Памятник артему разрушили

Святогорск известен своей живописностью, огромное количество людей приезжают сюда, дабы отдохнуть от серости будней и суеты большого города.

Известно, что жемчужиной Святогорска является Святогорский монастырь, однако совсем неподалеку от него, на пике горы Лысая расположен прекраснейший монумент, высотой в 22 метра – памятник Федору Андреевичу Сергееву, в простонародье известному как Артём. Место для постройки выбрано очень удачно, так как очень способствует эмоциональному воздействию над людьми, которые поднимаются к монументу.

Многие наши современники даже и не вспомнят, однако Артём был весьма известной личностью. Так например, он участвовал в борьбе за установление Советской власти в Украине, выступал против меньшевиков, левых эссеров, был преданным «Большевиком-ленинцем» и яро поддерживал В.И. Ленина в вопросе о ратификации Брестского мира и во время дискуссий о профсоюзах.

После окончания гражданской войны был одним из руководителей партии и советского правительства Украины. Под его руководством из руин восстают фабрики, заводы и щахты. Возрождение Донбасса стало для Артёма главной целью.

В далеком 1925 году, когда большевистские власти решили снести стоявшую на тот момент на вершине горы часовню, был объявлен конкурс на лучшее предложение по застройке этого участка. Проект скульптора И.П. Кавалеридзе и архитектора Г.В. Вербенко оказался вне конкуренции.

Они смогли создать этот шедевр не только в кратчайшие сроки, но и с малым бюджетом. Представьте, всего лишь 9000 рублей, и ни копейки больше было выделено властями на постройку этого гиганта!

Итак, строительство началась! Уже летом 1927 года был разработан и построен макет в полный рост, который расположили в двух километрах от места строительства памятника. Кавалеридзе обратил внимание, что на горе, где будет возвышаться скульптура, ветер слишком силён, да и места мало. Поэтому было важно не ошибиться в расчетах строительства каркаса. Расчеты проделал инженер-архитектор Вербенко.

Монумент Артёма сооружали непосредственно на месте, путем заливки бетона в каркас. Двигаясь ярусами снизу-вверх, по мере того как бетон схватывался, росла и 22-метровая фигура Артёма. По расчетам специалистов общая площадь составила 400м 2 , и весом более 800-та тонн! Вместе с фундаментом, который составляет 5-6 метров, общая высота памятника около 27-28 метров.

Осенью 1927 года, а точнее 13 сентября, состоялось торжественное открытие монумента. Однако судьба памятника была не легка: он «прошёл» Великую отечественную Войну, побывал в гуще сражений, но выстоял! Его же собрат, точно такой же монумент Артёму, однако высотой в 30 метров, который был установлен в городе Бахмут, ныне Артемовск, был разрушен.

Так как материал, из которого был создан памятник – монолитный бетон, то в связи с этим достаточно трудно произвести реконструкцию.

Вместо награды за постройку сей скульптуры, Кавалеридзе попросил отдать ему остатки от выделенных средств. Естественно, что власти согласились на это. И каково же было их удивление, когда после окончания строительства в бюджете осталось…103 рубля! И пусть Кавалеридзе не разбогател на этой постройке, но теперь его имя будут помнить до тех пор, пока стоит этот монумент. Можно смело сказать, что памятник Артёму является так же и памятью об архитекторе, создавшему выдающееся произведение жанра монументальной скульптуры.

Скульптура Артёма является частью комплекса памятников истории и культуры города Святогорска. Постановлением КабМина от 27.12.2001 года он внесен в реестр памятников национального значения Украины. Причем это единственный в Донецкой области монумент из 44 памятников, внесенных в этот реестр.

Памятник Артёма является общегосударственной и областной достопримечательностью, а так же используется как объект экскурсии.

И если Вы всё еще не побывали в этом чудесном месте, то знайте – Вы многое упустили!

Памятник
Памятник Артему
47°06?43? с. ш. 39°25?26? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город город Шахты Ростовской области
Скульптор Б. У. Акользин, Л. И. Ганьшин, Н. А. Карагодин, А. Демидович
Дата постройки 1968 год
Внешние изображения
Памятник Артему в городе Шахты

Памятник Артему — памятник товарищу Артему (псевдоним Фёдора Андреевича Сергеева), российскому революционеру, советскому политическому деятелю.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Литература
  • 3 Ссылки
  • 4 Примечания

История [ править | править код ]

Товарищ Артем (настоящая фамилия Сергеев Фёдор Андреевич) был профессиональным революционером, близким другом Сергея Кирова и Иосифа Сталина, деятелем Коммунистической партии, основателем Донецко-Криворожской советской республики и первым председателем Совнаркома Донецко-Криворожской республики, в состав которой в начале XX века входил г. Александровск-Грушевский (ныне г.Шахты).

Товарищ Артем уделял внимание послевоенному восстановлению угольной промышленности в Донбассе. 18 апреля 1921 года Федор Андреевич приезжал в г. Шахты. Там он участвовал в работе сессии Шахтинского уездного комитета Советов, выступал на собраниях рабочих I-го государственного рудника (теперь это шахта им. Артема).

Память о товарище Артеме была увековечена в Украинской ССР, в Ростовской области. Его имя носил один из поселков города Шахты, электростанция, шахта им. Артема, шахта «Глубокая» (им. Артема № 2) [1] , улица города.

Памятники товарищу Артему устанавливали в СССР в городах Святогорск, Донецк, в городе Артем Приморского края, Кривом Роге и др. Крупнейшими были железобетонные памятники в городе Артемовске (скульптор Иван Кавалеридзе, 1927) высотой постамента 15 метров и скульптуры в 15 метров и в Святогорске, где высота памятника составила 22 метра, постамента — 6 метров. В годы Великой Отечественной войны памятник в Артемовске был разрушен немцами.

13 августа 1968 года памятник товарищу Артему был установлен в центре поселка Артем.

Скульптура памятника имеет высоту 9,7 метра, пьедестал — 5,2 метра. Памятник выполнен коллективом шахтинских скульпторов: Б. У. Акользиным, Л. И. Ганьшиным, Н. А. Карагодиным, А. Демидовичем. Товарищ Артем изображен в движении, скульптура окрашена серебряной краской.

Со временем памятник стал портиться и разрушаться. В 2012 году Владимиром Лавреневым была проведена реставрация памятника.

29. Памятник Артему (Ф. А. Сергееву). Скульптор И. П. Кавалеридзе. 1927 г.

В 1927 г. известным украинским скульптором И. П. Кавалеридзе был вылит из железобетона на вершине одной из меловых гор 22-метровый монумент большевика Федора Андреевича Сергеева, известного в Донбассе и за его пределами как Артем. Монументальная скульптура, отлитая из бетона в стиле кубизм, прошла через войну и сохранилась едва ли не единственным произведением советского конструктивизма, отразившего авангардные направления в искусстве начала XX века.

В 2007 году исполнилось 80 лет с того времени, как скульптор И. П. Кавалеридзе создал на высоком холме, правого берега Донца гигантскую фигуру революционера, государственного и профсоюзного деятеля первых лет Советской власти — Федора Андреевича Сергеева (Артёма). Этот памятник, как и некоторые другие конструктивистские проекты художника, не всегда одинаково воспринимались и оценивались обществом и властью. Так, в начале 60-х годов XX века, во время кампании против авангардистских течений в искусстве, уничтожающая критика в адрес Кавалеридзе и его «ужасных произведений» прозвучало из уст Н. С. Хрущева, в то время руководителя государства, Советского Союза. Впоследствии оценки изменились и творческие достижения талантливого скульптора, кинорежиссёра, драматурга вошли в сокровищницу украинской и мировой культуры.

Накануне 120 годовщины со дня рождения Ф. А. Сергеева оживился интерес к этой неординарной человека. Деятельность Артёма на руководящих должностях в Украине и Донбассе и сейчас является предметом исследований историков, политологов, экономистов. Трагическая гибель Артёма в 1921 году до сих пор не имеет четкой картины последних минут и причин катастрофы 24 июля на Московско-Курской железной дороги.

Время от времени оценка деятельности Артёма, иногда на бытовом уровне, трансформируется в вопрос о целесообразности увековечения имени Артёма в памятниках, названиях городов, улиц, предприятий. В этом ракурсе построение памятника Артёму в Святогорске тоже воспринимается неоднозначно. Это связано с тем, что современный курорт Славяногорск становится привлекательным, а по некоторым признакам «культовым» городом, в широком смысле этого слова.

Монумент Артёма — заметная часть ландшафта Святогорска и одна из его архитектурных доминант. Вместе с тем, памятник Артёму обусловил формирование рядом с собой Мемориала Великой Отечественной войны. Сложился своеобразный комплекс памятников истории и искусства XX века.

Формируя новейшее культурную среду, монумент Артёма в то же время самоценен как художественное произведение, аналогов которому сложно найти. Бесполезно искать в памятнике черты «чистого» стиля. Несмотря на общепризнанное отнесения Артёма к кубизму, следует заметить, что сам автор отрицал упрощенное отношение к своему произведению. Влияние авангардистского направления безусловно чувствуется в фигуре памятника, но есть здесь и другие стилистические черты, которые так и остались неразвитыми. Эти новые черты скорее всего рождении энергией революционной эпохи, которая формировала свое «собственное культурную среду». «Артём» довольно точно отражает особый период в культурном измерении общественной жизни Украины 20-х годов XX века. Искусствоведы редко обращают внимание на тот факт, что автор монумента и сам Артём жили в одно и то же время, были почти ровесниками, «дышали» одним воздухом, оказывались в одном же и потому городе. Только случайным стечением обстоятельств можно объяснить тот факт, что находясь за границей, в Париже, в нач. XX в. будущий художник и будущий революционер входили в одну и ту же жилище, имели общий круг знакомых, принимали помощь одного человека — известного ученого И. Мечникова. Фёдор Сергеев и Иван Кавалеридзе формировались в одном историческом измерении и среде, хотя и воспринимали эту среду по-разному и шли разными путями.

Федор мечтал превратить человеческое общество путем борьбы в этом обществе. Иван — отразить яркие фигуры и историческую судьбу этого общества и этой борьбы. Именно поэтому памятник Артёму сохраняет «живую связь» времени между эпохами и людьми, отражает идеалы и движущие силы прошлого исторического времени, вторит энергию мощных преобразований и трагических событий. Памятник объединил мечты этих двух талантливых личностей XX века, хотя одному судьба дала 1991 жизнь, а другому отпустила всего 38 лет.

После гибели 24 июля 1921 года Фёдора Андреевича Сергеева в железнодорожной катастрофе. 3 августа 1921 года Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет принимает Постановление об увековечении памяти товарища Артёма (Сергеева), а именно:

Учитывая огромные заслуги товарища Артёма (Сергеева) перед революцией и пролетариатом и особенно перед рабочими горной промышленности Донецкого бассейна, для увековечения имени славного борца за освобождение рабочего класса в памяти будущих поколений трудящихся Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет Постановил:

«3. Соорудить тов. Артёму (Сергееву) памятник, для чего поручить Наркомпросу объявить конкурс на представление соответствующего проекта.»

История создания памятника

Для участия в конкурсе были приглашены лучшие художественные силы страны. Решил принять участие в конкурсе и Иван Кавалеридзе, Летом 1923 года макет памятника был представлен среди 68 проектов конкурсной комиссии. Сам автор позже писал, что творческий подход к этому проекту был изначально новаторским и героя Октябрьской революции и героя народных масс не отображают, как царского генерала с саблей, или амура с крылышками. Неизвестные ранее идеи и чувства обусловили необходимость применения новых средств изображения. Эти новые средства автор видел в построении скульптуры плоскостями. На них ощущение мира и глубина тени создают совсем другое впечатление, чем на окружных формах. Сохранился любопытный Фотодокумент который зафиксировал макет первого памятника Артёму вместе с автором летом 1923 года. На первом плане огромная фигура Артёма с высоко поднятой рукой, которая возвышается на впечатляющем своими масштабами постаменте, составленном бы из разных геометрических фигур, прежде всего треугольников. По макету памятника сидят три человека. Справа — И. П. Кавалеридзе. Рядом с ним, по некоторым свидетельствам, художник Соколов и инженер Григорьев. Надо полагать, что снимок сделан в железнодорожном театре в г. Ровно перед выездом на конкурсную комиссию в Харьков. Этот проект и оказался победителем среди многих других и был реализован в 1924 году в г. Бахмуте. К сожалению, этот памятник не сохранился до нашего времени, был разрушен фашистами во время оккупации в 1943 году. Но сохранились несколько фотографий, которые дают возможность представить масштабность и новаторский подход автора памятника. На первом фото зафиксирована часть постамента, на котором размещены около 60 человек. Постамент состоит из огромных геометрических фигур. Вторая фотография зафиксировала сам монумент Артёма, который тоже как бы состоит из отдельных геометрических фигур. Такое новаторское решение в построении монументальной скульптуры, побудило многих искусствоведов увидеть в этом памятнике, а также в памятнике Артёму в Святогорске признаки авангардного стиля, который получил название «кубизм». Трудно отрицать влияние этого модного в начале ХХ в. стиля, тем более что сам И. П. Кавалеридзе был неплохо осведомлен в нём, а некоторые из товарищей и коллег И. Кавалеридзе были признанными мастерами именно этого направления в искусстве. Но, касаясь этой темы, И. П. Кавалеридзе так замечал по поводу стилистических особенностей своих творений: «Не раз приходилось мне с горечью слышать и читать, будто я отдал свое время дань увлечению кубизмом У людей толковых, я уверен, возникают вполне естественные вопросы: зачем было скульптору в середине двадцатых годов обращаться к направлению, которое к тому времени уже стал достоянием истории? Неужели захотел творить некий украинский вариант кубизма?

Ничего подобного я, естественно, не думал … Кубизм — возведение живой формы с установленными геометрических объёмов — куба, призмы, шары. Мне же хотелось другого — строить фигуру, как строят архитектурное сооружение — плоскостями. Трактуя скульптурную форму плоскостями, можно добиться внешнего и внутреннего связи с архитектурой». Как ни парадоксально это звучит сегодня, но по мнению художника, его творческий замысел шёл не от основания авангарда, а базировался на традициях украинской деревянной архитектуры. Во всяком случае И. П. Кавалеридзе так писал по этому поводу: «Вряд ли смогу назвать здесь два-три таких совершенных произведения художественного гения, как с детства известная мной церковь Покрова в Ровно, построенная по заказу гетьмана Петра Калнышевского, та самая, на которой рукой ее строителя было высечено: «Резал Федор Забарний с Засулля», за которую сахарозаводчик Терещенко давал десять тысяч рублей и которую за две тысячи купил полтавский архитектор и перевез в Полтаву. Величественные, торжественно-радостные, направленные вверх объемы этой церкви до сих пор является для меня образцом пластической законченность Как точно определил народный мастер соотношение сруба и верхов! Как верно угадал эффект перспективного сокращения последних — и все это сформировано плоскостями. Разве неинтересно было бы воспользоваться опыта старых народных мастеров, чтобы в современной скульптуре добиться такого совершенства архитектурных форм, такой слаженности и выразительность покоренных едином ритму объемов Этого я в меру своих сил и таланта стремился в произведениях двадцатых годов, в свое время были восприняты одобрительно, а впоследствии вызвали столько противоречивых оценок.»

Читайте так же:  Как называются памятники на мамаевом кургане

Памятник Артёму в Бахмуте был создан из железобетона высотой под 30 метров. На постаменте во время праздников размещалось до 200 человек. Фигура Артёма поражала современников не только своими гигантскими размерами, но и проницательным отражением характера самого Артёма. Недаром один из участников торжественного митинга, посвященного открытию памятника, так выразился: «Сделано не по фотографии, а по биографии». Памятник Артёму имел не только авангардистские черты, гигантские формы, но и изрядную прочность. Железобетон был излюбленным материалом И. П. Кавалеридзе в монументальной скульптуре. Вместе с бетонщиком высшего сорта, работавшие со скульптором ещё со времен создания памятника княгине Ольге, — династией Орленко — И. П. Кавалеридзе мог сделать из этого материала сложную форму особой прочности … Недаром, когда фашисты задумали сорвать памятник Артёму в Артёмовске, им это не удалось, пришлось фигуру разбивать на куски и разрезать автогеном. Отдельные части памятника вывозили за город, а постамент так и остался стоять ещё на долгие годы.

Иной была судьба второго проекта памятника Артёму И. П. Кавалеридзе, который был воплощен на Святогорском холме над Донцом рядом с архитектурным ансамблем Святогорского монастыря.

К тому времени монастырь уже был закрыт, а в его помещениях разместился 1-й Вседонецький Дом отдыха. В середине 20-х годов решено было присвоить имя Артёма этом крупнейшем в Донбассе дома отдыха, а в ознаменование этого построить памятник Артёму на его территории. И. П. Кавалеридзе был известным в Донбассе художником благодаря удачному проекту в Артёмовске. Его вновь пригласили к созданию памятника Артёму. Первоначально планировалось установить бюсты Артёма, на который был рассчитан смету в 9 тысяч рублей. Из них на материалы для строительства выделялось 4 тис.руб и на авторский гонорар — 5 тыс. руб. Как вспоминал сам И. П. Кавалеридзе, когда его вызвали к председателю Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Г. И. Петровского и предложили эту работу, скульптор сразу внес предложение о строительстве не бюста, а гигантского памятника на горе, которая станет естественным постаментом для монумента. Г. И. Петровский отметил, что бухгалтерия не даст ни копейки сверх лимитированных сметой, но это не остановило художника. Он так был увлечен идеей строительства именно памятника, рискнувший начать строительство. Почти весь гонорар пошёл на материалы и заработную плату строителям. Лишь 92 рубля из 5 тысяч остались автору памятника. Но и эти деньги не спасли бы проект, как бы не бескорыстная помощь жителей сел Банное и Татьяновка, а также самого Дома отдыха. Банновско-Татьяновский сельсовет взял на себя организацию подсобных работ, поставлял древесину, помогал подводами для доставки материала.

Но самое удивительное — не количество денег, за которые построены памятник Артёму в Святогорске, а реализация самого проекта на вершине горы без технических средств и механизации. Над проектом памятника Артёму для Святогорска скульптор работал в 1926 году, а уже в январе 1927 года Славянская газета «Большевик» напечатала отзыв на макет этого памятника: Кроме ценности исторической, памятник чрезвычайно художественно и экспрессивно отражают тов. Артёма. Чрезвычайная монументальность форм архитектурной кладки, блестяще рассчитано созвучие отдельных частей и динамика — вот отличительные черты этого последнего выбора тов. Кавалеридзе.

Летом 1927 года началось сооружение монумента. Имея уже некоторый опыт в строительстве монументальных скульптур из бетона, И. П. Кавалеридзе решает сначала строить макет памятника в натуральную величину. Для этого нашли место на территории Степного Дома отдыха, в 2-х километрах от места строительства. Степной Дом отдыха разместился на монастырском хуторе, где была больница и церковь во имя иконы Ахтырской Божей Матери. Но после 1922 года здесь отдыхала в основном молодежь, которая с энтузиазмом помогала в работе по созданию каркаса памятника И. П. Кавалеридзе обратил внимание на то, что ветер на холме где планировалось строительство, незаурядный, да и места маловато — не развернуться. Поэтому важно не ошибиться в расчетах строительства каркаса. Эти расчеты сделали инженер Вербенко и опытные мастера своего дела — семья Орленко, которые строили почти все бетонные памятники Кавалеридзе. Скульптор так характеризовал Орленко в своих воспоминаниях: «Это были мастера — золотые руки, волшебники своего дела, они знали секрет, как превратить цемент на благородный мрамор, чтобы потом с помощью скарпеля предоставлять ему любой фактуры . Волшебники Орленко умели не только формировать скульптуру, отливать ее или набивать с бетона, а если нужно — сделать расчеты каркаса для в любую статуи или группы. Когда 1927 году на Святогорских меловых скалах над Донцом сводилась двадцати восьмиметровая бетонная фигура Артёма, Орленко течение одной ночи дали точные расчеты каркаса — и на вес, и на парусность (т.е. на сопротивление ветру). А когда делался каркас для этой гигантской статуи, предложили способ вязать двутавровые балки железными кольцами «.

В это время на «Степном» вырезались из досок лекала, обивались фанерой и поднимались вверх. По свидетельству И. П. Кавалеридзе, эти работы выполнял лишь один столяр и четыре плотника. За ними шли формовщики и четыре плотника. Куски формы изготовлялись так, чтобы четыре человека могли взять часть модели, положить в бричку и вывезти к месту возведения памятника. Затем формы монтировались одна на другую. Таким образом, монумент Артёма сооружали непосредственно на месте методом заливки бетона в установленную форму — каркас. Двигаясь ярусами снизу вверх, по мере как бетон «хватался», росла и 22-метровая фигура Артёма. По расчетам специалистов, общая площадь монумента составляет 400 кв.м, вес — около 800 тонн. Высота памятника Артёму равна 22 метрам. Вместе с фундаментом, который должен быть не менее 5-6 метров, общая высота сооружения составляет 27-28 метров.

Цемент для бетона привозили из Новороссийска. Орленко имели свои профессиональные секреты в приготовлении бетона. По замыслу автора памятника, бетон должен был иметь розовый оттенок и напоминать по фактуре природный камень — розовый гранит. Именно таким был первоначальный вид монумента Артёма, созданного скульптором И. Кавалеридзе, инженером Г. Вербенко, бетонщиками Орленко. Позже автор памятника вспоминал: «Инженер Вербенко и неизменная семья Орленко — четыре брата и три сына — вынесли на себе всю тяжесть формовки сооружения. Они работали здесь с первого до последнего дня».

Материал, из которого автор решил строить памятник Артёму, должен не только напоминать природный камень, но и быть своеобразным символом эпохи, символом Донбасса. Как писали газеты в те годы: «Скульптор не ошибся, выбрав для памятника Артёму — памятника Донбасса — именно железо и бетон. Это — воплощение нашей эпохи. Железо — сила, бетон — устойчивость. Сила и устойчивость вместе дают организацию.»

Во время работы над монументом Иван Кавалеридзе все время вспоминал эпизоды из биографии Артёма, особенно в критические моменты жизни революционера. Виделась картина из истории эвакуации Харькова и отступления частей Красной армии в 1918 году перед воинскими частями Австро-Германии. Под давлением наступающих войск противника красноармейцы побежали, оставляя все сокровища, предназначенного к эвакуации. Тогда Артём сам, с наганом в руке смог остановить бойцов и повести за собой в наступление! «Я постоянно помнил его фразу, — подчеркивал И. Кавалеридзе:

«Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо.»

Именно эти слова Артёма высечены на постаменте памятника вместе с датами жизни 1883—1921 и посвящением: Пламенному вождю пролетариата 1-й ВДО — То есть, «1-й Вседонецкий Дом отдыха».

Особенно напряженным была последняя неделя перед назначенным на 11 сентября торжественным открытием монумента Артёму. Сохранилось письмо И. П. Кавалеридзе, написанное 7 сентября 1927 и направленное в адрес жены скульптора: «Только сейчас закончили набивку фигуры Артёма, осталось разобрать формы и рештование. Работая все это время и днем и ночью, совсем обалдел.»

Открытие памятника Артёму 11 сентября 1927 стало торжественным событием в присутствии многих тысяч рабочих, солдат, делегаций из городов и районов Донецкого бассейна. Состоялся своеобразный парад красноармейцев. Играл духовой оркестр. Под вооруженные залпы был торжественно открыт памятник который был виден с расстояния десятков километров.

На волне таких значительных событий в Святогорский Дом отдыха решено было переименовать в Дом Красно-Горский. Но это название не закрепилось и через несколько лет исчезла совсем. В отличие от этого названия, за «лысой» горой закрепилось название «Гора Артёма».

Нелегкая судьба выпала памятнику во время Великой Отечественной войны. Жестокие бои, которые состоялись в течение 1941—1943 годов, произвели некоторые потери, выбоины от пуль и снарядов. Но все же, в отличие от Артёмовского «Артёма», Святогорский сохранился, хотя по слухам и его планировали разрушить немцы во время оккупации. Но почему-то не разрушили и он остался возвышаться над Донцом. После 1943 года Артём был уже неодноким памятником на этой горе. За ним уже стояли обелиски на братских могилах советских воинов, а также памятник генерал-майору, командиру 79-й гвардейской стрелковой дивизии Батюк Николаю Филипповичу, которого похоронили возле монумента Артёму боевые товарищи. Впоследствии, в 1985 году, к 40-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на месте этих отдельных памятников был создан Мемориал Великой Отечественной войны.

Сам памятник Артёму был реставрирован к 100-й годовщины со дня рождения Ф. А. Сергеева в 1983 году. Научные исследования и обмеры монументальной скульптуры были осуществлены специалистами историко-архитектурного заповедника под руководством архитектора А. Дашевского. Скульптурные формы памятника, пострадавших в период войны возобновлялись с участием скульптора А. Скорых. Сам проект реставрации был выполнен институтом «Укрпроектреставрация» (г. Киев). Непосредственно ремонтные работы выполнялись Сумской реставрационной мастерской. Текущие ремонтные работы проводились специалистами ПМВП «Юнион» (г. Краматорск), специализирующихся в области промышленного альпинизма. Таким образом, монументальная скульптура Артёма в г. Славяногорске полностью сохранила свои первоначальные авторские формы, но несколько потеряла в фактуре бетона и цвете.

ИА SakhaNews. Памятник российскому революционеру Федору Сергееву (1883-1921), возглавлявшему Донецко-Криворожскую советскую республику и известному как товарищ Артем, разрушили ночью в Харькове. Статую, установленную в 1987 году на средства предприятий Киевского района, свалили с постамента, сообщает ИТАР-ТАСС.

По данным издания, накануне в центре Харькова на площади Свободы несколько десятков человек с символикой «Правого сектора» разрисовали постамент памятника Ленину. Никто из них не был задержан милицией. Днем ранее желто-голубым стал постамент памятника Ленину в Краматорске, а в начале сентября националисты раскрасили его бюст в Старобельске. В Киеве в ночь на среду, был также осквернен свастикой мемориал «Менора» в Бабьем Яре, посвященный евреям, погибшим в годы нацистской оккупации.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий:

ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЕСЛИ ХОТИТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ

Комментарии на портале SakhaNews удаляются, если они содержат:

  1. Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму (в т.ч. хакерским атакам), экстремизму.
  2. Публичные призывы к сепаратизму, к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
  3. Пропаганду фашизма, геноцида, нацизма. Посягательства на историческую память в отношении событий, имевших место в период Второй мировой войны, отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а также распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годыВторой мировой войны.
  4. Разжигание межнациональной, межрелигиозной, социальной розни, грубые высказывания в адрес представителей любых национальностей, рас и вероисповеданий.
  5. Пропаганду курения, наркомании.
  6. Угрозы физической расправы, убийства, сексуального насилия.
  7. Описание средств и способов суицида, любое подстрекательство к его совершению.
  8. Переход на личности, оскорбления в адрес официальных и публичных лиц (в т.ч. умерших), грубые выражения, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких.
  9. Заведомо ложную, непроверенную, клеветническую информацию.
  10. Нарушают права несовершеннолетних лиц.
  11. Оскорбления журналистов и других сотрудников SN, авторов, модераторов, администрации сайта, руководства издания, читателей «SN», грубые высказывания о самом портале.
  12. Присвоение чужих имен и фамилий, комментирование от чужого имени.
  13. Распространение персональных данных, нарушение тайны переписки и связи.
  14. Брань (в т.ч. измененное написание мата).
  15. Дублирование комментариев (флуд).
  16. Бессмысленные комментарии (флейм).
  17. Комментарии, не относящиеся к темам статей (офф-топ).
  18. Реклама других сайтов (в т. ч. ссылки на другие сайты). Реклама товаров и услуг.
  19. Сообщения, оставленные не на русском языке.
  20. Сообщения, содержащие более 3000 символов и пробелов.
  21. Прочие нарушения законодательства РФ.

Комментарии, нарушающие правила поведения на портае, удаляются без предупреждения. При вторичном размещении уже удалённого сообщения, модератор вправе заблокировать («забанить») пользователя.

Почему вы не можете оставить свой комментарий?

  • Администрация портала оставляет за собой право по собственному усмотрению или решению автора закрыть материал для комментирования.
  • Возможно, вы попали в черный список.

Ушел из жизни экс-зампред Совмина Якутской АССР

Василий Игнатьевич Федоров занимал разные руководящие республиканские должности. С 1993 года работал в Институте гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН.

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ ПО САЙТУ

Памятник Артему установлен на высоком обрыве Лысой горы, на правом берегу реки Северский Донец (г.Святогорск, Донецкая область, Украина). Так исторически сложилось, что теперь он находится на территории Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника. Памятник сооружен в 1927 году в честь Федора Андреевича Сергеева (Артема), революционера, советского государственного и партийного деятеля, одного из основателей Донецко-Криворожской республики. Автор памятника — скульптор И. П. Кавалеридзе

Памятник представляет собой уникальный образец авангардистской монументальной скульптуры, ярко отображающей все черты этого уникального стиля в искусстве, порожденного революционными преобразованиями в обществе того времени. В 2001 году правительство Украины определило наиболее ценные в художественном плане памятники монументального искусства Украины и внесло их в Государственный реестр национального культурного наследия. Среди 44 выдающихся произведений значится монументальная скульптура, воздвигнутая в честь Федора Андреевича Сергеева (Артема), работы скульптора Ивана Петровича Кавалеридзе, которая установлена в 1927 году в г. Святогорск Донецкой области.

Этот авангардистский памятник не всегда положительно воспринимался и оценивался властью и обществом. Так, принятый на ура в момент установки и вызывающий восхищение у людей в первые годы своего существования, через 30 лет (в 60-х годах) на волне неприятия и борьбы с авангардом в искусстве памятник требовали разрушить, снести, или, по крайней мере, перенести в другое место.

Читайте так же:  Как установить плиту под памятник

Сегодня существует вдвойне неоднозначное отношение к существованию и размещению памятника Артему в Святогорске. Со стороны православной религиозной общины звучат голоса о переносе памятника, так как многим верующим кажется, что монумент мешает благостной атмосфере, которую создает находящаяся рядом Святогорская Лавра.

В связи с этим хочется отметь, что современный Святогорск становится все более привлекательным, даже «культовым» местом для активно верующих людей. Возрождение и успешное развитие Святогорского Успенского монастыря, находящегося рядом с памятником Артёму, превратило эти места буквально в «православный центр юго-восточной Украины».
Поэтому соседство столь разных по духу и противоположных по идее культурных объектов и вызывает у верующих негативные оценки по отношению к памятнику.

Однако я считаю, что на эту надуманную проблему следует посмотреть под другим углом — культурного человека в этой местности, прежде всего, поражает совокупность памятников культуры разных эпох и разных художественных стилей. Поэтому следует воспринимать близость столь различных по стилю и духу культурных объектов как отличительную особенность уникального комплекса историко-архитектурного заповедника города, что несомненно является достопримечательностью города. Давайте смотреть в будущее!

Сегодня монумент Артему является культурообразователем большей части ландшафта Святогорска и представляет одну из главных архитектурных доминант этой местности. Так же следует учитывать, что памятник Артему обусловил формирование рядом с собой Мемориал Великой Отечественной войны. Поэтому такой своеобразный комплекс памятников истории прошлых веков и искусства XX века необычен и чрезвычайно привлекателен для туристов.

Современная украинская писательница Оксана Забужко, посетив Донбасс, написала в блоге: «В Святогорске я поднималась на гору к вашему гениальному Терминатору — Артему. Его автор Иван Кавалеридзе, без всяких сомнений, великий скульптор. И эта колоссальная кубистическая статуя должна принадлежать наследию мирового монументального авангарда. Можно сколько угодно смеяться над его идеологической составляющей, но сам по себе памятник достоин того, чтобы на него съезжались посмотреть любители авангарда и просто искусства со всей Европы».

Как уже было сказано, на создание этого грандиозного памятника скульптора вдохновил масштаб фигуры Артема. Этот неординарный и яркий человек поражает необычностью своей судьбы и ее неожиданными поворотами. Артем как личность, на мой взгляд, совершенно не оценен современностью, хотя именно такие характеры во все времена считались идеалами для подражания. Сейчас постепенно начинает оживать интерес к этой необычной и чрезвычайно одаренной личности — деятельность Артема на руководящих должностях в Украине и Донбассе начинают исследовать историки, политологи, экономисты.

Формируя новейшую культурную среду города совершенно неординарным образом, монумент Артема в то же время обладает высочайшей самостоятельной ценностью как художественное произведение, аналогов которому практически невозможно найти. В памятнике отсутствуют черты «чистого» стиля, несмотря на общепризнанное мнение, что по стилистике исполнения Артем относится к кубизму. Сам автор отрицал такое упрощенное отношение к своему произведению. Влияние авангардистского направления безусловно чувствуется в фигуре памятника, но есть здесь и другие стилистические черты, которые так и остались неразвитыми. Эти новые черты скорее всего рождены энергией революционной эпохи, которая в то время формировала зачатки собственной культурной среды. Поэтому «Артем» довольно точно отражает особый период в культурном измерении общественной жизни Украины 20-х годов XX века.

Искусствоведы редко обращают внимание на тот факт, что автор монумента и сам Артем жили в одно и то же время, были почти ровесниками, «дышали» одним воздухом, оказывались в одних и тех же местах. Например, находясь за границей, в Париже, в 1903г. будущий художник и будущий революционер были вхожи в один и тот же дом, имели общий круг знакомых, принимали помощь одного человека — известного ученого Ильи Мечникова. Поэтому Федор Сергеев и Иван Кавалеридзе — дети одного времени. Они оба сформировались в едином историческом измерении, существовали в одной среде, хотя и воспринимали эту среду по-разному, имели разные цели и для достижения ее использовали разные пути.

Прежде всего следует кратко описать судьбу того героя, который вдохновил Кавалеридзе на создание монументального авангардистского шедевра. Артем (Федор Андреевич Сергеев), родившийся в 1883 году, был выходцем из крестьянской семьи, однако семья была достаточно зажиточная — его дед и отец занимались строительством церквей в селах и маленьких городах. Родители смогли обеспечить ему хорошее образование — сначала в Екатеринославском реальном училище, а затем Федор блестяще сдал экзамены в Московское высшее техническое училище. В Москве молодой студент занимался репетиторством и рано перешел на свои заработки. Однако закончить Бауманку не удалось — увлекся модным в то время занятием — политикой и в 1902 за участие в студенческих митингах был арестован, полгода провел в тюрьме.

По документам известно, что вовлечение в политику Артема было совершенно случайным явлением — с десяток студентов решили выйти на митинг с транспорантом, чтобы поддержать требования студентов МГУ, однако об их замышлявшейся акции донес в полицию один из сокурсников и полиция, переодетая в гражданское, даже не дала студентам вывесить свои лозунги — они были задержаны и арестованы. В тюрьме Артем провел полгода. Как замечает Владимир Корнилов: «Нам неведомо, помышлял ли будущий Артем до 17 февраля 1902 г. о политической деятельности, были ли у него какие-нибудь социалистические мечтания и метания. Но после первого в своей жизни ареста Федор Сергеев уже не мог изменить судьбу.»[1]

Естественно, он был исключен из ВУЗа и, хотя неоднократно подавал прошение в другие учебные заведения, не смог продолжить свое обучение — везде получал отказ, его считали неблагонадежным. Таким образом 18 летний «юноша бледный со взором горящим», влекомый молодым стремлением к неизведанному, покинул Россию и выехал в Европу.

Женева, Вена, Париж. Здесь он поступил в Русскую высшую школу общественных наук. В то время там читал лекции по экономике В.И.Ленин. С тех времен на всю жизнь Артем стал его верным идейным союзником.

Следует уточнить,что финансовую сторону поездки решила сестра Дарина, которая поддерживала его морально и материально еще с тюрьмы. В Париже Артем проживал в семье известного ученого Ильи Мечникова, с которыми очень сдружился и поддерживал переписку всю жизнь. Мечников помогал ему оплачивать обучение и брал на себя основную часть его бытовых расходов.

Однако, сразу же после окончания обучения, Артем в 1903 (ему исполнилось 20 лет) вернулся в Россию, став к тому времени уже готовым революционером, для продолжения подпольной борьбы с царским режимом.

Над ним тут же было установлено негласное наблюдение — рапорты жандармов и полицейских, дошедшие до наших дней, помогают проследить всю дальнейшую жизнь Артема.

Его жизнь в этот период достойна приключенческого сериала — один лишь эпизод на Сабуровой даче в Харькове (сумасшедший дом) чего стоит: накануне Артем выступил с пламенной агитационной речью на заседании Харьковского Земского совета перед ошеломленными заседателями — богатейшими людьми города. В своей страстной и полной эпитетов речи он призывал богачей отказаться от своих нажитых нетрудовыми доходами капиталов в пользу революционеров и финансировать их деятельность. Богачи были настолько поражены этим выступелнием,что потребовали ареста Артема. Полиция давно следила за ним и из анонимки, пришедшей накануне, знала, что Артем сдружился с персоналом, который позволял ему укрываться на территории дурдома. Из рапортов полицейских, которые сохранились в архивах, известно, что они с обыском ворвались в палаты больных, пытаясь опознать Артема, но были жестоко избиты пациентами, поэтому задержать Артема не удалось. Донесения полицейских сегодня без улыбки читать нельзя — типичный черный юмор.

В итоге была объявлена награда в тысячу рублей тому, кто поймает Артема. Таких эпизодов масса — его агитационная деятельность на заводах и фабриках, организация митингов среди солдат, призывы к защите своих прав, организация в Харькове восстания рабочих в 1905, работа на Донбассе, в Николаеве, Екатеринославе (Днепропетровске), Одессе, других городах Украины — все было на грани ареста, на грани фола.

В конце-концов, по заданию партии он переехал на другой участок работы — на Урал. Там он проработал до 1907, когда его все же удалось арестовать.

Три года длилось следствие и в 1910 суд приговорил 27-летнего молодого человека к пожизненной ссылке в отдаленных районах Восточной Сибири.

Однако сразу же по прибытию на места отбывания ссылки в августе 1910 году он устроил побег — пробирался по тайге, проплыл 300 километров по Ангаре, шел пешком вдоль каменистого берега Илима до ближайшей железнодорожной станции, откуда уже смог нелегально пересечь российскую границу с Кореей и перебраться в Китай. В Шанхае, добывая пропитание, работал кули, разносчиком, грузчиком, приказчиком в магазине. Через год, осенью 1911 года, на пароходе, который шел в Брисбен, отправился в Австралию.
На том конце света он не успокоился: вел социал-демократическую борьбу и революционную агитацию, произнес знаменитую фразу: «Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо», возглавил Союз русских рабочих-эмигрантов, был организатором и редактором газеты «Австралийское эхо», где защищал права пролетариата и даже австралийских аборигенов. В своей газете Артем беспощадно разоблачал эксплуататорскую суть австралийской «демократии», лицемерие буржуазии, и, естественно, его вновь арестовали. Однако из австралийской тюрьмы он опять сбежал, на этот раз — в Россию, где уже произошла февральская революция 1917 года. Здесь он попал в родную стихию и с новыми силами включился в подготовку Октябрьской революции, возглавил большевистский комитет Совета, устанавливал Советскую власть на Украине, в Гражданскую войну воевал на юге страны.

Артем известен как организатор Донецко-Криворожской республики, отдельной экономически самостоятельной республики, включавшей в себя промышленный восток и юг России. Сама история этой республики совершенно не исследована — ее существование не выгодно было вспоминать ни в СССР ни в современной Украине, поэтому и не оценен по достоинству масштаб личности Артема. Дерзость идеи ДКР в сочетании с прекрасной организацией процесса просто великолепны и в этом немалая заслуга Артема как одного из вдохновителей и организаторов республики. Следует подчеркнуть, что легитимность образования ДКР на фоне образованных в то же время УНР и ЗУНР намного выше и это также заслуга Артема. Солдаты ДКР активно сражались с белогвардейцами и немецкими войсками, которым сдались УНР и ЗУНР. Под руководством Артема даже успели создать Первую Донецкую армию, штаб которой располагался в Юзовке (Донецке).

Однако ДКР не представляла интереса после победы Красной Армии. Мавр сделал свое дело — мавр должен уйти.

Известно, что 17 февраля 1919 г. Совет обороны РСФСР под руководством Ленина принял следующее постановление: «Просить т. Сталина через Бюро ЦК провести уничтожение Кривдонбасса». Таким образом, относительно ДКР восторжествовал идеологический подход — компартия решила «разбавить мелкобуржуазную Украину пролетарским элементом Донбасса». Это предопределило судьбу Артема. В одном из своих писем он обронил: «Люди моего типа не переживают революций».[1]

24 июля 1921 года он погиб при крушении экспериментального поезда (аэровагона). Трагическая гибель Артема до сих пор не имеет четкой картины последних минут, не выяснены причины катастрофы, происшедшей 24 июля на Московско-Курской железной дороге. Руку к этому, по слухам, приложил сам товарищ Троцкий. А единственного ребенка Федора усыновил сам товарищ Сталин.

Артем не дожил два года до сорока лет, однако, прожитая жизнь была такой насыщенной, богатой на события и эмоции, которых хватило бы на насколько обычных жизней — даже по сегодняшним меркам это ярчайшая человеческая судьба широчайшего диапазона событий. Артем был конечно, профессиональным конспиратором, но во всей истории его жизни чувствуется истинный артистизм и находчивость, мастерское владение искусством манипуляции, прямо-таки виртуозный дар перевоплощения и драйв, драй, драйв. В его характере целеустремленность и воля к победе прекрасно сочетались с тягой к приключениям и амбициозностью. Безусловно он обладал очень яркой харизмой, люди шли за ним, верили ему. Это был чрезвычайно неординарный человек, сумевший многого достичь и воплотить в жизнь самые дерзкие свои мечты. Очевидцы вспоминали его не только как яркого и умного руководителя, но и как веселого мужика, который мог и выпить, и спеть, и на гитаре сыграть. Его революционная судьба по насыщенности событиями сходна с судьбой Че Гевары, имя которого стало модным нарицательным брендом мирового уровня, символом свободы и независимости. Жаль, что современное общество не осознает полностью ценность для общества таких людей как Артем. Их идеи дискредитированы и забыты, общество разобщено и расслоено, дикой капитализм отшвырнул нас в прошлое.

Таким образом можно подвести итог: Артем мечтал преобразовать человеческое общество путем активной борьбы за гражданские права в этом обществе, эта идея, как факел, озаряла его жизнь.

Иван Кавалеридзе, как настоящий художник, не мог пройти мимо такой яркой и интересной исторической судьбы, поэтому памятник Артему олицетворяет живую связь между человеком и эпохой революционных преобразований, отражает не просто фигуру человека, но в первую очередь его идеалы, силу духа, энергию, мощь замыслов и трагедию событий.

Кавалеридзе, как никто другой, смог прочувствовать и оценить величие идеалов этого человека, поэтому памятник объединил мечты этих двух талантливых личностей, хотя одному судьба дала 91 год жизни, а другому отпустила всего 38 лет.

После гибели 24 июля 1921 года Федора Андреевича Сергеева было принято решение увековечить память товарища Артема (Сергеева). Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет постановил: «Соорудить тов. Артему (Сергееву) памятник, для чего поручить Наркомпросу объявить конкурс на представление соответствующего проекта». Для участия в конкурсе были приглашены лучшие художники и скульпторы страны. Решил принять участие в конкурсе и Иван Кавалеридзе. Конкурсная комиссия отобрала 68 проектов, среди них был и макет Кавалеридзе. Как позже писал Кавалеридзе, сама идея творческой разработки памятника была новаторской — ведь героя Октябрьской революции и народного вождя не отображают, как царского генерала с саблей, или амура с крылышками. Неизвестные ранее идеи и чувства обусловили необходимость применения новых средств изображения. Эти новые средства автор видел в построении скульптуры плоскостями. На них ощущение мира и глубина тени создают совсем другое впечатление, чем на плавных окружных формах. Сохранился любопытный фотодокумент который зафиксировал макет первого памятника Артему вместе с автором летом 1923 года.

Читайте так же:  Раскраска памятники о войне

На первом плане огромная фигура памятника — Артем с высоко поднятой рукой, который возвышается на впечатляющем своими масштабами постаменте, составленном как бы из разных геометрических фигур, прежде всего треугольников. За макетом памятника сидят три человека. Справа — И. П. Кавалеридзе. Рядом с ним, по некоторым свидетельствам, художник Соколов и инженер Григорьев. Надо полагать, что снимок сделан в железнодорожном театре в г. Ровно перед выездом на конкурсную комиссию в Харьков. Этот проект и оказался победителем среди многих других и был реализован в 1924 году в г. Бахмуте (сейчас Артемовск). К сожалению, этот памятник не сохранился до нашего времени — был разрушен фашистами во время оккупации в 1943 году. Но сохранились несколько фотографий, которые дают возможность представить масштабность и новаторский подход автора монументальной скульптуры.На первом фото зафиксирована часть постамента, на котором размещены около 60 человек.

Такое новаторское решение в построении монументальной скульптуры, побудило многих искусствоведов увидеть в этом памятнике, а также в памятнике Артему в Святогорске признаки авангардного стиля, который получил название «кубизм». Трудно отрицать влияние этого модного в начале ХХ в. стиля, тем более что сам И. П. Кавалеридзе был неплохо осведомлен в нем, а некоторые из товарищей и коллег И. Кавалеридзе были признанными мастерами именно этого направления в искусстве. Но, касаясь этой темы, И. П. Кавалеридзе так замечал по поводу стилистических особенностей своих творений: «Не раз приходилось мне с горечью слышать и читать, будто я отдал свое время дань увлечению кубизмом. У людей толковых, я уверен, возникают вполне естественные вопросы: зачем было скульптору в середине двадцатых годов обращаться к направлению, которое к тому времени уже стал достоянием истории? Неужели захотел творить некий украинский вариант кубизма? Ничего подобного я, естественно, не думал. Кубизм — возведение живой формы с установленными геометрических объемов — куба, призмы, шары. Мне же хотелось другого — строить фигуру, как строят архитектурное сооружение — плоскостями. Трактуя скульптурную форму плоскостями, можно добиться внешнего и внутреннего связи с архитектурой».[2]

Как ни парадоксально это звучит сегодня, но по мнению художника, его творческий замысел шел не от основания авангарда, а базировался на традициях украинской деревянной архитектуры. Во всяком случае И. П. Кавалеридзе так писал по этому поводу: «Вряд ли смогу назвать здесь два-три таких совершенных произведения художественного гения, как с детства известная мне церковь Покрова в Ровно, построенная по заказу гетьмана Петра Калнышевского, та самая, на которой рукой ее строителя было высечено: «Резал Федор Забарний с Засулля», за которую сахарозаводчик Терещенко давал десять тысяч рублей и которую за две тысячи купил полтавский архитектор и перевез в Полтаву. Величественные, торжественно-радостные, направленные вверх объемы этой церкви до сих пор является для меня образцом пластической законченности. Как точно определил народный мастер соотношение сруба и верхов!

Как верно угадал эффект перспективного сокращения последних — и все это сформировано плоскостями. Разве неинтересно было бы воспользоваться опытом старых народных мастеров, чтобы в современной скульптуре добиться такого совершенства архитектурных форм, такой слаженности и выразительность покоренных единым ритмом объемов. Этого я в меру своих сил и таланта стремился достичь в произведениях двадцатых годов, в свое время они были восприняты одобрительно, а впоследствии вызвали столько противоречивых оценок».[2]

Памятник Артему в Бахмуте был создан из железобетона высотой под 30 метров. На постаменте во время праздников размещалось до 200 человек. Фигура Артема поражала современников не только своими гигантскими размерами, но и проницательным отражением характера самого Артема. Недаром один из участников торжественного митинга, посвященного открытию памятника, так выразился: «Сделано не по фотографии, а по биографии». Памятник Артему имел не только авангардистские черты, гигантские формы, но и изрядную прочность. Железобетон был излюбленным материалом И. П. Кавалеридзе в монументальной скульптуре. Вместе с формовщиками-бетонщиками высшей квалификации, которые работали со скульптором еще со времен создания памятника княгине Ольге, — семейной династией Орленко — И. П. Кавалеридзе мог сделать из этого материала форму любой сложности обладающую особой сверхпрочностью. Например, когда фашисты задумали взорвать памятник Артему в Артемовске, им это не удалось, пришлось фигуру разбивать на куски и разрезать автогеном. Отдельные части памятника вывозили за город, а постамент так и остался стоять еще на долгие годы. Во время Второй мировой войны монумент герою революции был разрушен оккупантами, и хотя большинство его фрагментов рабочие спрятали до прихода освободителей,но, несмотря на это, памятник восстанавливать не стали. Местное начальство предпочло традиционную «реалистическую» фигуру.

«В 1963 году, — писал Иван Петрович, — когда началось наступление на формализм, под которым подразумевалось все, что не соответствовало прямому жизнеподобию, памятник Артему, сооруженный по моему проекту, был причислен к вредным сооружениям. Такая характеристика подействовала на перестраховщиков. В Сумах, например, был срочно снесен мой Шевченко». Таким образом, Артемовский памятник до сих пор не восстановлен.

Иной была судьба второго проекта памятника Артему И. П. Кавалеридзе, который был воплощен на Святогорском холме над Донцом рядом с архитектурным ансамблем Святогорского монастыря. К тому времени монастырь уже был закрыт, а в его помещениях разместился 1-й Вседонецкий Дом отдыха. В середине 20-х годов решено было присвоить имя Артема этому крупнейшему в Донбассе дому отдыха, а в ознаменование этого построить памятник Артему на его территории. И. П. Кавалеридзе был известным в Донбассе художником благодаря удачному проекту в Артемовске, который вызывал восторг и восхищение. Его вновь пригласили к созданию памятника Артему. Первоначально планировалось установить бюст Артема, на который была рассчитана смета в 9 тысяч рублей. Из них на материалы для строительства выделялось 4 тыс.руб и на авторский гонорар — 5 тыс. руб. Как вспоминал сам И. П. Кавалеридзе, когда его вызвали к председателю Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Г. И. Петровскому и предложили эту работу, скульптор сразу внес предложение о строительстве не бюста, а гигантского памятника на горе, которая станет естественным постаментом для монумента. Г. И. Петровский отметил, что бухгалтерия не даст ни копейки сверх лимитированных сметой, но это не остановило художника. Он так был увлечен идеей строительства именно памятника, что рискнул начать строительство. Почти весь его гонорар пошел на материалы и заработную плату строителям (лишь 92 рубля из 5 тысяч остались автору памятника). Но эти деньги не спасли бы проект, если бы не бескорыстная помощь жителей сел Банное и Татьяновка, а также самого Дома отдыха.

Банновско-Татьяновский сельсовет взял на себя организацию подсобных работ, поставлял древесину, помогал подводами для доставки материала. Но самое удивительное — не количество денег, за которые построены памятник Артему в Святогорске, а реализация самого проекта на вершине горы без технических средств и механизации. Над проектом памятника Артему для Святогорска скульптор работал в 1926 году, а уже в январе 1927 года Славянская газета «Большевик» напечатала отзыв на макет этого памятника: «Кроме ценности исторической, памятник чрезвычайно художественно и экспрессивно отражают тов. Артема. Чрезвычайная монументальность форм архитектурной кладки, блестяще рассчитано созвучие отдельных частей и динамика — вот отличительные черты этой последней работы тов. Кавалеридзе».[2]

Летом 1927 года началось сооружение монумента. Имея уже успешный опыт в строительстве монументальных скульптур из бетона, И. П. Кавалеридзе решает сначала строить макет памятника в натуральную величину. Для этого нашли место на территории Степного Дома отдыха, в 2-х километрах от места строительства. Степной Дом отдыха разместился на монастырском хуторе, где была больница и церковь во имя иконы Ахтырской Божьей Матери. Но после 1922 года здесь отдыхала в основном молодежь, которая бескорыстно и с энтузиазмом помогала в работе по созданию каркаса памятника. И.П.Кавалеридзе обратил внимание на то, что ветер на холме где планировалось строительство, незаурядный, да и места маловато — не развернуться. Поэтому важно не ошибиться в расчетах строительства каркаса. Эти расчеты сделали инженер Вербенко и опытные мастера своего дела — семья Орленко, которые строили почти все бетонные памятники Кавалеридзе. Скульптор так характеризовал Орленко в своих воспоминаниях: «Это были мастера — золотые руки, волшебники своего дела, они знали секрет, как превратить цемент на благородный мрамор, чтобы потом с помощью скарпеля предавать ему любую фактуру. «[2] Волшебники Орленко умели не только формировать скульптуру, отливать ее или набивать с бетона, а если нужно — сделать расчеты каркаса для любой статуи или группы. Когда 1927 году на Святогорских меловых скалах над Донцом возводилась 28-метровая бетонная фигура Артема, Орленко течение одной ночи дали точные расчеты каркаса — и на вес, и на парусность (на сопротивление ветру). А когда делался каркас для этой гигантской статуи, предложили способ вязать двутавровые балки железными кольцами.

В это время на «Степном» вырезались из досок лекала, обивались фанерой и поднимались вверх. По свидетельству И. П. Кавалеридзе, эти работы выполнял лишь один столяр и четыре плотника. За ними шли формовщики и четыре плотника. Куски формы изготовлялись так, чтобы четыре человека могли взять часть модели, положить в бричку и вывезти к месту возведения памятника. Затем формы монтировались одна на другую. Таким образом, монумент Артема сооружали непосредственно на месте методом заливки бетона в установленную форму — каркас. Двигаясь ярусами снизу вверх, по мере как бетон застывал, росла и 22-метровая фигура Артема. По расчетам специалистов, общая площадь монумента составляет 400 кв.м, вес — около 800 тонн. Высота памятника Артему равна 22 метрам. Вместе с фундаментом, который должен быть не менее 5-6 метров, общая высота сооружения составляет 27-28 метров. Цемент для бетона привозили из Новороссийска. Орленко имели свои профессиональные секреты в приготовлении бетона. По замыслу автора памятника, бетон должен был иметь розовый оттенок и напоминать по фактуре природный камень — розовый гранит.

Именно таким был первоначальный вид монумента Артема, созданного скульптором И. Кавалеридзе, инженером Г.Вербенко, бетонщиками Орленко. Позже автор памятника вспоминал: «Инженер Вербенко и неизменная семья Орленко — четыре брата и три сына — вынесли на себе всю тяжесть формовки сооружения. Они работали здесь с первого до последнего дня».[2]

Бетон, из которого автор решил строить памятник Артему, должен не только напоминать природный камень, но и быть своеобразным символом эпохи, символом Донбасса. Как писали газеты в те годы: «Скульптор не ошибся, выбрав для памятника Артему — памятника Донбасса — именно железо и бетон. Это — воплощение нашей эпохи. Железо — сила, бетон — устойчивость. Сила и устойчивость вместе дают организацию». Во время работы над монументом Иван Кавалеридзе все время вспоминал эпизоды из биографии Артема, особенно в критические моменты жизни революционера. Виделась картина из истории эвакуации Харькова и отступления частей Красной армии в 1918 году перед воинскими частями Австро-Германии. Под давлением наступающих войск противника красноармейцы побежали, оставляя все сокровища, предназначенного к эвакуации. Тогда Артем сам, с наганом в руке смог остановить бойцов и повести за собой в наступление!

«Я постоянно помнил его фразу, — подчеркивал И. Кавалеридзе — Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо! Именно эти слова Артема высечены на постаменте памятника вместе с датами жизни 1883—1921 и посвящением: «Пламенному вождю пролетариата 1-й ВДО — то есть, «1-й Вседонецкий Дом отдыха».

Особенно напряженным была последняя неделя перед назначенным на 11 сентября торжественным открытием монумента Артему. Сохранилось письмо И. П. Кавалеридзе, написанное 7 сентября 1927 и направленное в адрес жены скульптора: «Только сейчас закончили набивку фигуры Артема, осталось разобрать формы и рештование. Работая все это время и днем и ночью, совсем обалдел».

Открытие памятника Артему 11 сентября 1927 стало торжественным событием в присутствии многих тысяч рабочих, солдат, делегаций из городов и районов Донецкого бассейна. Состоялся своеобразный парад красноармейцев. Играл духовой оркестр. Под вооруженные залпы был торжественно открыт памятник который был виден с расстояния десятков километров. На волне таких значительных событий в Святогорский Дом отдыха решено было переименовать в Дом Красно-Горский. Но это название не закрепилось и через несколько лет исчезло совсем. В отличие от этого названия, за «Лысой» горой закрепилось название «Гора Артема».

Нелегкая судьба выпала памятнику во время Великой Отечественной войны. Жестокие бои, которые состоялись в течение 1941—1943 годов, произвели некоторые потери, выбоины от пуль и снарядов. Но все же, в отличие от Артемовского «Артема», Святогорский сохранился, хотя по слухам и его планировали разрушить немцы во время оккупации. Но почему-то не разрушили и он остался возвышаться над Донцом. После 1943 года Артем был уже не одиноким памятником на этой горе. За ним уже стояли обелиски на братских могилах советских воинов, а также памятник генерал-майору, командиру 79-й гвардейской стрелковой дивизии Батюку Николаю Филипповичу, которого похоронили возле монумента Артему боевые товарищи.

Впоследствии, в 1985 году, к 40-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на месте этих отдельных памятников был создан Мемориал Великой Отечественной войны.

Памятник Артему был реставрирован к 100-й годовщины со дня рождения Ф. А. Сергеева в 1983 году. После реставрации монументальная скульптура Артема полностью сохранила свои первоначальные авторские формы, но, к сожалению, несколько потеряла в фактуре бетона и цвете.

В заключение статьи, хочется добавить, что всем украинцам следует знать и помнить — памятник Артему является величайшей ценностью монументального искусства, его уровень — это уровень мирового масштаба.

Хочется верить, что Святогорье будет привлекать не только отдыхающих и паломников, решивших прикоснуться к православным святыням, но также любителей и ценителей авангарда и монументальной скульптуры.

Автор Глебова Татьяна (по материалам сети Интернет + собственные фото и размышления) rel=author»> Google

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *