Пермский край достопримечательности хохловка

Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Хохловка» — одна из главных достопримечательностей Пермского края, ежегодно привлекающая множество посетителей. Расположенный на живописном берегу реки Камы неподалеку от села Хохловка музей был основан в 1945 году в качестве филиала Пермского краеведческого музея и лишь в 1980 году музей был открыт для первых посетителей.

Экспозиция

Экспозицию музея составляют 23 памятника деревянного зодчества, расположенные под открытым небом и датируемы 17-20 веками. Вся территория музея разделена на несколько секторов: Северо-Западное, Северное и Южное Прикамье, для каждого из которых характерна своя архитектура.

Наибольший интерес в Хохловке представляют постройки, связанные с добычей соли; а также церкви, выполненные в лучших традициях русского деревянного зодчества. Все постройки соляного комплекса «Хохловки» были вывезены с Усть-Боровского солеваренного завода из Соликамска и включают в себя 12-метровую рассолоподъемную башню, соляной ларь-отстойник, ларь весом более 100 тонн, варницу и соляной амбар длиной 28 м.

Уникальные образцы жилой архитектуры сосредоточены в секторе «Северное Прикамье», а, вот, в «Южном Прикамье» расположены колокольня Троицкой церкви, привезенная из села Сыра и Богородицкая церковь из села Тохтарево Суксунского района, представляющая собой редкий памятник русского деревянного зодчества 17 в.

События

Уже десять лет подряд в «Хохловке» проходит музыкальный этнофестиваль KAMWA. Это одно из главных музыкальных событий Пермского края: много самой разной этнической музыки, мастер-классы, модные дефиле в этно-стиле и ярмарка народных промыслов. Проводят «Камву» летом, в конце июля — начале августа.

Как добраться и режим работы

Адрес: Пермский район. с. Хохловка. Веб-сайт. Добраться до Хохловки можно на автомобиле из Перми (в 45 км) или на пригородном автобусе № 340 «Пермь — Хохловка».

Для посетителей музей открыт ежедневно с 10:00 до 18:00, летом до 20:00. Последний понедельник месяца — санитарный день. Стоимость входного билета — 130 RUB, для студентов и пенсионеров — 80 RUB, дети до 18 лет — бесплатно, экскурсии — от 140 RUB за человека. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

В архитектурно-этнографическом музее «Хохловка», находящемся в Пермском крае в 43 км от Перми, собраны образцы деревянного зодчества XVII-XX веков. Это первый на Урале подобный музей под открытым небом.

В архитектурно-этнографическом музее «Хохловка»
Сторожевая башня в музее «Хохловка»

Экспозиция открылась в 1980 году, с тех пор количество экспонатов постоянно увеличивается. Сейчас посетители могут видеть 23 памятника, привезенные из разных уголков Прикамья, среди которых представляющие типичную архитектуру коми-пермяков усадьба Баяндиных-Боталовых (конец XIX века) из Юсьвинского района, церковь Преображения из села Янидор (1702 год), сторожевая башня из села Торговище, соляные лари, пожарное депо. Внутри некоторых домов воссозданы типичные деревенские интерьеры.

Колокольня в музее «Хохловка»

Музей расположен в одноименном селе на живописном берегу Камы. На его территории постоянно проходят разные народные праздники, такие как «Проводы Масленицы», «Троицкие гуляния», «Яблочный Спас», фольклорные музыкальные праздники, военно-исторические и арт-фестивали.

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00 без выходных, последний понедельник месяца — санитарный день.

Как добраться: от Центрального автовокзала Перми до села Хохловка ходит рейсовый автобус.

Хохловка — это первый на Урале архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества под отрытым небом. Музей начал создаваться в 1969 году и был открыт для посетителей в сентябре 1980 года. На территории в 43 гектара собраны наиболее привлекательные, интересные и значимые с точки зрения истории сооружения со всей когда-то Пермской губернии.

Например, вывезенный из Соликамска уникальный архитектурный комплекс Усть-Боровского солеваренного завода, который демонстрирует технологический процесс получения соли: от выкачивания рассола из скважины до погрузки. Для этого на территории Хохловки в самой живописной ее части на берегу Камы стоят 12-метровая рассолоподъемная башня, соляной ларь-отстойник, варница и соляной амбар. Добыча соли — это одна из важных вех истории края, и не зря Пермяка кличут Пермяк — соленые уши. Более пяти столетий тяжелым трудом зарабатывалось это прозвище.

Кроме солеваренного комплекса в Хохловке собрано еще 19 памятников деревянного зодчества конца XVII — начала XX вв.

В другой части Музея, на месте нынешней деревни Гора размещается Коми-Пермяцкий сектор. Здесь ссоседились 5-6 крестьянских усадеб, и любому туристу будет любопытно заглянуть в усадьбу зажиточного крестьянина, в избу бедняка коми-пермяка и в зимовье охотника.

Поднявшись выше, попадем в сектор «Северное Прикамье». Здесь можно прогуливаться меж уникальных деревянных построек, которые являются образцами жилой архитектуры края. Образцом для этого сектора Хохловки стало село Янидор Чердынского района. Застройка этого села оказалась типичной для поселений северных территорий Пермского края. Здесь же можно познакомиться с разнообразием транспортных средств — лодок, барж, телег, саней, волокуш, которые широко применялись в хозяйстве северных народов.

Особое место в секторе «Южного Прикамья» занимает колокольня, привезенная из села Сыра. Издалека виден Островерхий шатер колокольни. Она и является центром этой экспозиции под открытым небом, деля первенство с Богородицкой церковью из села Тохтарево (рубленой в 1694 году). Эта церковь покоряет зрителя своей красотой и изяществом. Оба памятника архитектуры привезены из Суксунского района и географически установлены на самой высокой точке полуострова.

«Хохловка удивляет не только памятниками деревянной архитектуры. Главный секрет — в гармонии зодчества и природы: с верхушки холма открывается вид на редкой красоты пейзаж — просторы речной глади, лесистые холмы, скалы вдоль залива; еловый лес чередуется с березовыми рощицами, заросли можжевельника соседствуют с рябиной, черемухой, калиной. А зимой можно отдохнуть от городской суеты, насладившись красивейшим пейзажем, увидеть ледяные просторы Камы, заснеженные крыши церквей, зимнее солнце в густой невесомой дымке на белых просторах… » — Так поэтично описывают Музей побывавшие там.

Расстояние до Перми: 40 км.

Как добраться:

На автомобиле по дороге в направлении Ильинского, свернуть на Хохловку. Парковка и вход в музей находятся рядом с дорогой.

На общественном транспорте: На автобусе №340 до Хохловки. Автобус отходит с Пермского автовокзала в 7.35, 9.55, 11.30, 14.30, 18.05.

Текст статьи обновлён: 3.01.2021

Четвертую часть отчета о грандиозном мероприятии на новогодние выходные – о поездке на машине по интересным местам Пермского края, мы закончили на невеселой ноте: рассказе об экскурсии в мемориальный комплекс жертв политических репрессий «Пермь-36». Что же, постараемся отбросить печальные мысли и поедем дальше. Из первой части отзыва о путешествии мы помним карту маршрута, и знаем, что следующая остановка – деревня Хохловка. Здесь 17 сентября 1980 года открылся филиал Пермского краеведческого музея – архитектурно-этнографическая экспозиция, представляющая образцы деревянного зодчества Южного и Северного Прикамья, построенных начиная с 17-го века. Мне давно уже приходилось слышать восторженные отзывы об этой достопримечательности, поэтому решено было включить посещение её в программу нашего новогоднего тура.

Отзыв об экскурсии в архитектурно-этнографический музей «Хохловка»

Находится экспозиция на окраине деревни Хохловка, в 45-ти километрах от Перми или в 143-х километрах от села Кучино Чусовоского района, где мы посещали колонию политзаключенных. По пути пересекли мосты с живописнейшим видом на Камское водохранилище через реку Чусовая и Кама, потом блуждали по какому-то поселку и, наконец, подъехали к центральным воротам музея. Пришлось немного покружить в поисках места для стоянки автомобиля.

На территорию зашли в 15:40, а солнце должно было зайти за горизонт в 16:40, поэтому быстренько купили билеты и отказались от настойчивого предложения экскурсовода осмотреть сначала усадьбу зажиточного уральского крестьянина – нам хотелось успеть сфотографировать деревянные строения Хохловки в режимном свете. Пошли бродить по дорожкам самостоятельно.

1 Как добраться к основным достопримечательностям музея под открытым небом «Хохловка» в окрестностях Перми. Карта со схемой расположения деревянных строений. Куда поехать на выходные в Пермском крае.

Сначала заглянули в гумно, где можно увидеть крестьянские телеги и предметы, используемые для молотьбы зерна.

Фото 2. На таких телегах возили грузы наши предки. Музей деревянного зодчества «Хохловка» в окрестностях Перми. Фотоаппарат Nikon D610, объектив Nikon 24-70 mm f/2.8, параметры съемки: выдержка 1/3 секунды, экспокоррекция 0EV, диафрагма f/9.0, светочувствительность ИСО 800, фокусное расстояние 24 мм.

Фотография 3. Так выглядит гумно (помещения для молотьбы и для хранения сжатого хлеба) в музее Хохловка. 1/15, 9.0, 6400, 24.

Построили его в конце 1920-х годов в селе Ошиб Кудымкарского района. В музей под открытым небом строение перевезли в 1981 году.

Следующий объект – деревянная Церковь Преображения 1707 года постройки, доставленная в Хохловку в 1983 году из села Янидор Чердынского района.

Фото 4. Музей под открытым небом «Хохловка» в окрестностях Перми. Церковь Преображения. 1/40, 0.33, 8.0, 100, 70.

Здание церкви было реконструировано в 1960-1962 году по месту нахождения. Второй раз реставрационные работы проводились в 1984-1985 годах уже после «переселения» в музей.

Фотография 5. Купола деревянной Церкви Преображения в архитектрурно-этнографическом музее «Хохловка» в окрестностях Перми. Отзывы туристов об экскурсии. 1/80, 8.0, 640, 52.

В храм можно зайти. Вот как он выглядит внутри.

6. Интерьер Церкви Преображения в Хохловке в Пермском крае. Куда поехать на выходные из Перми. 1/25, -0.67, 8.0, 6400, 24.

Конечно, посетителей привлекает издалека и старинная ветряная мельница.

Фото 7. Ветряная мельница в музее под открытым небом «Хохловка». Куда поехать на выходные из Перми. 1/80, 0.33, 320, 24.

Раньше она принадлежала мельнику по имени Сафрон Кузьмич Рахманов, проживавшему в деревне Шихари Нововознесенского сельсовета Очерского района. В 1931 году мельница перешла в собственность колхоза, а в 1950-м во время урагана с нее сорвало крылья. Но до 1966 года на ней продолжали молоть, использовав в качестве привода тракторный двигатель. В музей Хохловка деревянная реликвия попала из Шихарей в 1977 году.

Интересно, в скворечниках по весне селятся птицы?

Фотография 8. Скворечники на территории музея под открытым небом Хохловка. Поездки на автомобиле по окрестностям Перми. 1/100, 0.33, 8.0, 320, 40.

Если да, представляю, как здесь интересно наблюдать за пернатыми, когда, наверное, вся округа наполняется чириканьем птенцов!

Музейный комплекс располагается на живописном берегу Камского водохранилища на полуострове Варнач. Опытные туристы говорят, что лучше сюда приезжать летом, будет намного красивее.

Фото 9. Спуск к берегу Камского водохранилища в Хохловке. В кадр не попали сооружения солеваренного завода 1878-1882 годов Соликамского купца I гильдии Александра Васильевича Рязанцева. 1/100, 0.67, 8.0, 640, 24.

Представляю: зелень вокруг и голубое «Камское море» до горизонта, берег изрезан.

Фотография 10. На берегу Камского водохранилища. Музей под открытым небом «Хохловка». Поездка на машине по интересным местам около Перми. 1/125, 8.0, 640, 70.

Читайте так же:  Вена достопримечательности бесплатно

Еще один интересный экспонат – сторожевая башня из села Торговище Суксунского района.

Фото 11. Сторожевая башня. Музей Хохловка в Пермском крае. 1/60, 0.67, 9.0, 800, 55.

Село Торговище основано на одной из остановок водного пути по реке Сылва еще во времена Ивана Грозного. Для защиты от кочевников (башкиры, наверное, имеются ввиду) был построен острог с 8-ю башенками, огороженный рвом с водой. Деревянная крепость простояла до конца 18-го века. Сторожевая башня «Спасская проезжая» была построена в XVII веке, в 1899-м году сгорела. Селяне построили уменьшенную копию, которую в 1971-м и перевезли в музей «Хохловка».

В общем, пока мы ходили по территории архитектурно-этнографического комплекса, солнце окончательно скрылось за горизонтом и внутрь крестьянской усадьбы мы уже не стали заходить (можно, как я понимаю, только с экскурсоводом туда попасть). А жаль! Смотрел фотографии других фотографов, съездивших в Хохловку – понравились «натюрморты» с деревенской утварью, снятые при естественном свете от окна.

Фото 12. Музей под открытым небом «Хохловка». Отзывы туристов об экскурсии. Путешествие по Пермскому краю на автомобиле. 1/320, 1.33, 14, 800, 56. Объектив Samyang 14/2.8, камера Nikon D610, штатив Sirui T-2204X с головкой G-20KX.

Посмотрите видео, снятое с дрона, чтобы представить, что из себя представляет этот архитектурный музей.

Подводя итого экскурсии, могу сказать, что мы были не очень впечатлены. То ли повлияло подавленное настроение после музея «Пермь-36», то ли тот факт, что мы уже видели подобную экспозицию деревянного зодчества Урала под открытым небом в окрестностях Екатеринбурга: в деревне Нижняя Синячиха. Думаю, жителям Перми будет интересно побывать в Хохловке. А вот тем, кто живет в Свердловской области проще добраться в Синячиху. Кроме того, если не заходить внутрь строений, фотографировать у нас можно и бесплатно. Там тоже можно увидеть усадьбы XVII…XIX веков, принадлежавшие зажиточным крестьянам, деревянную мельницу, острог и пожарную башню. Лучше бы мы съездили в Белогорье и сфотографировали Свято-Николаевский мужской монастырь – зимой там все покрыто инеем, получаются просто волшебные фотографии.

Маршрут нашей автомобильной поездки по Пермскому краю на длинные новогодние выходные включал еще упомянутую Белую гору рядом с Кунгуром и, заодно, Ледяную пещеру. Но к вечеру погода испортилась: потеплело и стало пасмурно (не будет подходящего для фотографий света). Поэтому решено было пропустить Белогорье, поехали ночевать к родственникам в Красноуфимск. По пути заглянули в Пермь, чтобы удостовериться в одной простой мысли: «Счастье — не за горами!»

Фото 13. Счастье не за горами. Оно – в Перми. Отзыв о самостоятельной поездке по достопримечательностям Пермского края на автомобиле. 15 секунд, 8.0, 320, 32.

История музея-заповедника под открытым небом «Хохловка»

Очень трудно найти какие-либо документы в Интернете. Удалось только узнать, что открыть такую экспозицию деревянного зодчества Северного и Южного Прикамья предложил в 1966 году историк архитектуры Прикамья Александр Сергеевич Терехин. Через 2 года, в 1968-м главный архитектор Пермской области Николай Николаевич Кукин решил, что лучшая площадка для нее – окраина села Хохловка. Для согласования всех формальностей приезжала московская комиссия под руководством В.В. Маковецкого. По результатам всех этих действий в апреле 1969 года Пермский областной исполнительный комитет постановил создать здесь музей.

Хохловка. Как добраться на машине или на автобусе

Если вы решили доехать в Хохловку из Перми на автомобиле, то маршрут следующий: микрорайон Гайва (лучше ехать по Коммунальному мосту и потом через Сосновый бор). Тем, кто захочет добраться в музей из микрорайона Мотовилиха, проще ехать через Камскую ГЭС. Выезжаем на улицу Гайвинскую, проезжаем заводы «Камкабель» и «ЖБК №7» и на Т-образном перекрестке сворачиваем налево: на Ильский тракт. Через 9 километров увидим указатель «на Скобелевку» направо. Координаты GPS архитектурно-этнографического музея «Хохловка»: 58.258092, 56.260875.

14. Как добраться в музей «Хохловка» на автомобиле или на автобусе . Карта со схемой маршрута.

А вот добраться сюда на автобусе – как всегда, мутный вопрос. Официальный сайт музея сообщает, что доехать можно на пригородном маршруте №487 от остановки «Центральный рынок» (автовокзал). Но на различных форумах туристы пишут, что этот автобус иногда не приходит вовремя или, вовсе, рейсы отменяются, и поэтому лучше доехать на №340 (с автовокзала: 9:25, 14:05, 17:30, из Хохловки: 10:45, 15:10, 19:00). Думаю, проще позвонить в справочную музея или по телефонам на официальном сайте Хохловского сельского поселения (http://hohl.permraion.ru/page/transport).

Цена билета на вход в музей – 120 рублей с человека. Официальный сайт утверждает, что время работы: с 10:00 до 18:00 без выходных (кроме последнего понедельника месяца, когда проводится санитарный день). Но на других площадках упоминается, что с 1 июня по 31 октября заведение открыто с 10 до 18-ти, с 1 ноября по 31 мая – с 9-ти до 17-ти. Во время нашей экскурсии 5 января они закрывались в пять часов вечера. В общем, проще позвонить и проконсультироваться.

За сим эпопею с рассказом о поездке по Пермскому краю на машине заканчиваю. Как уже сказал в первой части отзыва, нам путешествие понравилось не меньше, чем приключения в Гималаях в Индии в ноябре 2015 года, хотя денег на сие мероприятие затратили в 10 раз меньше. Особенно рекомендую, конечно, посетить природные достопримечательности из нашего маршрута: Каменный город, Усьвинские столбы, камни Полюд и Ветлан на Северном Урале. Карту с описанием маршрута и GPS координаты каждого интересного места, что мы постелили, можно увидеть в первой главе. Мы для себя поставили цель съездить в Пермский край еще и летом, заглянуть в Соликамск и Чердынь, где полно древних улочек и церквей, сходить на Помянный камень и к Жигаланским водопадам. Но, поживем – увидим. Удачных, вам друзья, путешествий по родной земле!

Музей-заповедник деревянного зодчества, расположенный на высоком мысу реки Камы. Место для музея под открытым небом выбрано удачно. Постройки гармонично вписываются в окружающую природу, пейзажи очень живописные!

В этой статье вы узнаете об истории и каждом объекте «Хохловки». Итак, начинаем знакомство.

История музея «Хохловка»

Место размещения архитектурно-этнографического музея выбрали не сразу. Решали между Чердынью, Соликамском и окрестностями Перми. В результате выбрали мыс на Камском водохранилище около села Хохловка (кстати, ударение в названии ставится на первом слоге). С трех сторон мыс омывается водой.

Решение о создании музея было принято Пермским облисполкомом еще в апреле 1969 года. Инициатором выступил пермский архитектор Александр Терехин. В марте 1971 года Министерство культуры РСФСР утвердило эскизный проект его генерального плана (авторы Г.Л. Кацко, Г.Д. Канторович и А.С. Терехин).

Научно-реставрационным производственным управлением из различных точек Прикамья в Хохловку были перевезены и отреставрированы памятники деревянной архитектуры конца XVII – начала ХХ веков. Это позволило сохранить ветхие, приходившие в негодность старинные постройки.

В марте 1980 года в журнале «Вокруг света» вышла статья о готовящемся к открытию музее. Журналист Лидия Чешкова приводила слова одного из создателей музея:

«За восемь лет работы, — говорил Косарев, — мы смогли разобрать, перевезти и поставить лишь девять памятников. В 80-м году музей собираются открывать, и к этому времени еще три-четыре памятника надо реставрировать непременно».

Три островка — три деревеньки вырастут со временем на зеленых склонах Заповедного холма: одна — типичная для Северного Прикамья (прототипом послужит село Янидор в Чердынском районе), вторая — характерная для Южного Прикамья, третья — коми-пермяцкая. Но самым, пожалуй, необычным будет промышленный сектор: ни в одном музее под открытым небом не увидеть промышленную архитектуру, связанную с древним промыслом — солеварением».

Открытие музея состоялось 17 сентября 1980 года. Он стал филиалом Пермского краеведческого музея. Некоторые источники называют «Хохловку» первым музеем деревянного зодчества на Урале. Однако Нижнесинячихинский музей-заповедник был открыт И.Д. Самойловым раньше – в 1978 году.

В 1995 году «Хохловка» была объявлена музейным комплексом федерального значения. 15 февраля 2017 года музей передан из собственности Российской Федерации в собственность Пермского края.

Площадь музейного комплекса составляет 35,2 га (по другим данным 42 га). В наши дни на территории музея-заповедника размещено 23 памятника деревянного зодчества. В некоторых зданиях представлены соответствующие по тематике интерьеры и экспонаты.

Экспонаты музея «Хохловка»

В музее «Хохловка» можно познакомиться с традициями русского деревянного зодчества. Территория музея поделена на тематические сектора в зависимости от местности, откуда привезены постройки: северо-западное, северное и южное Прикамье. Также тут три тематические экспозиции: охотничье становье, солепромышленный и сельскохозяйственный комплексы.

Предлагаю познакомимся со всеми основными объектами этого архитектурно-этнографического музея под открытым небом.

Сектор «Северо-западное Прикамье»

Начинается от входа в музей, встречая его посетителей. Состоит из трех усадеб XIX-XX веков, перевезенных из Коми-Пермяцкого округа. Представляет собой традиционную архитектуру коми-пермяков.

Изба усадьбы Кудымова

Перевезена из деревни Яшкино Юсьвинского района Коми-Пермяцкого автономного округа. Построена в середине XIX века. Представляет собой типичную усадьбу коми-пермяцкого крестьянина из северо-западного Прикамья. Внешне жилище коми-пермяка XIX века выглядит просто и сурово.

«Представляет собой дом-двор поперечной (Г-образной) связи с хозяйственными постройками. Комплекс «дом-двор» состоит из двух изб, связанных сенями, и крытого двора, примыкающего сзади под прямым углом», — так характеризуют постройки специалисты.

В Хохловку перевезен только сам дом. Хозяйственные постройки (амбар, ледник, баня по-черному) восстановлены по аналогиям того времени.

Усадьбу строили из сосновых бревен, соединяли их «в обло». Дом и хозяйственный двор покрывали двускатными кровлями самцовой конструкции. Все строилось без использования гвоздей.

Было предельно просто и в самом доме. В те суровые времена было не до излишеств. Дом топился «по-черному» — глинобитная печь не имела дымохода. Для выхода дыма в стене прорубались отверстия. Внутри избы воспроизведена обстановка, характерная для быта коми-пермяков конца XIX – начала XX веков. Заглянув в дом, можно увидеть глинобитную печь, широкие лавки, полати, «красный угол» с иконой, а также различную утварь: посуду, одежду, орудия труда (например, ткацкий станок).

Изба усадьбы Светлакова

Построена в 1910-20-е годы. Перевезена из деревни Дема Кочевского района Коми-Пермяцкого округа. Усадьба принадлежала крестьянину Светлакову, который занимался добычей камней для жерновов. Изба и хозяйственная часть расположены параллельно друг другу, под отдельными двускатными крышами. Между ними находится крытый двор. В стене дома с улицы можно заметить небольшое отверстие – волоковое окно для выхода дыма при топке печи по-черному.

Усадьба Баяндиных-Боталовых

Усадьба крестьянина Николая Михайловича Баяндина (1867-1961) из деревни Дмитриево Юсьвинской волости Чердынского уезда, построенная в конце XIX века, заметно отличается от двух предыдущих. Чувствуется, что ей владел зажиточный крестьянин. Возведена в «Хохловке» в 2002-06 годах.

Читайте так же:  Достопримечательности в орле на карте

Усадьба состоит из двухэтажного дома, рубленного в обло, и крытого двора с хозяйственными постройками. На первом этаже дома расположены теплая изба с русской печью, клеть для хранения муки и зерна и торговая лавка. На втором этаже, на который ведет высокое крыльцо с крытой лестницей, располагались два жилых помещения с «голландской» и русской печами, а также клеть. Во дворе располагались конюшня, сеновал, хлев. Тут же стояли телега и сани – главное средство передвижения. В отдельной избушке на огороде находилась синильная мастерская, где хозяин окрашивал домотканные холсты – это был еще один его заработок помимо торговли.

Сектор «Северное Прикамье»

Состоит из двух объектов: усадьбы и церкви, привезенных из Чердынского района Пермского края.

Изба усадьбы Васильевых

Построена в 1880-е годы. Перевезена из деревни Большая Гадья Чердынского района.

Показывает, какой была усадьба русского крестьянина Северного Прикамья. Представляет собой трехкамерное жилище: изба-сени-изба. Обе половины избы были жилыми, с одинаковой планировкой. В каждой располагалась русская печь. В доме жило большое семейство.

В правой избе сохранилась домовая роспись, характерная для Северного Прикамья. Домовая роспись получила распространение во второй половине XIX века. Она была по карману лишь состоятельным хозяевам, которые украшали росписью самые видные места интерьера. Самым распространенным мотивом была композиция цветущего дерева – дерева жизни – с сидящими на нем птицами. Это был своего рода оберег.

К избе примыкает крытый хозяйственный двор. Во дворе располагались хлев для домашнего скота и сеновал. Для удобства с улицы на сеновал вел тележный въезд.

В доме действует выставка «Крестьянская домовая роспись», где представлены образцы домовой росписи (в том числе на прялках, коромыслах и посуде) как из северных, так и из южных уездов Пермской губернии.

Спасо-Преображенская церковь

Деревянная Преображенская церковь построена в 1702 году в селе Янидор Чердынского района Пермского края. С 1939 года не действовала, была закрыта 28 января 1940 года. В здании размещалось зернохранилище, позже церковь была перевезена в «Хохловку».

По своему типу церковь принадлежит к клетским храмам. В основе конструкции лежит клеть – простой четырехугольный сруб, подобный тем, что использовались при строительстве изб. Все три части церкви – трапезная, храмовая и алтарная – размещаются на одной оси. Постройки такого типа называли «кораблем». Вся постройка поднята на высокий подклет.

«Уникально завершение храмовой части церкви: на высокую клинчатую кровлю поставлены крещатая бочка с главкой. Завершение клинчатой кровли крещатой бочкой – единственное в своем роде украшение на сохранившихся постройках русской архитектуры», — пишут архитекторы об этом здании.

Над алтарем возвышаются главки луковичной формы с волнообразной черепицей из осины.

Внутри пусто. Сохранились лишь пристенные скамьи с резьбой. Интерьер церкви не восстановили, поскольку не сохранилось никаких документов о том, каким он был.

Сектор «Южное Прикамье»

Самый обширный сектор, состоящий из пяти объектов. Здесь же расположена самая старая постройка «Хохловки».

Сторожевая башня

Сторожевая башня возвышается на холме и издалека притягивает взгляд. Перевезена из села Торговище, что на реке Сылве, Суксунского района Пермского края. Является памятником русского деревянного оборонного зодчества, первый объект архитектурно-этнографического музея «Хохловка» (1972 г.).

Спасская сторожевая башня представляла собой остаток Торговижского острожка, построенного в 1664 году для защиты города Кунгура от нападений с юга. Некогда на ней дежурил дозорный. Острожок представлял собой деревянную крепость, имевшую, по разным данным, от 5 до 8 башен, соединенных забором. В 1671 и 1708 годах крепость благополучно выдерживала осады.

Башню оставили как исторический памятник. Сам острог был разобран еще в конце ХVIII века, поскольку утратил свое значение и пришел в ветхость. В память избавления от башкирских набегов ежегодно 1 августа в башне устраивались молебны.

Крестный ход в селе Торговище. Фото 1914-16 гг.

К сожалению, Спасская башня сгорела в результате пожара 3 июля 1899 года. В 1905 году местные жители сами восстановили башню, но меньших размеров. В советское время в ней размещалась пожарная часть.

Стоит заметить, что в былое время в Торговище был величественный архитектурный ансамбль, включавший деревянный храм Зосимы и Савватия, колокольню и сторожевую башню. В наши дни в селе частично сохранилась лишь деревянная колокольня.

Архитектурный ансамбль с. Торговище. Вид с юга. Фото начала XX века Архитектурный ансамбль села Торговище. Вид с запада. Фото начала XX века

В первоначальном виде высота Спасской башни достигала 8 сажен (17 метров), длина — 4 сажени (8,5 метров), ширина — 3 сажени (6,4 метров). Восстановленная башня имеет в основании четверик 5,33 х 4,40 м. На четверик опирается восьмигранный сруб с шатром, рубленным «в режь» и покрытым красным тесом. В восьмерике прорублены бойницы на все стороны горизонта. Шатер завершается вышкой, которая поддерживается восемью столбами. В прошлом сверху был стержень с государственным гербом — двуглавым орлом, но он не сохранился. Сейчас башню венчает флюгер.

Башня в селе Торговище до пожара 1899 года

Лидия Чешкова в журнале «Вокруг света», № 3, 1980 г. писала:

«Историю башни рассказал мне Гершен Давыдович Канторович, начальник проектного отдела Пермской мастерской. Вместе с Аюпом Асыловым он разбирал ее и вывозил из села Торговище Суксунского района.

Башню построили в начале века взамен такой же, сгоревшей в конце прошлого столетия. Та, сгоревшая, действительно была возведена в XVII веке как часть острожка, и стены ее помнили восстание Пугачева. Почему и получила она в народе имя — Пугачевская. Хотя — вот парадокс исторической памяти — Пугачев не оборонялся в башне, а, напротив, осаждал острог. Реставраторы нашли фотографии башни незадолго до пожара 1899 года, Аркадий Федотов поднял из архива церковную летопись села Торговище — теперь датировка строения не вызывает сомнений.

Около этой башни, рассказывал Канторович, селяне снимались с хоругвями, когда уходили на первую мировую; возле нее на бревнышках любили посидеть и поговорить старики. И все-таки, когда начали разбирать ее, согласились, отдали по-доброму: село менялось, и старики понимали, что в музее башня будет в большей сохранности».

Богородицкая церковь

Деревянная Богородицкая церковь «Неопалимой купины» построена в 1694 году в селе Тохтарево на реке Сылве (Суксунский район Пермского края).

Состояла из летней Богородицкой церкви, построенной в 1694 году, и зимней Екатерининской, построенной в 1802 году. С августа 1937 года церкви не действовали, закрыты 16 марта 1939 года и отданы под школу.

Богородицкая церковь – самая старая постройка музея! Она была срублена еще при Петре I. По легенде возведена в месте, куда по реке Сылве приплыла икона Богородицы. Перевезена в «Хохловку» в 1971 году.

Церковь построена по типу древних клетских храмов на высоком подклете. Построена «кораблем». На одной оси находятся притвор, трапезная, храмовая и алтарная часть. На первом этаже, в подклете, хранилось церковное имущество и различная утварь, а на втором проходили службы.

«Элементами, украшающими церковь, являются резные причелины и полотенца на крыше, а также узорная епанча, обрамляющая главки церкви снизу. Особую живописность постройке придает крыльцо, поставленное на отдельный сруб», — отмечали архитекторы.

Можно заглянуть внутрь, но там, как и в Спасо-Преображенской церкви, пусто. Внутренний интерьер, к сожалению, не сохранился, кроме алтарного потолка и арочной двери, ведущей в храмовую часть.

Колокольня

Построена в 1781 году в селе Сыра Суксунского района Пермского края. Возведена одновременно с деревянной Свято-Троицкой церковью, которая не сохранилась. Также в архитектурный ансамбль села Сыра входила построенная в 1911 году каменная церковь.

Высота колокольни достигает 30 метров. Колокольня представляет собой восьмигранный сруб, рубленный способом «в лапу». Восьмерик основания перерастает в площадку звона с большими пролетами арок, обрамленных резными полицами. Сверху постройку венчает большой островерхий шатер. Колокола размещались на высоте под открытыми аркадами. Барабан и луковичная главка шатра покрыты деревянной черепицей.

Лидия Чешкова в журнале «Вокруг света», № 3, 1980 г. писала:

«Шатер колокольни кажется продолжением ельника, подступившего к ее стенам. Эту колокольню XVIII века из деревни Сыра Суксунского района поднимали, собирали на холме совсем недавно. Венец за венцом клала бригада плотников Аюпа Асылова, и вот теперь узор теней лег на теплые серые стены, и колокольня словно ожила. ».

Изба усадьбы Игошева

Далее маршрут идет вниз по склону холма. Вскоре тропа приведет к смотровой площадке. Дальше идет деревянная лестница, которая приведет к избе усадьбы Игошева, которая будет справа. Этот дом построен во второй половине XIX века в деревне Грибаны Уинского района Пермского края. Постройка срублена из стволов сосны и поставлена на каменный фундамент. Оконные наличники украшены резьбой.

Сельское пожарное депо

Построено в 1906 году в деревне Скобелевка Пермского района. На крыше депо установлена смотровая башня. Со смотровой вышки круглые сутки озирали окрестности на предмет наличия пожаров. Если появлялся дым, то били тревогу, и пожарные спешили тушить огонь. В прошлые века пожары были страшным бедствием для населенных пунктов.

Внутри представлен пожарный инвентарь, в том несколько обозов. На одном стоит бочка для воды. Можно увидеть и старинные насосы для воды.

Комплекс «Охотничье становье»

Здесь представлены промысловые охотничьи постройки Северного Прикамья XIX века. Возведен в 1996 году. Среди экспонатов:

  1. Очаг-«нодья» с навесом. Служил для временного ночлега охотников.
  2. Охотничья избушка.
  3. Лабаз на одном столбе. Предназначался для хранения пушнины.
  4. Лабаз на двух столбах. Служил для хранения припасов.

Также поблизости установили деревянные скульптуры охотника и медведя.

Солепромышленный комплекс

Этот комплекс представляет особенный интерес. Ансамбль промышленных сооружений состоит из четырех объектов. Еще более полные представления о соляной промышленности Прикамья можно получить в Музее истории соли на территории бывшего Усть-Боровского солеваренного завода в Соликамске.

Рассолоподъемная башня

Перевезена с Усть-Боровского солеваренного завода (город Соликамск). Построена в 1880-е годы. Она защищала технику, качавшую соляной рассол, от тяжелых погодных условий. Здесь можно заметить деревянную трубу, по которой перемещался рассол.

Соляной ларь

Построен в 1880-е годы на Усть-Боровском сользаводе (г. Соликамск).

Соляной рассол подавался в соляной ларь. Здесь рассол накапливался до нужного объема и отстаивался, чтобы осели посторонние примеси. Ларь буквально пропитался солью. Если присмотреться, то хорошо видны белые соляные разводы.

Интересно, что ларь транспортировался без разбора сооружения на бревна. Этот процесс описывала журналистка Лидия Чешкова:

«Ларь, что стоит сейчас на Заповедном холме, перевезли из Усть-Боровой не разбирая. Реставраторы знали, что собрать просоленные, проконопаченные смолой брусья будет сложно, и главный архитектор Пермской мастерской Генрих Лукиянович Кацко выдвинул и разработал план перевозки строения целиком.

. Сначала тащили стотонный ларь к берегу. Надо было преодолеть метров триста. Тащили осторожно, при помощи домкратов, различных блоков и полиспастов. Для этого на берегу реки, в Усть-Боровой, построили специальный причал, закопали якорь-мертвяк. То же самое пришлось делать и в конце пути, у берегов Заповедного холма. Триста километров плыл ларь на барже вниз по Каме. Весной. По большой воде. Работа была трудная, необычная…»

Читайте так же:  Как нарисовать красивое место в россии

Варница

Построена в 1880-е годы в Усть-Боровском солеваренном заводе (город Соликамск). Перевезена в «Хохловку» в 1974 году.

Отстоявшийся соляной раствор поступал в варницу. Она представляет собой квадратный сруб, перекрытый четырехскатный крышей с деревянной вытяжной трубой. Внутри была печь, над которой подвешивалась огромная металлическая сковорода (чрен или цирен) площадью более 100 кв.м. На нее наливали соляной рассол. Для сушки вываренной соли над циреном устроены деревянные полати.

Внутри можно увидеть устройство варницы, понять процесс выварки соли, увидеть старые фотографии.

Соляной амбар

Построен в 1880-е годы, перевезен с Усть-Боровского солеваренного завода (город Соликамск).

Готовую соль из варницы соленосы относили в мешках в соляной амбар. Соленосами работали не только мужчины, но и женщины. Мешки таскали за спиной. Соль разъедала кожу на ушах и затылке. Так и появилось прозвище «пермяк – соленые уши».

Амбар стоит на берегу реки. Отличается большими размерами: длина амбара достигает 28 метров, высота 16 метров. Внутри находилось три отделения. Соль загружали сверху – с помоста на крыше. Раньше амбары оборудовали эстакадами, с которых соль грузили на баржи. Бревенчатые клети, на которых стоит амбар, защищали соль от намокания.

Соляной комплекс в Усть-Боровой работал до 1 января 1972 года.

В 1979 году журналисту Лидии Чешковой представилась следующая картина:

«Соляной амбар рубили у самой воды. Уже стояли стены из огромных бревен, и вдоль фасада, выходящего на реку, вела широкая галерея. Вода подступала к мощным ряжам, на которые опиралось строение. Уже можно было представить, как подплывает к «соляному магазейну» ладья, пристает к галерее, и соленосы в белых рубахах взваливают на спину пудовые мешки.

Неподалеку от амбара поднимается рассолоподъемная башня, похожая на сторожевую; она сложена из темных, рубленных в обло бревен. Рядом соляной ларь, будто обыкновенная изба, но без окон; он стоит на ряжах и стянут деревянной рамой, точно обручем; стены черные, с белыми потеками и пятнами соли. Варница еще не собрана: ее огромные серые, растрепанные временем, изъеденные солью бревна рассыпаны по зеленой траве».

Набережная

Постройки солепромышленного комплекса стоят на берегу реки Камы. На берегу обустроена набережная. Здесь можно отдохнуть и полюбоваться природными красотами. На противоположном берегу залива – небольшое, но живописное скальное обнажение.

Сельскохозяйственный комплекс

В «Хохловке» представлен и сельскохозяйственный комплекс, который включает в себя три объекта.

Ветряная мельница

Построена в середине XIX века в деревне Шихири Очёрского района Пермского края. Эта мельница принадлежала зажиточному крестьянину Кузьме Рахманову, а затем и его потомкам. В 1937 году мельницу национализировали. Мельница работала до 1966 года в колхозе «Красный боец». Относится к типу шатровых мельниц с неподвижным срубом основания и подвижной крышей, которая двигалась с помощью специального рычага. Так мельницу подстраивали под направление ветра, чтобы лопасти всегда находились в движении. До революции лопасти обтягивали рогожей, а затем установили фанеру. За свою работу мельники брали плату – десятину (т.е. 10% от полученной муки).

Рядом, на земле, лежит мельничный жернов, второй – внутри мельницы. Там же можно увидеть конструкции для засыпки зерна и получения готовой муки.

Стоит заметить, что на Урале ветряные мельницы не были широко распространены. Преобладали водяные мельницы. Но некоторые из немногочисленных ветряных мельниц удалось сохранить в музеях.

Зерновой амбар

Общественный зерновой амбар построен в 1906 году в селе Хохловка. Представляет собой прямоугольный сруб с четырехскатной крышей. Восемь сусеков амбара могли вместить до 125 тонн зерна. В нижних венцах постройки можно заметить отверстия для вентиляции – продухи.

Гумно с овином

Построено в 1920 году в селе Ошиб Кудымкарского района Коми-Пермяцкого округа.

Гумно представляло собой совмещенные под двускатной стропильной крышей хозяйственные постройки для сушки снопов и обмолота зерна.

Деревянная постройка в дальней части гумна – это овин. В нем сушили снопы перед тем, как начать молотить. Овин состоит из двух частей – подземной и надземной. В подземной части стояла печь-каменка. На жердях над печью раскладывались снопы.

После просушки снопы граблями доставали из овина и относили на соломорезку. Затем колосья раскладывали на глинобитном полу и с помощью цепов мололи. После обмолота зерно веяли – лопатами подбрасывали вверх. Так избавлялись от посторонних примесей. Открытые ворота и щели в стенах давали возможность веять зерно при разных направлениях ветра. Затем зерно собирали лопатой и пропускали через специальное сито. Ломаное зерно относили на мельницу, а цельное хранили в амбаре.

Внутри гумна восстановлен интерьер с крестьянскими орудиями для сушки, ручной молотьбы и веяния зерна, а также машины, появившиеся в 1880-х годах. На Урале питались в основном ржаным хлебом. В сложных климатических условиях Урала рожь была менее прихотлива, чем пшеница.

Рядом с гумном расположен загон, где живут два северных оленя.

Событийные мероприятия

На территории музея регулярно проходят различные фестивали и праздники. Крупнейшие из них: Масленница, реконструкция «Большие маневры на Хохловских холмах», фестиваль «Камва» (обычно проводится либо в Перми, либо в Хохловке). Также отмечаются Троица, Яблочный спас и другие народные праздники.

Постройки музея – отличная декорация для съемок кино. Здесь снимали фильмы «Ермак», «Золотой полоз», сериал «Серебро» («Путь на Мангазею») и другие.

Аналоги на Урале

На Урале есть и другие подобные музеи. Например, в Пермском крае это Этнографический парк истории реки Чусовой (город Чусовой), а в соседней Свердловской области – Нижнесинячихинский музей-заповедник (Алапаевский район). Кстати, если «Хохловка» создавалась государством, то эти музеи появились благодаря труду энтузиастов-подвижников (Л.Д. Постникова в Чусовом и И.Д. Самойлова в Нижней Синячихе).

Село Хохловка

Стоит немного рассказать и о самом селе, на окраине которого возник музей. Село возникло на берегу реки Хохловка, впадающей здесь в Каму. После постройки Камского водохранилища возник Хохловский залив.

В 1754 году здесь был основан Хохловский медеплавильный завод, пущенный в действие в 1756 году. Основателями и первыми владельцами завода были Мария Артемьевна Строганова, А.А. Голицина (Строганова) и В.А. Шаховская (Строганова). С 1757 года завод принадлежал М.А. Строгановой, с 1784 – И.Л. Лазареву, с 1801 – Е.А. Лазареву, с 1871 – Е.Х. Абамелек-Лазареву.

В сентябре 1770 года Хохловский завод посетил Н.П. Рычков, который подметил убыточность медеплавильного производства. По данным Тимура Харитонова, в последующем, как и многие строгановские заводы (в частности, Чермозский и Пожевской), завод перешел на передельное производство. Чугун на выделку железа доставлялся с Кизеловского завода. После покупки Хохловского завода И.Л. Лазаревым, его управляющий Ипанов осенью 1784 года закрыл медеплавильное производство и приступил к перестройке на железоделательное. 1 января 1785 года завод был пущен на выковку железа при шести кричных горнах. Однако в 1866 году завод прекратил свою работу, а в 1890 году был разрушен до основания.

В 1856 году на средства заводчика Лазарева была построена Иоанно-Предтеченская каменная церковь. В июле 1940 года церковь закрыли и отдали под клуб. Да наших дней здание не сохранилось. В 1930 году в селе возник колхоз «3-й Интернационал», который в 1959 году влился в укрупненную сельхозартель «Дружба».

После постройки в середине XX века Камской ГЭС и создания обширного Камского водохранилища территория бывшего завода ушла под воду.

В прошлом Хохловка являлась центром Хохловской волости Оханского уезда и Хохловского сельского совета. В 1973 году его перевели в Скобелевку.

Согласно данным переписи 2010 года, здесь постоянно проживает лишь 12 человек. Известно, что в 1926 году численность населения достигала 233 человек. Летом село оживает благодаря многочисленным дачникам.

С Хохловкой связана жизнь Якова (Иакова) Васильевича Шестакова (псевдоним Яков Камасинский; 1858-1918) – краеведа, писателя, священника. Некоторое время он служил священником в местной церкви. Шестаков примечателен тем, что многое сделал для просвещения коми-пермяков, увлекался археологией, был членом Пермской ученой архивной комиссии и Пермской комиссии УОЛЕ, много путешествовал, писал статьи, рассказы, очерки. В 1905 году его этнографические очерки вошли в книгу «Около Камы». В начале 1900-х годов создал собственное издательство «Кама». Жизнь Шестакова оборвалась трагически как раз около Хохловки. В 1918 году его зарубили красноармейцы во время «красного террора». Похоронен на кладбище в Хохловке.

Священник Яков Шестаков (справа)

Видео

Небольшой видеоролик, снятый во время нашего посещения «Хохловки».

Как добраться до Хохловки?

Архитектурно-этнографический музей расположен на окраине села Хохловка Пермского района Пермского края.

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00. Последний понедельник месяца — санитарный день.

Телефон музея: (342) 274-77-37, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. .

Проще всего сюда добраться на личном автотранспорте. В Перми нужно переехать по мосту через Каму, затем ехать в северном направлении, проехать через микрорайон Гайва и выехать на Ильинское шоссе. Далее важно не проскочить указатель на Хохловку (нужно будет свернуть с трассы направо). Расстояние от центра Перми до музея – 45 километров. Сориентироваться поможет расположенная ниже карта.

Вход в музей «Хохловка»

Можно доехать и на общественном транспорте. Есть два варианта, как добраться из Перми.

1. Рейсовый автобус №487 (Верхние Муллы — Хохловка). В Перми едет по шоссе Космонавтов через Центральный рынок, можно сесть на остановках общественного транспорта.

2. С автовокзала Перми до Хохловки можно доехать на автобусах № 340 (едет до Хохловки), № 702 (Ильинский), № 773 (Чермоз). Расписание и стоимость билетов уточняйте в справочной автовокзала по тел. (342) 236-43-00, 236-44-34, 299-71-82. Автобусная остановка расположена как раз около входа в музей.

Хохловка заслуживает поездки и для тех, кто живет за пределами Пермского края. Заодно можно посетить достопримечательности в окрестностях: город Пермь, поселок Ильинский, город Чёрмоз, Чусовскую Стрелку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *