Новый музей берлин нефертити

Берлинский Новый музей располагает одной из лучших коллекций египетских находок.

В 1912 году археолог Л. Борхард обнаружил бюст Нефертити при раскопках у поселения Тель-эль-Амарны. «Описывать не имеет смысла. Нужно видеть!» — прокомментировал он в дневнике свое открытие.

Однако мир увидел Нефертити далеко не сразу. Первая выставка состоялась только в 1924 году, да и то вопреки воле археолога. За ней последовал грандиозный скандал и потеря Германией права на дальнейшие раскопки в Египте. Дело в том, что в 1912 году царственная красавица пересекла границу почти инкогнито.

А в 2010 году Германия и Египет находились на грани разрыва дипломатических отношений. И все из-за нее!

Впрочем, приключения бюста не идут ни в какое сравнение с реальной жизнью царицы. Поговорим о безумном гении Эхнатоне — муже Нефертити, о «Солнечном городе», увидим изображения свекра, свекрови и дочерей царицы, да и сама Нефертити покажет нам несколько лиц на протяжении нашей экскурсии.

Мы научимся понимать изображения Книги Мертвых, узнаем, зачем египтяне пеленали мумии, а также поговорим, почему лицо знаменитой женщины фараона Хатшепсут украшает длинная окладистая борода.

Но Новый музей не ограничивается темой Египта. Нас ждут «клад царя Приама», находки со зловещего озера кельтов Латен, вполне реалистичный неандерталец и знаменитая «золотая шляпа» жрецов из бронзового века.

Продолжительность: от 1 часа.

Стоимость часа — 30 EUR.

Что не входит

  • стоимость входного билета для посетителей старше 18 лет — 14 EUR.

До 18 лет вход в Новый музей бесплатный.

Новый музей в Берлине — место, где хранятся объекты, рассказывающие о тысячелетиях истории, которую преодолело на своем пути человечество; место, где можно во всех деталях увидеть особенности взаимодействия цивилизаций древности и их роль в мировых взаимоотношениях самых могущественных империй. А тот факт, что музей входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО — еще одна причина его огромной популярности.

Немного истории

Музей открыли в 1850 г. в здании, спроектированном знаменитым архитектором Фридрихом Августом Штюлером, и свою деятельность он успешно вел вплоть до Второй мировой войны. Но в военные годы строение серьезно пострадало в процессе обстрелов и бомбежек, а за его восстановление взялись лишь 1986 г. Реставрационные работы продолжались более 20 лет, торжественное открытие состоялось в 2009 г.

Архитекторы, занимавшиеся реконструкцией, решили оставить часть «ранений», нанесенных музею войной. В нескольких местах сохранились несущие конструкции и кирпичная кладка, следы взрывов и облупившиеся или частично разрушенные стены. Однако такой антураж придает некое своеобразие Новому музею.

Коллекции

Музей расположен на трех этажах, где размещаются экспозиции двух основных отделов — Египетского музея и Музея доисторической и ранней истории. Здесь можно увидеть коллекцию папирусов, сотни различных артефактов, древнейшие находки, доспехи солдат римского легиона, предметы быта древнеегипетских фараонов и другие уникальные вещи. Но истинное достояние музея — бюст Нефертити — царицы древнего Египта, датируемый 14 веком до н. э. Этот бюст признан самым красивым из всех существующих, фотографировать его запрещено.

В музее два уникальных бюста Нефертити: один — древнейший оригинал, а второй — его точная металлическая копия, созданная для слабовидящих и слепых людей.

Не менее интересны и другие объекты, относящиеся к разным временным периодам: неолиту, бронзовому и каменному векам, средневековью и современности. Необычны предметы кельтской культуры, черепа неандертальцев, «сокровища Приама», называемые «золотом Трои», культовые принадлежности. Все артефакты выставлены в хронологическом порядке и сопровождаются табличками с кратким описанием, а некоторые помещены в специальные футляры с открывающимися крышками: идол Логота, арамейские письмена из Асуана, список планет из Фаюма и т. д. Также в музее проводятся экскурсии, но только на немецком и английском языках.

Практическая информация

Адрес: Берлин, Bodestrabe 1-3, 10178. Веб-сайт с англ. версией.

Находится музей на Музейном острове рядом с Музеем Боде, Старой национальной галереей и Старым и Пергамским музеями.

Стоимость билетов: посещение Нового музея — 12 EUR для взрослых и 6 EUR для детей; всего Музейного острова — 18 EUR для взрослых и 9 EUR для детей. Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Режим работы: с понедельника по воскресенье — с 10:00 до 18:00, четверг — с 10:00 до 20:00.

НОВЫЙ МУЗЕЙ

Новый Музей (нем.Neues Museum) находится в Берлине на Музейном острове и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построен в 1843-55 годах попроекту архитектора Фридриха Августа Штюлера (нем.Fiedrich August Stuhler) в стиле неоклассицизма. В экспозиции музея были египетские коллекции, а также греческие, римские, византийские древности.

Музей очень пострадал во время Второй Мировой войны. 23 ноября 1943 года при бомбардировке рухнула лестница, было уничтожено северо-западное крыло здания. Уникальные древние фрески сгорели от пожаров, погибли бесценные сокровища мирового искусства. Музей долгие годы лежал в руинах. Новый музей начали восстанавливать в 1986 году, но в начале 90-х годов работы были приостановлены в связи с падением Берлинской стены.

Читайте так же:  Интересные музеи для подростков в санкт-петербурге

В 1997 г. британский архитектор Дэвид Чипперфилд (англ.David Сhipperfield) выиграл тендер на реконструкцию Нового музея. С задачей перестроить и осовременить, не меняя духа здания, Чипперфилд справился с блеском. Структура музея изменилась минимально, появилась лишь проходящая сквозь все этажи широкая лестница, а «глухую» крышу заменил стеклянный купол. За эту работу Дэвид Чипперфилд был удостоен Европейской архитектурной премией имени Миса ван дер Роэ.

Новый музей, открывшийся после 70-летнего перерыва, включает три важнейшие коллекции государственных музеев Берлина: Египетского музея, собрание папирусов, коллекцию Музея первобытной и ранней истории, а также античную коллекцию древней Греции и Римской империи.

Бюст Нефертити — знаменитый экспонат Нового музея и самое известное произведение искусства Древнего Египта. Бюст был обнаружен немецким археологом Людвигом Борхардтом в 1912 году. Возраст известняковой скульптуры — 3300 лет.

Вначале археолог нашел мастерскую скульптора и фрагмент ларца с надписью «Хвалимый царем начальник работ скульптор Тутмес». Когда в мастерской скульптора Л.Борхардт обнаружил бюст Нефертити, он в своем дневнике сделал знаменательную надпись: «Описывать бесцельно, — смотреть!»

В 1920 г. Джеймс Саймон, который финансировал раскопки в египетской Амарне, подарил Египетскому музею бюст легендарной египетской царицы Нефертити. Он же доставил находку в Германию.

Скульптурный портрет Нефертити, который мы воспринимаем как шедевр, на самом деле был пробной, неоконченной работой скульптора. Поэтому мы видим на портрете только один инкрустированный глаз. Такого типа наброски скульптор делал до того, как принимался за окончательный вариант своего произведения.

Образ Нефертити, наряду с пирамидами и улыбкой юного Тутанхамона стал одним из бессменных символов цивилизации Древнего Египта. Нет человека, который не знал бы этого восхитительного портрета. Его создатель — скульптор Тутмес поистине обеспечил великой царице Египта вечную жизнь.

Экспозиция Египетского зала необычайно интересна. Здесь представлены скульптуры и фрески, предметы быта и ювелирные украшения. Есть уникальная коллекция папируросов с рисунками или записями. Хочется подчеркнуть, что помещения и залы, предназначанные для демонстрации объектов, настолько соответствуют духу и стилю того периода, что невольно ощущаешь себя где-то далеко-далеко в Древнем Египте.

Древние египтяне создавали неповторимо красивые скульптуры и барельефы. Трудно поверить, что этим произведениям больше 3-х тысяч лет. Какая совершенная техника обработки камня. Какое удивительное искусство скупыми средствами, буквально несколькими линиями передать настроение и характер. Слева: фараон-воин — сильный, решительный и энергичный. Справа: фараон-философ, мыслитель и реформатор.

На фото внизу слева Аменхотеп III 18-я династия, барельеф 1370г. до н.э. Фивы, Древний Египет. Справа Эхнатон 18-я династия, барельеф ок. 1340 г. до н.э. Амарна, Древний Египет

Много интересных экспонатов находится в отделе Древней и ранней истории, например Троянские древности, керамика, серебряные чаши и другие уникальные экспонаты.

Большой интерес у любителей античной культуры вызывают экспонаты древнего искусства острова Кипр. Давайте рассмотрим два скульптурных портета — мужской и женский, выполненных в 5-м веке до н.э. Поражает не только изумительная обработка камня, но и умение древних скульпторов передать характер и настроение модели. Мужчина весел и энергичен, а женщина печальная и задумчива.

В залах, где представлено античное искусство, вы увидите Римский зал, великолепную древнеримскую мозаику, колонны, фрески, скульптуры, потолочные росписи и почуствуете неподражаемую атмосферу того периода.

Интересные факты:

Вторая Мировая война разделила фонды музея. В 1943 году Новый музей получил серьёзные повреждения. Многие экспонаты сгорели во время пожара, оставшиеся вывезли на хранение в разные места. Бюст Нефертити пережил войну в шахте солеварни в Тюрингии, а позже был перевезен в Музей Висбадена.

Большая часть коллекции оказалась в Восточном Берлине, и с 1958 года демонстрировалась в Музее Боде. Другая часть коллекции, переданная Западной Германией в Западный Берлин, демонстрировалась с 1967 года в Штюлеровском здании напротив дворца Шарлоттенбург.

После объединения Германии коллекции вернулись в Новый музей, но не полностью. Многие экспонаты пережили военную эвакуацию, совершили поездку в Советский Союз и были возвращены во времена ГДР. Многие, но не все. Например, «сокровища Приама» — находки Генриха Шлимана. Часть из них до сих пор хранится в Пушкинским музее в Москве, еще одна часть «троянской коллекции» находится в Петербурге.

Новый музей открыт:

понедельник-среда 10:00 — 8:00; четверг-суббота 10:00 — 20:00
Вход 10 евро / льготный 5 евро
Тел: +4930 266 42 42 42

Как добраться:

Пешком: От Александер-платц в сторону Берлинского Собора, который находится на Музейном острове.

Автобус: №100 и №200, выйти на остановке Люстгартен (нем.Lustgarten).

Читайте так же:  Первый музей петра i

Метро U-Bahn: линия U6, станция Фридрихштрассе (нем.Friedrichstra?e)

Городская электричка S-Bahn: линии S1, S2, S25 станция Фридрихштрассе (нем.Friedrichstra?e); S5, S7, S75 станция Хакешер Маркт ;(нем.Hackescher Markt)

Кид резюме

Новый музей в Берлине объединяет экспонаты, рассказывающие о многих тысячах лет истории человечества и, безусловно, заслуживает внимания туристов. Кроме того, он признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. На трех этажах здания разместились Египетский музей, собрание папирусов, коллекции Музея доисторического периода и ранней истории. Если вы интересуетесь историей, вам наверняка понравится посещение Нового музея. Маленьких детей экспозиция вряд ли заинтересует, а вот школьников вполне можно увлечь походом. Они смогут своими глазами увидеть фрагменты древнего мира, о которых наверняка только читали в учебниках. Имейте в виду, что в музее, к сожалению, нет аудиогида на русском языке. Если вы не очень хорошо владеете английским или немецким, лучше еще дома немного рассказать ребенку об истории Египта, Греции, Древнего Рима – так вы подогреете интерес юного исследователя.

Жемчужина коллекции Нового музея – бюст царицы Египта Нефертити (XIV век до н.э.). Известно, что царицу при жизни называли «Совершенная», а ее изображение служило украшением множества храмов страны. Найти самый красивый из известных бюстов Нефертити довелось немецкому археологу Борхардту, который написал в своем дневнике: «Описывать бесцельно – надо смотреть». Фотографировать египетскую царицу туристам не разрешают, а вот любоваться – сколько угодно. Интересен еще один экспонат, находящийся тут же – точная копия бюста из металла, которую можно ощупать. Она сделана специально для слабовидящих людей.

Помимо изображения Нефертити, в музее есть и другие интересные экспонаты. Например, предметы, относящиеся к периоду неолита и бронзового века, к кельтской культуре, любопытное собрание папирусов, череп неандертальца. Хранятся в музее и «сокровища Приама», которые еще называют «золото Трои». Здесь находится только часть драгоценностей, остальные рассредоточены по разным музеям мира.

В залах, где хранится коллекция музея Ранней Истории, можно увидеть экспонаты, иллюстрирующие прошлое Европы, а точнее период от Каменного века и до Средневековья.

Многие из предметов, выставляемых в музее, пережили время военной эвакуации, были вывезены на территорию Советского Союза, а потом вернулись обратно во времена ГДР.
Новый музей интересен не только своей коллекцией, но и сам по себе – у здания непростая история, оно является памятником инженерно-архитектурного искусства страны. Музей был построен в далеком 1850 году по проекту Фридриха Августа Штюлера. Во время Второй мировой войны здание настолько пострадало, что он него остались практически одни руины. Восстановительные работы начались в 1986 году, а торжественное открытие преображенного Нового музея состоялось лишь в 2009 году.

Архитекторы, трудившиеся над восстановлением сооружения, решили оставить некоторые свидетельства разрушений и нанесенных зданию «ран». В некоторых местах можно увидеть кирпичную кладку и несущие конструкции, с которых в результате взрыва бомбы обрушилась штукатурка. Сохранены следы на фасаде от попадания осколков снарядов и гранат.

Новый музей расположен на Музейном острове Берлина. Вы можете купить единый билет на посещение всех зданий острова и дополнить прогулку визитом в Пергамский музей, Старый музей, Старую национальную галерею, Музей Боде.

В течение шести десятилетий это разрушенное во время войны здание было руиной. Несколько поколений мальчишек из окрестных кварталов играли здесь в «войнушку». Двенадцать лет и 233 миллиона евро ушло на восстановление.

Самая красивая берлинка

Все пути в этом здании ведут наверх, к свету и его царице: «самая красивая берлинка» расположилась в полукруглой ротонде с видом на новостройки. Однажды Нефертити уже обитала в этом зале с изумрудными стенами и фресками, представляющими сцены из жизни древних. Не слишком ли много пестроты вокруг древнего бюста? Этот вопрос возникал и у Фредерики Зайфрид (Frederike Seyfried), недавно возглавившей Египетское собрание Музейного острова. Сегодня эти сомнения полностью рассеяны:

«Когда мы рано утром четвертого октября принесли сюда бюст Нефертити, сразу стало ясно, что это решение – лучшее, которое мы могли принять, говорит директор музея. — Для бюста это счастливый конец долгой одиссеи.»

Центральное фойе музея

Древние скульптуры в Купольном зале музея

«Клад Приама» и другие сокровища

То же можно сказать и о других объектах, выставленных в воссозданном музее. Здесь, на трех выставочных этажах, разместились не только египетская, но и другие «старые коллекции» из собрания музея Древнейшей и Ранней истории: скажем, археология неолита и бронзового века, находки, относящиеся к кельтской культуре, собрание папирусов. Многие из этих «единиц хранения» пережили военную эвакуацию, совершили поездку в Советский Союз и были «репатриированы» во времена ГДР.

Многие, но не все. Например, «сокровища Приама», они же «золото Трои» (находки, сделанные отцом немецкой археологии Генрихом Шлиманом). Как говорит директор музея Древнейшей и Ранней истории, Маттиас Вемхоф (Matthias Wemhoff): «Клад Приама был рассредоточен по разным музеям. У нас находятся некоторые значительные объекты: например, большой серебряный сосуд, более килограмма весом, в котором были спрятаны золотые объекты.» Содержимое сосуда хранится в Пушкинским музее в Москве. Еще одна часть «троянской коллекции» находится в Петербурге. Дружеские отношения между руководителями и сотрудниками трех музеев пока не могут принципиально изменить положение.

Читайте так же:  Музеи новодевичьего монастыря в москве

Фрески в Римском зале

Интерьер Римского зала

«Музей музея»

Но один из главных (если не основной) объект, ради которого стоит отправиться в Новый музей, это. сам музей. Потому что это, если можно так выразиться, «музей музея». Задуманный как стройная и строгая академия, Новый музей был построен в 1843-46 годах по проекту Фридриха Августа Штюлера (Fiedrich August Stuhler) — архитектора, весьма популярного и в России (однажды он чуть было не получил заказ на перестройку Зимнего). Новый музей считается главным произведением архитектора — неоклассициста. Всё в этом здании – анфилады просторных, но не очень больших залов, высокие окна, обилие декоративных деталей в отделке — должно было располагать к уединенным размышлениям о сути прекрасного. Здесь есть «помпейский» зал, «зал Вакха», «зал ниобид», «мифологический» зал…

Впору задуматься о том, чем был и чем стал музей. Во времена Штюлера «культпоход» протекал примерно так: посетитель поднимался на крыльцо музея и звонил в звонок. Ему навстречу выходил почтительный служитель, принимал у визитера шляпу и пальто и провожал его в залы по мраморной, покрытой ковром лестнице. Сегодня Новый музей, как и другие здания острова, должен пропускать сквозь себя потоки из тысяч туристов ежедневно. Что называется, «не было счастья – да несчастье помогло»: военные разрушения легитимируют значительную реконструкцию.

Фрагмент росписи Египетского зала

Апсис Средневекового зала

Реконструкция с препятствиями

Двенадцать лет назад бюро знаменитого британского архитектора Дэвида Чипперфилда (David Сhipperfield) выиграло тендер на реконструкцию Нового музея. С задачей «перестроить и осовременить, не меняя духа здания», Чипперфилд справился с блеском. Структура музея изменилась минимально, появилась лишь проходящая сквозь все этажи широкая лестница, а «глухую» крышу заменил стеклянный купол.

Эта бетонная лестница стала, кстати, и поводом для критики. Архитектор поясняет: «Мы стремились к тому, чтобы неизбежные фрагменты новой архитектуры были выдержаны в минималистическом стиле. Исходная лестница Штюлера была из мрамора. Но мрамор – очень помпезный материал. Поэтому мы сделали выбор в пользу бетона. Бетон дает возможность создать мощный фигуративный элемент в «тевтонской манере», не утрачивающий при этом декоративности.»

Дэвид Чипперфилд на фоне «спорной лестницы»

Шлютер дал этому залу называние «зала современного искусства»

Время как соавтор

Следы времени сохранены в качестве иллюстраций. Кое-где Чипперфилд «берет войну и время в соавторы»: скажем, там, где из-за разрывов бомб со стен и потолка обрушилась штукатурка, обнажив кирпичную кладку и несущие конструкции, он всё в таком виде и сохранил, мол, и выглядит эстетично, и здание «дышит». Сохранились и следы от осколков гранат и снарядов на фасаде. Залатали лишь самые крупные «раны», вредящие здоровью здания.

Для реконструкции утраченных фрагментов внутри и снаружи использовали исключительно природные или исторические стройматериалы: кирпич для залатывания дыр во внутренних конструкциях музея «добывали» в окрестных кварталах, где было разобрано несколько безнадежных послевоенных развалин, коими богат Берлин.

Новый музей до начала реконструкции

Музейный остров будущего

Вообще же в новой концепции Музейного острова (состоящего, напомню, из пяти музеев) Новому музею отведена роль «камерного зала». Функция «большой сцены» закреплена за, пожалуй, самым знаменитым музеем острова – Пергамским. Он — следующий в очереди на реконструкцию.

Завершение всех строительных работ намечено на 2020 год. Восстановление и реконструкция Музейного острова в Берлине – самый дорогостоящий проект, когда-либо осуществлявшийся в Германии в области культуры: по актуальным оценкам, на него должно уйти до двух миллиардов евро.

Автор: Анастасия Рахманова
Редактор: Дарья Брянцева

Контекст

Работа немецких реставраторов: консилиум для Нефертити

В Берлине проходит выставка, посвященная работе реставраторов. Главными их соратниками являются сегодня химики и биологи. Современная реставрация – это наука, а мастерская больше походит на медицинскую лабораторию. (08.04.2009)

Какой возраст у красавицы Нефертити?

«Бюст Нефертити — подделка?» — такие заголовки появились на страницах немецких газет. Авторы сразу двух книг утверждают, что знаменитый бюст супруги фараона, выставленный в Берлине, — позднейшая подделка. (17.05.2009)

Комментарий: Предчувствие Берлина

Можно ли более или менее коротко ответить на вопрос: какой он, тот или иной город? Каков Берлин при взгляде издалека? Что рассказывают о Берлине за его спиной? С чем ассоциируется Берлин? (25.09.2009)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *