Почему торгуют в церкви

Изгна?ние торгу?ющих из хра?ма — евангельский сюжет.

Содержание

  • 1 Евангельское повествование
  • 2 Точка зрения иудеев
  • 3 Сюжет в искусстве
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Описанное событие является эпизодом земной жизни Иисуса Христа. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи были обязаны «заклать пасхальных агнцев и принести жертвы Богу», в связи с чем в храм сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях. Здесь же располагались разменные кассы: в обиходе были римские монеты, а подати в храм по закону уплачивались еврейскими сиклями.

После своего входа в Иерусалим, Христос направился прямо в храм, увидел торговцев и изгнал их:

И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников.

Более подробное повествование у евангелиста Иоанна:

Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

Об этом повествуют все евангелисты, причём повествование апостола Марка (Мк. 11:15-19) отличается от повествования апостолов Матфея (Мф. 21:12-17) и Луки (Лк. 19:45-48) тем, что, по Марку, Господь, войдя в храм, «и осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью» и только на другой день, после проклятия смоковницы, снова войдя в храм, совершил изгнание торгующих (Мк. 11:15).

Согласно Последовательности евангельских событий по четырём евангелистам пункт 21 и 141, Апостол Иоанн описывает изгнание торгующих из храма на четыре года ранее (в первую пасху из четырех) (Ин. 2:13) до беседы с самарянкой (Ин. 4:9) , а все остальные евангелисты описывают это событие в последнюю — четвертую пасху.

С иудейской точки зрения Иисус вообще не мог изгонять торговцев, так как обмен денег и торговля находились вне Храма — на Храмовой горе [1] .

Изображение Изгнания торгующих из храма получило широкое распространение в изобразительном искусстве, иногда входило в цикл Страстей Христовых. Действие обычно происходит в портике Иерусалимского храма, откуда Иисус бичом из верёвок изгоняет торговцев и менял.

Спрашивает: Алексей

Вопрос задан:
04 мая 2017

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Дорогой Алексей! Это популярное обвинение православных. Но ведь Иисус Христос разгонял торгующих для собственной прибыли, церковные же лавки собирают пожертвования, и разницу между ценами закупки и реализации, передают в пользу храма. Единственное, в чем минус торговли внутри храма, так это — неизбежный шум и разговоры, что мешает богослужению. Поэтому, во многих храмах, спроектированных и построенных недавно, церковные лавки специально выносятся в притвор, или даже в отдельное здание. В остальном же, данное обвинение – беспочвенно. Не хотите торговли в храме? – Тогда жертвуйте достаточное количество денег на обеспечение храма и клира. Ведь храму приходится оплачивать: коммунальные услуги, собственные ремонты и стройки, своё социальное служение (посещение тюрем, больниц, домов-интернатов, ведь туда с пустыми руками — не пойдешь). Кроме того, необходимо платить зарплаты сотрудникам храма, певчим, и служащим в нем священникам. Где же на все эти расходы брать деньги? Хорошо осуждать церковную торговлю! А кто из прихожан, для решения этого вопроса, готов жертвовать хотя бы десятую часть своих ежемесячных доходов, на храм? Интересно, а как часто, и в каких объёмах Вы сами помогаете православным храмам для восполнения их насущных нужд и для того, чтобы им не приходилось для этого торговать в ларьках?

Теперь по поводу того, что в церкви — за всё нужно платить священнику. В Кыргызстане, где я служу, по данным Нац. Банка, в 2016 году, прожиточный минимум на человека составил 4 тысячи 794 сома в месяц. Заработная же плата провинциального священника составляет, в среднем, 2-3 тысячи сомов, хотя у многих священников в семье по четверо, пятеро детей. Исходя из этого, такой священник должен бы получать на семерых зарплату в 33500 сомов. Вот такая простая арифметика. Вы пишите, что человек рождается и умирает по воле Божьей, почему за Крещения Венчания, Освящения нужно платить? А почему Вам за Ваш труд должна выдаваться зарплата? (надеюсь, что Вы работаете и получаете её). Не лучше ли и Вам, Алексей, работать даром, а заработанные деньги расходовать не на семью и детей, а, к примеру, жертвовать в Фонд мира? Неужели труд священника, по Вашему, недостоин вознаграждения? Или Вы всерьёз думаете, что деньги батюшкам должны отпускаться непосредственно с неба? Почитайте об этом первое послание апостола Павла к Коринфянам: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». (1 Кор.9: 7,14) То есть, согласно словам апостола, Бог так устроил, чтобы священники содержались за счет общины, а не получали зарплату из небесной канцелярии. Кроме всего прочего, церковные требоисполнения не имеют твёрдой стоимости, а оплачиваются в виде пожертвования. Поясню, в чём разница. Твёрдая цена, допустим, любого товара в светском магазине, это — стоимость, оплачиваемая на сто процентов. Если Вам не будет хватать одной копейки до нужной суммы, товар Вам не продадут. Пожертвование же, это форма оплаты, которая может разниться, в зависимости от платёжеспособности человека. Вот Вам ответ и на Ваш второй вопрос: если требу заказывает неимущий (бедный, больной, или малый ребёнок) и не в состоянии вполне оплатить её, он может дать по своим силам, или даже попросить о бесплатном требоисполнении, и священник обязан за уплаченную ему сумму, или вообще, бесплатно, эту требу совершить. И действительно, это происходит.

Читайте так же:  Церковь глебово

Так что, дорогой Алексей, не стесняйтесь помогать, по своим силам, конкретному православному храму (благо, и в Германии, они – есть). Тем самым, Вы исполните одну из обязанностей православного христианина: участвовать в жизни общины, а также поможете конкретному батюшке меньше переживать о нуждах своего храма и о хлебе насущном, а больше времени и сил отдавать служению Богу и ближним. Если Вы искренне вольётесь в жизнь какого-либо прихода, то перестанете быть лишь безучастным наблюдателем, критикующим всё, что Вам не нравится, а сможете понять нужды и проблемы храма, и помочь их решению.

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Вопрос читателя:

Почему в церквях торгуют иконами? Это же грех — торговать в церкви! Тем более, иконами.

Отвечает иерей Евгений Мурзин:

У нас нет никаких указаний на то, что торговля в храмах — грех. Если вы ссылаетесь в данном случае на поступок Иисуса Христа, изгнавшего торговцев жертвенными животными и птицами из храма и опрокинувшего столы менял, то его надо рассматривать в контексте времени. Ситуация в Иерусалимском храме сильно отличалась от того, что мы видим сегодня в наших церквах. Рев животных, хлопанье крыльев, громкие крики торговцев, звон монет — все это действительно отвлекало от молитвы и мешало сосредоточенности. В наших же храмах торговля иконами, свечами и иными изделиями не нарушает общей тишины и благоговейной атмосферы, не препятствует проводить богослужение. Возможно, вы также считаете, что иконы и прочие предметы церковного обихода надо раздавать верующим бесплатно? Но кто тогда будет оплачивать труд иконописцев, производителей свечей и т.д.? Кто будет платить за свет, отопление, покрывать остальные коммунальные расходы, выплачивать зарплату священникам и приходским сотрудникам? Ведь церковный бюджет формируется исключительно на пожертвования, одной из форм которых является приобретение верующими церковных товаров. Без этого храмы просто закроются.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

Суд отклонил иск о противоправной торговле в храме Христа Спасителя. Судья посчитал, что в ХХС не торгуют предметами религиозного назначения, а отдают их безвозмездно за рекомендуемую сумму пожертвований. К предметам религиозного назначения отнесли даже пластиковые пакеты с изображением храма.

Хамовнический суд Москвы рассмотрел иск Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) к религиозной организации «Подворье патриарха Московского и всея Руси кафедральный соборный храм Христа Спасителя РПЦ». Истцы заявляли, что в храме идет торговля с нарушениями. Посетив главный кафедральный собор страны 31 мая, члены ОЗПП пришли к выводу, что в церковных лавках отсутствовали ценники, информация о продавце и товаре, книги отзывов и предложений, кассовый аппарат и чеки.

На заседании суда представитель ОЗПП Роза Баршина пояснила, что к проверке их подтолкнули жалобы граждан, которые не смогли обменять или вернуть товар, купленный в ХХС.

На вопрос судьи Игоря Канановича о том, каким образом поступили жалобы и от кого, Баршина сообщила, что «это были телефонные обращения». Запись переговоров не велась; кроме того, в ОЗПП не записали координаты звонивших. Таким образом, потерпевших не удалось найти — иск представлял интересы «неопределенной группы граждан». Тогда судья поинтересовался, пытались ли сотрудники ОЗПП, проводившие проверку, выяснить, кто юридически является продавцом в храме. Представитель ОЗПП пояснила, что они не получили ответа.

«В лавке нам заявили, что на территории храма мирские законы не действуют», — ответила Баршина.

Реплика вызвала смешки, однако представитель ответчика в суде подтвердил, что закон о защите прав потребителей в храме не действует. Руководитель юридической службы Московского патриархата матушка Ксения заявила, что ответчик не признает иск, поскольку заявитель спутал квалификацию правоотношений договора купли-продажи с распространением предметов религиозного значения НКО. Сославшись на ст. 28 Конституции России (о свободе совести и вероисповедания) и ст. 17 федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» юрист напомнила, что религиозные организации вправе производить и распространять продукцию. При этом они освобождаются от уплаты НДС. «Распространение не является предпринимательской деятельностью. Подворье осуществляет благотворительную деятельность.

Читайте так же:  Церковь у борисовских прудов

Работники храма помогают прихожанам с выбором и отдают предмет безвозмездно», — заявила матушка-юрист.

Как оказалось, ценники возле религиозной продукции вовсе не являются ценниками. По словам юриста, «указывается рекомендуемая сумма пожертвования, которая ни в коем случае не является обязательной». Поэтому на подворье патриарха не должен распространяться закон «О защите прав потребителей», в нарушении которого его обвинили, подытожила выступающая.

То есть в ХХС не торгуют, а раздают предметы культа, при этом указывая сумму пожертвований за каждый из них.

Позже на вопрос «Газеты.Ru», знают ли прихожане, что совершают акт благотворительности, а не купли-продажи, представитель ответчика заявила, что большинство знают. По ее словам, где-то в храме даже имеется вывеска с соответствующим сообщением. От вопроса, можно ли пожертвовать меньше или больше рекомендованной суммы, она уклонилась, сообщив, что большинство прихожан понимают, что храм живет на пожертвования. А если денег все-таки нет, «то надо отдельно обсуждать».

Судье представитель ответчика предъявила штатное расписание храма. В нем отсутствовали продавцы, зато была должность сборщика пожертвований.

Услышав позицию ответчика, Баршина просила судью перенести слушание, поскольку дело ей передали от другого адвоката и она не успела подготовиться. Судья просьбу отклонил. Тогда адвокат попросила заслушать свидетелей — двух юристов ОЗПП и двух сотрудников портала «Потребители.Ru», которые проводили проверку. Но их не оказалось на месте, к тому же судья посчитал свидетелей заинтересованными лицами: юристы связаны трудовым соглашением с ОЗПП, а портал создан при участии ОЗПП.

Тогда Баршина предложила ознакомиться с продукцией, купленной в храме, по ее мнению, с нарушением закона. Это были две шкатулки — берестяная и фарфоровая — для хранения ладана. На обеих были зеленые бумажки с цифрами (видимо, размерами пожертвований) — 540 и 560. Кроме того, суду были продемонстрированы белый платок, два крестика, цепочка, а также два пластиковых пакета с изображением ХХС и надписью «просьба не использовать для хозяйственных нужд». По словам адвоката, их купили в храме по пять рублей каждый. Матушка Ксения заявила, что пакеты тоже являются предметами религиозного назначения, а значит, пять рублей были пожертвованием.

Позже юрист РПЦ пояснила, что все освященное святой водой можно отнести к предметам религиозного назначения.

Пока судья знакомился с продукцией, в зал вернулись свидетели, и Кананович согласился заслушать их. Судье не понравилось, что свидетели не смогли точно произнести название организаций истца и ответчика. «Что ж, поясните нам, что вы знаете о рассматриваемом вопросе, не зная наименование истца и ответчика», — негодующе предложил Кананович.

Выступавшие юристы ОЗПП Дмитрий Ульянов и Игорь Зверев рассказали, что получили задание от председателя общества провести проверку. Они зашли в лавку в так называемом нижнем храме и заметили, что там отсутствовали правильно оформленные ценники, кассовые аппараты и чеки. Оба охарактеризовали происходивший процесс как куплю-продажу. Ульянов сообщил, что в церковной лавке продавались «картины», «букинистическая продукция» и «яйца, украшенные стразами». На книгах, по словам свидетеля, цены были написаны карандашом. Судья насторожился, поскольку под букинисткой понимают обычно старые книги, изданные ранее1851 года, к тому же было необходимо установить, являлась ли распространяемая продукция религиозной. Оказалось, что «букинистикой» свидетель называл всю печатную продукцию, под «картинами» имелись ввиду «иконы», а под «яйцами со стразами» — пасхальный яйца.

Свидетель от сайта «Потребители.Ru» Вячеслав Лыков в свою очередь сообщил, что купил шкатулку, но не смог обменять ее впоследствии, так как ему «не подошел размер».

Процесс проверки был снят на видео, но оригинал адвокат предоставить не смог, а судья отказался знакомиться с копией.

В суде выступил также представитель Роспотребнадзора: он поддержал позицию ответчика.

В итоге судья отклонил иск с формулировкой «ввиду отсутствия у ответчика действий, регулируемых законом «О защите прав потребителей». У ОЗПП есть месяц на обжалование, и, как заявила Баршина, они обратятся в вышестоящую инстанцию.

Матушка Ксения заявила после суда, что иск ангажирован и его целью был подрыв репутации церкви. Истцов она назвала «людьми, далекими от церкви» и предположила, что ОЗПП использовало суд в целях самопиара.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Анжелла!
Начнем с того, что в Евангелии не пишется о том, что Господь запрещает какую-либо торговлю на территории храма. В Евангелии сказано, что «вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы менял и скамьи продающих голубей». Чтобы понять о чем речь, нужно знать устройство ветхозаветного иерусалимского храма и обрядовую сторону ветхозаветного богослужения. Храм состоял из нескольких частей. Двор, куда могли входить люди, и там же стоял жертвенник, на котором приносились жертвы всесожжения (сжигали принесенных в жертву животных и птиц). Притвор отделял мирскую часть от святилища, куда входить могли только священники, а в святая святых мог входить только раз в году на праздник очищения первосвященник. Как я уже отметил выше, во дворе приносились кровные жертвы по разным поводам, для этого и продавали там животных и птиц, а также меняли монеты, которые также могли жертвовать люди. Представьте себе, какая там царила атмосфера. Настоящий базар, который мешал общественной и частной молитве. Все это происходило именно во дворе, который являлся частью храма, а не за его оградой. Это и возмутило Спасителя, и он разогнал всех этих торговцев и менял.
А теперь посмотрим, что происходит в наших храмах. Разве есть схожесть у продажи свечей с базаром, на котором продают баранов, овец и голубей? Полагаю, что никакой. Продажа свечей никак не нарушает молитвы в храме, особенно если учесть, что во многих храмах свечные ящики находятся в притворе или вообще вынесены на улицу в отдельные помещения.
Но все же вопрос остается открытым – почему в храмах или прилегающей территории ведется торговля? Разве нельзя обойтись без этого? Давайте представим, что в единочасье из храмов пропали все свечные ящики. Купить свечи более негде, надо приносить с собой. Где брать такие свечи? На базарах и в магазинах их не продают. Хочется купить иконку Спасителя, Богородицы или святых, а их нет. Сделать самому не представляется возможным, а церковное производство остановится, не имея рынка сбыта готовой продукции. Остаемся без иконы. Нужен крестик, потому как старый сломался\потерялся. Теперь только в ювелирном магазине, но не факт, что он сделан по церковным канонам, а не является авторской отсебятиной ювелира. Продолжать можно и дальше, но не вижу смысла. Свечные ящики, в первую очередь, нужны и удобны для прихожан.
Помимо этого есть вопрос о деньгах. Почему церковь зарабатывает на свечах и иконах деньги, не раздает их? Еще один околоцерковный миф – в церкви все должно быть бесплатно. А как же тогда содержать храм, делать ремонты, платить за коммунальные услуги, платить зарплату священнослужителям и работникам храма, содержать благотворительные столовые, помогать нуждающимся и т.д.? Спросите почему священники и работники получают зарплату, а не работают во славу Божию? А откуда же им взять деньги, чтобы прокормить себя и свои семьи? Свет, газ, отопление, вода – все это не за бесплатно поступает в храмы, за все платим. Если в ветхозаветные времена существовало понятие десятины, когда каждый отдавал на храм десятую часть своего заработка, то сейчас этого нет. А откуда же взять деньги? Вот со свечных ящиков они и берутся, с продажи свечей, икон, книг и т.д., а также с заказов служб (обеден, молебнов, панихид и т.д.).
Здесь можно почитать обо всем это более подробно.

Читайте так же:  Как проходит крещение девочки в церкви

Сразу оговорюсь, я не собираюсь настраивать никого против церкви, тем более, разжигать религиозную ненависть или неприятие. Но произошедший случай не может оставить равнодушным.

Как писала Lenta.ru, жительнице Перми запретили использовать в храме принесенную с собой свечу, потому что это невыгодно для церковников.

Прихожанка пишет на своей странице ВКонтакте, что служительница храма решительно запретила ей воспользоваться купленной в другом месте свечой, аргументируя это словами: «Нельзя, батюшка не разрешает, не у нас купили, да все равно вам не поможет, да все равно не будет вам благословения за свечу и на свечу, да ничего хорошего не получится. вот положите тысячу сначала на ремонт — потом ставьте».

Секретарь Пермской епархии Андрей Литовка так прокомментировал ситуацию: «Церковь — это не «что-то бесплатное». Покупая свечку, прихожанин жертвует на то, чтобы церковь существовала», — сказал он. Андрей Литовка добавил, что свечи бесполезны для церкви и человека, если они «просто» сжигаются.

С точки зрения права, сами понятия «пожертвование» и «покупка» имеют прямо противоположный смысл. Пожертвование, согласно статьи 582 ГК РФ — это дарение, добровольная передача имущества (в данном случае, денег), ничего не требующее взамен. Однако, если пожертвование подразумевает получение взамен, например, свечки, то это уже возмездная сделка купли-продажи. Поэтому фраза «покупая, жертвует» неверна по своей сути.

В этой связи, логика церковников прямо противоречит самой основе христианства. Так в Библии описывается случай, когда Иисус выгнал из храма всех торговцев. Тогда Иисус сказал им: «возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли » (Ин.2;13-16). Аналогично этот случай описывается в других Евангелиях, в частности, от Матфея (21:12-13), Марка (11:15-19) и Луки (19:45-48).

В Евангелие же от Марка (12:41-44) в эпизоде с приношением бедной вдовы Иисус явно указывает на несоответствии значимости для Бога дара (пожертвования) и его денежного эквивалента.

Вообще, все аргументы, что храм вынужден оплачивать коммунальные и прочие услуги лежат в совершенно другой плоскости и не имеют отношения к вере.

Безусловно, «свечи бесполезны для церкви, если они «просто» сжигаются». Но бесполезны они для церкви. Даже не для церкви, а для конкретного храма. И даже не для храма, а для его настоятеля. Но любая жертва, любая молитва небесполезны для человека и для Бога.

И священники всех религий, я уже не говорю о конкретном случае, должны четко себе усвоить, что человек приходит не к священнику, даже не в храм, а к Богу. Богу неважно, купил ли человек свечу или сделал ее сам. Ему важны сами ритуалы: искренние жертва, молитва и покаяние. Человеку же, даже облаченному саном, недопустимо вставать между верующим и Богом, тем более, требовать плату за право молиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *