Памятник левша в орле

Памятник Н.С. Лескову построен рядом с бывшим зданием гимназии, в которой он учился, и церковью Михаила Архангела.

Писатель изображен сидящим на диване.Расположен на правом берегу реки Орлик, возле Александровского моста. Вокруг памятника разбит красивый сквер, тоже имени Лескова. Перед памятником Лескову, через улицу Гостиная, расположен сквер Ермолова, где, как ни странно, находится памятник Ермолову. За памятником расположен Успенский (Михаило-Архангельский) собор, так что место очень живописное и наиболее рекомендуемо к посещению всем.

В центре расположена четырёхметровая бронзовая фигура писателя на постаменте из полированного серого гранита. “Умный, темпераментный, с колючими чёрными глазами, с душою сложной и причудливой, полной бунтующих страстей” — таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его и создатели памятника. Глядя на писателя, вспоминаешь его слова: “Я смело, может быть, даже дерзко думаю, что знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу”.

Вокруг памятника изображены герои его произведений: очарованный странник, цыганка Груша, Левша, Катерина Измайлова — леди Макбет Мценского уезда, протопоп Туберозов, отец Захарий и дьякон Ахилла из романа «Соборяне» и другие. Все они связаны с Орловской губернией времен Лескова.

“Тупейный художник” (в наше время это гример, парикмахер), причёсывает актрису орловского крепостного театра графа Каменского.

“Леди Макбет Мценского уезда” стоит в арестантском халате у позорного столба перед отправкой на каторгу. Вся ее поза говорит о глубоком страдании, но от чего, знает только Лесков, то ли от горечи от содеянного, то ли от предательства возлюбленного.

Во на другой скульптуре кружит в танце цыганка Грушенька, героиня повести «Очарованный странник». Памятник настолько изящен и тонок, что кажется, если дунет ветер, складки и кружева платья танцовщицы вот-вот разлетятся. Опершись на гитару, восторженно смотрит на танцующую цыганку “типический русский богатырь” Иван Северьяныч Флягин — воплощение могучих физических и нравственных сил нашего народа.

Рядом “колдует” над наковальней с молоточком в левой руке тульский оружейник — “косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”. Мы замечаем тисочки — рабочий инструмент Левши, самовар — символ города Тулы. А сам герой показан как раз в тот момент, когда сумел подковать удивительную заводную блоху из “аглицкой воронёной стали, сработанной в Лондоне”. Колонна, на которую поднят Левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу.

Тульские умельцы, прежде чем совершить чудо своей “безотдышной работы”, должны были заручиться Божьим благословением, и им покровительствовала святыня орловской земли: “Они шли вовсе не в Киев, а к Мценску, к уездному городу Орловской губернии, в котором стоит древняя «камнесеченная» икона св. Николая, приплывшая сюда в самые древние времена на большом каменном же кресте по реке Зуше. Икона эта вида «грозного и престрашного» — святитель Мир-Ликийских изображён на ней «в рост», весь одеян сребропозлащённой одеждой, а лицом тёмен и на одной руке держит храм, а в другой меч — «военное одоление». Вот в этом «одолении» и заключался смысл вещи: св. Николай вообще покровитель торгового и военного дела, а «мценский Никола» в особенности, и ему-то туляки и пошли поклониться. Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились домой «нощию» и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете. Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать”.

Три праведника, три героя романа «Соборяне», три бронзовые фигуры, в основании которых уже не одна (как у других скульптурных групп вокруг фигуры Лескова), а три колонны — три столба, вернее — “три столпа”, без которых “несть граду стояния”.

Именно таких вдохновенных пророков-проповедников изобразил Лесков в «Соборянах». Вот перед нами образы “многострадальных духовенных”: протопоп Савелий Туберозов “высок ростом и тучен он сохранил весь пыл сердца и всю энергию молодости. Голова его отлично красива: её даже позволительно считать образцом мужественной красоты. Волосы Туберозова густы, как грива матерого льва, и белы, как кудри Фидиева Зевса Глаза у него коричневые, большие, смелые и ясные В эти глаза глядела прямая и честная душа протопопа Савелия, которую он, в своём христианском уповании, верил быти бессмертною”; Захария Бенефактов — “второй иерей Старгородского собора” — “воплощённая кротость и смирение но и он привык держаться бодро и при всех посещающих его недугах и немощах сохранил и живую душу, и телесную подвижность”; наконец, “третий и последний представитель старгородского соборного духовенства” — дьякон Ахилла Десницын: “Роста Ахилла огромного, силы страшной, в манерах угловат и резок, но при всём этом весьма приятен”. Эти люди исполнены внутренней духовной силы и правоты. Пророчески возвышаются их фигуры на фоне храма Михаила Архангела, венчают композицию памятника Лескову.

Читайте так же:  Памятник утке с утятами в москве

Памятник возведен к 150-летию со дня рождения писателя.

Авторы памятника — Ю. Ю. Орехов, Ю. Г. Орехов, А.В.Степанов и В. А. Петербуржцев, которые в 1982 году были удостоены Государственной премии.

Памятник является излюбленным местом молодоженов. Существует даже негласная традиция. Для счастливой жизни необходимо потереть пятку балерины. Рядом с памятником располагается остановка общественного транспорта. Лучшее время для ознакомления — весна, когда вокруг все цветет.

Памятник Н. С. Лескову в Орле, герои романа «Соборяне»

В очень красивом месте города Орёл (историческом центре), на площади Искусств, где рядом на берегу Орлика вокруг Михаило-Архангельской церкви раскинулся небольшой парк, 11 июня 1981 г. к 150-летнему юбилею Николая Семеновича Лескова был установлен необычный литературный памятник.

В этом городе, «литературном гнезде» знаменитых талантливых поэтов и писателей (И. С. Тургенев, И. Бунин, А. Фет и многие другие), — большое количество памятников, посвященных незаурядным творческим личностям. Но памятник Лескову отличается от всех.

Скульпторами Ю. Г. и Ю. Ю. Ореховыми, архитекторами А. В. Степановым и В. А. Петербуржцевым был создан не просто памятник, а целый монументальный ансамбль, выполненный из серого гранита и бронзы, за который авторы получили в 1982 г. Государственную премию СССР.

Хочется думать, что в нашей стране все знакомы с творчеством Лескова, ну во всяком случае многие. Николай Семёнович рожден в селе Горохово Орловского уезда Орловской губернии 4 (16) февраля 1831 г., последние годы жизни провел в Петербурге, там же и скончался от стенокардии 21 февраля (5 марта) 1895 г. За годы жизни писатель создал множество прекрасных произведений: «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник» и другие. Много поездив по стране, наблюдая жизнь, Николай Семёнович не просто описывал ее и передавал свои впечатления, а разоблачал и обличал.

Признание пришло к нему лишь в 70-е гг. 19 столетия, когда ему уже было около сорока лет. Интереснейший, яркий, многосторонний человек, экспериментатор в стилистике языка; многообразие жанров в его писательском творчестве потрясает: сказки, новеллы-анекдоты, легенды, мемуарные повести, стилизация под язык 18 столетия.

А сегодня уставший Николай Семенович сидит на диване в окружении героев своих произведений: пяти скульптурных групп из бронзы на полутораметровых колоннах, украшающих этот монумент.

Почитатели таланта Лескова сразу узнают «Левшу», «Очарованного странника» (посредине), Катеньку Измайлову, «Тупейного художника» — в галантной парочке, роман «Соборяне» — в троице праведников.

Перед взором Николая Семеновича раскинулась широкая панорама исторического центра Орла. Прямо перед ним — здание классической гимназии, в которой в свое время он учился, слева — красивое старое здание Центрального банка из красного кирпича, справа разбит тихий сквер. Целый день мимо снуют звонкие неугомонные трамваи.

А от памятника отправляются в интересные путешествия экскурсионные автобусы.

Здесь назначают свидания влюбленные, и возлагают к подножию цветы молодожены после церемонии бракосочетания.

Церковь Михаила Архангела, возведенную во второй половине 18 века, находящуюся позади памятника, писатель часто упоминал в своих произведениях («Юдоль», «Несмертельный Голован», «Дворянский бунт в Добрынском приходе»).

Память о Николае Семеновиче Лескове, прекрасном русском авторе многих литературных шедевров, в Орле увековечена в названии улицы, в доме-музее Н. С. Лескова, и вот теперь — в этом оригинальном увлекательно-информативном памятнике.

Как добраться

Доехать на любом транспорте до остановки «Кинотеатр «Октябрь»».

Памятник
Памятник Н. С. Лескову

«Самому русскому из русских писателей» Лескову [1]
52°57?43? с. ш. 36°03?53? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Орёл
Скульптор Ю. Г. Орехов, Ю. Ю. Орехов
Архитектор А. В. Степанов, В. А. Петербуржцев
Строительство 1978—1981 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 571411314620005 (ЕГРОКН ). Объект № 5730208000 (БД Викигида)
Материал бронза, серый гранит

Памятник Н. С. Лескову — памятник русскому писателю уроженцу Орловской губернии.

Описание [ править | править код ]

Николай Семёнович Лесков родился в селе Горохово Орловского уезда Орловской губернии. Хорошего образования не получил. Жил и работал в Орле, Киеве, Пензе, Петербурге. Литературной деятельностью занялся на 26-м году жизни [2] .

Памятник расположен на берегу реки Орлик рядом с Михаило-Архангельским (Успенским) собором напротив здания бывшей Орловской гимназии, в которой когда-то учился будущий писатель. Лесков изображён сидящим на скамье со скруглённой спинкой и резными деталями в окружении пяти бронзовых скульптурных групп на полутораметровых колоннах — героев литературных произведений писателя «Левша», «Тупейный художник», «Соборяне», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда». Скульптурная композиция получилась неординарной и хорошо ориентированной в пространстве. Памятник открыли 11 июня 1981 года, в год 150-летнего юбилея [3] [4] [5] .

Читайте так же:  Памятник тимирязев

Тульский Левша, подковавший блоху

Влюблённые тупейный парикмахер Аркадий и актриса

«Соборная поповка»: Туберозов, Бенефактов, Десницын

Памятник Левше является символом мастерства тульских рабочих. Правда, лет десять назад местные остряки окрестили этот монумент «Памятником зарплате», но шутка не прижилась — во все времена зарплата у оружейников была самой большой, мастерство самым высоким, а авторитет непререкаемым. Это подтверждается и официальными статистическими данными. Например, в 1913 году средняя зарплата рабочих в России составляла 37,5 рублей, а в то же время отдельно по Тульскому императорскому оружейному заводу средняя зарплата была более 50 рублей.

Памятник» известному персонажу лесковского «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» власти оружейной столицы собирались поставить давно. Даже конкурс объявляли в 80-х годах на лучший проект. Определили победителя, отметили лучших, только до воплощения в металле так и не дошло — не нашли источников финансирования.

В 1989 году на Тульском машиностроительном заводе имени Рябикова решили в честь 50-летия предприятия поставить на территории свой памятник Левше. Памятник был выполнен из бронзы по проекту скульптора Бронислава Ивановича Кривохина. Легендарный мастер Левша изображен автором в полный рост, в рабочей одежде, с волосами, подвязанными тесьмой. Мастер, сжимая в левой руке кузнечный молот, в другой руке рассматривает только что подкованную им ту самую блоху.

Скульптура установлена на двухметровый шестигранный постамент, облицованный красным мрамором. На гранях нижней части постамента – цитаты из произведений русских писателей, в том числе, самого Н. С. Лескова.

Кроме Тулы памятники Левше есть в Орле и Челябинске. Все они разные. Орловский Левша представляет собой прежде всего монументальную иллюстрацию творчества писателя Николая Лескова и на роль самостоятельного произведения искусства не претендует. В памятнике челябинского Левши внимание зрителя фокусируется не на мастере как главной фигуре, а на подкованной блохе: в скульптуру вмонтировано увеличительное стекло, через которое можно разглядывать насекомое.

Тульский Левша запечатлен на пике творчества: он с гордостью, с удовлетворением, но, в то же время, и с придирчивостью разглядывает готовую работу. Разглядывая одухотворенную фигуру, зритель понимает: это не просто замечательный мастер, а созидатель, творец.

Дополнительную информацию дают надписи, помещенные на шестигранном постаменте. Среди цитат знаменитых писателей впереди выделены строки мастера сказовой литературы, автора «Легенд о мастере Тычке», Почетного гражданина города-героя Тулы Ивана Федоровича Панькина. Тычка — не просто мастер, а учитель тульских мастеров, в том числе и Левши. Создавая легенды об этом персонаже, писатель И.Ф.Панькин несколько лет собирал материалы в знаменитой Оружейной слободе, изучал быт, привычки и фольклор тульских мастеров. Поэтому образ Тычки получился у него для туляков знакомым и узнаваемым, и этот образ прижился в Туле, наравне с Левшой.

Писатель И.Ф.Панькин так объяснял лесковского Левшу:

«Почему-то, читая Сказ Н.Лескова, никого не удивляет, что тульские мастера подковали блоху. То есть ОБЕЗДВИЖИЛИ, сломали иностранный механизм. Могли ведь какую-нибудь скрипочку ей в лапки пристроить, чтобы блоха и минуэт танцевала, и еще на скрипочке играла. Не додумались? Нет, они эту блоху СПЕЦИАЛЬНО лишили движения. Тульские оружейники были в силу своей профессии чрезвычайно чистоплотны, почти у каждого при собственном доме имелась банька, да еще несколько общественных бань в городе существовало. Оружейники блох, клопов, тараканов в быту не терпели и не допускали. Поэтому и подковали блоху – свое мастерство показали, а заодно и свое отношение к этому насекомому выразили. Вот главное! Русское мастерство всегда сплетено с высокой духовностью!».

А были ли на самом деле такие мастера, как легендарный Левша? И были, и есть.

В 1767 году родился выдающийся тульский мастер-оружейник Алексей Михайлович Сурнин, который, по мнению некоторых исследователей, стал прототипом главного героя произведения Н. С. Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Его, как Левшу, посылали в Англию для совершенствования в художественных работах, но судьба Сурнина сложилась более удачно. Он вернулся на родину и успешно работал на Тульском оружейном заводе, скончался в достатке и почете. Могила А.М. Сурнина сохранилась , к ней приходят и туляки, и гости города.

В XX столетии одним из самых известных миниатюристов считался гравер Тульского оружейного завода, преподаватель Школы оружейного мастерства Михаил Исаевич Почукаев. В знаменитом Тульском музее оружия хранится его работа – оригинальный сувенир, представляющий собой одиннадцать крошечных гравированных на оргстекле картин площадью 2,6 кв. мм. Они помещены в специальную оправу с «окошками», через которые с помощью микроскопа можно увидеть текст Гимна Советского Союза, портреты конструкторов С.И. Мосина и Ф.В. Токарева, рисунок «Левша за работой» и другие сюжеты, отражающие историю Тульского оружейного завода. Общим заголовком к этой серии стали авторские надписи: «В память моей любви к Родине и своей профессии. М. Почукаев» и «Дарю Тульскому музею оружия».

Читайте так же:  Памятник вечный огонь в гродно

И в современной Туле есть чудо-мастера, которые продолжают традиции мастеров прошлого. Только «подковывают» они не блох, а с помощью созданного ими оружия уничтожается всякая нечисть, несущая миру горе и слезы.

В Орле есть памятник русскому писателю Лескову Николаю Семеновичу. Он находится в живописном месте неподалеку от Михайло-Архангельской церкви в сквере, носящем имя писателя. Мемориал был торжественно открыт в день 150-летнего юбилея писателя.

В Орле также находится еще одно памятное место, тесно связанное с этим выдающимся русским писателем — это единственный в стране литературно-мемориальный музей Лескова.

Описание и особенности памятника Лескову в Орле

Орел — город, который стал настоящей литературной родиной многих классиков, включая Фета, Бунина, Тургенева и прочих. Здесь стоит много памятников деятелям искусства, однако монумент Лескову кардинально не похож на остальные.

Проект монумента принадлежал группе архитекторов и скульпторов (Петербуржцев, Степанов, Орехов), которые создали не просто памятник, а настоящую композицию из благородной бронзы и постаментов из темного гранита. Работы по созданию памятного монумента начались в 1978 году, и закончились в 1981 году. Спустя еще один год авторы скульптуры получили премию за вклад в культурное развитие Орла.

Скульптура изображает писателя сидящим в окружении самых известных героев своих романов и сказок. Вокруг фигуры Лескова, сидящего на бронзовом диване, стоят колонны высотой в 1,5 метра, каждая из которых изображает тех или иных персонажей:

  • влюбленную парочку из повести «Тупейный художник» — парикмахера Аркадия и актрису,
  • праведников из романа «Соборяне» — Протопопа Туберозова, отца Захария и дьякона Ахилла,
  • мастерового по прозвищу «Левша»,
  • Катеньку Измайлову — героиню рассказа «Леди Макбет Мценского уезда»,
  • героев повести «Очарованный странник» — Иван и Грушенька.

Лесков сидит лицом к великолепной панораме города, взирая на самый центр Орла, на классическую гимназию, стоящую прямо напротив него, где сам писатель когда-то был учеником. Справа стоит уютный скверик, а слева — кирпичное здание Центрального банка в старинном стиле. От этого памятника берут начало многие экскурсионные маршруты на автобусах, рядом с ним назначают встречи парочки, приезжают фотографироваться молодожены.

Коротко о писателе

Сложно представить русского человека, который бы не знал Лескова и не читал его произведений. Писатель родился в Орловской губернии, а именно, в селе Горохово в 1831 году, но затем уехал в Петербург, где и прожил последние годы. Скончался Лесков в 1895 году, а за свою жизнь успел написать большое количество удивительных произведений. Самыми известными из них стали «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левша» и прочие. Николай Лесков много путешествовал по стране, черпая сюжеты для своих книг из реальной жизни русских людей.

Известность и признание таланта настигли писателя довольно поздно, только в 1870-е годы. Ему было уже 40, при этом Лесков отличался интересной и живой натурой, слыл разносторонним и умным человеком, в своих произведениях он экспериментировал как в стилистике русского языка, так и с жанрами. Лесков опробовал себя во многих жанрах — повести, легенды, сказания, юморески, сказки и даже писал со стилизованным языком с подражанием языку XVIII века.

Как добраться до памятника Лескову в Орле

Скульптурная композиция находится в самом центре города, на стыке улиц Карачевской и Гостиной. Такое расположение удобно не только наличием других достопримечательных и прогулочных мест, но и транспортной доступностью.

  • до ост. «1-я Посадская» троллейбусом № 4, 6, автобусом № 114 или на маршрутке № 444, 459, а затем пешком 280 метров,
  • до ост. «пл. Карла Маркса» на маршрутке № 115, затем пешком 310 метров.

От ж/д вокзала: до ост. «пл. Карла Маркса» на трамвае № 1, потом пешком 170 метров.

Для вызова такси лучше использовать мобильные приложения: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim. С их помощью можно самому выбирать класс автомобиля, отслеживать положение машины на карте, оплатить поездку безналичным способом.

Карта-схема пешего маршрута от остановки ост. «1-я Посадская»

Памятник Лескову в Орле — панорама:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *