Музеи в древние века

Музе?й (от греч. ???????? — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете.

В 1946 году создана международная организация ICOM (англ. International Council of Museums ) для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 500 участников из 115 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями.

ICOM собирается каждые три года в одной из стран-участниц.

Содержание

  • 1 Термин
  • 2 История создания музеев
    • 2.1 Античный период
    • 2.2 Азия
    • 2.3 Средние века
    • 2.4 Галереи и кабинеты
    • 2.5 Первые современные музеи
  • 3 Типы музеев
    • 3.1 Археологический музей
    • 3.2 Детские музеи
    • 3.3 Ведомственные музеи
    • 3.4 Виртуальные музеи
    • 3.5 Интерактивные музеи
    • 3.6 Исторические музеи
    • 3.7 Кочующий музей
    • 3.8 Научные музеи
    • 3.9 Профессиональной направленности
    • 3.10 Специализированные музеи
    • 3.11 Частные музеи
    • 3.12 Этнографические музеи
  • 4 Значение музеев
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Термин [ править | править код ]

Слово музей происходит от греческого mouseion, что означает «храм музы». С начала эпохи Возрождения (Ренессанса) слово приобрело современное значение.

История создания музеев [ править | править код ]

Античный период [ править | править код ]

Первый Мусейон как учебное заведение был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н. э. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые использовались как наглядные пособия для обучения. В отличие от других школ, Мусейон субсидировался государством, и сотрудники получали жалование. Главный жрец (директор) назначался Птолемеем. К I в. до н. э. библиотека Мусейона насчитывала более 750000 рукописей. Мусейон и большая часть Александрийской Библиотеки были уничтожены пожаром в 270 году н. э.

В античной Греции по традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Позднее в античном Риме к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах.

Гостям на виллах богатых и знатных людей того времени часто демонстрировались произведения искусства, захваченные во время войн.

Римский император Адриан приказал изготовить копии скульптур и иных произведений искусства, которые произвели на него впечатление в Греции и Египте. Вилла Адриана, украшенная копиями египетских раритетов, стала прообразом современного музея.

Азия [ править | править код ]

С самого начала второго тысячелетия нашей эры в храмах Китая и Японии стали возникать собрания произведений местного прикладного искусства. Особенно изысканная коллекция — Сёсоин — со временем сложилась в храме в Нара.

Средние века [ править | править код ]

В Средние века произведения искусства (ювелирные изделия, статуи и манускрипты) порою представлялись для обозрения в монастырях и церквях. С VII века предметы, захваченные в войнах в качестве трофеев, также стали экспонироваться. В военные времена из этих запасов зачастую оплачивались выкупы и прочие расходы. Таким образом сокращались или пополнялись запасники и хранилища. Например, количество сокровищ Реймсского собора напрямую зависело от военных успехов французов.

Галереи и кабинеты [ править | править код ]

В ранний период Ренессанса Лоренцо де Медичи дал указания по созданию в Флоренции Сада Скульптур. В XVI веке было модно размещать в больших и длинных коридорах дворцов скульптуры и картины. В XVII веке при строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. С этого момента понятие «галерея» стало применяться также и в коммерческом смысле. К этому времени в княжеских особняках стали специально создавать помещения для произведений искусства. Эти помещения стали называть кабинетами (от французского — cabinet: соседняя комната). В начале кабинетом был шкаф для хранения маленьких предметов искусства. Затем уже стали кабинетом называть комнаты. Сначала в конце XVI века кабинеты стали распространяться в Италии, а вскоре и по всей Европе. В Германии наряду с предметами искусства стали создавать коллекции необычных вещей — Wunderkammer. Галереи и кабинеты поначалу служили для личных развлечений, но к концу XVII — началу XVIII века приняли общественный характер.

Первые современные музеи [ править | править код ]

В XVIII веке публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни многих стран Европы. В 1750 году в Париже картины во дворце Palais de Luxembourg были два дня в неделю разрешены для показа публике (в первую очередь для студентов и деятелей искусства). Позже они были переданы в коллекцию Лувра, где находятся экспонаты из личного собрания короля Франциска I XVII века.

Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться. Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем.

Музеи XVIII-го века:

  • Коллекция искусства Медичи — в 1739 году стала государственной собственностью;
  • Коллекция искусства Ватикана — 1769;
  • Королевская Коллекция Вены — 1770;
  • Королевская Коллекция Дрездена — 1770;
  • Эрмитаж в Санкт-Петербурге — 1765;

Типы музеев [ править | править код ]

Археологический музей [ править | править код ]

Специализируется на выставке археологических артефактов, часто на открытом воздухе (например, Афинская агора, Римский форум).

Детские музеи [ править | править код ]

Детский музей — тип общественного учреждения научно-просветительской направленности, ориентирующийся на детей и подростков по принципу музейной педагогики. Большинство детских музеев посвящены определённым темам и предлагают различные экскурсии по возрастным группам. В своей работе музеи ориентируются на определённые модели обучения, например, обучение в процессе деятельности и практические упражнения. Также в обычных традиционных музеях открываются особые детские комнаты, носящие характер детских музеев [1] .

В международной профессиональной Ассоциации детских музеев ( англ. ) (ACM), основанной в 1962 году, на 2007 год вовлечены 341 участник из 23 стран [2] . Европейская ассоциация детских музеев (HO!E) основана в 1994 году, включающая 34 страны на период 2007 года [3] .

Ведомственные музеи [ править | править код ]

К категории ведомственных музеев относятся музеи ведомств, организаций и учреждений. Как правило, это музеи известных предприятий [4] [5] или ведущих учебных заведений [6] .

Виртуальные музеи [ править | править код ]

Виртуальные музеи обеспечивают доступ к экспонатам посредством сети Интернет или с помощью различных цифровых носителей. Первыми такими музеями стали веб-страницы реальных музеев, а впоследствии появились музеи, существующие исключительно в виртуальном пространстве. В 2001 году ICANN выделил специальный домен высшего уровня — .museum.

Интерактивные музеи [ править | править код ]

Когда в XIX веке появились первые публичные музеи, экспонаты были выставлены в стеклянных колбах, и до них нельзя было дотрагиваться. Сегодня же, особенно в научных музеях, экспонаты стали более доступны благодаря интерактивным выставкам с использованием компьютерных технологий.

Исторические музеи [ править | править код ]

Исторические музеи охватывают знания об истории и её актуальности для настоящего и будущего. Одни охватывают отдельный исторический период, другие — историю в целом. В таких музеях представлены множество артефактов, включая документы, произведения искусства, археологические объекты. Нередко объектом такого музея становится дом-музей. Бывают также военно-исторические музеи.

Кочующий музей [ править | править код ]

Кочующий музей (англ. Nomadic Museum ) — временное сооружение для демонстрации выставки фотографий и фильмов Грегори Кольбера Пепел и снег (Ashes and Snow). Первый Кочующий музей с выставкой «Пепел и снег» открылся в городе Нью-Йорке в марте 2005 г. Музей побывал в 2006 г. в Санта-Монике, штат Калифорния, в 2007 г. в Токио и в 2008 г. в Мехико. Идея постоянно переезжающего музея пришла к Кольберу в 1999 г. Он представил себе такое сооружение, которое могло бы быть оперативно собрано или утилизировано на новом месте и служило бы архитектурным компонентом инсталляции, совершающей кругосветное путешествие.

Научные музеи [ править | править код ]

Музей науки — музей, посвящённый демонстрации научных открытий, достижений, экспериментов и популяризации науки. Традиционные музеи науки ориентированы на статичное экспонирование предметов, связанные с естественной историей, палеонтологией, геологией, промышленностью и т. д. Современным трендом является увеличение разнообразия выбора тем, в том числе включение экспонатов, представляющих занимательные научные явления и интерактивного компонента. Многие современные музеи науки включают демонстрацию технических достижений, и, таким образом, являются также научно-техническими музеями.

Профессиональной направленности [ править | править код ]

Морские музеи, музеи медицины

Специализированные музеи [ править | править код ]

Существует немало музеев, посвящённых различным темам (музей игрушки, музей карандаша, музей эротики, музей бороды и др.). Имеются также музеи сувениров (Туннель Времени). Музыкальные музеи могут отмечать жизнь и творчество композиторов или музыкантов (например, Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова). Существует музей No Show Museum, целиком посвящённый ничто и его воплощениям в истории искусства.

Частные музеи [ править | править код ]

Частные музеи — это музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами. Как правило, коллекции частных музеев отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения. Превращение частных коллекций в частные музеи связано со стремлением к демонстрации коллекций, с желанием их популяризировать и сделать доступными для изучения. Частные музеи могут передаваться по наследству, а также в дар какому-либо учреждению, ведомству, то есть сохранять или менять свою принадлежность.

Этнографические музеи [ править | править код ]

Этнологические музеи посвящены изучению, сбору, сохранению и демонстрации артефактов и предметов областей этнологии и антропологии.

Значение музеев [ править | править код ]

Иногда считается, что исторические и историко-краеведческие экспонаты музеев — всего лишь собрание предметов, чьё время ушло и которые уже не нужны. Тем не менее, они имеют важные социальные функции. Н. А. Томилов насчитывает их четырнадцать, имеющих приложение к разным сферам жизни [7] .

Музейные предметы служат доказательствами для явлений и процессов в социуме и его культуре и потому выполняют функцию документирования. Также они обеспечивают связь между эпохами, интегрируя прошлое в настоящее. Вместе с этим они позволяют людям осознать сходства и различия современности с прошлым и найти социокультурные знаки, соответствующие современности.

Возможность на основе музейных предметов смоделировать исторические и историко-культурные процессы, а также возможность полно представить действительность прошлого даёт новые знания. Предметность и наглядность культурного наследия помогает в образовательной сфере: систематизированные знания лучше усваиваются.

Читайте так же:  Точка джи арбат музей

Кроме того, музейные коллекции влияют на формирование мировоззрения человека, так как формируют установки на общность человечества и его многообразие в социокультурной среде, даёт систему обобщённых взглядов на историю и культуру. Коммуникативная функция реализуется через понимание и общение людей с учётом разных эпох и культур, установление или восстановление взаимопонимания между поколениями, социумами разных культур или конфессий, и пр. Одновременно с этим человечество разделяется на социокультурные пространства с сохранением систем с разными историко-культурными ценностями и установками.

Есть у музейных предметов и экономическая функция. Они увеличивают ценности, в том числе финансово, вызывают необходимость использоваться на благо людей, в том числе с целью дальнейшего наращивания ценностей.

Историческое социокультурное наследие может использоваться для доказательства объективных политических процессов и явлений в истории народов, использоваться в отношениях между разными социальными общностями, для формирования государственной деятельности, определения её форм, направлений, задач и содержания.

Воспитательная функция музейных предметов реализуется через уважение к прошлому, развитие патриотизма, направление духовного развития и укрепление исторической памяти детей и молодёжи. Музейные собрания формируют эстетические вкусы и ценностные оценки художественной деятельности.

Наконец, есть у них и созидательная функция. Они усиливают участие в развитии общества историко-культурных ресурсов музеев, в том числе через прикладные научные исследования и увеличение объёма этих ресурсов [7] .

материалы
по теме

экскурсии

Походы Александра Македонского

Дуэль

1 Капитолийские музеи, Рим. 1471 год

Капитолийские музеи — старейший публичный музей в мире, начало которому положил папа Сикст IV в 1471 году, передав в дар «народу Римa» собрание античной бронзы, помещавшееся до того под стенами Латерана. С того времени коллекции Капитолийских музеев постоянно пополнялись новыми древнеримскими артефактами, шедеврами искусства средних веков и эпохи Возрождения, ценными монетами, а также собранием ювелирных и драгоценных изделий.

По начальному проекту Капитолийские музеи были построены как три здания, соединенные вместе подземной галереей, которая проходит под такими помещениями как: Палаццо Нуово, Палаццо Сенаторио и Палаццо дей Консерватори. Рядом с Палаццо дей Консерватори находится дворец Палаццо Каффарелли-Клементино, который имеет небольшие размеры. С наступлением ХХ века он был включен в общий комплекс Капитолийских музеев, где сейчас хранятся различные экспозиции.

На двух этажах дворца Палаццо Нуово размещаются саркофаги, бюсты знаменитых людей, известные статуи, мозаики и множество других изделий античного Рима. Среди известных произведений искусства можно выделить мраморную статую, названную «Умирающий галл», а также такой шедевр античного мира как «Купидона и Психея».

Дворец Палаццо дей Консерватори имеет в своем наличии не только скульптуры древнего Рима, но также египетские и греческие изделия. Второй этаж этого дворца хранит в себе известную на весь мир бронзовую волчицу, которая кормит братьев Ромула и Рема, основавших Рим.

2 Ватиканские музеи. 1506 год

Музеи Ватикана являются общественными музеями в городе Ватикан, которые демонстрируют обширную коллекцию римо-католической церкви. Папа Юлий II основал эти музеи еще в шестнадцатом веке.

Скульптура Лаокоона, священника, который по греческой мифологии, пытался уговорить троянцев не принимать в дар от греков лошадь, была найдена в 1506 году в винограднике возле базилики Санта Мария Маджоре в Риме. Так и началась история Ватиканских музеев. Папа Юлий II послал Джулиано да Сангалло и Микеланджело Буонаротти, которые работали в Ватикане, проверить находку на подлинность. По их рекомендации папа немедленно приобрел скульптуру у хозяина виноградника. Скульптурное изображение Лаокоона и его сыновей, схваченных морскими змеями, папа разместил на всеобщее обозрение в Ватикане уже через месяц после гениального открытия. Коллекция сначала содержалась в залах Борджиа, пока Папа Пий XI не приказал соорудить современное здание. Архитектором его был Лука Бельтрами. Папа Клементий XIV явился основателем ватиканского музея Pio-Clementino в 1771 году. В оригинале здесь выставлялись вещи эпохи античности и Ренессанса. Расширил коллекцию Клементия Папа Пий VI. Сегодня в музее можно встретить греческую и римскую скульптуру.

Комплекс состоит из 54 галерей, включая Сикстинскую Капеллу. Это последний зал музея, чтобы попасть туда посетителям нужно пройти пятьдесят три предыдущих. К серии Ватиканских музеев относится и музей Кьярамонти, названный по имени папы Пия VII Кьярамонти, который основал его в 1800 годах. Музей состоит из широкой арочной галереи, где по бокам представлены некоторые статуи, саркофаги и фризы.

Галерею Грегориано Этруско основал Папа Грегорий XIII в 1836 году. Этот музей состоит из восьми галерей, где находятся предметы искусства этрусков, найденные при раскопках. Это вазы, саркофаги, изделия из бронзы. Папа Грегорий XVI основал музей Эгициано — там хранится великое множество материалов из Древнего Египта. Сюда входят папирусы, мумии животных и известнейшая Книга мертвых.

В музеях Ватикана хранятся работы Караваджо, «Портрет святого Иеремии» Леонардо да Винчи, полотна Пуссена, Рафаэля, Фра Анджелико, Джотто, папский трон из красного мрамора и топологические карты со всей Италии в Галерее карт.

3 Галерея Уффици, Флоренция. 1581 год

История галереи как таковой берёт начало в июле 1559 года, когда правнук Лоренцо и новый правитель Флоренции Козимо I Медичи замышляют объединить все административные службы города в общем просторном дворце. Для реализации проекта был приглашён мастер Джорджо Вазари, который и начал работу в 1560 году. Однако в 1574 году Вазари умер, и заканчивал строительство уже его преемник, Бернардо Буонталенти. С 1575 года в здании Уффици началось формирование музея — его основу составила семейная коллекция Медичи. В 1581 году сын Козимо Франческо I Медичи выставил на втором этаже восточного крыла галереи античные статуи и другие ценные произведения искусства, что положило начало работе в здании Уффици всемирно известной галереи.

Двери галереи впервые были открыты для посетителей в конце XVI века, однако попасть туда могли люди только из высших слоев общества. Широкие массы смогли посетить его лишь в конце XVII века: с 1765 года музей стал доступен для всех желающих.

Формирование коллекции началось ещё в средине XV века, когда дом Медичи и формально Флоренцию возглавлял Козимо Старший. Он покровительствовал художникам и покупал образцы античного искусства. Его внук Лоренцо Великолепный становится следующим просветителем в семействе Медичи. Он заказывает картины Андреа дель Верроккио и Сандро Боттичели, который создаёт свою «Весну» и «Рождение Венеры». По заказу мецената Филиппо Липпи пишет «Мадонну с младенцем и ангелами».

После заката династии Медичи коллекция продолжала пополняться. Сейчас она включает множество шедевров таких итальянских мастеров, как Джотто, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Уччелло, фра Филиппо Липпи, Чимабуэ, Пьеро делла Франческа и др. Здесь также немало образцов античного, французского, испанского, немецкого, голландского и фламандского искусства.

4 Королевская оружейная палата, Лондон. 1660 год

Королевская оружейная палата — старейший национальный музей в Великобритании, содержащий коллекцию оружия и доспехов.

История коллекции оружия и доспехов восходит ко времени постройки самого лондонского Тауэра в XI веке, но вплоть до 1660 коллекция не была доступна для обозрения. Известно лишь, что король иногда разрешал посещение коллекции высокопоставленным гостям. В 1660 году король Карл II, вернувшись на трон, открыл коллекцию как музей королевских сокровищ и оружия, включая набор конных скульптур английских монархов и испанские орудия пыток, по преданию захваченные после провала Великой Армады (1588).

В период построения Британской Империи коллекция вооружений продолжала расти, в том числе и за счет захваченного трофейного оружия. Целью музея в тот период было прославление британских военных успехов.

Во второй половине XIX века концепция музея претерпела существенные изменения. Вместо набора диковинок, поражающих воображение публики, музей попытался отразить историческую перспективу, организовав экспозицию в контексте развития королевской власти, технологий и общественных представлений.

Непрерывное пополнение коллекции привело к невозможности выставлять в Тауэре хоть сколько-нибудь значительную ее часть. В 1988 открылась артиллерийская экспозиция в Форте Нельсон (возле Портсмута), а в 1996 открылось новое здание музея в Лидсе, куда была переведена бoльшая часть коллекции Тауэра.

5 Эшмоловский музей искусства и археологии, Оксфорд. 1683 год

Эшмоловский музей искусства и археологии — старейший общедоступный музей в Великобритании. Это одно из четырех музейных учреждений, действующих при Оксфордском университете.

Музей открылся в 1683 году в компактном здании, спроектированном одним из учеников Кристофера Рена специально для хранения редкостей, завещанных университету Элиасом Эшмолом. Собирал Эшмоловскую коллекцию вовсе не Эшмол, а его товарищ Джон Традескант и отец последнего.

В течение 150 лет Эшмоловский музей оставался средоточием оксфордских исследований в области естественных наук, но в XIX веке коллекции были перераспределены между четырьмя оксфордскими музеями. В старое здание въехал Музей истории науки, а собственно Эшмоловский музей был перепрофилирован в сторону археологии и искусства.

Эшмоловский музей славится своим собранием древнеегипетского искусства и графики эпохи Возрождения (Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи). В картинной галерее представлены Уччелло, Джорджоне, Рубенс, Рембрандт, Лоррен, Тёрнер, Ренуар и Пикассо.

Среди прочих раритетов — Паросский мрамор, скрипка Страдивари «Мессия», собранные Артуром Эвансом древности минойской эпохи, экспозиция старинных колец и алмаз, якобы принадлежавший королю Альфреду Великому. Музей также располагает богатыми коллекциями старинных монет, средневекового оружия и доспехов.

6 Музей Кунсткамера, Санкт-Петербург. 1727 год

Кунсткамера в Санкт-Петербурге — это один из старейших музеев Северной столицы и всей России. Он был создан по указу Петра Первого с целью собирания и исследования раритетов, рожденных как природой, так и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук насчитывает более миллиона экспонатов.

По преданию, однажды на Васильевском острове царь Петр случайно заметил березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Это явное уродство натолкнуло Петра I на мысль о создании музея Кунсткамеры.

Во время своего второго посещения Голландии в 1715—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа. К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чём он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и всё собрание было куплено и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты».

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.

Читайте так же:  Как добраться в танковый музей в кубинке

В экспозицию музея входят не только предметы, которые относятся к врождённым дефектам людей и животных, заспиртованные части тел, мумии и скелеты, но и обширный материал по этнографии различных частей Земли. В музее можно познакомиться с жизнью и бытом североамериканских индейцев, жителей Африки, Китая, Японии, Индии, Австралии.

П одборка старейших музеев России, фонды которых наполнены уникальными экспонатами. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.

Самая древняя коллекция

Пожалуй, фонды Музеев Московского Кремля, где можно увидеть сокровища великих князей и царей, — древнейшее собрание в России, ведь они происходят от Большой казны российских государей. Тут и шапка Мономаха (хранится как минимум с 1518 года), и шапка Казанская (со времен Ивана Грозного). Есть и более старые экспонаты, однако многие из них, например шлем Ярослава Всеволодовича XII века, не царские сокровища, а археологические находки XIX–XX веков, а также конфискованные при советской власти церковные реликвии.

Впрочем, именно как музей, доступный для публики, Оружейная палата возникла в 1806 году, когда император Александр I подписал соответствующий указ.

Это достойный возраст для музея — даже Лувр был основан всего 13 годами ранее, в 1793 году, а Британский музей несколько раньше — в 1753 году. (С рекордсменом-долгожителем — Капитолийскими музеями в Риме, ведущими свою историю с 1471 года, — конкурировать, конечно, бесполезно.)

Самая старая художественная галерея

Выходит, что Эрмитаж, начало которому положила Екатерина Великая в 1764 году, — старше Лувра? Нет, увы, ведь до 1852 года, когда Николай I официально открыл его для публики под названием «Императорский Эрмитаж», это была лишь личная монаршая коллекция. Лувр тоже создавался на основе королевских собраний. У Прадо, например, также две даты создания: в 1785 году его основал король Карлос III, а в 1819 году он открылся для публики. Но в любом случае Эрмитаж является одним из самых старых музеев России — и, безусловно, самым крупным из художественных.

Кстати, первая художественная галерея, пусть и тоже закрытая личная, старше: это дворец Петра Великого Монплезир в Петергофе, собрание которого формировалось в 1714–1723 годах.

Самый старый настоящий музей

Многие музеи мира, в особенности посвященные естественным наукам, выросли из кабинетов курьезов — коллекций медицинских диковинок, которые собирали любители наук. Таков, например, Эшмоловский музей искусства и археологии в Оксфорде — первый британский публичный музей (а также старейший университетский музей в мире). В 1677 году он возник из кабинета курьезов сэра Элиаса Эшмола. Россия идет ноздря в ноздрю: Петр Великий основал свою Кунсткамеру (тоже кабинет курьезов) в 1717 году.

Сначала коллекции Кунсткамеры размещались в Кикиных палатах, а в 1727 году у нее появилось свое здание — при Академии наук. Пожалуй, именно Кунсткамера — первый музей, сознательно организованный в России именно как музей в привычном для нас понимании этого слова.

Самые старые университетские музеи

Университеты и академии вообще часто становятся корнем, из которого растут музеи. В России это случилось практически разу. Так, если Московский университет (будущий МГУ) был основан Шуваловым и Ломоносовым в 1755 году, то Минералогический кабинет при нем появился уже в 1759 году. Кабинет натуральной истории там возник в 1791 году, и в итоге из него выросли Зоологический музей МГУ и Геологический музей им. Вернадского.

В 1757 году Шувалов основал петербургскую Академию художеств — и в том же году при ней был создан учебный художественный музей (ныне — Научно-исследовательский музей РАХ). А Горный корпус (современный петербургский Горный университет) был основан в 1773 году — и одновременно с ним был сразу основан и Горный музей.

Самые старые военные музеи

Можем попробовать потеснить Кунсткамеру с пьедестала: петербургский Центральный военно-морской музей ведет свою историю с основания санкт-петербургской «Модель-камеры» — хранилища корабельных моделей и чертежей, которое было впервые упомянуто в письме Петра Великого 1709 года. Впрочем, эта типичная для европейских городов с верфями model-kammer была в первую очередь учреждением сугубо практическим, необходимым для кораблестроителей. Конкретно в музей она была преобразована лишь в 1805 году, получив название «Морской музеум».

Еще старше, если считать на такой манер, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. В его истоке лежит Цейхгауз — место хранения «достопамятных и курьезных» артиллерийских орудий, основанный Петром в 1703 году. Однако как музей он стал работать только с 1868 года.

Самый старый провинциальный музей

Старейший провинциальный музей также связан с именем Петра Великого. Он был открыт в 1803 году на берегу Плещеева озера (сейчас Ярославская область) в селе Веськово. Именно здесь в 1689–1692 годах юный царь Петр построил и запустил на воду свою Потешную флотилию. От тех времен здесь сохранился ботик «Фортуна» (он уцелел по указу императора 1722 года, повелевавшего хранить навеки остатки его юношеской забавы).

1803 год считается датой открытия музея-усадьбы «Ботик Петра I», потому что именно тогда для его экспонирования по инициативе губернатора здесь было возведено и торжественно открыто каменное здание. Сегодня это филиал Переславского музея-заповедника.

Пальму первенства у него оспаривает Краеведческий музей Иркутска, основанный в 1783 году, — впрочем, какая это «провинция»? Это регионы. Он был создан по инициативе губернатора города Франца Клички с меценатской поддержкой местных купцов.

Самое старое музейное здание

Не так уж просто вычислить, какое здание древнейшее в России, а с музейными — еще сложнее. Вероятно, это христианские храмы Аланского государства (Х век), которые входят в состав Карачаево-Черкесского музейного заповедника. Но можно ли их считать «музейными», ведь в них нет экспозиции? Из древнерусских храмов самый древний музейный — новгородский Николо-Дворищенский собор 1113–1136 годов (входит в Новгородский музей-заповедник). Старше него только Новгородская София, которая передана Русской православной церкви. К этому же музею относится самое старое светское здание — Владычная палата 1433 года. В этом трехэтажном кирпичном доме в стиле западноевропейской готики, построенном при участии немцев, размещена экспозиция, посвященная ювелирному и религиозному искусству. А вот самое старое здание, построенное непосредственно для музейных функций, — опять петербургская Кунсткамера.

23 октября 2000 года китайскими археологами было сделано потрясающее открытие – Древний музей музыкальных инструментов династии Хань, который был скрыт от человеческого взора около 2000 лет. По такому случаю мы вспоминаем самые древние музеи мира.

Древний музей музыкальных инструментов династии Хань

Музеи как средоточие предметов старины и памяти о предках существовали еще в далекой древности. Самый старый из известных нам музеев был найден археологами в 2000 году в Поднебесной. Музей музыкальных инструментов, созданных в эпоху правления китайской императорской династии Хань, насчитывает сто пятьдесят отлично сохранившихся экспонатов и включает в себя дудочки из костей, флейты разных форм и размеров, колокола из бронзы, называемые чжун, сюнь – окарины из глины, имеющие форму шара, и литофоны. Династия Хань – это одна из самых «продвинутых» семей китайских правителей. Именно она положила начало почитанию великого мудреца Конфуция, тоже, кстати, увлеченного музыкой и даже собиравшего народный китайский фольклор. Китай на протяжении всего своего существования был очень музыкальной страной, поэтому вполне возможно, что в ходе дальнейших раскопок будет найдено множество других уникальных музыкальных инструментов, которые позволят проследить историю возникновения музыки от самых ее истоков.

Галерея Уффици

В сердце Флоренции, самого творческого города Европы, ставшего колыбелью Ренессанса, находится один из самых старых из существующих ныне музеев. Своим созданием галерея Уффици обязана великому Козимо I Медичи, предоставившему летом 1559 года один из своих роскошных дворцов для административных нужд. Основой для великолепной коллекции произведений искусства, нашедших свое пристанище в музее, стало богатое собрание картин рода Медичи, считавшееся на то время одним из лучших в мире. Галерея Уффици – это дом для лучших из лучших шедевров гениальных мастеров кисти: Боттичелли и Рафаэля, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Джотто и Тициана, Караваджо и Рубенса. Миллионы ценителей прекрасного со всего мира съезжаются во Флоренцию в надежде увидеть уникальную коллекцию автопортретов самых известных живописцев, сбором которой музей занимается еще с XVII века. С 2007 по 2012 год галерея была закрыта на ремонт, а сейчас снова любезно распахнула для гостей свои двери.

Британский музей

Чопорная Великобритания, славящаяся своими многовековыми традициями, по праву может гордиться и одним из самых лучших музеев мира, занимающим почетное место среди главных исторических и культурных памятников британской нации. Первыми экспонатами Британского музея, основанного в 1753 году, стали ценные произведения искусства графа Харли, антиквара Коттона и врача Слоуна. Сперва музей находился в Монтегю-Хаусе и был открыт лишь для избранного числа аристократов, но уже в 1759 году стал доступен широкой публике. Коллекции музея регулярно пополнялись за счет пожертвований титулованных меценатов, выкупа античных скульптур и ваз, а самая уникальная и практически бесценная часть шедевров, например, Розеттский камень, попала сюда при достаточно неоднозначных и скандальных обстоятельствах. До сих пор идут споры, кому принадлежит это культурное наследие древности – Каирскому или Британскому музею. C 1926 года музей раз в квартал даже издает собственный журнал, а его библиотека насчитывает более 150 миллионов бесценных томов и является второй из крупнейших библиотек мира.

Каирский национальный музей

История создания громадного вместилища памятников культуры Древнего Египта связана с двумя личностями, которым так и не довелось встретиться. Декрет египетского правителя Мохаммеда Али запретил вывоз из Египта культурных ценностей без особой лицензии правительства как раз в то время, когда француз Огюст Мариетт прибыл в страну для приобретения подобных раритетов. Но так сильно очаровал Мариетта край песков, что он забыл о своем намерении и увлекся раскопками в Саккаре. Осознав огромное значение найденных им артефактов, француз основал в 1858 году Службу древностей Египта и Каирский музей. Более ста залов на двух этажах, полторы сотни тысяч экспонатов, доступных для осмотра, и еще более тридцати тысяч в хранилищах, невероятных размеров вестибюль – все это Каирский музей. Пять тысяч лет истории Древнего Египта проходят перед глазами посетителей, поневоле погружая их в неизведанный и покрытый тайнами мир одной из наиболее развитых цивилизаций древности.

Эрмитаж

В 350 залах самого крупного музея России разместились более трех миллионов ценнейших произведений искусства и уникальных памятников культуры. История Эрмитажа началась в 1764 году, когда богатый немец Гоцковский во исполнение долговых обязательств отдал России принадлежавшую ему коллекцию из более чем 200 картин. Екатерина Вторая, разместив подарок в Малом Эрмитаже, приняла решение скупать на заграничных аукционах все шедевры, выставлявшиеся на продажу. И так много собралось экспонатов, что для того, чтобы все их разместить, понадобилось создание огромного музейного комплекса, собравшего в себе пять зданий. Жемчужина архитектуры Государственного Эрмитажа – знаменитый на весь мир Зимний дворец, творение мастера Растрелли. Энтузиасты прикинули: если уделить каждому экспонату хотя бы по минуте, понадобится не меньше восьми лет на осмотр всего собрания ценностей. А расстояние, которое придется обойти ценителям прекрасного в пределах Эрмитажа, составляет ни много, ни мало двадцать километров!

Читайте так же:  Невьянская башня музей

Как можно попасть в прошлое, ведь машины времени так и не придумали? Самый верный способ — посещение музея. Другой вариант — чтение книг, где визуальные картины заменит полет фантазии. Но именно в музеях своими глазами можно увидеть вещи, которые смогли сохраниться на протяжении веков и тысячелетий. Помимо археологических находок, там можно будет познакомиться и с творениями художников или скульпторов, оказавших значительно влияние на мировую культуру. Посещение музеев может стать отличной альтернативой скучному изучению истории в стенах учебного заведения.

Само слово музей имеет греческое происхождение и означает «дом Муз». Первый мусейдон был создан еще до нашей эры в Александрии и являлся учебным заведением. В начале второго тысячелетия коллекции произведений искусства стали собирать в храмах Индии и Китая, в Европе эта традиция появилась в Средние века и тоже была связана с церквями. Со временем музеи стали неотъемлемой частью культурной и социальной жизни общества. Ныне они уже осваивают виртуальные миры. Но есть музеи, которым уже не одна сотня лет. О самых старых из них и пойдет рассказ.

Капитолийские музеи, Рим, Италия. Это целый комплекс музеев, в котором внимание уделяется не только искусству, но и археологическим находкам. Создание музея было положено в 1471 году, когда Папа Римский Сикст IV преподнес в дар Риму коллекцию античной бронзы, до того времени находившейся под стенами Латерана. Те артефакты поместили на Капитолийском холме города. А в 1536 году великий Микеланджело Буонарроти спроектировал целый комплекс, где между тремя дворцами раскинулась красивая площадь. Теперь здания отданы уникальным музеям, коллекция которых пополнялась на протяжении 400 лет. Здесь, на Капитолии, глазами предстанет искусство Средневековья в Возрождения, статуи Древнего Рима, украшения и монеты древних времен. А на площади установлена точная копия единственной сохранившейся еще с античных времен конной статуи Марка Аврелия.

Музеи Ватикана, Ватикан. Ватикан — это не только духовный центр, это еще и большой музейный комплекс. Его история берет свое начало с XVI столетия. Первый экспонат для музея приобрел папа Юлий II в 1506 году. Первоначально коллекция экспонатов находилась в Апартаментах Борджиа, которые являлись личными апартаментами папы Александра VI. Но через некоторое время церковные власти приказали построить другие здания, исключительно для размещения там экспонатов. Сегодня музеи Ватикана включают в себя сразу несколько заведений. Так, Григорианский музей посвящен жизни этрусков, Ватиканская библиотека содержит самое большое собрание древних рукописей, Музей Кьярамонти посвящен античной скульптуре, есть музей искусств, истории Ватикана, современного искусства и другие.

Кабинет Амербаха, Базель, Швейцария. Под таким названием известен Художественный музей Базеля. Это самое крупное в стране собрание предметов искусства. В основе музея лежит частная коллекция местного коллекционера Базилиуса Амербаха. Спустя 70 лет после смерти, в 1661 году, город приобрел это собрание в свою собственность. Уже через 10 лет музей открылся для широкой публики. Сегодня он является частью богатого исторического и культурного наследия города. Музей считается настоящей Меккой для всех ценителей искусства. Экспонаты тут располагаются на двух этажах. Первый отдан работам старых мастером XV-XIX веков, в том числе Рубенса и Рембрандта. Импрессионисты представлены Сезанном, Гогеном и Ван Гогом. Второй этаж посвящен скульптуре и живописи XX века. Музей славится своей коллекцией кубистов — Пикассо, Брака и Гриса.

Королевская оружейная палата, Лондон, Великобритания. Среди старейших музеев мира стоит отметить и самый почтенный музей Великобритании. Здесь собрана самая большая в мире коллекция оружия и доспехов. Собирать ее начали еще со времен возведения Тауэра в XI веке. Но только в 1660 году коллекцию показали общественности. Ранее ее могли лицезреть только высокопоставленные особы, гости короля. Когда Карл II вернулся на трон, он открыл палату для осмотра. Среди самых известных коллекций тут выделяются Коллекция огнестрельного оружия, Коллекция артиллерии, Национальная коллекция оружия и доспехов. Есть тут и конные скульптуры английских монархов и даже орудия испанские орудия пыток. Их, по преданию, захватили после крушения Великой армады. Когда Британская империя переживала период роста, музей постоянно пополнялся коллекцией захваченного трофейного оружия. В конце XIX века тематика коллекции изменилась. Теперь музей не пытался диковинками поразить зрителя, он отражал историческую ретроспективу. Огромная коллекция в итоге не смогла разместиться в Тауэре. В 1988 году артиллерийская экспозиция переехала в Форт Нельсон, а в 1996 году новое здание музея открылось в Лидсе.

Музей изящных искусств и археологии, город Безансон, Франция. А вот во Франции самый старый музей находится вовсе не в Париже, а в провинциальном Безансоне. Основали этот музей в 1694 году, за столетие до основания музея в Лувре. Первоначально эта была своеобразная библиотека. Аббат Жан-Батист Буазо завещал свои многочисленные манускрипты с условием, чтобы орден бенедектианцев дал возможность всем желающим ознакамливаться с ними. В 1819 году Пьер Парис, местный архитектор и художник оставил своим завещанием музеи 38 картин и 183 рисунка. А в конце XIX столетия Жан Жигу завещал музеи свою поистине удивительную коллекцию живописи. Сейчас здесь существуют три основных коллекции — археологическая, изящных искусств и графическая. В музее есть также старинные предметы мебели (только французских шкафов тут насчитывается более 5 тысяч), артефакты и даже египетские мумии. Живопись имеет залы итальянского искусства (Тициан, Тинторетто), испанского (Гойя, Сурбаран), французского и фламандского.

Эшмоловский музей искусства и археологии, Оксфорд, Великобритания. Этой музей является самым старым из общедоступных в Англии и самым старым университетским в мире. Находится он в Оксфорде, являясь одним из четырех музейных учреждений при почтенном университете. А открылся он в 1683 году в небольшом здании, спроектированном специально для хранения редкостей, завещанных учебному заведению Элиасом Эшмолом. Целых 150 лет это место являлось центром исследований в области естественных наук. В итоге всю разросшуюся коллекцию поделили на четыре оксфордских музея, само здание отдали Музею истории науки. А непосредственно Эшмоловский музей был сконцентрирован на археологии и искусстве. Особую славу ему принесли коллекции древнеегипетского искусства и графики времен Возрождения. Тут есть как библейские манускрипты, так и картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта. Среди раритетов значатся скрипка Страдивари, Паросский мрамор, парадный костюм Лоуренса Аравийского, собрание старинных колец.

Британский музей, Лондон, Великобритания. Этот музей является самым главным в Британской империи и одним из самых крупных в мире. Он образовался в 1753 году на основе сразу трех коллекций известных британцев — врача и натуралиста Хэнса Слоуна, графа Роберта Харли и антиквара Роберта Коттона. Создание музея было утверждено специальным актом парламента. Коллекции постоянно пополнялись, так как англичане по всему миру скупали уникальные раритеты и везли домой. Сегодня в музее насчитывает более 7 миллионов экспонатов. Сам же он состоит из множества отделов. Среди них самыми интересными являются отдел древнего Египта и Судана, отдел Среднего Востока, отдел греческой и римской античности, отдела Азии, отдел картин и оттисков. Отдел монет и медалей. Одной из главных сокровищниц считается библиотека, самая большая в стране. Здесь работали в свое время Карл Маркс и Ленин. Среди раритетов выделяется знаменитый Розеттский камень, а собрания графики включают в себя работы Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рембрандта, Дюрера и других гениев прошедших времен.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия. Старинный итальянский музей знаменит не только своими коллекциями, но и зданием, где он располагается. Этот дворец во Флоренции построен в 1560-1581 году и сам по себе является архитектурным памятником. Сам же музей считается одним из самых важных в европейском изобразительном искусстве. История музея берет свое начало с 1575 года. В здании Уфицци, где первоначально планировалось соединить управление городов, на основе семейной коллекции Медичи стал формироваться музей. Главный внутренний двор дворца является узким и длинным, своим окончанием он упирается в реку Арно. На тот момент такая конструкция считалась уникальной. Историки архитектуры полагают, что Уффици стал первым городским пейзажем в Европе. А сама коллекция музея с упадком Медичи продолжала пополняться. Сейчас здесь представлены образцы античного, испанского, фламандского, немецкого и французского искусства. В галерее выставлены работы Боттичелли, Леонардо да Винчи, Караваджо, Микеланджело, Тициана, Джотто и других гениев.

Галерея Бельведер, Вена, Австрия. В переводе с итальянского название музея переводится, как «прекрасный вид». Это целый дворцовый комплекс с садов, расположенный в столице Австрии. Для музея в Бельведере экспонаты стали собирать еще члены императорской семьи. Бельведер являлся летней резиденцией принца Евгения Савойского, а после его смерти во дворцах открыли музей, открытый для всех. Первыми экспонатами стали картины, предоставленные династии Габсбургов. Императорская галерея была открыта ранее, но в итоге ее перевезли в Бельведер. Открытие музея состоялось в 1781 году. Сегодня в коллекции содержатся много полотен, начиная с барокко и Средневековья и заканчивая современным искусством. Особенно выделяются собрания Климта и Мунка, правда в свое время не все эти картины попали сюда законным путем.

Лувр, Франция, Париж. Говорить об этом музее можно много, ведь Лувр — самый знаменитый и посещаемый музей мира. Он также не только один из старейших, но и один из самых крупных. Здание тут было построено еще в 1190 году, выполняя роль замка-крепости. В средние века Лувр стал резиденцией французских королей. Но после Революции здание было передано музею, который и открылся в 1793 году. Тогда зрители смогли увидеть 537 картин, большинство из которых было отобрано у церквей по всей стране. Затем коллекция пополнялась военными трофеями Наполеона, королевскими коллекциями, частными дарами. Сегодня в музее 35 тысяч экспонатов, среди которых есть поистине легендарные — Венера Милосская, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, работы Тициана, Рембрандта и Рафаэля. Экспонаты Лувра разбиты на несколько композиций — Древний Восток, Древний Египет, Древние Греция и Рим, исламское искусство, скульптуры, изобразительное искусство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *