Монастыри одесской украины

Одесский во имя Архангела Михаила женский монастырь (укр. Свято-Архангело-Михайлівський жіночий монастир ) — православный женский монастырь в честь архангела Михаила в городе Одесса.

Монастырь
Одесский во имя Архангела Михаила женский монастырь
укр. Свято-Архангело-Михайлівський жіночий монастир

Памятник культурного наследия Украины
46°28?31? с. ш. 30°45?08? в. д. H G Я O L
Страна Украина
Город Одесса
Конфессия Украинская православная церковь
Епархия Одесская
Тип Женский
Дата основания 1841 год
Настоятель Серафима (Шевчик)
Медиафайлы на Викискладе

Одесский Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь начинался с храма. Ходатайство об устройстве Архангело-Михайловского храма было возбуждено гражданами Одессы в 1826 году. Построен он был на окраине города в 1835 году на средства одесских благотворителей, рачением генерал-губернатора М.С.Воронцова в честь его небесного покровителя и при «высочайшем пособии» от императора Николая Первого по проекту архитектора Торичелли [1] .В 1839 году при перенесении архиепископской кафедры из Екатеринослава в Одессу было предложено устроить при церкви дома для архиепископа, консистории и семинарии, но затем этот проект был оставлен. По особому предопределению Божиему в 1841 году первый архипастырь Одессы архиепископ Гавриил (Розанов) подал в Священный Синод рапорт и проект создания первого на юге России женского монастыря при существующей уже церкви. В том же году состоялось постановление Священного Синода и начало строительства монастыря заботами князя М. Воронцов и его супруги Е. Воронцовой, главной попечительницы монастыря графини Р. Эдлинг и мецената А. Струдзы. Пожертвования внесли также императрица Александра Феодоровна и царевич Александр – будущий император Александр Второй и многие представители «всех христолюбивых сословий» разных городов. Была построена церковь во имя святых праведных Захария и Елисаветы, училищный и монашеские корпуса. 9 мая 1844 года [2] года архипастырь совершил Божественную литургию, после чего освятил корпуса, в том числе училища для девочек-сирот и келии сестёр. На участке у Фонтанской дороги, над морем был создан скит со Свято-Вознесенским храмом, который архиепископ Гавриил освятил 4 августа 1846 года.

В монастыре творилось столько добрых начинаний, столько пользы нёс он городу и людям, что благой след его оказался чрезвычайно глубоким. Обитель много помогала малоимущим и недужным. В 1871 г. училище для девочек-сирот было преобразовано в епархиальное женское училище, а в 1875 году в ограде монастыря для него было заложено новое здание, в котором также был устроен храм и освящён 3-го июня 1886 года во имя св. Димитрия Ростовского. Неусыпным трудом настоятельниц обитель процветала. Были созданы иконописные и прочие мастерские, уникальные промыслы, налажено земледельческое хозяйство. Игумении монастыря Тавифа, Сусанна, Миропия, Архелая и Рафаила неустанно вели строительство духовного дома святой семьи монашествующих.

Но в 1923 году обитель закрыли как «контрреволюционную» за поддержку Патриарха Тихона и отказ следовать обновленческому расколу. А в 1931 году был взорван Свято-Архангело-Михайловский храм вместе с колокольней.

Но вера не погибла в сердцах людей. Она лишь спряталась, ушла в тайники души. При оккупации Одессы в 1941 г., когда рухнули препоны, это проявилось с особенной силой. В городе вновь открывались храмы. 27 апреля 1942 г. был составлен акт передачи помещений монастыря сестрам обители. 3 сентября 1944 г. настоятельницу монахиню Анатолию возвели в игуменский сан. В обители тогда проживало более 70 сестер. Сестры трудились, не покладая рук, в монастырской больнице, мельнице, огороде, на скотном дворе, за выпечкой просфор, в мастерских, в церкви. Монахини имели счастье общаться с блаженным старцем Иоанном (в миру Иваном Петровичем Жуковским), проживавшем в послевоенные годы в стенах обители. Ею духовным наставником был, позже канонизированный, святой праведный Иона Одесский.

В 1961 г. советскими органами монастырь был снова закрыт, а все его сооружения передали туберкулезной больнице.

Возрождение обители началось в 1992 г. Строения монастыря в то время находились в состоянии запустения — корпуса были полуразрушены, сквозь прогнившие крыши росли деревья и трава.

Обитель поднялась из руин попечением архипастыря Одессы Высокопреосвященнейшего митрополита Агафангела, подвижническим трудом монахинь. В 1995 году митрополит Одесский и Измаильский Агафангел возвёл матушку Серафиму (Шевчик) в сан игумении, благословил на труды настоятельницы Одесского Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря. Пришлось заново создавать келии и храм. Зная, как важно возродить литургическую жизнь Владыка Агафангел пожертвовал для Свято-Архангело-Михайловского храма чудотворную Гербовецкую икону Божией Матери, евхаристический набор и позолоченное облачение на святой Престол, различную церковную утварь, а для воссоздания монастыря — строительные материалы, автомашины и т.д.

Читайте так же:  Карта матрона московская монастырь

Монастырь вновь возродился, освящён был 1 мая 1993 года и возобновил свою спасительную миссию. Через некоторое время построен Дом Милосердия, в котором находят приют и уход обездоленные. В 2007 году освящен престол храма в честь «Собора преподобных отцев Киево-Печерских», расположенный на втором этаже Дома Милосердия. На территории монастыря открыты две часовни – чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (освящена в 2004 году).

Обитель возродила славные традиции, которыми она снискала себе доброе имя у Бога и людей — много сил монастырь отдает благотворительности, помогая детским дошкольным и школьным учреждениям, здесь готовят трапезы для бедных и неимущих, с любовью оказывают посильную помощь в узах томящимся. В обители работают школы духовного просвещения для прихожан – детей и взрослых. Работает православная библиотека, составленная из старинных и современных книг. Игуменией и другими авторами монастыря также подготовлен ряд изданных уже книг.

В 2004 году в монастыре был открыт и освящён Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины уникальный музей «Христианская Одесса». В музее и выставочном зале Дома Милосердия регулярно проводятся выставки и другие культурные мероприятия для детей и взрослых. В 2008 г. на территории монастыря открыт памятный знак, посвященный Крещению Руси.

При монастыре действуют отделения Одесской духовной семинарии: иконописное, регентское, золотошвейное и церковного художественного шитья, а также церковная лавка и вновь созданные мастерские.

По решению Священного Синода Украинской Православной Церкви, принятому 26 января 2012 года, созданы и открыты два скита монастыря — Свято-Вознесенский в г. Одессе и Свято-Рождество-Богородичный в с. Бараново Одесской области, с действующими храмами.

Украина — одна из немногих стран, практически в каждом городе которой можно встретить удивительные образцы культовой архитектуры: церкви, храмы, соборы, часовни, монастыри и т. д. Именно этот факт служит причиной, по которой украинскую землю ежегодно посещают сотни тысяч туристов, путешественников и паломников из стран ближнего и дальнего зарубежья. Одной из самых известных религиозных построек на Украине можно назвать Свято-Успенский Одесский монастырь.

Немного истории

Соорудили православный мужской монастырь в 1824 г. Изначально невзрачный и скромный деревянный храм в 1925 г. был заменен двухпрестольным собором с посвященным Успению Пресвятой Богородицы главным престолом. В дальнейшем реализовали проект по пристройке к собору монастырского храма, колокольни, церкви, братского корпуса и других зданий.

В 1922 г. советская власть отняла у монастыря все святыни, имущество и ценности, а в 1934 г. был взорван храм Успения Божией Матери — основная святыня монастыря.

После того как в 1942 г. была ликвидирована советская власть, монастырь снова начал свою работу и вскоре был окончательно восстановлен. Позже здесь организовали резиденцию патриархов и архиерейскую гостиницу, а также открыли Одесскую духовную семинарию.

Что посмотреть

Архитектурный ансамбль монастыря привлекает внимание с первых минут: 53-метровая колокольня предваряет вход в обитель, далее по прямой аллее можно выйти к храму Святителя Николая Мирликийского, рядом с которым находится храм Успения Пресвятой Богородицы. Немного южнее расположено кладбище монастыря, где покоятся останки многих сподвижников обители и одесских архиереев.

На монастырском кладбище и в одном из храмов обители похоронены святые преподобный Кукша, иеромонах Владимир и священномученик Прокопий.

Одна из самых известных построек монастырского комплекса — летняя Патриаршая резиденция, возведенная в 1940-х гг. А в Одесской духовной семинарии в Церковно-археологическом кабинете располагается собрание церковной старины — коллекция интереснейших археологических находок церковной тематики.

Также очень почитаются и святыни мужского монастыря, среди которых не только мощи святых, но и несколько икон, ковчеги, части хитона Божией матери и ризы Христовой и частица древа Честного Креста Господня. Помимо прочего, в здешних храмах регулярно проводятся праздничные богослужения, большая часть из которых приходится на летние месяцы. У каждого желающего есть возможность приехать в Одессу в эту святую обитель, воочию увидеть всю ее красоту и отстоять службу, причем остаться здесь можно на несколько дней, расположившись в гостинице для паломников при монастыре. Заодно будет время взглянуть и на другие достопримечательности города.

Читайте так же:  Монастырь в ежово в марий эл

Практическая информация

Адрес: Одесса, Маячный пер., 6. Веб-сайт

Режим работы: понедельник-суббота — с 9:00 до 19:00, воскресенье — с 7:00 до 19:00.

Николо-Угрешский монастырь, колокольня и часовня

Николо-Угрешский монастырь связан с именами сразу четырех русских самодержцев — Дмитрия Донского, Михаила и Алексея Романовых и Петра Великого. Неудивительно, что история этой светлой обители полнится славными деньками и может поведать немало интересного паломникам. В частности, интересна история создания монастыря.

По преданию, название Николо-Угрешского монастыря связывают с Дмитрием Донским, остановившимся здесь на своем первом привале по дороге к великой битве на Куликово поле. Именно здесь ему явилась икона Николая Чудотворца, изумившая и обрадовавшая князя. Возвращаясь домой с победой, он приказал возвести на этом месте монастырь в честь святителя Николая. Вторая же часть названия обители — от слов Дмитрия, который, проснувшись поутру после видения иконы, сказал: «Сия вся угреша сердце мое».

Разумеется, главной святыней монастыря была чудотворная икона Николая Чудотворца, написанная в 1380 году, и ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Именно к ней на богомолье приходили русские цари Михаил и Алексей Романовы.

Не раз бывал в стенах Угрешской обители и молодой Петр I в 1680-х годах. Сюда же он сошлет после стрелецкого бунта мятежников.

Примечательна и монастырская стена, сохранившаяся практически в неизменном виде с 1866 года. Одна ее часть — белокаменная с зубцами и декоративными башенками, вторая — из красного кирпича, ее также называют Палестинской.

Сегодня на нарядной и зеленой территории Николо-Угрешского монастыря ничто не напоминает о днях печальных, лишь радуют сердце яркие подновленные храмы, отдыхающие на лавочках у пруда паломники, мерно клюющие носом изящные черные лебеди.

Координаты

Московская область, Дзержинский.

Как добраться: на автомобиле съезд на Дзержинский, далее 7 км. Можно добраться и на автобусе № 347 от ст. м. «Кузьминки» до остановки «Площадь Святого Николая».

Нико?ло-Угре?шский монасты?рь — православный мужской ставропигиальный монастырь Русской православной церкви, основан в конце XIV века. Находится на площади Святителя Николая в подмосковном городе Дзержинский.

Содержание

  • 1 История монастыря
  • 2 Современная жизнь монашеской общины
  • 3 Архитектурный ансамбль монастыря
  • 4 Настоятели, наместники
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию, именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.

Монастырь неоднократно горел и был разорён, но быстро восстанавливался. В 1521 году монастырь был сожжён дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но, как и в предыдущих случаях, был быстро восстановлен.

Регулярные царские выезды на богомолье («Угрешские походы») государя Михаила Фёдоровича, а потом и Алексея Михайловича Романовых способствовали существенному развитию и благосостоянию монастыря в XVII веке. Во время одного «угрешского похода» царя Алексея Михайловича 11 июля 1668 года Угрешу посетили сразу три Патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий III и Московский Иоасаф.

В 1680-х годах монастырь неоднократно посещал молодой царь Пётр I. После подавления стрелецкого бунта Угрешская обитель стала одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против царя Петра.

В 1721 году подпись в Духовном регламенте поставил игумен Николо-Угрешского монастыря Феофан [1] .

В 1812 году монастырь подвергся нападению французов, один из отрядов которых пребывал некоторое время на территории обители. В 1841—1843 годах Собор Николая Чудотворца был перестроен архитектором Дмитрием Борисовым [2] .

В 1833 году в монастыре оставалось всего лишь шестеро человек, и шла речь об упразднении монастыря. В это время московский митрополит Филарет решил сделать настоятелем этого третьеклассного монастыря игумена Игнатия Брянчанинова и через Синод вызвал его в Санкт-Петербург, где находился. Официально назначение 82-го настоятеля Угрешского монастыря состоялось, но при представлении императору Николаю I тот решил дать Игнатию в управление другой монастырь — Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом — а в Угрешский монастырь был назначен по рекомендации Игнатия его знакомый монах Иларий, который, несмотря на некоторые свои особенности и постоянное желание отказаться от должности, принял монастырь 15 марта 1834 года и настоятельствовал в нём 18 лет. Посетивший монастырь в октябре 1837 года митрополит Филарет сказал: «Во всей епархии нет у меня беднее и хуже ваших церквей». О своих трудностях по восстановлению монастыря Иларий жаловался Игнатию, на что получил ответ: «Вы испиваете ту чашу, которую пришлось бы мне пить, если б Промысл Божий не отклонил меня от Угрешской обители В совести Вашей Вы чувствуете, что монастырь не Вы разорили, а напротив, сколько было сил Ваших и умения поправили. Владыке, может быть, показалось точно тяжело глядеть на развалины монастыря, но он, как человек благоразумный, весьма может понять…» [3]

Читайте так же:  Иверский монастырь самара адрес

В ноябре 1874 года послушником Николо-Угрешского монастыря стал Константин Леонтьев, но весной 1875 года покинул монастырь из-за разногласий с игуменом Пименом. После своего увольнения с московской кафедры 20 марта 1917 года здесь в течение нескольких лет проживал на покое митрополит Макарий (Невский).

1 июля 1919 года монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель, архимандрит Макарий. Неоднократно обитель посещал Патриарх Тихон; последний раз — в 1924 году.

В 1917 году в здании монастыря была организована детская колония Народного комиссариата финансов, в которую входили: приют для матерей с малолетними детьми, институт благородных девиц, учебный пансионат для мальчиков. Позже колония была преобразована по инициативе Феликса Дзержинского в трудовую коммуну.

В 1925 году монастырь был полностью закрыт. В 1940 году уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века.

До передачи (в начале 1990-х годов) территории монастыря Русской православной церкви территория и постройки, в том числе собор и храмы монастыря активно использовались тогда ещё посёлком Дзержинский; там находились начальная школа № 34, летний городской детский оздоровительный лагерь, родильный дом, детская поликлиника, молочная кухня, станция скорой медицинской помощи, кожно-венерологический диспансер, городской рынок, общественная столовая, коммунальные квартиры (проживали более 400 человек), детская площадка, частные бревенчатые дома, огороды и сады; общежитие НИХТИ (Научно-исследовательский химико-технологический институт), цех озеленения НИХТИ и посёлка, затем города, с инфраструктурой (свинарник, теплицы, огороды, сад и питомник плодовых деревьев, где выращивали овощи, цветы и т. д.). В самом здании монастыря располагались мастерские, деревообрабатывающие, металлорежущие станки и другое оборудование городского жилищно-коммунального отдела, спортивные секции тяжёлой атлетики, бокса, настольного тенниса, борьбы.

Во время Великой Отечественной войны монастырский пруд был закрыт досками, брёвнами, и на нём были возведены бутафорские постройки. Купола собора, купол и верхние этажи колокольни были снесены, так как они являлись ориентирами для налётов вражеской авиации на Москву [ источник не указан 1463 дня ] .

Реставрационные работы колокольни и стен монастыря были начаты в начале 1970-х годов.

30 января 1991 решением Московского областного совета возвращён Русской православной церкви. Наместником монастыря, который получил статус ставропигии, был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий) (с 14 августа 2003 года — в сане епископа Люберецкого, викария Московской епархии; 31 мая 2010 года освобождён от управления монастырём в связи с назначением епископом Пензенским и Кузнецким).

В 1990-х годах осуществлена реставрация многих строений, построены новые храмы.

В 1998 году при монастыре открыто духовное училище, преобразованное в 1999 году в Николо-Угрешскую православную духовную семинарию.

В 2004 году завершено строительство шатрового храма-часовни в честь Страстей Христовых. В этом же году был сделан новый иконостас в Преображенском соборе монастыря. По проекту иеромонаха Арсения был восстановлен (полностью построен заново) Никольский собор [4] . В 2009 году закончена внутренняя роспись (с оригинала) Спасо-Преображенского собора.

При монастыре, вне его территории действует гостиница для паломников, управляемая паломнической службой монастыря.

24 декабря 2010 года постановлением Священного синода Русской православной церкви наместником монастыря назначен игумен Варфоломей (Петров).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *