Новгород собор святой софии

Вы здесь

Великий Новгород, Кремль, Софийский собор, Софийская звонница

Софийский собор в Новгороде был возведен в 1045 — 1050 гг. «повелением князя Ярослава и сына его Владимира и архиепископа Луки» ( НПЛ под 6553/1045 и 6558/1050 гг .).

Каменное строительство в Новгороде в первой половине XI в. отсутствовало. Для возведения собора строительная артель должна была прийти со стороны, и почти наверняка она пришла из Киева. Об этом нам скажет сама архитектурная композиция собора, но об этом же свидетельствуют и обстоятельства его возведения. Заказчиками нового здания выступили не только епископ и князь Новгорода Владимир, но и отец последнего великий князь киевский Ярослав Мудрый. В какой-то мере повторяется даже логика киевского градостроительства. Ведь Ярославом закладывается в Киеве рядом с городом Владимира новый, больший по размерам, в последнем возводится каменный Софийский собор (до этого деревянный Софийский собор располагался в другом месте и не имел такой значимости). В Новгороде после пожара деревянной Софии новая ставится в расширенном и обновленном князем детинце, она сразу берет на себя роль архитектурной доминанты всего города, сохраняя ее на протяжении всех последующих столетий.

Материалы, примененные при строительстве, и строительная техника принципиально аналогичны киевским. Смешанная кладка из камня и плинфы на цемяночном растворе стала в Новгороде только упрощеннее и грубее: больше применяется булыжный камень, из него почти сплошь выложены стены и столбы. Однако все арки и своды сложены в классическом для Киева и Константинополя технике кладки с утопленным рядом. Как и в последних, широко используются расчерчивание и раскраска лицевых поверхностей стен с целью создания иллюзии регулярной кладки из плинфы или из камня. Среди плинф в нижних частях центральной апсиды встречаются светлоглиняные, привезенные, очевидно, из Киева, ибо такой глины нет в Новгороде.

Главным аргументом в пользу киевского генезиса новгородского собора является сходство общей композиции обоих памятников. Оба храма — пятинефные с галереями и лестничными башнями, с обширными хорами, в углах которых устроены как бы одностолпные палаты, оба имеют многоглавые завершения. При ведущей роли княжеского заказа и участии одних и тех же зодчих в строительстве обоих Софийских соборов (конечно, не все мастера перешли в Новгород, но какая-то их часть — весьма вероятно) можно было бы ожидать копийного повторения киевского образца. Однако этого не произошло. Требования и вкусы новгородцев придали оригинальность их грандиозному каменному храму, причем настолько мощную и отчетливую, что он в последующие столетия часто становился образцом для местных зодчих. Не только церковный, но и художественный авторитет главного храма являлся непререкаемым.

Планы Софийских соборов: 1 — в Киеве, 1037-1040-е годы. 2 — в Новгороде, 1045 — 1050 гг., 3 — в Полоцке, серед. XI в.

Софийский собор в Новгороде меньше киевского прототипа (сторона центрального подкупольного квадрата 6,10 м против 7,75 м), стены же его несколько толще — 1,23 и против 1,12 м. Столбы с каждой стороны имеют лопатки, из-за чего их форма, как и в Киеве, оказывается крестообразной. Однако, в отличие от киевского памятника, вынос лопаток неодинаков. Его наибольшим размером является толщина центральных подпружных арок (около 60 см), наименьшим — толщина малых арок (около 35 см). Если границы этих колебаний установлены из соображений строительной техники и конструкции, то сами колебания не образуют системы, они случайны. Все же заметно тяготение лопаток, несущих малые арки, к наименьшему размеру — к толщине этих арок.

В Киеве в торцах рукавов креста помещены тройные аркады; если бы в Новгороде сделали им подобные, то пролеты арок равнялись 0,80 м при толщине столбов 1,20 м. Вероятно, подобная затесненность форм при размахе общей композиции не устраивала зодчих, и они вместо тройных аркад сделали двойные с одним центральным столбом (в западном рукаве — круглым, в остальных — восьмигранным, в верхнем ярусе все три столба — четырехгранные). В Киевской Софии малые нефы равны по ширине половине центральных, пролеты арок над ними — около 2,5 м, ширина же арок тройных аркад — 1,20 м, разница между этими арками очевидна. Если бы в Новгороде малые нефы были также сделаны в половину ширины центрального, то соответствующие пролеты оказались бы равными 2,30 и 2,00 м, т. е. арки оказались бы зрительно близкими, находящимися рядом, но чуть разными в пролетах, ритм этих различий выглядел бы несколько странно. Зодчие сблизили их, добившись однородности ритма в композиции, исходный размер дали двойные аркады — так могла быть определена ширина малых нефов. Малые нефы оказались по ширине несколько меньше половины центральных: они определены суммой — пролет арок плюс двойная ширина лопаток, необходимых для опоры этих арок (сложенных в один ряд плинфы и имеющих поэтому толщину около 40 см).

Более широкими являются лишь два продольных нефа перед боковыми апсидами собора. Они равны точно половине центрального. Думается, что такое исключение сделано в связи с принятыми традиционными приемами построения алтаря, где устойчивость архитектурных приемов могла переплетаться с представлениями неизменными, догматическими. Хотя разница в ширине этих и остальных малых нефов всего около 30 см, все же мы имеем доказательства ее осознания и учета зодчими в процессе строительства здания.

Глубокая центральная апсида не имеет никаких заплечиков, отделяющих ее от пространства вимы. Однако свод восточного рукава креста выделен пониженной аркой перед еще более низкой аркой конхи апсиды. Необходимость в подобном ступенчатом переходе вызвана резкой разницей в подъеме конхи и свода, хотя их основания, отмеченные шиферным карнизом, совпадают. Такой же перепад, хотя и одноступенчатый, существует в Киевской Софии, где он является следствием ступенчатого построения основного объема. В Новгороде в этом также проявляются соотношения общей композиции здания, но об этом речь пойдет ниже; сейчас же вернемся к пропорциям плана. Глубина восточного рукава (как она обрисована сводом) точно равна глубине сводов под угловыми восточными ячейками хор. Однако аналогичные пространства перед боковыми апсидами оказываются глубже (по оси восток-запад), их глубина приравнивается их ширине, они делаются квадратными, поскольку перекрываются главами с круглыми барабанами.

Читайте так же:  Соборы линца

Сдвиг к востоку должен был бы немедленно отозваться уступами наружной поверхности восточной стены в ее верхней, проходящей над апсидами части. Однако этого не происходит, ибо зодчие арку перед центральной апсидой (изнутри по глубине точно равную толщине стен и всех остальных арок) несколько продолжают снаружи к востоку, утолщают, выравнивая ее поверхность со стенами над боковыми апсидами. Эта докладка необходима и конструктивно, ибо она заходит на конху и соединяет кладки. Важность полученной таким образом общей поверхности восточной стены храма выявляется тем, что отмериваемый от нее вынос центральной апсиды точно равен выносу галерей собора, то есть основной куб оказывается как бы окруженным одним по ширине поясом, что соответствует общей центрической композиции храма.

В западной части собора, куда продолжаются более широкие нефы, идущие от боковых апсид, разница размеров могла остаться незамеченной, если бы не было глав и с этой стороны. В восточной части можно было увеличить ячейку, приравняв ее глубину ширине. Над хорами такой сдвиг порвал бы линию поперечных нефов и расположение арок. Зодчие поэтому приравняли диаметр цилиндрических барабанов западных глав меньшему размеру, а от северной и южной несущих арок к барабанам подводит наклонная кладка, уничтожающая излишнюю ширину основания. Западные главы оказываются немного (но снаружи — зрительно воспринимаемо) уже восточных.

Рассмотренные плановые соотношения во многом связаны с будущими пространственными и конструктивными особенностями здания, но они еще не определяют высотных пропорций. Специфику последних обусловили особенности заказа, при которых даже подражание киевскому образцу приводило к новому и неожиданному. Эти особенности вызваны устройством галерей, однако так как структура храма и галерей общая ( Штендер Г. М. Первичный замысел и последующее изменение галерей и лестничной башни Новгородской Софии.- В кн.: Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977, с. 34 — 37 .) , то изменения коснулись всего здания.

Галереи в уровне пола хор скреплены с основным объемом связями, причем для последних гнезда в стенах храма были приготовлены при их кладке, что говорит об изначальности и неразрывности композиционного замысла — собор, окруженный одноярусными галереями (Там же.). Галереи не были просто открытыми аркадами (как в Киеве), а имели специальное расчленение и использование. Думается, что именно поэтому они сделаны равными не малым, а большим нефам собора. В юго-западном углу расположена лестничная башня, в остальных углах — придельные храмы. В восточных приделах мы встречаемся с намеренным увеличением их площади: западные стены смещены по отношению к лопаткам и столбам храма к западу ( Комеч А. И. Роль приделов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде.- В кн.: Средневековая Русь. М., 1976, с. 147-151 .).

Выбранные из требований заказа плановые размеры галерей поставили зодчих перед трудными задачами. Системы арок и вводов, перекинутые над малыми нефами и галереями, согласно византийской и киевской традиции должны иметь общий уровень как основания (в храме он отмечен плитами), так и завершения (ибо пол хор должен совпадать с полом галерей). Галереи вдвое шире нефов, естественно, что при одинаковой системе перекрытия последние сами по себе должны по высоте оказаться различными также в два раза, что нарушило бы структурные соответствия. Если в киевском храме своды непосредственно лежат на поддерживающих арках, то в Новгороде арки и своды под хорами основного помещения разделены рядами вертикальной кладки, очертания арок, отсчитывая от каменных плит, включают части прямой кладки. Вся система как бы растянута, чтобы заполнить оказавшийся неожиданно большим промежуток. Становится ясным, что арки и своды храма вписаны в зону, определенную каким-то другим размером.

Если обратить внимание на галереи, то в большей их части опорой сводов являются аркбутаны, при этом в узких ячейках над ними свободно размещаются цилиндрические своды, а в широких ячейках по центральным осям всего храма своды с трудом вмещаются в этот пояс, они носят пониженный характер, в них есть как бы вынужденность вписывания.

Сейчас существует лишь одно помещение галерей, где цилиндрический свод правильных очертаний опирается (без какой-либо промежуточной кладки) на строго полуциркульную арку: это — юго-восточный придел. Здесь конструктивно все свободно и ясно, при этом начало и конец системы совпадают с зоной перекрытия по всему храму. Очевидно, аналогичное устройство было в северо-восточном приделе, нечто подобное существовало и в северо-западном приделе, ибо там вместо придававших пространству резкую асимметрию аркбутанов были применены полуциркульные арки. Создается впечатление, что устройство трех приделов и конструкция их перекрытия сыграли решающую роль в общей композиции здания. Из-за них галереи сделали широкими, что повлекло за собой увеличенную высоту арок и сводов, которые — опять-таки над приделами — определили размер зоны перекрытия всего первого яруса. Поскольку работы производились одновременно — вначале возвели первый ярус храма, оставив снаружи проемы для соединения связей галерей и храма, а затем уже заложили и возвели сами галереи,- то мы можем сделать вывод об очень ясном и точном понимании мастерами в начале и в процессе строительства окончательных соотношений форм создававшегося собора.

Читайте так же:  Великий устюг успенский собор

Площади и улицы Праги украшены утонченными готическими костелами и величественными православными храмами. А большинство церквей отличается не только красивой архитектурой, но и наличием ценных реликвий и украшений. Одним из интереснейших пражских соборов считается церковь Святого Николая или Микулаша, если название не переводить с чешского языка. Расположенная на Староместской площади, святыня признана ценным памятником истории и обязательна для посещения туристам.

Просмотр церкви Святого Николая часто входит в маршруты обзорных экскурсий. Отличный выбор прогулок по городским достопримечательностям предоставлен на портале «Спутник». Здесь вы найдете 10 туров на выбор, включая пешеходные прогулки с русскоговорящим гидом и поездки по Праге на автобусе. Заказать и оплатить экскурсию можно прямо на сайте.

Описание церкви

У многих гостей чешской столицы возникает путаница с посещением собора Святого Николая, так как церквей с таким названием в Праге два. Первый находится на Малостранской площади, а второй на Староместской. Узнать необходимый храм можно по количеству башен. В церкви Микулаша, о которой пойдет речь в данной статье, их две. А второй храм, который так же будет интересен для посещения, оборудован одной башней.

Церковь считается не только архитектурным, но и историческим памятником. Она была построена на месте старинной постройки, датируемой 13 веком, и за свою историю успела побывать цитаделью православных и католических прихожан. Сегодня храм принадлежит гуситской церкви. Здесь проводятся богослужения, различные религиозные мероприятия, отмечаются важные православные праздники. На Пасху и Рождество в храме можно застать крестный ход. А еще его залы оборудованы качественной современной акустикой, поэтому здесь регулярно проводятся концерты классической и органной музыки.

История

Первым сооружением, возведенным на месте храма Микулаша, была романская церковь, прослужившая святыней не более столетия. В 17 веке она была основательно перестроена в архитектурный ансамбль, напоминающий стилем ренессанс. Однако в таком облике церковь простояла недолго, и 1689 году сгорела от пожара.

Новое рождение здание получило в 1737 году, когда его полностью реконструировал архитектор Килиан Динценхофер. В результате перестройки получился величественный памятник, оформленный в стиле барокко. Но своей красотой верующих храм радовал недолго. Уже в 1787 году он был закрыт по указу императора Иосифа Второго, как и многие другие церкви города. После этого он использовался городским управлением для своих нужд. В последующие годы в церкви располагался зерновой склад, затем он использовался как место хранения регистрационных книг и мебели.

В 1870 году церковь передали православным верующим, так как власти посчитали, что православие поможет возродиться нации после Австро-Венгерского гнета. Интересно, что средства на ее восстановление были собраны не только жителями Праги, в них также принимали участие верующие из России. Например, храмовый колокол был изготовлен на пожертвования государственной думы Москвы. А одна из главных достопримечательностей – люстра в форме императорской короны была подарена Александром Вторым. Общими усилиями к августу 1874 года здание церкви полностью возродили. В этом же месяце ее освятили.

После Первой Мировой войны православный статус собора решили изменить на католический. Большую часть атрибутов убрали в подсобки, оформление церкви изменили, а колокола переплавили. В результате православный храм превратился в утонченный костел. А с 1919 года, после того как Чехословакия приобрела независимость, святыня была передана гуситской церкви. Этот статус закрепился за ней и по сей день.

Архитектурный стиль и внутреннее оформление

Центральный фасад церкви, украшенный двумя башнями и порталом, выходит на Староместскую площадь. Его стены оформлены многочисленными скульптурами, выполненными Антонином Брауном. Приглядевшись к ним, вы обнаружите образы святых, покровительствующих Чехии, персонажей из Старого и Нового заветов, символические изображения Веры, Любви, Надежды и Меры. Отдельной изюминкой считается купол, возвышающийся между двумя башнями. Раньше в этом месте размещался колокол, а сегодня на его смену поставили барочный фонарь.

Кроме центральной части, во внешнем убранстве церкви также интересен восточный фасад. Здесь находится утонченная статуя святого Николая, выполненная в барочном стиле. Увидеть скульптуру можно со стороны Парижской улицы.

Продуманный до мелочей интерьер храма прославил архитектора Динценгофера, став одним из его лучших проектов. Внутренние залы церкви не только идеально рассчитаны по площади, но и выполнены с использованием приемом светотени, благодаря чему хранящиеся здесь реликвии приобретают более эффектный вид.

Планировка помещений выполнена в форме греческого креста, по центру которого располагается алтарь. С каждой стороны креста находится по одному залу овальной формы. Все комнаты лаконично соединяются друг с другом балконами и коридорами, образуя единый ансамбль. Над его центральной частью располагается купол, украшенный полотнами мастера кисти Антонина Брауна и расписанный ликами святых Николая и Бенедикта. Интересно, что большая часть фресок и полотен выполнена этим художником.

Главные реликвии и декор церкви

Как и во многих других соборах, главной святыней церкви Святого Николая считается центральный алтарь, который создал К. Шпиллар в 1917 году. Выполненный из искусственного мрамора, он впечатляет посетителей ликом святого Николая. Кроме того, алтарь является одной из самых старинных достопримечательностей храма, переживших не один исторический период.

Центральным украшением храма признана хрустальная люстра, которую можно увидеть в центральной части святыни. Ее изготовили в Гарраховской мастерской по заказу Николая Второго в форме императорской короны. Он подарил уникальное украшение русскому православному собору, который располагался здесь в 19 веке. Согласно еще одной версии, люстра была преподнесена в подарок Александром Вторым к двенадцатилетию сына Николая.

Читайте так же:  Успенский собор валдайского иверского монастыря

Дополнительными элементами декора церкви являются многочисленные позолоченные элементы, а также окна, украшенные яркими витражами. Они создают великолепную игру светотеней, в которой лики святых буквально оживают.

Время работы

Храм можно посетить в любой день недели кроме воскресенья. По понедельникам он работает с 12:00 до 16:00. А по вторникам и субботам церковь открыта для посетителей с 10:00 до 16:00.

Практически каждую неделю по вечерам здесь проводятся концерты органной музыки. Обычно их можно посетить с 17:00 до 20:00. В некоторые дни музыкальные мероприятия носят благотворительный характер, в другие дни за билет придется заплатить порядка 500 крон. Посмотреть программу и расписание можно на официальном сайте церкви.

Как добраться

Доехать сюда можно на метрополитене по зеленой линии. Выйти необходимо на станции Staromestka. Отсюда до площади можно дойти пешком, ориентируясь по указателям. До этой же остановки получится доехать на трамваях №17, №18, №53, №194.

  • 14 отзывов |
  • Ценник: дёшево |
  • Интерьер: очень красиво
  • Парковка: нет |
  • Экскурсии: да

Kostel svateho Mikulase (Mala Strana)

Костёл Святого Николая – это барочный храм, расположенный в одном из самых популярных среди туристов мест Праги – в районе Мала Страна.

С чего все начиналось

Храм строился практически все XVIII столетие (начиная с 1704 года) представителями сразу трех поколений известных немецких архитекторов Диентценхоферов. Начало строительства связано с именем Кристофа Динценхофера, после смерти отца за дело взялся сын – Килиан Игнац, а затем их зять Ансельмо Лураго.

Место под постройку храма выбрано неслучайно – до этого здесь стояла построенная в XIII столетии и сгоревшая во время пожара 1541 года церковь, также возведенная в честь одного из наиболее почитаемых христианами Святых – Святого Николая, покровителя детей и моряков.


В застройке Малой Страны доминирует стиль Барокко, но наибольшее признание получил именно этот храм, который вправе называться «самым ярким примером пражского барокко» и «самой выдающейся пражской храмовой постройкой в стиле барокко».

Не такой, как все

Строительство фасада здания было окончено в 1710 году, в настоящий момент оно представляет собой волнообразную форму, динамический эффект которой усиливается тремя большими фронтонами, возвышающимися над центральной частью и скульптурой (в полный рост) Святого Николая (работа скульптора Й. Б. Когда). Фактически фасад, украшенный каменными скульптурами Западных Отцов Церкви, является самым ярким примером римского барокко на территории Праги. К трем парадным выходам ведут полукруглые ступени. Несмотря на различие дизайнов и стилей, предложенных отцом и сыном Динценхоферами, все колоны, капители, консоли, порталы и окна умело подчинены целостной идее.

К центральной части костела пристроено две часовни – слева от входа это часовня Святой Барбары, справа от входа – часовня Святой Анны. А увенчано строение колокольней, но в отличие от костела, колокольня, построенная в 1751-1756 годах Ансельмо Лураго, принадлежит городу.

Впечатляют размеры купола – его диаметр составляет 20 метров. Покрытый медью, за два с половиной столетия купол поменял свой цвет – он теперь зеленый, но это ни в коем случае не умиляет его достоинства, наоборот, выделяет его из тысяч себе подобных. А еще зеленый купол костела Святого Николая на Малой Стране считается одним из символов чешской столицы.

Внутри здания максимальная высота – 49 метров (то есть это самое высокое помещение во всей Праге).

Энциклопедия стиля Барокко

Всилу того, что строительство храма растянулось на многие десятилетия, первоначальный проект претерпел ряд значительных изменений, но конечный продукт все равно является жемчужиной архитектурной мысли и поводом для гордости всех жителей Праги, а чистота стиля чувствуется как во внешнем облике костела, так и в его внутреннем убранстве.

Работая над интерьером храма, архитектор Килиан Динценгофер продемонстрировал свое мастерство, использовав в дизайне практически все экспрессивные ресурсы стиля Барокко, призванные подчеркнуть и усилить эстетический эффект – балконы, скульптуры, колонны, фрески, лепнину.

Карнизы, пилястры и колонны выполнены из искусственного мрамора (работа Эбенберга). Игнац Платзер поработал над мраморными скульптурами святых, установленными перед столбами. Под куполом установлены скульптуры Восточных Отцов Церкви (работа того же автора), размеры скульптур превышают реальный рост своих прототипов в четыре раза. Над алтарем, по соседству со скульптурами других святых, установлена выполненная из меди и покрытая золотом скульптура Святого Николая.

А еще храм интересен своими фресками. Так, на своде главного нефа размещена фреска, изображающая сцены из жизни Николая Мирликийского (эта фреска считается одной из крупнейших фресок мира, так как ее площадь достигает полутора тысяч квадратных метров, а ее автором является Кракера). Купол и потолок над органом украшают фрески художника Палко. На куполе также изображена сцена, когда открываются небеса, а Христос и Святой отец приветствуются хором святых. Чуть ниже того места, где размещен орган, можно видеть творения рук художника Джозефа Хагера.

На алтаре можно увидеть изображение Архангела Гавриила (работа неаполитанского художника 18 века Франческо Солимена).

Заключительным аккордом интерьера является освещение, именно благодаря игре света (контраст между темным куполом и ярким освещением на самом деле впечатляет) пространство наполняется легкостью.

Душа костела — орган

В этом же храме построено сразу два органа. Их постройкой занимался Томас Шварц (его авторству принадлежит ряд органов в других костелах Чехии). Основной орган был построен в 1745-1747 годах, он насчитывает более 4 тысяч труб, причем длина некоторых достигает 6 метров. Именно на этом органе во время своего визита в чешскую столицу музицировал Во?льфганг Амаде?й Мо?царт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *