Монастырь в павловском посаде как доехать

Главный корпус с церковью Соловецкого кремля

Прежде чем читать эту статью, отыщите в своем кошельке пятисотенную купюру. Так вот — на ней как раз изображен Соловецкий монастырь. Причем, если банкнота выпущена до 2010 года, то вы увидите монастырь со стороны Святого озера. На новых купюрах обитель предстала в другом ракурсе, и кораблика, плывущего по озеру, уже нет. Отмечен Соловецкий монастырь в российской нумизматике не случайно — у него богатая, местами кровавая, история.

Монастырь на Соловецких островах в Белом море был основан в 1436 году монахами Зосимой и Германом. Расцвет обители случился в 16 веке, когда игуменом стал Филипп (Колычёв). Большие деньги из царской казны дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. Монастырь становится богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. 8 лет начиная с 1668 года монастырь был в осаде за то, что церковную реформу патриарха Никона осудил как ересь. Крепость была взята из-за предательства одного монаха, мятежников убили. В разные века на обитель нападали шведы и англичане, но безуспешно.

С 16 и до начала 20 века монастырь служил политической и церковной тюрьмой. Камеры здесь имели форму усеченного конуса длиной около 3 м, шириной и высотой по 2 м, в узком конце — 1 м. После официального закрытия тюрьмы сюда продолжали ссылать провинившихся священников.

В советское время монастырь был ликвидирован, а на его месте работал лагерь принудительных работ. Монашеская жизнь здесь возобновилась только в 1990 году.

Паломничество и туризм

Лучше всего приезжать на Соловки с июня по конец сентября, когда открыта навигация и есть возможность добраться до монастыря по морю катером. Экскурсий здесь масса! Например, из трехчасовой обзорной можно узнать о святых, об исторических событиях, происходивших на островах. Есть и многокилометровые пешие походы по островам, все они, естественно, ведут к святым местам.

За рабочие руки монастырь готов предоставить проживание и питание. Трудников, как здесь выражаются, принимают охотно. Вот только, если вы собираетесь остаться больше чем на 2 недели, нужно предварительно получить индивидуальное благословение через паломническую службу. Номер мобильного прилагается: +79115758310.

Состав Соловецкого монастыря

Постройки монастыря разбросаны по четырём островам Соловецкого архипелага: На Большом Соловецком острове — собственно монастырь, Вознесенский скит на Секирной горе, Исааковская, Филипповская и Макариевская пустынь, Савватиевский скит.

На острове Большая Муксалма — Сергиевский скит.

На острове Анзер — Голгофо-Распятский скит, Елеазарова пустынь, Троицкий скит.

На Большом Заяцком острове — Андреевская пустынь, Каменные лабиринты.

Монасты?рь (греч. ??????????? от греч. ????? «один, одинокий») — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Монастыри существуют в буддизме, индуизме, христианстве: православная и католическая церковь, монофизитские течения; протестантское христианство отрицает институт монашества и монастырей не знает [1] (см. Новое монашество о современных монахах-протестантах).

Содержание

  • 1 Буддийские монастыри
  • 2 Христианские монастыри
    • 2.1 История
    • 2.2 Типы
    • 2.3 Западное монашество
    • 2.4 Православные монастыри
    • 2.5 Монастыри в России
      • 2.5.1 Монашество в Русской православной церкви
      • 2.5.2 Римско-католические монастыри в Российской империи
      • 2.5.3 Армянские монастыри в Российской империи
  • 3 Индуистские монастыри
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Литература
Читайте так же:  Монастырь калмыкия

Начало буддийскому монашеству было положено самим основателем буддизма Гаутамой Буддой, жившим в V — IV веках до нашей эры. Многое в образе жизни буддийских монахов заимствовано у странствующих аскетов более ранних религий, некоторые из которых были учителями Будды.

Большинство буддийских монахов — не отшельники, стремящиеся жить в максимальной изоляции от мирского общества. Мирская и монашеская часть буддийской Сангхи довольно тесно взаимодействуют: миряне дарят монахам еду, одежду и другие необходимые вещи, и получают взамен наставление в Дхарме. Буддийские монахи и монахини обычно живут не поодиночке, а небольшими группами: например, учитель и его ученики или несколько монахов-друзей, путешествующих вместе. Чаще всего поселяются неподалёку от поселений мирских буддистов. Обычно буддийские монахи и монахини стараются обходиться необходимым минимумом вещей, пожертвованных им мирянами. Мирские буддисты кормят монахов и предоставляют им укрытие, когда те в нём нуждаются.

История Править

С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, пустынях, вдали от мира и его соблазнов. Такие подвижники назывались отшельниками и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков.

Один из них, преподобный Пахомий Великий, основал первый общежительный монастырь (киновия). Он соединил разрозненные жилища последователей Антония Великого (основоположник анахоретного монашества), огородил общину стеной и составил для монахов правила дисциплины и режим дня, основанный на равномерном чередовании труда и молитвы. Для своего монастыря Пахомием был написан первый монастырский устав (318 год). После Пахомия Великого отшельничество начинает исчезать, и монастыри с территории Египта распространяются через Палестину (Евфимиева лавра, лавра Саввы Освящённого) до Константинополя.

На Западе с традицией египетских монастырей познакомились после визита в 340 году в Рим Афанасия Великого. С этого времени монастыри начинают возникать и в Западной церкви.

На Руси иночество началось после принятия христианства. Основателями монашеской жизни на Руси считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, жившие в основанном ими Киево-Печерском монастыре.

Типы Править

Все монастыри в Российской империи разделялись на общежительные и необщежительные, штатные и заштатные.

В общежительных монахи все необходимое получали от монастыря, а свой труд по священнослужению и разным монастырским «послушаниям» по назначению настоятелей предоставляли в пользу монастыря; ни монахи, ни должностные лица с настоятелем во главе не могли здесь ничем располагать на правах собственности; настоятели избирались самими монашествующими (имеющими полное монашеское посвящение).

В необщежительных монастырях (идиоритмах) монахи, имея общую трапезу от монастыря, одежду и всё прочее, необходимое для инока, приобретали сами на даваемое им жалованье или на доходы от богослужений и от разного вида монастырского «трудоделания», произведения которого могли идти в продажу (например, выделка крестиков, икон и т. д. ). Настоятели в эти монастыри назначались епархиальным архиереем с утверждения Святейшего синода.

Штатными монастырями назывались те, которые получали содержание в известных определённых размерах и имели в своём составе число монашествующих, определённое по штату. Они разделялись на три класса по размерам выдаваемого им содержания и по степени прав. В первом классе некоторыми особенными привилегиями и правами выделялись четыре лавры и семь монастырей ставропигиальных (Соловецкий монастырь, Симонов монастырь, Донской монастырь, Новоспасский монастырь, Воскресенский — именуемый Новый Иерусалим, Заиконоспасский монастырь и Спасо-Яковлевский монастырь).

Читайте так же:  Свято елизаветинский монастырь иконы

Типы монастырей

  • Аббатство — католический монастырь, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе.
  • Киновия — монастырь общежитского устава.
  • Идиоритм — необщежительный монастырь.
  • Лавра — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей.
  • Подворье — место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с церковью при нём.
  • Пустынь — монашеское поселение в традиции русскогоправославия, обычно удалённый от основного монастыря.
  • Скит — жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединённое жилище.

Типы расположения монастырских построек

  • С центральным размещением собора — классический тип, один из ведущих планировочных типов в русском монастырском строительстве [2][3] .

Западное монашество Править

Православные монастыри Править

По данным сайта www.orthodox-monasteries.com на 2011 год, в Европе (не включая Россию) действуют около 850 православных монастырей, 21 — на Ближнем Востоке/Африке, 2 — в Корее, 3 — в Южной Америке и 11 — в Австралии [4] . По состоянию на 2008 год в Русской православной церкви действует 804 монастыря, из них в России мужских — 234, женских — 244, в других странах СНГ и Прибалтики — 142 мужских и 153 женских [5] .

Монастыри в России Править

Монашество в Русской православной церкви Править

Римско-католические монастыри в Российской империи Править

Римско-католические монастыри в пределах России были многочисленны в первой четверти XIX столетия. За их участие в мятеже 1830 года они подверглись ограничениям: запрет на приём послушников, перевод монахов из одного монастыря в другой и т. п. Указом 29 декабря 1842 года из 261 монастыря, существовавшего в западных губерниях, 202 были объявлены к упразднению. Этот указ приводился в исполнение постепенно.

В 1856 году в западных губерниях существовало 47 мужских монастырей с населением в 913 человек и 25 женских монастырей с населением в 450 человек. Активное участие монастырей в мятеже 1863 года привело к дальнейшему сокращению их числа.

В начале 1866 года существовало 50 официально признанных монастырей и десять обителей, которые необходимо было упразднить по мере вымирания живущих в них монахов. В Царстве Польском ко времени мятежа 1863 года существовало 155 мужских монастырей с населением в 1635 человек и 42 женских монастыря с населением в 549 человек.

В 1864 году 71 мужской монастырь с 304 монахами и четыре женских с 14 монахинями были закрыты из-за того, что количество монахов в каждом из них не достигало канонического числа 8. Тридцать девять монастырей, насчитывавших 674 монаха, были упразднены за участие в мятеже. Таким образом, общее число монастырей в губерниях Царства Польского было низведёно до 83.

Их положение было определено указами 27 октября и 22 ноября 1864 года. Монастыри разделены на штатные и нештатные, которые подлежали упразднению. Штатных монастырей положено 25 мужских и десять женских.

Среди мужских монастырей было семь орденов францисканцев (реформированных), пять бернардинцев, четыре доминиканцев, три капуцинов и по одному: паулинов, августинцев, францисканцев (нереформированных), камальдулов, кармелитов и марианов.

Читайте так же:  Свято вознесенский кременский монастырь

Из десяти штатных женских монастырей — три бернардинок, два бенедиктинок и по одному доминиканок, францисканок, норбертинок, сакраментинок и визитинок.

В каждом из штатных монастырей — как мужском, так и женском — полагалось по штату по 14 монахов. Исключение составлял монастырь Ченстоховского, где по штату находилось 24 монаха. Перевод монашествующих лиц из штатных обителей в нештатные запрещался. Перевод монахов из одной обители в другую допускался только по предварительному разрешению министерства внутренних дел. Каждый монах всегда имел при себе особую легитимационную книжку. Если в каком-либо из нештатных монастырей число монахов вследствие естественной убыли уменьшалось до семи, такой монастырь упразднялся, а монахи размещались в других монастырях ордена. Если в штатном монастыре вследствие естественной убыли монахов открывалась штатная вакансия прежде, чем будут упразднены все нештатные монастыри того же ордена, то она замещалась монахом из нештатного монастыря. Приём новициев (послушников) в нештатные монастыри запрещался. Приём послушников в штатные монастыри допускался только в том случае, если все нештатные обители этого ордена были упразднены. Послушниками могли быть только коренные жители Царства Польского с соблюдением всех условий, установленных для западных губерний, но с отличием по возрасту: в монастыри Царства Польского можно было поступать лицам не моложе 24 лет. Принимать торжественные обеты можно было лишь по достижении 30 лет. Торжественные обеты, принятые без представителей местного губернатора, считались недействительными. В Царстве Польском римско-католические монастыри были подчинены исключительно власти местного епархиального епископа. Зависимость их от орденских генералов и других каких бы то ни было властей ордена с 1864 года была отменёна, и всякого рода отношения монахов с руководством ордена запрещались. В западных губерниях этот принцип был введён в 1798 году вместе с упразднением монастырских капитулов. Монастыри управлялись по собственным правилам и уставам, которые соответствовали государственным законам. В монастырях запрещалось учреждать какие-либо учебные заведения. Поскольку всё недвижимое имущество и средства монастырей были переданы в казну, то на содержание каждого из штатных монастырей из казны ежегодно отпускалось по 1750 рублей. Нештатным монастырям выделялось пособие размером до 40 рублей в год на каждого монаха. Сбор милостыни допускался только в стенах самой обители, а также в том городе или в том сельском приходе, где находилась обитель. За нарушение установленных правил монастырь по постановлению министерства внутренних дел подвергался штрафу в размере от 3 до 300 рублей. Законы о римско-католических монастырях приложены к статье 11 тома XI части I Свода Законов по продолжению 1893 года.

Армянские монастыри в Российской империи Править

В пределах Российской империи армяно-григорианские монастыри, за исключением Эчмиадзинского, были небольшими и бедными, особенно женские. В середине XIX столетия в России насчитывалось 40 армянских монастырей с 133 монахами и 34 монахинями. Кроме определённого числа монахов, послушников или послушниц, там, с разрешения епархиального начальства, могли жить: в мужских монастырях — престарелые и беспомощные священнослужители и причетники, а также дети неимущих священнослужителей и причетников, в особенности сироты, находящиеся на обучении к служению церкви, а в женских монастырях — беспомощные и преклонных лет вдовы, дочери, а равно малолетние сироты лиц духовного звания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *