия Радонежского начиняли порохом зажигательные бомбы. Уже в мирное время в «трапезной части» собора занимались акробатикой и гимнастикой, в центральной части — тяжелой атлетикой, а в алтаре сидели тренеры. В 50-е годы монастырь отдали Министерству культуры СССР: в храме Сергия Радонежского построили два этажа и комнаты, где сидели сотрудники, а в алтаре – дирекция.

Также храм стал репетиционной площадкой танцевального ансамбля «Березка», в братских кельях разместился Литературный музей, остальные помещения использовались как запасники произведений изобразительного искусства. Не особо заботились о сохранности построек и при строительстве московского метро: территория Высокопетровского монастыря заваливалась мусором и грунтом, из-за чего храмы ушли в землю почти на 2 метра.

В 1992 году храм передали общине верующих, и здесь были возобновлены богослужения, сейчас в нем хранятся частицы мощей Сергия Радонежского. В целом обитель восстановлена так, как она должна была выглядеть при Петре Великом.

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках (1678)

Церковь «в Старых Серебряниках», «на Петровке у Трубы», «в Крапивниках» упоминается в документах с 1591 года. Первоначально строение было деревянным, и после пожара его сменила каменная церковь, возведенная в 1678 году как усыпальница бояр Ухтомских (сегодня на северной стене храма можно видеть 4 каменные плиты, на одной из которых выбита фамилия Ухтомских). Впоследствии храм процветал при покровительстве Петра I и Нарышкиных, но после войны 1812 года здание сильно пострадало, его даже убрали из списка церквей Москвы. Спустя полвека церковь была восстановлена прихожанами.

В начале ХХ века храм в Крапивинском переулке закрыли большевики, частично разобрана колокольня. Позже в храме разместили цех Первого московского завода коньков, а в оставании колокольни находилась трансформаторная подстанция.

Богослужения возобновились лишь в 1991 году, тогда же в храм прп. Сергия Радонежского была передана святыня — «Кийский Крест» из кипариса, которому более 300 лет, с частицами мощей более 300 святых и 16 камнями с мест библейских событий. Крест является точной копией Креста Христова, он был заказан в 1650-х гг. Патриархом Никоном в Иерусалиме для Крестного монастыря на Кий-острове, недалеко от Архангельска. Эта святыня считается самым значительным собранием мощей в православии. В 30-е годы Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере, затем был перевезен в Москву и хранился в запасниках Государственного Исторического музея.

Также в начале нового тысячелетия была восстановлена по образцу XVIII века разрушенная колокольня, на ней воссоздан весь подбор колоколов — от стопудового до восьмикилограммового. Отливали колокола под Ярославлем по старинной и очень трудоемкой технологии – в настоящей литейной яме.

Храм Сергия Радонежского в Бусинове (2-я пол. 1850-х)

Первые сведения о храме в селе Бусиново (ныне микрорайон на севере Москвы в составе района Западное Дегунино) относятся к 1584 году. По преданию это место благословил сам Преподобный Сергий Радонежский, проходя из Троицкой обители в Москву к митрополиту Алексию.

В XVI веке на этом месте построили деревянный храм в честь великомученика Георгия Победоносца, спустя столетие здесь вырос новый деревянный храм во имя Преподобного Сергия. Каменным он стал еще через два века благодаря пожертвованиям владимирского купца Ивана Бусурина и князя Николая Оболенского, а на месте старой деревянной церкви возвели часовню.

С 37-го года храм бездействовал. Колокольню частично сломали, здание храма сильно перестроили: некоторое время тут работала фабрика по пошиву матрасов, потом храм пустовал, лишь в 90-м году богослужения были возобновлены. Сегодня в нем хранится древняя икона прп. Сергия с частицей его мощей.

Храм Сергия Радонежского в Бибирево (1864—1894)

Деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Бибирево в бывшем владении кремлевского Вознесенского монастыря известен с XVI в. В 1755 г. здесь построили новый деревянный храм. В 1864 году рядом с ним в благодарность Богу за избавление жителей Бибирева от холеры по молитвам Сергия начали строить каменный храм прп. Сергия Радонежского, освещенный спустя 20 лет.

По преданию, 13 июля 1873 года в селе Бибирево произошло чудо. Во время эпидемии холеры чудотворная икона Преподобного Сергия Радонежского, которую носили монахи, вырвалась из рук и понеслась по воздуху. После этого эпидемия отступила. С тех пор 13 июля в Бибирево служат молебен Сергию Радонежскому.

В 1918 г. монастырское подворье было ликвидировано, и монахини создали сельхозартель, затем образовали артель по пошиву одеял.

Матушки помогали священнику Бибиревского храма отцу Алексею, занимались рукоделием и обучали шитью и вышиванию сельских девочек. Кроме того, на их попечении оставались разросшийся плодовый сад, огороды и скотный двор. Однако обвиненные председателем сельсовета в антисовесткой пропаганде отец Алексий был расстрелян, а монахини получили по 8-10 лет лагерей. В 30-е годы территорию храма отобрал колхоз: деревянная Церковь Благовещения Богородицы была разобрана, дерево пошло на строительство коровника, а в алтаре каменного храма устроили склад комбикорма, затем в храме была фабрика по производству выключателей, в 80-е годы — автомастерская.

По одной из легенд, при строительстве станции метро «Бибирево» храм хотели снести, и, когда техника сделала первый удар о его стены, шар отскочил, не нанеся какого-либо повреждения, а рабочие, увидев это чудо, в ужасе разбежались.

Лишь в 90-е годы храм на Костромской улице возвратили Русской Православной церкви. Сейчас на территории строится новый храмовый комплекс во имя Собора Московских Святых.

Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (XIX век)

Первый деревянный храм преподобного Сергия был построен в Рогожской слободе в начале XVII века, а первое упоминание о каменном храме относится к 1722 году. Как и у многих других московских церквей, различные части храма Сергия Радонежского были построены в разное время. Самой древней частью (1796 г) является трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая.

Нынешнее здание было построено в 1818 г. на средства статского советника Смолянского, потратившего на строительство практически все свое состояние. Впоследствии покровительство храму оказывали местные купцы, а также московские власти, украшавшие храм ради привлечения старообрядцев к Православной Церкви. В итоге по подбору древних икон и по внутреннему убранству храм мог соперничать с соборами Московского Кремля.

Как и большинству храмов, ему пришлось пережить закрытие и запустение, которому предшествовало варварское разграбление. Из храма было вывезено более 800 кг серебряной утвари и других церковных ценностей. Купола были ободраны, кресты сбиты, на крышах росли маленькие деревца, а здание пронизали глубокие трещины. В Храме некоторое время размещался секретный архив, в доме причта разместили коммуналки. В 80-е храм передали расположенному в Спасо-Андрониковом монастыре музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

В здании храма устроили экспозицию древнерусского церковного искусства. В это же время в храме были начаты реставрационные работы, и в начале 90-х он снова ожил.

Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе дал современное название и расположенной неподалеку улице, которая находится в Таганском районе между Андроньевской площадью и площадью Рогожская Застава. Изначально улица Сергия Радонежского называлась Воронья улица, по месту расположения в Вороньей слободе. В 1923 году ее переименовали в Тулинскую улицу. Название взяли от литературного псевдонима В. И. Ленина — К. Тулин. Так она называлась до 92-го года, когда ей дали имя святого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *