Плещеево озеро синий камень на карте

Си?ний ка?мень (Синь-ка?мень) — священный камень близ Плещеева озера, Переславля-Залесского, Александровой горы и древнего городища Клещин. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси. Находится на территории национального парка «Плещеево озеро».

Содержание

  • 1 Материал
  • 2 Языческие времена
  • 3 Судьба Синего камня в христианское время
  • 4 Синий камень в наши дни
  • 5 Культ синих камней
  • 6 См. также
  • 7 Галерея
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Название камня связывают с тем, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность). Камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек биотита и зёрен кварца [1] .

Камень испещрён мелкими бугорками [1] . Согласно последним исследованиям, вес камня — около 12 тонн [2] .

Синий камень был объектом поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в ІХ—XI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.

Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге. (По укоренившемуся в туристических справочниках представлению, прежнее место камня — вершина Александровой горы, что неверно).

Несмотря на наличие рядом Борисоглебского Надозёрного монастыря, переславцы нередко собирались у камня и устраивали буйное веселье, пляски и костры. Некоторое время монахи и священники ограничивались увещеваниями, пугая местных жителей тем, что в идоле живёт нечистая сила. Однако внимание к языческой святыне не ослабевало.

Всё изменилось в начале XVII века. В житии святого Иринарха Ростовского говорится о том, что преподобный посоветовал своему другу дьякону Онуфрию зарыть камень. Тот и зарыл «идола», отчего потом сильно болел. По другому варианту, наоборот, дьякон зарыл камень и за это выздоровел от лихорадки [3] .

В земле камень пролежал некоторое время, а потом снова очутился снаружи. Водяная эрозия размыла склон, а замерзающий грунт понемногу выталкивал камень из земли.

В 1788 году его хотели использовать под фундамент строившейся Духовской церкви (она находилась на берегу Мурмажа, притока речки Трубеж, которая впадает в Плещеево озеро южнее Борисоглебского монастыря). Синий камень водрузили на большие сани и повезли по льду Плещеева озера. Но лёд не выдержал огромной тяжести, треснул, и камень утонул на глубине 2 аршин (1,4 метра). (Бердников ошибочно пишет про 2 сажени, то есть 4,3 метра.)

Через 70 лет Синий камень снова вынесло на берег озера, причём севернее его прежнего местонахождения. Дискуссия о причинах этого явления шла в газете «Владимирские губернские ведомости» и завершилась выводом о том, что камень выдавили весенние торосы, ураганный ветер и движение льдов [4] [5] .

Сегодня Синий камень по неясным геологическим причинам уходит в землю. Сорок лет назад он выдавался на поверхность чуть ли не в рост человека, а теперь его высота менее чем до колена.

В XIX веке нашумевшая история с Синим камнем порождает легенду. В народном сознании камень оказался связанным со стоящей неподалёку от его нынешнего местонахождения Александровой горой, на которой некогда проводились игрища с куклой Ярилы. Согласно легенде, камень якобы был сброшен с горы по личному указу царя Василия Шуйского. Этот сюжет, по всей видимости, — плод народной фантазии, поскольку не находит подтверждения в исторических документах. Несмотря на это, недостоверное предание об Александровой горе и Василии Шуйском постоянно тиражируется различными туристическими справочниками [6]

Читайте так же:  Рыба на озере полисто

Синий камень очень популярен и у нынешних неоязычников (родноверов). Они приносят камню дары, устраивают рядом с ним обряды во время различных языческих праздников, в том числе и во время Купальского праздника [7] .

Как и многие другие культурные памятники, Синий камень стал полигоном для приверженцев разного рода нетрадиционных мистических учений, которые исследуют его «ауру» и устанавливают «контакты с духами». [ источник не указан 1414 дней ]

В настоящее время территория вокруг Синего камня огорожена и благоустроена. От автомобильной дороги к камню и дальше к берегу озера ведёт деревянный настил.

Вера в священные камни присутствует в религиозных воззрениях разных народов. Они до сих пор почитаются в традиционных культурах (например, на Алтае).

Синий камень на Плещеевом озере — одно из свидетельств существования подобных верований у восточных славян и ранее обитавшего здесь финского племени меря.

На Переславщине было много таких камней: Лось-камень и Петух-камень на реке Нерли Волжской, легендарная каменная баба на Берендеевском болоте.

Наконец, ещё один синий камень, найденный Иваном Борисовичем Пуришевым при земляных работах [8] , теперь лежит на Красной площади Переславского кремля возле Спасо-Преображенского собора. В 2020 году этот камень лежит не на Красной площади, а в Музее ботика Петра.

О широком распространении культа «синих камней» свидетельствуют также и исследования финского этнографа Арья Альквист, зафиксировавшие в 1995 году в Переславском районе шесть «синих камней», помимо камня у оз. Плещеево:

  • Синий камень в низине у деревни Скоморохово
  • Синий камень — лес, болото близ поселка Релинский
  • Синий камень — в 3-х километрах от деревни Деревково
  • Синий камень — возле деревни Городище (рядом с селом Глебовское)
  • Синий камень у дороги близ села Романово
  • Синий камень на небольшом бугорке на опушке леса Строга за рекой Кубрь

Альквист предположила, что название «синий» у культовых камней мерян связано с именем Укко, верховного божества грозы финно-карельской мифологии, имевшем прозвище «Синяя накидка» (Sinivitta), который в мифах часто представал в одежде синего цвета [9] .

Почитание углублений в виде «следов» и «чаш», часто встречающихся на синих камнях, связано с древним культом зооморфных и антропоморфных предков. Например, по мнению В. А. Бурова, эти углубления олицетворяют вход в пещеру «матери-горы», а сам валун выступает как вместилище душ — членов определённого рода. Такая трактовка была предложена по аналогии между поверьями о культовых камнях в меряно-русских верованиях и представлениями других финно-угорских народов (в частности, манси) о «стране мертвых», путь в которую лежит через отверстие в скале с водой [9] .

В нескольких километрах от Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера лежит громадный валун, называемый «Синий камень». В настоящее время он имеет сине-серый цвет и очень медленно погружается в грунт. За ним издавна закрепилась слава чудодейственного. По утверждению местных старожилов, среди которых всевозможные предания передаются из уст в уста, пребывание на валуне исцеляет людей от множества болезней, а женщин, к тому же, от бесплодия!

Читайте так же:  Великое соленое озеро

Самое первое поселение на берегу Плещеева озера появилось более двух тысяч лет назад. Пионерами-поселенцами были финны, конечно же, язычники, но не приносившие кровавых жертв. Место поселения их привлекло тем, что здесь возвышалась гора высотой 30 метров над водой и отсюда хорошо просматриваемы отдаленные окружающие окрестности.

Когда племя пришло на эту гору, «Синий камень» лежал на ее вершине. Вполне естественно, что поселенцы-язычники сразу же обожествили валун, сделали вокруг него ровную площадку, на краю которой поставили языческую молельню.

Даже тогда, когда на Руси прочно укрепилось православие, население прибрежных районов Плещеева озера (даже истинные христиане!) не переставало поклоняться чудодейственному валуну и тайно боготворило его. В те времена православные священники чуть ли не в каждой проповеди убеждали и даже стращали местных прихожан тем, что в камне, к которому они привыкли ходить, живет нечистая сила, отправляющая их души в ад еще при земной жизни. Однако ни запугивания, ни увещевания не останавливали людей от поклонения таинственному валуну. К нему шли, да и до сих пор идут, и стар, и млад, непременно оставляя возле него свои скромные подношения и нашептывая при этом свои сокровенные желания.

Тогда в конце концов местные священнослужители настояли перед иерархами Церкви, чтобы «идолище проклятое» сбросить с горы. Так и сделали. Теперь камень расположился у подножия горы, но люди, как и прежде, продолжали собираться возле него для отправления своих откровенно языческих обрядов.

Сегодня почва почти поглотила валун. Поэтому те, кто ныне приезжает полюбоваться им, видят лишь небольшую площадку высотой около 30 сантиметров.

Адрес: Переславский р-он, Александрова гора.

Синь-камень, или, как его еще называют, Синий камень, можно увидеть на берегу Плещеева озера недалеко от города Переславля-Залесского. Место очень популярно среди туристов, многие хотят своими глазами увидеть камень, которому народная молва приписывает таинственную магнетическую силу. Кто-то верит, что он способен исполнять желания и даже исцелять болезни.

Синий камень входит в состав национального парка «Плещеево озеро».

Этот валун не единственный в Переславском районе, в окрестностях были и другие синие камни, даже сейчас можно увидеть несколько сохранившихся. Однако именно этот камень у Александровой горы стал местной достопримечательностью, которая упоминается во многих путеводителях. Посетить место стоит не только ради самого Синь-камня, но и чтобы полюбоваться природой. Если забраться на одну из гор, то можно оценить великолепный панорамный вид на озеро и местность в целом.

Отзывы о Синь-камне

Некоторые туристы остаются слегка разочарованными от увиденного. Многим представляется камень внушительных размеров, на деле же сейчас можно увидеть только его верхушку. Это связано с тем, что валун стал постепенно погружаться в землю, еще несколько десятилетий назад он возвышался сильнее. Удивляет путешественников и несоответствие цвета камня названию. Синь-камень имеет серый оттенок, наблюдать изменение окраски можно лишь в солнечную погоду после дождя — намокнув, его поверхность становится действительно синей благодаря преломлению солнечных лучей.

Читайте так же:  Маршрут озеро байкал на машине

К сожалению, популярность достопримечательности имеет и свою обратную сторону — кто-то стремится отколоть на память кусочек чудодейственного камня, также на нем появляются надписи. Из-за большого наплыва туристов подойти свободно к камню и сфотографироваться может быть проблематично, приходится ждать своей очереди.

Многих возмущает плата за посещение Синего камня, хоть она и символическая — 50 руб., но сам факт вызывает вопросы.

Легенды о Синь-камне

Считается, что камень принесли сюда древние ледники. В одних источниках указывается, что вес валуна достигает 4 тонн, более современные исследователи озвучивают еще более впечатляющую цифру — 12 тонн. Так или иначе, появление такого внушительного камня в равнинной местности в глазах людей приняло мистический характер. Язычники-меряне, населявшие в ту пору землю, считали, что он появился здесь благодаря влиянию высших сил. В связи с этим камень стали почитать как божество, приносить ему жертвы и совершать здесь обряды. Позднее укоренившиеся здесь славяне продолжили традицию чествования Синего камня. На праздники сюда приносили цветы, валун также украшали цветами и водили вокруг него хороводы.

Даже с установлением христианства еще долгое время народ почитал Синь-камень, продолжал собираться возле него и проводить ритуалы. Церковь была обеспокоена проявлением остатков языческих верований и пыталась бороться с этим. По благословению преподобного Иринарха дьякон переславской церкви Ануфрий свалил неугодный камень в вырытую яму. Однако вскоре воды размыли местность, и Синий камень снова объявился.

Несколько лет борьбы с валуном не приносили успеха, и тогда было решено использовать его на благо православной веры — для строительства фундамента новой церкви, которую планировалось возвести на другой стороне озера. Огромный камень погрузили на сани и повезли по льду, но он, не выдержав веса Синь-камня, провалился. Так валун оказался на дне Плещеева озера. Примерно через 50 лет он оказался на берегу на своем нынешнем месте недалеко от Александровой горы.

Долгое время строились различные предположения по поводу причин его мистического появления. Одной из самых правдоподобных версий стало научное объяснение явления — камень зимой вмерзал во льды, которые перемещали его под воздействием весеннего ветра все ближе и ближе к берегу. Однако исследователи паранормальных явлений до сих пор видят нечто загадочное в появлении камня на берегу озера.

Сейчас камень начинает уходить под землю. Сравнив современные фото с более ранними изображениями, можно заметить, что он довольно сильно просел.

Как доехать до Синь-камня

Валун находится на северо-восточном берегу Плещеева озера примерно в 5 км от окраины Переславля-Залесского.

До самого камня можно доехать из города на такси, воспользовавшись приложениями: Яндекс.Такси, «Зеленоглазое такси».

Можно дойти и пешком, но путь предстоит долгий и утомительный.

Удобнее добраться до места на машине.

Из Переславля-Залесского поездка займет примерно 15 минут.

Из Москвы до Синего камня приблизительно 150 км.

Машину нужно будет оставить у обочины. На пути к достопримечательности есть палатки с сувенирной продукцией, едой и напитками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *