Новочеркасск собор памятник

История собора

Собор виден на многие километры окрест, в том числе с рек Аксай и Тузлов, омывающих возвышенность, на которой стоит Новочеркасск. Высота его колокольни достигает 74,7 м, а по высоте купола он занимает в России седьмое место. Крест, которым увенчан главный купол, инкрустирован 80 монолитами горного хрусталя, ограненными алмазной гранью. Преломляясь на них, свет сияет так ярко, что собор стали называть «вторым солнцем Дона». Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Полы и иконостас отделаны французским и итальянским мрамором, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами, рассказывающими историю местного казачества. Вот их сюжеты: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году», «Встреча атамана Платова в 1814 году близ Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 году Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу».

В нижнем храме-усыпальнице, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, установлены саркофаги из французского и итальянского мрамора. Здесь покоятся останки основателя столицы донского казачества «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова (графа и генерала кавалерии), героев Отечественной войны 1812 года генералов Василия Васильевича Орлова-Денисова, Ивана Ефремовича Ефремова и Петра Яковлевича Бакланова, а также прах архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова). Здесь же — как символ вечной встречи человека с Богом — находится просторная крестильня. Из подвала, глубиной в 15 м, в Дом офицеров (бывший архиерейский дом) ведет подземный ход.

Величественным памятником истории и архитектуры собор стал не сразу. Он был заложен и освящен в праздник Вознесения Христова еще в 1805 году, при основании города. Сначала построили деревянную церковь. Возведение же каменного соборного Храма войска Донского в 1811 году было осуществлено по проекту итальянского архитектора Алоизия (Луиджи) Руска, в то время строившего многие здания Санкт-Петербурга. К работе он приступил по просьбе Матвея Платова. Строительными работами руководил сначала родной брат архитектора. Затем, после войны с Наполеоном, дело братьев Руска продолжили губернский архитектор Амвросимов, войсковые архитекторы Иосиф Вальпреда и Фомин. И наконец, архитектор из Симферополя Колодин, приглашенный наказным атаманом Кутейниковым через министерство внутренних дел исследовать трещину, которая образовалась под одним из храмовых окон в 1828 году. Однако войсковой канцелярии показалась неподъемной сумма, обозначенная Колодиным на слом стен, ведь к тому времени на строительство собора уже было потрачено 900 000 рублей. Все оставили как есть. Потому неудивительно, что дважды (в 1846-м и 1863 годах) при сведении головного купола храма основная часть здания обрушивалась. Причем потерпел крах и план строительства, составленный в 1847 году архитектором Константином Андреевичем Тоном (автором проекта храма Христа Спасителя). И только в 1900 году собор был построен, правда, пока только «вчерне» — по доработанному в 1891 году проекту архитектора Ященко, высочайше утвержденному в 1893 году. Летом 1904 года завершились деревянные и художественные работы, был установлен мраморный иконостас. Но из-за того, что на освящение собора не приехал Николай II, была открыта только Покровская церковь. Для служб Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор открылся лишь 6 мая 1905 года. И, как оказалось, совсем ненадолго.

Читайте так же:  Иконы в князь владимирском соборе

Храм в послереволюционное время

Вскоре настало время смут и революции, и храм был закрыт. В лихие 1930-е годы с куполов сняли позолоченные медные листы, превратив собор в хранилище для горюче-смазочных материалов. Во время немецкой оккупации (в августе 1942-го) храм открыли для богослужений. А после окончания Второй мировой войны в просторных подвальных помещениях храма хранились зерно, мука, пивной солод, сахар и прочее продовольствие. Но в верхнем храме изредка проводили службы.

Спасительным для постепенно разрушавшегося здания Свято-Вознесенского кафедрального собора стал 1953 год. После смерти Сталина храм попал в поле зрения историков. Здесь начались ремонтные работы, как внутренние, так и фасадные. В 1974 году зданию присвоили звание памятника архитектуры местного значения, а в 1995-м — федерального. Крупномасштабная реставрация продолжается с 2001 года по сей день.

Но так или иначе, спустя почти столетие кафедральный собор вновь открыт для богослужений, треб и посещения. Каждый может зайти сюда, почувствовать красоту и масштабы этого уникального храма, чья судьба сложилась так же непросто, как и судьба нашей страны на переломе эпох.

Автобус № 1,2,3,6,102,104,105,106,125,146

Один из соборов архитектурного комплекса «Соборное Дворище» Великого Устюга был воздвигнут в память святого праведника, чудотворца Прокопия. Этот святой является духовным покровителем города. Будучи немцем по своему происхождению, он принял православное крещение и всю свою праведную жизнь прожил в России. Святой стал юродивым во имя Христа. Юродство на протяжении веков считалось одним из самых трудных подвигов христианина во имя веры. Сохранились свидетельства о многочисленных чудесах, совершенных святым. Одно из них — спасение города от разрушения каменной тучей — и сделало Прокопия покровителем города. Чудотворец окончил свой земной путь в 1303-ом, и на Соборе 1547 года был причислен к лику святых.

Почитание чудесных свершений Прокопия распространилось среди православных устюжан во второй половине ХV столетия, еще до официального причисления его в лик святых Православной Церковью. Могила Чудотворца Прокопия на берегу речки Сухоны стала известной точкой паломничества для жителей Великого Устюга, а в 1471 году над тем местом, где были упокоены останки праведника старанием ратных людей была возведена деревянная церковь. Этот храм вблизи Успенского собора жители города строили в благодарность за избавления от хворей в период похода в Нижний Новгород и посвятили князьям Борису и Глебу, а также святому Георгию Победоносцу. К несчастью это строение просуществовало недолго и было полностью уничтожен во время пожара. На том же самом месте в 1495-ом был взведен новый, который устюжане освятили в честь чудотворца Прокопия. Этот храм — первый посвященный особо почитаемому в этом крае какому-либо святому.

Со второй половины ХVІІ столетия церковь Прокопия Устюжского преобразилась. На выделенные деньги известного городского благотворителя купца Гусельникова Афанасия зодчим Петром Котельниковым был возведен храм в камне, ставший настоящим украшением Великого Устюга и памятником русской архитектуры ХVІІ века. Упоминание о пятиглавом храме из камня с колокольней и папертью, увенчанном медными позолоченными крестами и освященном во имя великого чудотворца Прокопия сохранилось в летописях города, датированных 1676 — 1683 годами. За период своей более чем трехвековой истории здание претерпело неоднократные изменения. В частности, в 1867-ом у храма Прокопия чудотворца появился новый придел, который был освящен во имя епископа Воронежского.

Читайте так же:  Великий устюг успенский собор

Внутреннее убранство церкви действительно бесценно. Главной ценностью храма служит чудесный иконостас в пять ярусов, украшенный резьбой с позолотой. Пышность и сложность иконостаса, богатство его отделки создают ощущение самостоятельного сооружения внутри пространства храма. Но главной ценностью, точнее сказать бесценным сокровищем, оставленным нам талантливыми русскими мастерами, является богатейшее собрание икон храма Прокопия чудотворца. В общем иконостас — это полное собрание примеров иконописи устюжского края XVII–XVIII веков, в котором представлены уникальные иконы строгановского письма, датируемые началом XVII века. Жемчужины этого собрания — икона «Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери с Младенцем, с житием в 24 клеймах» и «Богоматерь и Прокопий Устюжский в молении». Афанасий Гусельников заказал и пожертвовал храму уникальную икону «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах». На ней древний мастер иконописец подробнейшим образом проиллюстрировал земную жизнь святого Прокопия и чудесные поступки, сотворенные им. Иконы, выполненные в классическом русском иконописном стиле XVII–XVIII столетий, не одно столетие поражают прихожан и создают чудесную, светлую атмосферу храма. Бесценное наследие древних русских иконописцев бережно хранят, последние реставрационные работы были проведены в конце 20 столетия. В эти же годы была полностью восстановлена богатая настенная роспись храма. В наше время многие из икон собора экспонируются на выставках, посвященных иконописи, собирающих тысячи благодарных зрителей.

С конца ХХ столетия Прокопьевский собор является частью исторического и архитектурного заповедника Великого Устюга и в то же время храм действует, открывая двери тысячам верующих со всех концов страны и из-за рубежа. Храм Устюжского чудотворца относится к приходу собора святого праведного Прокопия Вологодской епархии Русской Православной Церкви.

Прокопий Устюжский
Родился XIII век
Любек (?)
Умер 8 июля 1303 ( 1303-07-08 )
Великий Устюг
Почитается в Русской православной церкви
В лике блаженных
День памяти 8 июля (по юлианскому календарю)
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

  • 1 Жизнеописание
  • 2 Чудо святого Прокопия
  • 3 Память о святом
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Мирское имя, фамилия, дата и место рождения — точно не установлены (по некоторым данным Jacob Potharst). В житии сказано, что он происходил из знатного рода любекских купцов-патрициев [2] .

После смерти отца, который погиб в одном из сражений пруссов с немцами, Прокопий вынужден был покинуть Восточную Пруссию. Он погрузил свои богатства на корабли и отправился в Великий Новгород [3] . В то время морской путь Любек-Новгород — привычный маршрут ганзейских купцов. В Новгороде располагалась контора-филиал Ганзы — новгородский «Петергоф».

Прибыв около 1243 г. на кораблях с товарами в Великий Новгород, он был поражён множеством и красотой церквей и монастырей, доброгласным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам.

Читайте так же:  Собор в турове

Любознательный молодой человек посетил храм Святой Софии и другие церкви и монастыри. Желая подражать подвигу иноков, он раздал все свои товары и завещанное ему отцом имущество городским нищим и бедным; пожертвовал его часть в незадолго до этого основанный (1192 г.) Варлаамо-Хутынский монастырь.

Здесь его наставником был старец Варлаам Прокшинич [4] , который во всем подражал основателю обители Варлааму Хутынскому [5] (†1192 г.)

После того, как Прокопия за праведную жизнь стали почитать новгородцы, он начал юродствовать:

«В день убо яко юрод хождаше, в нощи без сна пребываше, и моляшеся непрестанно Господу Богу» (Житие Прокопия, С. 16).

Позже он удалился из Новгорода, где его стали прославлять за нестяжательство, в Великий Устюг, где жил на паперти храма Успения Божией Матери.

Жил на подаяние, был одет в рубище. Спал блаженный обычно на сырой земле, на куче мусора или на камнях. Утешением для блаженного Прокопия была праведная чета — Иоанн Буга (принявший православие ханский баскак) и жена его Мария, а другом и собеседником — блаженный Киприан, основатель Устюжской обители в честь Архистратига Михаила.

В 1290 году, согласно житию, Прокопий предвидел [6] стихийное бедствие — сильную бурю с грозой, лесными пожарами и смерчем большой разрушительной силы, явившимися следствием падения метеорита в 20 верстах от Великого Устюга. За неделю до падения метеорита Блаженный Прокопий начал ходить по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил. Когда же разразилась буря, жители бросились в самое укрепленное и безопасное здание города — соборный храм, где застали молящегося за них и за спасение города Прокопия.

Церковное предание считает, что Прокопий молился перед древней иконой Благовещения, перенесённой позднее в Москву. В честь этой иконы, получившей название «Устюжское Благовещение», в Русской церкви 8 июля (по юлианскому календарю) установлено празднование — «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге» [7] . Однако исторические данные не подтверждают присутствие данной иконы в Устюге [8] .

Прокопий прожил в юродстве 60 лет. После смерти он был причислен к лику православных святых. Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году, память ему была установлена 8 июля (по юлианскому календарю).

Прокопий Устюжский стал исторически первым святым, прославленным Церковью в лике юродивых. «Житие Прокопия» было составлено в XVI веке, то есть много спустя после преставления святого, сыном игумена Сольвычегодского монастыря Дионисия. По замечанию В. О. Ключевского житие, к сожалению, «плохо написанное, составленное из отдельных эпизодических рассказов, имеющих очень мало литературной связи» [9] . По тексту «Жития Прокопия» можно определить источники, по которым оно составлено:

«Аз окаянный написах о житии и чудесех его втайне и сия предах Божиим церквам, а иное имех у себе и церковные повестницы за много лет, свитцы писанные приготовани быша про такова свята мужа» [9] .

В честь святого назван город Прокопьевск. [ уточнить ]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *