Памятники золотому петушку

Не зря среди людей и критиков существует такая фраза: «Пушкин – это наше всё». Знакомство с творчеством великого русского писателя начинается еще в раннем детстве. Первыми литературными друзьями малыша становятся герои пушкинских сказок. Всего у Александра Сергеевича имеется в наличии семь сказок. Но две из них, «Жених» и «Сказка о медведихе», от чего-то не снискали особенную популярность. А вот герои остальных сказок, вдохновили разнообразных скульпторов по всему миру на создание памятников, которые сегодня, установлены в разных городах России и зарубежья.

«Сказка о царе Салтане…»

Главная героиня сказки, царевна-лебедь, торжественно возвышается в курортном поселке Лазаревское, расположенном близ Сочи. На постаменте, у ее ног, уютно устроились известные каждому современному человеку богатыри, князь Гвидон и другие персонажи сказки.

Еще одна Царевна-лебедь расположена в одном из скверов города Абакан.

Знаменитая белочка, которая «орешки всё грызет» размещена в парке Лесотехнической Академии Санкт-Петербурга.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Рыбке, исполняющей различные желания, установлен памятник в Москве на Манежной площади.

Данная работа содержит материал о памятниках А.С. Пушкина в Сибири (Хакасия, Красноярск, Кемерово, Барнаул, Чита и др.). Автор собрал и проанализировал информацию в Интернет, обобщил материал. К работе прилагается презентация с фотографиями памятников А.С. Пушкину в разных городах Сибири. Данная статья может использоваться на уроках литературы при изучении жизни и творчества А.С. Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Памятники А.С. Пушкину в Сибири»»

Памятники А.С. Пушкину в Сибири.

Саранчина А.В.,

учитель русского языка и литературы

Все мы знаем, что А.С. Пушкин очень хотел побывать за рубежом, не только в Европе, но и на Востоке – в Китае и Японии, но судьба поэта не дала ему такого шанса… Пушкин не был не только за границей, но и в других городах России. Попутешествовать ему пришлось в качестве «арестанта» на Кавказ, побывал он в Крыму, в Молдавии и все…

Прошло уже более двух столетий, и мы можем увидеть Александра Сергеевича практически в каждом российском городе. Каким образом? Очень просто, ведь речь идет о памятниках великому поэту…

Описывать все памятники А.С. Пушкину, которые существуют, хотя бы в России – задача непростая. Еще в начале 1990-х годов Александр Давидович Гдалин, литератор, горный инженер, исследователь различных аспектов пушкинистики, говорил о том, что сейчас трудно ответить на вопрос, почему изучение памятников А.С. Пушкину и даже учет их не стали до сих пор предметом, достойным внимания профессиональных пушкинистов. И хотя отдельным памятникам посвящены не только подробные статьи, но и книги, в советское время не было предпринято ни одной практической попытки охватить эту тему в целом. Между тем сотни памятников поэту, воздвигнутых на его родине и во многих других странах, — важная, неотъемлемая часть нашей культуры.

Каждый памятник имеет свою судьбу.

А.Д. Гдалин совместно с другими авторами (Г.А. Дровеником и И.Л. Попелюхером) в 1993 году в журнале «Временник Пушкинской комиссии» (Спб.: Наука, 1993) выпустили статью «Памятники А.С. Пушкину: Материалы к аннотированному каталогу». Авторы дали каталог памятников поэту. Чтобы важная историческая информация не осталась за строкой этого каталога, каталог аннотировани и снабжен необходимой библиографией.

Позже на основе этой работы стали появляться различные книги, брошюры и каталоги, описывающие памятники Пушкину не только в Росси, но и за рубежом.

Мы бы хотели рассказать о памятниках А.С. Пушкину у нас, в Сибири.

В состав Сибирского Федерального округа входят 4 республики (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия); 3 края (Алтайский, Забайкальский, Красноярский); 6 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская). И практически в каждом городе названных областей и республик есть памятники великому русскому поэту.

С помощью Интернет нам удалось найти изображения этих памятников и истории их появления.

Пушкинский дворик обустроен в сквере у гостиницы «Интурист», между улицами Хакасская и Пушкина. Там установлен бронзовый Пушкин работы красноярского скульптора Константина Зимича.

На площадке возле памятника – фонтан, скамейки, светильники, — все в стиле 19 века.

Другая часть сквера – с персонажами из сказок поэта: Золотая рыбка, Ученый кот, стилизованная беседка с Золотым петушком на флюгере. Константин Зимич предполагал, что юные жители Абакана благодаря этим скульптурам начнут чаще обращаться к творчеству Пушкина.

В Абакан бронзовый памятник великому русскому поэту привезен из Нижнего Тагила, где был отлит на заводском производстве, и трое суток был в пути, преодолев расстояние более чем в 2 тысячи километров. Бронзовая 2-хметровая фигура молодого Пушкина украсила площадь сквера, названного в его честь, у гранитной чаши фонтана, в мерцании фигурных фонарей, тоже ставших символом его эпохи.

Композиция сделана по сказке о Золотом петушке: это металлический терем, верхушка которого украшена металлической фигуркой сказочного петушка. Терем ярко раскрашен и исполнен в традициях древнерусского зодчества. В нижней части терема, напоминающего беседку, прикреплены скамеечки для отдыха. Петушок водружен на самой верхушке конусообразной башни терема, кровля которого покрыта металлической черепицей зеленого цвета.

Смонтированы новые металлические ограждения вокруг площади, где установлен памятник Пушкину. Ограждения стилизованы под пушкинскую эпоху, напоминают кружевную вязь из черного металла. Заменены и спинки скамеек, теперь они тоже фигурные и из черного металла.

Работа над проектом.

По признанию автора скульптуры, Константина Зимича, он хотел бы показать людям «живого» Пушкина в его лучшую пору: «Многие скульпторы изображают его таким – более статичным, а я хотел бы его изобразить молодым, задумчивым. Может быть хочет что-то написать, но не получается. Вот он задумался. В то же время период классический, вот почему изображение колонны всех этих вещей…»; «Это будет Пушкин периода расцвета сил, чуть-чуть такой хулиганистый, молодой, опирается на колонну классическую, тросточку держит в руке, смотрит вдаль, весь в таком творческом порыве, ощущение ветра – у него вот галстук чуть-чуть развивается. Фигуру мы высоко не ставим, чтобы люди могли фотографироваться и в то же время прикоснуться к нему».

На церемонию открытия памятника Пушкину собрались многочисленные поклонники его поэзии, работники культуры, писатели и поэты Хакасии, авторы архитектурного проекта нового сквера, первые лица городской исполнительной и представительной власти, строители.

Открыл церемонию мэр г. Абакана Николай Булакин, отметив, что появление такого памятника, как памятник Александру Сергеевичу Пушкину, исключительное событие для города. До сих пор, сказал глава города, создавались архитектурные комплексы трагического звучания, как, например, мемориал памяти жертв политических репрессий. Но Абакану не хватало скульптур светлого, возвышенного образа. И вот реализована идея – установлен памятник А.С. Пушкину, рядом с улицей, названной в его честь.

10 июня 2008 года в самом центре Красноярска, на углу проспекта Мира и улицы Кирова состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину и Наталье Николаевне Гончаровой. Церемония открытия превратилась в театрализованное представление, во время которого звучали пушкинские стихи, к подножию памятника возлагались цветы, произносились торжественные речи. Открытие памятника было приурочено не только к празднику в честь юбилея города, но и к 209-й годовщине со дня рождения поэта. Накануне этого события журналисты обратились к автору памятника, известному красноярскому скульптору, Константину Зимичу, который рассказал, что эскиз памятника был создан им еще три года назад. К проекту подключился народный архитектор России Арэг Демирханов, который создал изящную архитектурную композицию. Место выбрано не случайно – рядом театр имени Пушкина, через дорогу – «Детский мир», а в прилегающем сквере часто прогуливаются влюбленные пары.

Ротонда со скульптурами Пушкина и Гончаровой – одно из самых монументальных сооружений в Красноярске. Архитектурный ансамбль сочетает гранит и бронзу. Между белокаменными колоннами установлены скамейки. На одной из них сидит Наталья Гончарова, у другой стоит Пушкин. По задумке автора поэт читает жене свои стихи. К слову, Гончарова была выше своего мужа, и ее скульптуру решили «усадить» для того, чтобы идиллическая картина была полной. Правда, пропорции рук Пушкина, видимо, в эскизах забыли просчитать, поэтому его поднятая рука, если ее опустить, будет русскому поэту до колена…

Как поясняют авторы композиции, в идее конструкции ротонды заложен глубокий символический смысл. Так, три крыла площадки обозначают веру, надежду, любовь – спутниц любой человеческой судьбы. На каждом крыле по 4 колонны, по количеству времен года. Получается, что купол постройки установлен на 12 столбах – столько месяцев в году. Кроме того, число 12 здесь еще и в соответствии с христианскими канонами – по количеству библейских апостолов.

В центре ротонды, между скульптурами расположена небольшая чаша фонтана. Фонтан и скульптуры в вечернее время суток освещают лампы подсветки.

Процесс работы над памятником не обошелся без шероховатостей. Константин Зимич собирался отобразить на бронзовой рукописи, лежащей на краю фонтана, строки: «Чистейшей прелести чистейший образец!» Однако его соавтор Арэг Демирханов настоял на своем варианте, и сейчас на страничке написано: «Я помню чудное мгновенье», написанные в свое время к …Анне Керн. По мнению архитектора, несмотря на то что все со школьной скамьи прекрасно знают, к кому они обращены, эти строки у россиян на слуху, и с течением времени стали актуальны по отношению к любой представительнице прекрасного пола. Тем более что монумент создан не просто как дань памяти нашему гениальному соотечественнику, а еще и призван увековечить историю любви поэта и его красавицы жены.

Еще один факт. Когда стало известно, что в центре столицы края появится большое архитектурное сооружение в честь Пушкина, нашлись красноярцы, которых такое решение возмутило. Недовольные говорили, что это неправильно, так как поэт никогда не был в этих местах. На что инициаторы проекта выдвинули контраргумент: Александр Сергеевич – сын нашей страны и поэтому принадлежит всей России, а конкретно с Красноярским краем поэта связывает почитание его таланта многими поколениями горожан.

Интересно, что первое решение о создании памятника Пушкину в Красноярске было принято еще в конце 19-го века. Но тогда эта идея дальше бумаги не пошла. В советские времена скульптура поэта в городе все же появилась. Она и по сию пору стоит в парке Горького. Гипсовая фигура выполнена по стандартам, принятым в бывшем СССР, но кто авторы монумента – неизвестно.

Новосибирск

19 октября 2007 года в Новосибирском городском педагогическом лицее состоялась торжественная церемония открытия памятника А.С. Пушкину. Бюст поэта, ранее располагавшийся в Заельцовском парке, теперь навсегда передан лицею.

Памятник был отреставрирован за счет муниципального бюджета. Скульптор Борис Горст за короткий срок привел его в надлежащий вид, сделал из бетона недостающие детали. Теперь памятник покрашен в бронзовый цвет. Летом предстоит более серьезная реставрация. Воспитанники лицея им. А.С. Пушкина будут беречь памятник, ухаживать за ним. Как отмечает региональное пушкинское общество, это единственный памятник Пушкину в Новосибирске. В настоящее время в Новосибирске ищут деньги на памятник. Место выбрано, проект давно готов, но оплатить его некому.

Для новосибирского пушкинского общества великий поэт – не страница в учебнике, а буквально, ум, честь и совесть нашей эпохи. Здесь уверены, его творчество, как никогда, современно. Торжествует ли зимой крестьянин? Кто лучше, скупой рыцарь или олигарх? Эти вопросы с интересом обсуждают даже нынешние школьники. Сейчас общественники добиваются возведения памятника классику. Для Новосибирска – это и вопрос столичного статуса, и нравственная задача.

Пушкинское общество предложило эскизы памятника и удобные места для установки. Начали собирать деньги, но сумма оказалась слишком мала. В Новосибирске провели конкурс художников и архитекторов, определили победителя. И место – в сердце Центрального парка. Место, что предназначено Пушкину, самому поэту могло бы понравиться. Свежий воздух, парк со скамейками, гуляющие девушки, театр музыкальной комедии – все условия для вдохновения и посещения музы. Но дорога от поэтической мечты до прозаической реальности оказывается слишком долгой. Денег на эти цели, больше 20 миллионов рублей, ни в одном бюджете нет. Ситуация странная: все «за» установку памятника, но воз и ныне там. Единственный выход – объявить сбор пожертвований, чтобы Пушкин стал, действительно, народным…

А пока у Новосибирска только скромный бюст классика, который перевезли из Заельцовского парка и отреставрировали.

6 июня у первого поэта России день рождения. Накануне праздника корреспонденты местного журнала обошли центральные улицы Иркутска, чтобы найти хотя бы один памятник Пушкину. Каких только памятников они не увидели: памятник толстопузому японцу-сушиеду в желтом халате, памятник корове на улице Ленина. Памятники самому Ленину почти во всех районах города. Политическим противникам Владимира Ильича памятники тоже нашлись. Это монумент царю Александру 111 и памятник адмиралу Колчаку. Из писательской братии иркутяне решили увековечить иркутского драматурга Вампилова и «буревестника революции» Горького. Вот только памятника Пушкину на иркутских улицах нет.

Один настоящий памятник они все-таки обнаружили… в медицинском университете. Почему не у филологов и не у журналистов стоит бюст Пушкина, а у студентов-медиков, — вообще загадка. Бетонный памятник поэту, весом никак не меньше 150 килограммов, перенесли с улицы на второй этаж главного корпуса мединститута, и он стал жить у фармацевтов. Пушкин у них был сначала белым, но потом пришлось перекрасить бюст в черный цвет, потому что на левой щеке красовался яркий поцелуй! А на черном поцелуи все-таки не так заметны…

В училище искусств, где студенты рисуют гипсовые бюсты на приемных экзаменах, тоже, по идее, должен быть бюст великого поэта. Чем он хуже головы Сократа, например, или гипсовой Венеры?

Это точный слепок лица Пушкина, который был снят, когда поэт умер. Посмертная гипсовая маска, копия той, что хранится в Москве.

Единственный памятник найден в Черемхово.

Памятник Пушкину в Черемхово, на центральной улице города – Ленина – известен каждому черемховцу. Но никто не может сказать, как он здесь появился и кто его автор. Высказывают предположения, что его сделали сосланные москвичи. Город Черемхово некогда был местом ссылки известных на всю страну актеров. По легенде, именно актеры и сработали в лагере памятник великому поэту, который до сих пор украшает Черемхово. На этом памятнике Пушкин изображен во весь рост, в плаще. Памятник удивляет сходством с оригиналом, что не такое уж частое явление в провинциальных монументах.

Улица Октябрьской Революции скоро, возможно, будет переименована. По крайней мере, за это выступают городские меценаты. С их поддержкой 29 октября 2010 года там открыли памятник Пушкину. Золотая осень и Пушкин. Любимою порою Александра Сергеевича в Иркутске появился памятный знак – посвященный двум его стихотворениям. Автор идеи – предприниматель Виктор Бронштейн. Здесь, на улице Октябрьской Революции, прежде Губернаторской, Институской и Шелашниковской, кога-то стояли дома сосланных декабристов, здесь жил меценат того времени Ефимий Кузнецов. Сюда княгиня Муравьева в 1827 году привезла стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд…» и «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Гости Иркутска, жители Иркутска могут ходить по этой замечательной улице, смотреть на эти памятные доски, вспоминать про себя стихи Пушкина, которые все мы знаем со школьной скамьи. Бюст Пушкина Виктор Бронштейн и иркутский поэт Геннадий Гайда три года назад увидели в московской мастерской скульптора Михаила Переяславца. И тут же его купили. Он стал четвертым великим Александром, памятники которым установлены в Иркутске на средства меценатов. Первым, 7 лет назад,был Вампилов, позже царь Александр Третий, адмирал Колчак, а теперь еще и Пушкин. Фоном стала картина иркутского художника Владимира Кузьмина.

Читайте так же:  Усинский памятник

Памятник был установлен 6 июня 1999 года в день 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Скульптор — Михаил Аникушин. У памятника были предшественники – самый первый памятник Пушкину за Уралом появился в Томске в 1915 году в сквере у речной пристани. История, связанная с памятниками Пушкину в Томске, уходит в 1899 год, когда в городе отмечался столетний юбилей поэта.

На заседании специальной комиссии было решено на второй день торжеств открыть около здания бесплатной библиотеки и пристани Пушкинский сквер, устроить праздник древонасаждения и установить впоследствии в сквере памятник поэту. После юбилея был объявлен сбор средств на памятник, однако томичи не спешили расставаться со своими кровными, и за год существования фонда было собрано всего 1 рубль 25 копеек, а у городской управы, как всегда в таких случаях, денег не нашлось. Так и жил Пушкинский сквер без памятника, пока не нашелся человек, который приобрел его на свои средства. Военное время не помешало установке бюста в мае 1915 года. Имя мецената – Никон Александрович Молчанов, купец, гласный Томской городской Думы, председатель попечительского совета Нарымской женской гимназии.

Поиски бюста 1915 года. Где теперь памятник? Воспоминания: его кто-то разбил. Однажды ночью. Не только бюст, но и постамент развалили, а обломки потом погрузили в машину и увезли на свалку. Году примерно в 64-65. Не удалось найти памятник, но удалось найти любительский снимок на фоне памятника Пушкина в саду Буфф.

Человек, который построил памятник Пушкину – Вадим Анварович Михайлов, родился в Братске, ему 40 лет. В прошлом он врач. А в эпоху реформ рискнул попробовать себя в бизнесе – магазины и кафе Михайлова стали хорошо известны в городе. Собственное дело позволил закрепиться в новой жизни. Обозначившийся на горизонте пушкинский юбилей подсказал идею.

— Давайте построим в Братске памятник Пушкину, — с этим предложением В. Михайлов пришел к местным властям, изрядно озадачив не только чиновников, но и творческую интеллигенцию. Известно, что проездом в Санкт-Петербург в старом Братске останавливался на ночлег прадед великого поэта Абрам Ганнибал. В городе тогда жил исследователь жизни и творчества великого поэта Семен Саунин, который с товарищами организовал городское Пушкинское общество, ставшее филиалом международного Пушкинского общества, штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке. Здесь отбывал ссылку декабрист Петр Муханов, который был близок с Александром Сергеевичем, и знаменитые строки «Во глубине сибирских руд…» были адресованы и ему. Все это как бы вписывалось в рельеф городской культуры. Но памятник поэту – это была дерзкая мысль. Тем более, что Братск не родина Пушкина.

— А родина Александра Сергеевича всюду, где живут русские люди, читающие великого национального поэта, — убеждал колеблющихся Вадим Михайлов. А читающих Пушкина, как я убедился, в Братске немало. Кто, как не Пушкин, лучше других отразил русскость души в своих произведениях? Для меня стихи, поэмы и повести Александра Сергеевича – подлинный источник духовности, и другие поэты не могут заменить его, а лишь дополнить. Недаром я как-то прочитал у одного местного автора: «На Руси после Пушкина все поэты второстепенны». В Братске я не встретил ни одного человека, который бы привел убедительные доводы против строительства памятника Пушкину.

И вот в мастерской художника появилась скульптура братского А.С. Пушкина. Геннадий Клейменов создавал ее, взяв за основу опекушинский шедевр, который украсил Москву, дополнив его собственными деталями. Пушкин выполнен в полный рост, но Геннадий Клейменов добавил ему в росте десять сантиметров.

— Мы выставили работу Г. Клейменова на всеобщее обозрение, — рассказывал Вадим Михайлов. Для нас было важно, чтобы памятник прошел не только общественную экспертизу, а чтобы земляки привыкали к нему, прочувствовали, что в Братске получает прописку в бронзе великий русский поэт, возле которого будут собираться те, кто неравнодушен к русской духовности и русской культуре.

Впрочем, одного предпринимательского вдохновения было мало, нужна была еще воля. Ведь чиновничий Братск не очень-то приветствовал появление памятника А.С. Пушкину на лице города. Пришлось Михайлову пойти на отчаянный шаг и подарить скульптуру Пушкина …Иркутску. Только после этого в северном городе начали обсуждать, где поставить памятник поэту.

Прошли годы – памятник прижился, стал родным в Братске. Ведь внешне спокойный и тихий Вадим Анварович в непростое время доказал, что любое дело нам по плечу, если решать его сообща. Даже если ты начинаешь в одиночку, но для благого дела вокруг тебя собирается немало неравнодушных и волевых людей, готовых вступить в противостояние с властью, которая смотрит на город лишь как на источник доходов. Забывается многое и многие, а памятник великому поэту стоит, напоминая новому поколению — откуда и куда мы идем.

Памятник А.С. Пушкину руководители города Кемерово добыли в столице, привезли в Кемерово и установили в лучшем месте города. Вокруг памятника выстраивалась культурная жизнь областного центра. Автор памятника – известный отечественный скульптор Манизер, архитектор – Шалашов. Установлен памятник в 1954 году.

На фоне лиры гусиное перо пересеклось с веткой лавра – это скромное украшение пьедестала памятника. Фигура поэта, отлитая в бронзе, поднятая довольно высоко пьедесталом, смотрится вполне монументально среди трех — четырехэтажных зданий, обступивших площадь. Небоскребов здесь нет, могучие тополя окрест вырублены и заменены низкорослыми деревьями. Вся площадь уютна и лирична, напрямую связана Притомской набережной, которая резной чугунной оградой и доступностью речного простора напоминает набережную Неву.

Кемеровский Пушкин замер в полушаге, правая рука слегка протянута вперед, к нам, левая, со шляпой, отведена за спину. Голова поэта приподнята и обнажена. Лицо обращено к долине Томи.

В день празднования 200-летнего юбилея поэта фасад одного из домов на площади Пушкина был украшен репродукцией известного пушкинского автопортрета в профиль. Нынче этот пушкинский портрет усовершенствовали – теперь он светится в темноте бледно-голубым свечением. В сквере на улице Орджоникидзе 7 июня 2008 года появился еще один памятник Александру Пушкину. Эта уникальная архитектурная композиция изображает героев пушкинских произведений: молодого человека и девушки в костюмах 19 века. Рядом со стелой установлен фонарь в стиле той эпохи. Высота стелы около четырех метров. На ее поверхности высечены отрывки из известных стихотворений поэта. Кроме четверостиший, здесь помещены литографии Натальи Гончаровой и самого Пушкина. Ночью неоновая подвеска подсвечивает стелу несколькими цветами. По мнению авторов, такой архитектурной композиции нет в других городах Сибири. В ближайшее время вдоль по улице Орджоникидзе до самого памятника Пушкину установят скульптурные композиции, посвященные героям патриотической лирики поэта и персонажам его сказок. Так что в Кемерово скоро могут появиться и царь Салтан, и Золотая рыбка, и Золотой петушок…

6 июня 1999 года в Барнауле величайшему поэту был открыт памятник, деньги на который, как и водится на Руси, собирали всем миром. Фотохудожник Михаил Хаустов в течение десяти лет «фокусировал» в объективе камеры, как «живется» памятнику Пушкину в Барнауле.

На памятнике Пушкину в Барнауле ищут зашифрованную надпись. Как выяснилось, при его создании скульптор Михаил Кульгачев в деталях одежды скульптуры поэта зашифровал цифры – памятную дату, к которой был установлен памятник. Комитет по культуре совместно с Михаилом Кульгачевым объявили конкурс. Первый, кто найдет зашифрованную запись на фигуре Пушкина, получит приз.

Бурятия, Улан-Удэ

Праздник «Сказочное Пушкиногорье», посвященный Пушкинскому дню (6 июня), проходил в городе в течение двух дней. 5 июня 2010 года у памятника поэту собрались любители поэзии и почитатели таланта Александра Сергеевича. В празднике принимали участие известные поэты и заслуженные артисты Бурятии: они декламировали стихи и исполняли романсы. Филиал №9 центральной библиотеки организовал парад героев из сказок Пушкина, инсценировки эпизодов сказок, конкурс рисунков, викторины.

6 июня 2010 года на Арбате Центральная городская библиотека провела праздник Пушкинской поэзии. По произведениям Пушкина представили мастер-класс «Оригами», гадание по книге «Евгений Онегин». Каждый желающий мог написать «гусиным пером» письмо Александру Сергеевичу и принять участие в конкурсах.

Чита. Проекты на будущее…

Памятник Пушкину могут возвести в рамках реконструкции площади Декабристов. Гордума Читы продлила до 20 марта 2011 года сроки предоставления проектов реконструкции площади. Среди предложений будет рассмотрена идея установить памятник Александру Пушкину, которую поддерживает губернатор края. Как сообщил корреспонденту местной газеты председатель гордумы Александр Зенков, на рассмотрение поступили несколько проектов реконструкции площади Декабристов. «Идей достаточно. Точное количество их назвать не могу. Над проектами работают студенты и архитекторы. В педагогическом университете заявлены две дипломные работы, архитектор в Иркутске запросил план и занимается проектом. Площадь хоть и называется «декабристов», но все-таки уместно было бы установить памятник Пушкину. Так люди говорят. Мы все проекты и предложения будем рассматривать на публичных слушаниях», — сказал Зенков.

И действительно, пророческим было стихотворение Александра Пушкина «Памятник»:

Самой загадочной сказкой А. С. Пушкина считается «Сказка о золотом петушке», написанная в 1834 году, а впервые она была напечатана в следующем году в журнале «Библиотека для чтения» (том IX, книга 16). Это последняя сказка Александра Сергеевича. До сих пор ведутся споры о происхождении ее сюжета и прообразах главных героев. Историки считают вполне вероятным, что прототипом Шамаханской царицы стала одна из жен Ивана Грозного — кабардинская княгиня Мария Темрюковна. Это ей поставлен в Нальчике памятник с надписью «Навеки с Россией».

Сам Золотой петушок – загадочный персонаж. Эта яркая, сияющая и солнечная птица, по славянским легендам, отпугивала нечистую силу. Царь Додон являет собой олицетворение беспечности, лени, непорядочности. Он наделен автором такими чертами, которые не доводят до добра. Золотой петушок мстит царю за смерть хозяина и исчезает в неизвестном направлении.

Фраза из сказки «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» стала народной. И хотя сказка скорее рассчитана на взрослых, чем на маленьких читателей, дети любят ее и учатся по ней анализировать поведение сказочных героев. Оказывается, за жадностью, ленью и обманом всегда следует расплата. Интересный сюжет сказки помогает начинающим читателям сделать вывод о необходимости всегда держать данное слово.

На основе сказки было создано множество произведений: опера Н. Римского-Корсакова (поставлена в 1908 году), опера-балет «Золотой петушок» (1914 г.), балет в постановке М. М. Фокина (1937 г.), мультфильм режиссера: Александры Снежко-Блоцкой (1967 г.), музыкальный спектакль Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО (постановка Геннадия Егорова) в 1999 году и др.

Ссылки

Сказка о золотом петушке [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://books.google.ru/books?id=QDQWAAAAYAAJ&pg=PA111&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false. – Дата обращения : 29.05.2019.

Текст первого издания сказки в журнале «Библиотека для чтения» (том IX, книга 16), изданной в 1835 году.

Сказка о золотом петушке [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Сказка_о_золотом_петушке. – Дата обращения : 29.05.2019.

Подробная информация о сказке.

Пушкин А. Сказка о золотом петушке [Электронный ресурс] / А. Пушкин. – Режим доступа : https://russkaja-skazka.ru/skazka-o-zolotom-petushke/. – Дата обращения : 29.05.2019.

Исследования:

Исследование сказки поэтессой А. Ахматовой.

Ильиченко А. Тайны «Золотого петушка» А. С. Пушкина [Электронный ресурс] / А. Ильиченко. – Режим доступа : http://creativpodiya.com/posts/42392. – Дата обращения : 29.05.2019.

Александр Пушкин «Сказка о золотом петушке» — история Beatrice_Belial [Электронный ресурс] / Beatrice Belial. – Режим доступа : https://www.livelib.ru/story/22230-skazka-o-zolotom-petushke-aleksandr-pushkin. – Дата обращения : 29.05.2019.

Словарь по сказке, составленный Натальей Пуше.

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!

Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А. Кто там. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.

Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.

Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон.

Читайте так же:  Памятники природы в спб

Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлен.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 86 им. контр-адмирала И. И. Вереникина»

Творческий проект на тему
«Памятники А. С. Пушкину в России и за рубежом»

Научный руководитель: учитель русского языка и литературы
Бобрикова Галина Владимировна
Выполнила: ученица 10 класса А Шевченко Екатерина Олеговна

Ульяновск,2017

1. Памятники в Москве

2. Памятники в России

3. Памятники за рубежом

4. Самые необычные памятники

5. Памятники литературным героям Пушкина

Библиографический список

1 ) проанализировать особенности творческого воплощения образа А. С. Пушкина в скульптурах;

2) произвести оценку влияния поэта на русскую и мировую культуру;

3) посмотреть, на что сам поэт, его творчество и значение его вклада в мировую культуру вдохновили скульпторов мира;

4) обобщить информацию о памятниках Пушкину.

Основные задачи :

1)узнать, где были установлены памятники;

2) найти сведения об авторах, времени и истории создания памятников;

Объект исследования : памятники

Методы исследования : поиск, анализ, сравнение, опрос, наблюдение.

Гипотеза : если ребёнок интересуется и изучает памятники культуры, это вызывает у него интерес к литературе, истории своей страны и других государств

Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна никогда не выскажет всего.

В.Г. Белинский .

Вот уже много лет творчество А.С.Пушкина волнует нас красотой поэтического языка. Его любят все: и дети, и взрослые. Могучее влияние пушкинского гения сказалось прежде всего на развитии художественной литературы и различных видов искусства: театра, музыки, изобразительных искусств, в том числе и в скульптуре. Скульпторы почитали за честь создавать памятники поэту, т.к. это огромная ответственность и высочайшая планка: надо соответствовать таланту Пушкина и быть достойными масштаба поэта! Его стихи и проза вводят нас в волшебный мир, созданный великим русским поэтом. В них есть какая-то внутренняя красота, и глубокий смысл, и высокая нравственность, где неизменно добро побеждает зло. И естественно, что такое высокое нравственное искусство не могло и не может не привлекать талантливых людей, не могло и не может не дарить им творческие идеи. Общее количество памятников Пушкину точно не подсчитано, они самые разные – от скромных «стандартных» бюстов до великих творений знаменитых скульпторов. Памятники этому замечательному человеку расположены по всему миру. Рассмотрим некоторые из них…

ПАМЯТНИКИ В МОСКВЕ

Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А. С. Пушкину. Его создатель — скульптор А. М. Опекушин, архитектор постамента — В. А. Петров. Материал, из которого создана скульптура — гранит, благодаря ему она воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность: то, что он создает, сохранится на веки.

Многое в жизни великого поэта связано в этим городом. В Москве Пушкин родился, здесь он венчался, и первый памятник поэту в России, да и в мире, появился тоже здесь. Эффектный, но без излишней помпезности, ставший одним из символов столицы, он был открыт в день рождения поэта в 1880 году. Идея его создания появилась сразу после трагической смерти Пушкина, однако разрешение удалось получить лишь в 1855 году.
Инициаторами сбора средств стали выпускники Царскосельского лицея, обратившиеся к общественности через периодические издания. В 1875 году был проведен открытый конкурс на лучший проект монумента, который по праву выиграл талантливый скульптор Александр Михайлович Опекушин. Торжественное открытие памятника состоялось 6 июня 1880 года на Страстной площади, которая со временем была переименована в Пушкинскую. В церемонии открытия монумента приняли участие дети поэта: Александр, Григорий, Мария и Наталья, а также его друзья и поклонники. В день открытия памятника на площади собрались толпы людей, а организацией занимались Московский Университет, Общество любителей русской словесности и городская Дума. Старшее поколение москвичей еще помнит, что раньше памятник Пушкину стоял в начале Тверского бульвара, а на нынешнее место «переехал» в 1950 году.

Памятник А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой на Старом Арбате
(скульпторы А.Н. Бурганов, И.А. Бурганов, архитекторы Е.Г. Розанов, Е.К.Шумов)Памятник установлен в 1999 году напротив Мемориальной квартиры А.С. Пушкина. Сюда 18 февраля 1831 года Александр Сергеевич Пушкин привёз красавицу-жену Наталию Гончарову. Скульптурная композиция представляет собой бронзовые фигуры поэта и его любимой женщины в процессе венчания, они встречают москвичей и гостей столицы у порога своего дома на Арбате. Именно здесь, на Арбате, проходил их медовый месяц, в этих переулках они прогуливались — молодые, влюбленные, счастливые. Поразительная это была пара. Тонкая, высокая, стройная, очень красивая девушка с застенчивым и меланхоличным выражением лица и мятежный поэт, «потомок негров безобразный», ниже ее на девять сантиметров и старше на тринадцать лет. Памятник Пушкину и Гончаровой впечатляет своей лиричностью, музыкальностью и высоким художественным исполнением. Не зря он получил одобрение потомков А.С. Пушкина и широкой художественной общественности. Особенностью скульптурной композиции является то, что многие стремятся положить цветы не на постамент памятника, а вложить их в руки Натальи.

Неподалеку от метро «Бауманская» расположена городская школа №353 им. А. С. Пушкина в доме №40 по Бауманской улице. Окрестности Басманного района г. Москвы по праву считаются пушкинскими местами. Гуляя по улицам от метро «Бауманская» до метро «Красные ворота» можно обнаружить несколько мемориальных досок на старинных зданиях с памятными датами проживания поэта в Москве. Поэтому не удивительно, что одна из школ носит его имя. Исторические факты свидетельствуют о том, что на месте школы раньше стоял дом, где и родился поэт в 1799 году. Во дворе школы установлен бюст Пушкина-подростка, совсем еще юного с непокорными вихрами на голове. Вблизи от школы есть большая детская площадка, оформленная фигурами и сюжетами из пушкинских сказок.

Стоит пройти от школы №353 в сторону Елоховского проезда, как вы обнаружите бюст повзрослевшего Александра Сергеевича в годы его расцвета с вылепленным одухотворенным лицом человека, уже многое прожившего в своей жизни, в своей прозе, в своих стихах. Установлено это скульптурное творение во дворе прекрасного особняка 18-го века.

А в здании с белыми колоннами по адресу Спартаковская улица дом №9 размещается библиотека имени А. С. Пушкина, причем ее работа начиналась под руководством одной из дочерей Пушкина Марии Александровны Гартунг.

Не только Арбат, но и Арбатские закоулочки помнят и чтят поэта. Если от дома №53 двигаться в сторону начала улицы, то вскоре по левую руку окажется Спасопесковский переулок, названный так в честь старинного православного храма 16 века Спас на Песках, а еще ранее в 12 веке тут стоял его предок деревянный Храм Преображения Господня. Храм 16 века сохранился и поныне. А недалеко от него разбит аккуратный скверик округлой формы, который называют Пушкинским еще со времен его постройки в 1870 г. А вот памятник Пушкину здесь появился гораздо позже — в самом конце 20-го века. Он стоит на небольшом постаменте, закинув плащ за плечо и устремив взгляд в ведомые только ему просторы.

Все эти замечательные памятники, установленные в разные времена, говорят о том, что москвичи с большой любовью относятся к поэтическому гению Александра Сергеевича Пушкина.

ПАМЯТНИКИ В РОССИИ

«В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне…» /»Евгений Онегин»/
Такие знакомые строки, и такой знакомый (хотя бы по фотографиям) памятник Пушкину-лицеисту в Пушкине (Царском селе)… Рассказывают, что скульптор Р. Р. Бах – создатель этого замечательного памятника (открыт в 1900 году), любил его больше других своих произведений. А страшные годы войны монумент пережил, закопанный в землю, что его и спасло.

Чудесный памятник Пушкину и Арине Родионовне стоит в Пскове и привлекает всех любителей поэзии.
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»

А в подмосковном музее-заповеднике Захарово-Большие Вяземы есть вот такая скульптурная композиция — маленький Александр и его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал.

Памятники в ближнем зарубежье.

А на Украине, в Одессе, памятник А.С. Пушкину расположен так, что поэт стоит к зданию мэрии спиной. Тут дело в том, что по легенде мэрия отказалась выделить средства на строительство памятника. Тогда жители города, решив, что памятнику все же быть, построили его на собственные средства и установили его так, что Пушкин стоит спиной к мэрии, тем самым, выражая свое неуважение к властям. На памятнике есть подпись «А.С. Пушкину, жители Одессы».

Есть и печальные, драматичные факты, связанные с судьбой памятников.

Во Львове уничтожен памятник Александру Пушкину.

В ночь на 26 апреля неизвестные сожгли бюст поэта Александра Пушкина, установленный на фасаде здания Русского культурного центра во Львове.

«Неизвестные злоумышленники сожгли бюст Пушкина, установленный на фасаде здания, и разбили пять стёкол зрительного зала. Небольшое изящное изваяние поэта, выполненное из синтетических материалов, сгорело полностью и восстановлению не подлежит. Бюст Пушкина был установлен во Львове менее года назад, и поначалу работники Русского центра его даже прятали на ночь, чтобы уберечь от вандалов. «Поначалу его даже снимали на ночь и прятали, дабы уберечь от вандалов, однако затем всё же закрепили понадёжнее и оставили в покое в надежде на пресловутую Галицкую толерантность. Увы…», – говорит сотрудник Центра Александр Катачин. Он также напомнил, что в 2005 году во Львове был уничтожен еще один памятник Пушкину, который находился на этом же месте и был установлен в 1999 году к 200-летию со дня рождения поэта.

По данным работников РКЦ, это уже пятое за 2007 год нападение на Русский Центр во Львове.

Памятник Пушкину в Минске

Памятники за рубежом

Любят творчество Пушкина и чтут о нем память не только в нашей стране, но и за рубежом. Памятники Пушкину установлены во Франции ( Париж), Китае

( Нинбо), Индии, Черногории, Австрии ( Вена), США ( Вашингтон).

С 1999 года есть памятник Пушкину и в Париже (скульптор — Ю. Г. Орехов). Это очень символично, так как русский поэт, как и все образованные люди своего времени, прекрасно владел французским языком, писал на нем письма и стихи. Пушкина интересовали и идеи Французской революции, и личность Наполеона, и «изящная словесность». Странно, что русская диаспора во Франции не поставила памятник Поэту раньше. В США, например, первый пушкинский монумент, установленный силами эмигрантов, появился в 1941 году (сейчас их 3 на территории страны)

А в Шанхае русская общественность собрала средства на памятник Пушкину к столетию со дня его смерти – в 1937 году. К сожалению, этот памятник был разрушен во время японской оккупации. Такая же судьба постигла и следующий (1947 год), который не пережил «культурную революцию». Но сейчас в Шанхае снова есть памятник Поэту – он установлен в 1987.

Памятник Александру Сергеевичу работы скульптора Михаила Аникушина был подарен Нью-Дели правительством СССР в 1988 году.

Родство двух славянских народов — русского и черногорского подтверждается многими фактами из жизни этих двух стран. И вот в XXI веке Черногория и Россия решили еще больше закрепить свои историко-культурные отношения: в центре Подгорицы был открыт памятник самому знаменитому в мире русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину (скульптор А. Таратынов — ему же принадлежит авторство памятника Высоцкому, архитектор М.Корси).

Персона Пушкина для увековечивания в бронзе была выбрана неспроста. Перу Александра Сергеевича принадлежат лестные для жителей Черногории строки, которые высечены и в композиции памятника:

«Черногорцы? Что такое?

Правда ль: Это племя злое,

Не боится наших сил. «

Ведь в этих строчках отражается вся суть черногорцев: мужественность, гордость, независимость, смелость, — все ради свободы! Один из правителей Черногории, Петр II Негош, особенно хорошо относился к Александру Сергеевичу, называл его «счастливым поэтом великого народа». После гибели Пушкина он даже отслужил молебен по нему и написал стихотворение «Праху А. Пушкина».

Композиция в Подгорице изображает поэта, увлеченно читающего свои стихи жене — Наталье Гончаровой.

Столица Австрии Вена с полуторамиллионами жителей — прекрасный музыкальный город. Это город Иогана Штрауса, Людвига Бетховена, Франца Иозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Шуберта.

В среде этих всемирно известных композиторов оказался ещё один гений — наш соотечественник, русский поэт Александр Пушкин.

Жители Вены были давно знакомы с ним, хоть и заочно. А 20 сентября 1999 года воочию встретились с ним в Венском парке Аберлаа (Аберлоо). Он был одет в модном сюртуке своего времени, в цилиндре и с тросточкой в руке, как бы прогуливаясь по парку: трёхметровый бронзовый памятник создал скульптор Ю.Г.Орехов.

Это был дар правительства Москвы Вене по случаю 200-летнего юбилея А.С.Пушкина. (см. парижский памятник)

Читайте так же:  Памятник 500 советским воинам краснодар

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину в США установлен около Университета Джорджа Вашингтона. Памятник — подарок от мэрии Москвы Вашингтону, установлен в 2000 году. Автор памятника Александр Бурганов

Русскоязычные писатели намерены установить памятники А.С.Пушкину во всех странах мира.

Специальная программа «Всемирное культурное наследие, фундаментальные ценности и русский язык».

Все монументы выполнены по одному авторскому проекту скульптора Леонида Ватника и представляют собой бронзовый бюст Пушкина размером 1,1 м.

Всего в мире установлено около 300 памятников А.С.Пушкину – такого количества монументов не удостоился ни один из литераторов.

В 2000 г. памятник А.Пушкину был открыт в Муниципальном парке Лимассола на Кипре. Кроме того, памятники поэту установлены в библиотеке Осло (Норвегия), в Сантьяго-де-Чили, чилийской столице, а также в Индии, Болгарии, Словакии, на Кубе, в Китае, Испании, Финляндии.

. Монреаль (Канада) сквер Святопетропавловского собора,
возле библиотеки имени великого русского поэта
Открыт 6 декабря 2002 года
Бюст
Автор работы петербургский скульптор Виталий Гамбаров

Мадрид (Испания), парк Фуэнте дель Бэрро. Открыт 27 января 1981.
Фигура в рост, бронза; гранит.
Скульптор Комов О. К., архитектор Комова Н. И., Паласис Э.

Куопио (Финляндия), городской парк.
Открыт в августе 1986.
Бюст, бронза; гранит.

В Париже воздвигнут памятник великому русскому поэту Александру Пушкину. Бронзовый бюст поэта работы известного российского скульптора Юрия Орехова установлен в знаменитом «Сквере поэтов».

Подгорица (Черногория) у здания Конституционного суда. Скульптор А.Таратынов

Рим (Италия) напротив музея современного искусства в парке виллы Боргезе.

Открыт 6 июня 2000 г. Скульптор Юрий Орехов

В 2000-м году памятник А.С. Пушкину появился в Риме. Он расположен там в знаменитом парке Виллы Боргезе, недалеко от знаменитой улицы Виа Венето.

В Париже памятник Пушкину, точнее — его бюст был установле в 1999 году в Булонском лесу.

В 2013 году памятник Пушкину появился также в столице Южной Кореи — Сеуле.

Шанхай (КНР), ул. Фэньянлу.
Открыт в августе 1987.
Бюст, бронза; гранит.
Скульптор Ли Чжигун, Гао Юньлунь, архитектор Гран. Э. М.

Любовь китайцев к Пушкину неистребима. В третий раз на том же самом месте, спустя 20 лет был вновь установлен памятник поэту. Памятник восстановлен в композиции 1947 г.

Всего в мире установлено около 300 памятников А.С.Пушкину – такого количества монументов не удостоился ни один из литераторов.

В 2000 г. памятник А.Пушкину был открыт в Муниципальном парке Лимассола на Кипре. Кроме того, памятники поэту установлены в библиотеке Осло (Норвегия), в Сантьяго-де-Чили, чилийской столице, а также в Индии, Болгарии, Словакии, на Кубе, в Китае, Испании, Финляндии.

НЕОБЫЧНЫЕ ПАМЯТНИКИ А.С.ПУШКИНУ

Среди памятников А.С.Пушкину есть необычные памятники, которые удивили меня своей красотой, «изюминкой».

Нельзя обойти вниманием необычные памятники человеку, памятники которому есть везде, где любят и ценят русскую культуру. На заднем дворике одного посольства, близ улицы Новый Арбат, можно разглядеть столпа русской поэзии, А.С. Пушкина в очень непривычной для памятников позе — Пушкин там.. лежит. И как хорошо лежит — закинув ноги на спинку кушетки. Этот Пушкин создан Рукавишниковым (он же создавал памятник Достоевскому у Ленинской библиотеки и Александру II у храма Христа Спасителя) и находится у его мастерской на Арбате.

Памятник М.А. Ганнибал и А.С. Пушкину.Мастер из Калача, керамист и скульптор Александр Козинин разработал проект необычного памятника: Мария Алексеевна Ганнибал (бабушка поэта) с маленьким Сашей Пушкиным.
Установлен в подмосковном Захарове.Бабушке Александра Сергеевича принадлежало имение Захарово. Ее роль в воспитании маленького Саши, проведшего в имении долицейские годы, несправедливо забыта. А ведь именно она — наперекор моде на все французское — учила внука русскому языку.

C амым известным памятником Пушкину в Челябинске для горожан является памятник на Кировке, где Пушкин сидит на лавочке. Хоть многие отмечают, что он не совсем похож на Александра Сергеевича, но все же очень многие горожане и гости города любят посидеть у него на коленях, пообниматься с ним, пофотографироваться. А это значит, что свое место в сердцах людей он занял.

Необычным памятником может похвастаться Оренбург , куда Пушкин приезжал в поисках материалов о Пугачеве. Бывал в этих краях и В. И. Даль — составитель «Толкового словаря живого великорусского языка». Скульптурная композиция, изображающая двух «титанов», — настоящий памятник Русской Культуре.

Памятники героям произведений А.С.Пушкина

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Пушкина. Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, Золотого петушка и затейницу белку. Вместе с народом в своих сказках он осудил глуповатых и злых царей, жадных попов и невежественных бояр.

Героям А.С.Пушкина посвящено множество памятников. В городе Пушкине открыт всем ветрам флюгер «Золотой петушок» – напоминание о пушкинской сказке. .

В городе Кемерово разместилось довольно много монументов посвященных великому русскому писателю. Недавно добавилась еще одна скульптура. Золотая рыбка вознеслась на гребне стилизованной волны, опираясь на хвостовое оперение. Рыбка получилась яркая и блестящая, неспроста она называется золотой. В темное время суток предусмотрена подсветка специальными лампами, установленными в основании постамента.

Есть сказочная рыбка и старик в Москве на Манежной площади

Живописная бронзовая скульптура пушкинского ученого кота появилась в городе Геленджике. Автор скульптуры скульптор Г. А. Панько предложил зрителям «очеловеченный» вариант: с книгой, в мантии, с взъерошенной шерстью на висках, которая символизирует старческую мудрость, «учёность» кота. Неслучайна и поза. Видите: лапа замерла в поучающем жесте, рот открыт, словно кот вещает что-то умное со своей импровизированной трибуны. Это сразу располагает людей сняться с задумчивым видом у скульптуры, будто слушая его речь. Памятник стоит под раскидистым дубом, рядом с которым лежит огромная цепь – конечно же, не «златая».

Герои сказок Пушкина украшают Поляну сказок в Ялте и детский парк в Симферополе

Памятник Царевна-лебедь. Абакан.

Памятник «Сказка о золотом петушке»

Памятник «Кот ученый»

Голова из «Руслана и Людмила», Донецк.

Тема данного исследования мне показалась очень интересной ,так как она отразила связь литературы с таким видом искусства, как скульптура. Выбранная тема актуальна, практически не исследована.

Сколько же всего в мире памятников этому величайшему русскому поэту? Ответ на этот вопрос решил получить воронежский коллекционер открыток Валерий Кононов. По результатам своих изысканий он написал книгу, в которой сообщает, что во всем мире их установлено 270. Кононов утверждает, что такого количества памятников не удостаивался ни один деятель литературы.

Со дня выхода книги прибавилось еще несколько памятников: в норвежском Осло, в чилийском Сантьяго-де-Чили. В год 200-летнего юбилея со дня рождения Александра Сергеевича памятник поэту открыт в столице Белоруссии Минске.

Памятники поэту, который, кстати, сам никогда не выезжал за пределы Российской империи, установлены на Кубе и в Индии, Финляндии и Словакии, Болгарии, Испании, Китае. По два памятника есть в Венгрии и Германии.

Первый памятник Пушкину в США был поставлен в 1941 году в Джексоне /штат Нью-Джерси/, второй — в 1970 в Монро /штат Нью-Йорк/.

Кононов вывел интересную закономерность: памятники Пушкину обычно ставят не на больших городских площадях, а в парках и скверах.

Пушкин – образ, бережно хранимый. Он вечный наш спутник, его не спутаешь ни с кем, образ его входит в нашу культуру, символизирует ее. В России создана великая Пушкиниана, кажется, всеобъемлющая, всеохватная, дающая все ответы на все, связанное с Пушкиным. Наличие по всей России памятников великому поэту еще раз доказывает, что за два века Пушкин укоренился в сердцах многих поколений.

Работая над своим исследованием, мне удалось найти каталог в ресурсах Интернет. Публикуемый краткий каталог включает описание 311 памятников, около 50 из них к настоящему времени не сохранились. Этот каталог — только первая попытка собрать воедино основные сведения о памятниках великому поэту России. Авторы надеялись на широкое участие читателей, всех тех, кому дорого имя Пушкина, в дальнейшей работе над каталогом. Многое нужно было (надо и сейчас) уточнить, дополнить, разыскать и проверить.

I. Памятники, установленные в России (1817—1917)

II. Памятники, установленные на территории бывшего СССР

III. Памятники, установленные за рубежом.

Авторы каталога: А. Д. ГДАЛИН, Г. А. ДРОВЕНИКОВ, И. Л. ПОПЕЛЮХЕР – предполагали издать его в 1992—1993 гг.

Новейшие сведения в каталоге отсутствуют, по крайне мере, за 15 лет!

Надеюсь, моя работа – маленький вклад в большое дело.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .

1. Андрияченко Н. Герои нашего времени – Пресс-коктейль. – 2007, №10.

2. С. И.Ожегов «Словарь русского языка»- Москва, 1987 г.С. 396

3. Псковская энциклопедия: 903-2007/Глав.ред. А. И. Лобачев. — 2-е изд., доп. Псков: Псковская энциклопедия, 2007. С.235

4. Раков Ю. Живые памятники — Пионер. — 1988, №12.

5. Рубинштейн А. Герои литературные в памятниках — Краткая литературная энциклопедия.- М., 1964.

6. Чубуков В. В. Всенародный памятник Пушкину: (200-летию А. С. Пушкина посвящается). — М.: «Тверская, 13», 1999.

6. Шакирова Д. Героям книг посвящается – Книжный клуб. – 2004, №6.

Послали грузовой кран — вообще все, что полагается в таких случаях. Но произошло нечто беспримерное: дети, игравшие в сквере вокруг памятника, подняли такой рев, что пришлось позвонить куда следует и спросить, как быть. Ответили: «Оставьте им памятник», — грузовик уехал пустой». В другой версии рассказа дети зашумели, закричали: «Не дадим, это наш Пушкин, мы тут играем…»

Даже если это апокриф, он замечателен точностью интонации. Вроде бы абсурд: Пушкин в роли участника детских игр… Он же даже не дедушка Крылов, сидящий в тихом скверике на Никитском бульваре. Да и на памятнике никаких тебе героев сказок, ни «кота ученого», ни Гвидона, ни Золотого петушка… А все равно он и памятником не Каменный гость, не грозный бездушный «истукан», а свой, славный «брат Пушкин».

Да что там дети! Ольга Давыдова, автор книги «Увековеченный в бронзе. Пушкиниана Александра Опекушина» (М., Издательство «МИК», 2016), приводит письмо к Опекушину журналиста И.А.Баженова, написанное в 1899 году. То есть в год, когда праздновалось столетие поэта. С довольно странной, если вдуматься, просьбой. «Высокоуважаемый Александр Михайлович! — писал Баженов скульптору. — Гражданским инженерам Пушкин нужен только 27 мая. Поэтому, пользуясь Вашим любезным разрешением, Комитет печати украсит Вашей статуей великого русского поэта свой завтрашний банкет. Благоволите сообщить предъявителю Ваши указания, когда и как перенести статую в военное собрание. Оттуда мы доставим ее в полной сохранности г. Султанову». Ну, и далее, разумеется, приглашение на банкет самого Опекушина. Иначе говоря, Пушкина, ну или его памятник, приглашают на банкет в его же честь в качестве… сотрапезника, если угодно — даже собутыльника. Ну, а как же! «Поднимем бокалы, содвинем их разом! Да здравствует муза! Да здравствует разум!». Даже это уверение — доставить «в полной сохранности» обратно, согласитесь, звучит восхитительно. Так, подвыпившего друга не бросают, а тащат до дома Собственно, это застолье с юбиляром очень похоже на то, детское: «Это наш Пушкин, мы тут играем…».

Но, кроме отношения к «солнцу русской поэзии», тут есть еще один вопрос — собственно памятник Пушкину. Кстати, и петербургский памятник, и модель того московского, что ждали к себе в гости «гражданские инженеры», созданы Опекушиным. Ольга Давыдова, кстати, в своей книге очень подробно, почти с академической точностью цитирует письма, материалы касательно конкурса на проект лучшего памятника, истории создания, открытия и жизни уже памятника…. Но интересно, что за всеми этими детальными описаниями просматривается внутреннее противоречие, даже конфликт, который взрывался в чеканных саркастических строках Марины Цветаевой. «Бич жандармов, бог студентов, / Желчь мужей, услада жен, / Пушкин — в роли монумента? / Гостя каменного? — он, // Скалозубый, нагловзорый / Пушкин — в роли Командора?». То же и у Маяковского в «Юбилейном»: «Я вас люблю, но живого, а не мумию…».

Вот эта любовь к «живому» Пушкину, который в роли монумента — ну, никак не был представим — отчасти объясняет, почему так долго, так мучительно выбирался проект памятника. Кстати, памятник делался на народные деньги. Он не был правительственным заказом — это было одной из причин, между прочим, почему скульптору Опекушину, свежеиспеченному академику, Императорская Академия художеств отказала в мастерской для работы над памятником Пушкину. Это уже после того, как его проект победил, и бывший крепостной, когда-то выкупивший себя за 500 рублей (а за 30 можно было дойную корову купить!), начинал работать над заказом. Поэтому мастерскую скульптор делал сам.

Да и идея памятника принадлежала лицеистами первого выпуска, тем, для кого Пушкин был сверстником и однокашником. Вообще все началось с идеи, возникшей на встрече «в октябре багрянолистом, 19-го дня» 1860-го года, обсудить план подготовки к празднованию полувекового юбилея лицея. Словом, это был проект одноклассников. А выбранный оргкомитет получил полномочия ходатайствовать о памятнике Пушкину.

Между прочим, задача выглядела сначала практически невыполнимой. Мало того, что прижизненного бюста Пушкина не было. На все предложения поэт отвечал отказом. «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности», — сообщал он в письме. Все, на что могли рассчитывать скульпторы, — это пара знаменитых портретов (Тропинина и Кипренского) и посмертная маска, сделанная по инициативе Жуковского. Проблема еще в том, что авторы первых проектов боялись не столько «мертвой неподвижности», сколько прозаических подробностей. При виде первых проектов памятника поэту даже именитых скульпторов, вспоминаются даже не аллегории, а трехъярусные спортивные пирамиды гимнастов на парадах ХХ века. Памятник авторы проектов хотели нагрузить всем и сразу: героями произведений, благодарными читателями, цитатами произведений, непременно — музой, и неплохо бы еще Пегасом с крылышками… И установить, разумеется, на морской скале. Неудивительно, что сооружение (даже в нарисованном виде) начинало смахивать на могильную плиту над русской поэзией, из-под которой никому не дано выбраться.

После этой предыстории тот факт, что к 1872 году было сформулировано одно из важных требований к конкурсному проекту, — чтобы «форма…соединяла бы в себе характер величия с возможною простотою. » — выглядит вовсе не очевидным прорывом. Равно как и — упорный труд и многолетняя работа над проектом Опекушина. Да не только его одного.

Сегодня история работы над памятником Пушкину прочитывается как очень поучительная.

Она стала очень личной и для участников конкурса и тех, кто участвовал в выборе проекта, и для всех… читателей Пушкина. После стольких лет споров, двух этапов конкурсов, долгих сборов денег, выбора места, работы скульптора памятник торжественно был открыт в Москве 6 июня 1880-го года. Окна домов, выходившие на Тверской бульвар, с которых можно было видеть церемонию, сдавались по 50 рублей за окно. Но главное, мы получили тот самый памятник, который можно назвать «наш Пушкин». Тот, модель которого можно привезти на юбилейный банкет… Тот, у которого можно назначить свидание… Тот, который дал название площади и станции метро. Тот, на фоне которого «снимается семейство…»

Он, конечно, монумент. Но — к которому можно по-свойски обратиться: «На Тверском бульваре очень к Вам привыкли». И правда, привыкли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *