Пещерный мужской монастырь

Свято-Успенский монастырь в скале

Географические координаты Свято-Успенского монастыря в Крыму на карте GPS N 44.744096, E 33.910369.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае — один из древнейших храмов Крымского полуострова. В разные времена он носил множество названий: Крымская Лавра, пещерный монастырь, пещерный город и другие. Первое упоминание о Свято-Успенском монастыре относится к концу 8-го века. В одной из пещер ущелья Девы Марии поселился монах, который позже и основал монастырь. Существует две версии основания монастыря:?

?

Первая версия берет свое начало в 754 году. Именно в этом году в Византии состоялся церковный собор, на котором иконы приравняли к идолам, а молитва у иконы стала считаться идолопоклонничеством. В том же 754 году началась борьба с иконами. Один из монахов Михаил решил спасти икону, забрав ее из монастыря. Он начал скитаться по миру и искать новое пристанище. И вот, спасая икону, Михаил добрался до Крыма, и у подножья ущелья ему во сне пришла Дева Мария и сказала, что гонения скоро закончатся, а ему следует поселиться в одной из пещер в ущелье, где вскоре появится большой монастырь. Пророчество сбылось: в 780 году борьбу с иконами закончили, а пещера с монахом превратилась в большой монастырь. ?

?

Вторая версия основания Свято-Успенского монастыря также связана с иконой и Михаилом. В ней Михаил был простым пастухом и каждый день выгуливал свое стадо в ущелье. И вот однажды в одной из пещер Михаил увидел огонек. Пастух заинтересовался и пошел на свет. Зайдя в одну из пещер, он увидел, что свет идет от иконы Девы Марии. Обрадовался пастух и решил икону с собой забрать. Принес ее к себе домой, поставил на видное место. На утро проснулся пастух, а иконы нет в доме. Все обыскал и снова скот на прогулку повел, и снова свет в пещере увидел. Несколько раз он икону забирал, несколько раз он друзей приводил и показывал это место святое и чудо с иконой. Вскоре, посовещавшись с друзьями, решил икону Девы Марии в пещере оставить и храм там построить. Место стало настолько благодатное, что за несколько лет целый пещерный город получился.
Первое явление иконы произошло 15 августа, в день Успения Божьей Матери, так монастырь и получил свое название — Свято-Успенский монастырь. ?

?

Какая бы версия не оказалась правдивой, чудеса на этом не закончились.
В 1475 году Османская империя захватывает город Чуфут-Кале. Вырезает половину его жителей и основывает новый город Бахчисарай. Все это происходит в радиусе 2-3 км от Храма. Во время боевых действий и во время строительства Бахчисарая, Свято-Успенский монастырь не только остается в целости и сохранности, но и становится центром христианства в Крыму. ?

?

Существует множество легенд о том, что Крымские ханы перед важными событиями приходили в монастырь к святой иконе и просили помощи. И, судя по тому, что монастырь не пропал в средневековья, икона Божьей Матери помогала всем.
Следующие трудные времена для храма наступили в 1778 году. Крымские ханы начали гонения на христиан и на веру. Большая часть православного населения перебирается к берегам Азовского моря, где основывает множество сел и будущий город Мариуполь. Крымский хан не останавливается на внутренних чистках на полуострове, делает набеги на материковую часть Российской империи, что приводит к войне с Россией.
В 1783 году Крымский полуостров переходит под управление Российской империи, а Свято-Успенский монастырь вновь наполняется прихожанами и верующими со всех уголков России. ?

? ?

Следующие тяжелые времена пришли после революции 17- года. Храм был закрыт и разграблен. Восстановление храма началось в 1993 году. Территорию храма передали Крымскому патриархату, и начались долгие годы восстановления этих древних святынь.
На сегодняшний день Свято-Успенский монастырь открыт для всех. Посещение монастыря разрешается строго по церковным канонам: мужчинам не разрешается входить в шортах, женщины должны быть в юбках и косынках. Если Вы планируете посещение Бахчисарая, то оденьтесь соответственно или возьмите необходимое с собой. ?

?

Обычно посещение Бахчисарая начинают с посещения Ханского дворца, потом Свято-Успенского монастыря, после монастыря начинается подъем на Чуфут-Кале. Второе посещения Бахчисарая можно посвятить Бахчисарайский парку миниатюр, посещению пещерного города Тепе-Кермен и Марсианского озера. Достопримечательности Бахчисарая довольно обширны и интересны. Посещение всех исторических мест обычно занимает около 2-3 дней.

Свято-Успенский монастырь на карте Крыма

Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь

Зверинецкий мужской монастырь во имя Архангела Михаила в г. Киев Киевской епархии Украинской Православной Церкви

История

Первоначальный монастырь

История Зверинецкого пещерного монастыря в Киеве уходит вглубь веков, и разногласия её исследователей оставляют широкое поле неопределенности. История Зверинецких пещер многослойна, и сами пещеры в разных участках вероятно относятся к разным эпохам.

Древнейшая датировка Зверинецких пещер относит их ко временам Крещения Руси, более чем на пять десятилетий ранее возвращения в Киев преподобного Антония Киево-Печерского [1]. По преданию, первый митрополит Киевский святитель Михаил основал в городе Выдубицкий храм во имя архангела Михаила при котором скоро вырос монастырь. Например, одно из летописных свидетельств говорит, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь святого Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». Так-как древнейшие киевские монастыри все были подземными и только впоследствии, с увеличением числа насельников, «выходили из-под земли», а также ввиду географической близости, можно считать что Зверинецкий пещерный монастырь и был обителью при Выдубицкой церкви.

Синодик монастыря называет его первым игуменом Леонтия, которого предположительно отождествляют со святителем Леонтием Ростовским. В тесных и холодных келлиях Зверинецкого монастыря подвизались монахи вплоть до очередного нашествия татар или половцев, когда братия и все укрывшиеся в пещерах оказались погребены заживо. Это заключение было сделано исседователями на основе расположения неправильно лежащих тел в монастыре, которых нашлось 35. Заживо погребенные погибали и от голода, и от жажды, и от недостатка воздуха медленной мучительной смертью. Таким образом монастырь просуществовал лишь немногим более одного века.

Новое обретение

В последующие столетия Киевский Выдубицкий монастырь продолжил своё существование как наземная обитель на берегу Днепра, юго-восточнее пещер, а о подземной части монастыря забыли. Лишь 12 октября 1888 года вход в пещеры был вновь открыт, из-за многочисленных видений благочестивой женщины Феодосии Матвиенко. Она не раз видела во сне движущуюся радугу, конец которой упирался в то место, в котором образовался пещерный провал. Феодосия спустилась в этот провал и смогла первой увидеть множество человеческих останков, одни из которых были погребены в специальных нишах, а другие были разбросаны вдоль всей пещеры в разных положениях. Чтобы отслужить панихиду по душам найденных ею почивших в новооткрытой пещере людей, Феодосия обратилась к братии Свято-Троицкого монастыря. Выслушав ее рассказ, некоторым из братии по благословению настоятеля старца-архимандрита Ионы было поручено обследовать пещеру. В ней, вместе со множеством человеческих останков, были найдены подтверждения того, что это был монастырь.

В 1911 году духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, игумен Валентин (Коротенко), построив себе на пещерах небольшой шалаш, переселяется в него чтобы охранять святыню и служить панихиды по погребенным, как о том часто просили приходившие туда в большом количестве паломники. Таким образом было положено начало новому скиту Ионинского монастыря. 22 октября того же года в Свято-Троицком храме Ионинского монастыря отец Валентин познакомился со старшим советником Киевского губернского управления, князем Владимиром Давидовичем Жеваховым, поведав ему о новообретенном древнем пещерном Зверинецком монастыре. Это стало новой страницей в жизни князя, будущего священномученика, который приложил огромные усилия, чтобы помочь в организации на месте пещер скита. На его личные средства была взята в аренду земля над пещерами, и по благословению митрополита Киевского Флавиана проведены археологические раскопки с расчисткой части пещер.

В Зверинецких пещерах было найдено 48 ниш-могил, в которых насчитывалось 96 погребенных, а также множество человеческих останков, которые лежали в различных положениях вдоль всего пещерного прохода. Обнаружен был алтарный синодик с именами игуменов (надпись «игоумени звериньнсьци» – единственное документальное свидетельство о древней обители), а также надписи над нишами-усыпальницами Феодора Калики, Андроника Печерника и Иоанна. Зверинецких святых стали почитать как месточтимых киевских святых. Над новооткрытыми пещерами была построена церковь-скит, куда 23 апреля 1914 года торжественным крестным ходом с огромным стечением народа и духовенства, при участии двух архиереев, был перенесён из Киево-Печерской Лавры напрестольный крест и драгоценная икона Спаса Вседержителя, пожалованные государем императором Николаем II. В этой же церкви хранилась икона преподобного Сергия Радонежского, подаренная преподобномученицей великой княгиней Елисаветой Феодоровной.

В 1915 году митрополитом Киевским Флавианом была совершена местная канонизация Зверинецких преподобных.

Период советских гонений

В 1933 году от рук безбожников погиб последний настоятель Зверинецкого скита ­­- архимандрит Филарет (Кочубей).

В 1934 году Зверинецкий скит был разрушен и пещеры стали нещадно разворовываться их новыми посетителями. Однако, несмотря на «безбожные пятилетки», боевые действия во время Великой Отечественной войны и жилую застройку новейшего периода, которая вплотную приблизились к древнему памятнику, Зверинецкие пещеры вместе с мощами их обитателей сохранились.

Второе возрождение

В 1990 году пещеры отошли в ведение отдела «Киев подземный» Музея истории Киева. В 1990–1997 годах пещеры готовили к открытию. В 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти исследования отнесли захоронения приблизительно к X-XII векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода.

С 1997 году в новоустроенном пещерном храме во имя архангела Михаила начала совершаться Божественная литургия (по особому расписанию). Вновь сюда потянулись паломники, есть немало свидетельств об исцелениях и помощи после молитвы на Зверинецких мощах в наше время. Многие прихожане и паломники могут засвидетельствовать чудо, состоящее в том, что некоторые мощи издают приятное благоухание, а другие стали равномерно покрываться маслянистой жидкостью, пролежав до этого многие годы в совершенно сухом состоянии.

В 1990-х годах Зверинецкие пещеры возродились снова как скит Троицко-Ионинского монастыря. 9 июля 2009 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви в Зверинецких пещерах был возрожден монастырь во имя Архангела Михаила.

Зверинецкие пещеры

Настоятели, наместники

  • Леонтий (возможно свт. Леонтий Ростовский)
  • Маркиан
  • Свт. Михаил
  • Софроний
  • Мина (возможно свт. Мина Полоцкий)
  • Климент
  • Мануил
  • Лазарь

Настоятели скита

Документы, литература

  • ЦГИА Украины, ф. 260, оп. 1, д. № 74.
  • ЦГИА Украины, ф. 260, оп. 1, д. № 31.
  • Архивно-следственное дело №3742 епископа Иоасафа (Жевахова Владимира Давыдовича) из архива УФСБ по Курской области.
  • Киевское слово № 508, 14 октября 1888.
  • Каманин, И. М., Зверинецкия пещеры в Киеве (их древность и святость), Киев, Киево-Печерская Лавра, 1914.
  • Архангельский, Н. В.,Новооткрытыя Зверинецкия пещеры в Киеве (древняя обитель св. Михаила), Киев, 1915.
  • Серапион, иером., Новооткрывающияся древния пещеры в Киеве, на Зверинце, Одесса, 1913.
  • Воронцова, Е. А., Становлення, розвиток та відтворення Звіринецького печерного комплексу (Дисертакія на здобуття наукового ступеня Кандидат історичних наук), Киев, 1996.
  • Эртель, А. Д., Древния пещеры на Звнринце в Киеве, Киев, 1913.
  • Толстой, История Русской церкви, Из-во Валаамского монастыря, 1991, 690.
  • Андроник (Трубачёв), игум., Святая Русь. Хронологический список канонизированых святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (ІХ — сер. ХІІІ в.) дополнение к книге Митрополита Макария (Булгакова) История Русской Церкви, М., 1995, т. 2, 650-651.
  • Минея, Месяц Иуний, Служба в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земли российстей просиявших. На литии молитва: Владыко многомилостиве. Московский Сретенский монастырь, из-во «Правило веры», 1996, 578.
  • Александров, И., «Частичный список погибшего духовенства г. Киева,» Вісник прес-служби УПЦ, № 11, 58.

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря:
    • http://www.zvcaves.com.ua/index.php?option=com_content&task=. d=5

[1] По оценке исследователя начала XX века, Ивана Михайловича Каманина.

Об Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре

Множество чудесных и старинных монастырей в Киеве, но самый загадочный и таинственный из них ? это Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь Украинской Православной Церкви Московского патриархата, расположенный в Печерском районе Киева, к югу от Киево-Печерской лавры.

Здешние места получили свое название от княжеских «звериных ловов» или охот в этих когда-то густых лесах, изобиловавших в те далекие времена всяческим зверьем. В «Повести временных лет» по этому поводу говорится так: «и бяше около града лес и бор велик, и бяху ловяше зверь».

Елена Анатольевна Воронцова, кандидат исторических наук, много лет проработавшая заведующей отделом «Киев подземный» (ныне упраздненным) Музея истории Киева, замечала: «По другой версии, название связано с находившимся в этом месте зверинцем, где содержались специально подготовленные для охоты звери и птицы».

Самый загадочный и таинственный

Все они в течение веков подвергались изменениям, их перестраивали, переделывали, меняли, и только Зверинецкие пещеры, пролежав под землей нетронутыми много веков, остались в неприкосновенности и могут показать нам настоящий вид тех самых древних подземных келий, где подвизалась ревностная монашеская братия.

Дело в том, что древнейший Зверинецкий монастырь, созданный в первом веке христианства на Руси, в тяжкие времена нападений половцев или монголо-татар был засыпан землей и забыт на 800 лет.

Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей

Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей: общая длина здешних пещер превышает длину Ближних и Дальних пещер великой Киево-Печерской лавры, и здесь все ещё осталось до километра (а может, и больше) неизвестных, не открытых ходов.

Как обнаружили подземный монастырь?

В полдень этого же дня её сосед, художник Дмитрий Зайченко, со своим товарищем, возвращаясь со службы из расположенного рядом Свято-Троицкого Ионинского монастыря, наведались к открывшемуся провалу, захватив с собой свечи. Они расчистили отверстие и спустились в провал. Обнаружили там длинную пещеру со множеством человеческих останков и монашеские келии.

Подвижники Зверинецких пещер

Люди, которые покоились в пещерах, несомненно, были иноками: сохранились их кожаные монашеские пояса с изображениями двунадесятых праздников, четки, плетенные из тонких ремешков монашеские параманы, полуистлевшая кожаная и войлочная обувь, деревянные доски от гробов ? некоторые из них кипарисные, сохранившие особенный запах, ? обломки жерновов для растирания зерна.

Иван Михайлович Каманин восхищался природой вокруг пещерного монастыря: «Вся окрестность пещер производит чарующее впечатление. Стоя на высокой пещерной горе, пока ещё пустынной и открытой со всех сторон, с голубым небесным сводом над головой, и любуясь этой удивительной по красоте живой картиной, невольно испытываешь возвышенное настроение и близость к Богу; подавленная городской сутолокой душа чувствует себя свободной и облегченной, хотя на час, от мирских забот! Дивная природа!»

Просьба о молитве

Спустя 30 лет, уже 80-летняя, Феодосия Васильевна Матвиенко рассказывала Каманину, как тоже спустилась в пещеры, позвав с собой свою знакомую, чтобы было не так страшно. Рассказывала, что видела около 50 истлевших гробов в пещерках ? в каждой пещерке по два покойника головой к устью, всего наблюдательная Феодосия насчитала 99 черепов.

Покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их

Помимо монашеской братии, погребенной в пещерных кельях, были обнаружены останки мирских людей, которые, видимо, погибли, пытаясь укрыться в пещерах от преследования врагов. Они лежали беспорядочно вдоль пещерного прохода, что говорило о том, что над ними не был совершен обряд погребения.

Феодосия Васильевна рассказывала также, что покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их. Благочестивая женщина смекнула, о какой пище они просят, и заказала в Ионинском монастыре панихиду по погибшим, после чего подобные сны прекратились.

«Предоставленные сами себе»

В день открытия пещер, ближе к вечеру, братия ближайшего Свято-Троицкого Ионинского монастыря, взяв свечи, тоже отправились на осмотр пещерной обители. Что-то из найденного они забрали на молитвенную память ? и это было хорошо, потому что затем к пещерам повалили любопытные.

Очень быстро слухи об открытии никому неведомых пещер распространились по округе ? но, к сожалению, далеко не сразу пришло понимание великой ценности находки, её духовного, культурного и исторического значения.

От момента открытия пещер в 1882-м году до начала их исследования и раскопок в конце 1912 года прошло целых 30 лет. В течение этого времени чудесные, полные святынь пещеры находились без охраны, по словам Ивана Михайловича Каманина, «предоставленные сами себе», а местные жители и далекие посетители могли уносить все, что их интересовало.

Подвижник и заступник древнего монастыря

Трудно представить, какие лишения претерпевал подвижник: холод и зной, опасность от кладоискателей и грабителей, бесчинства и досаждения от просто любопытствующих. Но большинство паломников стали приходить сюда за молитвами и благодатью древней святыни. Так было положено начало скиту на Зверинецких пещерах.

Внезапно почувствовал четкое внутреннее извещение

Мы зажигаем свечи и спускаемся в пещеры. Сердце бьется чаще – это место преисполнено благодати. Отец Леонтий рассказывает: «В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1911 года, у пещер появился новый покровитель ? князь Владимир Давидович Жевахов. Из дневника князя известно, что утром, проснувшись раньше обычного, он почувствовал четкое внутреннее извещение о необходимости поехать на богослужение в Троицкий Ионинский монастырь, где до этого никогда не бывал.

После литургии, увлекаемый потоком паломников, князь решил наведаться к малоизвестным на то время полузаваленным пещерам. Отец Валентин после молебна и панихиды повел князя за собою, просто подвел к открытым пещерным входам и сказал: ?Ваше сиятельство, было бы хорошо на месте этой древней святыни возродить монастырь». И Господь через этих двух людей, хоть и на короткое время, возродил монашескую жизнь в Зверинецких пещерах”.

Зверинецкие пещеры не отпускают тех, кто здесь однажды побывал

Интересно, что Иван Михайлович Каманин, исследователь пещер, остался в них и после своей кончины: он покоится, согласно его собственному завещанию, в этих же пещерах, в конце Алтарной улицы.

Следующий человек, который останется здесь навсегда, ? это игумен Валентин (Коротенко): скончавшийся Великим постом, десятого марта 1917 года, подвижник будет похоронен в пещерах недалеко от входа. Его многолетний самоотверженный труд был принят Зверинецкими преподобными, и отец Валентин стал как бы одним из них.

Князь Владимир Давидович Жевахов после знакомства с Зверинецкими пещерами тоже не сможет с ними расстаться.

Как князь Владимир Жевахов превратился в смиренного монаха Иоасафа

Князь станет благотворителем и попечителем пещер, старостой надпещерного храма. На его личные средства была взята в аренду земля над пещерами и проведены археологические раскопки. Благодаря попечительству князя был положен конец расхищению пещерных святынь.

Позднее, в годы революции и гражданской войны, князь Владимир Давидович Жевахов будет в этих же самых пещерах скрываться вместе с братом-близнецом Николаем от облав большевиков и трудиться наравне с простыми послушниками скита.

Возможно, именно по молитвам Зверинецких подвижников древности блестящий юрист, почетный мировой судья, старший советник Киевского губернского правления князь Жевахов именно в этих пещерах примет монашеский постриг и превратится в смиренного монаха Иоасафа, нареченного при постриге в честь своего предка, святого Иоасафа Белгородского. Монах Иоасаф (Жевахов) будет рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха, а затем хиротонисан во епископа.

В 2002-м году благотворитель Зверинецких пещер, епископ Могилевский Иоасаф (Жевахов), прославлен в лике священномучеников ? и он духовно снова пребывает в своем любимом Зверинецком монастыре: его икона находится в соборе Всех скорбящих Радости, в нижнем приделе, освященном как раз в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа Могилевского.

Катастрофа

Елена Анатольевна Воронцова, бывшая заведующая отделом «Киев подземный» Музея истории Киева, писала: «Шестого июня 1918 года в Киеве случилась одна из наибольших катастроф. С десяти до двенадцати часов утра произошло пять взрывов на артиллерийских складах, что находились на Зверинце за Братским кладбищем. В результате взрыва, в дополнение ко всем разрушениям и пожарам, образовались два провала. Один – неподалеку от Зверинецких пещер, второй на противоположном конце плато, возле экономических ворот Свято-Троицкого монастыря. Эти провалы четко указывали на существование здесь подземных ходов. От взрыва сильно пострадала надпещерная церковь. Была снесена крыша, потолок на втором этаже обвалился, повреждены иконостас, иконы, украшения и церковная утварь. Взрыв отразился и на некоторых участках пещер».

Незадолго до своего закрытия Зверинецкий скит насчитывал до 40 насельников. В 1933-м году безбожники убили настоятеля скита, архимандрита Филарета (Кочубея), а через год скит был закрыт, а храм взорван.

Послевоенный период

Елена Анатольевна Воронцова рассказывала: «В послевоенный период Зверинец начал застраиваться частными жилыми домами, и о пещерах надолго забыли. Вспомнили в 1964-м году, но входы в подземелье были засыпаны. Исследователи знали приблизительное место входа на территории частной усадьбы на улице Мичурина, но хозяева установили там туалетную кабину. Её отодвинули, и только тогда через провал стало возможным попасть в пещеры и произвести археологическую разведку. Пещерный лабиринт оказался частично обрушенным, пройти его полностью не удалось».

В 1969-м году постановлением Совета Министров УССР Зверинецким пещерам был присвоен статус памятника археологии. Благодаря этому в 1988-м году смогли предотвратить строительство здесь высотного здания, и пещеры перешли в ведение киевского Музея истории.

Рассказ отца Леонтия об иконе «Всех скорбящих Радость»

«В июне 1918 года из-за диверсии были взорваны военные склады Зверинецкого форта, и взрывной волной был разрушен деревянный надпещерный храм в честь Рождества Богородицы. Храм был быстро восстановлен на средства богомольцев и освящен в честь иконы Божией Матери ?Всех скорбящих Радость”.

После разорения обители в 1930-е годы храмовая икона считалась утраченной.

В 1997-м году был возрожден скит на Зверинецких пещерах. В 2009-м году на основе Зверинецкого скита был основан Архангело-Михайловский монастырь.

К наместнику монастыря обратился коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью

В 2010-м году к наместнику нашего монастыря обратился частный коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью. Это оказалась наша храмовая Скорбященская икона. В канун Страстной Пятницы 2010 года образ вернулся в монастырь, и теперь самый большой собор монастыря посвящен иконе Пресвятой Богородицы ?Всех скорбящих Радость”.

Рассказ отца Леонтия о Зверинецкой иконе Божией Матери

«Зверинецкая икона Божией Матери была обретена при раскопках погребения зверинецкого игумена Климента в 1913-м году. Образ, написанный на эмалированной железной пластине, чудом сохранился в микроклимате пещер с влажностью 95-98%. С 1915 года икона, как особо чтимая, была украшена драгоценной ризой на средства покровителя скита ? князя Владимира Жевахова. При разорении монастыря оригинал иконы был отделен от ризы, и святыни, по-видимому, отдали проверенным прихожанам на сохранение.

В послевоенное время серебряная риза с надписью «Зверинецкая икона Божией Матери» попала в руки митрофорному протоиерею Михаилу Макееву, который в своем храме святого великомученика Георгия Победоносца в селе Селищи (Барышевский район Киевской области) сохранил множество святынь из разоренных богоборцами монастырей и храмов. В 2000-м году он из небольшого Ионинского листка узнал о Зверинецком монастыре и вернул нам нашу святыню. Это произошло в день празднования Иверской иконы Божией Матери, 26 октября».

Сегодняшний день монастыря

В монастыре проходят ежедневные богослужения, как в пещерах, так и в надземных церквях. В настоящее время здесь три храма:

1. Пещерная церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех

2. Храм Собора преподобных отцов Зверинецких, построенный в 2010-м году над входом в пещеры, в византийском стиле. Его архитектура напоминает архитектуру афонских храмов.

3. Собор во имя иконы Божией Матери ?Всех скорбящих Радость” в стиле древнерусского зодчества с нижним приделом, освященным в 2013-м году в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа Могилевского.

В настоящее время в монастыре 12 насельников, они трудятся на самых разных послушаниях: уборка монастыря, храмов, работы в теплицах, на огороде, на кухне и в трапезной ? и прочие, обычные для всех монастырей послушания.

Афонский монастырь Дохиар в честь святых Архангелов Михаила и Гавриила подарил Архангело-Михайловскому Зверинецкому монастырю точный список чудотворной иконы «Скоропослушница», сейчас иконографическое изображение этого исторического для Зверинецкого монастыря момента находится в приделе с чудесной иконой.

Архимандрит Леонтий рассказывает о пещерах:

?

Роспись собора в Зверинецком монастыре:

?

Архимандрит Леонтий согласился ответить на наши вопросы для Портала «Православие.ру», о беседе с ним мы расскажем во второй части нашей статьи.

Мiръ Украина Киев Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь

Арха?нгело-Миха?йловский Зверине?цкий пещерный монастырь — пещерный монастырь в Киеве, в исторической местности Зверинец. Пещеры монастыря являются памятником археологии национального значения.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святые
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Богослужения
  • 6 Как добраться
  • 7 Где остановиться
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История

В 1888 году в одной из киевских газет появилось сообщение об открытии 12 октября того же года пещеры, расположенной неподалеку от Свято-Троицкого монастыря на Зверинце. Первым посетителем новообретенной пещеры стала благочестивая женщина по имени Феодосия Матвиенко, проживавшая неподалеку от этого места. Ей не раз во сне было видение движущейся радуги, конец которой упирался в то место, в котором образовался пещерный провал. Феодосия спустилась в этот провал и смогла первой увидеть множество человеческих останков, одни из которых были погребены в специальных нишах, а другие были разбросаны вдоль всей пещеры в разных положениях, очевидно, где кого застал смертный час. Чтобы отслужить панихиду по душам найденных ею почивших в новооткрытой пещере людей, Феодосия обратилась к братии Свято-Троицкого монастыря. Выслушав ее рассказ, некоторым из братии по благословению настоятеля старца-архимандрита Ионы было поручено обследовать пещеру. В ней, вместе со множеством человеческих останков, были найдены детали монашеских одежд, параманы, кресты, кожаные монашеские пояса, церковная утварь и посуда. Все это указывало на то, что найдено не случайное собрание человеческих погребений, а один из древних пещерных монастырей, которыми издавна славился Киев.

В силу различных обстоятельств некоторое время не было возможности вплотную заняться исследованием найденной древней обители. Лишь в 1911 году духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, игумен Валентин (Коротенко), построив себе на пещерах небольшой шалаш, переселяется в него, претерпевая зной, холод и всякие лишения, чтобы охранять в неприкосновенном виде новую святыню, заключавшую в себе несомненно древние иноческие погребения, и чтобы тут же служить панихиды по погребенным, как о том часто просили приходившие туда паломники, таким образом положив начало новому скиту.

22 октября 1911 года на праздник Казанской иконы Божьей Матери в Свято-Троицком храме Ионинского монастыря отец Валентин познакомился со старшим советником Киевского губернского управления, князем Владимиром Давыдовичем Жеваховым, поведав ему о новообретенном древнем пещерном Зверинецком монастыре. Этот день открыл новую страницу в жизни князя Владимира Давыдовича. Искренне проникнувшись любовью к этой святыне, он прикладывает огромные усилия, чтобы помочь в организации на месте пещер скита. На его личные средства была взята в аренду земля над пещерами, и по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого) проведены археологические раскопки, позволившие пролить свет на жизнь доселе забытых подвижников одного из первых монастырей на Руси, основанного в Х-ХІ веках. Чем дальше продвигалось дело, тем все более обнаруживалась ценность открытого места как древнейшего памятника церковной старины. Раскопки были неоднократно посещаемы Митрополитом, не раз оказывавшим им свою поддержку.

Результат кропотливой работы археологов был представлен в книге И.М. Каманина «Зверинецкие пещеры в Киеве, их древность и святость», изданной по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Флавина в типографии Киево-Печерской Лавры в 1914 году, и которая получила похвальные отклики научной критики.

Как известно из принятого наукой предания, в память крещения Руси и низвержения языческого идола Перуна первым Митрополитом Киевским Михаилом было основано два храма-монастыря, оба названные Михайловскими: Златоверхо-Михайловский и Выдубицкий. Летопись же сообщает, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь св. Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». Есть и другие указания на то, что возле Выдубицкого храма уже существовал монастырь во имя св. Михаила. Необходимо заметить, что древнейшие киевские монастыри все были подземными и только впоследствии, с увеличением числа насельников, они «выходили из- под земли» и уступали место близ них расположенным монастырям и храмам надземным того же наименования. Исходя из этого и принимая во внимание географическое расположение описываемой местности, этот старый монастырь не мог быть расположен нигде, кроме обнаруженных Зверинецких пещер с сохранившимся в них пещерным монастырским храмом.

Несмотря на то, что в Зверинецких пещерах было найдено 48 ниш-могил, в которых насчитывалось 96 погребенных, а также множество человеческих останков, которые, как уже упоминалось, лежали в различных положениях вдоль всего пещерного прохода (свидетельство того, что над этими людьми не был совершен обряд погребения), имен почившей братии этого пещерного монастыря исторические документы до нас не донесли. Так бы их никто и не узнал, если бы не сохранившиеся на глиняном грунте пещерных проходов надписи и начертанный над жертвенником пещерного алтаря уникальный синодик, состоящий из семи имен зверинецких игуменов.

Из этого синодика стало известно, что первым игуменом Зверинецкого пещерного монастыря и, должно думать, его устроителем со времени основания — в самом конце Х века — был некто Леонтий. Есть основания предполагать, что Леонтий, епископ Ростовский, имя которого встречается в летописи, и Леонтий, игумен Зверинецкий, — одно и то же лицо. В самом деле: Ростовская епархия была учреждена тотчас же по крещении Руси. В летописи имеются указания на то, что епископ Леонтий был киевлянин. В его житии указывается, что поставлен он был на епископскую кафедру из Киево-Печерского монастыря. Тут необходимо отметить некоторое несовпадение дат: во время поставления Леонтия на Ростовскую епископию Киево-Печерского монастыря еще не существовало.

«Принимая во внимание время возникновения Зверинецкого монастыря святого Михаила и игуменства в нем Леонтия, судя по синодику, и имея в виду время епископства святого Леонтия в Ростове, мы позволяем себе утверждать,-говорит историк Зверинецких пещер, — что первый зверинецкий игумен, Леонтий, и святой мученик Леонтий-чудотворец, третий епископ Ростовский,-одно и то же лицо».

Последующими игуменами Зверинецкого монастыря были Маркиан, Михаил (в последствии епископ Юриевский), Софроний, Мина (в последствии епископ Полоцкий), Климент, Мануил и Лазарь.

Кроме упомянутых в алтарном синодике имен зверинецких игуменов сохранились также надписи над нишами-усыпальницами Феодора Калики, Андроника Печерника и Иоанна.

Во времена Киевской Руси довольно часто можно было встретить людей, которых народ именовал каликами-перехожими. Все они, как правило, совершенно не имели какого-либо имущества и всю жизнь проводили в странствованиях по святым местам. Так по этому прозвищу возможно представить жизнь преподобного Феодора.

Относительно прозвища «Печерник», относящегося к преподобному Андронику, то здесь необходимо отметить, что так называлось послушание одного из насельников пещерного монастыря, в обязанности которого входило искапывание пещерных ходов и погребальных ниш. О подобном занятии можно встретить упоминание в житии преподобного Марка Гробокопателя, мощи которого почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Но какие же причины способствовали тогда забвению этой обители, которая даже и с возникновением надземного, более удобного и богатого монастыря, не должна была все же потерять свое значение древности, а продолжать чтиться народом, хотя бы как исполнившая уже свою спасительную роль святыня?

По мнению историков, причина гибели пещер состояла в разорении монастыря во время одного из многочисленных набегов половцев или татар, которые опустошали в то время Русскую землю. Исходя из размещения человеческих останков вдоль пещерного прохода, а также учитывая тот факт, что наибольшее их число было обнаружено вдоль выхода, можно предположить, что во время одного из таких набегов братия с целью укрытия спустилась в пещеры. Напавшие на Киев враги могли заметить, куда скрылись преследуемые; ввиду узости пещер, два — три человека могли долго отражать нападение врагов; последние, потеряв надежду взять преследуемых живыми, засыпали пещеры так сильно, что спасавшиеся в них иноки монастыря оказались заживо погребенными. Умирая, они падали там, где теряли последние силы. Доказательством этого служат найденные в разных местах на полу пещер одиночные скелеты и множество скелетов в келии при входе, куда, по видимому, собрались в предсмертную минуту погибающие и потом падавшие друг на друга в разных направлениях. Число погибших 35 человек. Заживо погребенные погибали, как уже говорилось, и от голода, и от жажды, и от недостатка воздуха медленной мучительной смертью.

Так окончил свое бытие Зверинецкий пещерный монастырь, просуществовав немногим более одного столетия и не оставив о себе памяти в потомстве, вследствие безвременности своей гибели и молчания о том летописи.

Но не попустил Бог на века сокрыть от людей эту древнюю святыню нашего народа. Практически сразу после открытия Зверинецких пещер в 1888 году это место стало притягивать к себе огромное множество верующих. Сюда шли люди простые и интеллигентные, «труждающиеся и обремененные» из Сибири, Архангельска, Кавказа — со всех концов тогдашней России. Первому игумену Зверинецкого скита, отцу Валентину, безвозмездно помогали люди разных возрастов и сословий. О количестве посетителей пещер можно судить по такому факту: на протяжении всего времени существования скита между ним и Археологическим обществом, ведавшим раскопками на Зверинце, не угасал конфликт, суть которого состояла в том, что ежедневно Зверинецкие пещеры посещали десятки и сотни паломников, что не могло не сказаться на разрушении первозданного вида. Безусловно, среди этих посетителей были не только праздные любители старины, но в первую очередь глубоко верующие люди, пораженные суровостью и аскетизмом отшельнической жизни зверинецких подвижников, желавшие вознести свои молитвы перед их мощами. Многие из них оставляли записи о своих впечатлениях и благодарности преподобным за различные благодеяния в «книге отзывов посетителей Зверинецких пещер», но еще больше хранили свои самые сокровенные чувства глубоко в сердце, которое заставляло их вновь и вновь возвращаться к этому святому месту.

Этот факт не мог не отразится на церковном почитании древних насельников Зверинецкого монастыря. Сохранились упоминания о зверинецких преподобных как о месточтимых киевских святых. Очевидно, их широкое церковное почитание началось после 23 апреля 1914 года, когда торжественным Крестным ходом с огромным стечением народа и духовенства, при участии двух архиереев, переносился из Киево-Печерской Лавры напрестольный крест и драгоценная икона Спаса Вседержителя, пожалованные Его Императорским Величеством церкви-скиту над новооткрытыми Киево-Зверинецкими пещерами. В этой же церкви хранилась икона преподобного Сергия Радонежского, подаренная преподобномученицей Великой Княгиней Елисаветой Федоровной Зверинецким пещерам.

Удивительна судьба князя Владимира Жевахова, который, как упоминалось в начале повествования, вместе с отцом Валентином стоял у истоков благородного дела возрождения древнего Зверинецкого монастыря. Когда он впервые увидев Зверинецкие пещеры в 1911 году, забота об их возрождении стала центральной в жизни князя, не смотря свою занятость и положение. По признанию его же самого, это место настолько изменило его жизнь, что в 1924 году по благословению Святейшехо Тихона, Патриарха Московского, в надпещерном храме он принимает монашеский постриг с именем Иоасаф. Со временем, несмотря на безбожной террор и преследования, иеромонах Иоасаф Жевахов принимает епископский сан, добровольно обрекает себя тем самым на мученический путь, которым прошел практически весь епископат Русской Православной Церкви в 20-30 годы XX ст. Из 11 лет епископства на свободе он пробыл около трех лет, и 4 декабря 1937 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в тюрьме Курского НКВД был расстрелян. Священным Синодом Русской Православной Церкви 17 июля 2002 года этот щедрый благотворитель, пламенный проповедник и мученик за святую веру был причислен к лику святых нашей земли. Украшен венцом мученичества и последний настоятель Зверинецкого скита ­­- Архимандрит Филарет (Кочубей), погибший от рук безбожников в 1933 году.

В 1934 году Зверинецким пещерам предстояло пережить еще одну катастрофу. Зверинецкий скит был разрушен и пещеры стали нещадно разворовываться их новыми посетителями. И только чудом можно назвать то, что, претерпев зловещие «безбожные пятилетки», очутившись в центре боевых действий во время Великой Отечественной войны, уцелев от многочисленных многоэтажных застроек новейшего периода истории Киева, которые вплотную приблизились к этому древнему памятнику, одним словом, пережив разрушения, с которыми не сравнились бы никакие древние набеги половцев или татар, Зверинецкие пещеры сохранились до наших дней, и передают нам ту атмосферу, в которой прорастало зерно святости, развившееся в полноплодную ниву сонма святых нашей земли.

Господь сохранил для нашего поколения бесценные мощи Зверинецких подвижников, которые, как и в начале прошлого столетия, притягивают к себе множество верующих людей. Многие, посетив Зверинецкие пещеры однажды, стремятся вновь приехать, чтобы помолиться в этом святом месте. Некоторые из паломников рассказывают о тех событиях, которые произошли в их жизни по молитве к Зверинецким преподобным. Одни благодарят за исцеление от какого-то недуга, другие — за помощь в тяжелых жизненных ситуациях. Люди, одержимые бесами, получают облегчение своих страданий, приложившись к хранящимся в пещере мощам. Многие прихожане и паломники могут засвидетельствовать чудо, состоящее в том, что некоторые мощи издают приятное благоухание, а другие стали равномерно покрываться маслянистой жидкостью, пролежав до этого многие годы в совершенно сухом состоянии.

В 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти исследования подтвердили древность произведенных в пещерах захоронений, относя их приблизительно к Х-ХІІ векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода. Этот факт еще раз говорит о самоотверженности и аскетизме древних насельников Зверинецких пещер, которые, стремясь покорить плоть духу, умерщвляли свое тело различными подвигами в непоколебимой надежде воскреснуть для славной жизни в Царствии Небесном.

К сожалению, многие страницы из истории древнего пещерного монастыря святого Михаила на Зверинецкой горе и по ныне остаются для нас сокрыты. Но даже и те отголоски подвига его древних насельников, которые сквозь века донесли до наших дней Зверинецкие пещеры, слагают в душах взирающих на них верующих людей чувство глубокого и благоговейного трепета перед святостью жизни тех, чьи мощи хранит это святое место.

Молитвами сонма преподобных и мучеников, очистивших свои души подобно золоту в горниле в убогих пещерах древнего Зверинецкого монастыря, Господь да очистит нашу землю от греховной скверны и утвердит на ней Святую Православную Веру непоколебимо от всяких ересей и расколов во век века.

Святые

Имена подвижников благочестия Зверинецкого монастыря:

Священномученик Иоасаф (21 ноября/ 4 декабря)

Святитель Леонтий, епископ Ростовский (23 мая/ 5 июня)

Святитель Михаил, епископ Юриевский (6 сентября/ 19 сентября)

Святитель Мина, епископ Полоцкий (20 июня/ 3 июля)

Преподобный Маркиан, игумен зверинецкий (25 октября/ 7 ноября)

Преподобный Софроний, игумен зверинецкий (11 марта/ 24 марта)

Преподобный Климент, игумен зверинецкий (25 ноября/ 8 декабря)

Преподобный Мануил, игумен зверинецкий (17 июня/ 30 июня)

Преподобный Лазарь, епископ Переяславский (6 сентября/ 19 сентября)

Преподобный Феодор Калика (17 февраля/ 2 марта)

Преподобный Иоанн зверинецкий (24 июня/ 7 июля)

Преподобный Андроник Печерник (17 мая/ 30 мая)

Священномученик Филарет, архимандрит зверинецкий (1 декабря/ 14 декабря)

Преподобномученики киево-зверинецкие, от половцев убиенные (20 июля/ 2 июня)

По установленной в Свято-Троицком Ионинском Киевском монастыре традиции празднование в честь собора всех преподобных зверинецких совершается в 5-ю Неделю Великого Поста.

Святыни

  • Монастырские пещеры
  • точный список иконы Божией Матери «Скоропослушница» в окладе (дар монастыря Дохиар, Св. Гора Афон)
  • икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Киево-Зверинецкий храмовый образ, 1918 г.)
  • мощи преподобних отцев Зверинецких (XI-XIII век) (Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь)

Престольные праздники

  • Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября
  • Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» — 6 ноября
  • Зверинецкая икона Божией Матери – 13 октября, 26 октября
  • Свщмч. Иоасаф (Жевахов) 21 ноября, 4 декабря
  • Свт. Иоасаф Белгородский 4 сентября, 30 сентября, 17 сентября, 13 октября
  • Митрополит Михаил Киевский 15 июля, 30 сентября, 28 июля, 13 октября,
  • Собор преподобных Зверинецких – Неделя 5-я Великого поста
  • Преподобномученики Зверинецкие – 20 июля, 2 августа

Богослужения

• Ежедневно В храме Всех преподобных отцов Зверинецких каждый день в 7-00 Утреня, Часы и Божественная Литургия и в 17-00 вечернее богослужение.

• В пещерном храме в честь Архистратига Михаила каждую субботу в 7-50 Часы и Божественная Литургия.

• По воскресеньям и большим праздникам накануне в 17-00 Всенощное бдение и в 7-50 Часы и Божественная Литургия.

• Каждый четверг, в 18-30 молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Скоропослушница».

• Каждое воскресенье, в 12-00 молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

Как добраться

Адрес: 01010, Украина, Киев, ул.Мичурина 20-22

Ежедневно каждый желающий может совершить паломничество в Зверинецкие пещеры. Для этого Вам необходимо:

I.Со стороны улицы Мичурина (участки 20 и 22): подойти к монастырю к 10-00, 11-00,13-00, 14-00, 15-00 или 16-00, пройти через ворота, подняться к металлической двери входа в пещеры, перезвонить по телефону (044) 285-24-40 и ожидать проводника.

ВНИМАНИЕ! Паломническим группам на автобусах — РАЗВОРОТ и ПРОЕЗД автобусов длинной более 9м ОСЛОЖНЕН! Лучше оставлять автобус на ул. Струтинского и подниматься по ул. Мичурина пешком.

II.Со стороны Ботанического сада:

1.Следуя стрелкам на карте (ориентирам и белым стрелкам на дорожках), не задерживаясь, пройти к калитке Зверинецкого монастыря. Дорога занимает 15-20 минут.

2. Подойдя к калитке к 10-00, 11-00,13-00, 14-00, 15-00 или 16-00, перезвонить по телефону (044) 285-24-40 и ожидать проводника.

Оплата за посещение пещер осуществляется по возможности. Это Ваше посильное пожертвование на возрождение древней православной святыни.

Где остановиться

  • Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

Дом «Лаврский паломник»

Адрес: Киев, ул. Лаврская, 15

Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц.
На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).

При Свято-Покровском монастыре имеется гостиница для паломников остановиться в гостинице для паломников Покровского монастыря (при себе нужно иметь паспорт).

Приют на три ночи дают всем паломникам, как женщинам, так и мужчинам. Т.к. монастырь женский, мужчину могут не заселить, если он один, без супруги или не с паломнической группой.

Если очень много паломников, а они обычно приезжают большими группами, то располагают на матрасах на полу. Мужчины и женщины размещаются в разных комнатах. Туалет общий, душа – нет, документы и деньги надо постоянно держать при себе.

Подъём в 4-30. В 5-00 служба, после службы можно покушать в трапезной, и, если не несете послушания, на территории монастыря находится не рекомендуется.

Адрес: переулок Бехтеревский, 15.

Приезжающим в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь паломникам предоставляется возможность поселения.

Недалеко от храма расположено четырёхэтажное здание гостиницы с необходимым для проживания комплексом гостиничных услуг.

При поселении необходимо иметь при себе паспорт(оригинал).

При монастыре есть монастырская трапезная где можно покушать с 8:00 до 20:00, также можно заказать: обед для группы паломников, поминальный обед, отметить: дни ангела-хранителя, венчание и крещение.

Адрес: Адрес: 03041 ул. Полковника Затевахина, 14.

Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь

Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь

Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь

Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь

Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь

Читайте так же:  Карта матрона московская монастырь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *