Павловск история и достопримечательности

Санкт-Петербург Пригороды Санкт-Петербурга Павловск

Схема Павловского парка

Путеводитель по Павловску

Смотрите также:

Павловск — это выдающийся дворцово-парковый ансамбль конца 18 — начала 19 века, который был построен как летняя резиденция императора Павла I и его семьи. Павловский парк — один из самых больших в Европе, его площадь составляет 600 гектар.

Коллекции дворца Павловска связано с путешествием императорской семьи по Европе в 1781–1782 годах. Были привезены картины, мебель, ткани, фарфоровые сервизы, античные скульптуры, и множество подарков от королевских дворов Европы.

Павловский парк с момента его создания славится как лучший пейзажный парк мира. Причиной очарования парка называют удивительно точную найденную соразмерность ландшафта и архитектурных сооружений. Другие исследователи считают залогом успеха удачный выбор места для Павловского парка — холмистый, но не контрастный пейзаж в долине реки Славянки. Многочисленные повороты этой речки и разная высота берегов позволили так гармонично сочетать строгие и классические постройки и окружающую природу.

Павловский дворец создан Ч. Камероном в 80-х годах 18 века. После вступления Павла I на престол Павловск стал загородной императорской резиденцией.

Доминирующие положение в парке занимает Павловский дворец, построенный на высоком берегу реки Славянки. Павловский дворец виден даже из самых отдаленных уголков парка. Ч. Камерон для его постройки выбрал распространенный тип итальянской загородной виллы с венчающим её куполом.

Общая схема здания скорее походит на русскую усадьбу: к центральному корпусу примыкают открытые колоннады. Вестибюль Павловского дворца украшен статуями из Египта. Главный фасад дворца был обрамлен полукруглыми галереями и флигелями, окружающими обширный парадный двор. В плане дворец напоминает подкову. В центре парадного двора в 1872 году был установлен памятник Павлу I. Такая композиция очень похожа на площадь перед дворцом в Версале с памятником Людовику IV.

С утонченным и строгим внешним видом дворца контрастирует внутренние убранство Павловского дворца.

Из интерьеров дворца особое место занимают Итальянский и Греческий залы.

В Итальянском зале собрана мраморная скульптура.

Греческий зал получил свое название из-за оформления в античном стиле: стройные колонны, статуи в нишах, светильники, подвешенные на цепях между колоннами.

Картинная галерея — дань традициям 18 века, когда собрания произведений живописцев были обязательной частью русских дворцов.

Большой зал поражает своими размерами — его площадь составляет 400 квадратных метров. Первоначально он планировался как парадная столовая, но позже в нем был установлен императорский трон, поэтому зал получил второе название — Тронный. Плафон зала украшает роспись, изображающая уходящую в небо колоннаду, подчеркивающая высоту и огромность зала.

Во время Великой отечественной войны немцами было расхищено множество экспонатов Павловского дворца, а сам дворец подожжен. Но уже в 1957 году часть отреставрированных залов дворца была открыта для посещения, в 1978 году реставрация была завершена. В настоящее время для посещения открыто 45 дворцовых залов.

Еще в 13 веке на реке Славянке была возведена крепость для защиты границ Великого Новгорода. Называлась она Городок на Славянке. В здешние леса любила выезжать на охоту Екатерина, в 1777 году она подарила эти земли своему сыну Павлу, и тут построили два дома: для самого великого князя — Паульлюст, для его супруги — Мариенталь.

В 1780 году на месте дома Павла архитектором Камероном был возведен первый дворец Павловска. А вокруг уже разрастался город: строились дома горожан, возделывались сады и садики. Едва вступив на престол, Павел приказал считать село Павловское городом Павловском. Сегодня этот город — часть Санкт-Петербурга.

Карта

Достопримечательности, отмеченные на карте города:

Павловский дворец

Изначально задумывался как дворянская усадьба, но после коронации император Павел решил превратить его в летний дворец. Дворец возводился более 50 лет, менялись архитекторы, а иногда и планы его строительства. Начинал работы по сооружению дворца Ч. Камерон, а заканчивали его внутреннее убранство Воронихин и Кварнеги.

Дворец сначала представлял собой типичную дворянскую усадьбу, затем Кварнеги превратил ее в особняк с тремя этажами и открытыми галереями, потом к коронации Павла дворец приобрел монументальный вид, долгие годы к дворцу пристраивали многочисленные галереи, а архитектор Виченцо Бренна добавил еще и по крылу с каждой стороны.

После пожара, случившегося в 1803 году, дворец реконструировали. Во время Великой Отечественной войны помещения дворца были разграблены.

Сейчас дворец полностью восстановлен. Здесь 300 величественных поистине царских залов, готовых принять гостей.

Павловский парк

Это один самых больших пейзажных парков у нас в стране, занимающий 600 га земли. Он делится на семь пейзажных районов:

  • Придворцовый район – сюда входит Собственный садик, спроектированный в стиле французских и голландских садов; центр – липовая аллея, по которой к парадному крыльцу подъезжали экипажи, Большие круги — ковровые цветники и террасы из туфа; в этом же районе находится и знаменитый Лабиринт, построенный из стриженых кустов.
  • Долина реки Славянки — район, засаженный серебристыми ивами и дубами, здесь же многочисленные посадки карликовых кустящихся деревьев. На реке устроены каскады, разливы и запруды; через реку перекинуты многочисленные мостики: Горбатый, Чугунный, Висконтиев и другие.
  • Белая Береза — район, спроектированный Пьетро Гонзаго в стиле равнинного русского парка.
  • Старая Сильвия — этот район отличается регулярной планировкой: здесь дорожки, как лучи, разбегаются в разные стороны от центральной площади.
  • Новая Сильвия — это район густого лиственного леса, в чаще его скрыт Мавзолей супругу-благодетелю.
  • Красная долина — среди вековых дубов и серебристых ив находятся Руины, искусственные античные развалины.
  • Долина прудов — глубокие темные пруды окружает стена вековых деревьев.

В парке большое количество павильонов, гармонично вписывающихся в ландшафт. Все павильоны делятся на две группы: мемориальные и классические.

Большую художественную ценность представляют мраморные и бронзовые скульптуры, поставленные вдоль аллей парка. Через реку Славянку, протекающую здесь, возведены мосты.

Мавзолей супругу-благодетелю

В глубине Павловского парка построен мавзолей. Вокруг него густой и мрачный лес, мавзолей специально построен именно здесь, в месте одиночества и печали, чтобы подчеркнуть его назначение.

Внутри его находится ложное надгробие (кенотаф), сооруженное архитектором И. Мартосом. Над надгробием каменная фигура молодой женщины, обнимающей в неизбывном горе урну с прахом своего возлюбленного мужа. Эта фигура—символ скорби по всем умершим.

Храм Дружбы

Ротонда была спроектирована и построена архитектором Камероном. В этом круглом строении проводились концерты и камерные званые вечера, рядом с павильоном разместилась небольшая кухня в виде хижины, где готовилось угощение.

Павильон украшают только скромные барельефы на тему любви и дружбы. Центр ротонды — статуя Екатерины в образе Цецеры. Летом в павильоне устраиваются выставки скульптуры из фондов музея.

Розовый павильон

Романтическое сооружение архитектора Воронихина построено из дерева, но создается абсолютное впечатление, что стены его выложены из камня. Вокруг него расположен великолепный розарий, давший название павильону. Но и внутри его всё было украшено изображениями роз: светильники, вазы, мебель, лепнина на потолке и огромный сервиз.

Встроенные в окна арфы звучат от дуновения малейшего ветерка.

Здесь принимали поэтов, писателей, художников. Эти стены помнят Батюшкова, Жуковского, Карамзина.

Здесь императрица Мария Федоровна встретила Александра, своего сына, вернувшегося с победой над Наполеоном из Парижа. Чтобы можно было устроить прием в честь этого события, к павильону пристроили специальный зал. Этот праздник вошел в историю.

Церковь Марии Магдалины

Эта православный храм был возведен в 1784 году на пожертвования императрицы Марии Федоровны как придворная церковь архитектором Кварнеги. Долгое время при ней существовали богадельня, детский приют, госпиталь и бесплатная аптека.

В церкви хранились военные реликвии: трофейные знамена и штандарты, захваченные русской армией в её походах.

Здесь установлены памятники – кенотафы (ложные надгробия) графу Панину, князю А. Буракину, воспитателю императора Александра Загряжскому. Последнее надгробие в виде беломраморного мавзолея со скорбящей женщиной было построено архитектором Маркосом.

В настоящее время это действующий храм.

Собор Николая Чудотворца

Храм был построен в 1841 году, являлся походной церковью Образцового кавалерийского полка и первоначально был деревянным. Здесь не было отопления и постоянных служителей. Службу вели разные местные священники.

Затем по указу великого князя Константина на месте деревянного храма архитектором Карбоньером возведен каменный в традиционном для того времени русском стиле. Его осветили в 1902 году в присутствии семьи государя.

Церковь закрыли в 1930 году, но с 1941 службы в храме возобновились. После окончания войны храм вновь был закрыт, и только в 1991 году его передали епархии.

Главная художественная достопримечательность церкви – деревянный иконостас, его сделали по эскизам художника Субботина.

Церковь Екатерины и Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь в непривычном для русского глаза стиле Людовика Четырнадцатого была возведена на деньги графа Мартына Скавронского. Её неоднократно перестраивали. В 1871 году её реконструировали, придав ей первоначальный вид.

Храм двухэтажный: на первом этаже находится церковь Великомученицы Екатерины, на втором — храм Рождества Пресвятой Богородицы. Все позолоченные резные деревянные иконостасы созданы по проекту А.П. Брюллова, русского архитектора, деньги на их создание выделила всем известная графиня Самойлова.

Комплекс поставлен в живописном месте на возвышенности у реки Славянки, и создается впечатление, что храм парит над равниной.

В начале войны была взорвана колокольня, чтобы не дать возможности немцам использовать её в качестве ориентира для наводки орудий. Сейчас она почти полностью воссоздана.

В настоящее время — это действующая церковь; на старинном кладбище, расположенном рядом, есть много интересных надгробных памятников.

Павловская потешная крепость (крепость Бип)

Крепость построена вблизи рек Славянки и Тызва на месте дома Мариенталь. Архитектор Квадри за два года возвел увеселительный замок, но по всем правилам военной фортификации.

Именно поэтому сооружение долго числилось за военным ведомством. Каждый вечер в крепости поднимали разводной мост и стреляли из пушки, это продолжалось вплоть до 1917 года. После смерти императора Павла в замке была устроена первая в России школа для глухонемых детей.

В 1919 году здесь находился штаб Юденича. В годы великой Отечественной войны крепость была практически полностью разрушена и представляла собой каменную коробку.

Название БИП трактуется по-разному, одна из таких трактовок: «Большая Игрушка Павла».

В начале нашего века её отреставрировали. Сейчас здесь находятся гостиница и ресторан.

Городская архитектура

Дом с ангелом

Первоначально дом принадлежал Вере, придворной даме императрицы Марии Федоровны. Купцы Барышниковы, позже владевшие домом, собрали здесь уникальную коллекцию русской живописи и фарфора, здесь бывал Игорь Грабарь, известный русский искусствовед.

Инвалидный дом

Построен в 1819 году князем Куракиным. Фасад здания украшен дорическим портиком, сохранившимся и по сей день. Дом отреставрирован и имеет первоначальный вид.

Дача Штейна

Уникальный особняк, построенный в стиле ампир.

Чугунные ворота

Возведены по проекту Росси, являлись воротами в Павловск. Император Николай приказал построить их в дар матери Марии Федоровне.

Дворцовые конюшни

Построены по проекту архитекторов Бренна и Камерона для конюшен кавалерийского полка.

Железнодорожный вокзал

Здание построено в стиле сталинского ампира.

Дом Павловского дворцового правления

Возведен по проекту русского архитектора И. Потолова.

Видео

Видео-прогулка по Павловскому парку:

Видео-прогулка по залам Павловского дворца:

Павловск – небольшой город, основанный в 1777 году и располагающийся в 25 км от центра Санкт-Петербурга и 5 км от Пушкина.

Павловск был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Ежегодно в город приезжают более полутора миллионов туристов. Что же привлекает такое большое число путешественников в небольшой город?

Читайте так же:  Достопримечательности уржум

Государственный музей-заповедник «Павловск»

Музей-заповедник – главная достопримечательность Павловска. Именно это место было императорской резиденцией. Дворцово-парковый ансамбль строился на протяжении 50 лет, с XVIII до начала XIX веков. Прославленные зодчие — Камерон, Бренна, Кваренги, Воронихин, Росси, Гонзаго и тысячи русских мастеров десятилетиями создавали его.

Большой Павловский дворец

Павловский дворец – центр музея-заповедника. Он построен на берегу реки Славянки, и разглядеть его можно даже из дальних уголков города. Дворец был возведен в 80-х годах XVIII века известным архитектором – Чарльзом Камероном.

Идея о дворце появилась у Павла I во время поездки в Европу в 1782 году. Вдохновившись архитектурой Австрии, Италии, Франции задумал построить не менее великолепный дворец. Императорская семья приобрела мебель, фарфор и шелк во Франции, венецианское стекло, копии античных скульптур и картины в Италии. Все предметы были привезены в Павловск для украшения дворца.

После того, как Павел I взошел на престол, резиденцию расшили: достроили несколько этажей и помещений. После его смерти, хозяином дворца стал его сын – Николай I. Он и издал указ об организации музея, экспонатами которого стали привезенные его родителями реликвии.

Также по велению императора Николая, на площади перед дворцом установлен памятник Павлу I. Император изображен смотрящим на Липовую аллею, туда, откуда заходят гости. Этот памятник является копией другой статуи Павла I – первый установлен перед Гатчинским дворцом.

Памятник Павлу I перед Павловским дворцом

С утонченно-строгим внешним видом Павловского дворца контрастирует пышность его внутренней отделки. Правда, подлинных интерьеров, созданных по проектам В. Бренны и Дж. Кваренги, уже не существует.

10 января 1803 года во дворце по неизвестной причине вспыхнул большой пожар, который бушевал несколько часов. Особенно пострадал от огня центральный корпус, некоторые залы в котором выгорели полностью.

Восстановление дворца было поручено архитектору А. Воронихину. В короткий срок — менее чем за два года — Павловский дворец был возрожден. А завершилось формирование дворцового ансамбля Павловска в 1822-1824 годах, когда архитектор К. Росси построил библиотечный корпус.

Из интерьеров дворца особое внимание привлекают Итальянский и Греческий залы.

Итальянский зал, над которым устроен световой фонарь-купол, был спроектирован еще Ч. Камероном, но оформлялся в основном В. Бренной и позднее — А. Воронихиным. В этом зале собрана античная мраморная скульптура.

Итальянский зал

Греческий зал, также созданный В. Бренной и А. Воронихиным, получил свое название потому, что был оформлен в античном духе: стройные колонны из зеленоватого мрамора, античные статуи в нишах, светильники, подвешенные на длинных цепях между колоннами.

Греческий зал

Примечательна Картинная галерея, созданная В. Бренной. Этот зал — дань традиции 18 века, когда подобные галереи были обязательной частью русских дворцов. В Картинной галерее собраны полотна итальянских и голландских мастеров.

Поражает своими размерами — 400 квадратных метров — Большой, или Тронный зал. Первоначально он создавался как парадная столовая, но позднее здесь установили императорский трон Павла I.

Тронный зал

В настоящее время во дворце располагается музей. Здесь гости могут увидеть:

  • жилые комнаты с предметами быта XVIII века, в том числе жены императора с ее личными вещами;
  • мемориальный кабинет А.И.Зеленовой – директора дворца с 1941 по 1979 годы, она прошла пешком от Павловска до Исаакиевского собора, чтобы сохранить экспонаты в блокаду, после войны приложила все усилия, чтобы реконструировать дворец, а не сносить его;
  • галерею Гонзаго – архитектурно-фресковый ансамбль XIX века, самый большой образец наружной фресковой живописи в Северной Европе;
  • музей костюма с подлинной одеждой императорской семьи, включает в себя наряды Петра III, Екатерины II, Павла I, его жены Марии Федоровны и их детей, а также Александры Федоровны – последней русской императрицы;
  • парадные и концертные залы – всего 28 помещений, в том числе тронный зал, кабинет Павла I, библиотека, оркестровая и дворцовая церковь;
  • открытый фонд русского фарфора – собрание фароровых изделий, изготовленных в России в XVIII-XIX веках;
  • выставку «Русский жилой интерьер XIX – начала XX века», которая знакомит посетителей с жилыми комнатами в дворянских домах XIX века;
  • выставку «Мир женщины и ее увлечений», посвященную не только женщинам XIX-XX веков, но и дворянскому быту.

Помимо выставок во дворце есть кафе, ресторан и магазин сувениров.

Павловский парк

Это большая территория вокруг дворца, площадью около 600 га. Он делится на 7 частей:

  • Придворцовая – территории вокруг дворца, с клумбами, липовой аллеей, большой лестницей, ведущей к реке, беседками и несколькими павильонами;
  • Долина реки Славянки расположена вдоль берега, здесь высажены деревья, есть несколько мостов и скульптур;
  • Большая звезда с долиной прудов – район, обустроенный для прогулок и экипажей, с дорожками и многочисленными прудами, музыкальным вокзалом (был разрушен в ВОВ), и залом, предназначавшемся для танцев;
  • Старая Сильвия – зона, усаженная хвойными деревьями, с памятнику родителям Марии Федоровны, и статуей Аполлона, от которого расходятся 12 дорог, ведущих к павильонам;
  • Новая Сильвия – лесная зона с несколькими скульптурами и мавзолеем супругу-благодетелю, который супруга императора указала возвести в его честь;
  • Парадное поле – первоначально создавалось для военных учений и парадов, но после смерти Павла I было переделано в парк с искусственными прудами;
  • Белая Берёза – лесной массив, с живописными природными пейзажами.

Среди известных объектов парка: Храм Дружбы – ротонда, которую подарил император Павел I своей матери, Колоннада Аполлона, Розовый павильон – любимое место отдыха Марии Федоровны, жены императора. Здесь также установлены скульптуры, мост над рекой, и другие интересные сооружения.

Храм Дружбы – ротонда в Павловске Колоннада Аполлона Розовый павильон

В парке насчитывается больше 350 видов деревьев – лиственницы, сосны, пихты, березы, липы, вязы и другие, а также более 80 видов кустарников, например, акация и кизил. Здесь обитают более 70 видов птиц, белки, зайцы, горностаи, ежи и другие животные, рептилии, насекомые.

Адрес и как добраться

Государственный музей-заповедник «Павловск» располагается по адресу: улица Садовая, 20. У входа в парк находится остановка общественного транспорта «Дворец», где останавливаются автобусы № 370, 372, 375А, 383, 493.

Стоимость входных билетов

Объект Взрослые Учащиеся (до 18 лет) и пенсионеры
Павловский парк 100 рублей 50 рублей
Дворец 500 рублей 200 рублей
Экспозиции и выставки 150 рублей 100 рублей

В выходные и праздничные дни вход в парк бесплатный с 6:00 до 10:00, и с 17:00 до 21:00.

График работы

Парк открыт ежедневно с 6:00 до 21:00.

Дворец – каждый день, кроме пятницы и первого понедельника месяца, с 10:00 до 18:00.

Церковь Святой Марии Магдалины

Церковь, построенная в 1784 году, является первым каменным зданием в городе. Основание было заложено в присутствии императора Павла I, а спонсором строительства православного храма стала его жена – Мария Федоровна. Его построили всего за 5 месяцев, но вот освятили лишь через 3 года после окончания работ.

В 1932 году власти закрыли церковь, а помещение использовалось в качестве обувной фабрики, которая работала до 1941 года. После войны здесь располагались разные производства, станки которых нанесли вред строению издаваемой вибрацией. В 1995 году было возвращено Русской православной церкви.

Несколько лет в храме шла реконструкция, службы удалось восстановить только к 2000 году. На сводах церкви можно увидеть живопись начала XIX века. В храме сохранились сосуды, которые Мария Федоровна выточила из слоновой кости. Кроме этого среди церковных ценностей –иконы XVIII века, которые были подарком на свадьбу Павлу I, военные реликвии, памятники воспитателям Павла I и Александра I.

Адрес и график работы церкви Святой Магдалины

Улица Садовая, 17. Церковь открыта ежедневно с 9:00 до 19:00.

Собор Николая Чудотворца

Храм является одним из наиболее узнаваемых достопримечательностей Павловска. Он был построен в начале XX века. Строительство длилось целых 4 года – из-за нехватки средств и необычайно холодных зим. В 1933 году собор закрыли, а помещение использовали в качестве склада и ремонтной мастерской. Здание сильно пострадало во время обстрелов и бомбежек в Великую Отечественную войну. Реконструкция была начала лишь в 1991 году, и продолжалась целых 10 лет.

В настоящее время в соборе ведутся службы, а в 2011 году рядом был установлен памятник Николаю II.

Адрес и график работы

Улица Артиллерийская, 2. Собор открыт ежедневно с 9:00 до 18:00.

Мариенталь

Или другое его название – замок Бип. Небольшая крепость с двумя башнями и парком была построена в 1797 году по приказу Павла I. Этот замок император хотел видеть «потешным», он возводился исключительно для увеселительных мероприятий и приема гостей. Несмотря на это, крепость числилась как военная, все потому что была оснащена 28 артиллерийскими орудиями.

После смерти императора здание стало первой школой в стране для глухонемых, затем – лазаретом, а после – учебным заведением. В военное время здесь был детский дом, военкомат. К сожалению, крепость почти полностью сгорела в период Второй мировой войны.

Долгое время это были брошенные руины, и только в 2000 году началась реконструкция. Сейчас в здании крепости располагается отель и ресторан.

Адрес и график работы Мариенталя

Улица Мариинская, 4. Ресторан работает ежедневно с 12:00 до 22:00.

Железнодорожный вокзал

Железнодорожный вокзал в Павловске – конечная станция первой железной дороги в Российской империи, открытой в 1838 году. К сожалению, оригинальное историческое здание было полностью уничтожено во время войны, а сохранить удалось лишь фонарь.

Новое здание вокзала построено в 1955 году в стиле «сталинский ампир». Его разработал тот же архитектор, который занимался реконструкцией дворцово-паркового ансамбля – Е. А. Левинсон. Внимание следует уделить ротонде в центральной части. В 2016 году здание железнодорожного вокзала было признано объектом культурного наследия.

Адрес вокзала в Павловсе: Привокзальная площадь, 1.

Памятник композитору Иоганну Штраусу

Это относительно молодой памятник – он был открыт в 2003 году. Впервые знаменитый композитор прибыл в Россию на гастроли в 1856 году, и с тех пор, в течение 10 лет, Штраус дирижировал на Павловских летних концертах. Оркестр под его руководством достиг высочайшего мастерства, что было отмечено музыкальными критиками.

Памятник композитору – уменьшенная копия скульптуры, установленной в Вене в 1907 году.

Памятник располагается недалеко от входа в Павловский парк, в сквере на пересечении улиц Садовой и Звереницкой.

Николаевские (Чугунные) ворота

Величественные чугунные ворота установлены по приказу Николая I. Он преподнес их в качестве подарка своей матери. Они состоят из 16 колонн на постаментах. Венчает ворота двуглавый орел, на голове которого – корона, а у лап – развивающаяся лента. Во время Великой Отечественной войны часть украшений была утрачена, но восстановлена в 1981 году.

Ворота расположены на перекрестке Садовой и Березовой улиц.

Обелиск дня основания города Павловска

Обелиск, возвышающийся на постаменте из камней, был установлен в 1782 году. Автором проекта стал Чарльз Камерон, который был главным архитектором города. На обелиске выгравирована надпись «Павловское начато строить в 1777 году».

Обелиск установлен на берегу Мариентальского пруда, на территории парка крепости Бип, через дорогу от Павловского дворца.

Музей истории Павловска

Этот музей был открыт в 2003 году, по инициативе жителей города. В небольшом здании расположено несколько залов, в каждом из которых находятся экспонаты разных эпох. Многие из них пожертвованы местными жителями и коллекционерами. Гости могут увидеть старинные фотографии, документы, макеты зданий, предметы быта и искусства, детские игрушки.

Читайте так же:  Америка в картинках достопримечательности

Музей располагается по адресу Песчаный переулок, 5/13. Двери открыты с воскресенья по четверг, с 10:00 до 17:00, вход свободный.

Вам также может понравиться

Лучшие экскурсии в Царское село в 2020 году

Ораниенбаум: стоимость билетов и часы работы в 2020 году

Петергоф

  • Эрмитаж
  • Кунсткамера
  • Русский музей
  • Петропавловская крепость
  • Военно-морской музей
  • Музей железных дорог
  • Крейсер «Аврора»
  • Адмиралтейство
  • Летний сад
  • Этнографический Музей
  • Музей-квартира Пушкина
  • Академии художеств
  • Зоологический музей
  • Ботанический музей
  • Музей политической истории России
  • Музей хлеба
  • Музей истории религии
  • Юсуповский дворец
  • Константиновский дворец
  • Летний дворец Петра Первого
  • Меншиковский дворец
  • Зимний дворец
  • Аничков дворец
  • Белосельских-Белозерских
  • Елагиноостровский дворец
  • Михайловский дворец
  • Шуваловский дворец
  • Мраморный дворец
  • Воронцовский дворец
  • Дворец Разумовского
  • Дворец графа Чернышева
  • Каменноостровский дворец
  • Таврический дворец
  • Исаакиевский собор
  • Спас-на-крови
  • Петропавловский собор
  • Смольный собор
  • Казанский собор
  • Никольский собор
  • Александро- Невская Лавра
  • Троицкий собор
  • Владимирский собор
  • Большая Хоральная Синагога
  • Храм святой Екатерины
  • Лютеранская церковь
  • Пушкин
  • Петергоф
  • Павловск
  • Гатчина
  • Кронштадт
  • Извара
  • Стрельна
  • Ораниенбаум
  • Старая Ладога
  • Новая Ладога

© 2009-2020 Все о Санкт-Петербурге и пригородах

Павловский дворец и парк. Краткая история создания.

С северной стороны Садовой улицы от Привокзальной площади Павловска расположен ансамбль Павловского Большого дворца и парка ( Садовая ул., д.20). Ансамбль был создан в 1780 1820-е гг. в относительно короткие сроки и в дальнейшем не подвергался существенным изменениям. Облик Павловского ансамбля среди других императорских резиденций в окрестностях Петербурга отличается необычайной цельностью и гармонией. На него повлияли не только профессиональные архитекторы и садовники, но и личные пристрастия владельцев. Особенная роль в создании усадьбы принадлежит Марии Федоровне. Великая княгиня страстно увлекалась садоводством и обладала обширными познаниями в этой области. Под ее непосредственным руководством отбирались растения и для посадок в парке, и для Дворцовых оранжерей. Ей удалось собрать обширную коллекцию редких растений. Садовник Адам Карлович Визлер выполнял ее указания по украшению Павловского парка с начала его основания.

Вначале возвели два небольших дворца Мариенталь и Паульлюст. Одновременно с их строительством начались работы по благоустройству местности: осушались заболоченные участки, первые парковые дороги соединили между собой дворцы, через Славянку и прибрежные овраги перебросили первые мосты. Предполагается, что автором первоначального замысла усадьбы мог быть П. Патон, архитектор, работавший при дворе великого князя. Мариенталь находился в центре старой шведской крепости, и хотя этот двухэтажный дворец с бельведером наверху просуществовал всего лишь около двадцати лет, его имя присвоили самому старому району парка и построенному впоследствии на его месте замку. Паульлюст исчез еще раньше, уступив место большому Павловскому дворцу.

В 1781-1782 гг. владельцы Павловска под именем графов Северных совершили путешествие по Европе, что позволило им ознакомиться с садами Германии, Италии, Франции. Самое большое впечатление произвела на них королевская резиденция в Версале. По случаю приезда во Францию наследника Российского императорского престола в программу торжественных мероприятий включили выход книги Ж. Делиля «Сады», представляющей собой наставления по пейзажному садово-парковому искусству. Наставления из книги этого известного теоретика сыграли важную роль в создании парков в Павловске.

В конце 1779 г. к работам в Павловске привлекли только что приехавшего в Россию по приглашению Екатерины II архитектора Чарльза Камерона. В течение ближайших шести лет он проектировал и руководил работами по созданию архитектурного ансамбля в Павловске одновременно с работой в Царском Селе. В долине Славянки по его проекту началось формирование района парка в пейзажном стиле, для которого он создал первые проекты парковых сооружений — Храма Дружбы, Старого Шале, Колоннады Аполлона, Обелиска основания Павловска Дворцовых оранжерей. Эти постройки стали программными и определяющими как в архитектурном облике парка, так и в его семантике.

В создании дворцово-паркового ансамбли принимали участие архитекторы В. Бренна, Д. Кваренги, А.Н. Воронихин, Ж.-Ф. Тома де Томон, К.И. Росси, каменных дел мастера Висконти, садовые мастера А.К Визлер, А.И. Асмус, И.А. Вейнман, Ф.К Катцер, скульпторы И.Л. Прокофьев, П. Трискорни, И.Л. Мартос. Особое место среди них занимает художник- декоратор П. Гонзага, творец всемирно известных пейзажей Павловского парка. Ландшафтную композицию украшают павильоны Трех Граций, «Памятник любезным родителям», Молочня, Воздушный театр, Амфитеатр, Холодная ванна, Круглый зал (Музыкальный павильон), Елизаветин Краснодолинный павильон и Руина, Пиль-башня, Мавзолей «Супругу-благодетелю», Розовый павильон, разнообразная парковая скульптура, пруды, мосты, каскады, ворота.

Храм Дружбы, один из самых ярких парковых павильонов в виде ротонды, возвели в 1780-1782 гг, по проекту Ч. Камерона. Он был посвящен матери-императрице, о чем свидетельствовала статуя внутри, изображавшая Екатерину в виде Цереры (впоследствии ее заменили Минервой), и надпись над входом: «Любовь, почтение и благодарность посвятили», Облику присущи легкость и изящество палладианской архитектуры с монументальностью и торжественностью античного храма. Павильон расположен на правом берегу Славянки в окружении густо разросшихся деревьев — дубов, кленов, елей, серебристых ив, берез. width=»40%» Сюда пересадили из Петергофа сибирский кедр, посаженный в память о рождении великого князя Павла Петровича. Рядом с ним Мария Федоровна собственноручно посадила свое любимое дерево — серебристый тополь.

На левом берегу Славянки против Храма Дружбы в 1780 г. построили Старое Шале — пасторальный павильон в сельском вкусе в виде швейцарской хижины с конусообразными соломенными крышами, предназначавшийся для семейных развлечений. Вокруг него разбили фруктовый сад и огород, где Мария Федоровна с детьми развлекались игрой в сельский труд.

Одновременно со строительством первых павильонов в долине реки Славянки вокруг них создавался парк. Первые пейзажные дороги повторяют очертания низких извилистых берегов. При помощи Черного моста-плотины перекрыли русло реки, что позволило образовать первый пруд который позже стали называть Фасадным. Рядом с основным руслом реки по проекту Камерона выкопали Круглое озеро, в него ниспадала вода Большого каскада.

Пейзажная планировка на левом берегу Славянки за павильоном Старое Шале плавно переходит в обширный лесной массив, прорезанный радиальными аллеями Большой Звезды. На площадке в центре Большой Звезды расположен Музыкальный павильон (Salon de Musigue), который ныне известен под названием Круглый зал. Здесь преобладают хвойные породы деревьев, ведущее декоративное значение имеют ели. Хороши и акации, растущие вдоль дорог. Прямые лучи длиной в полтора километра носят романтические названия: дороги Красного Солнца, Красного Бугра, Красного Молодца, Молодого Жениха, Богатого Поля, Старого Шале, Зеленой Женшины. Дружеская, Грибная, Славянская. Поблизости от мест их пересечения были распланированы лужайки и поляны.

В регулярную планировочную композицию этого района гармонично включен пейзажный Краснодолинный участок с прудами и каскадами. Здесь в 1801 г. по проекту Камерона возвели Краснодолинный Елизаветин павильон (назван в честь супруги Александра I — императрицы Елизаветы Федоровны) с бельведером для обозрения окружающей местности. Павильон построили по проекту Ч. Камерона его помощник архитектор П.Д. Шретер и каменных дел мастер К. Висконти, росписи сделали по эскизу П. Гонзаги. Руины, устроенные рядом в 1804 г. архитектором А.Н. Воронихиным, также по проекту Камерона, составляли с павильоном своеобразный ансамбль, своего рода «архитектурный каприз», соединяющий по замыслу Камерона в своем облике черты пасторальности и античные мотивы. Краснодолинному участку парка, прилегающему к Славянке, Гонзага придал черты живописности и наибольшей естественности.

Район Большой Звезды предназначался для длительных прогулок верхом или в экипаже, отсюда любовались окрестностями. Тярлевская просека, оформленная П. Гонзага, раскрывала далекую перспективу на церковные купола Екатерининского дворца. Возвышенное плато правого берега Славянки занимает район Белой Березы, где преобладают пейзажные приемы садово-паркового искусства с включением прямых лучей-дорог. С внешней стороны, обращенной в сторону реки Ижоры, Большую Березу обрамляет Пограничная Ижорская дорога. Она начинается от Садовой улицы и приводит К Нововестинскому мосту через Славянку, где заканчивается композиция Павловского парка. Объемно-пространственная композиция с преобладающими в ней разнообразными лиственными деревьями основана на сочетании широких перспектив и открытых полян с деревьями-солитерами и куртинами, рощами, живописно размещенными Гонзагой. Четыре дороги — Белосултанная, Черной Шляпы, Липецкая, Розовопавильонная — в центре пересечения образуют круглую площадку, по окружности обсаженную березами. Прямые радиальные дороги, далеко уходящие на окраины парка, пересекает замкнутая пейзажная Английская дорога. Здесь находится «Самый красивый вид» Павловского парка, также созданный П. Гонзагой.

1782 г. в истории Павловска был особенно насыщен важными событиями. Камерон завершил разработку проекта Павловскою Большого дворца, и весной состоялась его закладка. Дворец расположили на высоком холме правого берега Славянки таким образом, что садовый фасад главного корпуса, увенчанный круглым барабаном с пологим куполом, отражается в зеркале Фасадного пруда. Помещения первого этажа имеют выход в камерный Собственный сад. Его распланировали одновременно со строительством дворца по проекту Камерона с участием художника-декоратора Анри Франсуа Виоллье и садовника Адама Карловича Визлера. Приемы регулярной планировки с цветниками, боскетами и мраморной скульптурой имеют камерный характер, что сообщает композиции черты голландского садово-паркового искусства. Собственный сад украшает павильон Трех Граций, устроенный на террасе по проекту Ч. Камерона и декорированный барельефами скульптора И.П. Прокофьева. Скульптурную композицию «Три Грации» создал П. Трискорни.

Парадный двор Большого дворца, обращенный в противоположную от реки сторону, образован дугообразными галерейными переходами, связывающими главный трехэтажный корпус с низкими боковыми флигелями, расширенными архитектором В. Бренна. В его центре находится памятник императору Павлу I (1872 г., скульпторы и.п. Витали, А.Н. Соколов). От Парадного двора на восток по оси главного фасада уходит протяженная Тройная липовая аллея, раскрывающая далекую перспективу парка из окон дворца. Аллею обрамляют дорожки, обсаженные голландскими липами шарообразной формы.

К югу от Тройной аллеи находится Вольерный сад. Здесь по проекту Камерона построили павильон Вольер, где содержались птицы, было много цветов и зелени. В его центре установили привезенную Марией Федоровной из Италии статую Флоры. В боковом кабинете разместили коллекцию античных ваз и пеплохранительниц. Это сочетание смысловых оттенков жизни природы (радость) и жизни вечной (печаль) обогащало семантику этой части парка. Поблизости от Вольера размещался театр в виде трельяжной беседки, где владельцы Павловска вместе со свитой нередко становились артистами в «живых картинах». Вдоль Тройной аллеи устроили дорожку с нишами из стриженой зелени, у которых стояли бюсты античных философов. В юго-восточном углу сада находился Лабиринт — круглая, обсаженная кротегусом и акациями площадка, со спиралевидной дорожкой.

В конце Тройной липовой аллеи, согласно замыслу Камерона, первоначально стояла колонна Конец света. За колонной устроили открытую площадь полуциркульной формы — Парадное поле, вначале оно использовалось великим князем для военных учений и парадов. От Парадного поля начиналась пятилучевая система радиальных аллей, осью симметрии которой стало продолжение Тройной аллеи — Ижорская дорога. Северные аллеи этого пятилучия являлись частью планировки Белой Березы, крайняя вела в Зверинец. В 1800-е гг. Гонзага придал Парадному полю пейзажную планировку и превратил его в один из самых привлекательных районов парка. Наследники Марии Федоровны в течение XIX и начала ХХ вв. сохраняли дворец, павильоны и парк в неизменном виде, придерживаясь завещания основательницы Павловска. Однако бывали и отступления от этого правила. Одним из них являлось строительство Вокзала.

В 1836-1837 гг. на территории Павловского парка в районе Большой Звезды была сооружена конечная станция Царскосельской железной дороги. Через парк сделали просеку, на которой соорудили железнодорожную насыпь почти до Садовой улицы. В конце находилась железнодорожная платформа для пассажиров. Станция получила впоследствии название Павловск- I. Великий князь Михаил Павлович предоставил участок парка в аренду акционерному обществу Царскосельской железной дороги с платой по двадцать копеек за квадратную сажень со многими условиями и ограничениями, среди них особо оговаривалось право владельца расторгнуть договор и обязанности арендатора разобрать постройки и возвратить парковый характер территории.

Читайте так же:  Достопримечательности южной франции

При конечной остановке железной дороги по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера в 1836-1838 гг. соорудили деревянный увеселительный павильон Вокзал. С целью привлечения пассажиров на железную дорогу в Вокзале устроили ресторан, гостиницу и музыкально-концертный зал. Концерты для публики и вход в парк были бесплатными, на чем особенно настаивал великий князь Михаил Павлович. Впоследствии здание неоднократно горело и перестраивалось. Наиболее значительную перестройку осуществили в 1860-е гг. по проекту архитектора А.Б. Петцольда к двадцатипятилетию Царскосельской железной дороги. Вместительность концертного зала была доведена до трех тысяч человек. Здесь появились читальня и помещение для игры в кегли. На площади перед Вокзалом соорудили открытую летнюю эстраду, установили гимнастическую сетку и фонтан, переоборудованный впоследствии в газовый светильник-торшер. В 1875-1876 гг. при Вокзале по проекту архитектора Н.Л. Бенуа построили деревянный Летний театр вместимостью до тысячи человек (сгорел во время войны 1941-1945 гг.).

Вокзал принадлежал к самым известным достопримечательностям города, он на некоторое время превратил Павловск в один из музыкальных центров Петербурга. Концерты, задуманные с целью поднятия доходности железной дороги, сыграли большую роль в развитии музыкальной культуры. Здесь исполнялась и легкая садовая музыка, и серьезные симфонические сочинения выдающихся композиторов. Павловским оркестром вначале руководил знаменитый дирижер Лабицкий, затем здесь работали Иосиф Герман, Иоганн Гунгль, композитор и органист Войцех Иванович Главач, Николай Владимирович Галкин, Александр Петрович Асланов и многие другие. Особенную известность получили австрийские композиторы и дирижеры Иозеф и Иоганн Штраусы. Для спектаклей привлекались известные артисты императорских театров. В Летнем театре при Вокзале играли такие знаменитости, как В.Ф. Комиссаржевская, М.Г. Савина, м.н. Ермолаева, балерины Анна Павлова и т.п. Карсавина.

Однако Вокзал способствовал деградации облика дворцово-паркового ансамбля. Отрезанная железной дорогой часть парка была заброшена, постепенно пришла в запустение, поляны и лужайки в ней заросли. Постоянно расширялась арендованная железнодорожным обществом площадь парка, строились новые сооружения. Только при прокладке насыпи дороги вырубили 600 деревьев. Музыкальный павильон в центре Большой Звезды, который пришлось надстроить в связи с изменением рельефа из-за насыпи дороги, не выдержал конкуренции с Вокзалом и некоторое время использовался под кафе. После постройки новой железнодорожной станции Павловск- II тупиковая ветка дороги в парке оказалась ненужной. Тогда при Вокзале соорудили Скейтинг-ринг для катания на роликовых коньках (исчез в 1920-е гг.), устроили площадки для лаун-тенниса и других спортивных развлечений. В 1930-е гг., когда деревянный Вокзал сгорел, эту железнодорожную насыпь ликвидировали. До настоящего времени от комплекса сооружений Вокзала в Большой Звезде сохранился лишь фонарь-торшер.

В 1914 г. в Вольерном саду появилось еще одна достопримечательность парка — павильон Росси со статуей императрицы Марии Федоровны работы скульптора В.А Беклемишева. Павильон возвел архитектор К.К.Шмидт, он использовал один из неосуществленных проектов К.И. Росси 1816 г. Неоклассический облик павильона близок духу Павловского парка и гармонично включен в его композицию.

Последний владелец Павловска князь императорской крови Иоанн Константинович (1886-1918) был вынужден покинуть его в ноябре 1917 г. После этого правительственным комиссаром и хранителем Павловского дворца и парка по распоряжению наркома просвещения А.В. Луначарского назначили искусствоведа А.А.Половцева, проводившего ранее по поручению Иоанна Константиновича инвентаризацию художественных коллекций.

В январе 1918 г. Павловский дворец и парк объявили музеем по приказу Народного комиссариата просвещения. Открытие музея для первых экскурсантов произошло 7 июня 1918 г. Половцев вскоре эмигрировал, и хранителем избрали архитектора В.Н. Талепоровского (1884-1958), тот приложил много усилий для сохранения и изучения дворцово-паркового ансамбля. В работе по организации музея участвовали известные знатоки художественных сокровищ Павловска А.Н.Бенуа, О.Ф. Вальдгауер, В.Я. Курбатов.

В годы Великой Отечественной войны и оккупации фашистами города Павловска дворцово-парковый ансамбль претерпел большой ущерб. Дворец в результате пожара превратился в руину, вырубили тысячи деревьев, причем некоторые районы опустели почти полностью. В парке перед памятником императрице Марии Федоровне немцы устроили кладбище (эксгумацию захоронений произвели в 2002 г.). После освобождения в 1944 г. Большой дворец в Павловске был первым, который предстояло отреставрировать, и первым — возродившимся из пепла. По его примеру восстанавливали все разрушенные войной дворцы Ленинграда.

В 1944 г. извлекли из земли спрятанную в парке скульптуру, расчистили дороги, убрали мусор, выкорчевали пни, начали посадки деревьев и кустарников. Парк открыли для посещения в год окончания Великой Отечественной войны. В 1944-1947 гг. проводились разминирование, консервационные работы, археологические исследования, архитектурные обмеры, фотосъемка, сбор уцелевших деталей отделки, в дальнейшем они стали эталонами для восстановления.

Впервые под руководством директора Павловского дворца -музея А.И. Зеленовой, энтузиаста музейного дела и превосходного организатора, были выполнены исследования по разработке методики изыскательских и научных работ, на основе которых в дальнейшем проводилась реставрация дворцово-паркового ансамбля. Реставрационный совет возглавлял В.Н. Талепоровский, предоставивший свои архивные материалы для возрождения облика разрушенного дворца. Восстановительными работами вначале руководил архитектор Ф.Ф. Олейник, позднее работы возглавляла архитектор С.В. Попова- Гунич. Полученный опыт использовался позже повсюду для сохранения культурного наследия и стал базой для становления ленинградской школы реставрации. Именно в Павловске в 1945 г. появились первые специализированные реставрационные мастерские. Все проектные решения подвергались тщательному анализу и обоснованию, рассматривались Научно-экспертным советом и осуществлялись под наблюдением гиоп. Обширные работы по реставрации требовали решения необычайно трудных задач, они проводились в небывало сложных условиях послевоенного восстановления страны. Метод консервации уцелевших фрагментов архитектурного декора прежде всего применили в Павловске, и благодаря этому работы там шли быстро, эффективно использовались выделенные государством средства.

В 1955 г. закончилось восстановление фасадов, и дворец был подготовлен к отделке интерьеров. Парадную анфиладу из 7 залов, включая Тронный и Кавалерский, открыли в 1957 г., в следующем — еще 4 зала с Картинной галереей, а в 1960 г. к ним прибавилось еще одиннадцать, среди них — Пилястровый кабинет, «Фонарик». Отделку Парадного и Египетского вестибюлей закончили в 1963-м, через два года — Итальянский зал. К 1970 г. реставрацию отделки основных 45 парадных интерьеров дворца завершили.

Реставрацию многих парковых павильонов выполнили в основном в 1960-1970-е гг. Восстановление основных районов парка проводилось на основе довоенной подеревной и ландшафтной инвентаризации, выполненной под руководством архитектора Л.М. Тверского. Для этого к 1965 г. высадили 70 тысяч деревьев, 90 тысяч декоративных кустарников, расчистили 105 километров аллей и дорог. В результате была возобновлена объемно-пространственная композиция Большой Звезды, где во время войны почти полностью вырубили деревья. Позже по проекту Е.А. Комаровой возвратили первоначальный облик обширному парковому району Белой Березы.

С 1964 г. велась огромная работа по укреплению берегов Славянки, очистке прудов и восстановлению плотин и мостов, возрождены Висконтиев мост и мост Кентавров. В Краснодолинные пруды и реставрированный ранее Большой каскад вновь пустили воду восстановленного Таицкого водовода. В 1968-1969 гг. восстановили каскад у Колоннады Аполлона. Однако реставрацию гидротехнических сооружений не удалось завершить в полном объеме ввиду полного отключения воды в 1980-е гг. Розовый павильон, который до разрушения был деревянным, воссоздали в кирпиче по проекту архитекторов С.В. Поповой-Гунич и Д.А Бутырина в 1980-1996 гг. На Краснодолинном Елизаветином павильоне и Руине в 1980-е гг. выполнили консервационные работы, но их реставрация не осуществлена до настоящего времени.

Труды реставраторов-архитекторов, живописцев, скульпторов, резчиков, лепщиков, позолотчиков и других высококвалифицированных мастеров дали превосходные результаты. Ансамблю дворца и парка, возрожденному из руин, возвращена первозданная красота. В 1983 г. дворцово-парковый ансамбль получил статус Государственного музея-заповедника. Статья написана на основе материалов из книги Г.В. Семеновой «Царское Село: знакомое и незнакомое».

Режим работы Павловского парка:

Вход в парк платный с 10:00 до 18:00; с 18-00 до 24-00 и с 6-00 до 10-00 вход в Павловский парк свободный. Стоимость посещения парка: взрослые — 100 руб.; учащиеся (с 7 до 18 лет) — 50 руб.; пенсионеры — 50 руб.

Режим работы Большого Павловского дворца:

Музей открыт с 10.00 до 18.00; касса работает с 10.00 до 17.00. Выходной день: пятница и первый понедельник месяца. Стоимость посещения дворца в 2015 г.: взрослые — 400 руб.; учащиеся (с 7 до 18 лет) — 150 руб.; пенсионеры – 170 руб.; семейный билет (1 или 2 взрослых с ребёнком до 14 лет) — 800 руб.; фотосъемка — 100 руб. пятница и первый понедельник месяца.

Побробнее с ценами и режимом работы Павловского дворца и парка можно ознакомиться на официальном сайте ГМЗ «Павловск»

Бесплатные путеводители и литература о Павловске и парке:

С. Ермакова. Царское Село и Павловск. 2005 г.

В книге рассказывается о истории создания и восстановления наиболее значительных памятников русского зодчества, украшающих дворцово-парковые ансамбли Павловска и Царского Села, а также старинные предания и тайны дворцовых переворотов, раскрываются исторические портреты правителей России, владевших этими загородными резиденциями. Скачать путеводитель С. Ермаковой — «Царское Село и Павловск» в формате PDF. Скачать путеводитель С. Ермаковой — «Царское Село и Павловск» в формате FB2.

В. Курбатов. Павловск. Художественно-исторический очерк и путеводитель. 1911 г.

В историческом издании 1911 года приводится краткий обзор художественных достопримечательностей Павловска. В книге раскрывается художественное, а также и историческое значение достопримечательностей Павловска. Для этого, кроме краткой внешней истории дворца, парка и города, приведено краткое изложение истории искусства от середины XVIII до 30-х годов XIX века и дано описание парадных залов дворца и подробное, в виде путеводителя, описание парка. Скачать путеводитель В. Курбатова — «Павловск. Художественно-исторический очерк и путеводитель» в формате PDF.

Историки утверждают, что еще в XIII веке на территории нынешнего города Павловск новгородцы основали свое поселение и построили деревянную крепость. Пять столетий спустя здесь же располагались две деревни с финскими названиями Линна и Сеппеля. Окрестности этих селений были излюбленным местом императрицы Екатерины II: здесь она охотилась в компании своей свиты.

В 1777 году государыня подарила часть этих земель своему наследнику — будущему императору Павлу. Это время и считается датой основания Павловска, а точнее Павловского села. Начинается масштабное строительство: возводится сначала Паульлюст — дом для хозяина поместья, а после — Мариенталь, где проживала хозяйка, супруга Павла Петровича. Некоторое время спустя здесь появляется еще одна знаковая постройка — Павловский дворец по проекту архитектора Ч. Камерона. Позже Павловск по очереди наследовали знатные особы и привносили на эту территорию свои нововведения.

Перед самым началом Великой Отечественной войны здесь было решено организовать музей. Коллекция экспонатов чудом уцелела, и в 1957 году восстановленный по крупицам Павловский дворец открыл свои двери для первых гостей.

Сегодня Павловск — это востребованное туристическое направление: этот город посещают 1,5 миллиона человек в год. Павловск находится под охраной ЮНЕСКО, 42 объекта охраняются государством, а именно Комитетом по охране памятников истории и архитектуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *