Памятник тысячелетия россии в великом новгороде

Памятник «Тысячелетие России» воздвигнут в Великом Новгороде на кремлевской площади в 1862 году в рамках празднования 1000-летия Российской государственности. Авторами проекта памятника являются художник Михаил Микешин, скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Идеологическая основа памятника – утверждение принципов «самодержавия, православия и народности».

По основной композиции памятник воспроизводит «шапку Мономаха» — эмблему самодержавной власти Российской империи. Он состоит из гигантского шара-державы на колоколообразном постаменте. Таким образом, авторам удалось объединить два важных символа российской и новгородской истории – атрибут власти царя-самодержца и вечевой колокол.

Общая высота памятника – 15,7 метров. Диаметр гранитного постамента – 9 метров, шара-державы – 4 м., окружности горельефа – 26,5 метров. Вес металла памятника – 100 тонн, вес бронзового литья – 65,5 тонны.

128 фигур памятника композиционно делятся на три уровня.

Первый верхний ярус состоит из двух фигур. Ангел с крестом в руке символизирует православие, а коленопреклоненная женщина – олицетворение России. Эти фигуры находятся на державе, которая украшена орнаментом из крестов и опоясана надписью «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование Императора Александра II лета 1862».

Фигуры среднего яруса памятника олицетворяют шесть эпох Российского государства.

  • Первый из них – князь Рюрик. Призвание варяг и основание Руси в 862 году.
  • Следующая фигура князя Владимира Святославовича. Крещение Руси 988-989 гг.
  • Святой Великий князь Дмитрий Донской – символ освобождения от татаро-монгольского ига 1380 года.
  • Иван III Васильевич (Иван Великий) – объединитель значительной части русских земель вокруг Москвы. Основатель самодержавного Русского царства.
  • Михаил Романов, князь Пожарский и Кузьма Минин отображают завершение Смутного времени и начало правление династии Романовых.
  • Петр I – великий основатель Российской Империи.

Третий нижний ярус памятника покрыт горельефными фигурами выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Просветители. Включает в себя 31 фигуру с юго-западной стороны памятника под фигурой Великого Князя Владимира. Здесь можно увидеть Кирилла и Мефодия, княгиню Ольгу, летописца Нестора, Сергия Радонежского.

Государственные люди. Включает в себя 26 фигур на восточной стороне памятника. В этой части горельефа увековечены такие важные исторические фигуры как Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, Алексей Адашев и Алексей Михайлович, Екатерина II и Григорий Потемкин, Александр I и Михаил Сперанский.

Военные люди и герои. Включает в себя 36 фигур с северо-восточной стороны памятника. Александр Невский, Ермак Тимофеевич, Богдан Хмельницкий, Иван Сусанин, Алексей Орлов, Александр Суворов, Петр Багратион, Павел Нахимов, а также другие полководцы и герои российской истории.

Писатели и художники. Включает в себя 16 фигур северо-западной части памятника. Здесь можно увидеть Ломоносова, Державина, Лермонтова, Пушкина, Глинку, Брюллова.

История создания и открытия памятника

В 1857 году в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Российской государственности по постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда по легенде и были призваны варяги. Выбор Новгорода, как центра столь важного государственного праздника не был однозначным. Ведь на протяжении нескольких веков Новгород ассоциировался с Вече и республиканскими ценностями. Однако Александр II лично поддержал идею проведения праздника в Новгороде, ведь державность, по мнению Императора-реформатора, не противоречила гражданским свободам.

В конкурсе проектов памятника сенсационно победил художник М.О. Микешин.

Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Закладка состоялась в мае 1861 года на кремлевской площади Новгорода между Софийским собором и зданием присутственных мест.

7-ого, 8-ого и 9-ого сентября 1862 года в Новгороде прошли торжественные мероприятия празднования Тысячелетия Российской государственности. К этому событию в город приехало все августейшее семейство во главе с самим Императором, члены ближайшей свиты, несколько тысяч солдат, офицеров и простых зрителей.

8 сентября (21-ого по новому стилю) 1862 года памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II.

Интересные факты о памятнике

На памятнике нет фигуры Ивана IV (Грозного). Было решено, что помещать его фигуру в Новгороде неэтично из-за прославленного разгрома города царем и казни новгородских бояр.

8 сентября как дату проведения торжеств и открытия памятника выбрали по трем причинам. Во-первых, это годовщина Куликовской битвы. Во-вторых, это православный праздник Рождества Богородицы. В-третьих, это День Рождения наследника престола царевича Николая.

Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей, 150 000 из которых были пожертвованы населением. Для сравнения, в середине XIX века 500 тысяч рублей стоил достойный особняк в Санкт-Петербурге.

Фигуры Державина, Пушкина, Гоголя и Лермонтова изображены облаченными в римские тоги.

В последний момент в горельеф пришлось добавить фигуру Николая I.

В 1990-х годах в маленьком помещении внутри монумента нашли остатки лестницы, забытой строителями в середине XIX века.

Па?мятник Тысячеле?тию Росси?и — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Верхний ярус
  • 3 Средний ярус
  • 4 Нижний ярус (фриз)
    • 4.1 «Просветители»
    • 4.2 «Государственные люди»
    • 4.3 «Военные люди и герои»
    • 4.4 «Писатели и художники»
  • 5 История монумента
    • 5.1 Создание
      • 5.1.1 Конкурс
      • 5.1.2 Создание проекта
        • 5.1.2.1 Авторы
      • 5.1.3 Возведение и открытие
    • 5.2 Дальнейшее существование
      • 5.2.1 1917—1941
      • 5.2.2 Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление
      • 5.2.3 Последующие реставрации
  • 6 Нумизматика и филателия
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Описание [ править | править код ]

Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России» [1] ). Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м).

Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружность горельефа — 26,5 м. Вес металла памятника — 100 тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны (шар-держава — 400 пудов; колоссальных фигур — 150 пудов; крест на шаре — 28 пудов) [2] .

Всего памятник содержит 128 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня:

  1. Группа, венчающая композицию, из двух фигур — ангела, поддерживающего крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклонённой женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (символ государственной власти монарха), покрытой узором из изображений крестов. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячел?тію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІ го л?та 1862» .
  2. Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
  3. В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей [3] , воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей [4] . Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.

Верхний ярус [ править | править код ]

Православие: фигуры — ангел, поддерживающий крест и благословляющий коленопреклонённую женщину в русском национальном костюме, опирающуюся на щит с гербом и датой «1862». Фигуры выполнены скульптором И. Н. Шредером, крест изготовлен по рисунку архитектора В. А. Гартмана [5] .

Средний ярус [ править | править код ]

Призвание варягов на Русь (862 год): фигуры — первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом (надпись «Лета 6370» — по византийскому летоисчислению, разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается 6370-5508=862 год н. э.), в звериной шкуре, наброшенной на плечи. За ним справа находится языческий бог Велес (см. фото) (обращены на юг, к Киеву). Эта группа выполнена скульптором П. С. Михайловым [6] .
Крещение Руси (988—989 годы): Великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным византийским крестом, славянка, протягивающая ему ребёнка для крещения, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна (обращены на юг). Эта группа выполнена скульптором Р. К. Залеманом [7] .
Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год): Дмитрий Донской, в правой руке держит шестопёр, а в левой — бунчук, попирает ногой побеждённого татарского мурзу (обращены на восток, к Москве). Эта группа выполнена скульптором Р. К. Залеманом [7] .
Основание самодержавного царства Русского (1491 год): Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого воина Золотой Орды знак власти — бунчук. Рядом лежат побеждённый в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом (обращены на восток). На заднем плане, обращённая спиной фигура человека-«сибиряка», поддерживающего державу, символизирующая начавшееся присоединение Сибири к Русскому царству. Эта группа выполнена скульптором И. Н. Шредером [8] .
Избрание на царство (1613 год): Михаил Фёдорович — родоначальник династии Романовых, князь Пожарский в одежде древнерусского воина с непокрытой головой, защищающий его обнажённой саблей, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр. Эта группа выполнена скульптором Р. К. Залеманом [9] .
Основание Российской империи (1721 год): Пётр I в мундире офицера Преображенского полка и порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке, и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий своё разорванное знамя (обращены на север, к Петербургу). Эта трёхфигурная группа выполнена скульптором И. Н. Шредером [10] .
Читайте так же:  Я памятник себе воздвиг 1836

Нижний ярус (фриз) [ править | править код ]

Фриз делится на четыре раздела:

«Просветители» [ править | править код ]

31 фигура, начинается с юго-западной стороны под фигурой великого князя Владимира Святославича

«Государственные люди» [ править | править код ]

(26 фигур), на восточной стороне памятника

«Военные люди и герои» [ править | править код ]

(36 фигур), с северо-восточной стороны памятника

«Писатели и художники» [ править | править код ]

История монумента [ править | править код ]

Создание [ править | править код ]

Конкурс [ править | править код ]

В 1857 году, в преддверии памятной даты 1000-летия призвания Рюрика на княжение, по пожеланию министра внутренних дел Сергея Ланского и последовавшего за ним постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда, согласно легенде, варяг и был призван. В процессе обсуждения в верхах решено было сделать памятник не одному человеку, а многим заслуженным перед страной людям. Государство объявило о начале повсеместного сбора денег от всех сословий населения на сооружение этого памятника. Планировалось, что стоимость памятника составит 500 тыс. руб., пожертвования по подписке составили около 150 тыс. руб. (по другим сведениям — 72 507 рублей [11] ); недостающая сумма была выделена из государственной казны [12] .

В апреле 1859 года в печати объявили о начале конкурса между скульпторами на осуществление этого проекта, а также озвучили программу, которой должен был соответствовать памятник — шесть периодов истории России (эпохи основания государства (Рюрик), принятия христианской веры (Владимир), свержения татарского ига (Дмитрий Донской), московского единодержавия (Иван III), восстановления государственной власти избранием царя из дома Романовых (Михаил Федорович), преобразования древнерусского быта (Петр I)). На проекты отводилось полгода (до 1 ноября 1859 года). Шесть периодов должны были быть осуществлены в скульптурных группах, высота памятника должна была быть не больше 18 метров.

На конкурс было подано 52 проекта (подавались анонимно под девизами [4] ). Конкурсный совет, созданный при Академии художеств, под председательством её вице-президента князя Г. Г. Гагарина с участием ведущих архитекторов, живописцев и скульпторов Академии художеств и командированных от Главного управления путей сообщений и публичных зданий инженеров и архитекторов, тайным голосованием на заседании 25 ноября 1859 года признал соответствующим условиям конкурса три проекта:

  1. архитектора Антипова. Проект архитектора П. Е. Антипова был подражанием памятника «Бавария» в Мюнхене и был признан слишком большим для новгородской площади
  2. академика Горностаева. В проекте архитектора И. И. Горностаева Россия была аллегорически изображена в виде большой статуи. Комиссия решила, что эта аллегория не будет понятна широким слоям и не произведёт должного впечатления.
  3. художника Микешина. Проект молодого художника М.О. Микешина наиболее полно и детально соответствовал условиям конкурса.

Между И. И. Горностаевым и П. Е. Антиповым была разделена вторая премия (1000 руб.), первая — присуждена М.О. Микешину (4000 руб.). Также участвовали Николай Штром, Я. Домбровский и многие другие [4] .

Создание проекта [ править | править код ]

Первоначальный проект Микешина представлял собой опрокинутую «шапку Мономаха» и состоял из трёх частей.

Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Открытие памятника изначально намечено было на 26 августа 1862 года. Строительство памятника было поручено Главному управлению путей сообщения и публичных зданий, возглавляемому генерал-адъютантом К. В. Чевкиным. «Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало Микешину и Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Модель была выполнена Шредером. Шредер работал, не зная отдыха, забывая о сне, и выполнил ответственное поручение с честью» [13] . Сначала были изготовлены все части памятника в одну пятую величины из гипса, затем все было изготовлено в натуральную величину, также из гипса.

На цоколе, где сейчас располагаются исторические деятели, по первоначальному плану должны были располагаться барельефы, которые изображали шесть эпох и отделялись друг от друга медальонами. После избрания проекта предполагалось, что их подготовят в течение трёх месяцев. Задание было поручено Клодту. Но в июне 1860 года император Александр II осмотрел модель и увидел, что сюжеты барельефов всего лишь повторяют сюжеты шести скульптурных групп. Он повелел (Микешин пишет, что по его рекомендации) заменить отдельные барельефы на пьедестале сплошным скульптурным поясом со знаменитыми людьми России. Микешину предстояло создать круговой фриз протяженностью около 27 метров и разместить на нём около сотни исторических фигур — грандиозный по тем временам проект. Художник не стал просто расставлять скульптуры людей в хронологическом порядке, он смешал их между собой, создав несколько мизансцен. К 1 сентября 1860 года Микешин представил новый вариант проекта.

Долгий период заняло также утверждение списка 109 «видных людей». Микешин не сам решал кого изобразить, а привлёк для выбора персонажей историков (Николая Костомарова, М.П.Погодина, Фёдора Буслаева, Константина Бестужева-Рюмина) и литераторов (Ивана Гончарова, Ивана Тургенева, Аполлона Майкова и др.). В результате были исключены: поэт Кольцов, драматический актёр Дмитревский, поэт Кантемир и флотоводец Ушаков. Не помещены на памятнике знаменитые русские зодчие: Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. Разразился скандал с вычёркиванием из списка поэта Тараса Шевченко. Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного(как символа деспотизма), хотя присутствуют трое его приближённых: первая жена Анастасия Романова, А. Ф. Адашев, протопоп Сильвестр. Николай I добавлен в последний момент по распоряжению императора Александра II [14] . В Российском государственном историческом архиве сохранился первоначальный список Микешина с карандашными исправлениями Чевкина, а также список, представленный на рассмотрение и утверждение императору [4] .

Модель скульптурного пояса была изготовлена М.Микешиным и Шредером.

В июле 1860 года Главное управление путей сообщения заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем за отливку её в гипсе в двух экземплярах с последующей доставкой на бронзовую фабрику было назначено вознаграждение в 4000 рублей. Для финального утверждения памятника был создан художественный совет при Академии художеств. В январе 1861 года в мастерскую приехала высокая комиссия во главе с вице-президентом Академии художеств князем Гагариным, члены худсовета скульпторы Клодт, Пименов и другие. Клодт и Пименов начали критиковать скульптуры и потребовали передачи заказа авторитетным скульпторам. Судьбу проекта мог решить император — осмотрев уже выполненную работу Микешина и Шредера, император распорядился: «Исправить, что нужно и в гипс». [15]

К 1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решётка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили царя. Он одобрил готовые части памятника. Вскоре их переправили по рекам Неве и Волхову в Новгород [13] .

Авторы [ править | править код ]

Победивший проект принадлежал молодому художнику М. О. Микешину (за год до этого окончившему Академию художеств) и молодому скульптору И. Н. Шредеру. Формально автором проекта считается только Микешин, однако Шредер также участвовал в его создании (в частности, он вылепил уменьшенную модель памятника). Живописец, не имеющий опыта работы в скульптуре, Микешин привлёк к разработке памятника своего талантливого сверстника Шредера — вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств [16] .

Читайте так же:  Памятник петру 1 год создания

Строителем был назначен инженер путей сообщения, генерал-майор, член Комитета строений и гидравлических работ В. Д. Евреинов, производителем работ инженер-штабс-капитан А. Б. Адамс, десятником каменных работ государственный крестьянин Андрей Казаков, десятником по плотницким работам крестьянин Иван Карабанов. Общее наблюдение за строительством памятника было поручено генерал-адъютанту К. В. Чевкину.

Совет академии считал целесообразным для ускорения процесса привлечь к сотрудничеству нескольких скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и рельефы пьедестала [13] .

В создании скульптур приняли участие Р. К. Залеман (группы Михаила Фёдоровича, Владимира Святого и Дмитрия Донского), П. С. Михайлов (группа Рюрика), Н. А. Лаверецкий («Государственные люди»), А. М. Любимов («Военные люди»), М. А. Чижов («Просветители», «Военные люди») при участии архитекторов Г. А. Боссе (железная решётка) и В. А. Гартмана. Микешин и Шредер выполнили самую верхнюю группу из ангела с крестом и «России», группы Петра I и Ивана III, отдельно Шредер — «Писатели и художники» [17] .

Возведение и открытие [ править | править код ]

Закладка памятника состоялась 16 (28) мая 1861 года на кремлёвской площади, между Софийским собором и зданием присутственных мест. До этого там находился памятник Новгородскому ополчению 1812 года, который перенесли на площадь перед зданием Дворянского Собрания.

На глубину 10 метров был заложен фундамент, выполненный в виде цилиндрической стены, расширяющейся книзу, с пустотой внутри около 4 м в диаметре. В фундамент был заложен гранитный камень, в выемку в котором был вставлен бронзовый ящик с надписью о времени закладки памятника и его назначении. В этот ящик были вложены медали времён Александра II, а также золотые и серебряные монеты 1861 года. На фундаменте был возведён гранитный пьедестал, постепенно суживающийся кверху. Он также имеет внутри пустоту, покрытую сводом. Наружная облицовка — серый полированный сердобольский гранит, добытый на северном берегу Ладожского озера [18] . Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса [1] . В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён.

Памятник был торжественно открыт 8 (20) сентября 1862 года в присутствии императора Александра II. Был устроен торжественный военный парад, торжества длились три дня. В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась [4] . Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей строителя Софийского собора князя Владимира Ярославича из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября).

На следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооружённых помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовали салют из 62 пушек и военный парад, затем — торжественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесённые ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, за этим последовал обед, а вечером — бал.

Специально к открытию были выпущены два путеводителя по Новгороду (первые в истории города). В конце апреля-начале мая 1862 года вышел первый — «Путеводитель по Новгороду с указанием на его церковные древности и святыни» (Автор — митрополит Макарий; СПб, 1862. — 32 с.). В июле-августе — «Путеводитель по Новгороду: Справочная книга для едущих на открытие памятника тысячелетию России» (Книга была выпущена анонимно. Автор —В. А. Долгоруков. СПб, 1862. С.27 [19] ).

В день открытия памятника вышел царский указ о награждении лиц, участвовавших в создании памятника. Художник М.О. Микешин был награждён орденом Святого Владимира 4-ой степени, ему была назначена пожизненная пенсия 1200 рублей в год. Скульптор Шредер был награждён орденом Святой Анны 3-ей степени и премией 3000 рублей (в 1890-х годах ему также была назначена пожизненная пенсия 1200 рублей в год за создание памятника). Скульпторы Залеман, Михайлов, Лаверецкий и Чижов были награждены ценными подарками [20] .

Дальнейшее существование [ править | править код ]

1917—1941 [ править | править код ]

После революции монумент воспринимался как памятник самодержавию — в то время массовым тиражом вышла брошюра под заглавием «Памятник тысячелетию самодержавного гнета». Монумент точно снесли бы уже в первые послереволюционные месяцы, если бы все силы властей не были брошены на только что начавшееся разграбление богатейшей новгородской епархии. Монумент уцелел, но в дни коммунистических праздников его стали закрывать фанерными щитами, расписанными революционными лозунгами. [21] [22]

Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление [ править | править код ]

15 августа 1941 года в Новгород вошли немцы. Немецкий генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине. Зимой 1943—1944 года начались работы по демонтажу. Железной дорогой успели увезти бронзовую решётку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые фонари художественной работы, стоявшие вокруг него. Разобранный памятник оккупантам вывезти не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками.

К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли [23] .

Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры. «Для передвижения и подъёма фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1500 недостающих деталей» [24] . Работы по восстановлению проходили под руководством архитектора Захарова, художника-реставратора Чернышева, инженера Давыдкина. Памятник был торжественно открыт 2 ноября 1944 года [25] .

Последующие реставрации [ править | править код ]

  • В 1954 году была произведена доделка прежних работ по восстановлению (сварка швов, укрепление отдельных плит литья, все бронзовые части были патинизированы) [24] .
  • Вторая половина 1970-х годов — специалисты Ленинградского научно-производственного объединения «Реставратор» восстановили вокруг памятника фонари и решётку (вместо увезённых в Германию).
  • Апрель-июнь 1982 года — тщательный осмотр и чистка.
  • Наконец, в 1994 году детальный осмотр памятника выявил его угрожающее состояние по причине частичного разрушения и значительной коррозии деталей стальной несущей конструкции верхней части памятника. Отсутствовали некоторые элементы декора (не восстановленные в 1982 году). АО «Ампир» (Санкт-Петербург) в период с февраля по октябрь 1995 года провёл очередной цикл восстановительных работ.

При реставрациях случались неожиданные находки:

  • В 1990-х годах в маленьком помещении внутри монумента специалисты отыскали своеобразные сталактиты, сталагмиты и остатки лестницы, забытой в середине XIX века [26] .

Нумизматика и филателия [ править | править код ]

Памятник изображался на пробной монете России номиналом 50 копеек (1998), банкноте 5 рублей (образца 1997 года — в настоящее время более не выпускается), на памятных монетах России 2002 и 2012 г.

Читайте так же:  Памятник революции в спб

Тот путь, что ты прошла?

Никто в таком величье

Вовеки не вставал

Ты — выше всякой славы,

Достойней всех похвал!»

8 (20) сентября 1862 г. в Великом Новгороде, в детинце напротив собора Святой Софии в присутствии Александра II и членов царской семьи был торжественно открыт первый монумент, посвящённый российскому государству — памятник «Тысячелетие России».

Средства на создание монумента были частично собраны по всероссийской подписке. В состоявшемся в 1859 г. конкурсе на проект памятника приняли участие около сорока скульпторов и архитекторов. Выбор пал на молодого рисовальщика и живописца М. Микешина, который за год до этого окончил Академию художеств .

К исполнению монумента была привлечена целая группа известных скульпторов — И. Н. Шредер, М. А. Чижов, А. Н. Лаверецкий, Р. К. Залеман, А. М. Опекушин, А. М. Любимов, П. С. Михайлов.

В течение 1860 г. была произведена заготовка необходимых материалов и доставка их в Новгород. Бронзовые части памятника были отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса. Гранит для основания привезён с Сердобольских каменоломен на Ладоге.

К 1 (13) июля 1862 г. все бронзовые группы, рельефы и решётка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили царя. Он одобрил готовые части памятника и вскоре их переправили по Неве и Волхову в Новгород.

Открытие памятника было назначено на 8 (20) сентября 1862 г. К нему готовились как к большому торжеству: Новгород был отремонтирован и заново замощён. В город прибыли войска, представители знати, а 7 (19) сентября на пароходе по Волхову прибыл в Новгород Александр II с семьёй и приближёнными. 8 (20) сентября царь принял депутацию от местных дворян, объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и публика, разместившаяся на специально сооружённых помостах. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, тожественный обед. Вечером в городе происходили народные гуляния.

Композиция памятника по форме напоминает колокол. Высота монумента равняется 15,7 м, диаметр гранитного постамента — 9 м, высота скульптурных групп — 3,7 м, высота фриза на пьедестале — около 1,5 м, длина его — около 27 м, вес бронзового литья 65,5 т.

На памятнике размещены 129 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня. Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом женщины, олицетворяющей Россию. Среднюю часть памятника занимают шесть скульптурных групп, символизирующих различные периоды истории Русского государства: появление государства (Рюрик со щитом), принятие христианства (князь Владимир с крестом в руке приказывает крестьянину разбить языческого идола, с другой стороны мать подносит ему младенца для крещения), победа на Куликовом поле (Дмитрий Донской ногой попирает поверженного татарского воина), централизация Русского государства (Иван III в шапке Мономаха с державой и скипетром в руках, у его ног — поверженные противники, позади — фигура сибиряка, поддерживающего гигантский шар), начало царской династии Романовых (скульптурная группа «Избрание Михаила Романова на царство» или «Минин и Пожарский» — Кузьма Минин вручает юному Михаилу знаки царской власти), петровские преобразования (Пётр I на фоне распростёртых крыльев гения Славы, у ног императора — поверженный швед).

Среди государственных деятелей отсутствует Иван Грозный, слывший в народе свирепым правителем, особенно среди новгородцев, из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 г. Также нет на монументе Павла I, Аракчеева, Бенкендорфа.

На горельефе, опоясывающем памятник, изображено 109 лиц, объединённых в четыре группы. В первой изображены «Просветители народа», среди которых находятся главным образом духовные лица. Вторая группа «Государственные люди» состоит из князей и царей. В третьей группе изображены «Военные люди и герои» (князь Святослав, Довмонт Псковский, Александр Невский, Ермак, Козьма Минин и князь Пожарский, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий, Кутузов, Платов, Нахимов и др.).

В группе «Писатели и художники» представлены: Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актёр Волков, Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь, Глинка, Брюллов.

Во время Великой Отечественной войны памятник был разобран фашистами. По железной дороге были вывезены бронзовая решётка и фонари, стоявшие вокруг памятника (эти элементы ныне утрачены).

20 января 1944 г. Новгород был освобождён советскими войсками. Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение привести памятник в прежний вид. Этим занялся Ленинградский областной отдел архитектуры. Потребовалось изготовить более 1,5 тыс. недостающих деталей.

Памятник полностью был восстановлен и второй раз торжественно открыт 2 ноября 1944 г.

Лит.: Захаренко А. Г. Памятник «Тысячелетию России» в Новгороде // Новгородский историко-художественный музей. Новгород, 1958; Майорова О. Бессмертный Рюрик. Празднование Тысячелетия России в 1862 г. // НЛО. 2000. № 43; То же [Электронный ресурс]. URL : http :// magazines . russ . ru / nlo /2000/43/ s 6. html ; Маслова Е. Н. Памятник «Тысячелетию России». Л., 1977; Павлюченков А. С. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде. Великий Новгород, 2005; Памятник «Тысячелетие России» / Составитель Сергей Семанов. М., 1986; Памятник Тысячелетию России [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Республики Карелия. 2015. URL : http :// elibrary . karelia . ru / m 1000/ ; Смирнов В. Г. Россия в бронзе: Памятник Тысячелетию России и его герои. М., 2002.

См. также в Президентской библиотеке:

В преддверии празднования 1000-летнего юбилея Российского государства сюда прибыли все члены царской семьи со свитами, для проведения юбилейных мероприятий привезли 12 000 солдат, приехало множество зрителей. Население Новгорода в эти дни увеличилось почти вдвое.

История создания

Идея установки памятника 1000-летию российской государственности принадлежала Александру II и была поддержана Комитетом министров. В 1859 году провели конкурс, на который было представлено 52 работы. Победителем стал никому еще не известный выпускник Императорской Академии художеств Михаил Микешин, ему помогал скульптор Иван Шредер.

На создание памятника ушло почти полтора года. Закладка монумента состоялась 28 мая 1861 года на площади между Софийским собором и присутственными местами.

Структура памятника

Силуэт памятника ассоциируется с двумя важными символами российской и новгородской истории: атрибутом царской власти — шапкой Мономаха — и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

В верхней части – ангел, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину — Россию. Второй уровень состоит из шести групп. Каждая представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика (на южной стороне) до Петра I (на северной). Лента горельефа, идущая по кругу внизу, вмещает в себя всю историю России.

129 фигур, утвержденных Александром II, объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители.

Интересно, что на памятнике нет фигуры Ивана Грозного – одного из наиболее известных представителей династии Рюриковичей. Было решено, что помещать его изображение в Новгороде неэтично, ведь царь «прославился» в том числе и жестоким погромом этого города. Зато на памятнике есть фигура Марфы-посадницы, отстаивавшей древние новгородские вольности и за это высланной Иваном III из города. В число великих литературных деятелей в последний момент, по настоянию Микешина, был включен Николай Гоголь, а вот украинского поэта Тараса Шевченко Александр II из списка вычеркнул.

Памятник 1000-летию российской государственности долгое время служил предметом всевозможных дискуссий. Большая часть общественности благосклонно приняла необычный памятник. Другие, как, например, Герцен, его активно критиковали. Но снести не решились даже большевики.

«Тысячелетие России» в годы войны и в послевоенное время

В годы Великой Отечественной войны, во время фашистской оккупации, памятник разобрали немцы. К разрушенному Новгородскому кремлю они подвели узкоколейку: демонтированные фигуры и рельефы памятника планировалось отправить в Германию. Вошедшие в кремль советские солдаты обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты. И уже 7 ноября 1944 года после реставрации монумент был открыт вновь.

Сегодня он является отделом Новгородского государственного музея-заповедника. И напоминает нам о мудрости, мужестве и героизме тех, кто стоял у истоков создания Российского государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *