Презентация по технологии коротковой река времени

Дополнение к сообщению о инновационной технологиипо познавательно-исследовательской деятельности «Река времени»

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Путешествие по «реке времени»»

Познавательно-исследовательская деятельность Путешествие «по реке времени»

Воспитатель высшей категории

МБДОУ «Детский сад №47»

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность .

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица

  • Технология «Река времени» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи)

  • Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
  • Принцип наглядности — предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
  • Принцип эмоционального восприятия информации – позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Формы позновательно-исследовательской деятельности

3.Путешествие по карте

4.Путешествие по «реке времени»

Алгоритм проведения путешествия:

Обсуждение реального или вымышленного события.

Постановка цели исследования (узнать…).

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

4 этап-работа в подгруппах

сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

7 этап Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

  • ? Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
  • ? Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

  • а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
  • б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
  • в) Составление и оформление макетов.
  • Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

  • ? Экспериментирование,
  • опыты,
  • изготовление поделок,
  • знакомство со способами действия .
  • .

Игровой метод

Дидактические

Сюжетно-ролевые игры

Режиссёрские

Подвижные игры

Игры на развитие умственной компетентности

  • «История моей семьи»
  • «История жилища и бытоустройства»
  • «История огня»(Освещение и тепло)
  • «История сухопутного транспорта»
  • «История мореплавания и воздухоплавания»
  • «История письменности»(книгопечатание)
  • «История коммуникации», «Почта»
  • «История профессий»

Советуем почитать детям

  • Д.Барри «Питер Пен и Верди»
  • Р.Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе»
  • С.Маршак «Вчера и сегодня»
  • «Русские богатыри: былины»(обработка Карнауховой)
  • С.Маршак «Колёса»
  • С.Баруздин «Сказка о трамвае»
  • Б.Заходер «Если мне подарят лодку»
  • «Синдбад-мореход»(пересказ Салье)
  • Р.Киплинг «Как было написано первое письмо»
  • С.Маршак «Вчера и сегодня», «Почта»
  • И.Токмакова «Букваринск»
  • Г.Остер «Остров Эскадо»
  • Д.Биссет «Путешествие Дядюшки Тик-Так».

То, что будет дальше в этой жизни –ребёнок узнает и увидит сам. Но, каждому ребёнку безумно интересно увидеть, что же было. когда его не было! Каким же увлекательным покажется ему путешествие в прошлое, путешествие по «Реке времени»!

Мастер-класс для воспитателей «Использование технологии «Путешествие по «Реке времени» в работе с детьми»

Незаслуженно забыта технология — «Путешествие по «реке времени», автор Короткова Н.А. Данную технологию можно использовать в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Надежда Александровна предлагаетприменять дидактическое пособие – панно «Река времени». Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».

Технология «Путешествие по «реке времени» направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению.

Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.

Дидактическое пособие «Река времени» – это длинный лист (вначале это могут быть обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х18), или — магнитная доска, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «Реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» — «старина» — «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» — современный мир, может быть и будущее.

Карта-панно «Река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во времени. Такими символами — «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.

Остановки на «Реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами). Такие картины-иллюстрации используются многократно.

Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки — «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Можно делать прямоугольной формы, но интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.

Технология строится на следующих принципах:

Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

Принцип наглядности — предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Принцип эмоционального восприятия информации — позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Возможно использовать следующие методы:

Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.

Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод.

а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.

в) Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практический метод.

Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4. Игровой метод.

Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Знакомство детей с рекой времени начинается с чтения произведения «Путешествие дядюшки Тик-Так» английского писателя Дональда Биссета.

Надежда Александровна предлагает в первый год использовать тематику путешествий на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи. Например, каким я был сейчас, каким я буду в будущем. (Слайд с темами).

Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»

Обсуждение реального или вымышленного события

Постановка цели исследования (узнать)

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

Вывешивание таблицы на стене группового помещения

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Предложить отправиться в путешествие по реке времени,используя несколько упражнений, которые можно проводить с детьми.

Читайте так же:  Москва река щука

А вы любите путешествовать? А куда скажите? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени». Да, именно по реке, оказывается, течет не только вода, но и время. Садимся поудобнее в наши скоростные лодки и в путь.

Ой, мы, кажется, попали в водоворот времени. Я слышу странные звуки, это осветительные приборы просят нас о помощи. Давайте поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.

— Впереди видна остановка, интересно, как она называется? («Древний мир»).

Как вы думаете, что это? В какую эпоху костер «служил» для людей освещением? Как еще древние люди использовали костер?

Пожалуйста поместите картинку с костром на «Реку времени» возле метки «древний мир»

Время движется , а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Русская старина».

Под нее девицы пряли,

Ей работу освещали.

Песню пели, славно… чинно

А зовут ее …(лучина)

Много ли дает она света? Удобно ли было ею пользоваться?

Лучину помещают рядом с меткой «Русская старина».

Посмотрите, как волнуются остальные предметы. Мы приблизились к последней нашей остановке «Современный мир». Я вам буду загадывать загадки, а вы отправлять отгадки «домой».

Чудеса на потолке

Повисло солнце на шнуре.

На столе грибок на ножке,

В шляпке солнышка немножко

Чудо кнопка на боку

Я нажать ее могу.

Свет возник и нам помог.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Интересно, а как осветительные приборы будут выглядеть в будущем?

2. Вед: Далеко ли близко ли, высоко ли низко ли —

точно знаю только, что среди холмов

тяжкими трудами, сильными руками

Был построен город, город –мастеров.

Чтение отрывка из художественного произведения (из книги)

— В этом царстве-государстве жил-был царь. И было у царя множество слуг. Да не простых прислужников, а разных мастеров: и столяров, и гончаров, и портных. Любил царь, чтобы и платье у него лучше, чем у других, было сшито, и посуда хитрее расписана, и дворец резьбой украшен. Мастеров в царском дворце видимо-невидимо было.

Вед: Кто был совсем внимательным,

С таким по «Реке времени» нам точно по пути,

Скажите мне ответственно, скажите мне уверенно.

Нам к старине иль к древности отрывок отнести? (ответы )

Вед: А почему решили вы , что это старина? (ответы)

Вед: Поставим иллюстрацию на яркое панно,

Пускай страна прославится, а с нею заодно –

И столяры, и плотники, портные, кузнецы-

Такие вот работники и строили дворцы! Размести книгу на реке времени .

3. Технология «Кейс-иллюстрации». В течении недели наши дети вместе с родителями выполняли творческое задание – подбирали картинки и иллюстрации для кейса « Одежда на все времена». Отправляясь в пятничное путешествие по «реке времени» дети доставая из кейса иллюстрации обосновывают к какому времени относится и располагают на реке времени.

Дети выходят берут иллюстрации и рассказывают в стихотворной форме.

1 карточка. Вот старинный сарафан,

Вязь с узором на карманах,

В ярких бусах шея!

Курск, Воронеж, Кострому

узнаем по ним мы

Так прославили страну русские костюмы! (прикрепляет к реке времени и садится )

2 карточка. Офисный стиль – элегантно и модно,

Чтобы на службе было удобно.

Им сослуживцы чтоб любовались,

Но чтоб от дела не отвлекались. (прикрепляет)

3 карточка. Если бы не было школ,

До чего человек бы дощел.

Он ходил бы вот так и поныне,

Вместо айфона была бы дубина.

4 карточка. На дворе тридцатый век,

И в одежде, и в жилище,

И в мечтах, и даже в пище! (прикрепляет и садится).

4. Рассматривание портретов.

Посмотрите на эти портреты.

Расскажите, в чём люди одеты.

И в какие времена рисовали,

Какие материалы употребляли.

1 реб.-В древнем мире люди на скалах портреты рисовали

Для работы уголь черный выбирали,

2 реб.-Ну а в Древней Греции — это уж потом, —

Рисовали глиной, смешанной с желтком.

И портреты красками яркими блистали,

Потому что в Греции краски создавали.

Юные художники — большие мастера.

А нам, пожалуй, дальше отправиться пора.

3 реб.- В эпоху Возрождения мы приоткроем дверь —

Увидим мы портреты художников теперь-

Смешают глину с лаком — и вот готов портрет!

Хоть краски стоят дорого, но им износу нет!

4 реб.-А нынешним художникам темперу и гуашь,

И акварели сочные и чёткий карандаш,

Сегодня дарят химики, учёных целый полк,

Они такие умники, и в красках знают толк.

А теперь прикрепите ваши мини-макеты на реку времени к той исторической эпохе к какой они относятся. (прикрепляют)

5. Фотосессия.

Вед: А сейчас с ребятами затею я игру,

И атрибуты времени в игру свою введу,

Возьмем приметы времени, потом распределим,

И с ними фотосессию на память совершим.

Подходите дети выбирайте себе атрибуты какого –то времени, наряжайтесь, берите рамку , а я буду фотографом и сделаю фото на память. (фотографирует)

Я показала вам технологию,

Так подходящую к нашим условиям,

В ней все понятно, и все логично

Она развивает детей отлично.

1.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка-Пресс, 2007

2. «Что было до…» Дыбина О.В. игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с.

3. «Рукотворный мир» Дыбина О.В. Творческий центр Сфера

Развитие познавательно-исследовательской деятельности одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю через пособие – панно «река времени», расширяет кругозор, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Просмотр содержимого документа
«Форма работы «Путешествие по «реке времени». Опыт работы в старшей группе.»

Форма работы «Путешествие по «реке времени».

Опыт работы в старшей группе.

Актуальность.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю через пособие – панно «река времени», расширяет кругозор, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Также стоит заметить, что в старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательские навыки ребенка занимают одну из ведущих позиций его деятельности. Дети стремятся добывать знания путем самостоятельного исследования предметов. Открытия побуждают детей поделиться уже новой для них информацией с другими детьми, однако и в данном случае необходимо грамотно и правильно выразить свои мысли, чтобы быть понятым другими. Наряду с вышесказанным, ребенку важно интересоваться причинно-следственными связями и экспериментировать. Для этого необходимо способствовать познавательному развитию, расширять словарный запас, а также представление об историческом времени – от прошлого к настоящему. Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так смоделированные.

Учитывая вышесказанное, пришла к выводу о необходимости внедрения инновационной технологии «Путешествие «по реке времени» Н.А.Коротковой, которая позволяет решать задачи стандарта. Благодаря её использованию в работе, возможно, охватить следующие направления в развитии и образовании детей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог на определенную тему.

Целью является развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

В начале года были поставлены задачи:

1.Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержень образующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности).

2.Обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения.

Читайте так же:  Река ворона тамбовская область на карте

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).

4.Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение.

5.Расширять кругозор (в процессе познавательно – исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).

Решение образовательных задач предусматривает:

— опору на природную детскую любознательность;

— поощрение познавательной инициативы ребенка — детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;

— опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность;

— организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребенка;

— предоставление информации из разных областей культуры (естественных наук, экологии, истории, географии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные и специфичные для них виды деятельности.

Целевым ориентиром (и критерием успешного продвижения ребенка) является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:
— проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как?);

— обнаруживает стремление объяснить связь факторов, используя рассуждения («потому что….»);

— стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);

— ребенок проявляет интерес к технико-технологической, информационной среде, основных источниках, способах поиска и передачи информации;

— проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что – то по ним (лепить, конструировать); самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы; записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

Определены формы совместной образовательной деятельности с детьми:

— рассказы взрослого, просмотр видеофильмов, видео презентаций, беседы, наблюдения;

— чтение детской, познавательно-справочной литературы, энциклопедий;

— рассматривание иллюстрированных альбомов, карт, книг;

— преобразующая фантазийная деятельность;

— детско-родительские проекты, тематически ориентированные на обогащение знаний детей по предложенным темам и др. (с помощью родителей по каждой теме в группе создаем музей, тем самым узнаем о традициях в семьи).

Разработано тематическое планирование по следующим темам:

Путешествие в прошлое электрической лампочки

Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения электрической лампочки.

Путешествие в прошлое ручки

Развитие у детей познавательных интересов через ознакомление их с историей ручки, ее назначением и необходимостью в жизни человека.

Путешествие в прошлое денег

Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения денег, упорядочение временных отношений (представление об истории возникновения денег).

Путешествие в прошлое ложки

Развитие познавательного интереса через сравнение различных ложек.

Путешествие в прошлое книги

Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения книги.

Путешествие в прошлое часов

Развитие у детей познавательных интересов через ознакомление с историей часов.

Путешествие в прошлое: история жилища

Углубить знания детей об истории жилища.

Путешествие в прошлое утюга

Формировать представление о назначении утюга и о технике безопасности при обращении с утюгом

Путешествие в прошлое одежды

Формировать у детей представление о происхождении ткани.

Путешествие в прошлое транспорта.

Систематизировать представления детей о общественном транспорте нашего города.

Путешествие в прошлое стула

Продолжать знакомить с предметами домашнего обихода.

Непосредственно образовательная деятельность по данной программе реализуется 1 раз в месяц согласно теме недели. В процессе организации учитываются особенности детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Для реализации технологии были подобраны картинки (в том числе в виде презентации), игры, литературные произведения, подобран дидактический материал, схемы и символы, музыкальное сопровождение, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. На всех мероприятиях присутствует одно и то же дидактическое пособие, Н.А. Коротковой и Дыбина Ольга Витальевна «Что было до…», карта – панно «река времени». Название символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединиться для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. Таблицу оставляем открытой для дополнения в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их.

Для того, чтобы предполагаемый материал был доступен и интересен детям, в работе используют следующие методы:

1. Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснение, пояснение, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению детьми своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод.

Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
— Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов, различных презентаций, помогающих преподнести более красочно и интересно информацию детям.

— Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практический метод.

Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4. Игровой метод.

Дидактические, сюжетно – ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Детям предлагается доступный, наглядный, эмоционально – насыщенный материал по трем эпохам «древность» — это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» — мир средневековья и «наше время»-современный мир, подбор методов и приемов основывался на следующих принципах:

-Принцип доступности, который предполагал отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

-Принцип наглядности предусматривал подбор демонстрационного и раздаточного материала.

-Принцип эмоционального восприятия информации позволял использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Работа по карте «Река времени» начинается со знакомства.

Итак, I этап –Подготовительная работа предполагает:

изучить методическую литературу;

— подготовить панно «Река времени», таблицу;

— определить тематику первого года реализации технологии.

2 этап реализации:

— сбор информации об истории возникновения предметов

— обогащение развивающей среды группы:

Иллюстрациями исторических этапов человеческой истории («древность – старина – настоящее).

Картинки на мультимедиа: этапы времени, демонстрационный материал; раздаточный материал: карточки с изображением различных видов предметов.

Небольшие картинки для размещения на панно «Река времени».

— презентация в процессе НОД по выбранной тематике

Тема, изученные за 6 месяцев.

— Путешествие в прошлое электрической лампочки;

— Путешествие в прошлое ручки;

— Путешествие в прошлое денег;

— Путешествие в прошлое ложки;

— Путешествие в прошлое книги;

— Путешествие в прошлое часов

3 этап заключительный:

— анализ достижения целей и полученных результатов;

— показ занятий на старшей и подготовительной группы с целью понимания и восприятия данной технологии другими детьми.

— определение дальнейших направлений реализации в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Алгоритм проведения «Путешествий по «реке времени»

Последовательность деятельности

Обсуждение реального или вымышленного события

Постановка цели исследования

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

Вывешивание таблицы на стене группового помещения

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Подводя итог проделанной работе, заметила в процессе систематической и целенаправленной работы по внедрению технологии «Река времени» познавательная активность детей возрастает и может непосредственно влиять на их интеллектуальное развитие. Использование методов и приемов, предложенных в технологии «Путешествие по «реке времени». Н.А.Коротковой способствует социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию детей.

Как и в любых начинаниях, в любой работе встречаются трудности, проблемы. Недостаточно предметов старины, в основном имеется иллюстративный материал. Заметили, что детям более интересно рассматривать настоящие старинные предметы (потрогать, открыть….), нежели иллюстрации.

Технология отвечает запросам ФГОС и помогает приобрести на этапе завершения дошкольного образования детям необходимые предпосылки к учебной деятельности. Считаю работу по данной технологии эффективной.

Читайте так же:  Север река лена

Перспектива.

В данном учебном году моя работа осуществляется с детьми подготовительной группы, технология «Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет» составлена для реализации с детьми более старшего возраста, поэтому в полной мере ее реализовать не возможно. Однако, исходя из положительных результатов работы, считаю, что необходимо частичное использование методов и приемов из предложенной технологии в развитии речи детей.

Занятие по новой технологии.

Скачать:

Вложение Размер
reka_vremeni.pptx 1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Районное методическое объединение воспитателей по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста Доклад на тему: Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками. Подготовила : воспитатель МБДОУ Починковский детский сад №6 Шукшина А.Ю .

Автор методики кандидат психологических наук Короткова Н.А. Методика предложена, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие «река времени» — это длинный бумажный лист, (обои или склеенные листы ватмана, размером 50 x160 c м.), на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река, вдоль реки намечаются несколько остановок. К примеру «древность» — «старина» — «наше время».

На панно наклеиваются небольшие иллюстрации-метки каждой остановки во времени. Остановки могут заполнятся не только соответствующим и иллюстрациями, но и реальными старинными вещами.

Этапы проведения технологии «Путешествие по реке времени» 1 этап – обсуждение реального или вымышленного события; 2 этап – постановка исследования (узнать…); 3 этап -анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала; 4 этап — работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»; 5 этап — сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования; 6 этап — вывешивание таблицы на стене группового помещения; 7 этап — дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Задачи: Опора на природную детскую любознательность. Поощрение познавательной инициативы ребёнка Опора на наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребёнка, самостоятельная и совместная деятельность ребёнка. 4. Организация развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребёнка. 5. Предоставление информации из разных областей культуры в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.

Занятия проводятся в подгруппах, которые могут рассредоточится и потом вновь объединиться за «круглым столом», для сборки панно, окончательного обсуждения и сопоставления результатов исследования.

Панно «река – времени должно быть открыто для дополнения – в свободной деятельности детей, активизировать их. При этом оно должно быть мобильно: на очередном занятии нужно иметь возможность снять его и использовать для дальнейших исследований.

Методы: Словесный. Наглядный Практический Игровой

Опыт работы показывает, что технология «путешествие по реке времени» даёт положительные результаты в познавательном развитии детей, возрастает развитие активного словаря, что влияет на их интеллектуальное развитие.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя.

Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме «Человек». Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн.

Ознакомление дошкольников с историей жилища человека от древности до наших дней.

Проблема: Зачем человеку знать историю времени? Проект предполагает разработку:- предметно-пространственной развивающей образовательной среды;- формирование познавательных интересов и .

Зачем человеку нужно учиться, что такое жизненный опыт, как можно передать свои знания и умения другому, что такое прошлое и будущее.

Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни.

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемМарфа Росчупкина

Похожие презентации

Презентация по предмету «История» на тему: «Технология «путешествие по «реке времени» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Технология «путешествие по «реке времени» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи). Н.А. Короткова Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм её реализации. Технология «Путешествие по «реке времени» — одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

2 Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так». Именно с чтения этого произведения в начале учебного года и начинается работа. Дидактическое пособие «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50 х 160 см или 60 х 180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» — «старина» — «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и,чуть позже, «наше время» — современный мир. Карта-панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. «Путешествие по «реке времени»

3 Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста. Принцип наглядности — предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала. Принцип эмоционального восприятия информации — позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес. Принципы

4 1. Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас. 2. Наглядный метод. а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций. б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов. в) Составление и оформление макетов. Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли. 3. Практический метод. Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия. 4. Игровой метод. Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции. Методы

5 Обсуждение реального или вымышленного события Постановка цели исследования (узнать) Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования Вывешивание таблицы на стене группового помещения Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности «Путешествие по «реке времени»

6 1. Обсуждение реального или вымышленного события Этапы проведения путешествия по «Реке времени» 1. Обсуждение реального или вымышленного события

7 2. Постановка цели исследования

8 3.Анализ- сравнение, активное обсуждение предметного материала

9 4. Сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно

10 5. Сборка общей таблицы

11 6. Дополнение детьми таблицы в самостоятельной деятельности

12 Таким образом, присоединяющиеся к действию образ- символ и слово, позволяют ребенку перейти от внешнего действенного экспериментирования с вещами, к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей. Технология «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. «Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *