Никольский храм в пскове

Церковь Николы от Каменной ограды — православный храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XVI—XIX веков. Находится на Завеличье, на ул. Р. Люксембург (Никольской). С 1947 года принадлежит старообрядцам поморского согласия.

Православный храм
Церковь Николы от Каменной ограды
Церковь Николы Каменноградского

Церковь Николы Каменноградского во Пскове
57°48?55? с. ш. 28°19?10? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Псков, ул. Розы Люксембург, 17
Конфессия Православие
Епархия Поморского согласия
Дата основания XVI век
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 601510274920006 (ЕГРОКН ). Объект № 6010040000 (БД Викигида)
Состояние удовлетворительное
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

  • 1 Описание
    • 1.1 Размеры
  • 2 История
    • 2.1 Церковная жизнь
  • 3 Галерея
  • 4 Примечания
  • 5 Источники
  • 6 Ссылки

Одноглавый храм со световым барабаном не имеет столпов. Четверик храма имеет почти квадратный план, в алтарной части к нему примыкает полуцилиндрическая апсида. С западной стороны к храму примыкает притвор. Под храмом и притвором расположено подцерковье, имеющее два помещения, которые перекрыты коробовыми сводами. Вход туда с наружной стороны расположен в северной части апсиды. Декоративное убранство состоит из лопаток, разделяющих фасады церкви на три части. Лопатки соединены вверху лопастными арочками. Барабан имеет узор из рядов поребрика и бегунца, на нём сохранились древние щелевидные оконные проемы. Храм построен из известнякового камня с использованием известкового раствора, обмазан и побелен.

Размеры Править

Четверик 5,3?5.8 м, притвор 5,4?4.1 м. Согласно обмерам Н. Ф. Окулич-Казарина (1913 г.) — длина 4 сажени 2 аршина, ширина 3 сажени 2 аршина, высота до верхнего карниза 3 сажени.

Церковь Никола?я Чудотво?рца (Нико?лы Явле?нного) от Торга — православный храм во Пскове.

Православный храм
Церковь Николы Явленного от Торга

Церковь Николы Явленного во Пскове
57°49?07? с. ш. 28°20?41? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Псков, Некрасова ул., 35
Конфессия Православие
Епархия Псковская
Дата основания 1419 год
Приделы Святая Троица
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 601610484640006 (ЕГРОКН ). Объект № 6010054000 (БД Викигида)
Медиафайлы на Викискладе

Датой основания храма считается 1419 год, хотя о судьбе здания ничего не известно. Каменная церковь в современном виде возведена в 1676 году. 11 мая 1676 года при большом пожаре пострадало множество храмов. В одном из них, Церкви Параскевы Пятницы, находился чудотворный образ Святого Николая. Церковь Параскевы Пятницы спасти не удалось, а образ Николая Чудотворца перенесли в новую каменную Никольскую церковь, при которой устроили придел Параскевы Пятницы.

Придел святой Параскевы позже был переименован в Троицкий, а сама церковь получила название Троицко-Никольской.

В период с 1786 по 1842 годы храм был приписан к Покровской Церкви от Торга.

В 1843 году псковские старообрядцы во главе с наставником (впоследствии иеромонахом Михаилом) отремонтировали и освятили храм.

В 1890 году храм вновь подвергся реставрации.

С 1917 года храм был закрыт. Внутри и снаружи храма были найдены человеческие останки, в том числе и с простреленными черепами. Возможно, что здесь в 1920—1930 годы проводились расстрелы.

В 1995 году храм Николая Чудотворца был передан Псковскому духовному училищу.

С 2000 года в храме начались работы по восстановлению храма и созданию нового иконостаса.

Простая архитектура храма подверглась многим переделкам. Алтарная часть и придел были пристроены позже. Фасады главного храма имеют углубления под иконы. Размеры церкви со звонницей близки к квадрату, 13 саженей в длину, и 12 саженей 8 вершков в ширину (?27,7?25,95 м). Высота до верхнего карниза 5 саженей (?10,7 м)

Церковь — пятиглавая. Изучением этой церкви занимался русский историк Иван Забелин. Он пришёл к выводу, что это первый пример в храмовом строительстве, когда главы расположены не по углам, а ориентированы по сторонам света. На барабане центральной главы были оконца, которые заделали, вероятно, после революции 1917 г., когда храм использовался как складское помещение. Барабаны других глав — глухие, длинные, расширяющиеся к карнизу. Первоначально покрытие глав было черепичным, сейчас они покрыты металлом.

На этой странице приведен словарь наиболее употребительных терминов, встречающихся при описании православных храмов. Для удобства архитектурные и церковные термины соединены вместе. Получившийся список разбит на группы: архитектурные сооружения, детали и элементы архитектурных сооружений и церковные термины. Внутри каждой группы термины отсортированы в алфавитном порядке. Одно и то же слово может присутствовать в разных группах, если оно используется в нескольких смыслах. Примером может служить слово «собор».

Читайте так же:  Храм митрофана воронежского в перми

Архитектурные сооружения

ЗВОННИЦА Сооружение для подвески колоколов, не имеющее, в отличие от КОЛОКОЛЬНИ, башенной композиции. Характерна для псковской архитектуры.
КОЛОКОЛЬНЯ Башнеобразное сооружение для подвески колоколов. Колокола помещаются в верхнем ярусе звона.
ЛАВРА (греч. многолюдное место) название некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V — VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (напр. лавра св. Саввы Освященного). В Русской православной церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице — Сергиева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г. Была закрыта после революции 1917 г.), Почаевско-Успенская (монастырь XVI в., лавра с 1833 г., действующая) .
МОНАСТЫРЬ (греч. жилище монахов) 1. Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри назыв. ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри назыв. лаврами. Около монастырей на некотором расстоянии в более пустынном месте устраивались скиты для монахов, стремящихся к уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.. 2. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.
СКИТ кельи монахов в отдалении от монастыря в более пустынном месте. В церковно-административном отношении скит подчиняется настоятелю монастыря. Слово «скит» происходит от названия одного из пустынных мест в Египте, в котором в IV — V вв. были уединенные поселения монахов.
СОБОР главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение архиерея с большим числом духовенства.
ХРАМ здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное — имеющее престол и освященное архиереем. Храм делится на три части: алтарь, среднюю часть храма и притвор. В алтаре находятся жертвенник и престол. От средней части храма алтарь отделен иконостасом. Со стороны средней части перед иконостасом находится солея с амвоном и клиросами. В архиерейских соборах в середине средней части храма ставится архиерейский амвон с кафедрой. Многие храмы имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва верующих на богослужения. Крыша храма увенчивается куполом с крестом. Храм освящается во имя праздника или к.л. святого, день памяти которого является храмовым, или престольным, праздником.
ЧАСОВНЯ небольшое здание, предназначенное для общественной молитвы — преимущественно богослужений суточного богослужебного круга, в т.ч. часов, откуда происходит название. В отличие от храма часовня не рассчитана на совершение литургии и потому не имеет алтаря.

Детали и элементы архитектурных сооружений

АЛТАРЬ (лат. высокий жертвенник) восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Изначально алтарем назывался собственно престол, впоследствии. когда восточная часть храма стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.
АПСИДА (Абсида) Полукруглый, граненый или иной сложной формы пониженный выступ, примыкающий к основному объему храма. Как правило, в нем располагается алтарная часть храма.
БАРАБАН Цилиндрическое или граненое завершение объема храма, поддерживающее главу.
ВРАТА ЦАРСКИЕ Г лавные врата иконостаса — двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов.
ЗАКОМАРА Полукруглое или килевидное завершение прясел храма
ИЗРАЗЕЦ Керамический элемент декора или облицовки стен или печей. На тыльной стороне имеет выступ — румпу — для сцепления с кладкой. Бывает полихромным и простым (майолика и терракота).
ИКОНОСТАС перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся врата царские, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и любая другая. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены двери дьяконские. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисисного чина. Четвертый — икону Богородицы с Младенцем Христом и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус — икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.
КАПИТЕЛЬ Завершение колонны или пилястры, как правило, с более сложным рисунком и формой. Капители бывают коринфского, дорического, ионического, тосканского, композитного ордера и различаются формой — более или менее пышной и сложной.
КЛИРОС Место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи.
КОЛОННА Архитектурный элемент, служащий опорным столбом или декоративный, цилиндрической или граненой формы
ЛЮКАРНА Световой проем в крыше, имеющий вертикальную лицевую плоскость. В храмовой архитектуре чаще всего встречается в шатровых колокольнях и служит для улучшения акустики.
ПАПЕРТЬ В нешняя часть притвора — крыльцо храма.
ПИЛЯСТРА Плоский вертикальный выступ на стене, имеющий базу и капитель
ПЛИНФА Тонкий плоский кирпич, применявшийся в древнерусском зодчестве домонгольского периода
ПОДКЛЕТ Нижний этаж здания в русской архитектуре, незначительно поднимающийся над землей.
ПОЛУКОЛОННА Колонна, наполовину выступающая из вертикальной поверхности стены.
ПОРТАЛ Декоративное оформление входа. Бывает килевидным или полукруглым, а также перспективным, т.е., с рядом уходящих вглубь уступов одинакового очертания.
ПРИДЕЛ Дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной литургии в день).
ПРИТВОР западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения — обручения, лития, чин оглашения и др.
ПРЯСЛО Часть стены, ограниченная по вертикали пилонами или лопатками. Характерна для древнерусской архитектуры.
РИЗНИЦА отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды.
ТРАПЕЗНАЯ (греч. стол, еда здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме.
ФРЕСКА Настенная роспись в храме, наносимая на влажную штукатурку
ФРИЗ Украшенная горизонтальная полоса на стене, элемент декора
ФРОНТОН Завершение карниза или наличника, имеющее треугольную, полукруглую, лучковую или сложную форму.
Читайте так же:  Храм мученицы татианы при мгу

Церковные термины

КАТАВАСИЯ (греч. схождение) песнопение, поется на утрене в праздничные и воскресные дни после песен канона (после каждой песни соответствующая катавасия). Катавасиями служат ирмосы некоторых канонов. В различное время богослужебного года положены определенные уставом катавасии. Название происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для совместного пения этого песнопения.
КРЕСТ символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва освобождения человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий день воскрес (распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной казнью в Римской империи, которая применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим против власти Рима). 1. Крест нательный — носимый христианами под одеждой на теле. 2. Крест наперсный (или иерейский) — носимый священником поверх рясы или фелони. 3.Крест архиерейский — носимый архиереем вместе с панагией. 4. Крест напрестольный — полагаемый на престоле рядом с Евангелием.
ЛИТУРГИЯ (греч. общее дело) главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, которые с течением времени вышли из богослужебного употребления (в т.ч. литургия ап. Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она была заменена византийским чином). Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста основываются на древней литургии, составленной, по преданию, ап. Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом (в дальнейшем чины Василия Великого и Иоанна Златоуста дополнялись и развивались, так напр. в V в. в чин литургии было введено пение трисвятого и Символа веры). Поэтому общее построение литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв евхаристического ка нона, литургия Василия Великого более продолжительна. Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого; Великим постом литургия Иоанна Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Вход Господень в Иерусалим и Благовещение (если на Благовещение не попадают дни, когда совершается литургия Василия Великого). Литургия Василия Великого совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого — 1 января ст. ст. (14 января нов. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу. Чин литургии состоит из трех частей — проскомидии (подготовительной), литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургии верных (на которой им не разрешается присутствовать). Литургия оглашенных состоит из: литургийного благословения, великой ектений, пения антифонов, песни догматического содержания «Единородный сыне», блаженны (в воскресные д ни), входа с Евангелием, пения тропарей и кондаков, трисвятого, прокимна, чтения Апостола, аллилуария, чтения Евангелия, ектений сугубой и об оглашенных. Литургия верных состоит из: ектений, Великого входа при пении херувимской песни (в дни Великого Четвертка и Великой Субботы вместо херувимской песни поются другие молитвы), просительной ектений, Символа веры, евхаристического канона, просительной ектений, молитвы «Отче наш», причащения священнослужителей в алтаре, пения причастна, причащения мирян, малой ектений, заамвонной молитвы, 33 пс., отпуста. Во дни Великого Четвертка и Великой Субботы литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней: вечерня служится до чтения паримий, затем читаются литургийные Апостол и Евангелие и далее совершается литургия обычным чином.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ, или ХРАМОВЫЙ, ПРАЗДНИК день, в который отмечается праздник или память святого, во имя которого освящен храм или придел храма.
СОБОР так в месяцеслове называются праздники, посвященные: а) Пресвятой Богородице — Собор Пресвятой Богородицы — на следующий день после праздника Рождества Христова; б) Иоанну Предтече — Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня. в) Архангелу Гавриилу — на следующий день после Благовещения. Название происходит от того, что в эти дни верующие собираются, чтобы прославить Пресв. Богородицу, Иоанна Предтечу или архангела Гавриила.
СОБОР (слав. собрание, съезд) Архиерейский собор — собрание всех правящих архиереев поместной церкви для решения к.л. церковных вопросов. 2. Поместный собор — собрание всех правящих архиереев поместной церкви, представителей белого духовенства, монашества и мирян для решения важнейших церковных вопросов — избрания патриарха, канонизации новых святых и др. 3. Вселенский собор — собрание представителей поместных церквей для решения вероучительных и канонических вопросов. Православная церковь признает семь Вселенских соборов: Первый в 325 г. в Никее (Малая Азия); Второй в381 г. в Константинополе (на Первом и Втором Вселенских соборах был составлен и утвержден неизменяемым Символ веры); Третий 431 г. в Ефессе (Малая Азия); Четвертый в 451 г. в Халкидоне, городе вблизи Константинополя (установил догмат о двух естествах (природах) — божественном и человеческом — Иисуса Христа); Пятый в 553 г. в Константинополе; Шестой в 680 г. в Константинополе (установил догмат о двух волях и действиях Иисуса Христа); Седьмой в 787 г. в Никее (установил догмат иконопочитания).
СТОЛПНИК преподобный, совершавший подвиг монашеского делания на «столпе» — башне или другом возвышении. Основателем столпничества является преподобный Симеон Столпник (Сирия, ум. 459 г.).
Читайте так же:  Храм в ольгинке

При подготовке данного словаря были использованы материалы сайта: Церковный словарь и книги: Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий. М.: Искусство, 1995

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *