Нужно строить храмы

Автор фото, Artyom Geodakyan/TASS

Протесты против строительства храма в Екатеринбурге привели к приостановке работ — власти обещают обсудить с жителями альтернативные площадки для строительства. На фоне этих событий протесты против возведения храмов в скверах и парках проходят и в других российских городах. Вот пять примеров.

Протесты в центре Екатеринбурга начались в понедельник, 13 мая, после установки забора вокруг сквера, на месте которого планируется построить храм святой Екатерины. На четвертый день конфликта президент России Владимир Путин предложил урегулировать противостояние проведением опроса горожан.

  • «Дело не в храме и не в сквере». Что происходило в протестующем Екатеринбурге
  • «Эта история — не про веру». Евгений Ройзман о протестах в Екатеринбурге
  • Протесты в Екатеринбурге: что думают о храме Монеточка, Шахрин и Бутусов

18 мая губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев обратился к жителям с просьбой обсудить альтернативные площадки для строительства храма.

В минувший понедельник администрация Екатеринбурга объявила сбор предложений горожан по возможным площадкам строительства храма. Во вторник, 21 мая, строители начали демонтаж забора.

В других городах также зреют конфликтные ситуации из-за строительства храмов в сложившихся городских пространствах.

Санкт-Петербург

Вечером 20 мая в Красносельском районе Петербурга состоялась акция против застройки Южно-Приморского парка. Там, как утверждают активисты, планируется строительство храмового комплекса.

Забор будущей стройплощадки парке взяли под охрану за несколько часов до встречи жителей. Полицейские и районные чиновники расположились возле поклонного креста и информационного стенда.

На стенде было указано, что заказчик работ — приход храма покрова Божией матери. Новый забор вплотную прилегает к территории уже строящегося храма святителя Иоанна Милостивого.

Протестующие не понимают, почему обещанную детскую площадку нужно строить до 2021 года

Когда тех, кто пришел подписать петицию в защиту парка, набралось больше полусотни, к людям вышли председатель приходского совета Игорь Александров и настоятель храма протоиерей Валерий Швецов. Они попытались убедить людей, что за серым строительным забором будут проводить работы по благоустройству территории — и даже построят детскую площадку.

Объяснить, почему стройка будет длиться до середины лета 2021 года, они не смогли.

У забора люди договорились, что будут собирать подписи в защиту парка не только во время встречи, но и после нее, а так же дополнительно решили создать петицию в интернете. Коллективное обращение они намерены передать властям Петербурга.

У защитников Южно-Приморского парка есть несколько аргументов. Во-первых, им нужен парк с дорожками, газонами и скамейками. Во-вторых, по их словам, священнослужители не привели в порядок территорию, на которой с 2012 года строят храм святителя Иоанна Милостивого. Она тоже огорожена строительным забором.

Строящийся храм святителя Иоанна Милостивого

Третий аргумент: в соседнем дворе за девятиэтажным домом, напротив которого прошла встреча, есть еще одна церковь — Храм святых равноапостольных Константина и Елены.

Чего юго-западу Петербурга не хватает на самом деле, уверяют противники строительства, так это поликлиник, детских садов, отделений полиции и метро.

Во время встречи жителей полиция только наблюдала и не вмешивалась. Люди в штатском с любительскими камерами снимали происходящее.

Красноярск

К среде, 15 мая, в Екатеринбурге насчитывались десятки задержанных протестующих, несколько человек попали в больницы. На фоне этих событий мэр Красноярска Сергей Еремин сообщил об отказе планов строительства храма на территории сквера между улицей Баумана и Свободным проспектом.

Автор фото, Google

В Красноярске отменили решение о строительстве храма в сквере между улицей Баумана и Свободным проспектом

«Прежде всего, это связано с наличием на этой территории сквера и необходимостью сноса зеленых насаждений для строительства храма», — сообщили тогда в пресс-службе мэрии.

Это было скорее формальное решение — об отказе от проекта стало известно в апреле, когда городская комиссия по подготовке проекта правил землепользования порекомендовала отказать Красноярской епархии РПЦ в предоставлении разрешения на строительство. Перед этим на публичных слушаниях красноярцами проголосовали против проекта строительства храма 480 голосами против 218.

Челябинск

В понедельник, 20 мая, стало известно, что администрация Челябинска отложила на неопределенный срок рассмотрение вопроса о строительстве часовни святой Татьяны в сквере напротив Южно-Уральского госуниверситета в центре города.

«Опыт, который был в Екатеринбурге, должен быть изучен. У нас в текущем режиме строительство приостановлено. Мы изучим общее мнение жителей, и потом будет приниматься окончательное решение», — прокомментировал решение мэр города Вадим Елистратов (цитата по «Коммерсанту»).

Автор фото, Google

Власти Челябинска решили изучить «опыт, который был в Екатеринбурге»

В октябре 2018 года на публичных слушаниях горожане, как и в Красноярске, высказались против строительства. Но тогда же на закрытом заседании комиссии по градостроительству и землепользованию депутаты одобрили идею строительства, а в начале 2019 года идею поддержал правящий архиерей Челябинской митрополии Григорий.

«Надеюсь, что люди поймут необходимость этой часовни, а мы, со своей стороны, все сделаем для того, чтобы она была в ближайшее время воздвигнута», — говорил митрополит.

Ульяновск

В Ульяновске вслед за Екатеринбургом начали опрашивать жителей об отношении к строительству храма Александра Невского в сквере рядом с домом культуры завода УАЗ. Опрос, как сообщает местное издание 73online, организовала региональная общественная палата.

Новый каменный храм на 500 вместимостью в 500 прихожан планируется построить вместо старого деревянного. На прошлой неделе на месте строительства собрались жители города, недовольные возможным уничтожением зеленых насаждений.

В Симбирской епархии утверждают, что проект предполагает перенос лишь пяти деревьев и дополнительное благоустройство прилегающих территорий.

Нижний Новгород

В Нижнем Новгороде существует конфликт вокруг проекта строительства часовни в сквере памяти погибших милиционеров в Автозаводском районе, где планируется строительство храма-часовни в честь иконы божьей матери «Всецарица». Сейчас в сквере стоит огромный православный крест.

Чтобы сформировать земельный участок и передать его РПЦ, необходимо изменить проект межевания территории и утвердить его в правительстве Нижегородской области, писал «Коммерсант».

По вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки на прошлой неделе состоялись публичные слушания, на которых часть жителей выступила против строительства. На слушаниях присутствовали участники движения «Сорок сороков», которое приобрело известность в ходе противостояния с противниками строительства храма в московском парке «Торфянка» в 2015-16 годах.

После слушаний противники строительства выходили на одиночные пикеты центр города. Разрешение на строительство храма пока не получено. Выдавать его или нет, решит правительство Нижегородской области, сообщал «Коммерсант».

Один из наиболее известных случаев массовых протестов против строительства храмов в России — это конфликт вокруг строительства в парке «Торфянка» на северо-востоке Москвы. Протесты против строительства храма в парке начались летом 2015 года, когда в этом районе решено было возвести один из объектов московской программы «200 храмов».

После нескольких митингов, в ходе которых происходили столкновения противников строительства со сторонниками, правительство Москвы провело интернет-опрос, по итогам которого храм было решено построить в другом месте. Конфликт комментировал патриарх Кирилл, который говорил, что нельзя «идти на поводу у людей, которые по идейным соображениям ненавидят изображение креста Господня».

Камень, политый оливковым маслом, ящик в палатке и город на небе — сооружения, рекомендованные Богом для будущего храмового строительства

Камень Иакова

Согласно Библии, Бог, единый для иудеев, христиан и мусульман, не сразу привел людей к мысли построить Ему храм. Первым указанием можно считать сон Иакова, сына Исаака и внука Авраама, того самого, который за чечевичную похлебку купил у брата Исава право первородства. Отправившись в путь, чтобы избежать гнева обманутого брата, Иаков заночевал в дороге и устроился спать прямо на земле, подложив вместо подушки камень:

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!
И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». (Быт. 28:12–22)

Так пастух Иаков, еще не умея построить настоящий храм, обозначил главные принципы храмового строительства. Во-первых, он отметил место присутствия высших сил, установив памятный знак. Во-вторых, освятил его, совершив специальный ритуал с помазанием камня елеем (оливковым маслом). В?третьих, назвал это место домом Божьим. Наконец, он дал этому месту еще одно определение — «врата небесные», то есть место, откуда открывался путь в иной мир. С тех пор всякое сакральное сооружение авраамической религии может быть признано таковым по наличию этих признаков.

Читайте так же:  Шанхай храм православный

Пейзаж со сном Иакова. Картина Михаэля Лукаса Леопольда Вилльмана. Около 1691 года © Wikimedia Commons

Скиния

Первый настоящий храм появился у евреев значительно позже. Причем это была легкоразборная походная конструкция, можно сказать, храм-палатка.
По пути из египетского плена, но задолго до обретения Земли обетованной народ Израиля остановился лагерем у подножия горы Синай. Моисей не раз поднимался на эту гору, где лично беседовал с Богом. Там, на скрытой облаком вершине, человечеству были переданы первые Десять заповедей. В письменном виде, начертанными на каменных скрижалях. Вместе с ними Моисей получил и подробнейшие инструкции о том, как и где их хранить. Во-первых, необходимо было собрать в народе пожертвования: «шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета. » (Исх. 35:6), лен и кожи, ценные породы деревьев, много золота, серебра и меди. Также понадобились мастера-ремесленники. Вот имена двух из них, упомянутых в Библии и навсегда оставшихся в истории: Веселеил, сын Урии, сын Ора, из колена Иудина, и Аголиав, сын Ахисамахов, из колена Данова (Исх. 35:30, 34).

«Исполнил сердце их мудростию, чтобы делать всякую работу резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани». (Исх. 35:35)

Так, в соответствии с указаниями Господа, для хранения скрижалей был изготовлен деревянный ящик, со всех сторон обитый золотом. Сверху он закрывался золотой крышкой, украшенной крылатыми фигурами серафимов. По углам крепились золотые кольца, в которые продевались обложенные драгоценной фольгой шесты. Получилось что-то вроде носилок — удобное приспособление для странствий по пустыне. Но главное, во время стоянок этот ящик со скрижалями — ковчег Завета — должен был находиться в особом шатре, в скинии.

Скиния. Рисунок неизвестного автора. XIX век © Wikimedia Commons

Именно скиния является прародительницей всех храмовых построек и у иудеев, и у христиан, и у мусульман. Судя по описанию в Библии, это была большая многослойная палатка из кусков ткани, искусно сцепленных между собой и кое-где спускающихся с краев изящными драпировками. Снизу лежал виссон, то есть, скорее всего, льняное полотно, потом — шерсть, а сверху, видимо, как защита от дождя, козьи шкуры. В отличие от обычного шатра, внутри находились деревянные стены — ряды поставленных вертикально брусьев из дерева ситтим (акации) на серебряных подножиях. Южная и северная стороны состояли из 20 таких брусьев, западная — из шести плюс два угловых, соединяющих конструкции под прямым углом. Получалось вытянутое с востока на запад помещение, что-то вроде базилики. Внутри тканая завеса на пяти столбах с медными подножиями делила пространство на две части, большая из которых, первая от входа, называлась святилище. В нем помещались золотой семисвечник, стол для предлагаемых в жертву Богу хлебов и маленький жертвенник для воскурений. Малое, дальнее помещение — святая святых — предназначалось для хранения ковчега Завета, и входить в него мог только первосвященник. Неотъемлемой частью храма был двор, огороженный ткаными завесами на столбах из того же дерева ситтим, но на медных опорах. Во дворе располагался главный жертвенник, на котором сжигались приносимые в дар Богу животные, и сосуд для омовений.

Строительство скинии. Гравюра Герарда Хута из книги «Figures de la Bible». 1728 год Художнику удалось на одном листе показать все, о чем рассказано в сороковой главе книги Исход. © Wikimedia Commons Скиния Моисеева. Рисунок из древнерусс­кого перевода книги Козьмы Индикоплова «Христианская топография», 1495 год В интерпретации русского художника конца XV века скиния — именно шатер, допускающий образование описанных в Библии красивых складок, а не скромная палатка, плотно облегающая деревянные стены.

С тех пор молитвенные постройки всех авраамических религий строятся по трехчастной схеме: преддверие — двор или притвор (нартекс), собственно основное пространство храма и специальная сакральная зона — алтарь или просто возвышение со столом либо тумбой для священных текстов. Этот шатер оказался не просто местом хранения скрижалей Завета и не только специальной территорией, где перед скрижалями, как перед идолами, приносятся жертвы. Теперь уже скиния, а не место, когда-то отмеченное камнем Иакова, стала домом Бога. Евреи могли убедиться в этом буквально: как только Моисей собрал скинию и освятил ее елеем, она скрылась в божественном облаке — наглядном свидетельстве божест­венного присутствия. Когда облако поднималось, странникам пустыни становилось понятно, что пора двигаться дальше в поисках Земли обетованной; если останавливалось, это был знак, что пора разбить лагерь для отдыха.

Интересно, что устройство скинии описано в Библии самым подробным образом. Указано, сколько шипов нужно на каждом столбе, чтобы они соединялись друг с другом, как должны лежать обложенные золотом шесты, скрепляющие конструкцию; сказано, что на каждом куске ткани, служащей покрытием шатра, необходимо именно по 50 петель и именно голубого цвета, а крючки, сцепляющие петли друг с другом, нужно непременно отлить из золота. Однако представить себе, как скиния выглядела на самом деле, довольно сложно — по крайней мере реконструкции разных исследователей мало похожи друг на друга.

Храм Соломона

Придя наконец в Землю обетованную (обещанную Богом), евреи, казалось бы, сразу должны были построить настоящий, стационарный храм. Однако вопрос о строительстве полноценного каменного храма встал только с появлением настоящей государственной власти: первому из еврейских царей, Саулу, было еще не до зодчества — его целиком поглотила ревность к воинской славе Давида; Давид, в свою очередь оказавшись на троне, озаботился строительством, но честь считаться строителем Первого храма досталась Соломону, сыну Давида.

«И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина». (2-я Пар. 3:1)

Царь Тира Хирам взялся помочь Соломону не только материалами, но и квалифицированной рабочей силой — прислал умелых каменотесов и архитектора.

«И послал Хирам к Соломону сказать: я выслушал то, за чем ты посылал ко мне, и исполню все желание твое о деревах кедровых и деревах кипарисовых; рабы мои свезут их с Ливана к морю, и я плотами доставлю их морем к месту, которое ты назначишь мне, и там сложу их, и ты возьмешь; но и ты исполни мое желание, чтобы доставлять хлеб для моего дома». (3-я Цар. 5:8–9)

Строительство шло семь лет. Камни на площадку доставлялись уже обработанными, и на то была важная теологическая причина: еще Моисею запрещалось складывать жертвенник из обтесанных камней. Тогда считалось, что для святого дела не годятся материалы, оскверненные прикосновением железа. Видимо, строители храма Соломона, понимая, что из бесформенного материала достойного здания им не построить, пытались обойти этот запрет, обрабатывая валуны вдали от места применения. Кроме того, такое решение сохраняло на стройплощадке благоговейную тишину.

Храм Соломона. Гравюра из книги Франсуа Ватабля «Biblia sacra». 1546 год Таким представлялся храм Соломона людям в XVI веке. Правда, только тем, кто внимательно читал Библию. Другим же он виделся круглым в плане. © Wikimedia Commons

Как и скиния, храм в Священном Писании описывается очень подробно, и все же нам трудно представить себе, как он выглядел. Обычно в реконструкциях его изображают близким к вавилонской архитектуре, с характерными зубчатыми украшениями на фасаде, о которых упоминает и Библия. Впрочем, общая композиция храма достаточно очевидна. В целом она повторяла структуру скинии: большой двор, а в нем вытянутое в плане помещение, разделенное завесой на святилище и святая святых. Ковчегу, как и раньше, предназначалось кубическое по форме пространство, куда лишь раз в год, в Иом-Кипур (Судный день, самый важный из иудейских праздников), мог входить первосвященник. В святилище расположились светильник, жертвенник для воскурений и стол для хлебов предложения. У храма также появился притвор и вспомогательные помещения. Отделка здания была очень богатой: снаружи мрамор, внутри кедровое и кипарисовое дерево, обшитое золотыми листами.

Храм, согласно Библии, начал строиться через 480 лет после бегства израильтян из египетского плена, на четвертом году царствования Соломона, и был закончен за семь лет. Скорее всего, до Рождества Христова оставалось еще 950 лет, хотя есть и иные подсчеты.

Как и положено, в ходе специального ритуала здание было помазано елеем и освящено. Торжественная процессия внесла в давир ковчег Завета, как тогда казалось, навсегда Храм дважды был разрушен и после второго раза уже не восстанавливался. Кроме того, после разрушения Первого храма исчезла главная святыня — Ковчег со скрижалями Моисея. . Божественное облако вновь, как когда-то в скинии, наполнило святилище и святая святых. Храм стал домом Бога, что неоднократно подтвердил и сам Господь, являясь Соломону.

Небесный Иерусалим

Из представителей авраамических религий только христианам было дано узнать во всех подробностях, как выглядит город, построенный на небе самим Господом: ангел явился Иоанну, одному из ближайших учеников Иисуса, сосланному гонителями последователей Христа на остров Патмос, чтобы продиктовать Откровение (Апокалипсис) — рассказ о том, каким будет конец света и что ему должно предшествовать. В частности, в финале человеческой истории Град Небесный спустится на землю. Это будет квадратная в плане крепость из драгоценных камней, высота стен которой равна ширине. Двенадцать ворот — по три на каждую сторону света — впустят в себя лишь праведников. А главное, как было явлено Иоанну Богослову, в Граде том вообще не будет храма, ибо вместо него — сам Господь.

«…И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.
Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни». (Откр. 21:9–27)

Подготовлено по материалам готовящейся к печати в издательстве Высшей школы экономики книги Сергея Кавтарадзе «Семь книг об архитектуре. Учимся видеть и понимать».

Церковь Трех Святителей в Огородниках (также Трехсвятительская церковь, Трехсвятская церковь, Трех Святителей Вселенских церковь у Красных Ворот) — утраченный храм Русской православной церкви, располагавшийся в Москве в районе Красных Ворот.

Читайте так же:  Храм в быково готический
Достопримечательность
Церковь Трех Святителей в Огородниках

Храм Трех Святителей у Красных Ворот в 1882 году.
55°46?06? с. ш. 37°38?57? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Строитель Иван Венюков
Строительство 1699
Дата упразднения 1928 год
Статус Утрачен

Содержание

  • 1 История
  • 2 Закрытие и снос
  • 3 Иконостас храма
  • 4 Ссылки

Храм получил свое название в честь трех каппадокийских отцов церкви — Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста. Деревянная церковь, на месте которой в 1699 году на средства подьячего Приказа Большой казны Ивана Венюкова [1] был построен каменный храм, была известна с 1635 года [2] , сведения о существовании деревянного храма встречаются также в 1686 году [3] . О строительстве каменного здания в 1699 году известно из грамоты святейшего патриарха Московского Адриана [4] . Согласно протоколу осмотра церкви членами Комиссии по изучению старой Москвы, записанному Михаилом Александровским в 1923 году, наличие в ней иконы «Неопалимая Купина» и ряд книг 1677, 1681 и 1699 года могли свидетельствовать о том, что она была основана уже в XVI веке и пережила «польское лихолетье» [1] .

Освящение храма состоялось 31 мая 1705 года [1] , его совершил митрополит Стефан (Яворский) [1] . Деревянный храм, по причине близости к огородам, называли «церковью в Огородниках», или же «в Старых Огородниках» [5] . Название «у Красных Ворот» церковь получила после того, как невдалеке была построена триумфальная арка в честь победы в Полтавской битве [6] .

В середине XVIII века (по другим данным — в его конце, в 1798 году [7] ) к храму была пристроена колокольня [2] . Кроме того, в 1769 году к храму был пристроен придел святого Харлампия, епископа Магнезийского [7] , переделанный в 1823 году [1] , а в 1798 году — придел во имя Иоанна Богослова [7] . Таким образом, приделов в храме стало три [8] . По другим данным, Богословский придел был построен вместе с каменной церковью [4] [5] [6] , а освящен 11 января 1700 года [1] .

Храм принадлежал к Сретенскому сороку [8] .В 1874 году к храму было приписано 65 дворов, 684 мужских и 745 женских душ. За ним также числился один двор старообрядцев с 1 мужской и 3 женскими душами, и 3 двора иноверцев. Храм имел 220 рублей и 26 копеек процентов с капитала [8] . Утвержденное в 1864 году «Положение о приходских попечительствах при православных церквах» опиралось на опыт благотворительности ряда московских церквей, среди которых была и Трехсвятительская, в которых забота о благотворительности в приходах в значительной мере возлагалась на состоятельных прихожан [9] .

Мимо этой церкви проезжала в апреле 1742 года, направляясь на коронацию, императрица Елизавета Петровна. После этого на ее главке был установлен венец [5] . 11 октября 1814 года в Трехсвятительском храме был крещен поэт Михаил Юрьевич Лермонтов [2] [5] . В 1882 году в храме отпевали скончавшегося Михаила Дмитриевича Скобелева [5] [10] , сквер возле церкви в 1909 году рассматривали как одно из возможных мест установки памятника прославленному генералу.

Вопрос о сносе Трехсвятительской церкви поднимался уже в середине 1920-х годов в связи с вопросом о сносе Красных Ворот для расширения проезжей части Красноворотской площади. Решение об этом было принято Президиумом Моссовета 22 декабря 1926 года [11] , несмотря на протесты архитектурной общественности Москвы [11] , которую неоднократно ставили перед выбором перед сохранением только одного из памятников: храма или триумфальной арки [12] . В защиту храма включились Игорь Грабарь и народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский, приостановивший снос личными обращениями в Президиум ВЦИК, Совнарком, НКВД, Президиум Моссовета и другие учреждения [12] . Следующие доводы в пользу сохранения Трехсвятительской церкви приведены в протоколах заседаний комиссии о сносе зданий Красных Ворот и церкви Трех Святителей:

Облик здания очень характерен для той эпохи древне-русского строительства, когда иноземные влияния стали преобладающими: восьмигранная форма верхней части создана под влиянием украинского деревянного строительства, а восьмигранная люкарна на северной стене с вычурным фигурным обрамлением навеяна образцами голландской или немецкой резьбы того времени. Весь силуэт здания с большим полусферическим куполом и сильно вытянутой главкой очень красив и представляет в сочетании с Красными Воротами чрезвычайно живописную группу, вносящую разнообразие в общий городской пейзаж [12] .

Луначарский выступал с предложем расширить проезжую часть не за счет сноса храма, а «устранением ларьков у тротуара и палисадника, примыкающего к церкви» [12] . Для сохранения церкви при освобождении места для дорожного движения предлагалось также снести северную пристройку к храму, сооруженную в 1822 году [12] . 29 марта 1927 года с Моссоветом было достигнуто соглашение о том, что разобраны будут только пристройка 1822 года и ограда храма, причем расходы на это мероприятие согласился взять на себя приход [12] , однако уже в апреле комиссия по вопросу о сломке церкви постановила, что «вся церковь будет снесена, когда явится необходимость в расширении площади» [12] .

Окончательно решение о сносе храма ВЦИК принял в период между 18 сентября 1927 года и 18 февраля 1928 года [12] . Уже 19 февраля 1928 года прихожане храма святого Николая на Мясницкой улице, протестовавшие против его закрытия и сноса, заявляли, что после ликвидации Трехсвятительской церкви потребность в их храме у верующих сильно возрастет:

Потребность в нашем храме для верующих и теперь велика, а в ближайшем времени должна возрасти еще за счет массы прихожан ближайшего к нашему храму Трех святителей, что на Красноворотской площади, который, как известно, подлежит разборке [11] . Заявление прихожан церкви Св. Николая на Мясницкой улице во ВЦИК с просьбой не закрывать и не разрушать их храм

В марте 1928 года работы по сносу уже шли [12] . Церковь была снесена в мае 1928 года [5] с демонтажем Красных Ворот [2] . 12 февраля 2015 года в день памяти Трех Святителей на месте разрушенного храма был освящен поклонный крест [13] .

В начале XVIII века иконописцами круга Оружейной палаты Московского Кремля для храма Трех Святителей у Красных Ворот был создан шестиярусный барочный иконостас [12] . На момент начала работ по сносу церкви в 1928 году он все еще находился внутри храма. 6 марта 1928 года при участии представителей Центральных государственных реставрационных мастерских и Мосгубмузея МОНО было принято решение о сохранении иконостаса и желательной перевозки его в одну из московских церквей — рассматривались храмы в селе Алексеевском, и Иоанна Воина на Якиманке. Несмотря на то, что последний не был готов принять иконостас разрушаемого храма — из него предстояло вывезти собственный, — с 7 по 24 апреля 1928 года были произведены необходимые обмеры, иконостас был сфотографирован и перенесен на новое место [12] .

Читайте так же:  Храм виноградная сочи

Вознесенский собор Твери — культовое сооружение, возведенное на месте, где ранее были расположены 2 небольшие деревянные церкви: Вознесения и Богоявления. Построены они были более 400 лет назад. Затем, во время русско-польской войны, они были сожжены и позже отстроены заново. Однако Богоявленская вскоре снова была сожжена новым пожаром. Через некоторое время аналогичная участь постигла и церковь Вознесения Господня.

В середине XVIII века было начато строительство и проведено освящение новой церкви. Помня о событиях прошлых лет, строители в этот раз в качестве основного строительного материала использовали камень, а не дерево. Вскоре после строительства вновь случился пожар. Однако новая церковь лишь несколько пострадала и вскоре была реставрирована. В начале XIX века к ней были пристроены колокольни.

В течение следующих лет здание было подвержено многократным реконструкциям: возведен еще один придел — Антония и Феодосия Печерских, сделан позолоченный иконостас.

После революции иконы собора были конфискованы, а в 1935 году храм был закрыт. Затем какое-то время здание использовалось под музей краеведения. Лишь в 90-х годах он вновь стал православным храмом.

В 1994 году было решено вернуть православную традицию шествия с иконой Тихвинской Богоматери. Начинается процесс в соборе Христорождественском, а заканчивается в Воскресенском.

При Воскресенском соборе действует центр паломничества. Здесь регулярно организуют паломнические поездки к различным святыням, расположенным в Тверской области и за ее пределами.

Собор ведет активную работу с детьми и молодежью. Так, в соборе реализуются следующие направления деятельности:

  • воскресная школа для детей 4–17 лет. Здесь ребята изучают православную культуру и этику. При школе организованы дополнительные занятия — бесплатные кружки: изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, резьба по дереву, театр, музыкальная секция.
  • школа-студия тверской вышивки «Светлица». Занимаются в студии девочки от 9 лет и глухонемые дети. Занятия проходят индивидуально, они включают изучение истории русской народной вышивки, композиции изделий, основ православия. В авторской студии учатся также студенты и взрослые, обучение длится 2–3 года и дает возможность освоить дополнительную профессию.
  • православный молодежный клуб «Ирини». В клубной деятельности участвует молодежь 16–35 лет. К основным направлениям относятся: православное образование и духовное просвещение, приобщение к социальному и миссионерскому служению, культурно-просветительские и спортивно-оздоровительные мероприятия. Более подробную информацию о клубе можно найти в официальной группе ВКонтакте.

Расписание богослужений в Вознесенском соборе Твери

Службы проводятся в соборе ежедневно, утром и вечером:

  • 07:40 — Божественная Литургия;
  • 17:00 — Вечерня.

В дни церковных праздников время проведения служб может измениться.

Вознесенский собор Твери внутри

Стиль собора можно отнести к неоклассицизму. Квадратное здание отличается некоторой массивностью. Под полукруглым куполом имеется центральный барабан. Также здесь находится трехъярусная колокольня аналогичной квадратной формы.

Из белого камня сделаны колонны, карнизы, цоколь, ступени и колокольни. Сам собор покрашен в цвет охры с белыми деталями декора. Внутри собора — красивая роспись, купол украшен изображением неба.

Красоту интерьера лучше всего рассмотреть сверху, поднявшись по лестнице на второй этаж, где расположены книжный магазин и церковная лавка.

Святыни

В соборе хранятся две важные религиозные реликвии:

  • мощи священномученика Фаддея, перенесенные сюда в 1994 году. Они стали самой знаменитой святыней храма, за помощью к которой обращаются прихожане в сложных жизненных ситуациях. На протяжении последних лет инициативная группа занимается проектом по созданию храма-часовни священномученика Фаддея. Планируется разместить ее на месте погребения священномученика на бывшем Неопалимовском кладбище в Затверечье.
  • копия иконы Божией Матери «Тучная Гора». Оригинал ее с довольно редким письмом некогда был утерян. Известно лишь, что ранее она хранилась в Смоленской кладбищенской церкви Твери.

Как добраться до Собора Вознесения Господня в Твери

Собор расположен в Центральном районе по адресу: ул. Советская, 26. Доехать до него можно на общественном транспорте:

  • Трамвай № 5, остановка «Новоторжская».
  • Автобус № 30, 104, 107, 111, 114, 118, 128, 138, остановка «Новоторжская»; № 5, 15, 21, 31, 41, 110, 119, остановка «Трехсвятская»; № 20, 154, остановка «Библиотека им. Горького».
  • Маршрутное такси № 1, 7, 24, 52, 106, остановка «Новоторжская»; № 12, 51, 55, 106, 207, 233, остановка «Трехсвятская»; № 52, 211, остановка «Библиотека им. Горького».
  • Троллейбус № 2, 3, 4, 7, остановка «Трехсвятская».

К собору можно приехать на такси: в Твери работают службы «Такси Везёт», Яндекс.Такси, Maxim, Gett.

Вознесенский кафедральный собор на Google.maps:

Видео о соборе (колокольный звон):

Если и остались в Подмосковье глухие уголки, то село Трехсвятское — точно один из них. Добраться до него можно на автобусе из Дмитрова, который идет больше часа. По дороге за окном вас ждет красивый зимний пейзаж: заснеженные леса будут сменяться не менее заснеженным деревнями, а те в свою очередь белоснежными полями, пока вы наконец не окажетесь посреди большого старого села. Автобус уходит, и вы остаетесь наедине с тишиной, морозным ветром и собственными мыслями.

Село Трехсвятское довольно велико даже в наши дни, хотя официально в нем числятся всего 25 жителей. Дома растянулись почти на километр, а если посмотреть на карту, то можно увидеть, что они расположены строго с востока на запад, на самом берегу реки Сестры.

Главную достопримечательность Трехсвятского сложно не заметить — старая церковь и колокольня красного кирпича видны еще с дороги, когда автобус только появляется из-за леса. История этого храма неразрывно связана с историей Трехсвятского, так что если проследить одну, то можно узнать и вторую. О некоторых событиях из истории Трехсвятского мы и расскажем.

Говорят, что раньше, примерно на рубеже XVI-XVII, люди уже жили на этом месте. Пользовались дарами судоходной Сестры, полями и лесами, занимались ремеслами. Только село называлось не Трехсвятское, а Барское. Почему — история умалчивает. То ли барин сам тут жил, то ли частенько заезжал к своему приказчику — проверить, как у того идут дела.

Но, как гласит местная легенда, однажды случилось чудо. По реке приплыла деревянная икона трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Крестьяне достали ее из воды и отнесли в небольшую деревянную церковь, которая была построена ранее. Откуда взялась икона — никто не знал. Выше по течению ничего необычного не происходило и на поиски пропавшей иконы никто не приходил. Тогда люди решили, что явление иконы — действительно чудо, и решили переименовать свое село — теперь оно называлось в честь трех святителей — Трехсвятским. До наших дней сохранилась запись, датированная 1624 годом: «А на Богданове две трети в селе церковь трёх Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, деревяна, вверх, стоит без пения».

Село процветало и разрасталось, а местные ремесла славились на много верст вокруг. Особенно у трехсвятских мастеров хорошо получалось валять валенки — легкие, очень теплые и прочные, а также изготавливать разнообразные щетки — для обуви и одежды. Последние делались из конского волоса и поросячьей щетины.

Прошло много лет, село стало совсем большим, а старый деревянный храм обветшал. Решено было построить новую кирпичную церковь, за что и взялись всем миром в 1802 году. Новую церковь освятили в честь иконы Казанской Божией матери, а затем пристроили к ней высокую колокольню, трапезную и холодный летний храм. Внутри церковной ограды было кладбище, где даже сейчас между современных могил можно увидеть старые белокаменные надгробия.

Весь комплекс получился очень впечатляющим — в новый храм приходили и приезжали издалека. Большая кирпичная церковь и высокая колокольня словно дополнили картину села, тихой реки, полей и лесов. Теперь она казалась завершенной.

С наступлением XX века в Тряхсвятском было более 100 домов, а ввиду своей удаленности храм сразу после революции не закрыли. Во время Великой Отечественной войны село на несколько дней было оккупировано немцами, здесь происходили ожесточенные бои, в которых погибло более 400 советских воинов — столь высокой ценой село было отбито у врага.

После войны в храме располагался амбар колхоза «Рогачевский», а вся церковная утварь и иконы бесследно исчезли. Еще позднее в храме случился пожар, из-за которого с главного купола упал большой позолоченный крест.

Сейчас храм иконы Казанской Божией матери в Трехсвятском находится в плачевном состоянии. Кирпичные стены обветшали, своды частично провалились, колокольня не функционирует, а в окна задувает холодный ветер. Но с 2008 года постепенно идет восстановление храма неравнодушными людьми на весьма скудные средства, и результаты этой работы тоже видны. Новая водосточная система, свежее железо на крыше, в самом храме окна закрыты листами фанеры и пластика, а по большим праздникам в нем проходят службы. Нам, к сожалению, в этот раз попасть внутрь не удалось, так как храм был закрыт, но рядом висела табличка с расписанием ближайших служб.

Координаты храма в Трехсвятском: 56°29’37″N 37°3’59″E

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *