Новикбож церковь

Дом культуры д. Новикбож

Информация

Описание: Новикбожский Дом культуры является общедоступным местом для культурного и творческого общения, проведения досуга для детей, подростков, молодёжи и людей старшего возраста.

Директор:
Викторова Татьяна Аксентьевна
Тел.: +7 963 022-51-49

Другое

  • Статьи 11
  • Участники 483
  • Фотографии 3 265
  • Обсуждения 1
  • Аудиозаписи 1
  • Видео 62
  • Ссылки 3
  • Контакты 3

Действия

  • Уведомлять о записях
  • Сохранить в закладках
  • Поиск записей
  • Пожаловаться

893 записи

Новикбожский Дом культуры поздравляет всех с наступающим 2021 годом!

Пусть станет на душе светлее в волшебный праздник Новый год

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу.

Бычок
работа Пьянковой Елены Лазаревны

Коровушка, коровушка,
Рогатая головушка!
Малых деток не бодай,
Молока им лучше дай!

Коровушка
работа Чупровой Ольги Николаевны

Когда была построена церковь, никто уже не помнит. Говорят, что до неё была другая, но сгорела. Спасая церковные ценности, сгорел и местный священник. Но собрались мужчины, пошли в лес, нарубили брёвен, привезли на лошадях. Всей деревней, от мала до велика, строили новую церковь. И, как говорят старожилы, построили в очень короткие сроки.

На высоком открытом месте выросла красивая, большая церковь, а рядышком — колокольня. В то время все церкви относились к Архангельской епархии. Нарекли храм именами двух святых: Михаила Архангела и Ильи Пророка. В то время в деревне уже было столько населения, что один приход не вмещал всех. В церкви было два алтаря, два иконостаса. Батюшка проводил службу то в одном, то в другом приходе.

Михаил Архангел — один из трёх старших архангелов, главный над всеми небесными силами. Илья Пророк заботится об урожае. Может быть, поэтому в те времена люди в деревне жили дружно, спокойно, никто не воровал, а на полях, кроме картофеля, росла капуста и даже пшеница. Сейчас нам это кажется чудом.

По форме церковь была квадратная, но углы были как бы срезаны, поэтому получался восьмиугольник. Сверху была обшита тёсом, покрашена в белый цвет с голубоватым оттенком. Поднявшись по высокой лестнице, которая выходила на сторону реки, входишь в дверь и попадаешь в коридор. С правой стороны — дверь в комнату, в которой жил сторож. С левой стороны — ещё одна комната. Проходишь вперёд и попадаешь в огромную залу, с двух сторон стояли большущие печки- голландки. А если поднять голову вверх, то увидишь паникадило, красивейшую позолоченную люстру с подсвечниками около двух метров в диаметре.

Церковь была очень ухоженная, чистая. В проходах — широкие дорожки из красного сукна. С правой стороны стояли небольшое ограждение, там во время службы находился церковный хор. В нём пели только мужчины. Жители деревни вместе с батюшкой выбирали мужчин с красивыми голосами. В хоре пели: Истомин Илья Васильевич, Батманов Пантелеймон Мартынович (отец Батманова Дмитрия Пантелеймоновича), Батманов Иосиф Яковлевич, который был ещё и дьяком.

Рядом с церковью стояла колокольня. Она была трёхэтажная, а по форме — шестиугольная. На первом этаже был дровяник, на втором — хранили церковную утварь, на третьем этаже висели три колокола. Самый маленький колокол был в диаметре примерно 1 метр. Между этажами была лестница с очень высокими ступеньками. Однажды мы с подружками (нам было примерно по 6-7 лет) поднялись на третий этаж колокольни. Звонарь очень удивился, как мы такие маленькие смогли подняться сюда. Мы спросили его, зачем нужны три колокола. И он нам так ответил: «В большой колокол бьют в Благовещение, в средний — на Пасху, а в маленький бьют по другим праздники да по выходным».

На Пасху обходили деревню крестным ходом, а до следующего воскресенья звенели колокола. На колокольню люди поднимались и слушали звон, чтобы «уши прозрели». Звон колокола был слышен далеко. Если случалось так, что кто-то терялся в лесу, то звонили весь день, чтобы потерявшийся мог прийти на звон в деревню.

Нифонтов Фёдор Павлович родился в деревне Юрома Архангельской области. После окончания церковно-приходской школы поступил в художественное училище. Затем работал учителем рисования. Писал он красиво, а лучше всего получались иконы. Вдобавок ко всему он имел хороший голос. Заприметили его и предложили поступить в духовную семинарию.

После окончания семинарии Фёдор Павлович был направлен в Усть-Цильму, а оттуда — в Верхнее Бугаево. Проработав там два года, получил новое направление. Так Фёдор Павлович со своей женой, Анной Фёдоровной (в девичестве Лимонниковой), и со всеми детьми, а их было уже восемь, приезжают в деревню Новикбож. В семье было шесть девочек: Саня, Анюта, Настя, Кланя, Евстолия, Маруся и два мальчика: Федя и Саша (самый младший из них, Саша, умер весной 2004 года). Поселяются они в двухэтажном доме возле ручья. Позднее в нем была школа, и называли это здание «Важ поп керка». Жил поп с семьей на то, что люди приносили за отпевание усопших, за крещение, да на то, что сами выращивали.

Проработал Фёдор Павлович попом два года. И начал он строить себе новый дом, но тут нагрянула революция. В Коми она началась поздно и совпала с Гражданской войной. Раскулачивали зажиточных, а таковыми здесь были только оленеводы. Что было взять у попа, да ещё с такой большой семьей?

Когда в Новикбож пришли «красные», то Фёдор бежал в деревню Щельябож. Она считалась тогда нейтральной территорией. А власть менялась: то красные придут, то белые. Попов красные расстреливали, наказывали. Несколько раз Фёдор Павлович тайно приезжал в Новикбож, чтобы повидаться с семьей. В одно из таких свиданий, ночью, его арестовали. Видимо, кто-то на него донес. Увезли попа в Архангельск. Там его судили, но через некоторое время отпустили, потому что был он очень болен.

Читайте так же:  Юрьев-польский церкви

Фёдор Павлович умер в 1923 году в Новикбоже. Похоронили возле церкви. Могила не сохранилась, так как церковь разобрали, а позднее начали строительство Дома культуры.

Сельский совет разрешил его сыну Фёдору перезахоронить останки, но он, по неизвестным причинам, не сделал этого. Может быть, боялся, ведь семьи бывших священнослужителей были под постоянным присмотром.

Жена его, Анна Фёдоровна Нифонтова, 1878 г.р., неграмотная, русская баба. Это была высокая, крепкая и очень сильная женщина. Она наравне с мужчинами работала в лесу: пилила, таскала брёвна, строила свой дом. В те годы в нашей деревне ещё выращивали пшеницу, так вот любая женщина могла за один день посеять только один мешок пшеницы, а Анна Фёдоровна — пять мешков. Ещё Анна Фёдоровна была в деревне за фельдшера: лечила от любой болезни, знала все травы. Дети выросли и разъехались. Сын Фёдор остался жить с мамой.

Умерла Анна Фёдоровна Нифонтова в 1957 году. Сейчас в деревне живет внук попа: Рюрик (внук Олег умер). Свои дома братья построили недалеко от дома своего деда.

Из воспоминаний Батмановой Евдокии Ефимовны:

На большие церковные праздники папа, мама, братья с женами, разодетые в ижемские национальные костюмы, шли в церковь. Мне тогда было лет семь, и церковь казалась очень большой: высокая лестница, зал, большущие печки, иконы. Выходит поп.

Это был поп — Микулин Павлин, родом он был с Мезени. Примерно в 1927 году он приехал к нам из Ижемского района. Семья у попа была большая: жена Нина, русская, и пятеро детей: Женя, Николай, Зоя, Нина, Борис. В Новикбоже родились ещё две девочки: Зина и Люся. В семье Евдокии Ефимовны Батмановой было тоже много детей, и они очень дружили с детьми попа Павлина, играли, гуляли вместе. Маленькая Евдокия больше дружила с Ниной, они были одногодками. Их дружба продолжалась многие годы.

Поселились они в небольшом домике, в котором занимали только одну половину. Во второй половине жила семья моей бабушки, Рочевой Евдокии Максимовны. Конечно, мебели в то время не было никакой. Посреди комнаты стоял стол, в углу печка и везде, где можно, полати. Жили, как и все в то время: не богато, но и не бедно, в тесноте, но дружно.

Валейский Антон Антонович, вспоминал, что помимо работы в церкви, поп Павлин несколько раз в год приезжал в тундру, чтобы осветить стада оленей и жилища оленеводов.

В 1934 году отец Павлин всенародно отрекся от сана. В церкви было много народа, в центре стоял батюшка и что-то говорил. Что говорил, Евдокия Ефимовна не помнит: плохо слышно было, да и особо в то время не интересовало. После отречения Павлин Микулин долгое время работал в колхозе.

Но вот что рассказывает Рочев Пантелеймон Никифорович, старожил нашей деревни: «Одна из ярких картин моего детства всплывает часто в моей памяти. Мне около шести лет. Я стою с сестрой в маленьком доме тёти Кати. Тот дом находится рядом с поповским. Перед нами стоит поп Павлин. Очень высокий и худой, лицо у него узкое и длинное. Он что-то говорит и крестит нас. Затем из маленькой красной ложки даёт нам что-то очень сладкое».

Пантелеймон Никифорович 1932 г.р., значит, это происходило после отречения. Можно сделать вывод, что и в годы советской власти Микулин Павлин тайно крестил детей, а может и отпевал усопших. Умер павлин Микулин во время Великой Отечественной войны. Люди рассказывали, что очень долго искали доски для гроба, и хоронили одни женщины.

В том же доме жили три внука Микулина Павлина: Николай, Валерий и Виктор. О своем дедушке они ничего не знали, т.к. в семье непринято было о нём говорить. Их отца, Николая, долгое время не брали в армию, потому что он сын священника, и он был очень зол на своего отца. И даже о том, где находится могила деда, внуки не знали.

Дальнейшая судьба храма была печальной: осенью 1930 года на собрании колхозников было решено передать здание церкви под клуб. Так церковь стала храмом культуры, а в 1956 году церковь разобрали.

Текст составлен на основе работ Лобовой Анастасии Валентиновны и Дьячковой Людмилы Андреевны

В селе Усть-Уса в тот же день собрание прошло спокойно

В деревне Новикбож Усинского района 14 мая местные жители пришли на народный сход, чтобы потребовать завершения эксплуатации месторождения им. Алабушина и обсудить итоги недавней встречи ученых, представителей администрации Усинска и компании «Лукойл-Коми» и общественников, посвященной аварии на скважинах. Новикбожцы собрались рядом с недостроенной церковью без плакатов и звукоусиливающих устройств. Тем не менее приехавшие из Усинска полицейские потребовали от людей разойтись. Об этом «7×7» рассказали организаторы схода.

Уведомления о проведении митингов жители деревни Новикбож и села Усть-Уса подали 4 мая. Однако администрация Усинска нашла нарушения — вместо полных имен и отчеств организаторов указаны инициалы.

Организаторы устранили формальное нарушение, отправили в администрацию дополнение. 12 мая активисты Комитета спасения Печоры (КСП) Иван Иванов, Екатерина Дьячкова и Валерий Братенков обратились в полицию и прокуратуру Усинска, чтобы уточнить, можно ли проводить митинг. В полиции им сообщили, что акция не согласована администрацией, а в прокуратуре — что ситуация не совсем ясна. Екатерина Дьячкова подала заявление в прокуратуру о незаконном противодействии мирному собранию граждан.

На следующий день, 13 мая, организаторы митинга получили предостережение от полиции, поэтому решили не рисковать и вместо митингов провести одиночные пикеты и народные сходы.

Читайте так же:  Саентология церковь в москве

14 мая в 13 часов дня в Новикбоже перед недостроенной церковью собралось около 200 человек. По дороге к месту сбора четыре человека стояли вдоль дороги на расстоянии около 70 метров друг от друга и держали в руках плакаты, призывающие не загрязнять природу. В это же время к площадке, где собрался народ, подъехала полиция, которая потребовала от людей разойтись и сообщила, что они не имеют права обсуждать ничего, кроме возможной даты следующего митинга. Полицейские постоянно прерывали желающих высказаться, пытались запретить людям говорить о недавней аварии на месторождении им. Алабушина и призывали народ прекратить собрание. Люди были возмущены, но организаторы собрания предотвратили возможные столкновения.

Участница и одна из организаторов собрания Екатерина Дьячкова рассказала, как все происходило:

— Мы не получили от администрации Усинска ни отказа, ни разрешения [в ответ на уведомление о митинге], но решили митинг не проводить, так как было предупреждение, что там будут применены силы для разгона. Все правила [для народного схода] были соблюдены, на одного человека приходилось не меньше одного квадратного метра, размер площади перед церковью это позволяет. Но приехал начальник штаба Меркулов с силами полиции и сказал, что даже народный сход проводить нельзя, при этом он сослался на статью 54-ФЗ и сказал, что собрания без предварительных разрешений приравниваются к митингам. Нам сказали, что мы имеем право обсудить только дату следующего митинга. Желающих выступать была масса, мы еле сдерживали людей, чтобы они не провоцировали столкновений с полицией, которая пыталась затыкать всем рот. Например, Галине Чупровой, которая напомнила о том, сколько дней горел факел [на месторождении им. Алабушина]. Всех постоянно прерывали, говорили, что мы ведем речь не о том и что говорить об аварии на скважинах незаконно, потому что мы не заявляли тему собрания.

Народный сход продолжался около часа. Перед его окончанием сами организаторы призвали людей разойтись, чтобы собраться на митинг 28 мая более подготовленными. Предполагалось, что по итогам встречи будет принята резолюция, однако полиция предупредила, что собравшиеся якобы не имеют права это сделать.

— Подадим заявку на митинг 28 мая по той форме, которая администрацию [Усинска] устраивает, — сообщила о планах жителей Усинского района Дьячкова. — Они же нам говорят, что мы не обращаемся за [юридической] помощью, вот мы и обратимся, учтем их рекомендации, которые каждый раз возрастают. Раньше им достаточно было инициалов организаторов, а на этот раз, видите ли, то одно, то другое.

Действия полицейских прокомментировал правозащитник Эрнест Мезак:

— И статья 31 Конституции Российской Федерации, и статья 11 Европейской конвенции по правам человека гарантирует жителям Новикбожа свободу мирных собраний. В данном случае эта свобода была нарушена, потому что полиция запретила людям сказать то, что они хотели. И неясно, зачем это было сделано, что бы случилось плохого в окружающем мире, если бы люди, собравшиеся в дальнем коми селе, высказались по теме, которая их волнует? Так как никакой очевидной цели действия полиции не преследовали, имело место нарушение и 31-й статьи Конституции России, и 11-й статьи Европейской конвенции. Я предложил активистам, которые устраивали это мероприятие, написать коллективную жалобу в Европейский суд по правам человека от всех людей, которые пришли на собрание и не смогли ни выступить, ни послушать других. В среднесрочной перспективе, если жалоба будет подана, казна Российской Федерации облегчится еще на 100 тысяч евро из-за того, что какие-то чиновные идиоты из города Усинска не смогли разумно и согласно нормам международного права разрешить элементарную ситуацию.

В тот же день в 15 часов в Усть-Усе прошел народный сход на берегу реки. Около тридцати человек коротко обсудили, как будет проводиться митинг 28 мая. Полицейские, подъехавшие и туда, на этот раз стояли в стороне и в разговор не вмешивались.

Согласно российскому законодательству одиночные пикеты и народные сходы можно проводить без уведомления администрации; об этом говорится в пункте 1 статьи 7 Федерального закона 54, на который ссылались полицейские.

Авария на втором кусте скважин месторождения им. Алабушина произошла 10 апреля. Первой загорелась разведочная скважина 2Р. 12 апреля вспыхнула промысловая скважина № 14. 7 мая огонь на скважине 2Р был потушен, 11 мая удалось локализовать пожар и на скважине № 14.

27 апреля скважины обстреляли из артиллерийского орудия, чтобы сбить металлические детали конструкции и попытаться закрыть ее. Участникам ликвидации аварии удалось снять видео тушения пожара.

11 мая после того, как пожар был потушен, жители села Колва на народном сходе сформулировали требования к администрации Усинска и компании «Лукойл-Коми», где среди прочего заявили о необходимости независимого экологического мониторинга в населенных пунктах, находящихся в непосредственной близости от мест добычи нефти.

Елена Соловьёва, фото Екатерины Дьячковой, «7х7»

03.05.2018 12:27

Зачем современному человеку знать о своих корнях? Зачем тратить столько времени и сил, узнавая, кем были наши предки, откуда мы пришли, чем жили, чем мы отличаемся от них и чем похожи? Ответ прост: чем больше мы знаем о своих предках, тем больше мы может дать своим потомкам. Наши дети, внуки, правнуки должны знать, что они лишь веточки крепкого дерева с мощными корнями.

Изучение родословной – дело весьма увлекательное. Заниматься семейной историей – как будто вести историческое расследование: когда идёшь по следу, часто делаешь неожиданные открытия. С другой стороны, работа над родословной даёт возможность находить близких по крови и духу людей. А ещё заставляет задуматься о своей жизни, о своём предназначении.

Людей, увлекающихся историей семьи, немало и в Усинском районе. Одна из них – Людмила Мишарина, жительница Колвы. Людмила Николаевна много времени проводит в архивах, ищет информацию в различных документах, старинных книгах и периодических изданиях. При этом изучает не только историю своего рода, но и активно помогает всем желающим узнать свои корни. Сегодня Людмила Мишарина представляет поколенную роспись рода Батмановых из деревни Новикбож.

Читайте так же:  Миссионеры при церкви

ПОКОЛЕННАЯ РОСПИСЬ БАТМАНОВЫХ ДЕРЕВНИ НОВИКБОЖ

Со слов Веры Луценко, которая однажды делала запрос в Архангельский архив: «В 1807 году в селе Мохча Ижемского района жила одна семья Батмановых. Это Иван Алексеев Батманов 53 лет, сын Терентий 27 лет, Афанасий 21 года, Сидор 19 лет, Кондрат 17лет».

Мною тоже было изучено древо Батмановых. Работа проводилась в национальном архиве г. Сыктывкара, где документы имеются по Мохченскому приходу только с 1831 года и по Колвинскому приходу с 1860-х годов до советского периода.

В начале 1850-х годов в деревню Новикбож из села Мохча переехал жить крестьянин Петра Афанасьевич Батманов со своей супругой Синклитикией Авраамовной и сыном Стефаном (на 1858 год Петр числился умершим). В эти же годы (1858-е) в церковных документах д. Новикбож появляется запись об отце умершего Петры — Афанасие Ивановиче Батманове с его сыном Мартыном Афанасьевичем, которые ранее жили в Мохче. Здесь остался не раскрытый вопрос: либо они прибыли в Новикбож после смерти Петры Афанасьевича, либо они приехали изначально все вместе?

Чуть позже в этих краях побывал племянник Афанасия крестьянин Иосиф Терентьевич Батманов, у которого в октябре 1860 года появился на свет сын Евфимий и младенца тут же решили крестить в Колвинской церкви. А в сентябре 1868 года крестят его новорожденного сына Дмитрия (моего прадеда). После чего Иосиф Терентьевич Батманов еще некоторое время жил в Мохче и в 1872 году он все же решил окончательно начать новую жизнь с женой и детьми в деревне Новикбож.

Чтобы было понятней, я попыталась расписать поколенную роспись Батмановых, начиная с Мохчи, а потом плавно перейти в Новикбож.

1 поколение

Иван Алексеевич Батманов умер в 1831 году в селе Мохча. Жена его Евдокия тоже умерла в 1831 году в селе Мохча.

2 поколение

Терентий Иванович Батманов, 1781 г.р, жил в Мохче. Первой супругой его была Параскева Ивановна (1784-1840 гг.). У них были дети: Иосиф, Тимофей, Марфа, Флор.

Второй супругой Терентия была Васса Никифоровна.

Афанасий Иванович Батманов (1785 — 1870 г.). Из рассказов Эмилии Васильевны: «Афанасий построил в Новикбоже два дома, там жили его дети и внуки. В одном из домов жила его дочь Домника Артеева и ее дети».

Жена Афанасия — Мавра Антоновна умерла в 1860 году и похоронена в Новикбоже. Дети их родились в Мохче, это Феодосия, Петр, Домникия, Мартын.

3 поколение

Иосиф Терентьевич Батманов (?1823-1881 гг.), похоронен в д. Новикбож. Жена его Епистимия Марковна (1825-1915 гг.), похоронена в д. Новикбож. У них были дети: Фекла, Яков, Параскева, Варвара, Евфимий, Екатерина, Дмитрий, Анастасия, Наталья.

Петр Афанасьевич Батманов в 1850 году числился умершим. Жена его Синклитикия, сын Стефан.

Мартын Афанасьевич Батманов (1829-1909 гг.). Первая жена его Варвара Илларионовна умерла в 1870 году в Новикбоже. Дети их: Анастасия, Прокопий, Николай.

Вторая жена Мартына была Екатерина Иосифовна. Дети их: Серафима, Феодосия, Марфа, Фекла, Пантелеймон, Пелагия.

4 поколение

Яков Иосифович Батманов, 1850 г.р. Жена его Анна Захаровна. Дети их: Клавдия, Лавения, Спиридон, Марфа, Агриппина, Иосиф.

Дмитрий Иосифович Батманов, 1869 г.р.

Первой супругой его была Мария Васильевна.

Дети их: Евдокия, Евстафий, Параскева, Фаина, Анна.

Второй супругой Дмитрия была Фекла Михайловна. Дети их: Петр, Евфимия, Василий, Надежда, Ульяна, Батманов Николай Евстафьевич — сын Феклы.

Фекла Михайловна, супруга Д.И. Батманова и моя прабабушка.

Прокопий Мартынович Батманов, 1853 г.р.

Жена его Параскева Феофановна. Дети их: Филимон, Варвара, Евдокия.

Николай Мартынович Батманов. Жена его Минодора Ермолаевна. Дети их: Матрона, Агриппина.

Пантелеймон Мартынович Батманов. Жена его Матрена Васильевна. Дети их: Фекла, Иулиания.

Стефан Петрович Батманов, 1846 г.р. Жена его Александра Федотовна. Дети их: Мария, Анна, Анисья, Татьяна, Стефан, Анисим.

5 поколение

Спиридон Яковлевич Батманов, 1875 г.р. Жена его Анастасия Матвеевна. Дети их: Павел, Анисия, Феодор, Евфросиния.

Иосиф Яковлевич Батманов, 1895 г.р. Жена его Домника. Дети их: Дмитрий, Мария.

Евстафий Дмитриевич Батманов, 1897 г.р. Жена его Параскева Яковлевна. Дети их: Наталья, Михаил. Степан, Александра, Яков, Николай.

Евстафий Дмитриевич Батманов

Петр Дмитриевич Батманов. Петр в молодости жил в Новикбоже. Его ветку решила тоже раскрыть, поскольку это мой дед. Первая жена Петра была Анна Ефимовна. Петр жил со своей супругой в деревне ?сь-Вань, потом в селе Колва. Дети их: Ефимья, Ульяна.

Был у него и внебрачный сын Альберт у Матрены Аристарховны Хатанзейской.

Вторая жена была Евдокия Александровна. Дети их: Николай (мой отец), Валентина, Альбина, Пантелей и Михаил.

Батманов Петр Дмитриевич – мой дед.

Филимон Прокопьевич Батманов, 1884 г.р. Жена его Марфа Максимовна. Дети их: Фекла, Наталия, Мария, Иулита.

Федор Николаевич Батманов, 1889 г.р. Жена его Феодулия Тимофеевна. Дети их: Анна, Матрена, Андрей.

Стефан Стефанович Батманов, 1882 г.р. Жена его Матрона Стефановна. Дети их: Наталия, Марфа, Ольга, Анна, Александра, Трофим.

Анисим Стефанович Батманов ,1886 г .р.

Первая супруга его была Анастасия Алексеевна. Дети их: Анна, Мария.

Вторая супруга Анисима Домна. Оба они являлись вдовами.

Если кого заинтересовала родословная Батмановых с Новикбожа, то более полная информация хранится у меня. Очень рада буду познакомиться со своими родственниками. С удовольствием приму какие-либо исправления и дополнения.

Людмила Мишарина
село Колва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *