Одесса достопримечательности порт

Даже если вы никогда не были в Одессе, то наверняка слышали о Дерибасовской и Привозе. В Одессе столько открытости, юмора и колорита, что хватило бы на несколько городов. Здесь каждый найдет собственные любимые места. О главных достопримечательностях, которые обязательно стоит увидеть в Одессе, читайте в нашем путеводителе.

Одесса – город-порт, город-курорт, который с распростертыми объятиями принимал авантюрных и талантливых мигрантов из Франции, Италии и остальной Европы. Их созидательная деятельность сегодня отражается в архитектурных очертаниях Одессы. Здесь у каждой улочки и дома есть своя особенная семейная история – иногда интригующая, веселая, а иногда совсем грустная.

Сочетание великолепного морского воздуха, солнечного климата Черноморского побережья и потрясающего гостеприимства местных жителей делают Одессу популярным отпускным направлением. В летние месяцы город наполняется пестрыми веселыми массами туристов. Люди до утра гуляют по набережным и наслаждаются романтическими звуками морского прибоя, загорают на пляжах и с удовольствием посещают исторические места Одессы.

Что посмотреть и куда сходить в Одессе?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Одесский театр оперы и балета

Одесса стала третьим по счету городом в Российской империи, где появился театр. Первое здание было построено в 1810 году, но через несколько десятилетий оно сгорело. Следующее появилось в конце XIX века и работает до сих пор. Сооружение было возведено в стиле венского барокко, уникальный по акустике зрительный зал декорирован элементами французского барокко.

Памятник Дюку де Ришелье

В XIX веке герцог де Ришелье эмигрировал в Российскую империю из-за событий Французской революции, и какое-то время занимал пост одесского губернатора. Его считают одним из основателей Одессы. Памятник открылся в 1828 году по инициативе действующего градоначальника графа Ланжерона. Над скульптурой поработали Ф. Боффо и И. Мартос. Монумент украшает Приморский бульвар Одессы.

Потемкинская лестница

Лестница существовала еще до появления Одессы и вела на вершину холма, где стояла турецкая крепость. После того, как территория отошла Российской империи, лестница была реконструирована под началом архитектора Ф. Боффо. В ходе последней реставрации 1933 года некоторые площадки были заасфальтированы, парапеты облицованы в розовый гранит, и лестница потеряла 8 ступеней.

Дерибасовская улица

Одна из центральных улиц Одессы, популярная городская достопримечательность. Изначально называлась в честь адмирала Хосе де Рибаса, который участвовал в постройке одесского порта. Улица представляет собой замощенную булыжником мостовую, которая постепенно спускается к морю. На Дерибасовской, в основном, преобладает застройка XIX века. В скверах и на тротуарах находятся различные памятники.

Приморский бульвар

Одна из самых живописных улиц Одессы, любимое место для промедана горожан и туристов. Аллея засажена каштанами, кленами, платанами и липами, что придает ей романтичный «пейзажный» облик. Приморский бульвар застроен зданиями в стиле итальянского ренессанса и классицизма. Немного портят вид постройки советского периода. Улица является парадным фасадом Одессы и очень выгодно смотрится со стороны моря.

Воронцовский дворец

Резиденция генерал-губернатора М. Воронцова, построенная в 1834 году. Здание подверглось серьезным разрушениям во время Крымской войны. Обстрел англо-французской эскадры превратил его в руины. Впоследствии дворец был восстановлен и продолжал использоваться в качестве губернаторской резиденции, позже на его территории открылась мужская гимназия. В советское время он служил центром детского творчества и образования.

Шахский дворец

Особняк на улице Гоголя в неоготическом стиле, получивший название «Шахский дворец» по той причине, что однажды здесь останавливался персидский шах Мухаммед Али. Правитель бежал в Одессу после революционных событий в Иране. Особняк представляет собой постройку середины XIX века, возведенную для польского аристократа З. Бржозовского. Сейчас на его территории располагается офис частной компании.

Карта для путешествий с любыми авиакомпаниями. Оплачивайте милями 100% цены авиабилета — на любой рейс, направление и дату.

Спасо-Преображенский собор

Гласный православный собор Одессы. В начале XX века он являлся крупнейшим православным храмом Российской империи. Одновременно на службе могли присутствовать до 9 тысяч человек. Здесь покоились останки М. Воронцова и его супруги. В 1936 году здание было взорвано по решению советских властей. Собор был полностью восстановлен в 2000-х гг., а останки семьи Воронцовых были возвращены на прежнее место.

Свято-Успенский монастырь

Обитель выросла из архиерейского подворья начала XIX века. В 1922 году советская власть приняла решение о конфискации имущества и взрыва храмов, но монастырь все равно продолжал существовать, хотя на его территории обосновались представители раскольнического движения. В 1944 году обитель полностью возродилась, с 1946 года здесь располагалась летняя резиденция главы Русской православной церкви.

Одесский музей западного и восточного искусства

Музей появился в 1923 году, в его основу легли экспонаты из частных коллекций. В дальнейшем музейные фонды пополнялись за счет Киевского музея западного и восточного искусства и петербургского Государственного Эрмитажа. В наши дни он считается одним из самых крупных художественных собраний в Украине. Здесь представлено искусство стран Востока, Западной Европы и античного исторического периода.

Одесский художественный музей

Экспозиция располагается во дворце Потоцких – архитектурном памятнике XIX столетия в классическом стиле. Музей открылся в 1899 году благодаря деятельности Одесского общества изящных искусств. Первые экспонаты были переданы из Петербургской академии художеств. Сейчас в музейных фондах содержатся иконы, живопись, графика, коллекции декоративно-прикладного искусства.

Археологический музей

Музей появился в 1825 году на основе частной коллекции. Здесь хранится крупнейшее собрание археологических артефактов древней культуры Северного Причерноморья. Также в фондах имеются экспонаты из Древнего Египта, античной Греции и Рима. Особенно интересны коллекции предметов из драгоценных металлов, украшения из могильников скифов и сарматов и предметы роскоши, извлеченные из курганов кочевников.

Дом-стена

Дом на Приморском бульваре с довольно интересной архитектурной конструкцией. Если на него смотреть с определенного ракурса, то покажется, будто у сооружения отсутствуют боковые стены. Такой эффект был достигнут благодаря треугольной планировке здания (этот трюк был реализован из-за недостатка средств на строительство). Местные жители прозвали постройку «Ведьмин дом».

Дом Фальц-Фейна

Сооружение признано одним из самых живописных в Одессе и самым удачным творением архитектора Л. Влодека. Фасад здания украшен фигурами двух атлантов, несущих на своих плечах небесный свод. Эти фигуры не являются барельефами, они составляют самостоятельную скульптурную группу. До революции здание принадлежало семейству Фальц-Фейнов — почетных граждан Одессы.

Пассаж

Памятник архитектуры XIX- XX столетий, который расположен на пересечении Преображенской и Дерибасовсокй улиц. На территории комплекса размещается гостиница и торговые ряды. Крышу здания украшает настоящий паровоз. Внутреннее пространство Пассажа напоминает интерьеры московского ГУМа. До Революции 1917 года здесь находились самые престижные и дорогие магазины в Одессе.

Гостиница Большая Московская

Гостиница была построена во время «отельного бума» в начале XX века, когда в большом количестве возводились доходные дома. Каждая торговая компания, обладавшая свободным капиталом, стремилась вложить деньги в возведение очередного отеля. «Большая Московская» построена на средства фирмы «Дементьев и Ко». Это роскошное здание в стиле модерн стало одной из самых популярных одесских гостиниц.

Гостиница Бристоль

Исторический отель конца XIX столетия (5 звезд по современной классификации). Здание было возведено по проекту А.Минкуса и А. Бернардацци. После окончания постройки «Бристоль» стразу же приобрела славу самой роскошной гостиницы Одессы. В период с 2002 по 2010 гг. здание было закрыто на реконструкцию. В результате реставрационных работ был полностью восстановлен исторический облик XIX столетия.

Одесские катакомбы

Система подземных тоннелей и лабиринтов, общая протяженность которых примерно 2500 км. Катакомбы возникли вместе с началом строительства города в XVIII веке. Раньше здесь располагались каменоломни, где добывался известняк. Одесские катакомбы считаются самыми сложными, протяженными и загадочными в мире. До сих пор многие участки подземных ходов до конца не изучены.

Тещин мост

Пешеходный мост, который соединяет Бульвар Жванецкого и Приморский бульвар. Название «Тещин мост» придумали горожане. В советские времена существовала легенда, будто проход построили специально для первого секретаря Одесского обкома, чтобы тому было легче добираться в гости к своей теще через овраг. В этом месте молодожены традиционно вешают железные замки, символизирующие крепкие брачные узы.

Рынок «Привоз»

История рынка неразрывно связана с историей развития торговли в Одессе. Рыночная площадка была организована в 1827 году. Здесь торговали преимущественного привозными товарами, поэтому у рынка такое название. В начале 2000-х гг. была проведена генеральная реконструкция. В результате на территории «Привоза» появились офисные здания и современные торговые центры.

Парк Шевченко

Городской парк аттракционов, оборудованный согласно последним техническим достижениям в этой сфере. Здесь есть развлечения как для самых маленьких детей, так и для их взрослых родителей. Посетителей забавляют клоуны, персонажи из мультфильмов и прочие сказочные существа. В парке есть американский горки, колесо обозрения, веселые лабиринты и множество видов каруселей.

Городской сад

Городской парк, где в прошлом кипела бурная жизнь одесского общества. Сад был основан Феликсом де Рибасом в начале XIX столетия. На территории находятся музыкальный павильон, Летний театр, несколько памятников и скульптурных композиций, фонтан. Городской сад обновили и реконструировали в 2007 году. Парк продолжает играть роль излюбленного места для отдыха и прогулок.

Одесский городской дельфинарий

Дельфинарий «Немо» находится рядом с пляжем «Ланжерон», он был открыт в 2005 году. Это многофункциональный развлекательный комплекс, куда входят: океанариум, отель, сеть ресторанов, пляжи, центр дельфинотерапии. В «Немо» постоянно проходят захватывающие шоу с дельфинами и романтические ночные представления Посетители могут также поплавать с этими удивительными животными.

Аркадия

Курортная зона в Одессе, расположенная в пределах Приморского района. Аркадия – это самый центр отпускной жизни города. Здесь располагаются бесчисленные рестораны, отели, ночные клубы и прогулочные улицы. Местный пляж является самым удобным в Одессе, так как к нему ведет естественный пологий спуск. В высокий сезон жизнь в Аркадии кипит круглые сутки, шумные улицы не затихают ни на минуту.

Читайте так же:  Достопримечательности гкисловодска

Памятник жене моряка

Мемориал изображает красивую молодую женщину с ребенком на руках. Он поставлен на одесской набережной в память о моряках, не вернувшихся из сражений. Памятник был установлен в 2002 году на территории одесского порта. Достаточно быстро скромный монумент стал городской достопримечательностью, где любят фотографироваться многочисленные туристы.

Дополните статью, опишите своё впечатление от города (страны) или отдельной достопримечательности.

Торговый и пассажирский морской порт
Одесский морской порт
укр. Одеський морський порт

Вид на пассажирский терминал порта
Местонахождение Украина , Одесса
Площадь территории 1 410 000 м?
Грузооборот 25,3 млн тонн (2019) [1]
Пропускная способность 25 млн тонн сухих грузов
25 млн тонн наливных грузов
4 млн пассажиров
Время навигации круглогодично
Форма управления государственное предприятие
К-во и длина причалов 55 причалов — 10200 м
Глубина у причала 6,2 — 13,0
Дополнительные сведения
Наличие собственного флота рейдовый, пассажирский
Транспортные развязки железнодорожные и автомобильные подъезды;
выделенный автомобильный путепровод
Лоцпост лоцманская проводка обязательна
Радиосвязь позывной «Одесса-Радио-1»
каналы 6; 8; 9; 14; 16; 31; 33; 67; 70; 74
Наличие РЛС ПРДС «Одесса»
Стивидоры ДП «ГПК Украина»;
ООО «Металзюкрейн Корп. Лтд»;
ООО «Новолог»;
ООО «Новотех-Терминал»;
ООО «Бруклин-Киев»;
ООО «УНСК»;
ООО «Олимпэкс Купе Инт.»;
ДП «Приста-Ойл Украина»;
ООО «ОППК»;
ООО «Бруклин-Киев Порт»;
ЧАО «Синтез-Ойл»
начальник администрации порта Соколов Михаил Юрьевич
дозаправка топливом, водой, прием нефтезагрязненных вод, ремонт
Ближайшие порты Ильичёвский морской порт;
МТП Южный
Ближайшая ж/д станция Одесса-порт
Ближайший аэропорт Одесса
Сайт port.odessa.ua
Медиафайлы на Викискладе
46°30?13? с. ш. 30°44?40? в. д. H G Я O L

Одесский морской порт — крупный торговый порт международного значения, расположен на северо-западном побережье Чёрного моря, в юго-западной части Одесского залива. Имеет один из крупнейших в Европе пассажирских терминалов. Признан базовым круизным портом Украины. Третий по грузообороту на Чёрном море. Самый крупный порт Украины по грузообороту.

Строительство порта началось в 1794 году. К 1905 году порт в основном приобрёл свои современные очертания. В Российской империи был вторым по грузообороту после Петербургского. Наибольший грузооборот в независимой Украине был в 2002 году — 13,2 миллиона тонн сухих грузов и 20,4 наливных. Включает в себя Каботажную, Карантинную, Практическую (она же Арбузная), Угольную (она же Военная), Новую, Нефтяную и другие гавани.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Великая Отечественная война
  • 2 Пароходство
  • 3 Эстакада Одесского порта
  • 4 Пакгаузы
  • 5 В независимой Украине
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

История [ править | править код ]

Летом 1793 года Иосиф Де Рибас назначается начальником строительства крепости Хаджибей и нового порта рядом с ней. Правительство России придавало большое значение экспорту продукции Украины и южных губерний за границу морским путём через Чёрное море, для чего и закладывался порт.

  • В 1794 году на строительство порта было израсходовано 38 тысяч 900 рублей, в 1795 году — 87 тысяч рублей.
  • В январе 1800 года император Павел Первый выделяет для строительства порта 250 тысяч рублей в распоряжение магистрата города. Первый проект порта составляет Де Волан.
  • Начиная с 1801 года Одесса постепенно становится центром торговли Северного Причерноморья и главным портом России после Санкт-Петербурга. Постоянными гостями порта стали торговые суда со всего Средиземноморья — французские, итальянские, греческие, турецкие, австрийские. В том же году в Одессе открылся первый Банкирский торговый дом.
  • В январе 1803 по указу императора Александра Первого одесским градоначальником (в городе 8500 жителей) назначается католик Ришельё, Арман Эммануэль дю Плесси. В порту в это время был только мол Платоновской пристани. Через два месяца после назначения он «выбивает» у правительства понижение таможенных пошлин, что сразу привело к резкому увеличению товарооборота Одессы и всех других русских портов Чёрного моря.
  • В 1804 из Одессы отплыли 449 кораблей с пшеницей на сумму 3 млн 367 тыс. рублей, в 1808 — на 6 миллионов рублей. В городе появляются скоробогачи.
  • В 1814 году Ришелье оставляет город. Население Одессы — 35 тысяч человек, оборот порта — 25 миллионов рублей (из общей суммы 45 миллионов оборота всех российских портов Черного и Азовского морей). 1816 год — экспорт из Одессы 37 миллионов 700 тыс. руб., доля пшеницы 33 миллиона.
  • 16 апреля1817 года новый градоначальникЛанжерон выбивает у правительства первую зону свободной торговли на территории России — порто-франко (Вольную гавань). Одесское порто-франко открылось 15 августа1819 года и просуществовало 40 лет. Весь город попал внутрь беспошлинной зоны. Естественно, сразу же появилось множество контрабандистов.
  • Особый размах строительству порта придал новый губернатор граф Михаил Воронцов. По генеральной плану строительства Одессы 1828 года на строительные работы по смете инженера-гидротехника Фандер-Флисса в порту выделялось ровно «1 685 960 руб. и 69 с половиною копеек». Граф Воронцов покинул Одессу в 1845 году.

  • В 1841 годуНиколаевский бульвар связывает с портом Гигантская лестница в двести гранитных ступеней стоимостью 800 тысяч рублей.
  • В 1844 году Одесса отмечала полувековой юбилей. В торговле были побиты все рекорды. Одесса вывезла зерна больше, чем все порты САСШ вместе взятые, и в России по обороту уступила только Санкт-Петербургу.
  • Масштабная реконструкция порта, придавшая ему почти современные очертания и построившая Практическую гавань, была завершена в ноябре 1850 года. В порту теперь имелись три гавани. Строятся Карантинный и Военный мол.
  • Во время бомбардировки в период Крымской войны10 апреля1854 годабереговая батарея из четырёх орудий под командованием юного прапорщикаАлександра Щёголева, проявив необыкновенное мужество, сумела отбить атаку целой англо-французской эскадры.
  • В 1895—1902 годах от Николаевского бульвара вдоль Гигантской лестницы был спроектирован и построен фуникулёр в порт.
  • «Ночь, ночь, ночь лежала над всей страной. В Черноморском (Одесском) порту легко поворачивались краны, спускали стальные стропы в глубокие трюмы иностранцев и снова поворачивались, чтобы осторожно, с кошачьей любовью опустить на пристань сосновые ящики с оборудованием Тракторостроя (закупленное в США оборудование Форда для ХТЗ)» — писали в 1930 году в романе «Золотой телёнок» Илья Ильф и Евгений Петров, противопоставляя эту жизнь возне Остапа Бендера и его «контрагентов».
  • 21 февраля 1937 году погиб ледокол Одесского порта «Семерка»

Великая Отечественная война [ править | править код ]

В начале июля 1941 года в Одессе началось создание истребительных батальонов и частей народного ополчения, в которые вместе с рабочими других одесских предприятий вступили 700 рабочих Одесского порта. Они прошли военную подготовку без отрыва от производства (в виде ежедневных занятий продолжительностью 2-3 часа) и участвовали в обороне Одессы [2] (при этом основная часть добровольцев из морского порта — 512 человек — записались в ополчение 4 июля 1941 года) [3] .

Оборона окруженной Одессы продолжалась 73 дня. Порт облегчил доставку пополнения защитникам города, их снабжение боеприпасами, военным снаряжением и горючим. Через порт эвакуировались жители города, раненые, оборудование заводов. Именно снабжение морем сделало возможным такую длительную и успешную оборону в окружении.

По решению командования, Одесса была организовано оставлена. Все сухопутные воинские части были переброшены в Севастополь. Переброска была произведена морем, и прошла без потерь. Все воинские части погрузились на корабли в Одесском порту, в ночное время.

В ходе оборонительных боев защитники города взорвали Воронцовский маяк. Когда кольцо вокруг города сжалось, противник получил возможность обстреливать порт дальнобойной артиллерией, что, по воспоминаниям адмирала Азарова, очень затруднило снабжение оборонительного района. Маяк был прекрасным ориентиром для артстрельбы по порту.

Порт потерпел значительные разрушения во время Великой Отечественной войны [4] .

Немедленно после окончания боевых действий в городе начались работы по разминированию порта, в котором немцы заминировали все 43 причала, все молы и волнорезы, а также другие объекты. В результате разминирования на территории порта советскими сапёрами было выявлено и обезврежено 1740 фугасов и минно-взрывных устройств, снаряженных более чем 200 тоннами взрывчатых веществ [5] .

Менее чем через полгода, в начале октября 1944 года, благодаря самоотверженному труду одесситов порт уже принял и разгрузил первые суда. В 1945 порт достиг половины грузооборота довоенного 1940 года, в 1946 году превзошёл его [ источник не указан 2062 дня ] .

В 1961 году в Одесском морском порту была создана транспортная экспедиция, обеспечивавшая автомобильные перевозки прибывавших в порт грузов (по состоянию на начало 1979 года, предприятие обеспечивало 20% от объема всех перевозок Одесского областного управления грузового автотранспорта) [6] .

28 июля 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Одесский морской торговый порт награжден орденом Ленина [7] .

Пароходство [ править | править код ]

В 1828 году на Чёрном море появился первый почтово-пассажирский пароход (на дровах) «Одесса», построенный на верфях Николаева. Он начал крейсировать между Одессой, Евпаторией и Ялтой. Через год появился второй пароход, уже на угле, «Надежда».

16 мая 1833 года при участии графа Воронцова было создано акционерное общество под названием «Черноморское общество Пароходов», в котором было всего три судна. Следующее общество, «Экспедиция Пароходных сообщений», образованное в 1844 году, имело уже 12 закупленных в Англии пароходов.

25 июня 1846 года началось регулярное пароходное сообщение между Одессой и речными портами Дуная.

Наконец, самым знаменитым и мощным стало основанное 21 мая 1857 года общество РОПиТ — Русское Общество Пароходства и Торговли.

Эстакада Одесского порта [ править | править код ]

Вспоминая свои детские годы в Одессе, Исаак Бабель заметил в «Автобиографии»: «На переменах мы уходили, бывало, в порт на эстакаду».

Построенная в 1872 году, после открытия Карантинной железнодорожной ветки в порту, одесская портовая эстакада была для своего времени интересным инженерным сооружением, представлявшим собой четырёхкилометровой длины железнодорожный путепровод, протянувшийся через весь порт от Пересыпи до оголовка Каратинного мола.

Читайте так же:  Интересные и красивые места в уфе

«Над земными рельсами шёл воздушный рельсовый путь — эстакада, высокий помост, с которого из вагонов грузились на пароходы хлеб и другие товары» — писал «Автобиографической повести» Александр Грин.

Предназначение эстакады определено Грином с абсолютной точностью. Благодаря высокому (шесть метров над уровнем причалов) расположению железнодорожного полотна зерно, уголь, цемент и другие сыпучие грузы из вагонов под действием собственного веса поступали по трубам и желобам непосредственно в трюмы.

Своеобразными были поезда, использовавшиеся на эстакаде. Рассказывая в «Книге юности» о друге своей гимназической поры, Сергей Бондарин писал, что его отец «работал на „кукушке“, паровозике, который бегал по портовой эстакаде, осыпанной зерновой пылью…» К этим «кукушкам» цепляли специальные вагоны с конусообразным, для удобства разгрузки, днищем. Крошечные, особенно если смотреть на них с бульвара, паровозики и «пузатые» вагончики остались в воспоминаниях детства Юрия Олеши. «В пыли, в дыму Смешные поезда Сновали все, Гремя по эстакаде», писал он в юношеском стихотворении «Пятый год».

«Эстакаду, по которой катились красные товарные вагоны с бессарабской пшеницей», описал Валентин Катаев в книге «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона». Он показал её и в совершенно ином виде, разрушенной, в повести «Белеет парус одинокий».

Устроена эстакада была так: настил, нечто вроде моста, с расположенными на расстоянии шести с половиной метров опорами или, как их называли, быками. Настил и быки были сработаны из таких толстенных дубовых досок, брусьев и бревен, что выдерживали составы, двигавшиеся или разгружавшиеся одновременно на двух железнодорожных путях. Через каждые двести метров в эстакаду были врезаны глухие каменные «коробки» — брандмауэры, которые в случае пожара должны были препятствовать распространению огня на всю длину деревянного сооружения.

Эта предусмотрительность строителей не спасла эстакаду, и она сгорела во время пожара порта в июне 1905 года, тогда же, когда и пакгаузы Одесского порта.

Когда Петя Бачей из повести «Белеет парус одинокий» возвращался в конце лета 1905 года в Одессу на пароходе «Тургенев», он увидел в порту «на железнодорожном переезде… сожжённую дотла эстакаду, горы обугленных шпал, петли рельсов, повисших в воздухе, колеса опрокинутых вагонов, весь этот неподвижный хаос».

Позже эстакаду восстановили и оснастили самыми совершенными по тогдашним временам электрическими транспортёрами. Но под ней по-прежнему копошились те, кто социальным неравенством были выброшены на самое дно жизни.

  • «Под этой эстакадой творились развесёлые дела, — с горькой иронией вспоминал Леонид Утёсов в книге „Спасибо, сердце“, — во всю её длину в маленьких домиках ютились харчевни, которые назывались „обжоркой“. Здесь одесская портовая босячня жила, „как бог в Одессе“… Одежда бога — рваные парусиновые штаны и мешок с прорезью для головы и рук. Под эстакадой сидят бог и неудачник. Бог одет по вышеуказанной моде, неудачник — почти голый. Все прОпито. Осень.

Бог: Сирожа, что ты дражишь? Неудачник: Холодно. Бог: Ничего, было время, у меня тоже не было что надеть».

Грустная улыбка судьбы: насквозь продуваемая черноморскими ветрами эстакада согрела одесситов бестопливной зимой 1920 года.

  • «В эти дни погибла знаменитая эстакада в одесском порту. Одесситы гордились ею не меньше, чем оперным театром, лестницей на Николаевском (Приморском) бульваре и домом Папудова на Соборной площади. О длине и толщине дубовых брусьев, из которых она была выстроена, в городе складывали легенды. Будь эти брусья потоньше и похуже, эстакада, возможно, простояла бы ещё десятки лет. Но в дни топливного голода столь мощное деревянное сооружение не могло не погибнуть. Эстакаду спилили на дрова» — писал Александр Козачинский в повести «Зелёный фургон».

И на этот раз уже безвозвратно канула в прошлое одесская портовая эстакада, от которой сохранилась лишь некогда предварявшая её железнодорожная насыпь, прорезанная мостами.

Пакгаузы [ править | править код ]

Большое количество пакгаузов было в Одесском порту:

  • Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ), Таможенного ведомства, Юго-Западных железных дорог, Добровольного флота (Доброфлот), Черноморско-Дунайского пароходства, Министерства финансов. Они были своего рода достопримечательностью порта.

Построенные в начале XX века так называемые «красные пакгаузы» из красного кирпича попали в путеводители по Одессе:

  • «Это громадные красивые кирпичные здания, предназначенные для склада и хранения товаров. Пакгаузы сооружены сообразно с последним словом техники, они хорошо предусмотрены в пожарном отношении и богаты техническими приспособлениями».

Набрасывая беглую зарисовку Одесского порта времен «порто-франко» в книге про свою семью «Кладбище в Скулянах», не обошёл вниманием пакгаузы Валентин Катаев:

  • «В порту стояло множество торговых заграничных судов, анатолийскихфелюг, бригантин, дубков, легкокрылых яхт, среди которых иногда виднелись черные трубы колесных пароходов, покрывающих вокруг себя воду сажей. Грузчики тащили на спинах тюки товаров и сваливали их в пакгаузы».

Шло время, возрастал грузооборот порта, строились, ветшали и заменялись новыми пакгаузы, а технология обработки грузов долго оставалась прежней.

  • «Громадный порт, один из самых больших торговых портов мира, всегда бывал переполнен судами. От судов к бесчисленным пакгаузам и обратно по колеблющимся сходням сновали грузчики: русские босяки, оборванные, почти оголенные, с пьяными, раздутыми лицами, смуглые турки в грязных чалмах и в широких до колен, но обтянутых вокруг голени шароварах, коренастые мускулистые персы, с волосами и ногтями, окрашенными хной в огненно-морковный цвет» — писал с натуры картины разгрузки судов А. Куприн в рассказе «Гамбринус» в 1906 году.

О том, что происходило в душном полумраке за широкими воротами пакгаузов, рассказал Александр Грин, которому в короткую его бытность в Одессе довелось служить тут «маркировщиком».

  • «Это вот что: на каждой клади, ящике или мешке стоит марка или литер, например: А-5 или С-К. Благодаря таким знакам грузы различных отправителей не смешиваются в одну кучу, потому что в дверях пакгауза стоит маркировщик и каждого носильщика направляет в тот угол, где уже сложен товар, отвечающий своим знаком знаку следующей ноши» — объясняет Грин читателям в рассказе «Случайный доход».

«Я полюбил пряный запах пакгауза, все пахло: ваниль, финики, кофе, чай.»

Запах пакгаузов не преминул отметить знаток портовой жизни Л. Кармен:

  • «Когда, бывало, войдешь внутрь, тебя сшибают с ног сотни запахов». Но, отдав в рассказе «Мурзик» дань традиции, предписывающей обязательно помянуть ароматы, как говорили, «колониальных» товаров, писатель с беспощадной документальностью и точностью очевидца показал пакгаузы, подожжённые и разграбленные в июньские дни 1905 года:
  • «Крыса (портовый босяк) заглянул в пакгауз и остолбенел: крыша его провалилась, и под нею, в грудах золы, в одном из уголков робко прятался ещё кусочек огня — остаток бушевавшей стихии. Он оплакивал старый порт и ни на минуту не задумался над тем, что на пепелище и развалинах старого порта должен вырасти новый, молодой, здоровый».

Пакгаузы восстановили, но до рождения нового Одесского порта должны были пройти годы, гражданская война, интервенция.

На закате интервенции в порту появляется самозванный граф Невзоров, блистательно описанный Алексем Толстым в повести «Похождения Невзорова, или Ибикус»:

  • «Продавец каракуля подошёл к Семену Ивановичу и предложил пойти в порт, посмотреть товар. У одного из пакгаузов разыскали сторожа, дали ему карбованцев, и он разрешил осмотреть пакгауз. Среди огромных кип сукна, холста, кожи, консервов отыскали три, обитые цинком, ящика со шкурками».

Но если авантюрист-одиночка Невзоров беззастенчиво купил и вывез казенный каракуль, а потом спекулировал им за границей, то французы-интервенты, соразмерно масштабу, разграбили порт, увели все суда и продавали их за границей иностранным пароходным компаниям.

Здесь гулок шаг.
В пакгаузах пустых
Нет пищи крысам.
Только паутина
Подёрнула углы.
И голубиной
Не видно стаи
В улицах немых.
Крик грузчиков на площадях затих.
Нет кораблей…

Эту щемящую своей печальной точностью картину парализованного разрухой, грабежом и блокадой порта показал весной 1921 года Эдуард Багрицкий.

В независимой Украине [ править | править код ]

Любой одесский мальчишка может очень многое рассказать об особой, для многих,— таинственной,— жизни нашего порта. Бродя по уютным аллеям парка Шевченко, гуляя по Маразлиевской или Екатерининской, Пушкинской или Канатной, вы слышите его загадочный голос: хриплые гудки буксиров, тепловозов, лязг перегружаемого металла, короткие реплики-информации железнодорожных диспетчеров, разобрать смысл которых способен только профессионал… А какая панорама предстает перед вами, окажись вы на Приморском бульваре! Достаточно повидав на своем веку, авторы заявляют: ничего более величественного, чем вид Одесского порта — в любое время года и суток — вам не увидеть.

После провозглашения независимости Украины Одесский морской порт стал крупнейшим портом на территории Украины [8] .

В период экономического кризиса 1990-х произошло снижение объёма грузоперевозок. Одесские моряки стали искать счастья и работу в других пароходствах, в основном зарубежных. В 2000-х годах грузооборот порта увеличился, были построены контейнерный и транзитно-грузовой терминалы.

Сегодня в Одесском порту:

  • более 9 километров причалов,
  • реконструированный морской вокзал и стоящая в море гостиница «Одесса»,
  • около ста плавучих и портальных кранов,
  • портовые буксиры, несколько более крупных судов.

За 2009 год порт переработал более 34 млн тонн грузов [9] .

Морской торговый порт


Описание

Главный вход в Одесский порт находится на Таможенной площади. Это самый крупный грузовой и пассажирский порт Украины. Одесса по сути обязана порту своим рождением. И на всех этапах истории города в основе роста и развития Одессы находился порт. Одесский порт — это уникальные инженерные сооружения: молы, набережные, волноломы, которые образуют гавани порта. Интересна конструктивная особенность порта — он практически весь расположен на искусственно насыпанной, отвоёванной у моря территории. А природный одесский берег заканчивается обрывом высотой порядка 30 метров, на котором находятся бульвары Приморский и Жванецкого. На момент основания Одессы практически непосредственно под этими обрывами плескались морские волны.
Середина XIX столетия.

Читайте так же:  Интересные места фастова

Главный въезд в Одесский морской торговый порт на Таможенной площади. 2013 г.

Главный въезд в Одесский морской торговый порт на Таможенной площади. 2013 г.

Бюст де Волана у въезда в Одесский морской торговый порт. 2013 г.

Бюст де Рибаса у въезда в Одесский морской торговый порт. 2013 г.

Порт, сыгравший значительную роль в героической обороне Одессы в августе-октябре 1941 г. был почти полностью разрушен во время отступления из города немецко-румынских захватчиков весной 1944 г. Но порт был нужен стране и фронту и, несмотря на то, что немцы продолжали его бомбить вплоть до августа 1944 г., уже в октябре он стал принимать первые грузы.

Порт состоит из следующих гаваней, справа налево:

  1. Карантинная — перед парком Шевченко;
  2. Новая — справа от морвокзала;
  3. Каботажная (Угольная) — слева от морвокзала;
  4. Практическая (Военная, Арбузная) — перед Военным спуском и Андросовским переулком;
  5. Заводская — перед улицей Одария;
  6. Рабочая (Хлебная) — перед улицей Плыгуна;
  7. Нефтяная — перед улицей Гефта.


Карантинная гавань.

Гавани делятся и защищаются от волн следующими молами (в скобках годы строительства):

  1. Карантинный (1795-1880);
  2. Рейдовый (продолжение Карантинного) (1870-1876);
  3. Платоновский (1795-1877) — назван в честь графа П.Зубова;
  4. Новый (на нём стоит морвокзал) (1866-1877);
  5. Военный (1800-1877);
  6. Андросовский (1842-1848);
  7. Потаповский (1848-1856);

Волнолом строился с 1866 по 1882 гг..

Набережные гаваней когда-то имели свои названия:

  1. Бакалейная;
  2. Новая;
  3. Арбузная;
  4. Щеголевская;

Старые названия гаваней, молов и набережных порта можно увидеть на плане города 1919 г.

Сегодня Одесский порт — это 54 грузовых причала, оснащённых самой современной перегрузочной техникой. Общая протяженность причальной линии более 9 км. Технические возможности Одесского порта позволяют перегружать более 21 млн. тонн сухих и 25 млн. тонн наливных грузов в год.
Слева направо: Карантинная, Новая, Каботажная, Практическая гавани. На переднем плане Рейдовый мол с Воронцовским маяком. Посередине морвокзал.

Карантинный, Платоновский и Новый (со зданием морвокзала) молы.

Снизу вверх: Военный, Новый, Платоновский, Карантинный молы.

Вид на Каботажную гавань.

Вид на Каботажную и Практическую гавани.

Вид на Новую гавань и Платоновский мол. 2013 г.

Карантинная гавань. 2013 г.

Карантинная гавань. 2013 г.

Карантинный мол. 2013 г.

Карантинный мол. 2013 г.

К Морскому вокзалу постоянно пристают круизные суда. Летом порой можно увидеть сразу два гигантских судна, справа и слева от терминала. Туристы — как правило, это туристы из США и Западной Европы пенсионного возраста, летом в Одессе можно увидеть целые группы таких туристов в центре города.

Неподалёку от входа в порт на Таможенной площади, на углу Ланжероновского спуска находится музей порта. Здесь же можно увидеть памятные доски, посвящённые Максиму Горькому и Грину, которые (в разное время) ночевали в местных ночлежках для портовых грузчиков в начале прошлого столетия. Также на Таможенной площади есть бюст Г.Н.Вакуленчука (имя которого площадь носила в советское время) и памятник потёмкинцам, перенесённый сюда с Екатерининской площади в 2007 г.

Таможенная площадь в Одессе является одним из злачных мест. По вечерам тут собираются проститутки. Традиционно они ждут моряков, так как рядом находится вход в торговый порт, но так как на площади активное движение автомобилей в сторону Пересыпи и посёлка Котовского, их нередко подбирают проезжающие автомобили. Другое аналогичное место — так называемая «стометровка», начинающаяся на Большой Арнаутской, продолжающаяся по Разумовской, Грушевскому, Ленинградскому шоссе и до самой городской черты в направлении Киева.

Местонахождение


Адрес

Украина, 65026, город Одесса, площадь Таможенная (Вакуленчука), дом №1.

Координаты

E30°44’51.1″ N46°29’7″ (E30.747528° N46.485278°).

Борис Мавлютов

Прогулка по Одессе. Фотографии. Достопримечательности. Часть 4.

Значительную часть одесского побережья занимает морской порт. Задача по его строительству стояла с самого основания города. Первые сваи будущего сооружения были вбиты в 1794 году. Через несколько лет в него потянулись суда с грузами для городской зоны беспошлинной торговли. А уже на рубеже XIX и XX веков Одесский порт делил первое место в Российской империи с портом Санкт-Петербурга. Морской порт с самого начала служил местом притяжения горожан, его описание встречается у многих писателей, живших или просто бывавших в Одессе.
— . гуляя по Маразлиевской или Екатерининской, Пушкинской или Канатной, вы слышите его загадочный голос: хриплые гудки буксиров, тепловозов, лязг перегружаемого металла.
К пассажирскому терминалу Одесского порта от Приморского бульвара ведёт знаменитая Потёмкинская лестница.

Морской вокзал расположен очень удобно. От него рукой подать до основных достопримечательностей города.

А мимо его шикарных зеркальных витрин можно ходить бесконечно, оценивая предметы своего гардероба, и вырабатывая у себя правильную осанку, походку и прочие важные мелочи столь необходимые сегодня современному человеку.

Памятник «Золотое дитя» установлен в 1995 году, к 200-летию Одессы. Работа известного скульптора Эрнста Неизвестного.

Видно, что пассажирские лайнеры, прибывающие к причалу, имеют внушительные габариты.

Гостиница «Одесса» вступила в строй в 2001 году.

Вид на неё от моря.

В конце причала церковь Святого Николая.

Судовой колокол был отлит в 1932 году. Найден моряками судна «Академик Курчатов» в 1975 году на дне Атлантического океана.

Памятник жене моряка.

И фото для любителей романтики. Виднеющаяся за маяком линия горизонта никогда не досягаема. Но очень притягательна.

Обратно, на Приморский бульвар, можно подняться на фуникулёре. По-моему, бесплатном, т.к. желающих было столько, что мне показалось более правильным вернуться на Потёмкинскую лестницу.

И фото на память. Подтянули животы, улыбнулись.

Выходим на Екатерининскую площадь.

С памятником основателям города. У ног Екатерины находятся де Рибас, де Волан, Григорий Потёмкин и Платон Зубов.

Движемся далее. Фотоаппарат убирать не стоит.

Как всегда, хороши угловые здания.

Дом с атлантами был построен для семьи Фальц-Фейнов.

Сооружение, называемое «Шахским дворцом», было создано в середине XIX века для польского шляхтича. С 1909 по 1917 годы здесь жил персидский шах Мухаммед Али, бежавший от революции в Иране. В советское время в «Шахском дворце» работал Дом народного творчества. В настоящее время в нём находится офис.

Прочность многих одесских семей хранится здесь.

Самое время обратить внимание на украшение фасадов. Этому строители и архитекторы города всегда уделяли большое внимание.

Окончание Дерибасовской улицы. В этом месте она является пешеходной зоной. Справа известная одесская гостиница «Пассаж» с протяжённой галереей внутри.

Напротив Соборная площадь. С огромным Спасо-Преображенским собором, восстановленным в 2002 году.

Соборная площадь, на самом деле, является большим сквером. В котором много интересного. Здесь собираются любители шахмат и верховой езды.

Местные художники предлагают свою продукцию. Тема, в основном, одна.

Генерал-губернатор Новороссии, Михаил Воронцов, стоит, повернувшись лицом к Дерибасовской улице.

Петя и Гаврик. Герои повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий».

Вера Холодная не скажет ни слова. Чего ещё можно ожидать от актрисы немого кино.

Свято-Успенский собор появился в Одессе в 1841 году. Сейчас его местоположение нельзя назвать удачным, т.к. он загорожен более поздними сооружениями.

Поворачиваем в сторону Дерибасовской. Какого-либо маршрута нет. Просто праздно гуляем по центру города. Памятник Ивану Франко. Установлен за счёт государства. Ещё один известный одессит?

Русский драматический театр. Здание построено в 1875 году.

Торговый центр «Афина» на Греческой площади. А когда-то здесь был Греческий рынок.
«На Греческой площади рынок шумел,
Горели над городом зори,
Дымились кофейни, и Пушкин смотрел. «

Самым интересным местом на Дерибасовской является Городской сад, который был подарен городу в 1806 году семейством де Рибасов. Наверное, здесь всегда весело.

В этом месте много скульптуры, в том числе, авиатору Уточкину, двенадцатому стулу из одноименного романа Ильфа и Петрова. Думаю, что самый интересный памятник — скамейка с Леонидом Утёсовым. Где можно посидеть рядом с благодушно настроенным великим певцом.

В этот раз не обошлось без музыки. На Дерибасовской установили сцену (эта часть улицы пешеходная), на которой стали исполнять молдавские песни.

Находящиеся поблизости молдаване какое-то время терпели, а потом дружно пустились в пляс.

Костёл Святого Петра работал в советское время.

Римско-католический кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы снова в строю с 2008 года.

Почему-то вспомнилась армия.

В бывшем дворце помещика А. Абазы находится Одесский музей западного и восточного искусства.

Троицкий собор (1808 год) — самый старый храм города.

В здании Одесской областной филармонии (1899 год) первоначально располагалась Новая купеческая биржа.

Памятник сотрудникам Одесского уголовного розыска послевоенного времени. Стоит у здания Одесского УВД.

Исаак Бабель. Когда-то он описал Одессу с своих произведениях, серьёзно способствовав её известности. Инициатива установки памятника принадлежит Валерию Хаиту, вице-президенту Всемирного клуба одесситов.
Деньги собирали граждане города, как когда-то на памятник Пушкину.

Архангело-Михайловский женский монастырь затерялся внутри жилых строений.

В его составе Дом милосердия (приют).

И музей «Христианская Одесса».

Вспомнился Николай Васильевич Гоголь. Как часто он оказывался прав.

Наступал прекрасный тёплый вечер. Телевизионщики готовились поведать всей Одессе откровения симпатичной блондинки.

Казалось, в голове вот-вот сложится стих. Оглянулся вокруг в поисках человека, которому можно было бы его прочесть. (Рядом с музеем Пушкина, расположенном в бывшем здании гостиницы «Норд», в которой останавливался Поэт во время своего пребывания в Одессе).

С наступлением темноты в одесском воздухе появились новые звуки. В центре, на Дерибасовской и Приморском бульваре, стала слышна музыка. Изредка раздавалось неспешное цоканье копыт.

На следующее утро меня ждал поезд. Напоследок оглянулся на вокзал, в надежде когда-нибудь ещё, выйдя из вагона, прочитать слова: «Добро пожаловать в Одессу».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *