Открытие памятника минину и пожарскому

Памятник
Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому на фоне Кремля и церкви Иоанна Предтечи
56°19?47? с. ш. 43°59?48? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Нижний Новгород Нижний Новгород
Автор проекта И. П. Мартос
Строитель З. К. Церетели
Дата постройки 2005
Состояние Отличное
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Отличия памятников
  • 3 См. также
  • 4 Примечания

История создания [ править | править код ]

История памятника уходит корнями в Смутное время. Россия находилась в польско-шведской осаде, а Москва была оккупирована поляками. Тогда, в 1611 году, в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал призывать народ к ополчению против польских интервентов. Его горячо поддержал городской совет, воеводы и духовенство. По звону колокола народ собрался в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. После службы Минин обратился к нижегородцам с призывом встать на освобождение Русского государства от иноземных врагов. Тогда было принято решение о сборе средств для народного ополчения.

Также нужно было найти полководца для будущего ополчения. Нижегородцы решили просить возглавить его князя Дмитрия Пожарского. Знатный князь согласился не сразу и поставил условие, чтобы хозяйственными делами в ополчении заведовал Минин.

В 1803 году было решено начать сбор средств на возведение памятника в честь Минина и Пожарского [1] . Иван Мартос сразу же взялся за дело. Первоначально предполагалось поставить памятник в Нижнем Новгороде. Но из-за того, что он имел очень большую ценность для страны, было решено установить его на Красной площади в Москве. 20 февраля (4 марта) 1818 год состоялось торжественное открытие памятника. А в Нижнем Новгороде, на территории Кремля, в 1828 году, установили обелиск в честь Минина и Пожарского взамен монумента. В 1910-х планировалось установить новый памятник Минину и Пожарскому в городе, но из-за начала революционных событий его завершить не успели [2] , а из материала, приготовленного для мемориала, коммунистами был изготовлен памятник «Жертвам революции 1905 года», который был установлен на площади Свободы.

В 2004 году мэр Москвы Юрий Лужков решил устранить эту историческую несправедливость и установить копию московского памятника в Нижнем Новгороде. Он предложил скопировать памятник знаменитому российскому скульптору Зурабу Церетели. [3] И уже 4 ноября 2005 года состоялось торжественное открытие памятника на новой площади Нижнего Новгорода — площади Народного Единства. Выбор места оказался не случайным — ведь именно отсюда началось народное ополчение 1611 года.

Иван Петрович Мартос

«В 1804 г. скульптор начинает длившуюся много лет работу над памятником Минину и Пожарскому. Идея создания этого памятника зародилась среди членов «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». В обществе было выдвинуто предложение изобразить в монументе главным, активно действующим лицом не военачальника ополчения князя Пожарского, а его инициатора и организатора – Кузьму Минина, как представителя народа. Оно было поддержано и развито Мартосом в пластическом решении двух фигур и подчеркнуто в надписи на постаменте «Гражданину Минину и князю Пожарскому. »

Торжественное открытие памятника состоялось в феврале 1818 г. на Красной площади в Москве. Еще во время перевозки грандиозной бронзовой скульптуры из Петербурга в Москву водным путем через Нижний Новгород народ восторженно приветствовал это олицетворение всенародного подвига.

В работе над монументом Мартос придерживался классицизма. В то же время, выражая общее для эпохи стремление к национальности и народности, он делает ряд шагов к реализму. В лицах Минина и Пожарского выражен национально-русский тип, традиционные для классицизма античные костюмы заменены похожими на древнерусские. Но главное в том, что в образах исторических героев воплощены народный патриотизм времен Отечественной войны, идеи гражданского долга и готовности к подвигу» .

Па?мятник Ми?нину и Пожа?рскому — скульптурный монумент, посвящённый предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Является первым крупным скульптурным памятником в Москве. Был создан по проекту архитектора Ивана Мартоса в 1818 году [2] [3] [4] .

Памятник выполнен в стиле классицизма, что объясняется монументальностью форм и плавностью объёмов [5] . Монумент состоит из бронзовой скульптурной группы и гранитного пьедестала с бронзовыми барельефами [6] [7] . Пьедестал украшен барельефами с двух сторон и надписью: « Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россія. Л?та 1818 ». Высота памятника (без террасы) составляет примерно 8,3 м [8] , по другим данным — 8,6 м [9] и 8,8 м [10] .

Содержание

  • 1 География
  • 2 История
    • 2.1 Проектирование
    • 2.2 Изготовление
    • 2.3 Установка и смена места
    • 2.4 Реставрации
  • 3 Современное состояние
  • 4 Описание памятника
    • 4.1 Скульптурная группа
    • 4.2 Постамент
  • 5 Памятник в культуре
    • 5.1 Филателия и нумизматика
    • 5.2 В архитектуре
    • 5.3 В литературе
  • 6 Копии и реплики
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

География [ править | править код ]

Изначально памятник был установлен на Красной площади перед Верхними торговыми рядами, позднее переименованными в ГУМ [6] . В настоящее время стоит у Покровского собора, куда был перенесён в 1931 году в связи с реконструкцией Красной площади и строительством Мавзолея В. Ленина [11] [12] [13] .

История [ править | править код ]

Проектирование [ править | править код ]

Идея об установке памятника героям освободительного ополчения возникла в 1802 году, когда петербургская Академия художеств предложила студентам в качестве рабочей темы подвиг нижегородского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского [14] . На следующий год в Петербурге на заседании Вольного общества любителей словесности, наук и художеств писатель Василий Попугаев высказал мысль о необходимости сооружения монумента руководителям ополчения 1612 года и выдающемуся деятелю патриарху Гермогену [15] . Несмотря на это, император Александр I не поддержал идею, так как решил, что невозможно собрать достаточно средств для её осуществления [16] .

В 1804-м адъюнкт-ректор Академии художеств Иван Мартос, проявив инициативу, выполнил модель памятника и представил её публике, которая положительно оценила его работу [14] [15] [16] . Через три года была опубликована гравюра с первой модели памятника. Хотя это была не окончательная композиция, Иван Мартос уже в первом проекте отразил её основные черты: Минин и Пожарский были представлены освободителями Отечества от иноземной интервенции [17] .

После создания проекта памятника разговоры о его установке прекратились. Однако в 1808 году жители Нижнего Новгорода снова подняли вопрос о возведении монумента, собрав по подписке средства на него. Император Александр I поддержал обращение, дав разрешение на открытие конкурса. В числе участников были скульпторы Иван Мартос, Иван Прокофьев, Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, архитекторы Жан-Франсуа Тома де Томон и Андрей Михайлов. По результатам отбора лучшим проектом была признана работа Ивана Мартоса, её утвердили к созданию в ноябре 1808 года [14] [16] [18] [19] [20] .

1 января 1809 года объявили всенародную подписку и разослали по всей России гравюры проекта. Однако из-за финансовых проблем работу над памятником приостановили [19] [21] . По распоряжению Александра I монумент должны были установить в Нижнем Новгороде, однако Мартос считал, что памятник должен стоять в Москве, где происходили основные события второго народного ополчения, и добился разрешения на установку. Таким образом, когда в 1811 году сумма собранных средств достигла 136 тысяч рублей, Комитет министров дал согласие на возведение памятника в Москве. В то же время 18 тысяч рублей, присланные нижегородской губернией, пошли на создание обелиска в Нижнем Новгороде, который установили в 1828 году на территории Кремля, рядом с собором Михаила Архангела, где хранится прах Кузьмы Минина [14] [16] [20] [22] [23] .

Изготовление [ править | править код ]

Работа над малой моделью памятника началась в конце 1811 года. Скульптор не прекращал заниматься им даже во время Отечественной войны 1812-го. При работе над фигурами Минина и Пожарского Мартосу позировали его сыновья [24] . В 1815 году была закончена большая модель, создавать её помогал скульптор Иван Тимофеевич Тимофеев. Он поднимал тяжести, передвигал подмостки, перетаскивал глину и другие рабочие материалы, смачивал большую глиняную скульптурную группу для поддержания влажности ежедневно в течение двух лет [3] [24] . На обозрение выставили обе модели, заслужившие всеобщее одобрение, с которых впоследствии сняли формы [23] . Для отливки монумента Мартос заключил договор с известным в то время литейным мастером Академии художеств Василием Екимовым [20] [25] [26] .

В то время выпускалось множество газетных заметок и журнальных статей о памятнике, это было связано с высоким интересом к его созданию, появившемуся после освобождения Москвы от наполеоновских войск. Так, журнал «Вестник Европы» издал статью, посвящённую отливке монумента и её благополучному завершению. Также там было подчёркнуто, что Василий Екимов одним из первых стал отливать фигуры полностью, а не частями. Сначала восковые фигуры 45 раз обмазывались жидкой смесью из толченого кирпича и пива, постоянно просушиваясь опахалами из перьев, а затем внутренность фигур заполнялась составом из алебастра и толчёного кирпича — калидра [25] [26] . В течение месяца 16 заранее установленных печей вытапливали воск, одновременно 1100 пудов меди с 10 пудами олова и 60 пудами цинка плавились в нескольких печах на протяжении 10 часов. Наконец 5 августа 1816 года произошла отливка, занявшая всего 9 минут [27] . Впервые в России сложная композиция, состоящая из двух фигур, была отлита за один раз, кроме меча, шлема и щита [28] [29] .

Читайте так же:  Как установить плиту под памятник

Гранитные блоки для постамента были изготовлены петербургским камнетёсом Самсоном Сухановым. Их производство шло в Выборгской губернии недалеко от деревни Киркопеле. Также в разработке пьедестала участвовал зять Ивана Мартоса — Авраам Мельников. Он делал рисунки и шаблоны и тщательно наблюдал за отделкой постамента [30] [31] . В феврале 1817 года утвердили надпись на пьедестале «ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМУ БЛАГОДАРНАЯ РОССіЯ. ЛІЪТО 1817». Но так как открытие памятника состоялось только в 1818-м, конец фразы изменили на «ЛІЪТА 1818» [32] .

В 1807 году «Журнал изящных искусств» опубликовал статью Николая Кошанского «Памятник Минину и Пожарскому, назначенный в Москве», в которой отмечалось, что Мартос представил значительный момент:

Вид Минина твёрд и решителен; в глазах приметно ожидание чего-то великого, и полуотверзтые уста его, кажется, говорят Герою: Спаси Отечество! Взор Пожарского устремлён к небу, сомнение и надежда, желание и ожидание помощи свыше, кажется одушевлены в чертах Героя… Как искусно художники умеют говорить изображению всеми чувствами! [33] [34]

Положительно о памятнике отзывался русский писатель и журналист Николай Полевой: «…кто из нас не умилялся, взирая на величественный памятник, который гражданину Минину и сотруднику его князю Пожарскому воздвигла благодарная Россия!». Полевой считал правильным, что имя Минина стоит впереди, так как «…без него что мог бы сделать Пожарский…» [35] .

За работу над памятником скульптор Иван Мартос был возведён в чин действительного статского советника с назначением пенсии 4000 рублей в год. Литейный мастер Василий Екимов получил 20 000 рублей и орден Анны II степени, скульптор Иван Тимофеев — 3000 рублей, архитектор Авраам Мельников — подарок [3] [13] .

Установка и смена места [ править | править код ]

После окончания работ 21 мая 1817 года монумент отправили водным путём из Петербурга в Москву. Его везли по Неве и Онежскому озеру, затем через Мариинскую систему, по Шексне до Рыбинска, оттуда Волгой в Нижний Новгород, где 2 июня памятник встретили огромные толпы. Далее путь шёл вверх по Оке до Коломны и завершился 2 сентября 1817 года на Москве-реке у стен Кремля [16] [36] [31] [37] .

До февраля 1818 года шли работы по возведению монумента [25] . Изначально скульптурный монумент планировали поставить у Тверской заставы, однако Мартос выбрал расположение около Верхних торговых рядов на Красной площади лицом к Кремлю [22] . Памятник установили посередине Красной площади перед Верхними торговыми рядами лицом к Кремлю. Монумент был окружен четырьмя фонарями, а с левой стороны стояла будка с охранявшим его гренадером [38] [39] .

20 февраля 1818 года состоялось торжественное открытие памятника [13] [25] [40] . В начале мероприятия была исполнена оратория композитора Степана Дегтярёва «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», написанная им в 1811 году. В открытии участвовали четыре сводных гвардейских полка, прибывшие из Петербурга, позднее приехали все члены императорской семьи во главе с императором Александром I, а также чины двора. Кремлёвские стены и башни вместе с крышами прилегающих зданий были заполнены людьми [4] [37] [41] [42] .

В 1829 году юный Виссарион Белинский, будущий литературный критик, в письме к друзьям в Чембар рассказывает, какой «священный трепет» он испытывает, каждый раз проходя мимо памятника и рассматривая его. Белинский называет стоящие на постаменте фигуры Минина и Пожарского «двумя вечно сонными исполинами веков, обессмертивших имена свои пламенною любовью к милой родине». В продолжении он добавляет: «Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности» [43] .

Однако среди хвалебных высказываний присутствовали и критические замечания. Так, поэт Александр Пушкин был недоволен надписью и дал ей следующую оценку: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Романова. Всё это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского» [44] . Это примечание так и не было напечатано, так как относилось к строкам статьи Михаила Погодина «Прогулка по Москве», которые не пропустила цензура [45] .

В советское время памятник и обе исторические личности, которым был посвящён памятник, подверглись жёсткой критике со стороны литературных деятелей. В столичной газете «Вечерняя Москва» от 27 августа 1930 года была опубликована статья «Пора убрать исторический мусор с площадей» публициста Владимира Блюма. В ней он называет Минина и Пожарского «представителями боярского торгового союза, заключённого 318 лет назад на предмет удушения крестьянской войны», которые «и не думают убираться восвояси» [46] [47] . Поэт Джек Алтаузен высказал подобное мнение в стихотворной форме, предлагая расплавить памятник «двум лавочникам» [47] [48] [49] . Писатель Демьян Бедный также внёс свой вклад, поддерживая идею о сносе памятника. Он написал поэтический фельетон «Без пощады» в газете «Правда» от 6 декабря 1930 года, где заключил, что на месте «двух казнокрадов» мог бы стоять крымский еврей Хозя Кокос, который помог Ивану III в свержении ордынского ига [50] [51] . Такие высказывания были характерны для советского времени. Несмотря на это, секретариат ЦК ВКП(б) в специальном постановлении строго осудил Демьяна Бедного за «фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании „России“ и „русского“» [47] [52] [53] .

В середине XIX века монумент оградили ажурной чугунной решёткой и поставили новые фонари. В 1931-м в связи с реконструкцией Красной площади и строительством Мавзолея Владимира Ильича Ленина памятник перенесли к Покровскому собору [3] [11] [12] [13] . По воспоминаниям Лазаря Кагановича, бывшего в то время первым секретарём Московского комитета ВКП(б), решение о перемещении памятника Минину и Пожарскому принял сам Иосиф Сталин [4] . После перестановки в середине XX века памятник больше не менял расположение и в настоящее время находится на том же месте [54] .

Ежегодно в День народного единства люди приносят к памятнику цветы. Так, 4 ноября 2017 года в честь праздника и в память об освободительном движении 1612 года президент Владимир Путин возложил букет красных роз к монументу, в церемонии приняли участие патриарх Кирилл вместе с представителями различных конфессий, членами Совета по межнациональным отношениям и представителями молодёжных организаций [55] [56] .

20 февраля (4 марта) 1818 г. в Москве состоялось торжественное открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (скульптор Иван Петрович Мартос, литейщик Василий Петрович Екимов).

Памятник был установлен в честь событий 1612 г. , когда объединённое народное ополчение под предводительством нижегородского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

В начале 1803 г. просветительская организация «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» призвала «общество начертать проект для сооружения памятника Пожарскому, Минину и Гермогену» для Москвы за счёт добровольного пожертвования граждан.

В 1808 г. «Проект монумента в честь Минина и Пожарского» И. П. Мартоса был удостоен Высочайшего одобрения.

Во всех губерниях России с января 1809 г. была открыта подписка «на сооружение памятника гражданину Минину и князю Пожарскому в Нижнем Новгороде по программе адъюнкт-ректора Академии художеств статского советника Мартоса». По всей России были разосланы гравюры с изображением утверждённого проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам».

К 1811 г. сумма сбора достигла 136 тыс. руб. Было решено установить памятник в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск. Первоначально памятник планировалось установить к 200-летию героических событий, однако начавшаяся Отечественная война 1812 г. повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы. Лишь в 1815 г. была завершена большая модель памятника, выставленная Мартосом для публичного обозрения. Большим событием явилась перевозка памятника водным путём из Петербурга (где он был отлит художником В. П. Екимовым) в Москву через Нижний Новгород, длившаяся с 21 мая по 6 сентября 1817 г.

Читайте так же:  Гомель памятник кириллу туровскому

Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля (4 марта) 1818 г. Памятник был установлен посредине Красной площади перед портиком Торговых рядов. «Во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное; все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлёвской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Скульптор изобразил героев в момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. На лицевой стороне пьедестала вызолочена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

В 1930-е гг. в связи с реконструкцией Красной площади памятник Минину и Пожарскому был перемещён со своего места к храму Василия Блаженного, где и находится по сей день.

Лит.: Концепция по реконструкции и реставрации ансамбля памятника Минину и Пожарскому [Электронный ресурс] // ВИОЛе-М. 1992-2008. URL : http :// www . viole — m . ru / works /2005/ mininuipozharskomu / .

См. также в Президентской библиотеке:

Памятник Минину и Пожарскому стал первым монументом в Москве: прежде в честь важных исторических событий устанавливали триумфальные арки, часовни и храмы.

Идея композиции

В 1803 году участники Вольного общества любителей словесности, наук и художеств предложили возвести в Нижнем Новгороде памятник к 200-летию победы русских над иностранными интервентами в 1612 году. Центральными фигурами композиции они предлагали князя Дмитрия Пожарского и земского старосту Кузьму Минина.

Место и герои были выбраны неслучайно: в Смутное время Минин и Пожарский собрали в Нижнем Новгороде Второе ополчение против шведских и польско-литовских интервентов. В 1612 году русское войско разбило армии захватчиков и полностью освободило столицу.

Работа над памятником

Автором проекта стал скульптор Иван Мартос. В 1812 году под его руководством мастера начали работу над монументом, спустя 4 года литейщик Василий Екимов отлил скульптуру целиком. На памятник ушло 18 тонн латуни и меди. Впервые в европейской истории такой крупный монумент отлили за один раз.

Пьедестал для памятника изготовил каменотес Самсон Суханов из трех кусков гранита — их специально привезли из Финляндии. Иван Мартос украсил пьедестал двумя горельефами. На переднем горельефе «Нижегородские граждане» скульптор изобразил людей, которые жертвуют богатства на защиту Родины. Среди фигур — сам Мартос и двое его сыновей, которые отправляются на войну. На заднем горельефе «Изгнание поляков» Иван Мартос изобразил князя Пожарского, который гонит захватчиков из Москвы.

Фигуры Минина и Пожарского были выполнены в классическом стиле и напоминали античные статуи. Однако в скульптурной композиции были и традиционно русские элементы: одежда Минина напоминала русскую рубашку, на щите Пожарского был изображен Спас Нерукотворный, а на одном из горельефов — икона Казанской Божией Матери.

Открытие памятника

Изначально памятник хотели установить в Нижнем Новгороде. Но Иван Мартос настаивал, что его место — в Москве на Красной площади перед Верхними торговыми рядами (сегодня здание ГУМа). Памятник Минину и Пожарскому установили в 1818 году.

С 1818 года облик Красной площади неоднократно менялся: на месте торговых рядов в 1893 году открылся ГУМ, а в 1930 году построили Мавзолей. Памятник мешал проводить масштабные парады и демонстрации. В 1931 году его перенесли к собору Василия Блаженного, где он располагается и сейчас.

Сегодня памятник Минину и Пожарскому — одна из главных достопримечательностей и Красной площади, и столицы в целом. Зимой возле памятника, как и в конце XIX столетия, заливают каток.

Конкурсная работа Дмитрия Евстафьева
публикуется в рамках проекта
«Места памяти»

Памятник Минину и Пожарскому

В начале XVII века князь Дмитрий Пожарский и нижегородский староста Козьма Минин возглавили освободительную борьбу русского народа против польских и шведских захватчиков. В 1818 году состоялось открытие памятника героям Смутного времени. Средства на монумент собирали по всей России. Памятник представляет собой скульптурную группу из бронзы, скульптор Иван Мартос. Установлен памятник был в Москве, на Красной Площади. Ныне он находится у собора Василия Блаженного.

И только 4 ноября 2005 года в Нижнем Новгороде — городе, где собирали ополчение, был открыт памятник Минину и Пожарскому. У этого памятника долгая и непростая история…

Семнадцатый век начался многими бедами и напастями для Нижнего Новгорода. Два громадных пожара уничтожили почти на одну треть городские строения. Весной 1611 года семь недель лили непрерывные дожди. Хлеба не успели вызреть, как ударил сильный мороз и уничтожил весь урожай. Поля, засеянные плохими семенами, не дали урожая и на следующий год, и на третий. Началась бесхлебица. Люди тысячами гибли от голода.

А тут дурные вести поползли из Москвы. Будто бы царевич Дмитрий, убитый в Угличе несколько лет назад, вовсе и не убит, а пришёл в Москву с польским войском, и его провозгласили царевичем. Вдруг новая молва покатила, будто Дмитрий вовсе и не царевич, а беглый монах Гришка Отрепьев. Обманул он московских людей и сел на престол, но теперь обман раскрыли и посадили на престол Василия Шуйского.

В это время новый царевич Дмитрий объявился. Встал с польским войском в селе Тушине, под Москвой, шлёт грамоты по городам, требует чтобы его признали царём. Его шайки бродят вокруг Нижнего, смущают арзамасцев и балахонцев, склоняя их служить новоявленному царю. У Копосова, Большого Козина нижегородский воевода дал им бой и гнал до самой Балахны. А некоторое время спустя по Арзамасской дороге подошли они было к самому городу, да только не видать им Нижнего, наголову были разбиты.

И ещё одна страшная весть добралась до Нижнего Новгорода: бояре московские открыли полякам ворота Кремля. Москва в руках врагов! Вся русская земля под угрозой иноземного завоевания!

В Рязани спешно собирается народное ополчение с воеводой Прокопием Ляпуновым во главе. Нижегородцы первыми послали туда 1200 воинов в полном боевом снаряжении. Но ополчение потерпело поражение в первых же боях и распалось.

Как всегда, с наступлением нового года жители Нижнего посада выбирали нового старосту. В 1611 году составили грамоту и в ней записали, что старостой выбран торговец мясом и рыбой Кузьма Минин, что все нижнепосадские люди будут своего старосту слушать, а он будет радетельно вести их дела.

Кузьма Минин был сыном балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова. Родился в Балахне , год рождения неизвестен. Отойдя от родовой профессии, перебрался в Нижний Новгород и записался в купеческую гильдию, торговал мясом и рыбой. Впервые незаурядные организаторские способности Кузьмы Минина проявились в начальную пору смуты в ходе боёв с отрядами Лжедмитрия II под Нижним Новгородом в 1609 году, а в 1611 году он был избран старостой сразу двух посадов – Верхнего и Нижнего. Это уникальный случай в истории города!

Не случайно посадские остановили свой выбор на этом человеке, знали, что он не богат, но честен, разумен. Ходил он добровольцем в рязанское ополчение, видели его в бою смелым и решительным воином.

И вот в один из базарных дней по предложению Кузьмы Минина нижегородские воеводы созвали народ на общий сход. Многие тысячи людей пришли на Торговую площадь, под стены Ивановской башни кремля. И сказал им Кузьма Минин: граждане нижегородские! Люди посадские и стрелецкие! Крестьяне вольные и кабальные! Настало для нас лихое время. Льётся русская кровь. А бояре и всякие знатные люди отступились от нас и впустили чужеземцев в Москву. Если хотим мы помочь Русскому государству, то не пожалеем жизни за это. Дома свои продадим, жён и детей заложим, а соберём казну на жалованье ратным людям.

И принёс Кузьма на площадь всё своё имущество: и деньги, и домашние вещи, и украшения жены. Великое дело началось: несли нижегородцы, кто чем владел. Всё принималось. Богатые приносили золото и серебро, жемчуг и оружие, драгоценные ткани и кубки. А от нищего брали и медный крест. А ещё положили сходом, чтобы каждый житель на святое дело отдал пятую часть своего имущества. И когда денег собрали довольно и на оружие, и на одежду, и на продовольствие воинам, стали думать кого же позвать в военачальники. И опять сказал Кузьма Минин: надо просить князя Дмитрия Пожарского…

Читайте так же:  Россия памятник ленину

О князе Пожарском слышали нижегородцы хорошие слова и от тех, кто ходил в Москву с Рязанским ополчением, и ещё раньше. Был князь Пожарский одно время воеводою в Зарайске. Уже бояре предали Москву полякам, а зарайцы не только держались, но и выбили поляков из нескольких русских городов. А когда бились москвичи с поляками на улицах Москвы, дольше всех удалось продержаться на Лубянке, у дома князя Пожарского. Уже горели соседские дома, дым выедал глаза, а князь с небольшим отрядом не подпускал врагов к себе. Только тяжело раненного увезли его верные люди из горящей Москвы в село Мугреево-Никольское, его вотчину. Там и провёл он несколько месяцев в домашнем покое.

Туда, в Мугреево-Никольское, за 120 верст, едет нижегородское посольство просить князя принять воинство. Отказывается князь, говорит, что болен, не годится больше для сражений. Но нижегородцы упорны. Второй и третий раз едут в Мугреево и всё-таки получают согласие князя. Одно условие ставит князь: он будет командовать войском, но для сбора и хранения казны, для расчётов с ратными людьми, для покупки коней, оружия, пусть выберут из горожан надёжного человека. При этом князь назвал Кузьму Минина.

Теперь посольство идёт на Нижний посад, в дом Кузьмы, и просит его быть выборным человеком от всей земли, взять всё снаряжение в свои руки. Просит с прилежанием, и Кузьма соглашается.

Между тем из Нижнего в разные города были посланы письма с призывом помочь ополчению. К Нижнему потянулись обозы с оружием, съестными припасами, одеждой для воинов. На исходе зимы ополчение собралось в путь.

Шли на Ярославль, по правому берегу Волги. Прошли Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, переправились через Волгу к Костроме. 24 августа подошли к Москве, занятой врагами. Предложили им сдаться, но поляки упорствовали, знали, что на помощь им спешит гетман Ходкевич. С ним обоз в 400 повозок и 12 тысяч воинов.

Кузьма Минин попросил у Пожарского ратной силы, чтобы ударить по врагу. У Крымского брода, на Москве-реке, Минин с отрядом в 300 воинов неожиданно нападает на пеших и конных врагов, ему на помощь бросаются ополченцы, засевшие в зарослях бурьяна, в рытвинах и ямах, в развалинах полусгоревших домов. И 12 тысяч воинов гетмана Ходкевича бегут! А впереди своего войска сам гетман.

Осада Москвы продолжалась до глубокой осени. Среди осаждённых поляков начался голод, но они не сдаются: жаль им расставаться с награбленными сокровищами. И всё-таки в одно октябрьское утро тяжёлые ворота Московского Кремля медленно открылись, и грязные, оборванные, исхудавшие польские паны пленниками вышли на Красную площадь. Москва ликует, и под радостные крики московского люда Минин и Пожарский обок друг с другом верхами въезжают в Кремль во главе русского воинства…

Так народ русский, поднятый нижегородцами, спас Российское государство. И, видно, с тех пор пошла гулять по России знаменитая поговорка: «Нижний – Москве сосед ближний».

С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Первоначально памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде, где было собрано ополчение.

Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над проектом памятника. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника, в которой народных героев Минина и Пожарского представляет российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига.

В 1808 году жители Нижнего Новгорода обратились за Высочайшим соизволением пригласить прочих соотечественников к участию в создании памятника. Предложение было одобрено Императором Александром I, который всячески поддерживал идею возведения памятника.

В ноябре 1808 года скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России. Имена подписчиков были напечатаны и обнародованы.

Учитывая важность памятника для русской истории, было решено установить памятник в Москве, а в Нижнем Новгороде установить мраморный обелиск в честь Минина и князя Пожарского. Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он ещё более возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы.

Работы по созданию памятника были начаты в конце 1811 года под руководством Мартоса. Малая модель памятника была закончена в середине 1812 года. В том же году Мартос начинает изготовление большой модели и в начале 1813 года модель была открыта для публики. Работа была высоко оценена Императрицей Марией Федоровной и членами Академии Художеств.

Отливка памятника была поручена Василию Екимову — литейному мастеру Академии Художеств. По окончании подготовительных работ отливка была выполнена 5 августа 1816 года. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди. Медь плавилась 10 часов. Отлитие столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые в европейской истории.

Для пьедестала памятника первоначально предполагалось использовать сибирский мрамор. Но из-за значительных размеров памятника было решено использовать гранит. Огромные камни были доставлены в Санкт-Петербург с берегов Финляндии. Пьедестал, состоящий из трех цельных кусков, был изготовлен каменотесом Сухановам.

Доставку памятника из Санкт-Петербурга в Москву было решено осуществлять по воде, учитывая размеры и вес памятника, по маршруту через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. 21 мая 1817 года памятник был отправлен из Санкт-Петербурга и 2 сентября того же года доставлен в Москву.

В то же время было окончательно определено место установки памятника в Москве. Было решено, что лучшим местом является Красная площадь по сравнению с площадью у Тверских ворот, где ранее предполагалась установка. Конкретное место на Красной площади было определено Мартосом: в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа).

4 марта (20 февраля) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей. На Красной площади состоялся парад гвардии.

В 1931 году памятник посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.

В 2005 году был установлен новый российский праздник – День народного единства. 4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде на площади Народного единства был открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная на 10 % копия знаменитого на весь мир московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года. Ещё недавно место это было в запустении. А теперь радует глаз возрождённый храм Рождества Иоанна Предтечи, новый памятник Минину и Пожарскому, набатный колокол…

Надпись на памятнике гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия. Лета 1818». Вот как этот текст критиковал Александр Сергеевич Пушкин: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Фёдоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского».

Р.S. Впервые изображение памятника на российской почтовой марке появилось в 1904 году в почтово-благотворительном выпуске «В пользу сирот воинов действующей армии». Первая советская почтовая марка с «Мининым и Пожарским» появилась в 1946 году в предъюбилейной серии «Виды Москвы», приуроченной к 800-летию города. В 1992 году массовым тиражом изданы стандартные почтовые марки Российской Федерации с изображением скульптуры.

Дмитрий Евстафьев (лицей № 82, 8 «В» класс); Центральная Городская Детская Библиотека им. А.М.Горького

В настоящей публикации использованы фотографии, предоставленные Дмитрием Евстафьевым, а также фрагмент фотографии Ольги Новоженовой

Конкурсная работа Дмитрия Евстафьева опубликована на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти»

Перепечатка материалов — только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *