Дополнение к сообщению о инновационной технологиипо познавательно-исследовательской деятельности «Река времени»
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Путешествие по «реке времени»»
Познавательно-исследовательская деятельность Путешествие «по реке времени»
Воспитатель высшей категории
МБДОУ «Детский сад №47»
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность .
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Китайская пословица
- Технология «Река времени» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи)
- Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
- Принцип наглядности — предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
- Принцип эмоционального восприятия информации – позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Формы позновательно-исследовательской деятельности
3.Путешествие по карте
4.Путешествие по «реке времени»
Алгоритм проведения путешествия:
Обсуждение реального или вымышленного события.
Постановка цели исследования (узнать…).
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.
Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
4 этап-работа в подгруппах
сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
Вывешивание таблицы на стене группового помещения.
7 этап Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
- ? Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
- ? Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
- а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
- б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
- в) Составление и оформление макетов.
- Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
- ? Экспериментирование,
- опыты,
- изготовление поделок,
- знакомство со способами действия .
- .
Игровой метод
Дидактические
Сюжетно-ролевые игры
Режиссёрские
Подвижные игры
Игры на развитие умственной компетентности
- «История моей семьи»
- «История жилища и бытоустройства»
- «История огня»(Освещение и тепло)
- «История сухопутного транспорта»
- «История мореплавания и воздухоплавания»
- «История письменности»(книгопечатание)
- «История коммуникации», «Почта»
- «История профессий»
Советуем почитать детям
- Д.Барри «Питер Пен и Верди»
- Р.Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе»
- С.Маршак «Вчера и сегодня»
- «Русские богатыри: былины»(обработка Карнауховой)
- С.Маршак «Колёса»
- С.Баруздин «Сказка о трамвае»
- Б.Заходер «Если мне подарят лодку»
- «Синдбад-мореход»(пересказ Салье)
- Р.Киплинг «Как было написано первое письмо»
- С.Маршак «Вчера и сегодня», «Почта»
- И.Токмакова «Букваринск»
- Г.Остер «Остров Эскадо»
- Д.Биссет «Путешествие Дядюшки Тик-Так».
То, что будет дальше в этой жизни –ребёнок узнает и увидит сам. Но, каждому ребёнку безумно интересно увидеть, что же было. когда его не было! Каким же увлекательным покажется ему путешествие в прошлое, путешествие по «Реке времени»!
Мастер-класс для воспитателей «Использование технологии «Путешествие по «Реке времени» в работе с детьми»
Незаслуженно забыта технология — «Путешествие по «реке времени», автор Короткова Н.А. Данную технологию можно использовать в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Надежда Александровна предлагаетприменять дидактическое пособие – панно «Река времени». Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».
Технология «Путешествие по «реке времени» направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению.
Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.
Дидактическое пособие «Река времени» – это длинный лист (вначале это могут быть обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х18), или — магнитная доска, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «Реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» — «старина» — «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» — современный мир, может быть и будущее.
Карта-панно «Река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во времени. Такими символами — «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.
Остановки на «Реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами). Такие картины-иллюстрации используются многократно.
Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки — «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Можно делать прямоугольной формы, но интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.
Технология строится на следующих принципах:
Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
Принцип наглядности — предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
Принцип эмоционального восприятия информации — позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Возможно использовать следующие методы:
Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
2. Наглядный метод.
а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
в) Составление и оформление макетов.
Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
3. Практический метод.
Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
4. Игровой метод.
Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Знакомство детей с рекой времени начинается с чтения произведения «Путешествие дядюшки Тик-Так» английского писателя Дональда Биссета.
Надежда Александровна предлагает в первый год использовать тематику путешествий на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи. Например, каким я был сейчас, каким я буду в будущем. (Слайд с темами).
Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»
Обсуждение реального или вымышленного события
Постановка цели исследования (узнать)
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
Вывешивание таблицы на стене группового помещения
Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Предложить отправиться в путешествие по реке времени,используя несколько упражнений, которые можно проводить с детьми.
А вы любите путешествовать? А куда скажите? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени». Да, именно по реке, оказывается, течет не только вода, но и время. Садимся поудобнее в наши скоростные лодки и в путь.
—Ой, мы, кажется, попали в водоворот времени. Я слышу странные звуки, это осветительные приборы просят нас о помощи. Давайте поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.
— Впереди видна остановка, интересно, как она называется? («Древний мир»).
Как вы думаете, что это? В какую эпоху костер «служил» для людей освещением? Как еще древние люди использовали костер?
Пожалуйста поместите картинку с костром на «Реку времени» возле метки «древний мир»
Время движется , а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Русская старина».
Под нее девицы пряли,
Ей работу освещали.
Песню пели, славно… чинно
А зовут ее …(лучина)
Много ли дает она света? Удобно ли было ею пользоваться?
Лучину помещают рядом с меткой «Русская старина».
Посмотрите, как волнуются остальные предметы. Мы приблизились к последней нашей остановке «Современный мир». Я вам буду загадывать загадки, а вы отправлять отгадки «домой».
Чудеса на потолке
Повисло солнце на шнуре.
На столе грибок на ножке,
В шляпке солнышка немножко
Чудо кнопка на боку
Я нажать ее могу.
Свет возник и нам помог.
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Интересно, а как осветительные приборы будут выглядеть в будущем?
2. Вед: Далеко ли близко ли, высоко ли низко ли —
точно знаю только, что среди холмов
тяжкими трудами, сильными руками
Был построен город, город –мастеров.
Чтение отрывка из художественного произведения (из книги)
— В этом царстве-государстве жил-был царь. И было у царя множество слуг. Да не простых прислужников, а разных мастеров: и столяров, и гончаров, и портных. Любил царь, чтобы и платье у него лучше, чем у других, было сшито, и посуда хитрее расписана, и дворец резьбой украшен. Мастеров в царском дворце видимо-невидимо было.
Вед: Кто был совсем внимательным,
С таким по «Реке времени» нам точно по пути,
Скажите мне ответственно, скажите мне уверенно.
Нам к старине иль к древности отрывок отнести? (ответы )
Вед: А почему решили вы , что это старина? (ответы)
Вед: Поставим иллюстрацию на яркое панно,
Пускай страна прославится, а с нею заодно –
И столяры, и плотники, портные, кузнецы-
Такие вот работники и строили дворцы! Размести книгу на реке времени .
3. Технология «Кейс-иллюстрации». В течении недели наши дети вместе с родителями выполняли творческое задание – подбирали картинки и иллюстрации для кейса « Одежда на все времена». Отправляясь в пятничное путешествие по «реке времени» дети доставая из кейса иллюстрации обосновывают к какому времени относится и располагают на реке времени.
Дети выходят берут иллюстрации и рассказывают в стихотворной форме.
1 карточка. Вот старинный сарафан,
Вязь с узором на карманах,
В ярких бусах шея!
Курск, Воронеж, Кострому
узнаем по ним мы
Так прославили страну русские костюмы! (прикрепляет к реке времени и садится )
2 карточка. Офисный стиль – элегантно и модно,
Чтобы на службе было удобно.
Им сослуживцы чтоб любовались,
Но чтоб от дела не отвлекались. (прикрепляет)
3 карточка. Если бы не было школ,
До чего человек бы дощел.
Он ходил бы вот так и поныне,
Вместо айфона была бы дубина.
4 карточка. На дворе тридцатый век,
И в одежде, и в жилище,
И в мечтах, и даже в пище! (прикрепляет и садится).
4. Рассматривание портретов.
Посмотрите на эти портреты.
Расскажите, в чём люди одеты.
И в какие времена рисовали,
Какие материалы употребляли.
1 реб.-В древнем мире люди на скалах портреты рисовали
Для работы уголь черный выбирали,
2 реб.-Ну а в Древней Греции — это уж потом, —
Рисовали глиной, смешанной с желтком.
И портреты красками яркими блистали,
Потому что в Греции краски создавали.
Юные художники — большие мастера.
А нам, пожалуй, дальше отправиться пора.
3 реб.- В эпоху Возрождения мы приоткроем дверь —
Увидим мы портреты художников теперь-
Смешают глину с лаком — и вот готов портрет!
Хоть краски стоят дорого, но им износу нет!
4 реб.-А нынешним художникам темперу и гуашь,
И акварели сочные и чёткий карандаш,
Сегодня дарят химики, учёных целый полк,
Они такие умники, и в красках знают толк.
А теперь прикрепите ваши мини-макеты на реку времени к той исторической эпохе к какой они относятся. (прикрепляют)
5. Фотосессия.
Вед: А сейчас с ребятами затею я игру,
И атрибуты времени в игру свою введу,
Возьмем приметы времени, потом распределим,
И с ними фотосессию на память совершим.
Подходите дети выбирайте себе атрибуты какого –то времени, наряжайтесь, берите рамку , а я буду фотографом и сделаю фото на память. (фотографирует)
Я показала вам технологию,
Так подходящую к нашим условиям,
В ней все понятно, и все логично
Она развивает детей отлично.
1.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка-Пресс, 2007
2. «Что было до…» Дыбина О.В. игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с.
3. «Рукотворный мир» Дыбина О.В. Творческий центр Сфера
Развитие познавательно-исследовательской деятельности — одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю через пособие – панно «река времени», расширяет кругозор, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Просмотр содержимого документа
«Форма работы «Путешествие по «реке времени». Опыт работы в старшей группе.»
Форма работы «Путешествие по «реке времени».
Опыт работы в старшей группе.
Актуальность.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности — одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю через пособие – панно «река времени», расширяет кругозор, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Также стоит заметить, что в старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательские навыки ребенка занимают одну из ведущих позиций его деятельности. Дети стремятся добывать знания путем самостоятельного исследования предметов. Открытия побуждают детей поделиться уже новой для них информацией с другими детьми, однако и в данном случае необходимо грамотно и правильно выразить свои мысли, чтобы быть понятым другими. Наряду с вышесказанным, ребенку важно интересоваться причинно-следственными связями и экспериментировать. Для этого необходимо способствовать познавательному развитию, расширять словарный запас, а также представление об историческом времени – от прошлого к настоящему. Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так смоделированные.
Учитывая вышесказанное, пришла к выводу о необходимости внедрения инновационной технологии «Путешествие «по реке времени» Н.А.Коротковой, которая позволяет решать задачи стандарта. Благодаря её использованию в работе, возможно, охватить следующие направления в развитии и образовании детей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог на определенную тему.
Целью является развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
В начале года были поставлены задачи:
1.Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержень образующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности).
2.Обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения.
3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
4.Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение.
5.Расширять кругозор (в процессе познавательно – исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
Решение образовательных задач предусматривает:
— опору на природную детскую любознательность;
— поощрение познавательной инициативы ребенка — детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;
— опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность;
— организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребенка;
— предоставление информации из разных областей культуры (естественных наук, экологии, истории, географии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные и специфичные для них виды деятельности.
Целевым ориентиром (и критерием успешного продвижения ребенка) является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:
— проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как?);
— обнаруживает стремление объяснить связь факторов, используя рассуждения («потому что….»);
— стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);
— ребенок проявляет интерес к технико-технологической, информационной среде, основных источниках, способах поиска и передачи информации;
— проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что – то по ним (лепить, конструировать); самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы; записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
Определены формы совместной образовательной деятельности с детьми:
— рассказы взрослого, просмотр видеофильмов, видео презентаций, беседы, наблюдения;
— чтение детской, познавательно-справочной литературы, энциклопедий;
— рассматривание иллюстрированных альбомов, карт, книг;
— преобразующая фантазийная деятельность;
— детско-родительские проекты, тематически ориентированные на обогащение знаний детей по предложенным темам и др. (с помощью родителей по каждой теме в группе создаем музей, тем самым узнаем о традициях в семьи).
Разработано тематическое планирование по следующим темам:
Путешествие в прошлое электрической лампочки
Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения электрической лампочки.
Путешествие в прошлое ручки
Развитие у детей познавательных интересов через ознакомление их с историей ручки, ее назначением и необходимостью в жизни человека.
Путешествие в прошлое денег
Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения денег, упорядочение временных отношений (представление об истории возникновения денег).
Путешествие в прошлое ложки
Развитие познавательного интереса через сравнение различных ложек.
Путешествие в прошлое книги
Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения книги.
Путешествие в прошлое часов
Развитие у детей познавательных интересов через ознакомление с историей часов.
Путешествие в прошлое: история жилища
Углубить знания детей об истории жилища.
Путешествие в прошлое утюга
Формировать представление о назначении утюга и о технике безопасности при обращении с утюгом
Путешествие в прошлое одежды
Формировать у детей представление о происхождении ткани.
Путешествие в прошлое транспорта.
Систематизировать представления детей о общественном транспорте нашего города.
Путешествие в прошлое стула
Продолжать знакомить с предметами домашнего обихода.
Непосредственно образовательная деятельность по данной программе реализуется 1 раз в месяц согласно теме недели. В процессе организации учитываются особенности детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Для реализации технологии были подобраны картинки (в том числе в виде презентации), игры, литературные произведения, подобран дидактический материал, схемы и символы, музыкальное сопровождение, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. На всех мероприятиях присутствует одно и то же дидактическое пособие, Н.А. Коротковой и Дыбина Ольга Витальевна «Что было до…», карта – панно «река времени». Название символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединиться для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. Таблицу оставляем открытой для дополнения в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их.
Для того, чтобы предполагаемый материал был доступен и интересен детям, в работе используют следующие методы:
1. Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснение, пояснение, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению детьми своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
2. Наглядный метод.
— Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
— Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов, различных презентаций, помогающих преподнести более красочно и интересно информацию детям.
— Составление и оформление макетов.
Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
3. Практический метод.
Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
4. Игровой метод.
Дидактические, сюжетно – ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Детям предлагается доступный, наглядный, эмоционально – насыщенный материал по трем эпохам «древность» — это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» — мир средневековья и «наше время»-современный мир, подбор методов и приемов основывался на следующих принципах:
-Принцип доступности, который предполагал отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
-Принцип наглядности предусматривал подбор демонстрационного и раздаточного материала.
-Принцип эмоционального восприятия информации позволял использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Работа по карте «Река времени» начинается со знакомства.
Итак, I этап –Подготовительная работа предполагает:
— изучить методическую литературу;
— подготовить панно «Река времени», таблицу;
— определить тематику первого года реализации технологии.
2 этап реализации:
— сбор информации об истории возникновения предметов
— обогащение развивающей среды группы:
Иллюстрациями исторических этапов человеческой истории («древность – старина – настоящее).
Картинки на мультимедиа: этапы времени, демонстрационный материал; раздаточный материал: карточки с изображением различных видов предметов.
Небольшие картинки для размещения на панно «Река времени».
— презентация в процессе НОД по выбранной тематике
Тема, изученные за 6 месяцев.
— Путешествие в прошлое электрической лампочки;
— Путешествие в прошлое ручки;
— Путешествие в прошлое денег;
— Путешествие в прошлое ложки;
— Путешествие в прошлое книги;
— Путешествие в прошлое часов
3 этап заключительный:
— анализ достижения целей и полученных результатов;
— показ занятий на старшей и подготовительной группы с целью понимания и восприятия данной технологии другими детьми.
— определение дальнейших направлений реализации в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Алгоритм проведения «Путешествий по «реке времени»
Последовательность деятельности
Обсуждение реального или вымышленного события
Постановка цели исследования
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.
Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
Вывешивание таблицы на стене группового помещения
Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.
Подводя итог проделанной работе, заметила в процессе систематической и целенаправленной работы по внедрению технологии «Река времени» познавательная активность детей возрастает и может непосредственно влиять на их интеллектуальное развитие. Использование методов и приемов, предложенных в технологии «Путешествие по «реке времени». Н.А.Коротковой способствует социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию детей.
Как и в любых начинаниях, в любой работе встречаются трудности, проблемы. Недостаточно предметов старины, в основном имеется иллюстративный материал. Заметили, что детям более интересно рассматривать настоящие старинные предметы (потрогать, открыть….), нежели иллюстрации.
Технология отвечает запросам ФГОС и помогает приобрести на этапе завершения дошкольного образования детям необходимые предпосылки к учебной деятельности. Считаю работу по данной технологии эффективной.
Перспектива.
В данном учебном году моя работа осуществляется с детьми подготовительной группы, технология «Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет» составлена для реализации с детьми более старшего возраста, поэтому в полной мере ее реализовать не возможно. Однако, исходя из положительных результатов работы, считаю, что необходимо частичное использование методов и приемов из предложенной технологии в развитии речи детей.
Занятие по новой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reka_vremeni.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Районное методическое объединение воспитателей по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста Доклад на тему: Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками. Подготовила : воспитатель МБДОУ Починковский детский сад №6 Шукшина А.Ю .
Автор методики кандидат психологических наук Короткова Н.А. Методика предложена, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическое пособие «река времени» — это длинный бумажный лист, (обои или склеенные листы ватмана, размером 50 x160 c м.), на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река, вдоль реки намечаются несколько остановок. К примеру «древность» — «старина» — «наше время».
На панно наклеиваются небольшие иллюстрации-метки каждой остановки во времени. Остановки могут заполнятся не только соответствующим и иллюстрациями, но и реальными старинными вещами.
Этапы проведения технологии «Путешествие по реке времени» 1 этап – обсуждение реального или вымышленного события; 2 этап – постановка исследования (узнать…); 3 этап -анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала; 4 этап — работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»; 5 этап — сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования; 6 этап — вывешивание таблицы на стене группового помещения; 7 этап — дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.
Задачи: Опора на природную детскую любознательность. Поощрение познавательной инициативы ребёнка Опора на наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребёнка, самостоятельная и совместная деятельность ребёнка. 4. Организация развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребёнка. 5. Предоставление информации из разных областей культуры в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.
Занятия проводятся в подгруппах, которые могут рассредоточится и потом вновь объединиться за «круглым столом», для сборки панно, окончательного обсуждения и сопоставления результатов исследования.
Панно «река – времени должно быть открыто для дополнения – в свободной деятельности детей, активизировать их. При этом оно должно быть мобильно: на очередном занятии нужно иметь возможность снять его и использовать для дальнейших исследований.
Методы: Словесный. Наглядный Практический Игровой
Опыт работы показывает, что технология «путешествие по реке времени» даёт положительные результаты в познавательном развитии детей, возрастает развитие активного словаря, что влияет на их интеллектуальное развитие.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя.
Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме «Человек». Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн.
Ознакомление дошкольников с историей жилища человека от древности до наших дней.
Проблема: Зачем человеку знать историю времени? Проект предполагает разработку:- предметно-пространственной развивающей образовательной среды;- формирование познавательных интересов и .
Зачем человеку нужно учиться, что такое жизненный опыт, как можно передать свои знания и умения другому, что такое прошлое и будущее.
Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемМарфа Росчупкина
Похожие презентации
Презентация по предмету «История» на тему: «Технология «путешествие по «реке времени» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Технология «путешествие по «реке времени» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи). Н.А. Короткова Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм её реализации. Технология «Путешествие по «реке времени» — одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
2 Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так». Именно с чтения этого произведения в начале учебного года и начинается работа. Дидактическое пособие «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50 х 160 см или 60 х 180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» — «старина» — «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и,чуть позже, «наше время» — современный мир. Карта-панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. «Путешествие по «реке времени»
3 Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста. Принцип наглядности — предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала. Принцип эмоционального восприятия информации — позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес. Принципы
4 1. Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас. 2. Наглядный метод. а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций. б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов. в) Составление и оформление макетов. Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли. 3. Практический метод. Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия. 4. Игровой метод. Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции. Методы
5 Обсуждение реального или вымышленного события Постановка цели исследования (узнать) Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования Вывешивание таблицы на стене группового помещения Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности «Путешествие по «реке времени»
6 1. Обсуждение реального или вымышленного события Этапы проведения путешествия по «Реке времени» 1. Обсуждение реального или вымышленного события
7 2. Постановка цели исследования
8 3.Анализ- сравнение, активное обсуждение предметного материала
9 4. Сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно
10 5. Сборка общей таблицы
11 6. Дополнение детьми таблицы в самостоятельной деятельности
12 Таким образом, присоединяющиеся к действию образ- символ и слово, позволяют ребенку перейти от внешнего действенного экспериментирования с вещами, к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей. Технология «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. «Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.