Презентация на тему памятники архитектуры древнего египта

Презентация включает в себя 13 слайдов с изображениями памятников архитектуры Древнего Египта (по программе Б.Неменского).

Скачать:

Вложение Размер
prezent_pamyatn_arh_dr_egipta.ppt 2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

А в немой дали застыли Пирамиды фараонов Саркофаги древней были, Величавые, как вечность, Молчаливые, как смерть. М. Эмилеску

гробницы пирамиды храмы обелиски

фараона III династии Джосера в Саккара

зодчий периода Древнего царства

(Хеопса, Хефрена и Микерина)

Длина 50 м, высота 20 м

Рамессеум Скальный храм Рамзеса III в Абу-Симбеле

Написать архитектурный пейзаж с использованием изображений памятников Древнего Египта

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 5 классе.

Презентациая «Культура Древнего Егитпа» предназначена для использования на уроках МХК. Рассматриваются следующие вопросы: 1) Древний Египет- культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смер.

данная презентация позволит учащимся познакомиться с достижениями культуры Древнего Египта. На слайдах представлены красочные иллюстрации по данной теме. Учитывая, что учащиеся в данном возрасте воспр.

В презентации представлены особенности Египетской архитектуры, различные виды пирамид, храмовые комплексы и сооружения не связанные с загробным культом (пилоны и обелиски).

Презинтация по истории древнего мира для 5 класса.

Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта.

Презентация к уроку ИЗО в 8 классе по программе Б.М.Неменского.

Архитектура Древнего Египта Проект выполнил – Пчелинцев Григорий, 6 класс

Как зародилась древнеегипетская архитектура?

Существует три периода становления древнеегипетской архитектуры: I период – Архитектура Древнего царства II период – Архитектура Среднего царства III период – Архитектура Нового царства * Пирамида Хеопса * Пирамида Хефрена * Пирамида Микерина * Ступенчатая пирамида Джосера * Большой Сфинкс * Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри * Карнакский храм * Луксорский храм

Египетские пирамиды Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы.

Пирамида Хеопса Пирамида называется «Ахет — Хуфу» — «Возрождение Хуфу (Хеопса)». Построена на массивном природном скальном возвышении. Является самой высокой и самой объемной из всех египетских пирамид. Её высота к настоящее время достигает 138,8 м. Длина стороны пирамиды — 230 м. Постройку пирамиды датируют XXVI веком до н. э. Предположительно, строительство длилось более 20 лет. Пирамида сложена из 2,3 миллионов каменных блоков. На строительстве пирамиды были заняты 100 000 рабов.

Пирамиды Хефрена и Микерина Пирамида Микерина — самая южная, поздняя и низкая из трёх египетских пирамид в Гизе. Она едва достигает 66 м в высоту, а длина стороны её основания составляет 108,4 м. Пирамида Хефрена — вторая по величине древнеегипетская пирамида. Построена в сер. XXVI в. до н. э. (215,3 ? 215,3 м и высота 143,5 м).

Пирамида Джосера Это первая пирамида ступенчатого типа. Постройка датируется приблизительно 2670 годом до нашей эры. Пирамида Джосера расположена в Саккаре, к северо-востоку от древнего Мемфиса, в 15 км от Гизы. Её высота составляет 62 м.

Большой Сфинкс Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать Сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов. Сфинкс — отдыхающий лев с головой человека, представляет собой самую большую монолитную скульптуру. Его длина — 73 метра, высота — 20 метров.

Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри Заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут в древности именовался Джесер Джесеру — «Священнейший из священных». Он строился на протяжении 9 лет — с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы.

Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми колоннами. В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Террасы храма были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, её коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами. Вход в святилище Стенопись Три уровня террас

Карнакский храм Знаменитый храм Карнак (город живых) находится в Луксоре. Карнакский храм – это множество построек, напоминающих скорее город, а не отдельное здание. Его размеры – 1,5 км на 700 м. Комплекс Карнакского храма включает в себя строения, возводимые на протяжении нескольких столетий многими фараонами. В эпоху Нового царства каждый правитель, едва взойдя на престол, начинал сооружение своего собственного вклада в расширение обители своего божественного отца Амона.

Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей, посвященных «владыке Фив» — солнечному Амону-Ра, его супруге, покровительнице цариц — Мут и их сыну — лунному богу Хонсу.

Луксорский храм Храм Луксора, находящийся в 2,5 км южнее Храма Карнака — еще одна из основных достопримечательностей города. Этот храм, посвященный божественной супруге Амона — богине Мут — несколько меньше по размерам. С Храмом Карнака он соединен Большой аллеей сфинксов, на которой жрецы в древности проводили пышные церемониальные шествия. Большая аллея, по обеим сторонам от которой было установлено несколько тысяч изваяний сфинксов, до наших дней сохранилась плохо.

Храм Луксора древние египтяне называли «Южным гаремом Амона». Он имеет 260 м в длину; его строительство начал Аменофис II, продолжил Тутмос III и завершил Рамсес II.

Вывод Пирамиды — это замечательный памятник архитектуры древнего Египта. Это свидетельство высокого инженерного искусства египтян, пять тысяч лет назад создавших такие грандиозные сооружения на заре человеческой культуры. Пирамиды сквозь тысячелетия донесли до наших дней память о замечательных строителях древнего Египта, силами которых были воздвигнуты эти величественные каменные громады, вызывающие удивление и восхищение всех, кто их когда-либо видел. Значение архитектуры Древнего Египта для истории искусства других народов очень велико, как и велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом.

Выбранный для просмотра документ Архитектура Древнего Египта.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Архитектура Древнего Египта Учитель истории: Калугина Светлана Александровна Урок МХК в 10 классе

Архитектура Древнего Египта — самый древний из дошедших до нас примеров созданной человеком монументальной архитектуры. Всё искусство Древнего Египта было подчинено религии и находилось под властью фараона, который считался сыном бога Ра. Это особенно ярко выражается в архитектуре. А дешевый рабский труд позволял воплотить сложную систему религиозных представлений в грандиозные сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, обелиски.

Особенности Египетской архитектуры геометризм форм строгая симметрия ритмическое повторение идентичных образов огромные размеры Основным строительным материалом был камень. Для фараонов сооружали пирамиды Для вельмож – мастаба Для бедных крестьян – насыпь из песка

1 – молельня 2 – сердаб 3 – шахта 4 – камера с саркофагом Мастаба (по-арабски – скамья) служила гробницей для знати и была предшественницей пирамид. По форме она представляла собой срезанную пирамиду и напоминала «скамью для великанов» с наклонными стенами. Мастаба состояла из 2-х основных частей: наземной и подземной. Подземная погребальная камера находилась на глубине от 2 до 20 метров. Там находился саркофаг с мумией. В наземной части размещалось помещение для заупокойного ритуала. Она имела «ложные» двери для духа умершего и сердаб – помещение для статуи МАСТАБА

Пирамиды ( Семь чудес света) 1. Причины строительства пирамид религиозная идея-воскрешение после смерти. ( Дом для Ка ). 2. Фараон выделялся среди всех остальных его гробница должна отличиться от гробниц его поданных. Так возникла первая пирамида фараона Джосера в Сакаре ( вблизи Мемфиса). Она состояла из шести ступеней своеобразная лестница облегчающая восхождение фараона на небо к богу Ра. Это число совпадает с количеством планет, включая землю, известных египтянам. Символизирует стадии, которые преодолевает душа в загробном мире. Под основанием высечены в скалистом грунте кулуары(коридоры) и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.

пирамиды Первым гигантским архитектурным памятником является ступенчатая пирамида фараона Джосера онователя 3 династии. Считается, что первые пирамиды возникли в результате ступенчатой подстройке мастабы. Находится в Саккаре, на южной окраине Мемфиса

Шестиступенчатая пирамида имела в основании прямоугольник со сторонами 107 и 116 м и высоту около 60 м. Погребальная камера под землёй на глубине 27,5 м. Воздвигнута зодчим Имхотепом. Именно с творения Имхотепа началась эпоха в строительстве гробниц – эпоха пирамид.

Великие пирамиды в Гизе Пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена), Менкаура (Микерина) Пирамиды имеют в основании квадрат, погребальная камера находится внутри пирамиды. Стороны основания ориентированы строго по сторонам света. Снаружи пирамиды облицованы тщательно отполированными каменными плитами.

Пирамида Хуфу (Хеопса) Самая большая пирамида ( 147м, — 7,5м за 100 лет) 10 лет строили дорогу, по которой таскали камни, 20 лет строили пирамиду, 100 тыс. человек меняли каждые три месяца.

Внутреннее устройство пирамиды Пирамида Хеопса построена в 27 в. до н. э. Её создатель – племянник фараона Хемиун. Высота пирамиды около 147 м. со стороной основания 233 м. Сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 тонн.

Пирамиды в Гизе являлись композиционным центром погребального комплекса. Пирамиды Хефрена и Микерина были меньшего размера.

Пирамида Хафра ( Хефрена) 136,5 м

Пирамиду Хефрена охраняет огромный сфинкс. Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы (длина 50 м, высота 20м) Голова сфинкса имеет портретное сходство фараоном Хефреном.

Храмы Среднее и Новое царство. Главное внимание – строительству храмов, которое велось в трех направлениях : наземные; полускальные; скальные храмовые комплексы.

Наземные храмы Представляли в плане вытянутый прямоугольник, окруженный массивной стеной, к воротам которого ведет дорога от Нила, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Фасад оформляли в виде пилона ( трапециевидные башни с покатыми стенами и узкой дверью между ними). Перед пилонами гигантские статуи фараонов и позолоченные обелиски. Храм состоял из трех частей, расположенных по одной оси: большой двор; зал с множеством колон; молельня, в которой находится ладья с статуями бога, его жены и сына.

Храм Амона –Ра в Карнаке

Храмы В храмовом строительстве особая роль была отведена горе, возвышавшейся над гробницей. Гробница и заупокойный храм теперь были разделены. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дейр-аль-Бахри построен архитектором Сененмутом. Этот гигантский храм представляет собой 3 террасы, возвышающиеся друг над другом. Рельефы храма рассказывают о рождении Хатшепсут. Храм Царицы Хатшепсут

Гигантским был и заупокойный храм Аменхотепа 3-го. Он представлял собой крепость, обнесенную могучими стенами, пилонами, обелисками и гигантскими статуями фараона. К храму вела дорога, украшенная статуями сфинксов. Ныне два сфинкса из этой аллеи украшают набережную Невы в Санкт-Петербурге.

Скальные храмовые комплексы представляет собой перевернутую букву «Т» , фасад вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь.

Рамессеум храмовый комплекс Рамзеса 3-го Вырублен в скале около 1250 года до н. э. Достигал в высоту 35 м и в ширину 30 м. По обе стороны от входа возвышались четыре гигантские статуи высотой в 20 м, изображавшие фараона. Он был представлен сидящим, скрестившим руки на поясе.

Храмовый ансамбль образуют два сооружения Большой храм, посвящён фараону и трем богам – Амону, Ра и Птаху. Малый храм воздвигнут в честь Хатор, в образе жены Рамзеса – Нефертари Храмы ориентированы на Восток, и первые лучи Солнца проникают сначала в первый зал, а затем во второй

Строительство храма Рамсеса второго продолжалось около двадцати лет. Как все египетские храмы, он включает два центральных зала, ведущих в святилище, а также несколько небольших боковых комнат. Потолок центральных залов поддерживают колонны, некоторые из которых сделаны в виде статуй, изображающих фараона. Стены оформлены раскрашенными горельефами.

Полускальные заупокойные храмы. Сочетали наземные помещения с молельней, вырубленной в скале.

Храм царицы Хатшепсут Состоит из трех широких террас, поднимающимися одна над другой и соединенными пологими пандусами. Четкие и строги линии белой колоннады до сих пор ярко выделяются на фоне желтых скал. Внутренняя отделка поражает богатством и изысканностью вкуса: бронзовая инкрустация на дверях из черного дерева, золоченые посеребренные плиты пола гармонируют с раскрашенными рельефами на стенах.

Сооружения не связанные с загробным культом Обелиск — сужающийся кверху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении. Важный элемент архитектуры Древнего Египта Пилон — башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане — вытянутый прямоугольник).

Карнакский храм – главный храм Амон-Ра, грандиозное сооружение с мощьными пилонами и гигантскими статуями фараона перед ними, обширный колонный двор. Высота колонн 20,4 м, диаметр 3,57 м. Луксорский храм был вторым по значению в стране. Гармоничный и совершенный, отличался четкой планировкой.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Калугина Светлана АлександровнаНаписать 15201 09.10.2016

Номер материала: ДБ-248681

  • ИЗО, МХК
  • 10 класс
  • Презентации
    09.10.2016 271
    09.10.2016 328
    09.10.2016 516
    09.10.2016 2935
    09.10.2016 327
    09.10.2016 1565
    09.10.2016 2802

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

? На балансе занятий — 1

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Презентации для уроков МХК

Скачать:

Вложение Размер
1._10_kl_arhitektura_drevnego_egipta.pptx 2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация разработана учителем МХК Баяновой Э.М. МБОУ Школа №9 Архитектура страны фараонов

Искусство Египта начинает отсчет времени с IV тысячелетия до н.э. (додинастический период) и проходит следующие этапы развития: Древнее царство ( XXXII-XXI вв. до н. э.); Среднее царство ( XXI-XVI вв. до н. э.); Новое царство ( XVI-XI вв. до н. э.); Позднее царство ( XI-332 г. до н. э.) Этапы развития искусства Египта

Древнее царство называют самым великим периодом в истории египетской цивилизации. Именно в это время в Гизе началось строительство знаменитых пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина. В I в. до н. э. пирамиды были названы одним из семи чудес света. Поговорка «Все боится времени, но время боится пирамид» до сих пор не утратила своего значения. Пирамиды – «жилища вечности» фараонов

Большое каменное сооружение , гробница фараонов в Древнем Египте. ПИРАМИДА

Пирамида Хеопса Египетская пирамида Хеопса в Гизе — древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени ее создателя — фараона Хеопса (около 2551 — 2528 до Р. Хр.). Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света. Если не считать Великой Китайской стены, то пирамида Хеопса — самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком. Ее высота составляла 146,6 м, что примерно соответствует пятидесятиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230х230 м. На таком пространстве свободно могли бы поместиться одновременно пять крупнейших соборов мира

Ученые подсчитали, что пирамида Хеопса была сложена из 2 300 000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причем каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа. Известно имя архитектора пирамиды – Хемиун . Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса Грани пирамиды обращены к четырем сторонам света, вход в гробницу расположен на северной стороне, на высоте 16 м над землей Где-то посередине одной из сторон находился камень, сдвиннув который можно было попасть через длинный коридор в саркофаг – «жилище вечности» фараона.

Пирамида Джосера Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер . Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. Архитектор пирамиды Имхотеп – один из высших сановников фараона, ученый, врач, астроном и маг.

Пирамида Хефрена Она на 8 м ниже пирамиды Хеопса , но так как она стоит на более высоком месте, ее вершина находится на том же уровне. Она менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки.

Пирамида Хефрена Вблизи от пирамиды Хефрена поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс — фигура лежащего льва с человеческой головой Хефрена в традиционном царском платке.

каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой. СФИНКС

Едва достигает в высоту 66 м. Ее окружают еще меньшие пирамиды-спутницы, служащие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников. Пирамида Микерина

Еще в начале XIX века многие египетские храмы были почти полностью засыпаны песком

План египетского храма Аллея овнов или сфинксов Обелиски Входные пилоны Перистильный двор Гипостильный зал Святилище с солнечной ладьей

Памятник, сооружение в виде суживающегося кверху гранёного каменного столба. ОБЕЛИСК

(от греч. pylon , букв. — ворота, вход), 1) массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов. ПИЛОН

открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. ПЕРИСТИЛЬ

это такие залы, где нет открытого большого пространства – а есть лес колонн которые держат перекрытие. ГИПОСТИЛЬ

Аллея сфинксов перед пилонами храма Амона в Луксоре

Обелиски в Древнем Египте считались земным воплощением солнечного луча.

Все входы в храмах оформлялись в виде больших пилонов Входные пилоны храма Гора в Эдфу

Перистильный двор египетского храма

Всесторонне продумывалось и строительство заупокойных храмов в честь богов. Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре, который строился несколько столетий. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств

Карнак. Храмовый комплекс. Храм Монту – бога войны. Большой храм Амона – бога Солнца. Храм Хонсу – повелителя времени и правды. Храм Мут – местной покровительницы. Священные озера. Аллеи сфинксов.

Попробуйте назвать основные части египетского храма ? ? ? ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пирамиды — «жилища вечности» фараонов, скульптура, фрески; особенности египетской скульптуры и фресковой живописи.

Презентация «Архитектура Древнего Египта» для уроков МХК в 8 классе.Презентация содержит материал о комплексе сооружений известнейших памятников искусства Древнего Египта.Тема: Архитектура Древн.

Целью урока ставилось выявление связи мифологической идеи вечной жизни с архитектурой Древнего Египта. В связи с этим решались определенные задачи: формирование представлений об историко-культурных до.

Изобразительное искусство и архитектура Древнего Египта.

Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта.

Конспект интегрированного урока по информатике и изобразительному искусству содержит 2 блока: в первом рассказывается об особенностях архитектуры Древнего Египта, а во втором содержится практическая р.

Презентацияпредназначена для мультимедийного сопровождения урока истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта&quot.

  • Скачать презентацию (1.99 Мб) 91 загрузок 2.9 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Презентация «Архитектура Древнего Египта» описывает то, какой была архитектура в Древнем Египте, и какие ее творения дошли до наших дней. Доклад делится на три части: архитектура Древнего царства, Среднего и Нового, соответственно, описывая архитектуру, которая относится к этим временным периодам.

Краткое содержание

  1. Архитектура Древнего Царства
  2. Пирамиды в Гизе
  3. Архитектура Среднего Царства
  4. Заупокойный храм фараона Ментухотепа II
  5. Архитектура Нового Царства
  6. Храм царицы Хатшепсут

Презентация сделана учеником для получения оценки

Содержание

Архитектура Древнего Царства

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — мастаба — в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти.

В погребении, в специальном помещении — сердабе, которое соединялось с гробницей только окошечком, обязательно помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком.

Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни. Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны и держащиеся силой собственной тяжести.

Пирамиды в Гизе

Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи. Но увеличение надземной части мастаба не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Первой была ступенчатая пирамида джосера в саккаре, фараона III династии.

Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырёхгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен.

Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Исключительное значение имел большой сфинкс, помещённый у нижнего заупокойного храма Хефрена, считающегося портретным изображением этого фараона. Так же, близ верхних заупокойных храмов оставляли солнечную лодку, чтобы воскресший фараон смог поплыть по небу в его восточную часть к богу Ра.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине.

Архитектура Среднего Царства

В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма.

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II

Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменхотепа III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через оконные проёмы в верхней части стен.

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы подрастительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе. Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера, но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.

Архитектура Нового Царства

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив, слава его сохранилась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилон а, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари.

Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой «Долине Царей».

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горезонталей террас с вертикалями коллоннад. В нижнем ярусе

После прихода к власти в Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились.

Заупокойный храм Хатшепсут помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. Храм великолепно сочитался с местностью, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал.

  • Строительство храмов // Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф. Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира. – М., 1975.
  • Исида и Осирис // Немировский А.И. Мифы древности:Ближний Восток. Научно-художественная энциклопедия. — М., 2001.
  • Книга мертвых // Поэзия и проза Древнего Востока / Ред. и вст.ст. Брагинского И.- М., 1973.
  • Надпись Аменхотепа III из Мемнония// Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Гл. ред. Струве В.В.- М., 1963.
  • Померанцева Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта. — М., 1976.
  • Всеобщая история искусств: В 6 т./ Под ред. Веймарна Б. – Т.1. Искусство древнего мира. — М., 1956.
  • Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. — М., 2000.
  • Кинк Х.А. Древнеегипетский храм — М., 1979.
  • Культура древнего Египта / Отв. ред. Кацнельсон И. — М., 1976.
  • Матье М.Э. Во времена Нефертити. — М., 1965.
  • Перепёлкин Ю.А. Переворот Амен-хотпа IV: В 24. – ч. 4.1. – М., 1967.
  • Любимов Л. Над вечностью // Тутанхамон и его время. Сб.ст./ Под ред. Даниловой И. – М., 1976.
  • История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой М.Т.,Мальцевой Н.Л. – М., 1984.
  • Шейко В.М., Гаврюшенко А.А., Кравченко А.В. История
  • художественной культуры. Первобытность. Древний мир.– Харьков, 1998.
  • Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. — М., 1997.
  • Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храмов. — М., 2002.
  • Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика: В 2т. / Гл. ред. Полевой В.М. – Т.1. (А-К) – М., 1991.

Презентацию создал и подготовил ученик 9б класса Ильинской средней школы Авсетов Аслан.

Данная разработка посвящена теме «Архитектура Древнего Египта». Она включает себя презентацию и текст к презентации. Разработка составлена на основе учебника Г.И. Даниловой » Мировая художественная культура» 10 класс и методического пособия к учебнику Е.О. Гайская Методическое пособие к учебнику Г.И. Даниловой «Искусство. Базовый уровень.

Просмотр содержимого документа
«Архитектура Древнего Египта»

Урок 3. Архитектура Древнего Египта

Содержание изучаемого материала.

Пирамиды — «жилища вечности» фараонов. Возведение пирамид — главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Назначение пирамид. Отражение в пирамиде представлений человека об устройстве Вселенной, ве­ры в загробную жизнь и божественную силу фараона. Храмы и гробницы. Архитектурные комплексы эпохи Среднего и Нового царств в Карнаке и Луксоре. Скаль­ный храм царицы Хатшепсут в Долине царей. Архи­тектурные сооружения Позднего царства.

Типология урока: урок-путешествие с элементами практикума.

Цели и задачи урока:

формирование целостного представления о ми­ре и формах искусства;

развитие образного восприятия;

развитие умения определять стилевые особен­ности древнеегипетской архитектуры, соотно­сить памятники зодчества с определенным культурно-историческим периодом, определять взаимосвязь искусства с мифологическими представлениями египтян;

уважение и осознание ценности культуры древ­них народов.

Комментарий. Для подготовки этого урока-путе­шествия необходимо дать предварительные задания для выступлений учащихся. Географу подготовить выступление о климатических условиях Египта и особенностях развития этого региона. «Страна Ке-мет» («Черная Земля»), «Дар Нила» (Геродот) — ги­гантский оазис, который стал колыбелью цивилиза­ции Древнего Египта. Египтологу (одному или двум) подготовить выступление об особенностях религиоз­ных верований египтян и о происхождении государ­ства Древний Египет. Египетский пантеон богов. Ре­лигиозная реформа Эхнатона. Вечно воскресающий бог Осирис. Заупокойный культ.

I . Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

Слайд 2. Карта Египта.

Прежде чем мы отправимся в путе­шествие по Древнему Египту, обратимся к специали­стам, которые нас познакомят с важными сведения­ми об этой древней цивилизации.

Выступление Географа и Египтолога (египтоло­гов).

Слайд 3. Периоды истории Египта.

Всю историю Египта можно разде­лить на два периода: доисторический (додинастический) и исторический:

• додинастический период (V—IV тыс. до н. э.);

• Раннее царство (XXX—XXVIII вв. до н. э.);

Древнее царство (XXXII—XXIII вв. до н. э.);

Среднее царство (XXIII—XVI вв. до н. э.);

Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.);

Позднее время (XI в. до н. э. — 332 г. до н. э.).

— Какая роль отводилась искус­ству в культуре Древнего Египта?

Когда мы произносим слово «Египет», то, в пер­вую очередь, представляем пирамиды.

— Почему, в отличие от Месопотамии, в Египте сохранилось достаточное количество памятников архитекту­ры?

Пирамиды воплотили символ и дух египетской культуры, вобрав все достижения в области строи­тельства, математики и астрономии, мифологии и религии, изобразительного искусства.

Сооружения Древнего царства представлены пирамидами и заупо­койными храмами.

Слайд 4. Мастаба

На экране слайд с изображением мастабы.

Мастаба (араб. — каменная скамья) — усеченная пирами­да, которая напоминала могильные насыпи, предше­ствовала появлению пирамид (как ступенчатых над­стройки мастабы).

Мастабы были гробницами вельмож и сановников фараона, которые находились в погребальном комплексе.

Мастаба состояла из на­земной части, где была молельня, ориентированная на восток, и подземной части, где на глубине от 2 до 20 м помещался саркофаг с мумией и утварью, рядом с саркофагом находились статуэтки слуг — ушебти («ответчики»).

Сердаб — помещение для статуи умер­шего.

Слайд 5. Пирамида Джосера.

Так называемая ступенчатая пира­мида.

Зодчий Имхотеп создал целый комплекс заупо­койных сооружений, огораживая прямоугольную территорию. Увеличение гробницы по вертикали от­ражало идею власти «сына бога».

Слайд 6. Пирамиды в Гизе.

Самым грандиозным комплексом, «классическим образцом», стали пирамиды в Гизе — фараонов Хе­опса, Хефрена и Микерина.

Отточенная форма, осно­ванная на пропорциях золотого сечения, квадратное основание и схождение сторон в одной точке, подоб­ной обожествленному фараону.

Облицовка шлифо­ванными плитами создавала яркое сияние в лучах солнца.

Характерной особенностью архитектуры пи­рамид было соотношение массы и пространства: не­большая погребальная камера и длинные узкие кори­доры. Пирамида не только погребальный памятник, но и настоящее «жилище» умершего фараона.

Учащимся предлагается посмотреть фильм о пи­рамидах Гизы:

«Великие чудеса све­та. Пирамиды»: https :// www . youtube . com / watch ? v = lQcLeXpbnL 0).

Сам император Наполеон во вре­мя египетского похода выразил желание провести ночь в сердце пирамиды — в камере царя в полном одиночестве (по слухам, то же сделал когда-то Алек­сандр Македонский). Его адъютант рассказывал, что утром Наполеон вышел из пирамиды бледный и замет­но взволнованный. На вопрос, как он провел ночь, Бо­напарт ответил, что его все равно не поймут и не пове­рят. А уже будучи узником на острове Св. Елены на вопрос: «А что же все-таки произошло тогда в пирами­де?» — он ответил: «Не важно, все уже свершилось».

Слайд 7. Храм Царицы Хатшепсут.

В эпоху Среднего и Нового царств появляется новый тип зау­покойного храма, для которого характерны:

• строительство у скал ливийского нагорья;

• усложнение композиции храма (две террасы, одна над другой, завершаются небольшой пира­мидой).

Живописность комплексу придавал открытый двор, окруженный колоннадой, раскрашенные ста­туи царя, сад и бассейны. Длинная дорога, идущая от Нила, уставлена статуями сфинксов. Торжественный ритм движения, чередование плоскостей (горизон­тальные и наклонные — пандусы) — особенности это­го уникального памятника женщине-фараону. Глав­ное новшество заключается в том, что захоронение фараона спрятано вдали от храма.

Слайд 8. Храмовый комплекс в Карнаке.

Главная идея храмо­вых комплексов Карнака и Луксора — подчинение принципу центральной оси.

Пандус, обелиск, пило­ны, колоссы, гипостильный зал. У главного входа высились обелиски — «иглы фараона». Пилоны об­разовали портал с расположенными рядом скуль­птурными колоссами. Далее из открытого двора сле­дует сумрачный гипостильный зал («многоколон­ный»), подобный лесной чаще. По мнению некоторых ученых, египетские храмовые сооружения являются скорее дорогой процессий, нежели местом пребыва­ния.

Слайд 9. Храм бога Гора в Эдфу.

Позднее царство. Ар­хитектура упрощенно повторяет храмовые комплек­сы Среднего и Нового царств. Новое явление — свя­тилище богу Гору и его особое почитание.

— Каковы основные черты архитектуры Древнего Египта?

Монументальность, геометризм форм, строгая сим­метрия, ритмическое повторение образов, огромные размеры, несоизмеримые с человеком.

— Вернемся к ключевому вопросу. Какая роль отво­дилась искусству в культуре Древнего Египта?

Оценка ответов учащихся и домашнее задание.

IV . Домашнее задание.

Классу: чтение материала главы 3, задание 1, 2, 4, 5 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля»; индивидуально и по группам: задание 3 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля», задание 1 рубрики «Творческая мастерская»; для желаю­щих: задание 2 рубрики «Творческая мастерская», выбрать тему проекта или презентации из рубри­ки «Темы проектных исследований или презента­ций».

V . ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Архитектура эпохи Рамессидов. На экране слайд с изображением храма Рамсеса II в Фивах (Рамассеума). Одним из грандиозных периодов египетской культуры является время правления фараона Рамсеса II (1317—1251 до н. э.), когда культ фараона достиг высших пределов.

Зау­покойный храм в Фивах (Рамессеум) был самым грандиоз­ным комплексом, включавшим храм, дворец, жилые поме­щения и склады, конюшни. Несмотря на сильные разруше­ния, десятки колоссальных колонн и огромная статуя Рамсеса II высотой 17 м и весом 110 т поражает воображе­ние. За свои 66 лет правления фараон построил больше го­родов и храмов, чем кто-либо, и сделал Древний Египет од­ной и самых могучих держав Древнего мира.

Слайд 10. Изображение храма Рамсеса III в Мединет-Абу.

Дошедший до нашего времени в лучшем состоянии фиванский ансамбль дворцово-храмовой архи­тектуры в Мединет-Абу представляет собой подобие кре­пости с воротами и башнями, окруженной зубчатыми сте­нами.

Слайд 11. Изображение храма Рамсеса II в Абу-Симбеле в Нубии.

Национальной гордостью Египта по праву считается огромнейший комплекс связанных между собой двух скаль­ных пещерных храмов. По обе стороны узкого входа в Боль­шой храм высечены четыре двадцатиметровые статуи Рам­сеса II , сидящего на троне, а у ног фараона — статуи царицы Нефертари небольших размеров (в человеческий рост).

На глубине 55 м внутри скалы находится египетский храм классического типа с колонным залом и святилищем, от­крытым двором. Каменные колоссы, обращенные на вос­ток, окрашивались лучами утренней зари. А два раза в год (по другому поверью, один раз — в день рождения фараона) первый луч солнца освещал последовательно все статуи Амона-Ра и Рамсеса II, от входа до святилища. Уникальная операция по спасению этого памятника архитектуры была проведена ЮНЕСКО в 60-е гг. ХХ в., когда строительство Асуанской плотины грозило затоплением. Храмы были рас­пилены на блоки и перенесены на безопасную высоту.

VI . Литература

Белова Г. А, Шеркова Т. А. Русские в стране пирамид. Путешественники, ученые, коллекционеры. — М., 2003. Губарева М. В, Низовский А. Ю. Сто великих храмов. —

Кинк Х. А. Древнеегипетский храм. — М., 1979. Ливрага Х. А. Фивы. — М., 2006.

Сомерс К, Рекс Э. Строительство и архитектура в Древ­нем Египте. — М., 2009.

«Скальные Храмы Абу-Симбела» из цикла «Мировые со­кровища культуры»: https :// www . youtube . com / watch ? v = KAhd 2 s 9 Ei 90 (13.37)

Древний Египет Рамсеса II -1: https :// www . youtube . com / watch ? v = tiMmGT 4 p 3 pA (23.47)

Древний Египет Рамсеса II -2: https :// www . youtube . com / watch ? v = K — HxoVpDeH 0 (21.10)

Просмотр содержимого презентации
«Архитектура Древнего Египта»

Архитектура

Древнего Египта

Периоды истории

Древнего Египта

• додинастический период (V—IV тыс. до н. э.);

• Раннее царство (XXX—XXVIII вв. до н. э.);

Древнее царство (XXXII—XXIII вв. до н. э.);

Среднее царство (XXIII—XVI вв. до н. э.);

Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.);

Позднее время (XI в. до н. э. — 332 г. до н. э.).

Читайте так же:  Памятник артему разрушили

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *