Памятник фшиллеру

Памятник Шиллеру (нем. Schiller-Denkmal ) — мраморная статуя, установленная в честь выдающегося немецкого поэта Фридриха Шиллера в берлинском районе Митте, в центре площади Жандарменмаркт у лестницы, поднимающейся к некогда Королевскому драматическому театру, а ныне Концертному залу. Скульптурная группа была создана Рейнгольдом Бегасом, видным представителем берлинской скульптурной школы XIX века.

Статуя Шиллера установлена на кубическом постаменте в окружении четырёх полукруглых чаш, тем не менее памятник не является фонтаном. Четыре сидящие на бортиках чаш женщины по углам постамента символизируют основные области творчества поэта: Лирику с арфой, Трагедию с маской, Философию со свитком с надписью на древнегреческом «Познай самого себя» и Историю, в скрижалях которой помимо Шиллера числятся Лессинг, Кант, Гёте и другие знаменитости. Фридрих Шиллер изображён на памятнике уверенным в себе молодым мужчиной в лавровом венке. В качестве модели для памятника Бегас выбрал бюст Шиллера, выполненный другом поэта скульптором Иоганном Генрихом фон Даннекером в 1794 году. На постаменте помимо посвящения Шиллеру имеются два плоских барельефа с изображениями муз, вручающих поэту лиру, и великих поэтов прошлого.

В 1859 году по всей Германии намечались торжества по поводу 100-летия со дня рождения Фридриха Шиллера. Но в Берлине спустя 11 лет после революции 1848 года массовые мероприятия были запрещены ввиду угрозы беспорядков. Принц-регент Пруссии и будущий кайзер Вильгельм I решил отметить юбилей поэта, выделив на создание памятника Шиллеру 10 тыс. талеров. Магистрат Берлина также предоставил 10 тыс. талеров, а пожертвования населения составили ещё 12 680 талеров.

Первый камень в основание памятника Шиллеру был заложен в 100-летний юбилей поэта. Проект памятника на этот момент ещё не был подготовлен, а его торжественное открытие планировалось на 1869 год, в 110-летнюю годовщину со дня рождения поэта. В 1861 году магистрат Берлина объявил конкурс на проект памятника Шиллеру, в котором приняли участие 25 скульпторов. Окончательное утверждение победителя конкурса Рейнгольда Бегаса было принято в начале 1864 года. С Бегасом в конкурсе жёстко соперничал Рудольф Леопольд Зимеринг. Такое решение городских властей ознаменовало переход берлинской архитектуры от позднеклассицистских форм, унаследованных от Кристиана Даниэля Рауха, к необарокко, отчётливо просматривавшемся в аллегорических женских образах Бегаса. Для Рейнгольда Бегаса памятник Шиллеру стал первым крупным заказом в его карьере. Для работы над этим проектом Бегас в 1864—1866 годах держал в Берлине современную мастерскую на Штюлерштрассе. Открытие памятника Шиллеру было отложено из-за Франко-прусской войны 1870—1871 годов и состоялось в конечном итоге 10 ноября 1871 года, в 112-летнюю годовщину со дня рождения Фридриха Шиллера. Центральная часть площади Жандарменмаркт между улицами Егерштрассе и Таубенштрассе была переоборудована в сквер и в 1871—1936 годах носила имя «площадь Шиллера».

Читайте так же:  Памятник пушкину в магнитогорске

При национал-социалистах Жандарменмаркт с 1936 года переоборудовали под проведение маршей. Сквер был снесён, а памятник Шиллеру демонтирован. В 1951 году памятник Шиллеру установили в парке Литцензе, в Западном Берлине. Сильно пострадавшие аллегорические скульптуры хранились на территории зоопарка Фридрихсфельде, в Восточном Берлине. По соглашению об обмене памятниками культуры между Западным и Восточным Берлином от 6 мая 1986 года памятник Шиллеру вернулся в Восточный Берлин. В декабре 1988 года отчасти реконструированный, отчасти реставрированный памятник был установлен на прежнем месте на Жандарменмаркте. Осенью 2006 года была проведена капитальная реконструкция памятника. Бронзовая копия памятника Шиллеру установлена в южной части парка Шиллера в берлинском районе Веддинг.

Памятник Шиллеру (нем. Schiller-Denkmal ) — монумент, посвященный немецкому поэту, философу и драматургу Фридриху Шиллеру, расположенный в городе Калининграде (до 1945 года — Кёнигсберге).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Ссылки
  • 4 Примечания

История [ править | править код ]

Бронзовый памятник был создан в 1910 году немецким скульптором, преподавателем кафедры скульптуры в Академии художеств Кёнигсберга, Станиславом Кауэром. Помимо памятника Шиллеру, авторству Кауэра принадлежит ряд других работ в городе: скульптуры «Нимфа», «Мать и дитя», фонтан «Путти», рельефы на фасаде здания полицейского президиума и другие.

Неизвестно, по какой причине в Кёнигсберге был установлен памятник, посвященный Фридриху Шиллеру, который не жил в городе. По одной из версий, открытие памятника было приурочено к 100-летнему юбилею Кёнигсбергского городского театра (нем. Stadttheater Konigsberg ), который открылся в 1810 году постановкой Шиллера «Вильгельм Телль» [1] .

В 1934 году памятник, первоначально установленный у Городского театра, перенесён в сквер перед Новым театром (нем. Neues Schauspielhaus ) [2] .

Памятник пострадал от осколков снарядов во время авианалетов в 1944 году, но успешно пережил штурм города советскими войсками в 1945 году. По легенде, по время штурма на памятнике была сделана надпись на русском языке: «Не стреляй! Это свой!» [3] .

Читайте так же:  Памятники военным пенсионерам

После Второй Мировой войны, в середине 50-х, памятник был отреставрирован [4] . На постаменте была добавлена надпись на русском языке, а также годы жизни Шиллера.

Современное состояние [ править | править код ]

По состоянию на 2017 год памятник Шиллеру является памятником монументального искусства Российской Федерации и охраняется государством [5] . Монумент расположен в сквере на Театральной площади (на проспекте Мира), неподалеку от здания Калининградского драматического театра (бывшее здание Нового театра).

История создания

Памятник немецкому поэту, философу и драматургу установили в Кенигсберге в 1910 году, несмотря на то что Фридрих Шиллер в городе никогда не был. Просто он был в то время в умах и сердцах людей. Скульптуры появлялись во многих городах Германии, самые известные – в Берлине и Веймаре. Памятник изваял Станислав Кауэр, талантливый художник, возглавлявший кафедру скульптуры в Академии художеств Кенигсберга. К тому же, в 1910 году столетний юбилей отмечал городской оперный театр, чья история началась именно с Шиллера – с постановки его драмы «Вильгельм Телль». Скульптура стала подарком театру ко дню рождения.

Станиславу Кауэру позировал грузчик кенигсбергского порта. Видимо, отсюда такая монументальность, ноги в дворцовых туфлях совсем не маленького, «рабочего», размера – 45-го как минимум. Экскурсоводы любят рассказывать, что именно «пролетарское» происхождение спасло памятник во время штурма города в 1945 году. Тогда на постаменте якобы было написано по-русски: «Не стреляй! Это свой!» И лишь несколько ран от осколков осталось на теле поэта. Статую не взорвали, не сравняли с землей, а после окончания войны даже отреставрировали.

«Общественная жизнь» памятника

И зажил поэт в другой стране, в новом времени «разнообразной общественной жизнью», как пишет калининградский писатель Александр Попадин. То выпускники местного мореходного училища нарядят в тельняшку и начистят гуталином «ботинки», то по распоряжению какого-то начальника весь памятник покроют черным лаком. «Начальника этого впоследствии разжаловали по совокупности дел и по общественному недоумению, – уточняет Попадин, – а Шиллер еще три года блестел на солнышке, как новый автомобиль». А в июне, ночью, накануне экзаменов, к памятнику приходили школьники-выпускники. И когда в девять утра во Владивостоке вскрывали конверты с темами сочинений, по телефону их сообщали в Калининград и объявляли возле Шиллера «страждущим».

Читайте так же:  Памятник рублев г

Бронзовый поэт стоит в полный рост, того и гляди шагнет с постамента и пойдет обличать современные нравы. Шиллер и при жизни не стеснялся называть вещи своими именами и клеймить метким словом, невзирая на сословия. И после смерти с гордо поднятой головой, устремленным вдаль взглядом и прижатой к сердцу правой рукой – всем своим обликом олицетворяет свободу, честь и несгибаемую волю.

«Пропади он пропадом, этот хилый век, способный только пережевывать подвиги былых времен, поносить в комментариях героев древности… Они калечат свою здоровую природу пошлыми условностями, боятся осушить стакан вина: а вдруг не за того выпьешь, подхалимничают перед последним лакеем, чтобы тот замолвил за них словечко его светлости, и травят бедняка, потому что он им не страшен…» – кто знает, может именно эти слова, написанные Фридрихом Шиллером в позапрошлом столетии в драме «Разбойники», начертаны на свитке, зажатом в левой руке скульптуры?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *