Музей в селе дворцы

Этот совместный проект музея-заповедника «Царское Село» и Санкт-Петербургского Исторического парка «Россия – моя история» посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и знакомит с военными страницами истории Царского Села; подвигом тех, кто помогал эвакуировать музейные предметы и защищал музейный комплекс; героическим послевоенным восстановлением ансамбля, не имеющим аналогов в мировой реставрационной практике.

Выставка «Восстановлению подлежит. Царскосельские дворцы, возрожденные из пепла» несколько месяцев работала виртуально. За это время портал www.rmiweb.spb.ru, где она была размещена, посетили более десяти тысяч пользователей. Сейчас появилась возможность открыть эту выставку в традиционном, привычном для всех формате.

Экспозиция знакомит посетителей с основными вехами жизни музея с предвоенного периода до наших дней. Документы, фотографии, кадры видеохроники, автохромы, живопись и предметы декоративно-прикладного искусства, а также экспликации и расширенные аннотации — все это станет иллюстрацией для рассказа о Царском Селе. Особые акценты авторы выставки сделали на теме эвакуации музейных предметов и возвращении в коллекцию тех произведений, которые были похищены в годы войны.

Посетители получат уникальную возможность увидеть предметы из музейных фондов, которые обычно не представлены в постоянных экспозициях, а лишь периодически участвуют во временных тематических выставках.

Среди экспонатов – стул из Китайского зала – образец мебельного искусства, изготовленный в составе гарнитура в Китае в 1770-х годах специально для Европы. Комплект из 47 лаковых стульев украшал интерьер Екатерининского дворца до начала войны. 10 предметов были отправлены в эвакуацию в Сарапул. В 1946 году один из не эвакуированных стульев из этого гарнитура обнаружили на руинах Королевского замка в Кёнигсберге.

Еще один предмет, свидетель того времени, – дневник старшего ефрейтора Курта Бютнера, который проходил службу в полицейской дивизии и участвовал в наступлении на Ленинград, оккупации города Пушкина и битве за Волхов в 1942 году и описал в своем дневнике эти события. Дневник передал в 2000 году на хранение в музей сын автора Рейнхольд Бютнер.

На выставке можно увидеть подлинные фрагменты декора Янтарной комнаты (Берлин. 1700-1710-е) – резные объемные детали больших панелей среднего яруса и фрагменты профилированных тяг панелей нижнего яруса интерьера. Как известно, Янтарная комната не была эвакуирована. Снятые со стен, тщательно упакованные в ящики панели вместе с другими произведениями искусства нацисты отправили в Кёнигсберг. В ноябре 1941-го Альфред Роде, хранитель кёнигсбергского собрания изделий из янтаря, сообщил местной прессе о том, что Янтарная комната, «встроенная» в Кёнигсбергский замок, открыта для обозрения. После вступления в 1944-м советских войск в Восточную Пруссию янтарные панели демонтировали и вывезли из зоны боевых действий. Последующие почти 70 лет, вплоть до сегодняшнего дня, судьба подлинной Янтарной комнаты остается загадкой. Воссоздание уникального интерьера Екатерининского дворца продолжалось более двадцати лет. Для посетителей она открылась в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга – 31 мая 2003 года.

Выставка работает до 9 октября 2020 года. Вход свободный.

Адрес Исторического парка «Россия – моя история»: С.-Петербург, ул. Бассейная, 32.

С 1918 года бывшие пригородные императорские резиденции стали музеями: Екатерининский дворец принял первых посетителей 9 июня, а Александровский – 23 июня. Последняя предвоенная инвентаризация проводилась в 1939 году, во дворцах-музеях города Пушкина числилось 108 632 предмета.

Подготовка предметов – живописи, гравюр, фарфора, бронзы, мебели – к эвакуации проводилась сотрудниками дворцов-музеев с первых дней войны. Одновременно они занимались консервацией архитектурных памятников. Первая партия, куда вошли наиболее ценные экспонаты, в том числе, изделия из драгоценных металлов, две итальянские мозаики из Агатовых комнат, бюро Веретенникова, планы и чертежи царскосельских строений, – отправилась в Горький уже 30 июня 1941 года. За ней последовали вторая и третья очереди. Но уже к октябрю Горький превратился в прифронтовой город, участились налеты вражеской авиации. 8 ноября предметы из пушкинских музеев погрузили в вагоны и отправили в Томск, а оттуда – в Новосибирск. Экспонаты четвертой и пятой очередей отправились в Сарапул. Шестую – заключительную – партию предметов на грузовиках перевезли в Исаакиевский собор.

Пушкин находился в оккупации 28 месяцев – с 17 сентября 1941 года по 24 января 1944 года. Сильно пострадал дворцово-парковый ансамбль. Из 55 залов Екатерининского дворца частично уцелели только 10, но и они находились в плачевном состоянии. Пострадал и Александровский дворец. Многие парковые павильоны, ставшие огневыми точками, были полностью или частично разрушены. В парках, изрытых траншеями и блиндажами, было повреждено 25 мостов, около 50 плотин и каскадов. Общие цифры утрат подтверждают невосполнимость потерь военного времени: до начала войны в Екатерининском дворце числилось 54 154 предмета, из которых за годы войны утрачено 42 133 предмета, в Александровском дворце – из 52 588 предметов утрачено 44 834. Вывезенная фашистами Янтарная комната стала символом утрат военного времени.

Восстановление Екатерининского дворца началось в 1957 году. В 1958-м открылась первая выставка предметов из музейных фондов, а в 1959-м посетители смогли увидеть первые реставрированные интерьеры Екатерининского дворца – Предхорный и Стасовский залы, Зеленую столовую, Официантскую, Голубую гостиную. Имена тех, кто занимался восстановлением ансамбля Царского Села, составили славу Ленинградской школы реставрации, известной во всем мире. Это Александр Кедринский, Яков Казаков, Лилия Швецкая, Раиса Слепушкина, Алексей Кочуев, мастера Царскосельской янтарной мастерской и многие другие.

Воссоздание царскосельского ансамбля продолжается до сих пор. За последние годы вернулись в экспозицию церковь Воскресения Христова и Лионский зал Екатерининского дворца, реставрированы павильоны «Арсенал» и «Шапель» в Александровском парке, в здании Ратной палаты открыт первый в России музей, посвященный Первой мировой войне. Масштабная реставрация проходит в Александровском дворце: в скором времени откроются для посетителей первые восемь помещений личной половины императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны. В октябре 2019-го стартовал масштабный проект «Екатерина II. Личное пространство», который предполагает воссоздание интерьеров императрицы на втором этаже Зубовского флигеля Екатерининского дворца.

Село Дворцы расположено в Дзержинском районе Калужской области в 20 километрах от Калуги. По народному приданию, село возникло на месте ставки сына Московского князя Ивана III — Ивана Молодого, возглавлявшего оборону левобережья реки Угры во время Великого стояния 1480 года. Главными достопримечательностями села являются Дворцовский залидовский заливной луг, включенный в состав национального парка «Угра», и монастырский скит Владимирской иконы Божией Матери. Именно на территории скита расположен музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре», о котором пойдет речь под катом.

Первое упоминание о Дворцах относится к 1650 году и связано с передачей села в вотчину Тихонова монастыря. Несмотря на возраст поселения, по пути к музею-диораме, а также к берегу Угры мне попался на глаза всего один дореволюционный дом. Другие здания то ли находятся в другой части села, то ли особо не сохранились.

Как я уже упоминал выше, музей-диорама находится на территории скита Владимирской иконы Божией Матери, который относится к Калужской Свято-Тихоновой пустыни.

Читайте так же:  Дворец мальцева

У входа на территорию скита располагается звонница со смотровой площадкой, на которую мы еще поднимемся.

Скит основан в 2007 году близ места предполагаемого Великого Стояния на реке Угре — военных действий 1480 года, которые, как считается, положили конец татаро-монгольскому игу на севере и северо-востоке Руси.

На территории скита находится храм Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 2008-2011 годах. Храм имеет два придела. Нижний придел освящен в честь преподобного Сергия Радонежского.

Архитектура храма решена в духе древнерусского зодчества.

К 2014 году перед храмом была выстроена надкладезная сень.

В это же время был построен двухэтажный жилой корпус, расположенный напротив храма и сени.

Здание музея-диорамы располагается при входе на территорию скита и примыкает к звоннице.

Со звонницы открывается вид на село Дворцы и его окрестности.

На переднем плане территория скита вместе с храмом Владимирской иконы Божией Матери. На заднем плане застройка села. В основном это новые коттеджи и дачные домики.

К реке Угре ведет Речная улица, на которой как раз находится дореволюционный дом, единственный который попался мне по дороге.

Над лесом возвышается Успенский собор (1904 г.), расположенный в мужском монастыре, именуемом Калужская Свято-Тихонова пустынь. Монастырь расположен в соседнем селе Льва Толстого. Комплекс монастырских зданий является объектом культурного наследия регионального значения.

Музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре», расположенный на территории скита в честь Владимирской иконы Божией Матери, достаточно молод. Он был открыт 9 сентября 2014 года.

Основная часть экспозиции музея посвящена непосредственно историческому событию 1480 года. Я не буду его подробно описывать здесь. Кому интересно, тот может почитать, как минимум, Википедию . Я же впервые узнал о Стоянии на Угре в детстве благодаря художественной книге Г. Г. Куликова «Пушкарь Собинка».

В музее несколько залов, разбитых тематически. В первом зале представлены художественные картины, посвященные борьбе русского народа против татаро-монгольского ига. Тематически эти картины охватывают два события — Куликовскую битву и собственно Великое Стояние на Угре. Вот, например, картина А. Архипова «Совет в Кремле»:

В основном в экспозиции представлены работы калужского художника Павла Рыженко (1970-2014), который непосредственно работал и над самой диорамой. Ниже показана картина «Сергий (преподобный Сергий Радонежский)»:

Ослябя (преподобный Андрей Ослябя):

Молитва Пересвета (преподобный Александр Пересвет):

В экспозиции раскрываются этапы работы П. Рыженко над диорамой. Первый эскиз был выполнен 16 мая 2013 года:

В июне 2013 года был написан уже фор-эскиз:

После был выполнен макет диорамы. Любопытно, что сама диорама не повторяет макет полностью, таким образом это фактически две самостоятельные работы.

Макет диорамы можно сфотографировать детально.

В телегу вонзились вражеские стрелы:

Воин в ожидании битвы:

Перед образом горит лампада:

Диорама, главный экспонат музея, выполнена в формате 3D студией военных художников им. М. Б. Грекова. На холсте длиною 23,6 и высотой 6,7 метра П. Рыженко изобразил 155 персонажей, живописно показал дух и жизнь русского военного лагеря. При просмотре диорамы слышатся выстрелы пушек, цокот копыт, голоса людей, пение птиц, звон колоколов.

В отдельном зале демонстрируются археологические находки, образцы воинского вооружения середины XV века и многое другое.

На стенах располагаются плакаты со схемами, демонстрирующими военную компанию 1480 года.

Манекены в доспехах:

Железный топор XIII-XVI ввеков:

В 2013 году из искусственного мрамора была выполнена модель памятника великому князю Ивану III. Сам памятник был установлен перед зданием музея и открыт 8 июля 2017 года.

Последний зал посвящен автору диорамы, заслуженному художнику России Павлу Рыженко, скоропостижно скончавшемуся от инсульта в июле 2014 года. Художнику было всего 44 года, а музей-диорама открылся в тот же год, но уже после его смерти.

24 декабря 2017 года в истории молодого музея произошло значимое событие: в его залах побывал 100 000-й посетитель. Им оказался экскурсант из группы преподавателей и студентов исторического факультета МГУ.

Санкт-Петербург заслуженно называют городом-музеем. В Северной столице насчитывается более 200 музеев, среди которых самыми уникальными, пожалуй, являются роскошные дворцы и замки, бывшие императорские и великокняжеские резиденции.

Все эти дворцы-музеи Санкт-Петербурга представляют «золотой фонд» императорского города, основанного Петров Великим на берегах красавицы Невы, — это подлинные коллекции шедевров архитектуры и искусства. О них мы и поговорим в этой публикации.

Дворцы Эрмитажа

В самом сердце Северной столицы, в 5-ти величественных зданиях, возведённых в XVIII — XIX веках, разместился Государственный Эрмитаж. Он привлекателен не только благодаря ценным экспонатам, но и оформлению фасадов и парадных интерьеров, которые создавались лучшими отечественными и зарубежными зодчими и художниками-декораторами.

Это один из самых крупных и выдающихся художественных и культурно-исторических музеев России и мира. Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего времени.

Современный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает 5 зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы, к главным из них относится Зимний дворец.

Зимний дворец

Каждый гость Санкт-Петербурга сразу по приезду отправляется на его главную площадь — Дворцовую, чтобы полюбоваться на красивейший архитектурный ансамбль Зимнего дворца, который является символом, украшением и гордостью города, одним из самых значимых объектов отечественного и мирового паломничества. За всю историю в Петербурге было возведено 5 зимних дворцов.

На Дворцовой площади находится Главный штаб, в котором тоже размещается Эрмитаж, — это одно из грандиозных сооружений в стиле русского барокко. На Васильевском острове находится строгое увенчанное башней здание, которое называют Кунсткамерой.

Дворцы Русского музея

Государственный Русский музей является одним из крупнейших музеев России. Он хранит крупнейшее собрание российского искусства в мире. Основная экспозиционная часть музея занимает 5 зданий: Михайловский дворец (главное здание музея) с выставочным корпусом Бенуа, Михайловский замок (Инженерный замок), Строгановский дворец и Мраморный дворец, а также Летний дворец Петра I.

Русский музей был учреждён в 1895 году, а открыт в 1898-м в устроенном для этих целей Михайловском дворце. До 1917 года он носил название Русского музея императора Александра ІІІ. В фондах Русского музея представлены коллекции мастеров дореволюционной России и советского времени, а также удивительное собрание произведений декоративно-прикладного и народного искусства.

Михайловский дворец является главным зданием Русского музея. Его возводили в честь младшего сына императора Павла І, князя Михаила Павловича, откладывая сотни тысяч рублей в год. Постройка дворца началась 17 апреля 1819 года, когда князь достиг 21 года. Сумма выделенная на строительство достигала 9 миллионов рублей.

При постройке дворца, архитектор Карл Иванович Росси проложил к нему Михайловскую улицу (ул. Бродского), которая соединяла дворец и Михайловскую площадь (пл. Искусств) с Невским проспектом. Для внутренней отделки были приглашены лучшие скульпторы и живописцы, лепные мастера и резчики.

Строительство было закончено 30 августа 1825 года. За работу Карл Иванович Росси был удостоен ордена Владимира 3-ей степени и бриллиантового перстня. Благодаря своему великолепию и популярности великой княгини Елены Павловны, дворец стал культурным центром Санкт-Петербурга.

Читайте так же:  Кремлевский дворец где поставить машину

13 апреля 1895 года Михайловский дворец приобрёл статус Русского музея. Для перестройки внутренних помещений дворца под музей был привлечён архитектор Василий Федорович Свиньин. Внутренние помещения им были переделаны под выставочные залы, а потолок стал стеклянным.

Для хранения огромной коллекции уникальных произведений искусств, которая постоянно увеличивалась, Михайловский дворец оказался мал. Он был уже не в силах одновременно хранить и показывать огромную растущую коллекцию. Правительство современной России и мэрия Санкт-Петербурга передали музею еще два прекрасных исторических здания в сердце города: Строгановский и Мраморный дворцы,

Строгановский дворец находится на углу Невского проспекта и набережной Мойки. Дворец Строгановых был построен по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753—1754 годах. Это старейшее, не разрушавшееся творение мастера, один из образцов русского барокко..

Мраморный дворец строился, как подарок Екатерины ІІ графу Григорию Григорьевичу Орлову. После смерти графа дворец был выкуплен у наследников Орлова Екатериной ІІ и переходил из рук в руки по наследству. Основным материалом для отделки Мраморного дворца были естественные разноцветные виды мрамора, что стало поводом дать дворцу такое название.

В начале 1930-х годок в комплекс зданий Русского музея вошёл так называемый корпус Бенуа, который располагается на набережной канала Грибоедова. Изначально оно предназначалось для выставок художественных объединений и союзов. В наши дни на первом этаже здания выставлены произведения советского искусства, а на втором — произведения искусства второй половины XIX века.

В целом, Русскому музею принадлежат такие объекты

  • Михайловский дворец — основное здание музея, находится в одном из красивейших строений в центре Санкт-Петербурга. Назван в честь князя Михаила Павловича. Михайловский дворец был построен по проекту архитектора Карло Росси в 1820 – 30-х гг. Адрес: Инженерная ул., 4
  • Корпус Бенуа — был возведён архитекторами Л. Н. Бенуа и С. О. Овсянниковым в 1910-1912 гг. Адрес: набережная канала Грибоедова, 2.
  • Строгановский дворец — изначально были построены одноэтажные палаты в 1720-е гг. Затем все здания, включая купленный в 1742 году здесь же недостроенный двухэтажный дом, были объединены в одно целое архитектором Ф. Б. Растрелли, по проекту которого был возведён Строгановский дворец в 1753 – 1754 гг. Адрес: Невский пр., 17
  • Михайловский замок — возведён на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны архитектором Ф.-Б. Растрелли в 1740-е гг. Был разобран по приказу Павла I и построен архитекторами: А.-Ф.-Г. Виолье, В. Бренна, В. И. Баженовым в 1797—1800 гг. Адрес: ул. Садовая, 2
  • Павильоны Михайловского замка — связующие звенья между замком и городской застройкой, строительство павильонов было закончено к 1800 г. Адрес: Инженерная ул., 10
  • Мраморный дворец — памятник архитектуры XVIII в. Был построен по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди в 1768 — 1785 гг. Адрес: Миллионная ул., 5/1
  • Летний дворец Петра I — построен по проекту архитектора Доменико Трезини в 1710-1712 гг. Адрес: Летний сад, Лит. А
  • Домик Петра I — старейшее здание Санкт-Петербурга. Сруб из тесаных сосновых бревен поставили на месте, указанном самим Петром I, в конце мая 1703 г.
  • Больше подробностей в аудиогиде о Русском музее в Петербурге

Екатерининский дворец в Царском селе

Екатерининский дворец — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских правительниц — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Дворец расположен в городе Пушкине.

Екатерининский дворец входит в состав Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Царское село». Дворцово-парковый ансамбль города Пушкина и его исторический центр включены в Объект Всемирного наследия Юнеско «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».

Екатерининский дворец был заложен в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой он и был назван. В течение XVIII века дворец неоднократно перестраивали и в современном виде он представляет образец позднего барокко.

При СССР во дворце открылся музей. В период Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и ещё не закончено. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе

Большой Петергофский дворец

Большой дворец в Петергофе — основное здание дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», расположенного в одноимённом городе на южном берегу Финского залива в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга.

Большой петергофский дворец — величественный и изысканный с фасадом, который протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. «Раскинув крылья» над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несёт на себе отчётливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.

Большой петергофский дворец долгое время был центром светской жизни. Здесь проходили праздники, приёмы, балы и маскарады, на которые приглашалось до трех тысяч гостей. В придворной церкви венчались, крестили детей и служили молебны в ознаменование воинских побед.

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец в Петергофе был сожжён и взорван. Казалось бы, что его же не восстановить. Но реставраторы сделали невозможное. И уже в мае 1964 года первые возрождённые залы были открыты посетителей.

В наши дни гостей дворца ждёт увлекательное путешествие по его залам, обладающим магией и волшебством. Дворец наполнен предметами декоративно-прикладного искусства, мебелью, скульптурами и живописью, в целом, таким великолепием, что в этот необыкновенный музей хочется постоянно возвращаться.

Царскосельский дворцово-парковый ансамбль — величайший памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX вв. Пострадавшее во время Великой Отечественной войны, Царское Село было полностью отреставрировано и восстановлено.

История создания

Когда-то местность принадлежала Великому Новгороду, затем ей завладели шведы. В ходе Северной войны, начатой Петром I, эта территория снова стала российской. В 1702 году Саари Мойс (так по-фински называлась эта местность, что означает «мыза на возвышенности») была отбита у шведов и отдана во владение Александру Даниловичу Меншикову, но уже в 1710 году царь подарил ее любимой супруге Екатерине. Саарская мыза, как на русский манер начали ее называть, стала охотничьими угодьями Екатерины, а годом позже, когда Петр I официально объявил жену императрицей, получила статус царской резиденции.

Именно с именем Екатерины I связано название дворца и парка, по ее указам были возведены первые постройки, а на месте лесов для царской охоты появился парк. Первый Большой дворец заложен в 1717 году, руководил строительством немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн. Дворец был маленький и скромный, несмотря на пышное название.

Читайте так же:  Королевский дворец и храм изумрудного будды бангкок таиланд

Есть легенда, что Екатерина II, гуляя по парку, заметила красивую белую розу и решила подарить ее утром внуку Александру. Чтобы с розой ничего не произошло, она отдала приказ поставить возле куста часового. Приказала и забыла о своем решении, а часовой остался. Его затем сменил другой, третий. Командиры боялись отменить решение императрицы, и пост сохранился до правления Николая I, который его отменил. Впрочем, есть и другая версия, по которой он повелел сохранить этот пост в память о «великой бабке», просто перенес его в другое место.

Расширение резиденции

В 1743-м на престол взошла дочь Петра I, императрица Елизавета. «Веселая Элизабет» любила роскошь и балы, блеск и развлечения. Она поручила русским архитекторам Г.З. Земцову и А.В. Квасову расширить резиденцию, сделать ее более пышной и удобной. Старые тесные екатерининские палаты, в которых прошло детство государыни, были надстроены и объединены с боковыми флигелями крытыми галереями. Спустя полтора года руководство строительными работами взял на себя архитектор Савва Иванович Чевакинский. Он заложил основной контур построек, дошедший в общем виде до нас: центральный корпус дворца с большим двором, циркумференции с дворцовыми службами и церковь. К 1751 году фасады дворца были украшены золочеными статуями и орнаментом — дворец заблистал. Однако в этом же году незаконченный дворец было решено перестроить. Кардинальная переделка здания, которая была поручена Бартоломео Франческо Растрелли, длилась пять лет. Фактически в течение всего царствования Елизаветы Большой дворец представлял собой строительную площадку.

Растрелли искусно объединил предыдущие постройки, не разрушая их, в грандиозное единое целое и заново отделал фасады. Большой дворец стал ярчайшим образцом русского барокко. Поражает, что при длине фасада 310 метров он не кажется однообразным. Чередование выступающих и углубленных частей фасада, обилие колонн, мощные фигуры атлантов, контраст между белыми лепными украшениями и лазоревой окраской стен создают стройную ритмику всего сооружения. Во время постройки дворца продолжались масштабные работы по разбивке парка. Верхний парк, примыкающий к фасаду Большого дворца, был сделан регулярным, остальная часть — это классический английский пейзажный парк, полностью рукотворный, однако создающий иллюзию естественности. Для украшения парка были привезены итальянские мраморные скульптуры.

Зиму 1768 года Екатерина Великая провела в Царском Селе, удалившись сюда, чтобы привить себе оспу и стать примером для всей России. «Я приказала написать в Англию, что мне нужен оспопрививатель. 12 октября он привил мне оспу. И теперь я отдаю приказание, чтобы оспа была привита также моему единственному сыну», — писала императрица Вольтеру.

Границей между регулярным и пейзажным парком является Камеронова галерея, в ансамбль которой входят Висячий сад, Пандус, Холодные бани и Агатовые комнаты. Камеронова галерея названа в честь ее создателя, шотландского архитектора Чарльза Камерона. Он был приглашен Екатериной II, которая сочла растреллиевское барокко устаревшим. Камерон построил также выполненный в строгих традициях классицизма Александровский дворец, подарок императрицы к свадьбе ее любимого внука, будущего императора Александра I.

При Екатерине II окончательно сложился основной ансамбль Екатерининского парка и была закончена внутренняя отделка Большого дворца. Но строительство продолжалось и в XIX веке, в парке появлялись новые павильоны и скульптуры, поэтому Царскосельский музей-заповедник сохранил память о царствовании всех российских императоров.

Екатерининский дворец в военное время

Фотографии разрушенного Екатерининского дворца были представлены в качестве обвинительных документов во время Нюрнбергского процесса.

Во время Великой Отечественной войны дворец и парк были практически полностью разрушены, и советские архитекторы совершили настоящий подвиг, восстановив их из руин. Царское Село — не только пышная резиденция русских царей, но и «город муз». Царскосельский лицей, который окончил Пушкин, располагался в корпусе Большого дворца и был возведен в 1790 году архитектором Нееловым специально для обучения великих княжон, дочерей Павла I. В 1811 году, после подписания Александром I указа об учреждении Императорского Царскосельского лицея, здание было перестроено архитектором Стасовым. Лицеистам было разрешено гулять по дорожкам Екатерининского парка, и современные посетители парка ходят там, где «смуглый отрок бродил по аллеям» и сочинял свои первые стихи.

С Царским Селом также связаны имена Василия Жуковского, Иннокентия Анненского, Анны Ахматовой, Николая Гумилева и многих других поэтов и писателей.

Что необходимо сделать в Царском Селе:

Посетить Большой дворец.

Подняться по белоснежной мраморной лестнице на второй этаж, где расположены парадные залы, пройтись по «Золотой анфиладе» к Большому тронному залу, увидеть Янтарную комнату.

Покататься по Большому пруду Екатерининского парка на лодке или гондоле.

Проехаться по парку в карете гласс-ландо, созданной в Германии по образцу парадного конного экипажа Николая II, а зимой — в русских санях.

Послушать, как журчит вода в фонтане «Молочница».

Посетить лицей и посмотреть на дортуар №14, где жил Пушкин.

Посмотреть экспозицию в Александровском дворце, посвященную Николаю II и его семье.

Послушать, как скрипит на ветру флюгер на крыше одной из китайских пагод в Китайской деревне, в создании которой принимали участие Ринальди, Неелов, Камерон и Стасов.

Царскосельская статуя

Одно из стихотворений Пушкина посвящено знаменитой царскосельской статуе — персонажу басни Лафонтена Перетте.

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Пересмешник Алексей Константинович Толстой продолжил:

Чуда не вижу я тут. Генерал-лейтенант Захаржевский,
В урне той дно просверлив, воду провел чрез нее.
(Генерал-лейтенант Захаржевский руководил инженерными работами по устройству фонтана).

Этой же царскосельской нимфе посвятила стихотворение Анна Ахматова:

И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной.
Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной.

Янтарная комната

Янтарная комната (или, как ее называли раньше, Янтарный кабинет) была отделана уникальными панелями из янтаря, подаренными Петру I прусским императором Фридрихом Вильгельмом I. Изначально Янтарный кабинет находился в здании Людских покоев рядом с Летним дворцом в Летнем же саду. Елизавета Петровна хотела украсить этими ценными панелями свой кабинет в Зимнем дворце, но затем передумала, и в 1755 году панели бережно разобрали и перенесли в Царское Село. Для того чтобы не повредить хрупкий янтарь, 75 гвардейцев пешком прошли 25 верст от Петербурга до Екатерининского дворца, неся в руках ящики с ценным украшением. Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была захвачена как трофей и вывезена в Германию. В послевоенные десятилетия ее поиски превратились в захватывающий детектив. После долгой работы мастеров воссозданная Янтарная комната была открыта в 2003 году.

В августе 2014 года в ГМЗ «Царское Село» открылся музей «Россия в Великой войне», посвященный Первой мировой войне. Он разместился в здании Государевой Ратной палаты, задуманной императором Николаем II как пантеон воинской славы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *