Намаз при входе в мечеть

Молитва приветствия мечети (тахийятуль-масджид) – один из дополнительных намазов, совершаемых во время посещения мечети. Намаз тахият следует выполнить сразу же после вхождения в мечеть. При входе в мечеть произносят:

?????????? ??????? ??? ????????? ?????????

«Аллахумма-фтахлии абваба рахматика» перевод: «О Аллах, открой мне врата Твоей милости». затем читают салават – формулу благословения Пророка Мухаммада ?.

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

В одном из хадисов Посланника Аллаха ? сказано: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракаата молитвы приветствия» (Бухари, Муслим). В случае, если верующий посещает дом Аллаха несколько раз в день, то прочтения одного намаза тахият в день является достаточным.

Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т. п.) Однажды, когда сподвижник Пророка ? Абу Зарр присел в мечети, не совершив два ракяата намаза приветствия, Пророк ? окликнул его: «О Абу Зарр! Воистину, у мечети есть приветствие в виде двухракяатной молитвы. Встань же и соверши ее!». Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если человек придя в мечеть намеренно сядет даже на малое время, например, человек сел выпить воду, касаясь задней части тела о землю то намаз упускается. Но если он сел на ноги так, что задняя часть не прикасается к земле, и не прошло много времени, то тахият-намаз не упускается в этом случае ему следует встать и выполнить намаз приветствия. Также не упускается тахият-намаз, если он нечаянно или не зная сел, при этом и не прошло много времени.

Намаз упускается, если он стоял долго, в независимости от того, было ли это сделано осознанно или по забывчивости. Длинным считается такой промежуток времени, который превышает среднее время совершения двух ракаатов. Но если он стоял не долго, то время намаза-тахият не упускается, даже если он стоял умышленно.

Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить а так же если не умеет совершать намаза, то ему желательно произнести:

????????? ?????? ????????? ??? ? ??? ???? ???? ????? ?????? ?????? ???? ????? ???? ???? ???? ??????? ?????? ??????

«СубханаЛлахи, валь хамдулиЛляхи, ва ля иЛляха илляЛлаху ваЛлаху акбар, валя хавля валя куввата илля биЛляхиль Алиййиль Азим» Перевод: «Пречист Аллах, хвала Аллаху; нет никого достойного поклонения кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха Высокого, Великого». Некоторые сказали, что желательно это прочитать четыре раза. И это заменяет тахийят намаз. Сказано, что это замещает тахийят, а также земной поклон (саджда), совершаемый при чтении Корана или с целью благодарения Аллаха. Но если есть возможность совершить омовение, то эта молитва не замещает тахийят, но со слов имама аль-Газали, приводимых в его книге «Ихяу улуми ддин», понимается обратное.

Намаз-тахийят считается совершённым также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят. Если вместе с намерением совершить любой намаз, вознамериться и совершить тахийят, то вознаграждение возрастает. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахийята, затем и другого намаза.

Когда не следует совершать намаз-тахият?

  • Во время посещения Запретной мечети «Аль-Харам», расположенной в Мекке (в данном случае роль приветствия выполняет обход вокруг Каабы)
  • При входе в мечеть с намерением совершить праздничную молитву (салятуль-‘ийд) в праздник Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам). Пророк Мухаммад ? не совершал никаких молитв до и после праздничной
  • В случае входа в мечеть в момент начала обязательной молитвы (фард) Пророк ? сказал: «Если люди встают на обязательную молитву (уже читается икамат), то никакая иная, кроме данной, не совершается»
  • В случае входа в мечеть во время чтения пятничной хутбы (проповеди) это — согласно ханафитскому мазхабу. (однако шафиитские ученые допускают выполнение намаза тахият во время хутбы. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву»)
  • В случае, если верующий после посещения мечети уже выполнил какой-либо иной намаз, так как данная молитва заменяет приветствие.
  • В периоды, порицаемые для выполнения молитвы (Относительно не желательности совершения данной молитвы в периоды, порицаемые для выполнения молитвы (незадолго до восхода и заката солнца, а также во время нахождения солнца в зените), мнения мусульманских ученых расходятся. Согласно ханафитскому мазхабу, выполнение намаза тахият в данные промежутки времени является нежелательным. Подтверждением этому служит хадис Пророка ?: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Бухари, Муслим). Шафиитские ученые полагают, что мусульманину следует совершить намаз тахият, даже если человек посетил мечеть в порицаемое для выполнения намаза время. Оба мнения основаны на Сунне Пророка, однако их отличают разные критерии, легшие в основу богословского анализа. Так же прочитайте статью когда нельзя читать намаз?)

Как читать тахитуль-масджид намаз?

Молитва приветствия мечети состоит из 2 ракаатов, выполнение которых идентично двухракаатным намазам. Намерение произносится так: «Намериваюсь совершить намаз-тахийят в 2 ракаата».

Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха, а не возвеличивание самой мечети, и если человек намерился при соблюдении намаза-тахият возвеличить саму мечеть, его намаз не засчитывается. При совершении намерения, если даже мы и произносим его следующим образом (я намерен совершить двухракаатный намаз возвеличивания мечети), то должны иметь в виду возвеличивание не самой мечети, а её Хозяина, то есть Всевышнего Аллаха.

Читайте так же:  Огромная мечеть в чечне

Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

Она состоит из двух ракяатов и совершается сразу после входа в мечеть.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракяата молитвы [приветствия]»[1].

Ханафитские богословы высказывают мнение о нежелательности совершения двух ракяатов молитвы приветствия, если человек зашел в мечеть в то время, когда совершать молитву-намаз канонически запрещено. Богословы шафиитского мазхаба говорят о том, что, когда бы человек ни зашел в мечеть, он должен совершить эти два ракяата. Это, по их мнению, канонически обосновано.

Касательно случая, когда человек заходит в мечеть во время пятничной проповеди, то здесь также существует несколько мнений. Богословы ханафитского мазхаба считают, что «во время чтения проповеди никакая молитва не совершается, а шафииты утверждают, что во время пятничной проповеди никакая молитва не совершается, кроме намаза приветствия»[2]. Оба мнения основаны на Сунне Пророка, однако их отличают разные критерии, легшие в основу богословского анализа.

Если зашедший в мечеть совершил сразу какой-либо другой намаз (будь то молитва фард или сунна), то это заменяет собой молитву приветствия даже без особого намерения.

«Если человек заходит в одну и ту же мечеть несколько раз в сутки, то одной молитвы приветствия достаточно», – считают некоторые богословы. В то же время можно совершать намаз приветствия при каждом входе в здание мечети, будучи верным букве хадиса «если кто-либо из вас зашел в мечеть…»

Если вошедший в здание мечети верующий присел, забыв совершить два ракяата молитвы приветствия, то, вспомнив, он может встать и прочитать эту молитву. Однажды, когда сподвижник Пророка Абу Зарр присел в мечети, не совершив два ракяата намаза приветствия, Пророк окликнул его: «О Абу Зарр! Воистину, у мечети есть приветствие в виде двухракяатной молитвы. Встань же и соверши ее!»[3] .

Молитва приветствия не читается в следующих случаях:

– при входе в мекканскую мечеть «аль-Харам», приветствием которой является обход вокруг Каабы[4];

– при входе в мечеть с намерением совершить праздничную молитву (салятуль-‘ийд) в праздник Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) не совершал никаких молитв до и после праздничной;

– при входе в мечеть в момент, когда начинается одна из пяти обязательных молитв. Пророк сказал: «Если люди встают на молитву, то никакая иная, кроме данной, не совершается»[5].

Тому, кто зашел в мечеть, но не может совершить молитву приветствия (например, по причине отсутствия омовения), желательно будет проговорить следующее восхваление Господа: «Субхаанал-лаах, валь-хамду лил-ляяхь, ва ляя иляяхэ иллял-лаах, вал-лааху акбар»[6].

????????? ??????? ?? ????????? ??????? ?? ??? ?????? ?????? ??????? ?? ??????? ????????

«Хвала Господу, Который далек от всех недостатков. Истинное восхваление принадлежит только Ему. Нет бога, кроме Единого Творца. Он превыше всего».

Молитва «Тахаджуд»[7]

Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи»[8]. В другом случае Пророк уточнил: «Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи»[9]. Также посланник Всевышнего оставил завет: «Выполняйте молитву ночи! Воистину, это – признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений»[10].

Количество ракяатов этой молитвы – от двух до восьми (по желанию молящегося).

Время «Тахаджуда» наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари.

Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные – за ночь до праздника Разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (Ляйлятуль-бара’а)[11]; ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.

Коллективное совершение молитвы «Тахаджуд» является канонически порицаемым, ибо ни пророк Мухаммад, ни его сподвижники не совершали эту молитву в джама‘ате (коллективно) [12].

И еще один хадис: «Каждую ночь «опускается» Господь [проявлением милости, прощения и безграничной мощи] на нижнее небо по прошествии первой трети ночи[13]. Восклицает Он: «Я – Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему. Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари»[14].

Молитва «Истихара»

Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

Истихара[15] – это испрашивание у Господа благословения и наставления на угодный Ему путь. Молитва «Истихара» совершается в случае, когда необходимо выбрать наиболее верный путь разрешения стоящих перед человеком задач, в период душевного смятения, сомнений, одолевающих его при принятии того или иного решения. Сомневаясь в возможности самостоятельного принятия единственно правильного решения, богобоязненный человек, уповая на Божественную Мудрость и Всезнание, просит Господнего руководства и наставления в делах своих.

Молитва состоит из двух ракяатов: в первом ракяате после суры «аль-Фатиха» читается «аль-Кяфирун» (Св. Коран, 109), во втором – «аль-Ихляс» (Св. Коран, 112).

Джабир ибн ‘Абдулла передает: «Посланник Всевышнего учил нас постоянно и во всех делах совершать истихару. Он говорил: «Если кто-то из вас озабочен проблемой, то пусть совершит два ракяата молитвы и затем обратится к Богу: «Аллаахумма иннии астахийрукя би ‘ильмикь, ва астакдирукя би кудратикь, ва ас’элюкя мин фадликяль-‘азыйм. Фа иннякя такдиру ва ля акдир, ва та‘ляму ва ля а‘лям, ва энтэ ‘алляямуль-гуйююб. Аллаахумма, ин кунта та‘ляму анна хаазаль-амра (называете дело) хайрун лии фии дийнии ва дуньяйя ва ма‘ашии ва ‘аакыбати амрии, факдурху лии, ва яссирху лии, сумма баарикь лии фийхь. Ва ин кунта та‘лям анна хаазаль-амра шаррун лии фии диинии ва дуньяйя ва ма‘ашии ва ‘аакыбати амрии, фасрифху ‘аннии, ва-срифнии ‘анхь, вакдур лияль-хайра хайсу кяна, сумма раддынии бихь»[16].

Читайте так же:  Во какое время ходят в мечеть

??????????? ?????? ?????????????? ?????????? ?? ?????????????? ???????????? ?? ?????????? ???? ???????? ?????????? . ????????? ???????? ?? ??? ???????? ?? ???????? ?? ??? ???????? ?? ?????? ???????? ??????????. ??????????? ???? ?????? ???????? ????? ????? ???????? … ?????? ??? ??? ?????? ?? ????????? ?? ???????? ?? ????????? ??????? ??????????? ??? ?? ????????? ??? ????? ??????? ??? ????? . ?? ???? ?????? ???????? ????? ????? ????????? ????? ??? ??? ?????? ?? ????????? ?? ???????? ?? ?????????? ??????? , ??????????? ?????? ?? ?????????? ?????? , ?? ??????? ???? ????????? ?????? ????? ????? ???????? ???? .

«О Аллах, я прошу у Тебя блага на основе всезнания Твоего. Прошу проявления силы Твоей на основе всемогущества Твоего. Прошу проявления великой милости Твоей. Всесилен Ты, но бессилен я. Ты всезнающ, однако я несведущ. Ведомо Тебе все сокровенное!

О Господь! Если Ты знаешь, что это дело (…) является благом для меня с точки зрения моего благочестия, жизни бренной и вечной, то сделай его возможным для меня, облегчи его для меня и даруй мне в последующем благословение (баракят) в нем. Если же Ты знаешь, что в этом деле заключается зло для меня, для благочестия моего, жизни бренной и вечной, то удали это дело от меня и удали меня от него. И дай мне обрести благо там, где оно есть, затем сделай меня довольным им».

Желательно начать и завершить это ду‘а-обращение, как и все подобные мольбы, словами восхваления Господа и прошения у Него благословения для пророка Мухаммада и его рода: «Аль-хамду лил-лях, вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя сайидина махуммадин ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи аджма‘ийн».

?????????? ??????? ?? ?????????? ?? ?????????? ????? ??????????? ????????? ?? ????? ????? ?? ???????? ??????????? .

Известный богослов аль-‘Иракы, как и многие другие ученые, считал, что молитву «Истихара» желательно повторять.

В хадисе, переданном Анасом, говорится: «Если озабочены вы каким-либо делом, то совершите «Истихару» семь раз, затем внимайте тому, к чему склонится ваше сердце»[17]. Однако мухаддисы (хадисоведы) указывают на недостаточную достоверность данного хадиса и на невозможность его канонического использования, хотя применение хадиса с позиции общей мудрости не исключается.

В то же время достоверно известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часто повторял одну мольбу (ду‘а) трижды.

В заключение полезно вспомнить слова великого имама ан-Навави: «Совершающий «Истихару» должен полностью отказаться от внутреннего, личного желания и положиться на волю Творца. Именно это и будет испрашиванием у Господа, а не у самого себя»[18].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры и Абу Катады; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и др. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 42, хадис № 583; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 74, хадис № 467, «сахих».

[2] Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 74.

[3] Св. х. Ибн Хаббана. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1062; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 2. С. 76, хадис № 361.

[4] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1062; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 75.

[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 5. С. 566, хадис № 2193, «сахих».

[6] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1062.

[7] Тахаджуд (араб.) – дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.

[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 452, хадис № 202-(1163); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 930, хадис № 1236; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 60, хадис № 949.

[9] Св. х. ат-Табарани и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 7. С. 40.

[10] Св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 982, хадис № 3558; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 927, хадис № 1227.

[11] См.: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 1. С. 375, хадисы № 1306 и 1308.

[12] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1064.

[13] Хадис нельзя истолковывать исходя из антропоморфического понимания Бога, ибо Творец всего сущего есть Господь Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Существующий вне времени и пространства. Метафизический смысл хадиса в том, что, как бы близко ни «опускался» Всевышний Бог к земле, к земным существам и предметам, Он всегда остается трансцендентным, пребывая в сфере недосягаемого для человеческого опыта. В то же время ведает о том, что нашептывает человеку его душа, и Он «ближе к нему, чем [его] сонная артерия» (см.: Св. Коран, 50:16).

[14] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 298, хадис № 169-(758); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3, с. 923, хадис № 1223; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3, с. 62.

[15] Истихара (араб.) – испрашивание благословения Господа в выборе наиболее полезного. См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий. С. 430.

[16] Св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 61, хадис № 1162; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 169, хадис № 479, «хасан, сахих»; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 1. С. 379, хадис № 1323; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 985, хадис № 1323; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 77, хадис № 965.

[17] Св. х. Ибн Синийя.

[18] Подробнее см., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 987; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 77–79; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1064, 1065.

Администрация Саратова признала целесообразным учесть мнение жителей домов на улице Новоузенской, которые выступили против строительства мечети неподалеку от них. Граждане просили изменить назначение участка с «размещения культовых зданий» на «озеленение территории общего пользования (парки, сады, скверы)». Против строительства мечети в мэрию поступило 14 обращений — индивидуальных и коллективных. За строительство поступило одно коллективное обращение от саратовских мусульман, однако их предложение признано нецелесообразным. В Духовном управлении мусульман говорят, что ведут переговоры с властями, чтобы найти ­компромисс.

Администрация Саратова одобрила 14 коллективных и индивидуальных заявлений жителей домов на улице Новоузенской и Серова в Октябрьском районе города, в которых граждане просили не допустить строительства возле них мечети. Вопрос обсуждался в ходе публичных слушаний о внесении изменений в Генеральный план Саратова, которые проводились мэрией заочно с 29 июля по 7 августа. Документ об итогах публичных слушаний опубликован комитетом по управлению имуществом администрации города. Часть заявителей просили изменить вид разрешенного использования земельного участка с «размещения культовых зданий» на «озелененных территорий общего пользования (парки, сады, скверы)», большинство же просто требовали не допустить строительства мечети. В частности, среди доводов было то, что стройка в близости к жилым домам может привести к их разрушению, жителям будет мешать шум, увеличится транспортный поток.

В поддержку строительства мечети выступили 430 представителей мусульманской общественности области. Их индивидуальные обращения оформлены одним пунктом. Они просят разрешить возведение религиозного заведения на основании того, что на земельном участке еще в XIX веке находилась мечеть, разрушенная в XX веке. Кроме того, подписанты отмечают, что в Октябрьском районе Саратова нет ни одной действующей мечети, что ущемляет их право на вероисповедание. «Следует отметить, что на расстоянии 20 метров от границы земельного участка Духовного управления мусульман Саратовской области находится рекреационная зона с оборудованной детской площадкой, также в непосредственной близости расположен городской парк культуры и отдыха с соответствующей инфраструктурой»,— говорится в ­обращении.

Сколько участников публичных слушаний проголосовало за тот или иной вариант, мэрия не уточняет, однако указано, что мнение противников мечети «целесообразно учесть». Администрация уточняет, что строить религиозное учреждение не следует, так как предложение изменить вид разрешенного использования участка направлено на «формирование благоприятной среды жизнедеятельности человека» и «увеличение общей площади озелененных территорий общего ­пользования».

Как писал „Ъ“, о том, что на улице Серова должна появиться мечеть, стало известно в середине июля. В одной из групп в соцсети «ВКонтакте» появилось анонимное сообщение о том, что вместо пустующей автостоянки на пересечении улиц Серова и Новоузенской появится мусульманский храм. К моменту появления публикации в соцсети в администрацию Саратова уже было внесено предложение внести изменения в Генеральный план города изменить вид разрешенного использования участка.

Позже с жителями близлежащих к участку домов встретился заместитель главы администрации Октябрьского района Антон Хриченко, который пообещал жителям, что администрация района рассмотрит их обращения и учтет пожелания.

После того, как возникло обсуждение необходимости строительства мечети, в ДУМСО отметили, что «постановка вопроса о возможности лишить мусульман исторического права на свою культуру сегодня воспринимается как абсурдная и выходящая за рамки здравого смысла». «Саратовские мусульмане не смирятся с попранием своих прав. Однако мы опасаемся того, что истинные инициаторы этого процесса останутся в стороне, а весь ущерб от общественных и правовых конфликтов достанется власти и саратовским мусульманам, которые являются последними, кому бы этого хотелось»,— говорится в ­заявлении.

Мечеть на пересечении нынешних улиц Серова и Новоузенской впервые появилась в 1894 году. В советское время здание было передано Октябрьскому райис­полкому. В 1980х годах помещение занял районный комитет Красного Креста и Полумесяца. В 1992 году здание вместе с участком передали в собственность Духовного управления мусульман Саратовской области, но мечеть была разобрана. Сейчас на этом месте расположена автостоянка. На публичной кадастровой карте Росреестра участок по адресу: Серова, 14, площадью 1382 кв.м обозначен как «мечеть». Кадастровая стоимость земли, по данным на 1 января 2018 года, составляет 1,63 млн руб.

Сейчас в Саратове действует две мечети: Соборная на улице Татарской (вмещает около 2,5 тыс. человек) и так называемая старая мечеть на улице Валовой (вместимость около 150 человек). В ДУМСО отмечают, что в Саратове проживают не менее 75 тыс. мусульман. Муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов на пресс-конференции 29 июля говорил, что идея восстановить мечеть именно сейчас возникла в связи с тем, что у духовного управления появился спонсор, готовый построить ее. Сейчас, по его словам, Саратову нужны еще две соборные мечети и 12 малых.

Адвокат Равиль Тугушев, ранее выступавший с заявлением о возможности судиться с администрацией за право строить мечеть, сказал „Ъ“, что готов представлять ДУМСО в суде, если оно примет соответствующее решение. По его словам, если администрация не найдет компромисс с духовным управлением, у последнего есть шансы выиграть дело, так как «есть наработки» из опыта других регионов, а земельный участок находится в ­собственности.

В ДУМСО сказали „Ъ“, что «неприятно удивлены» решением администрации. «Сейчас мы ведем переговоры с руководством города, чтобы выработать какое-то компромиссное решение. В противном случае ситуация может обернуться затяжным конфликтом»,— сказали „Ъ“ в управлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *