Мужской монастырь на пролетарской

  • История
    • Летопись
    • Подвижники благочестия
    • Исторические личности
    • Памятные даты
  • Духовенство
    • Патриарх
    • Наместник
    • Братия монастыря
    • Хор
  • Паломникам
    • Архитектурный ансамбль монастыря
    • Музей
      • Музей: взгляд в будущее
      • Наша коллекция
    • Святыни монастыря
    • Виртуальный 3d тур
  • Магазины
    • Книжная лавка. Интернет магазин nsmbooks.ru
  • Экскурсии
    • Общая информация
    • Пешие экскурсии по Москве
    • Автобусные экскурсии по Москве
    • Паломнические поездки по России
  • Расписание богослужений
  • Подать записку
  • Вопрос священнику
  • Поиск

Приобретение продукции Иконной лавки Новоспасского монастыря

«Икона» с древнегреческого переводится как «образ». Икона — образ Богочеловека или образ святого. Он помогает человеку настроиться на молитвенное состояние, обратиться к Божественной помощи.

Чтобы выбрать образ для домашнего моления чтимого Вами лично святого или праздника — можно обратиться в Иконную лавку Новоспасского монастыря, где вас всегда проконсультируют и помогут сориентироваться в обилии продукции, в том числе: икон, освященного масла у образа «Всецарицы», лампадного масла, свечей, чёток, крестильных и погребальных принадлежностей, нательных крестиков, образков и многого другого.

Часы работы лавок с 10 до 20. В выходные и праздники с 9 до 20. Для вашего удобства работают телефоны
церковная утварь: 8-925-267-21-01,
книги: 8-916-331-69-56
Возможна доставка.

Мы в Instagram и Telegram

Хочу стать христианином!

Здесь вы узнаете как вести себя в православном храме и как правильно креститься, какие молитвы нужно знать и как прикладываться к иконам? Где и кому ставить свечи, как подать записки, заказать молебен и помянуть усопших? Как употреблять просфору и святую воду? Как подготовиться к таинствам?

Подворья монастыря и приписные храмы

Обитель «ТИЛь», храм великомученицы Валентины, Храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица».

Мультимедиа

Фотогалерея. Видео. Архиерейские богослужения, социальная и молодежная работа. Жизнь на подворье.

Анонсы событий

Обзорная экскурсия по монастырю. Встреча парадной авиации на колокольне

В канун Субботы Акафиста Святейший Патриарх Кирилл совершит…

Люди приходят к чудотворному образу Матери Божией…

Семейный клуб Центра помощи молодой семье Новоспасского…

Новости монастыря

Панихида по владыке Алексию (Фролову)

Интервью Предстоятеля Украинской Православной Церкви об…

16 октября. Божественная литургия в день памяти святого…

Сегодня в Новоспасском монастыре состоялось заседание Бюро…

Публикации

Письма молодым людям, хотящим стать монахами

Цитаты протоиерея Димитрия Смирнова

Миссионерская экспедиция по Забайкальскому краю.

Литургия Преждеосвященных Даров: “Ныне, как и всегда,…

Панихида по владыке Алексию (Фролову)

Сегодня в Новоспасской обители поминали дорогого Владыку Алексия, упокоившегося ровно 7 лет назад.
После Литургии наместником монастыря митрополитом Дионисием с братией была отслужена панихида, на которой молились многие прихожане, которым был знаком и дорог первый после возрождения обители наместник Новоспасского монастыря, Преосвященный Алексий (Фролов).

Интервью Предстоятеля Украинской Православной Церкви об актуальных церковных событиях на Украине и в мире

Как можно вернуть единство мировому Православию и преодолеть раскол? Что общего у раскола 1054 года и разрыва Церквей сейчас? Что нужно для восстановления евхаристического общения между Константинопольской и Русской Православными Церквами? Есть ли угроза для Украинского Православия со стороны мусульманского мира? Как сегодня нести свою миссию Церкви и духовенству и как сказываются на духовной жизни верующих современные испытания? На эти и другие вопросы Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ответил в интервью журналу «Пастырь и паства».

— Ваше Блаженство, сейчас часто сравнивают разрыв Евхаристического общения между Церквями из-за действий Фанара с великой схизмой 1054 года, когда Рим откололся от Церкви. Возможно ли былое единство Православной Церкви, или по факту уже произошел новый раскол?

— Если сделать духовный анализ разрыва евхаристического общения между Восточной и Западной частью Единой Православной Церкви, который произошел в 1054 году, и разрыва евхаристического общения, который состоялся в 2019 году между Полнотой Русской Православной Церкви и Церковью Константинопольской, то мы находим очень много общего.

Духовный разрыв 1054 года предваряли церковные дискуссии о чистоте святой веры. Восток и Запад жарко спорили о ересях, которые последовательно появлялись в христианском мире и, как ни странно, в большинстве случаев чистоту веры отстаивали епископы Западной части Церкви. Восточная же часть была поражена ересями, а ересиархами были: Несторий, патриарх Константинопольский (осужденный III Вселенским Собором); Евтихий, архимандрит Константинопольский (осужденный IV Вселенским Собором), императоры Константинопольские Ираклий (монофелитство) и Лев III Исаврянин (иконоборчество). От этого духовного разделения Единой Церкви началось деление административное и политическое. Восток и Запад все более и более удалялись друг от друга, и то, что произошло в 1054 году, было просто завершением давно начавшегося порочного процесса разделения.

В наше время то, что случилось в 2019 году, также имело свою духовную предысторию, которая заключалась в склонности к свободомыслию и либерализму некоторых важных представителей Святой Константинопольской Церкви, которые неоднократно пытались оправдать и принять те не согласные со Святым Евангелием законы, которые секулярный мир сегодня активно пытается внедрить в нашу жизнь.

Споры Русской Православной Церкви с Константинополем проходили на самых разных уровнях — от кулуаров до высоких трибун. Эта духовная расслабленность Константинополя в отношении хранения чистоты святой Православной веры и послужила первопричиной раскола, который произошел в 2019 году. Думаю, что попытка Константинополя отдавать кесарю не только кесарево, но и Божие, послужила причиной падения Константинополя и разрушения огромной Византийской империи. И сегодня Константинопольские духовные власти готовы принять все запрещенные Богом обычаи и законы, которые предлагает мир, лишь бы вернуть себе Константинополь (нынешний Стамбул) в его былой славе и ту власть в Церкви, которую они имели во времена расцвета Византийской империи.

Теоретически, разрыв евхаристического общения, который произошел в 2019 году, можно уврачевать, но для этого уважаемый Патриарх Константинопольский должен вести себя со всеми как первый по чести и равный по власти. К сожалению, Его Святейшество ведет себя как первый и по чести, и по власти, а это чуждо православному духу соборноправия, по которому жила и живет Православная Церковь. И что еще печальней — не видно предпосылок к православному изменению этой порочной тенденции установления православного папизма.

— В Турции превратили в мечеть Святую Софию и храм в монастыре Хора. Турция финансирует строительство масштабной мечети в Киеве. Нет ли связи между этими событиями, и не видите ли Вы угрозы для Украинского Православия со стороны мусульманского мира?

— Действительно, сегодня в Турции древний храм Святой Софии и храм в бывшем монастыре Хора превратили в мечеть. Это духовная трагедия, и мы выражаем свое сочувствие и сострадание Святейшему Патриарху Константинопольскому. По этому поводу мы не только молились и молимся, но и выражали свой протест в обращении к турецкому парламенту. К сожалению, пока нет положительных результатов.

При сем весьма удивляет позиция уважаемого Святейшего Патриарха Константинопольского, который ни единым словом не выразил свой протест против совершившегося. Это довольно странно и не понятно.

Есть такое духовное выражение: ради грехов наших Господь не щадит и святыни. Не хочу кого-либо упрекать, но ради любви к истине скажу, что как революция и разрушение святынь в Российской Империи произошли от наших церковно-духовных перекосов, так и падение Византийской империи произошло от неправильного духовного руководства, которое осуществляла Византийская Церковь по отношению к своей стране и своему народу.

Если уважаемые лидеры Константинопольской Церкви не смогли принести духовную пользу и сохранить свою страну и свой народ, как же они принесут духовную пользу и сохранят те страны и народы, в духовные дела которых они вмешиваются?

На предмет того, что сегодня финансируется строительство мусульманской мечети в Киеве, скажу, что это для нас звоночек, призывающий искать и исправлять свои церковно-духовные ошибки и недоработки, которые имеются в личной жизни каждого из нас. Кто-то может возразить и сказать: ты говоришь об исправлении церковных ошибок, а призываешь к исправлению человеческих. Дело в том, что, говоря о Церкви, в данном случае, мы имеем в виду человеческую составляющую Церкви. Церковь состоит не из ангелов и святых угодников, пребывающих на небе, а из людей, живущих на земле. Или, говоря иными словами, Церковь состоит из двух частей: Церкви Небесной и Церкви земной. Небесная, или торжествующая Церковь, является святой и непогрешимой, а земная Церковь, или воинствующая Церковь, в которую входим мы с вами, может ошибаться, грешить, но может и исправляться. Качество человеческой составляющей земной Церкви может улучшаться единственным путем — когда каждый из нас приложит старания сделать морально и духовно более совершенным самого себя. Средства улучшения персональной духовной жизни человека — это молитва, пост, добрые дела, смирение, терпение, прощение и любовь. Да поможет нам Господь.

— В нашей Церкви сегодня строится много храмов, ведется активная социальная работа. Но статистика показывает, что несмотря на все усилия, число воцерковленных людей — не более 5-7%, и оно почти не меняется. Как быть священникам — сосредоточиться на духовной работе с теми, кто уже в общине, или все же стремиться привлечь в храмы как можно большее количество людей?

— Да, процент воцерковленных людей в Украине невысок, и его можно увеличить, но для этого нужно обратить духовное внимание на самого себя. Это не самолюбие, это — смирение. Самолюбивый смотрит на себя и любуется собой, а смиренный смотрит на себя и укоряет себя. Смиренное внимание к себе — это критическое внимание, внимание, которое ищет наши изъяны, недостатки, слабости и старается через покаяние их исправить.

Священник в первую очередь должен стараться усердно и терпеливо трудиться над своим личным духовным преуспеянием, а потом внимать и духовно помогать своим пасомым. И когда у него все идет правильно — делать все возможное, чтобы совершать миссию среди невоцерковленных людей. Справедливости ради нужно сказать, что не каждый священник может быть миссионером по служению, но каждый священник должен быть миссионером по жизни, то есть должен жить так, чтобы на его примере благочестивой жизни люди увидели духовные плоды любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости и воздержания (Гал. 5:22). Если воцерковленные люди увидят это в священнике, рано или поздно они войдут в ограду церковную, чтобы и для себя приобрести эти духовные плоды, ибо этих плодов все желают. Такими же духовными миссионерами становятся и прихожане, если священник постоянно окормляет их и заботливо ведет по пути благочестивой жизни.

Читайте так же:  Монастырь в веневе тульской области

— Введение электронных паспортов, вытеснение наличных денег, появление цифровых идентификаторов: многое указывает, что в ближайшие десятилетия жизнь человека (в том числе и религиозная) может попасть под полный контроль государства. Как все это отразится на духовной жизни верующих? Станет ли Церковь слабее, или наоборот — укрепится?

— Действительно, изменения в жизни человечества последних времен свидетельствуют, что мы вступаем в новую историческую эпоху, которая на церковном языке называется апокалиптической. Об этом говорится в Новом Завете, особенно в книге Откровения Иоанна Богослова. Эта эпоха несет людям новые вызовы и испытания, но кто будет стараться жить с Богом, тот будет под особым благодатным покровом, который будет укреплять человека для достойного перенесения всех трудностей.

Где Бог — там блаженство, и кто будет стараться прилепляться к Богу, тот даже в самых серьезных испытаниях будет блажен. Самым сильным духовным оружием для человека в грядущих испытаниях является молитва и смирение. Кто призовет имя Господне — спасется. Думаю, что по количеству верующих Церковь станет слабее, а по качеству духовной жизни верующих Церковь станет сильнее.

— Во время пандемии многие отказались от участия в таинствах из-за страха заболеть. Объясните, можно ли заболеть через таинства и насколько важно человеку участвовать в них, невзирая на позицию мира?

— Речь идет о причастии Святых Таин Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, которые Он дарит нам для нашего духовного очищения и для жизни вечной. Христос — Источник жизни, Он — наша жизнь, смысл нашей жизни и красота ее. Кто причащается Святых Тела и Крови Христовых, тот принимает в себя силу жизни вечной. Боязнь некоторых людей заразиться при причащении Святых Таин в Церкви — напрасная. Силу жизни, которая входит в человека с причастием Святых Христовых Таин, не может победить никакой вирус или болезнь, мы причащаемся во исцеление души и тела.

Но существует одна причина, из-за которой человек от Святого Причастия может заболеть или даже умереть. Это когда человек причащается с гордым безумием, цинично, презрительно, или для совершения чародеяний, или с какими-либо иными порочными намерениями. От такого причащения люди болеют и даже умирают. Но если человек подходит к Святым Тайнам, рассуждая о Теле Господнем (1Кор. 11:29), то есть осознавая то, что он есть прах земной и приступает к Своему Творцу и Создателю, Который является Источником жизни и бессмертия и Который по Своей любви хочет приобщить человека к вечной блаженной жизни, то такой человек причащается во оставление грехов и в жизнь вечную.

Однако есть такие православные, которые еще не пришли в меру сего разумения и побеждаются страхом, как бы не заразиться от единой лжицы, которой священник раздает Святое Причастие. К таким прихожанам священник должен проявлять снисхождение и делать уступку их немощи, причащая их дезинфицированной лжицей. Это не входит в противоречие со священными законами Божественной любви, которая снизошла к нашей немощи и низвела на землю Сына Божия, Вторую Ипостась Святой Живоначальной Троицы, чтобы нас, падших, искупить, очистить, освятить и возвести на Небо. Бог снисходит к нам, и мы должны снисходить друг ко другу. Участие во святых церковных таинствах, особенно в Таинстве Святой Евхаристии, не только укрепляет нас и дает залог вечной жизни, оно дает нам силу терпеть, прощать и любить, то есть делать то, что является украшением человека и в чем так нуждается сегодняшний мир.

Сегодня в Новоспасском монастыре состоялось заседание Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС)

От имени Святейшего Патриарха Кирилла собравшихся приветствовал наместник обители Дионисий, митрополит Воскресенский, управляющий делами Московской Патриархии, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора.

Новоспа?сский монасты?рь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в Москве за Таганкой, на Крутицком холме, у берега Москвы-реки. Известен своей тесной связью с родом Романовых. Архитектурный ансамбль сформировался в XVII—XVIII веках. Современный адрес: Крестьянская площадь, 10.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современность
  • 3 Инцидент с прилегающей территорией
  • 4 Архитектурный ансамбль
  • 5 Некрополь
    • 5.1 Усыпальница Романовых
  • 6 Памятная серебряная монета
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III, который перевёл за город братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору. Последний возник около 1330 года при великом князе Иване Калите.

Первый каменный собор Спаса Преображения был построен в 1494 году [1] . Монастырь начал пользоваться царской благосклонностью и приобретать современный облик после прихода к власти Романовых, поскольку в нём здавна находилась их родовая усыпальница. В 1646—1649 годах архимандритом Новоспасского монастыря был будущий патриарх Никон.

Монастырь был закрыт в 1918 году, и в том же году на его территории был устроен концентрационный лагерь. Памятники монастыря, имевшие музейное значение, были приписаны к музею Симонова монастыря. В 1920-х годах архитектор Сергей Родионов провёл реставрацию построек монастыря [2] . В 1925 году территорию монастыря занимал Второй женский исправительный дом. Монастырское кладбище снесено в 1927—1930 годах.

С 1935 года территорией монастыря ведало хозяйственное управление НКВД. Все монастырские постройки были переоборудованы для хозяйственных нужд или под жильё. Выселение жильцов началось в 1960 году. В 1968 году было принято решение организовать на базе монастыря «музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР».

Восстановительные работы затянулись на многие годы. В соборе планировалось открыть Музей истории реставрации. Реставрационный центр (ЦНРПМ) на территории монастыря существовал с 1985 до конца 1990 года, когда решено было вернуть обитель Московской патриархии.

Возрождение монашеской жизни началось в апреле 1991 года. В июле того же года создан мужской хор Новоспасского монастыря.

В 1995 году сюда был перенесён прах великого князя Сергея Александровича, убитого за 90 лет до этого террористом Иваном Каляевым. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту Виктора Васнецова, — точная копия памятника, существовавшего в Кремле.

В феврале 2014 года патриарх Кирилл освятил 16-тонный «Романовский» колокол, который был отлит взамен уничтоженного в XX веке исторического колокола [3] .

5 февраля 2015 года в монастырь были принесены из Греции мощи святого великомученика Димитрия Солунского — нетленная десница. Принесение ковчега с мощами святого посвящено 70-летию победы над фашизмом: на Руси память святого Димитрия Солунского с древнейших времён связывалась с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества [4] .

18 апреля 2013 года журналистка газеты «Московский комсомолец» Ева Меркачева сообщила, что в Синодальный отдел Московской патриархии поступило обращение прихожан, что на территории ставропигиального монастыря действуют автостоянка, шиномонтаж и автоломбард [5] .

24 апреля прихожане и насельники монастыря выступили с официальным обращением к редакции газеты, где отметили, что «Всё содержание статьи составляют упрёки и инсинуации в адрес обители», что «представляется странным и то, что журналист „МК“ Е. Меркачева не подала официального письменного запроса (как это было сделано в другие инстанции) наместнику монастыря для того, чтобы получить те или иные разъяснения» [6] . Касаясь инцидента, авторы обращения заявили [6] :

Сегодня, милостью Божией, часть монастырской земли, расположенной в непосредственной близости к обители, возвращена её законному владельцу. Арбитражный суд г. Москвы вынес решение в пользу Церкви и земля, где много лет существует стоянка автотранспорта, передана Новоспасской обители. Что же зазорного в том, что те, кто ставит свои машины на монастырской земле, вносят свою посильную лепту на благоукрашение обители и её реставрацию? Такие пожертвования позволяют монастырю вести социальную, благотворительную и просветительскую деятельность, которая является долгом каждого христианина. Не так важно, чинят ли там машины или оформляют документы — лишь бы этот труд был честен перед Богом. Результат этого труда — благолепие нашей обители, её готовность принять молящихся в простоте и порядке. И уже конечно, все это не означает, что монастырь занимается коммерцией.

Основные здания и сооружения Новоспасского монастыря:

  • Огромный для своего времени шестистолпный Преображенский собор; строился в 1645—1649 гг. иждивением царя Михаила Феодоровича; для росписи из Костромы был приглашён Гурий Никитин.
  • Покровская церковь с трапезной (1670-е годы)
  • Стены и башни монастыря 1640—1642 гг. постройки [7] .
  • Братские кельи с Никольской церковью.
  • Настоятельские палаты рубежа XVII и XVIII вв.
  • Колокольня высотой 78 метров, одна из самых высоких в дореволюционной Москве, построена в 1759—1785 гг. на месте древней звонницы, устроенной в 1622 году патриархом Филаретом.
  • Знаменская церковь (1791—1795 гг., архитектор Е. Назаров).

В подклете Спасо-Преображенского собора похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки царского дома Романовых, их родственники князья Ситцкие, а также Черкасские, Ярославские, Оболенские, Троекуровы, Трубецкие, Нарышкины и другие представители высшей знати допетровского времени. Шедевром мемориальной скульптуры считался памятник на могиле В. Д. Новосильцева, выполненный по проекту В. И. Демут-Малиновского.

Стоящая рядом Знаменская церковь — родовая усыпальница графов Шереметевых, князей Куракиных и Лобановых-Ростовских. В 1742 г. в подклете ранее стоявшего на этом месте храма в присутствии императрицы Елизаветы был захоронен государственный канцлер А. М. Черкасский.

В пределах монастырских стен в XVIII—XIX веках сформировался некрополь с большим числом аристократических захоронений. Здесь были похоронены художник Ф. А. Рокотов, городской голова Н. А. Алексеев, историк П. П. Бекетов, театрал И. А. Гагарин, декабрист П. П. Титов [8] .

Читайте так же:  Покровский монастырь 22 ноября 2015

Исторический интерес представляла могила иерея Петра Веньяминова, который не выдал сокровища монастыря солдатам наполеоновской армии и был убит французами. На его надгробии была выбита эпитафия: «Здесь скромно погребён служитель алтаря, герой, вкусивший смерть — за веру, за царя». Встречаются также утверждения, что именно на территории Новоспасского монастыря нашла последнее пристанище инокиня Досифея, бывшая княжна Тараканова.

В конце 1920-х годов, как и другие дворянские некрополи, кладбище Новоспасского монастыря было подвергнуто разгрому. Наиболее ценные с художественной точки зрения памятники были перевезены в Донской монастырь; некоторые из них позднее сдали в металлолом [9] . Небольшое число сохранившихся надгробий сейчас выставлено на обозрение в монастырском дворе.

Усыпальница Романовых Править

В подвальной части Спасо-Преображенского собора находится ряд могил, среди которых — погребения бояр Захарьиных-Романовых.

В 1497 или 1498 году здесь был погребён Василий Юрьевич Кошкин-Захарьин (сын боярина Юрия Захарьевича), в конце XVI века — Василий Юрьевич Захарьин (двоюродный брат Анастасии Романовой) и Никита Романович Юрьев-Захарьин (в монашестве Нифонт, отец патриарха Филарета) [10] . В 1607 году, в царствование Лжедмитрия, сюда были перенесены останки родных братьев патриарха Филарета, трое из которых скончались ранее в ссылках, пострадав во времена Бориса Годунова.

Также здесь захоронены Роман Юрьевич Захарьин (ум. 1543), давший имя всему роду Романовых, и мать первого царя этого рода инокиня Марфа (ум. 1631). В 1902 году усыпальница Романовых с церковью Святого Романа Сладкопевца была перестроена архитектором С. У. Соловьёвым.

После закрытия монастыря в 1918 году усыпальница была разорена, надгробия уничтожены, часть гробниц утрачена. Лишь некоторые останки были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора. Усыпальница восстановлена в конце 1990-х годов; в ней воссоздан храм в честь преподобного Романа Сладкопевца, освящённый 10 марта 2002 года.

1 июня 2017 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 25 рублей «Новоспасский монастырь, г. Москва» (масса драгоценного металла в чистоте — 155,5 г, проба сплава — 925, каталожный № 5115—0132) серии «Памятники архитектуры России». На монете расположены изображения: внизу — ансамбля Новоспасского монастыря в г. Москве, вверху — гравюры с панорамой монастыря [11] .

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Канонизация
  • 3 Почитание
  • 4 Храмы, часовни и приделы
  • 5 Фильмы о святой Матроне
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

Матрона родилась в крестьянской семье в 1881 году (житие святой). Существуют версии, что она родилась в 1883 (данные сельскохозяйственной переписи Тульской губернии 1911 года) или 1885 году (регистрационная книга Даниловского кладбища 1952 года). Девочка родилась незрячей, у неё не было глазных яблок. В семье было четверо детей: Пелагея (1873 г. р. (по другим данным Мария)), Иван (1885 г. р.), Михаил (1888 г. р.). Ещё трое братьев и сестра умерли во младенчестве: Михаил (1870—1871), Устинья (1876—1878), Иван (1879—1880) и Андрей (12.08.1882—05.08.1883). Существует мнение, что Матрона была приёмным ребёнком [13] . Днём рождения святой считается 22 ноября [14] , день памяти Матроны Константинопольской

Согласно житию, когда родилась Матрона, немолодые к тому времени родители, Наталья Никитична и Дмитрий Иванович Никоновы, хотели оставить слепую девочку в приюте князя Голицына в соседнем селе Бучалки. Но матери приснился сон: белая птица необычайной красоты, слепая, села на её грудь. Наталья Никонова решила, что сон вещий, и оставила ребёнка.

Житие сообщает, что уже с восьми лет Матрона имела глубокую веру, способность исцелять больных и предсказывать будущее. В возрасте около 17 лет у неё отнялись ноги [5] [15] [16] (внезапно, будто от удара [17] ). Сама матушка указывала на духовную причину этой болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая сознательно отнимет у нее способность ходить (по ненависти к угождающим Богу молитвой [17] ). Так и случилось. «Я не избегала этого — такова была воля Божия» говорила Матронушка. После этого до конца дней своих она была «сидячей» [18] .

В молодости Матрона имела возможность путешествовать. Дочь местного помещика Лидия Александровна Янькова (1885 г. р.) брала её с собой в паломничества. Они побывали в Киево-Печерской лавре, Троице-Сергиевой лавре, в Санкт-Петербурге, других городах и святых местах России. В 1899 году в Кронштадтском соборе Матрона встретила святого праведного Иоанна Кронштадтского. По преданию, по окончании службы он попросил прихожан расступиться перед подходящей к солее Матроной и громко сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена — восьмой столп России» [5] .

В 1912 году умер Дмитрий Иванович Никонов, отец Матроны.

После революции Матрона и её подруга Лидия Янькова, оставшись без крова, подались искать работу и еду в городе. Примерно в 1925 году Матрона перебралась в Москву. Жила где придётся, у друзей и знакомых, но не у своих братьев, которые стали большевиками. Брат Михаил, член ВКП(б) с 1919 года, был избран председателем сельского совета, а затем — заместителем председателя исполнительного комитета Хованской волости, в 25 км от уездного города.

В книге Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», опубликованной издательством Ново-Голутвиного монастыря, приведена история (рассказанная одной из знакомых Ждановой), в которой описывается приезд к Матроне Московской за советом руководителя СССР И. В. Сталина после появления угрозы взятия немцами Москвы [15] . Данная книга отличается от канонического жития святой Матроны (поэтому некоторые исследователи называют её апокрифической [19] [20] ). Согласно «Сказанию», приведённому в этой книге, Матрона сказала ему: «Русский народ победит, победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы» [21] . Эта встреча изображена на так называемой иконе «Матрона и Сталин» [22] [23] . Этот рассказ не соответствует каноническому житию святой Матроны и в нём не приведён, так как доказательств, подтверждающих эту встречу, нет [24] [25] . Историк И. Курляндский, специализирующийся на жизни И. В. Сталина, считает данную историю выдуманной, как не имеющую никаких доказательств [26] . Более того, в житии святой Матроны описываются многократные гонения, устроенные против неё советской властью. Несмотря на гонения, Матроне всякий раз удавалось избежать ареста. Зинаида Жданова была осуждена как участница антисоветской церковно-монархической группы [10] .

В 1942—1949 годах Матрона жила в Москве, в старинном деревянном особняке по адресу: Староконюшенный переулок, д. 30 (не сохранился), близ Арбата, где занимала угол в 48-метровой комнате односельчанки Е. М. Ждановой и её дочери Зинаиды [10] . В 1950—1952 годах жила под Москвой, в Сходне по адресу: ул. Курганная, д. 23, у дальних родственников, в семье Курочкиных.

Согласно житию святая Матрона днём принимала людей (до сорока человек в день), исцеляя их и давая советы, как поступать, а ночью молилась [10] . Регулярно исповедовалась и причащалась. Ещё при жизни её почитали монахи Троице-Сергиевой лавры [27] .

Согласно житию Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей. У неё спросили: «Матренушка, как же нам жить? С кем же мы теперь останемся, с кем советоваться будем?» На что она ответила:

После моей смерти таких не будет как я, а вы приходите на могилку, я там всегда буду, я вам также буду помогать и молиться за вас, как при жизни моей. Разговаривайте со мной, все горести свои поверяйте мне, я буду вас видеть и слышать, что душе вашей скажу, то и делайте.

Скончалась в Сходне 2 мая 1952 года. Сохранились посмертные фотографии святой [29] . Отпевание в храме Ризоположения на Донской улице совершил хорошо знакомый Матроне и почитавший её протоиерей Николай Голубцов [29] .

Похоронена 4 мая, в Неделю святых Жён-мироносиц. На похороны пришло много народу. Даниловское кладбище было выбрано самой Матроной, чтобы «слышать службу», — в те годы кладбищенская церковь была одной из немногих действующих в Москве [30] .

Могила стала местом паломничества [30] , остающееся им даже после перенесения останков Матроны в Покровский монастырь. На месте могилы возведена часовня.

О жизни Матроны известно прежде всего из книги Зинаиды Ждановой (1917—2007), вместе с матерью проживавшей семь лет в одной комнате с Матроной в Староконюшенном переулке и наблюдавшей за духовной деятельностью Матроны. Книга издана массовым тиражом в 1993 году Ново-Голутвинским женским монастырём и содержит необычные и не укладывающиеся в христианскую догматику факты. Кроме того, книга содержала не подтверждённую документально историю встречи Матроны со Сталиным [31] .

Этот текст подвергся резкой критике со стороны членов Синодальной комиссии по канонизации святых: её председателя митрополита Ювеналия, председателя издательского совета епископа Тихона (Емельянова), игумена Дамаскина (Орловского), диакона Андрея Кураева, посвятившего сборнику воспоминаний о Матроне под редакцией Ждановой немало страниц в книге «Оккультизм в Православии» [31] . Книга Зинаиды Ждановой изъята из продажи в Покровском монастыре.

Синодальной комиссией была назначена экспертная группа, которая составила канонический текст жития блаженной Матроны, убрав недостоверные, на взгляд экспертов, и несоответствующие официальному богословию сведения. Эта версия жития в настоящее время размещена на православных сайтах: «Православие.ru», «Седмица.ru», сайте Покровского монастыря [25] .

В ночь на 8 марта 1998 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II была вскрыта могила святой Матроны, её мощи доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в Покровский храм на территории Покровского монастыря и помещены в серебряную гробницу (раку). К ним открыт ежедневный доступ с 7 (в воскресенье с 6) до 20 часов [32] [33] [34] [35] .

День 8 марта как день обретения мощей Матроны стал одним из православных праздников — дополнительным днём празднования в честь святой блаженной Матроны Московской [16] [21] .

2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая святая Московской епархии. В октябре 2004 года состоялась её общецерковная канонизация [7] .

Читайте так же:  Монастыри ленинградской области описание

Частицы мощей святой Матроны доставлялись для поклонения в города России: Вологду, Красноярск, Липецк, Новокузнецк, Пермь и др [36] .

Блаженная Матрона Московская является одной из самых известных и почитаемых в России святых [37] . К её мощам в Покровском храме ежедневно приходят поклониться тысячи человек (в выходные дни очередь к мощам растягивается на 7—8 часов) [27] . В Покровском монастыре находится икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная около 1915 года, с которой Матрона не расставалась до конца жизни [38] [39] .

Считается, что по молитвам святой Матроны происходят чудеса и исцеления, в том числе с невоцерковленными и не православными людьми [40] [41] , ведётся запись письменных свидетельств этого [27] . Поклониться святой Матроне приезжают паломники из других городов и стран [5] . Чудотворная сила святой Матроны признана всей иерархией Русской православной церкви, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла [42] , который призывал всех обращаться к святой Матроне за помощью не только в решении жизненных проблем, но и в даровании сил несения страданий:

Мы должны не забывать её страдальческий образ и проникаться не только желанием освободиться от своих крестов, но и глубочайшим убеждением в том, что достойное несение креста — это и есть путь ко спасению. И потому просить Матрону нужно не только о том, чтобы она молитвами своими пред Богом сняла с нас наши кресты, исцелила нас от наших страданий, но и о том, чтобы нам даны были силы достойно нести свой крест, во славу Божию и себе во спасение…

Чудотворная сила Матроны Московской прямо связана с её страданиями, с её муками, с несением ею спасительного креста. И да поможет всем нам Господь, прибегая к помощи святой праведной Матроны, взывая о её содействии в решении наших жизненных проблем, одновременно наполнять свой ум и своё сердце силой её примера, пониманием того, что означает для человека несение креста, который Бог на него возлагает [42] .

15 февраля 2018 года Священный синод Румынской православной церкви включил блаженную Матрону Московскую в свой месяцеслов [43] .

  • Храм Матроны Московской в Москве на пересечении Варшавского шоссе и МКАД , относится к Покровскому ставропигиальному женскому монастырю
  • Храм Матроны Московской в районе Дмитровский , Москва
  • Храм Матроны Московской в Беляево, район Тёплый Стан , Москва
  • Храм Матроны Московской при доме ветеранов сцены им. Яблочкиной (домовый ), Москва
  • Часовня Матроны Московской на Курском вокзале, Москва

Московская область

  • Храм Матроны Московской в Верее
  • Собор Всех святых в земле Российской просиявших в Домодедово (с приделом Матроны Московской)
  • Храм Матроны Московской в посёлке Здравница
  • Храм Матроны Московской в городе Икше
  • Храм Матроны Московской в деревне Любимовка
  • Храм-часовня Матроны Московской при Лобненской городской больнице в Лобне
  • Часовня Святой Матроны Московской в Мытищи
  • Храм Матроны Московской в Ногинске
  • Часовня Матроны Московской в посёлке Обухово
  • Храм Матроны Московской в Раменское
  • Часовня Матроны Московской в Химках[11]
  • Часовня Матроны Московской в Электрогорске [44]
  • Часовня Матроны Московской в Архангельске
  • Храм Матроны Московской в Белгороде
  • Храм Матроны Московской в Екатеринбурге
  • Часовня Матроны Московской в Ессентуках
  • Часовня Матроны Московской в Казани
  • Храм Матроны Московской в Краснотурьинске
  • Храм Матроны Московской в Орле
  • Храм Матроны Московской в Самаре
  • Церковь Матроны Московской в Сочи
  • Храм святой Матроны Московской в Ставрополе
  • Часовня Матроны Московской рядом с поселком Мордвес Венёвского района Тульской области
  • Храм Матроны Московской в селе БогородскомИвановской области
  • Храм Матроны Московской в селе Станко Ивановской области
  • Храм Матроны Московской в посёлке ШкотовоПриморский край
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Себино Тульской области (с приделом Матроны Московской)
  • Храм блаженной Матроны Московской в посёлке Боброво
  • Храм Святой Матроны Московской в деревне Малое Карлино, Ленинградская область
  • Храм Матроны Московской в селе Абрикосовка, Кировский район, Республика Крым
  • Часовня Матроны Московской в посёлке Майский Краснокамского района Пермского края

Греция

  • Храм Cвятого Пантелеимона в Салониках (с приделом Матроны Московской [45] )
  • Часовня Святой Матроны Московской при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Неа-Иония[46]
  • Храм Святой Матроны Московской в Неа-Эритрея[47]
  • Собор Святой Матроны Московской в Майами, США [48]
  • Духовный комплекс «Света Матрона Московска» в Пловдиве, Болгария [49]
  • Храм Святой Матроны Московской в Гюмри, Армения [50]
  • Православный монастырь Святой Матроны Московской в селе Ритешич, около города Добой, Республика Сербская, Босния и Герцеговина.

Настоятельница: игуменья Феофания (в миру Ольга Дмитриевна Мискина)

Адрес: г. Москва, ул. Таганская, д. 58, 109147
Электронная почта: [email protected]

Монастырь открыт ежедневно:

понедельник — суббота с 07.00 — 20.00;

воскресенье с 06.00 — 20.00.

Проезд: станция метро «Марксистская», выход на ул. Таганская, далее любым транспортом (автобус, троллейбус) до остановки «Большая Андроньевская»; станции метро «Крестьянская застава» или «Пролетарская», далее 5 минут пешком до площади Абельмановская застава.

Официальный сайт монастыря: pokrov-monastir.ru

2 июня 2016 года Департаментом городского имущества города Москвы были изданы два распоряжения №14151 и №14150 о передаче в собственность Русской Православной Церкви зданий, входящих в состав объекта культурного наследия федерального значения «Покровский монастырь, XVIII-XIX вв.: Ворота северные, 1833-1853 гг. (стр. 7); и Ворота южные, 1833-1853 гг. (стр. 8)».

Напомним, ранее были изданы:

— Распоряжение ДГИ от 17.12.2014 №20381 о передаче в собственность Русской Православной Церкви зданий, расположенных по адресу: ул. Таганская, д. 58, стр. 1, 3, 4, 6.

— Распоряжение ДГИ от 27.05.2015 №5690 о передаче в собственность Русской Православной Церкви здания, расположенного по адресу: ул. Таганская, д. 58, стр. 2.

История

Монастырь основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем. Ранее на месте обители находилось кладбище бездомных и странников, поэтому в первые века своего существования монастырь назывался также Божедомским или монастырём на Убогих Домах. Обитель была достроена при царе Алексее Михайловиче.

В 1655 году возведён каменный монастырский собор Покрова Пресвятой Богородицы, который был заново отстроен в 1806—1814 годах. В XVIII веке были возведены церковь Воскресения Словущего и 30-метровая трёхъярусная колокольня. С 1680 по 1731 годы Покровская обитель была приписана к Заиконоспасскому монастырю.

В войну 1812 года здесь жил французский генерал Мишель Клапаред, командующий Польским корпусом. В этом же году монастырь был разорён, часть построек обители разрушена.

В 1855 году освящена перестроенная по проекту М. Д. Быковского церковь Воскресения Словущего; от храма XVIII века остались четыре подкупольных столпа с арками и восточная стена главного алтаря.

Новые стены с западной стороны и ворота построены в 1833—1855 годах, а южная часть стены — в 1886 году по проекту архитектора В. Н. Карнеева.

В конце XIX века, примерно с 1870 года, монастырь был преобразован в Покровский миссионерский монастырь. В нем был создан миссионерский институт.

Монастырь был закрыт в 1929 году, храмы — в 1926 году, в том же году была взорвана колокольня. Последним наместником Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов).

В 1934 году в западной части монастырской территории, на месте монастырского кладбища, был разбит парк культуры и отдыха Ждановского района (Таганский парк); монастырские стены (ограда) в этой части были снесены. В зданиях же монастыря размещались типография, редакция журнала, спортивный зал, биллиардная, киностудия, управление кинофикации. В 1994 году Покровский монастырь был возвращён Русской Православной Церкви.

Рака с мощами святой праведной блаженной Матроны Московской.

Покровский ставропигиальный женский монастырь. 8 марта 2009 года

Современность

24 ноября 1994 года Священный Синод принял решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители.

Настоятельницей 22 февраля 1995 года назначена игуменья Феофания (в миру Ольга Дмитриевна Мискина, г.р. 1965), в прошлом — насельница Свято-Троицкого Дивеевского монастыря. 14 апреля того же года пострижена в монахини Патриархом Алексием II, возведена в сан игумении 4 апреля 1998 года.

В марте 1995 года зарегистрирован юридический устав монастыря. Возрождение обители началось с октября 1995 года, тогда в стенах наполовину разрушенной Покровской церкви была отслужена первая Божественная литургия, на которой молились пять инокинь во главе с матушкой Феофанией. Брат настоятельницы о. Александр сделал из фанеры первый иконостас, на котором укрепили бумажные иконы, сёстры сами и пели. В 1996—1997 годах постановлением Правительства Москвы монастырю переданы в бессрочное и безвозмездное пользование сохранившиеся храмы и ряд зданий, исторически принадлежавших Покровскому монастырю, а затем и монастырская земля — кроме той, что занимает Таганский парк со стадионом (а это половина былой площади обители).

1 мая 1998 года в монастырь были перенесены честные останки блаженной Матроны Московской, в ночь на 8 марта того же года обретённые на Даниловском кладбище Москвы. 2 мая 1999 года Матрона Никонова была прославлена в лике местночтимых святых как «блаженная Матрона Московская», а в 2004 году на Архиерейском соборе состоялась общецерковная канонизация.

День Святой Троицы. Пятидесятница. 23 мая 2010 года.

Люди приезжают со всех концов России и из-за рубежа со своими бедами и болезнями к блаженной Матроне Московской в Покровский женский монастырь

4 апреля 1998 года освящены три придела Покровского храма первого этажа.

В 1999 году освящён верхний храм Покрова Пресвятой Богородицы, 22 ноября 2001 года, в день 120-й годовщины рождения блаженной Матроны Московской, освящён Воскресенский собор. В 2002 году освящена вновь отстроенная трёхъярусная колокольня, точная копия разрушенной. Восстановлен Святой источник. К 2014 году в монастыре было уже около 50 сестёр.

Обитель также содержит приют для девочек.

Ежедневно монастырь посещают до 3 тысяч паломников, в воскресные и праздничные дни их число доходит до 25 тысяч, в дни престольных праздников — до 50 тысяч.

Подробности читайте на сайте монастыря:

Баннеры — нижняя часть сайта

Контакты — нижняя часть сайта

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *