Мраморный дворец санкт-петербург выставка сейчас

Дорогие друзья! Русский музей поздравляет Вас с Новым годом и Рождеством! Обращаем Ваше внимание, что согласно Постановлению правитель.

Русский музей представляет цифровой проект – прогулки по юбилейной выставке «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары» в формате 360 градусов.

Выставка прошла в Русском музее в 2019 году и была посвящена сакральному искусству XVII столетия

История русского искусства XX века как история идей и поле взаимосвязанных проблем и концептов.

Выставка 97 работ финалистов конкурса «Фотовзгляд на Петербург». Санкт-Петербург вдохновляет многих своей непостижимой загадочностью, а некоторым дает толчок для выражения.

Выставка знакомит с творчеством Николая Рериха (1874–1947) – всемирно известного художника, одного из ведущих мастеров отечественной живописи первой полов.

  • 30 декабря 2020—10 января 2021 > Русский музей Закрытие музея с 30 декабря 2020 до 10 января 2021
  • 3 января 2021 > Русский музей Викторина «НеФакт»
  • 2 января 2021 > Русский музей Совместный с Центральной городской публичной библиотекой им. В. Маяковского. Часть 4.
  • История
  • Выставки и экспозиции
  • Информация
  • События
  • Фото
  • Доступная среда

16 декабря 2020—29 марта 2021

На выставке представлены произведения агитационного искусства широчайшего тематического диапазона – от узконаправленной рекламы книжных магазинов, издательств, библиотек до масштабной пропаганды чтения, получения знаний и образования.

Классические произведения интернационального современного искусства с послевоенного времени до начала XXI столетия из коллекции известных немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг

В декабре 1998 года известные петербургские коллекционеры Яков Александрович и Иосиф Александрович Ржевские передали в дар Русскому музею богатое собрание произведений искусства. Их уникальная коллекция, включающая произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, формировалась на протяжении более полувека. В ее составе 503 работы, половина из которых — живопись и графика второй половины XIX — начала XX века.

Мраморный дворец, уникальный памятник архитектуры XVIII в., находится на Дворцовой набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга. Он был построен в 1768 — 1785 гг. по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709–1794). Дворец возводился по заказу императрицы Екатерины II и предназначался для генгерал-фильдцейхмейстера графа Г.Г. Орлова (1734–1783).

Мраморный дворец

Наряду с Зимним дворцом Мраморный дворец является основной достопримечательностью в панораме Дворцовой набережной Невы. Он один из немногих примеров архитектуры раннего классицизма в Санкт-Петербурге.

В истории русской архитектуры дворец является уникальным примером использования природного камня в отделки здания, его наружные фасады представляют главную художественную ценность, они дошли до нас за малым исключением в первозданном виде.

Новый период в истории Мраморного дворца начался в декабре 1991 г., когда решением Мэрии Санкт-Петербурга дворец передали в распоряжение Государственного Русского музея. Была разработана новая концепция использования Мраморного дворца — «Русское искусство в контексте искусства мирового». С этого времени ведется планомерное изучение и научная реставрация уникального памятника. Восстанавливаются декор, историческая планировка и объемы помещений.

Мраморный дворец

В Мраморном дворце также размещается постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» — собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины XX в.

Экспозиции, развернутые в постоянно обновляемых и отреставрированных залах Мраморного дворца, отражают роль и место русского искусства в контексте мирового. Осмысление этой роли позволяет лучше понять своеобразие национальных традиций и самобытность отечественных мастеров и, вместе с тем, ощутить традиционные общеевропейские корни.

Санкт-Петербург Музеи Санкт-Петербурга Мраморный дворец

Мраморный дворец получил своё название, поскольку в облицовке фасадов и отделке интерьеров впервые в России использовался природный камень — мрамор и гранит. Всего было применено 32 сорта — русский (карельский и уральский), греческий и итальянский, а также ляпис-лазурь (лазурит) из Забайкалья. Цвет отделочного камня был самый разный — белый и серебристый, все оттенки серого и розового, от синего до голубовато- и зеленовато-серого.

Строительство Мраморного дворца началось в 1768 году и продолжалось 17 лет (с 10 октября 1769 года до 1785 года). Проект по эскизу Екатерины II разработал, пожалуй, самый известный архитектор Петербурга Антонио Ринальди.

Императрица наблюдала за ходом работ и поощряла отличившихся. На строительстве работало около 100 каменщиков и до 300 артиллерийских фузилёров. Глыбы камня привозили по Неве.

Главные сокровища дворца — Мраморный зал и Парадная лестница. Их облик сохранился в наибольшей степени и лучше всего отражает эпоху Екатерины II.

Но большую часть дворца сейчас занимают экспозиции и выставки:

  • Коллекция мебели, предметов интерьера и картин, собранная братьями Ржевскими
  • Выставка современного искусства — Музей Людвига в Русском музее.
  • С экскурсионной группой можно посетить покои Великого князя Константина Романова. Заказ экскурсий в музей К. Романова по телефону +7 (812) 595-42-03.

Режим работы Мраморного дворца в 2020 году

Музей открыт с 29 июля. Посещение возможно только по сеансам. Билеты продаются на официальном сайте.

Мраморный дворец закрыт для посетителей с 30 декабря 2020 года до 10 января 2021 года.

  • понедельник, среда, пятница, суббота и воскресенье — с 10:00 до 18:00
  • четверг — с 13:00 до 21:00
  • вторник — выходной день
  • касса закрывается на полчаса раньше

Как добраться

Дворец находится на Дворцовой набережной Невы. На значительном удалении от станции метро. Ближайшие станции — «Невский проспект» и «Гостиный Двор», идти около 15 минут.

Стоимость билетов в Мраморный дворец в 2020 году

  • для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • взрослых — 350 рублей
    • студентов и пенсионеров — 170 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно
  • для иностранных граждан:
    • взрослых — 500 рублей
    • студентов — 250 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно

Стоимость комплексного билета, действующего в течение одного календарного дня

Комплексный билет предусматривает посещение 2 филиалов (на выбор): Русского музея, Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка в течение одного календарного дня.

  • для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • взрослых — 700 рублей
    • студентов и пенсионеров — 350 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно
  • для иностранных граждан:
    • взрослых — 1000 рублей
    • студентов и пенсионеров — 500 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно

Внешнее оформление Мраморного дворца

Для облицовки привозили материал, добытый в карьерах около Ладожского и Онежского озёр. А белый мрамор доставляли из Италии. Это было дешевле, чем везти его с Алтая или Урала.

Екатерина II ценила мастерство выдающегося зодчего Ринальди, и по её распоряжению в нише при входе в здание установили скульптурный портрет великого зодчего.

Построенный дворец будто вырастал из гранита Невы. Серо-розовые гранитные и мраморные стены перекликаются с цветами питерского неба.

Над входом установлена надпись «Здание благодарности». Здание увенчано башенкой с часами. А по сторонам от башни — две фигуры, выполненные Ф.И. Шубиным: справа — «Верность» с печатью в руках, слева — «Щедрость» с рогом изобилия. В залах Мраморного дворца — почти 40 работ скульптора.

Центральный фасад декорирован мраморными рельефами с военной арматурой. Повсюду господствует камень и металл.

Читайте так же:  Дворец сан лоренцо

Антонио Ринальди сумел создать дворец, служивший городским домом и одновременно дворянской загородной усадьбой. Линии южного, западного и северного фасадов органично вошли в городскую застройку, а со стороны двора мы видим дворянскую усадьбу с парадным двором, садом и оградой.

Западная часть дворца имела тот же план, что и парадная сторона, но была закрыта фасадами зданий соседних улиц.

Интерьеры Мраморного дворца в Санкт-Петербурге

Парадная лестница

По замыслу Ринальди художественная отделка Парадной лестницы должна была стать продолжением каменной отделки, начатой на фасадах здания.

В её оформлении применялся серый мрамор серебристых оттенков. Сдержанность в оформлении главной дворцовой лестницы объясняется тем, что Екатерина II хотела придать парадным покоям мужественный и строгий облик.

Свет из окон второго этажа и купола позволяет увидеть разнообразный рисунок камня колонн и пилястр, вытесанных из цельных глыб. Более светлый цвет мрамора перил и балясин (столбиков) зрительно расширяет пространство и делает их легкими.

Плафон Парадной лестницы — работа Иосифа Криста 1784 года «Суд Париса». В мраморных нишах установлены фигуры, олицетворяющие утро, день, вечер и ночь, и символизирующие детство, юность, зрелость, старость.

На площадке от второго этажа до третьего — две аллегории, представляющие осеннее и весеннее равноденствие. С площадки третьего этажа хорошо видны лепные барельефы. В центре — композиция «Игра амуров», слева и справа — женские фигуры «Умеренность», «Сила духа», «Благоразумие» и «Справедливость».

Мраморный зал

Главная комната дворца — Мраморный зал, сохранивший старинное каменное убранство XVIII века.

Антонио Ринальди умело сочетал оттенки розового и вишневого тивдийского (карельского) мрамора, желтовато-серого уральского, зелёного и жёлтого итальянского камня.

По периметру всего зала в арках над пилястрами первого яруса расположены круглые барельефы на тему «Жертвоприношение», придающие нынешнему двусветному залу изысканность и гармоничность. Старинные наборные двери украшены золоченой бронзой.

Богато оформлена западная сторона зала. Дорогой камень ляпис-лазурь, привезенный из Прибайкалья, использован как фон для двух белокаменных рельефов. Композиции «Возвращение Рагула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим от галлов» выполнены скульптором Михаилом Козловским. Сюжеты взяты из истории Пунических воин Древнего Рима. Они повествуют о долге, верности Отечеству, самопожертвовании и великодушии античных полководцев.

Композиции помещены в золочёные бронзовые рамы. Сверху и снизу — гирлянды с фигурами орлов и скрещенные ветви пальмы и дуба, высеченные из белого итальянского мрамора.

В Картинной галерее дворца (юго-восточная часть дома) находилось более двухсот живописных работ Рембрандта и Тициана, Рафаэля и других мастеров. В юго-западной части были устроены Греческая и Турецкая бани. На третьем этаже располагались жилые покои, Зал для игры в мяч находился в корпусе по Мраморному переулку.

Музей Людвига в Русском музее

Известные немецкие коллекционеры, супруги Петер и Ирэна Людвиг в 1995 году передали в дар Русскому музею коллекцию из 118-и произведений современных художников Европы, Америки и России, из которых и сложилась настоящая экспозиция.

Во второй половине XX века в советском искусстве доминировало художественное направление социалистический реализм. Произведения советского неофициального и западного искусства практически увидеть было невозможно, что и стало причиной дара супругов Людвиг Русскому музею.

Это единственное собрание интернационального современного искусства с постоянной экспозицией в России. Впервые посетители могут увидеть в Мраморном дворце подлинники произведений классиков поп-арта.

Собрание включает картины Энди Уорхола, Тома Вессельмана, Класа Ольденбурга, Роя Лихтенштейна и Джеймса Розенквиста.

Американский гиперреализм выражен в работах Роберта Бехтле, Ральфа Гоингса и Джеффа Кунса. Немецкое искусство второй половины XX века отражено в коллекции работ Йозефа Бейса, неоэкспрессионистов Георга Базелица, Маркуса Люпертца и Ансельма Кифера.

Один из ценных даров Петера и Ирэне Людвиг — картина Пабло Пикассо, написанная в 1969 году, «Большие головы». Это единственное в Санкт-Петербурге произведение позднего периода мастера (после 1917 года).

Один из разделов музея Людвига — искусство советских и восточноевропейских неофициальных художников, произведения которых не выставлялись в российских музеях. Картина «Сад» — работа лидера московского концептуализма Ильи Кабакова.

Коллекция братьев Ржевских

«Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских» — это экспонаты, подаренные Русскому музею братьями Иосифом и Яковом Ржевскими. Большая часть экспозиции — произведения станковой живописи XVIII–XX веков. Это работы Ивана Айвазовского, Александра и Альберта Бенуа, Александра Иванова, Бориса Кустодиева, Ивана Шишкина и других мастеров. В собрании Ржевских — мебель, дорожные, напольные и каминные часы, выполненные часовыми мастерами Западной Европы и России XVIII–XIX веков.

Среди экспонатов — произведения фарфора, созданные на известных российских и европейских заводах того времени.

Выставка «Константин Романов — поэт Серебряного века»

В покоях великого князя, последнего владельца Мраморного дворца, развернута выставка «Константин Романов — поэт Серебряного века». Личные небольшие комнаты его семьи сохранились на первом этаже Мраморного дворца. Своей отделкой выделяется Музыкальная гостиная, называемая Готической по характеру оформления. В ней можно увидеть интерьер, отделанный деревом со сложным резным узором сводов и стен, и мебельное убранство.

На музыкальных и поэтических вечерах здесь бывали Афанасий Фет, Аполлон Майков, Антон Рубинштейн, Петр Чайковский и другие выдающиеся личности.

Предания Мраморного дворца

  • По преданию, в Мраморном дворце была устроена потайная дверь, через которую Екатерина II тайно уходила на встречи с Григорием Орловым
  • В одной из легенд рассказывается, что в фундамент Мраморного дворца был замурован мраморный ящик с монетами.

История Мраморного дворца

Мраморный дворец Екатерина II подарила своему фавориту графу Орлову за его усердную службу и участие в событиях 1762 года.

В результате дворцового переворота 28 июля 1762 года император Пётр III был свергнут, и на престол с помощью братьев Орловых взошла Екатерина II.

Григорий Орлов в тридцать один год возглавил артиллерию российской армии, он был удостоен звания генерал-фельдцейхмейстера. Оставаясь на службе до конца своих дней, был награжден многими высокими наградами, среди которых — орден Святого Андрея Первозванного и орден Святого Александра Невского.

Большую роль Григорий Орлов сыграл и в прекращении бунта 1771 года, вызванного эпидемией чумы в Москве. За подарок граф отблагодарил императрицу большим бриллиантом в 189,62 карата.

Он умер в 1783 году в возрасте 48 лет, так и не дождавшись окончания строительства.

Екатерина II выкупила дом у наследников графа и подарила его внуку — Константину Павловичу Романову. Архитектор Иван Старов выполнил ремонт и отделку ряда интерьеров к свадьбе великого князя.

Позже под руководством придворного архитектора Андрея Воронихина прошла перестройка жилых комнат дворца.

Мраморный дворец принадлежал ещё двум Константинам — второму сыну Николая I — Константину Николаевичу и его внуку Константину Константиновичу.

В середине XIX века проведена перестройка здания по проекту Александра Брюллова. После всех перестроек изменений первоначальный вид интерьеров был утрачен.

В 1992 году Мраморный дворец становится филиалом Русского музея. С этого времени проходит восстановление интерьеров исторического здания.

Предыдущий месяц Январь 2021 Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
  • Михайловский дворец
  • Корпус Бенуа
  • Строгановский дворец
  • Михайловский замок
  • Павильоны Михайловского замка
  • Мраморный дворец
  • Летний дворец Петра I
  • Домик Петра I
  • Все выставки и экспозиции
  • Постоянные экспозиции
  • Текущие выставки
  • Будущие выставки
  • Прошедшие выставки
    • 2020
    • 2019
    • 2018
    • 2017
    • 2016
    • 2015
    • 2014
    • 2013
    • 2012
    • 2011
    • 2010
    • 2009
    • 2008
    • 2007
    • 2006
    • 2005
    • 2004
    • 2003
    • 2002
    • 2001
    • 2000
    • 1999
  • Выездные выставки

20 августа 2020—15 января 2021

К 75-летию Победы Русский музей показывает произведение Александра Николаевича Самохвалова «Встреча друзей» (1945). Несмотря на то, что наследие художника изучено практически всесторонне, эта картина стала подлинным открытием для исследователей его творчества.

12 ноября 2020—8 марта 2021

Выставка знакомит с творчеством Николая Рериха (1874–1947) – всемирно известного художника, одного из ведущих мастеров отечественной живописи первой половины ХХ века, писателя, мыслителя, археолога и общественного деятеля.

29 июля 2020—25 января 2021

В 2020 году Государственный Русский музей празднует 125 лет со дня своего основания. В честь юбилея музей подготовил для посетителей масштабную выставку «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары», которая расположится в залах сразу четырех дворцов: в Корпусе Бенуа Михайловского дворца, в Мраморном дворце, в Михайловском замке и в Строгановском дворце.

30 апреля 2020—10 января 2021

Выставка советских и российских художников, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

16 декабря 2020—29 марта 2021

На выставке представлены произведения агитационного искусства широчайшего тематического диапазона – от узконаправленной рекламы книжных магазинов, издательств, библиотек до масштабной пропаганды чтения, получения знаний и образования.

28 декабря 2020—10 мая 2021

Внимание! Точные даты проведения выставки будут известны после 10 января 2021 года.

Ленинградский рок-клуб, созданный в начале 1981 года, стал настоящим центром притяжения для музыкантов, творчество которых не укладывалось в советские культурные рамки. «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Алиса», Александр Башлачев, «ДДТ» и множество других групп выступали на его небольшой сцене и на организуемых клубом фестивалях рок-музыки.
В проекте соседствуют отпечатки Андрея Вилли Усова, Валентина Барановского, Дмитрия Конрадта, Наташи Васильевой-Халл и Владимира Быстрова, задорные и очень личностные фотографии Джоанны Стингрей и Джуди Филдс.

23 декабря 2020—29 марта 2021

Петр Клодт фон Юргенсбург (1805–1867) – прославленный скульптор-анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту, получивший широкую известность в России и за рубежом. Петр Клодт стал основателем крупной художественной династии, творческое наследие которой впервые представлено в рамках большой выставки.

9 декабря 2020—31 марта 2021

С именем Александра Бенуа, видного представителя объединения «Мир искусства», ассоциируется понятие «Серебряный век» русской культуры. Человек высокообразованный, талантливый художник, многообразно проявивший себя в разных сферах гуманитарной деятельности. Его живопись и рисунки, театральные эскизы, иллюстрации к классической русской литературе, циклы критических статей об изобразительном искусстве, театре и музыке, труды по истории русского и европейского искусства формировали эстетическое сознание людей начала ХХ века.

дворец
Мраморный дворец

Вид со стороны Невы
59°56?41? с. ш. 30°19?36? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Санкт-Петербург, Миллионная улица, 5/1
Тип здания дворец
Архитектурный стиль Классицизм
Автор проекта А.Ринальди, П. Е. Егоров
Архитектор Антонио Ринальди
Дата основания 1768
Строительство 1768—1785 годы
Известные обитатели Константин Павлович
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781620426770006 (ЕГРОКН ). Объект № 7810578000 (БД Викигида)
Медиафайлы на Викискладе

Мраморный дворец — дворец в историческом центре Санкт-Петербурга. С 1992 года — филиал Государственного Русского музея.

Содержание

  • 1 Расположение
  • 2 История
  • 3 Архитектура
  • 4 Интерьеры Мраморного дворца
  • 5 Соседние объекты
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Расположение [ править | править код ]

Северный фасад здания выходит на Дворцовую набережную, за ней — река Нева, на другом берегу которой находится Петропавловская крепость. Восточную половину этого же квартала занимает Северо-Западный государственный заочный технический университет, размещённый в служебном флигеле дворца; между ними в 1994 году был установлен памятник императору Александру III работы Паоло Трубецкого (до того, после демонтажа на Знаменской площади, бывший в запасниках Русского музея).

На восток от здания за СЗГЗТУ — памятник А. В. Суворову на Суворовской площади работы скульптора М. И. Козловского; там же расположен Троицкий мост. На юг от здания находятся казармы Павловского лейб-гвардии полка. Напротив западного фасада находятся Российский морской регистр судоходства, с другой стороны площади Суворова — Институт Культуры.

История [ править | править код ]

При Петре I на месте, где сейчас находится Мраморный дворец, располагался построенный в 1714 году Почтовый двор с пристанью. [1] 24 марта 1716 года именно на этот Почтовый двор из Италии прибыли отец и сын Растрелли. [2] Около этого места с 1714 года находился Зверовый двор, в котором был помещён первый петербургский слон, [3] подаренный русскому царю персидским шахом Солтан Хусейном. [2] После смерти слона 23 мая 1717 года [4] из него сделали чучело и выставили на обозрение в Кунсткамере, а в «слоновом амбаре» разместили Готторпский глобус, находившийся здесь до 1726 года, когда он также был перенесен в Кунсткамеру. [2]

Пожар 1737 года уничтожил Почтовый двор и находящееся перед ним здание слоновника. Выжженное место расчистили, а этот участок назвали «Верхней набережной площадью». Площадка, ставшая продолжением Марсова поля, довольно долго пустовала и лишь в 1768 году по велению Екатерины II на её территории приступили к строительству дворца, предназначавшегося в качестве подарка её фавориту Григорию Григорьевичу Орлову за помощь в возведении Екатерины на трон. [2] На фасаде здания императрица намеревалась поместить надпись золочёными буквами: «Здание благодарности» [5] .

Дворец построен в 1768—1785 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди. Григорий Орлов умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В том же году Екатерина II выкупила здание в казну у наследников графа, а в 1796 году пожаловала его своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания. [6] В 1797—98 годах во дворце жил последний король Польши (и также бывший фаворит Екатерины) Станислав Понятовский, внезапно умерший здесь же в 1798 году.

В 1797 г. император Павел I подарил дворец сыну, цесаревичу Константину Павловичу. [ источник не указан 1293 дня ] . После смерти Константина Павловича в 1831 году, император Николай I передал Мраморный дворец во владение своему второму сыну, генерал-адмиралу и одному из будущих организаторов крестьянской реформы, Константину Николаевичу. Здание, бывшее уже в аварийном состоянии, в 1840-х годах реставрировал и отделал по своему проекту архитектор Александр Брюллов.

После смерти Константина Николаевича дворцом владела его вдова великая княгиня Александра Иосифовна. В 1911 г. дворец унаследовал их сын великий князь Константин Константинович. После него хозяином Мраморного дворца был сын Константина Константиновича, князь Иоанн Константинович. Брат Иоанна, Гавриил Константинович, написал воспоминания, озаглавленные «В Мраморном дворце».

После Февральской революции дворец был продан Временному правительству для размещения в нём Министерства труда. После Октябрьской революции, в 1919—36 годах в здании находилась Академия истории материальной культуры, а после её упразднения — филиал Центрального музея В. И. Ленина. Для размещения экспозиции дворец был переделан архитекторами Н. Е. Лансере и Д. А. Васильевым.

С 1950-х до конца 1980-х перед дворцом на постаменте располагался бронеавтомобиль Остин-Путиловец (с перерывом в 1970-х, когда он находился в вестибюле дворца), установленный в память о выступлении Владимира Ильича Ленина с похожего броневика по прибытии в Петроград 3 (16) апреля 1917 года. [7] Затем броневик был передан в Артиллерийский музей, [8] а освободившийся постамент в 1997 году занял памятник Александру III работы Паоло Трубецкого. [9]

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. [10] В залах Мраморного дворца разместилась постоянная экспозиция «Иностранные художники в России XVIII — первой половины XIX века», регулярно проходят временные выставки современных зарубежных и российских мастеров. В настоящее время дворец также используется для проведения различных конгрессов.

Архитектура [ править | править код ]

Мраморный дворец — шедевр архитектуры раннего екатерининского классицизма. Построен в 1768—1785 годах по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. До конца XIX в. автором дворца считался Дж. Кваренги. Впервые имя истинного автора проекта с обнаружением авторских чертежей парадной лестницы было названо только в 1885 году протодьяконом церкви Мраморного дворца В. Орловым [11] .

Это первое здание в Санкт-Петербурге, фасады которого, в отличие от большинства зданий города, облицованы естественным камнем — гранитом и мрамором. Отсюда изначальное название: «Мраморный дом» [12] . Кроме того, Мраморный дворец — самое итальянское здание города, в нём ощущается и дух флорентийских ренессансных палаццо, и воспоминание о дворце в Казерте, где Ринальди работал под началом Л. Ванвителли до приезда в Россию [13] .

Ринальди проявил себя в этой постройке как истинный живописец архитектуры, используя вместо красок палитру цветных мраморов. Нижний этаж здания облицован суровым гранитом, два верхних этажа высотой 12,5 м (при общей высоте здания 22 м), объединённых большим коринфским ордером, оформлены пилястрами из розоватого тивдийского мрамора из Карелии, контрастирующего с голубовато-серым рускеальским мрамором из каменоломен в Финляндии. Такая нежная перламутровая гамма, прекрасная и в яркий солнечный день, и в пасмурную погоду, несколько потускнела по причине эррозии поверхности от времени и агрессивной городской среды. Но в дождь, когда влажный мрамор становится неожиданно насыщенным по цвету, на фоне серого неба и свинцовой невской воды, замысел Ринальди предстаёт во всей красе.

Гармония светлых тонов умело дополнена немногими вызолоченными деталями: балясинами балкона южного фасада и деталями кованой ограды «собственного сада» с восточной стороны, а также филёнками с лепными гирляндами, вазонами на парапетах кровли, создающими аллюзии стиля рококо. Однако композиция выстроена согласно «французской схеме»: замкнутый объём с двором — курдонёром — в восточной части. Известно, что императрица Екатерина II не любила пышное «растреллиевское барокко» предыдущей эпохи. Однако общий архитектурный стиль сохраняет барочные черты, в частности в выступающих ризалитах, надстроенном аттике и башней с часами восточного фасада. Центральная часть восточного фасада с лёгкой раскреповкой антаблемента и аттика оформлена полуколоннами. Две статуи на аттике и композиции из воинских доспехов выполнены Ф. И. Шубиным. По всему периметру парапета кровли установлены 86 декоративных вазонов из светлого доломитового известняка.

«Итальянизмы» Мраморного дворца сочетаются с необычным для парадной дворцовой архитектуры камерным настроением. А в интерьерах, как отмечают исследователи, «заложен принцип рококо, где каждая группа помещений… существовала как бы замкнуто» [14] , что является продолжением растреллиевского принципа «моторности» рокайльной организации пространства интерьеров» [15] .

Интерьеры Мраморного дворца [ править | править код ]

Парадная лестница Мраморного дворца облицована мрамором голубовато-серебристых оттенков. Она перекрыта цилиндрическими сводами и высокими падугами, украшенными тонко прорисованными венками и гирляндами, и с круглыми люкарнами. Скульптурный декор лестницы и других помещений, выполненнный Ф. И. Шубиным, одним из лучших скульпторов русского классицизма, в аллегорической форме рассказывал о подвигах графа Г. Г. Орлова: орлы, держащие в клювах венки, орлы на капителях колонн и пилястр, ветви пальмы и дуба в главном «мраморном зале» второго этажа. На стене парадного вестибюля установлен барельеф с профильным портретом архитектора Ринальди работы Ф. И. Шубина — своеобразная «скульптурная подпись» автора здания. В нишах парадной лестницы размещены аллегорические статуи: «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», «Осеннее» и «Весеннее равноденствие» [16] . Качество барельефов и скульптур и их размещение свидетельствуют о том, что Ринальди обсуждал все вопросы со скульпторами, осматривал модели в гипсе перед их воплощением в мраморе [17] .

Шедевром архитектуры русского классицизма является двусветный парадный Мраморный (Орловский) зал, расположенный на втором этаже северо-восточного ризалита. От этого зала (15,65 Х 10,70 м и 11,5 м высотой) начиналась анфилада парадных комнат дворца. Стены зала облицованы мраморами семи пород более тридцати оттенков: уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором, а также прибайкальским лазуритом. Пилястры из розового мрамора с белыми прожилками, коринфские капители и базы — золочёные. Аллегорические барельефы на темы древнеримской истории, недвусмысленно напоминающих о военных подвигах Орлова, выполнены скульпторами М. И. Козловским и Ф. И. Шубиным. В композицию 14 барельефов и десюдепортов (1780—1782) вплетены изображения орлов с гирляндами и венками и знаменитый «цветок Ринальди» — «визитная карточка» архитектора из переплетённых ветвей дуба и пальмы.

Живописный плафон зала «Свадьба Купидона и Психеи» в 1775 году написал итальянец Стефано Торелли (в документах плафон называется «Торжество Венеры») [18] . В оформлении интерьеров принимали участие лепщики И. Фохт и А. Бернаскони, художник-миниатюрист Ф. Данилов, столяр А. Мейер.

В 1843—1851 годах архитектор А. П. Брюллов значительно перестроил Мраморный зал, надстроив ещё один ярус и превратив его в двусветный (с высотой стен и окнами в два этажа). Верхний ярус был отделан искусственным мрамором (стукко). Изначальную отделку сохранили лишь парадная лестница и первый ярус стен Мраморного зала. В 1803—1811 годах жилые помещения дворца были переделаны под руководством архитектора А. Н. Воронихина.В 1952—1955, 1963—1965 и 2009—2010 годах производилась научная реставрация фасадов и части интерьеров дворца [19] .

Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой на столбах розового гранита с мраморными вазонами. Ограда соединяет дворец со служебным флигелем, построенным архитектором П. Е. Егоровым в 1780—1787 годах. Флигель перестраивал архитектор А. П. Брюлловым в 1844—1847 годах. Брюллов надстроил над зданием третий этаж и обработал его фасады пилястрами, придав, таким образом, служебному корпусу черты единства с Мраморным дворцом. Фасад, обращённый в сторону сада, украшен в верхней части сплошной лентой фриза высотой около 2-х метров, состоящей из четырёх барельефов на тему «Служение лошади человеку» работы П. К. Клодта. Он же создал барельефные композиции для двух боковых фронтонов.

В 2015 году Банком России в серии «Архитектурные шедевры России» выпущена памятная монета, посвященная дворцу [20]

Читайте так же:  Итальянский дворец кронштадта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *