Музей нуриева

Рудо?льф Хаме?тович Нуре?ев [4] (также Рудо?льф Хами?тович Нури?ев [5] ; башк. Рудольф Х?мит улы Нуриев [6] , тат. Рудольф Х?мит улы Нуриев ; 17 марта 1938, близ Иркутска — 6 января 1993, Париж) — советский, британский и французский артист балета и балетмейстер, солист Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. В 1961 году после окончания гастролей труппы в Париже попросил политического убежища, став одним из самых известных «невозвращенцев» в СССР.

Известен дуэтом с английской балериной Марго Фонтейн, длившимся 17 лет. Руководил балетной труппой Парижской оперы в 1983—1989 годах, в конце жизни пробовал себя как дирижёр. Также был коллекционером живописи и предметов искусства, покупал недвижимость в разных частях света.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Жизнь на Западе
  • 2 Личная жизнь
  • 3 Имущество
  • 4 Творчество
    • 4.1 Репертуар
    • 4.2 Постановки
  • 5 Фильмография
  • 6 Адреса
  • 7 Память и отражение в искусстве
    • 7.1 Киновоплощения
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Биография [ править | править код ]

Дед — Нурахмет Фазлиевич Фазлиев. Отец — Хамит Фазлеевич Нуреев (1903 — не позднее 1985), был родом из деревни Асаново Шариповской волости Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Уфимский район Республики Башкортостан). Мать — Фарида Аглиулловна Нуреева (Аглиуллова) (1907—1987), родилась в деревне Татарское Тюгульбаево Кузнечихинской волости Казанской губернии (ныне Алькеевский район Республики Татарстан) [7] [8] . В автобиографии Нуреев пишет о своих родителях таким образом:

Мать моя родилась в прекрасном древнем городе Казани. Мы мусульмане. Отец родился в небольшой деревушке около Уфы, столицы республики Башкирии. Таким образом, с обеих сторон наша родня — это татары и башкиры. …Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда.

Рудольф Хамитович Нуреев родился 17 марта 1938 года в поезде, направлявшемся во Владивосток, между Иркутском и Слюдянкой. Согласно документам КГБ СССР, по национальности татарин [10] . В 1941 году Рудольф с матерью оказались в эвакуации в Башкирской АССР. Начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе, занимаясь в Доме культуры у петербургской балерины Анны Удальцовой, находившейся там в эвакуации. В 1955 году, несмотря на большой для поступления возраст, был принят в Ленинградское хореографическое училище, учился в классе Александра Пушкина [11] . Жил дома у своего педагога, так как не смог ужиться в интернате — другие ученики дразнили и обзывали деревенщиной.

После выпуска в 1958 году, благодаря прима-балерине Наталии Дудинской, остался в Ленинграде и был принят в Театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Дебютировал на сцене как партнёр Дудинской в балете «Лауренсия», исполнив партию Фрондосо.

Жизнь на Западе [ править | править код ]

16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, «за нарушение режима нахождения за границей» был снят (по решению КГБ СССР) с дальнейших гастролей труппы Кировского театра в Лондоне, но отказался вернуться в СССР, став «невозвращенцем» — первым среди советских артистов [прим. 1] . В связи с этим был осуждён в СССР за измену родине и приговорён заочно к семи годам заключения [прим. 2] .

Первые выступления Нуреева на Западе состоялись в Париже, в Театре Елисейских Полей — он исполнил партию Голубой птицы в балете «Спящая красавица» в труппе маркиза де Куэваса и сразу получил огромный успех. Французские коммунисты поставили себе целью освистать артиста — но не зная балета (па-де-де Нуреева было практически в конце спектакля), они шумели почти на каждом выходе других артистов, тем самым лишь подогрев атмосферу вечера. 29 июля, на закрытии последнего парижского сезона труппы [12] , Нуреев исполнил главную партию в этом спектакле, станцевав по одному акту с прима-балеринами труппы Ниной Вырубовой, Розеллой Хайтауэр и Лиан Дейде.

Франция отказалась предоставить Нурееву статус политического беженца, поэтому артист переехал в Данию, где танцевал в Королевском балете Копенгагена. 2 ноября 1961 года он дебютировал в Лондоне, исполнив вместе с Розеллой Хайтауэр па-де-де из балета «Лебединое озеро», и вскоре получил ангажемент в Королевском балете Великобритании. Более пятнадцати лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром английской балерины Марго Фонтейн. Танцевал также с Иветт Шовире, Карлой Фраччи и Ноэллой Понтуа (фр.) русск. .

В 1964 году поставил в Венской опере «Лебединое озеро», исполнив главную партию в дуэте с Марго Фонтейн. По окончании спектакля зрителями была устроена столь длительная овация, что занавес пришлось поднимать более восьмидесяти раз, установив тем самым театральный рекорд. Будучи премьером венской труппы, получил австрийское гражданство. Выступал по всему миру, работая чрезвычайно интенсивно. Нередко давал по 200 выступлений в год, в 1975 году число его выступлений достигло трёхсот. Участвовал в классических и современных постановках, снимался в кино и на телевидении, ставил балеты и делал собственные редакции классических спектаклей.

В 1983 году у Нуреева был обнаружен ВИЧ.

С 1983 по 1989 год Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Оперы, поставил там несколько спектаклей. Активно продвигал на первые позиции молодых артистов, иногда, как в случае с Сильви Гиллем, весьма условно соблюдая принятые в Париже ступени иерархии. Среди «плеяды Нуреева» — Элизабет Платель, Моник Лудьер, Изабель Герен, Манюэль Легри, Шарль Жюд (фр.) русск. , Лоран Илер.

В 1987 году смог получить разрешение на въезд в СССР, чтобы проститься с умирающей матерью — виза была дана на 72 часа, причём Нурееву ограничили возможность контакта со всеми, кого он знал в молодости.

Читайте так же:  Выставка в музее людвига

В последние годы жизни, будучи уже не в состоянии танцевать, начал выступать как дирижёр.

В 1992 году дирижировал венским Резиденц-оркестром во время его европейского турне. Весной того же года по приглашению директора Татарского оперного театра Рауфаля Мухаметзянова Рудольф Нуреев посетил Казань, где дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик» (главную партию исполнила Надежда Павлова) [13] .

6 января 1993 года, в возрасте 54 лет, Нуреев скончался от осложнений СПИДа [ источник не указан 613 дней ] . Согласно желанию Нуреева, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Могила накрыта цветным мозаичным восточным ковром (автор эскиза — художник Эцио Фриджерио (англ.) русск. ).

Личная жизнь [ править | править код ]

Рудольф Нуреев был антисемитом и антикоммунистом [14] , почти весь период своей жизни на Западе он боялся нападения или похищения со стороны КГБ. Несчастный случай [ прояснить ] в Венской опере, когда чудом никто не пострадал, он связывал именно с этой организацией.

Рудольф Нуреев был гомосексуалом [15] [16] , однако в юности имел и гетеросексуальные отношения, что может указывать на бисексуальность [17] [18] [19] . После побега на Запад он встретился со знаменитым датским танцовщиком Эриком Бруном (1928—1986). Брун и Нуреев стали парой [17] [20] и сохраняли близкие отношения в течение двадцати пяти лет, до самой смерти Бруна в 1986 году [21] . В то же время Нуреев вёл беспорядочную сексуальную жизнь и имел множество случайных связей [ источник не указан 35 дней ] .

Имущество [ править | править код ]

Нуреев, зарабатывая немалые деньги, беспорядочно их тратил. Нередко он одалживал большие суммы малоизвестным людям и никогда не следил за тем, вернули ли ему долг. Он покупал элитную недвижимость в Европе и Америке, требовавшую постоянных налоговых выплат и иных расходов, но в большинстве своих домов практически не жил. Для управления своими финансовыми делами в 1975 году он зарегистрировал в Лихтенштейне фонд Ballet Promotion Foundation со штаб-квартирой в Цюрихе. Ему принадлежали виллы в Ла-Тюрби и на острове Сен-Бартелеми (Франция), поместье в штате Вирджиния и квартиры в Лондоне и Нью-Йорке (шестикомнатную квартиру в «Дакота-билдинг» танцовщику помогала обставлять Жаклин Кеннеди). В 1979 году он приобрёл у наследников Леонида Мясина Ли Галли (итал.) русск. — архипелаг из трёх островков, находящийся близ Позитано. На Галло Лунго (итал.) русск. , самом большом из них, находились жилые виллы с бассейном и балетные залы, устроенные Мясиным в руинах сарацинской башни. Нуреев активно занимался дизайном вилл и в целом благоустройством острова, он вложил в это дело большие средства, так как на острове не было ни воды, ни электричества, а всё необходимое нужно было доставлять либо морем, либо вертолётом.

В Париже он жил в двухуровневых апартаментах на набережной Вольтера (фр.) русск. , дом № 23. Мечтой танцовщика было привезти туда мать, но этому не суждено было случиться. После его смерти поклонники надеялись, что в этом доме будет устроен музей, однако Фонд Нуреева практически сразу же организовал продажу его имущества с молотка на аукционах Christie’s. Первые намеченные торги в Лондоне и Нью-Йорке были отменены, а парижская квартира опечатана по протесту сестры Нуреева Розы и её дочери Гюзели, начавших судебную тяжбу с Фондом, неверно, по их мнению, трактовавшим завещание в свою пользу [22] . Тем не менее торги состоялись в 1995 году: в январе — в Нью-Йорке, где распродавалось американское имущество [23] (было выручено 7,9 млн долларов), а в ноябре — в Лондоне, где были проданы парижские вещи (главный лот, картина Теодора Жерико, остался непроданным) [24] . Согласно завещанию, европейским имуществом распоряжался Ballet Promotion Foundation, американским же имуществом занимался вновь созданный Rudolf Nureyev Dance Foundation со штаб-квартирой в Чикаго. Небольшая часть наследия Нуреева — костюмы, документы и личные вещи — попали на хранение в Национальную библиотеку Франции и Музей Карнавале. В 2013 году по инициативе членов совета директоров Фонда Нуреева Шарля Жюда (фр.) русск. и Тьерри Фуке оставшиеся предметы были выставлены в трёх залах Национального центра сценического костюма в Мулене (дизайн экспозиции — Эцио Фриджерио (англ.) русск. ) [25] .

В субботу мир отмечал 80-летие со дня рождения Рудольфа Нуреева (распространено также написание «Нуриев») – выдающегося танцовщика, балетмейстера и деятеля мирового театрального искусства. Сам Нуреев не дожил до юбилея четверть века, скончавшись в 1993 году от СПИДа. Великий артист похоронен во Франции, с которой были связаны три десятилетия его жизни (на протяжении многих лет Нуреев возглавлял балетную труппу Гранд-опера и был награжден высшей наградой Франции – орденом Почетного легиона). Справедливее говорить о нем как о «гражданине мира», однако до 60-х, до побега на Запад, Нуреев являлся гражданином СССР и ведущим солистом ленинградского театра имени Кирова (ныне Мариинского театра).

Родным городом Рудольфа Нуреева считается Уфа, хотя формально это не так (будущий артист родился в поезде близ Иркутска). В Уфе Нуреев провел детство и юношеские годы, начал заниматься балетом в студии при Башкирском театре оперы и балета, который и направил его в Ленинградское хореографическое училище. Нурееву было 17 лет. В Уфе оставались его родители и сестры. В последний раз Нуреев побывал на малой родине в 1987 году, когда власти СССР разрешили ему нанести однодневный визит к умирающей матери.

После перестройки, когда уголовные обвинения с Нуреева были сняты, он был введен в пантеон национальных героев Башкирии, однако эта мера оказалась половинчатой: позже, особенно в последнее десятилетие, отношение к Нурееву стало неоднозначным, главным образом, из-за того, что он был открытый гей и вел достаточно провокационный по меркам даже тогдашнего западного общества образ жизни. Кстати, «прижизненный» роман знаменитости с родным городом так и не сложился: до своей смерти Нуреев несколько раз побывал в Санкт-Петербурге и в Казани на музыкальных фестивалях, однако организовать его визит в Уфу не удалось, хотя такие попытки предпринимались.

Читайте так же:  Музей мамонтова

В честь 80-летия Рудольфа Нуреева Башкирский театр оперы и балета организовал гала-концерт, а Башкирский театр драмы имени Мажита Гафури повторил постановку спектакля «Руди. Never off. », премьера которого состоялась несколько лет назад.

В материале РБК-Уфа – итоги того, что удалось и что не удалось сделать местным властям всех уровней, деятелям культуры и общественникам, чтобы увековечить память выдающегося земляка и единственного выходца из Башкирии, обладающего всемирной славой.

Да: фестиваль

«Конкурирующие» республики создали балетные фестивали имени Рудольфа Нуреева почти синхронно (только в казанском варианте он называется «имени НурИева»). Уфимский фестиваль проводится с 1993 года ежегодно на сцене Башкирского театра оперы и балета. Его неофициальным куратором стал выдающийся советский и российский балетмейстер Юрий Григорович (первый фестиваль открывался премьерой его балета «Тщетная предосторожность», а 21-й в 2017 году был посвящен 90-летию Григоровича). Среди гостей фестиваля за четверть века были многие известные артисты и постановщики балета из разных стран мира. Фестиваль финансируется Башкирией: его нет в официальных списках получателей грантов главы Башкирии на 2017 и 2018 годы, однако, как правило, грантовое обеспечение имеют те или иные сегменты фестиваля (например, в 2017 году – обновленная постановка балета «Журавлиная песнь»).

Нет: дом-музей

Немало страниц книги «Автобиография» Рудольф Нуреев посвятил своему детству, прошедшему на улице Зенцова в центре Уфы. Семья Нуреевых жила в деревянном бараке, позже – уже после побега сына за рубеж – его родители и сестры переехали в хрущевку на проспект Октября (родители умерли в 80-х, сестры жили в Уфе до начала 90-х). Организовать дом-музей Нуреева оказалось негде: барак на улице Зенцова был снесен еще в советское время. Сейчас улица застроена корпусами завода «Прогресс» и общежитиями БГПУ и БГУ. В 1987 году, во время краткого визита в Уфу, Рудольф Нуреев попросил отвезти его на родную улицу и был неприятно удивлен тем, как она изменилась. Фотографии на фоне отчего дома не получилось, фотокор ТАСС Виктор Воног снял Нуреева на фоне сохранившегося соседнего деревянного дома.

Да: музей в театре

В ходе той же поездки Рудольфу Нурееву удалось побывать на сцене родного театра – вопреки противодействию властей, которым удалось тогда сорвать большинство уфимских встреч и визитов «изменника Родины», вахтер театра оперы и балета все же пропустил его в здание. В 1993 году в стенах театра был организован музей. Его коллекцию личных и сценических вещей Нуреева можно назвать уникальной, поскольку в 90-х годах часть экспонатов музей получил в дар из Франции и Великобритании, часть удалось купить на аукционах.

Нет: памятник

Бронзовый памятник Рудольфа Нуреева «для Уфы» существует: его еще несколько лет назад выполнил знаменитый скульптор Зураб Церетели по собственной инициативе. Однако памятник по-прежнему находится в мастерской скульптора. Несмотря на готовность мастера передать работу в дар городу, у Уфы нет средств на перевозку, монтаж и установку скульптуры: эти работы оцениваются в 30 – 40 млн рублей. Как сообщали СМИ, загвоздка возникла не только из-за финансового вопроса, но и по «идейным соображениям»: якобы к идее появления памятника прохладно отнеслись депутаты горсовета, мэр Уфы также высказал сомнение: по его мнению, уфимцы могут «не понять» появление скульптуры. В СМИ это связывалось с репутацией Рудольфа Нуреева. В 2017 году вопрос о памятнике снова поднимался общественным советом по культуре, была создана рабочая группа и проведен конкурс, в котором участвовало 12 проектов, однако развития эта тема вновь не получила.

Да: барельеф

Даже два. Первый появился в 1994 году на стене Башкирского театра оперы и балета, второй – в 2013 году на стене Башкирского хореографического колледжа. По сути, «театральный» барельеф представляет собой бронзовую мемориальную доску с фигурой, изображающей великого танцовщика на сцене. Именно к этому барельефу возлагают цветы гости и участники нуреевского фестиваля, делегации деятелей культуры и прочие официальные лица.

Да: училище / колледж

Многие знают, что в Уфе на улице Свердлова находится хореографическое училище, в котором учился Рудольф Нуреев и которое сейчас носит его имя. Однако это не совсем корректная формулировка. Нуреев действительно учился в этом здании, но не балету: здесь находилась городская школа № 2, которую он закончил в 50-х годах. То, что именно здесь в 1986 году было открыто хореографическое училище, можно считать скорее совпадением. Тем не менее, узнав об этом, Нуреев попытался побывать в альма-матер в 1987 году, но здешний вахтер оказался бдительнее театрального и не впустил знаменитого выпускника. В конце 90-х училище получило имя Нуреева, в 2010 году получило статус колледжа. Его проекты ежегодно получают гранты главы Башкирии: в 2017 году – 1,8 млн на создание детского балета-сказки «Снежная королева», в 2018 году – столько же на создание детского балета-сказки «Морозко». Тем не менее, как писал РБК-Уфа, в 2016 году колледж оказался одним из нескольких учебных заведений, у которых возникли проблемы с государственной аккредитацией, которые позже разрешились.

Читайте так же:  Москва музей восковых фигур на тверской

Да: улица

Вопрос о том, чтобы назвать в честь известного земляка улицу, назрел давно, однако улица Рудольфа Нуреева появилась на карте Уфы только в 2013 году и не в центре, что вызвало дискуссии урбанистов. Улица появилась на участке, где тогда не было жилья, между микрорайоном Сипайлово и проспектом Октября. Однако чуть позже там появился торговый центр «Планета», а сейчас на улице Нуреева достраивается крупный микрорайон.

Нет: аллея в центре

В 2013 году администрация Уфы инициировала дискуссию о том, чтобы назвать в честь Рудольфа Нуреева (тогда отмечалось его 75-летие) безымянную, как тогда считалось, пешеходную аллею возле театра оперы и балета – участок улицы Пушкина от улиц Ленина до Маркса параллельно проезжей части. Официально авторами идеи была названа «творческая интеллигенция республики». Однако идея провалилась: как позже сообщал «Башинформ», против высказалось большинство из 1318 респондентов, голосовавших на сайте мэрии. Подводя итог, мэрия пообещала продолжить работу над тем, чтобы в честь выдающегося уфимца был назван какой-либо парк или сквер в центре.

История с аллеей имела несколько нюансов. Во-первых, в процессе краеведы выяснили, что аллея имеет название, полученное в 40-х годах – Пушкинская. Таким образом, общественности предлагалось уже не назвать в честь Нуреева безымянный объект, а поменять Пушкина на Нуреева. Во-вторых, против выступила часть интеллигенции, связывая это именно с моральным обликом Рудольфа Нуреева: статью об этом опубликовал, в частности, директор уфимского дома-музея Аксакова и Аксаковского фонда Михаил Чванов. Городские власти поспешили затушить скандал. Издание «Mkset.ru» цитирует мэра Уфы Ирека Ялалова: «Я вот думал уфимцы одобрят предложение дать аллее имя Нуреева, но нет – 80 процентов оказались против. Уфимцы оказались еще не готовы. Через десять лет общественное настроение будет 50 на 50».

Да: театр и кино

В последние годы театр и кинематограф Башкирии выпустили несколько произведений, посвященных великому земляку. Уже упомянутый спектакль Башкирского драмтеатра «Руди. Never off» Урала Абушахманова вышел в 2012 году на башкирском языке и участвовал в международных фестивалях тюркского мира. В 2013 году на киностудии «Башкортостан» был снят художественный фильм Булата Юсупова «Визит». Он также участвовал в нескольких российских и тюркских фестивалях, однако коммерческого проката не имел, в первую очередь потому, что из-за 30-минутного хронометража считался короткометражным. Создатели фильма нашли возможность посвятить фильм не только Нурееву, но и Уфе 70-х годов: королева Иордании Фатима в рамках визита в СССР неожиданно для властей, КГБ и дипломатов едет в Башкирию, чтобы передать матери Рудольфа Нуреева письмо от сына. Фильм был целиком проспонсирован грантом президента Башкирии, составившим 5 млн рублей.

Как писал РБК-Уфа, на недавнем круглом столе, посвященном созданию туристического бренда Башкирии, эксперты говорили о том, что международная известность Рудольфа Нуреева – один из «козырей», который туристическая индустрия региона все еще не научилась использовать.

Два гения танца

Рудольф Нуриев. Михаил Барышников

Александр Чаловский (Москва). Живопись

Пьер Шатилье (Франция). Анимация

К 80-летию со дня рождения Рудольфа Нуриева

Организаторы выставочного проекта: Министерство культуры Республики Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

При участии: Фонд «Развитие народного творчества «ГРАНИ» (Москва), арт-галерея АСТИ (Москва)

Выставочный проект «Два гения танца», подготовленный современным московским художником Александром Чаловским (выпускником Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, членом Творческого союза художников России) совместно с Натэллой Войскунской, куратором и продюсером, директором Фонда ГРАНИ, арт-директором галереи АСТИ и со-куратором Ольгой Леоновой, посвящен двум великим танцовщикам – Рудольфу Нуриеву и Михаилу Барышникову.

Рудольф Нуриев, 80-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, – символ человека, творящего бессмертное искусство Танца. Именно эмоциональным воздействием личности великого артиста объясняется стремление Александра Чаловского соприкоснуться с образом великого мага и волшебника танца, с его подвижной субстанцией, в которой духовное и физическое неразрывно связаны между собой. Художник талантливо воплощает в своих полотнах «священный экстаз» ставших каноническими жестов и па гениального танцовщика. В экспозиции будет демонстрироваться фильм известного французского художника-аниматика Пьра-Эммануэля Шатилье, воссоздающий поступок – символическое событие «прыжок на Запад», перевернувшее творческую жизнь Рудольфа Нуриева.

Еще одна личность, являющаяся символом балета ХХ века, – Михаил Барышников. Художник Александр Чаловский, вдохновленный образом выдающегося танцовщика и талантливого драматического актера, представляет на выставке серию работ, воссоздающих образы, сотворенные Барышниковым.

«Два гения танца» – проект, который художник Александр Чаловский воспринял как вызов, полагаясь на то, что мера отпущенного ему таланта и достигнутого мастерства позволит достойно и убедительно не только воссоздать образ Рудольфа Нуриева и Михаила Барышникова, но и передать зрителям всю притягательную силу двух гениев танца.

Выставка продлится по 3 июня 2018 года.

Место проведения: Казань, Кремль, 12, подъезд 3, Национальная художественная галерея «Хазинэ»

В выставочном зале «Эрмитаж», на втором этаже театра, находится музей «Рудольф Нуреев». Он был открыт в 2008 году к со дня рождения нашего знаменитого соотечественника.

В основе экспозиции — 156 артефактов из жизни и творчества гениального танцовщика XX века, подаренных театру Международным фондом им. Р.Нуреева от имени Правительства Соединённого Королевства Великобритании.

В одном из залов «Эрмитажа» регулярно проводятся тематические и персональные выставки работ отечественных и зарубежных художников, скульпторов, фотографов.

Посетите театральные музеи! Прикоснитесь к истории! И убедитесь — искусство вечно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *