Разрушенные памятники культуры

Буддийская предыстория

Статуя Будды Шакьямуни (35 метров)

© AP Photo/Zaheeruddin Abdullah

Буддийские монастыри возникли в Бамианской долине во II веке. По Бамиану проходил единственный удобный путь через Гиндукуш, и долина располагалась на перекрестке караванных дорог: отправляясь отсюда на восток, можно было попасть в Китай, на юг – в Индию, на запад – в Персию, на север – в Бактрию (историческая область на сопредельных территориях современных Узбекистана, Таджикистана и Афганистана). Столь выгодное расположение превратило долину в культурный центр региона.

По словам Сюань-цзана, в долине было 10 буддистских монастырей и жили тысячи монахов. В горном массиве в течение многих лет создавался монастырский комплекс, сотни помещений которого высекались прямо в скале. Стены и потолки примерно 50 пещер и гротов украсили росписью, которую наносили масляными красками. В основном изображались будды, бодхисатвы, мандалы, молящиеся, а также сцены буддистской мифологии. Фрески датируются V-VII веками нашей эры, то есть их создали еще до того, как эта технология стала известна в Европе.

По некоторым данным, тогда же было начато строительство гигантских статуй. Согласно исследованиям, колоссы были покрыты смесью глины и соломы – с помощью этой штукатурки скульпторы создали руки и складки одежды. Верхние части лиц, по всей видимости, делались из дерева и штукатурились. Статуя меньшего размера была окрашена в разные цвета с преобладанием синего, а большая – в красный. Руки и лица позолочены. Возможно, краска, позолота и украшения заставили китайского паломника предположить, что меньшую по размеру статую Будды отливали из бронзы по частям.

Большая статуя изображала Вайрочану («Будду сияющего», «все разъясняющего»), меньшая – Шакьямуни («Будду настоящего»). В буддийской космологии говорится о неисчислимом количестве подобных существ, наиболее известен из них Шакьямуни, то есть исторический Будда. Вайрочана воплощает собой мудрость и абсолютную чистоту.

Из божеств в идолы

Смерть пророка Мухаммеда в далекой Медине привела в движение силы, которые вскоре изменили и культуру, и религию Афганистана: последователи пророка начали распространять его учение и захватили огромные территории в Азии и Африке. В 645 году в Афганистан вторглись первые мусульманские завоеватели. Покорение афганских территорий завершилось к IX-Х веку. К этому же времени было обращено в ислам население региона, Бамиан подпал под влияние новой религии одним из последних.

Сохранились записки корейского паломника Хуэй Чао, который оказался в Бамиане в 720-х годах. Он описывал, что, «хотя правитель страны родом из Ирана, (тем не менее) население исповедует буддизм, монастырей и монахов множество, а соседние государства на Бамиан нападать опасаются». Однако буддизм был обречен: вскоре мусульмане стали разрушать памятники Бамиана, в первую очередь стирались лица у изображений в пещерах. Не избежали вандализма и каменные колоссы.

Так, «блестящие каменья» будд исчезли, предположительно, в 870-х годах, когда по Бамианской долине огнем и мечом прошел Якуб ибн Лейс – основатель династии Саффаридов. Он разрушил города долины, много буддистских статуй и культовых сооружений. Некоторых «идолов» завоеватель забрал с собой в качестве военных трофеев. Храмы в долине отныне оказались заброшены.

В XI веке Бамианская долина вошла в состав Великого Хорасана, находившегося под контролем Газневидов, и этот район стала крупным торговым центром, здесь появились города Шахр-и-Захак и Шахр-и-Бамиан с классической исламской архитектурой. В 1218 году города посетил мусульманский ученый и путешественник Якут аль-Хамави. Вот как он описывал бамианские статуи: «Внутри скалы находятся высеченные из нее два идола размером от подножия до вершины массива. Ничто в мире не может сравниться с их величиной. Один из них называется Красный идол, другой – Белый идол».

Исламские поселения через несколько лет после визита аль-Хамави были уничтожены войсками Чингисхана. В ходе осады Бамиана монгольскими войсками в 1221 году защитники города убили внука великого завоевателя, и Чингисхан в ярости приказал сровнять поселения долины с землей, а всех обитателей – вплоть до животных – убить. Приказ был выполнен буквально – настолько, что даже сами монголы назвали Бамиан «Проклятым городом», а у населения региона он стал известен как Голгола – «Город скорбей» или «Город криков». Бамианские будды остались нетронутыми.

Спустя примерно 180 лет каменные колоссы «лицезрели» еще одного крупнейшего завоевателя Азии. «Железный хромец» – Тамерлан (1370-1405) прошел со своим войском через Бамиан в Индию. Благодаря индийскому походу завоевателя сохранилось еще одно упоминание о буддах. По словам Шарафаддина Язди, историка, написавшего в начале 1400-х годов «Книгу побед» о войнах Тамерлана, «эти статуи столь высоки, что ни один лучник не мог добить стрелой до их лиц».

В XVII веке последний правитель империи Великих моголов Аурангзеб (1618-1707), известный своей религиозной нетерпимостью, отдал приказ обстрелять идолов из пушек. Позднее обстреливал колоссов и правитель Ирана Надир-шах Афшар (1688-1747). В результате этих обстрелов были частично разрушены ноги большой статуи ниже колен. Эмир Афганистана Абдур-Рахман (1844-1901) сумел уничтожить лицо большого Будды в ходе военной кампании против хазарейцев.

Вандализм «по-европейски»

Первым рисунком колоссов история обязана британскому военному Александру Бернсу (родственник поэта Роберта Бернса), попавшему в долину в 1832 году с разведывательной миссией. К этому времени руки скульптур, верхние части лиц были утрачены, пещеры монастырского комплекса использовались местным населением в качестве хлевов и хранилищ зерна.

Бернс отмечает, что мусульмане придумали несколько легенд о возникновении идолов, однако они не выдерживают критики. Вот одна из легенд: фигуры были созданы на заре христианской эры племенем кафиров (неверных) для поклонения и представляют могущественного правителя по имени Салсал и его супругу Шах Мама (в переводе «королева-мать»). Позднее исследователи отмечали, что Шах Мама – это искаженное Шакьямуни.

Интересный факт: исследовавшие будд в 1930 году французские археологи были сильно удивлены, обнаружив в гроте над головой большой статуи граффити, сделанное веком ранее. Его приблизительный перевод гласил: «Если какой глупец будет исследовать эту пещеру, знайте, здесь уже был Чарльз Мэссон».

Мэссон (настоящее имя Джеймс Льюис) – британский военный, шпион и по совместительству авантюрист, ставший исследователем благодаря тому, что дезертировал из армии во время службы в Индии. Скрываясь от властей, он отправился в Афганистан, который тогда еще не был захвачен англичанами. Мэссон оказался в Бамиане годом позже Бернса – в 1833 году. Его граффити, пожалуй, единственный «официально зарегистрированный» акт европейского вандализма в отношении бамианских будд.

Таджики Бамиана и Кохистана. На заднем плане меньшая по размеру статуя Будды. Во время первой англо-афганской войны в Бамиане были расквартированы британские отряды. Автор рисунка — Локьер Уиллис Харт, 1843 год

© The New York Public Library

Рисунок колоссов дипломата Ивана Яворского, 1878-79 годы. Опубликован в книге «Путешествiе русскаго посольства по Авганистану и Бухарскому ханству», 1882 год

‘, ‘bgPos’ : ‘center center’>, ]»>

За давностью лет автограф Мэссона стал достоянием истории, да и сами историки простили ему этот поступок: его называют пионером археологических исследований в Афганистане, изыскания помогли раскрыть роль страны в распространении буддизма и пролить свет на эпизоды завоеваний Александра Македонского в регионе. С 1833 по 1835 годы Мэссон обнаружил и раскопал в районе Кабула и Джелалабада буддистские ступы, нашел свитки с древними индийскими письменами, десятки тысяч монет разных эпох и другие артефакты.

В 1878-1879 годах Афганистан в составе русской дипломатической миссии посетил доктор Иван Яворский, он также побывал в Бамиане. Вот как описывал увиденное дипломат: «Прямо перед нами возвышался огромный колосс, Бамианский Истукан. Думаю, что не я один был при виде этого гигантского памятника седой старины объят каким-то странным чувством».

Много веков пронеслось над головой этого великана, а он стоит как прежде. И люди, и стихии делали свое разрушительное дело, но ни землетрясения, ни пушечные выстрелы фанатиков-мусульман не уничтожили этого великана, эти соединенные усилия только немного изуродовали его

— Иван Яворский, представитель российской дипмиссии в Афганистане в 1878-1879 годах

Яворского отговорили от подъема на большую статую из-за плохого состояния лестницы, но на верх фигуры Шакьямуни он смог забраться. Дипломата предупредили, чтобы он не становился на голову колосса, «потому что со всеми, кто это делал, становилось дурно, и ими овладевал какой-то непонятный ужас. Некоторые даже падали и разбивались до смерти». Местное население приписывало эти эффекты не высоте, а козням идола. Яворский также сетовал на то, что фрески внутри пещер были в плохом состоянии – «сабельные порубы и следы пуль испещряли их во всех направлениях», но отмечал, несмотря на прошедшие века, «поразительную свежесть красок».

Также доктор свидетельствует и об архитектурных особенностях ниши, в которой стоял колосс: «Голоса людей, стоявших внизу, прекрасно сохраняли свою силу, даже шепот отчетливо доносился до нас». Высота статуи — 35 метров.

Несмотря на публикации названных выше исследователей, всплеск интереса европейских историков и археологов к Бамиану и более-менее систематическое его изучение началось лишь в конце 1800-х годов, в 1922 году в долине на постоянной основе начала работу французская археологическая миссия под патронажем короля Афганистана Амануллы Хана. C 1969 по 1978 годы археологи занимались реставрацией колоссов под эгидой Археологического управления Индии.

Другие конфликты на территории страны, включая англо-афганские войны, обе афганские кампании СССР, гражданскую войну (1978-1996), не затронули статуи, хотя остальное буддистское наследие долины продолжало уничтожаться.

Между культом и культурой

Представитель ЮНЕСКО Пьер Лафранс (справа) убеждает «главу МИД» талибов Вакиля Мутавакиля сохранить неисламские памятники Афганистана. Кандагар, начало марта 2001 года

© AP Photo/Kamal Khan

В 1997 году один из полевых командиров движения «Талибан»* Абдул Вахид еще до захвата Бамиана талибами заявил, что будды будут разрушены. Годом позже, когда долина перешла под контроль радикального движения, Вахид приказал сделать отверстия в головах статуй для закладки взрывчатки.

Однако работы были прекращены по приказу лидера «Талибана» муллы Омара, который заявил, что буддистской общины в Афганистане нет, идолам никто не поклоняется, а они между тем являются потенциальной достопримечательностью для иностранцев и потому должны быть сохранены, как и другое доисламское наследие. Боевики, правда, успели «замазать» лицо большой статуи, закоптив его сожженными автомобильными покрышками. Однако вскоре мулла Омар приказал взорвать памятники.

Уничтожение бамианских будд. Март 2001 года

Мулла Омар, экс лидер «Талибана».

В 2015 году движение сообщило о его смерти

Я не хотел разрушать статуи. Однако ко мне обратились иностранцы, заявившие о желании отреставрировать будд, несмотря на то, что монументы не были сильно повреждены за столько веков. Просьба шокировала меня. Я подумал: это бесчувственные люди, им безразличны тысячи живых афганцев, умирающих от голода, им интересен лишь мертвый камень. Это прискорбно. Поэтому я приказал уничтожить статуи. Если бы эти иностранцы оказывали гуманитарную помощь, я бы не тронул монументы

Мулла Омар, экс лидер «Талибана».

В 2015 году движение сообщило о его смерти

Фигура Будды Вайрочаны до разрушения. . и после

© AP Photo © AP Photo/Rahmat Gul

В январе 2001 года ООН ввела санкции в отношении «Талибана». Возможно, талибы решили использовать идею уничтожения статуй как инструмент давления на мировое сообщество.

Сначала боевики «Талибана» обстреливали колоссов из автоматов, ПЗРК и гранатометов, однако разрушения были минимальны. Тогда в течение нескольких дней по монументам вели огонь из артиллерийских орудий. Статуям был нанесен серьезный ущерб, однако вандалам этого показалось мало. И тогда боевики установили в основаниях колоссов противотанковые мины и заложили взрывчатку в плечи будд…

Будда Вайрочана в Карга Нулла, Гилгит-Балтистан, Северный Пакистан. © ТАСС/Сергей Бойко

13 марта талибы официально объявили о полном уничтожении колоссов. Таким образом, один из наиболее значимых памятников буддизма в Афганистане, насчитывавший более 15 веков, разрушили в течение двух недель. Для этого пришлось свозить в Бамиан взрывчатку из соседних районов и даже из кабульского арсенала. Все «работы» проходили под личным руководством «министра обороны» «Талибана» и рассматривались в качестве «важнейшей военной операции». 26 марта талибы устроили показательную экскурсию в Бамиан для 20 иностранных журналистов и продемонстрировали им обломки.

Большая из разрушенных статуй была крупнейшим в мире изображением стоящего Будды (54 метра). Аналогичные монументы меньшего размера уцелели – возможно, пока еще – в Северном Пакистане.

Мулла Омар назвал разрушение бамианских статуй «приятным Аллаху делом». Он заявил, что, «когда мы приступили к разрушению ложных идолов, мир сделал из этого трагедию. Хотел бы призвать вас быть скорее разрушителями статуй, чем торговцами ими».

Между тем вскоре после разрушения будд появилась информация о том, что «Талибан» распродает фрагменты колоссов через посредников в Пакистане. Пакистанская пресса сообщала, что в Пешавар прибыли не менее 10 грузовиков с обломками. Утверждалось, что талибы решили измельчить крупные фрагменты и оптом сбыть их торговцам антиквариатом.

Талибы заявляли также, что наравне с буддами уничтожаются идолы и артефакты в других районах страны, в частности в Герате, Газни, Джелалабаде и Кандагаре.

Жизнь после смерти?

Вид с верха ниши, в которой находилась статуя Будды. 2 февраля 2002 года

Читайте так же:  Памятник майкопа

© AP Photo/Brennan Linsley

53-метровая статуя Будды, ноябрь 1997 года — незадолго до захвата Бамианской долины талибами

© AP Photo/Zaheeruddin Abdullah

Талибы провожают журналистов, которым демонстрировали обломки разрушенных статуй. 26 марта 2001 года

© AP Photo/Amir Shah

Местный житель молится на возвышенности на фоне буддистского комплекса в Бамианской долине

© AP Photo/Brennan Linsley

Гулам Хайдер тринадцати лет рисует статую Будды Вайрочаны в Центре поддержки беспризорных детей в Кабуле. Декабрь 2001 года

© AP Photo / Marco di Lauro

Афганские дети играют в футбол на фоне пустующей ниши, в которой стояла статуя Будды

© AP Photo/Amir Shah

‘, ‘bgPos’ : ‘bottom center’>, ]»>

Мировое сообщество, в том числе исламские страны, осудило эти акты вандализма. В частности, Пакистан, одно из трех государств, официально признавших «Талибан», подверг критике уничтожение статуй. Иранские СМИ распространили заявление, что решение талибов, будучи «принятым во имя ислама, бросает тень на священную религию». Еще раньше муфтий Египта Наср Фарид Уасель призывал талибов отменить решение, поскольку «присутствие статуй не запрещено исламом».

В ЮНЕСКО назвали случившееся преступлением против культуры и крупнейшим провалом организации по спасению памятников всемирного наследия. Разрушение статуй стало поводом для разработки Декларации о преднамеренном уничтожении культурного наследия (принята в октябре 2003 года). В 2004 году под началом ЮНЕСКО в Бамиане начались реставрационные работы, археологи собрали примерно 2 тысячи кубометров фрагментов статуй общим весом в десятки тонн. Однако в 2011 году организация решила не восстанавливать монументы.

Франческо Бандарин, заместитель гендиректора ЮНЕСКО по вопросам культуры

Нам следует подумать о людях. Им не нужна подделка, им нужен подлинник. А подлинные статуи разрушены

Франческо Бандарин, заместитель гендиректора ЮНЕСКО по вопросам культуры

Представители правительства Афганистана также склоняются к тому, чтобы оставить все как есть.

«Нынешнее состояние будд – факт нашей истории. Независимо от того, насколько хорошим или плохим был «Талибан», мы не можем вырвать эту страницу из книги», – считает глава отдела по реставрации и консервации исторических памятников Афганистана Абдул Ахад Абасси.

Впрочем, некоторые афганские археологи полагают, что можно восстановить хотя бы одну статую. В ближайших планах ЮНЕСКО – построить на территории долины культурный центр.

Спустя 14 лет, в июне 2015 года, фигуры будд вновь появились в своих нишах, правда, это были голограммы. Супружеская пара из Китая потратила $120 тысяч на проецирование колоссов в 3D с помощью лазерных технологий. Разрешение на акцию дали ЮНЕСКО и правительство Афганистана.

Лазерная проекция Будды Вайрочаны на пустующую нишу

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа

Память – важнейший признак жизни. Уничтожение памяти – это уничтожение жизни. Искажение памяти – это значит калечить человека, калечить народ

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа

Разрушение бамианских будд – не единственный случай, когда памятники культуры становились жертвами региональных войн и экстремизма. За последние 25 лет культурное наследие как минимум семи стран было уничтожено либо подвергалось подобной угрозе.

Сегодня международное сообщество продолжает обсуждать наиболее актуальные вопросы: как защитить наследие человечества от преднамеренного разрушения, какие меры помогут эффективно противодействовать культурному терроризму, а также имеет ли смысл возвращать к жизни уже утраченное?

Что может сделать ЮНЕСКО

Маркировка: памятники, охраняемые государством, и объекты из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО

Международные договоры

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (принята под эгидой ЮНЕСКО в 1954 году). Разработана на основе Пакта Рериха (1935 год).

Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 год). Направлена на борьбу с культурной контрабандой. Государства-участники обязуются подвергать уголовному или административному наказанию всех лиц, ответственных за ввоз в страну похищенных ценностей. Согласно данным ООН, ежегодный доход от незаконной торговли предметами культуры и искусства в мире достигает $3-6 млрд.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год). Охрана культурного наследия возлагается, прежде всего, на страну, в которой это наследие находится. Помощь государствам в этой сфере оказывает Комитет по всемирному наследию.

Декларация, касающаяся преднамеренного разрушения культурного наследия (2003 год). Призывает государства принять надлежащие меры для предотвращения и наказания за преднамеренное разрушение культурных ценностей на базе всех принятых международных соглашений.

«Военный иммунитет». Согласно положениям Конвенции о защите культурных ценностей, предоставляется объектам, внесенным в Международный реестр, который ведется генеральным директором ЮНЕСКО. По оценке историков, эта система защиты не имела успеха. За все время существования конвенции в реестр было внесено только девять объектов: Ватикан и центры хранения культурных ценностей в Австрии, Голландии и Германии.

• «Список всемирного наследия, находящегося под угрозой«. Составляется Комитетом по всемирному наследию. На сегодняшний день в перечень внесены 48 объектов, которым угрожает конкретная опасность: обветшание, стихийные бедствия, вооруженные конфликты.

«Культуроохранные зоны». Все стороны договариваются не уничтожать памятники культуры в зоне конфликта.

Система информирования

Специальная маркировка. Охраняемые государством ценности обозначаются щитом, заостренным снизу, разделенным на четыре части синего и белого цвета, а объекты Списка всемирного наследия обозначаются эмблемой, разработанной по заказу ЮНЕСКО в 1978 г.: соединенные снизу ромб (символ рукотворного наследия) и очерчивающий его круг (символ природного наследия).

«Паспорта наследия». Распространение среди военных брошюр с данными о местонахождении объектов культурного наследия. Выдавались воюющим сторонам в Мали во время вооруженного конфликта в 2013 году.

Коррекция законодательства

• Страны обязуются принимать в рамках своего уголовного законодательства все меры, необходимые для того, чтобы нарушители конвенции о защите культурных ценностей вне зависимости от гражданства были выявлены и подвергнуты уголовным или дисциплинарным санкциям.

Уголовный кодекс РФ (статья 243) предусматривает различные наказания за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия: штраф в размере до 5 млн руб., обязательные работы до 480 часов, принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до шести лет.

Всемирное наследие: утраченное и уцелевшее

© AP Photo/Khalid Mohammed

Также боевики ИГ разрушили руины города Хатра (на фото) на севере Ирака, основанного в III-II веках до н. э. Такая же судьба постигла цитадель города Ашшур, столицы древней Ассирии (около 2600-2500 до н. э.)

© AP Photo/Antonio Castaneda

Действия экстремистов затронули и культурное наследие Сирии. Боевики ИГ разрушили несколько древнейших памятников Пальмиры, одного из наиболее хорошо сохранившихся городов эпохи римского могущества, в частности храм Баалшамина, храм Бэла и триумфальную арку (на фото). В марте 2016 бойцы сирийской армии при поддержке авиации РФ полностью освободили Пальмиру от террористов.

В результате вооруженного противостояния в Сирии в 2011-2016 гг. были частично либо полностью разрушены более 100 христианских храмов, около 2 тыс. мечетей, 290 исторических памятников. В частности, в ходе военных действий были повреждены средневековый замок Крак де Шевалье (на фото) и исторический квартал города Алеппо

© AP Photo/Dusan Vranic

В результате вооруженного конфликта в Йемене, вызванного внутриполитическом кризисом, и последующего вооруженного вмешательства коалиции во главе с Саудовской Аравией пострадал исторический центр столицы государства — Саны: была разрушена часть «пряничных» построек в традиционном стиле (многие из которых построены еще до XI века)

Также из-за вооруженного противостояния в Йемене под угрозой разрушения оказался древний многоэтажный город Шибам, прозванный «Манхэттеном пустыни». Самая старая городская постройка датируется 1609 годом

© AP archive photo/ Mohammed al-Qadhi

В 2012-2013 годах боевики исламистской группировки «Ансар ад-Дин» и «Движения за единство и джихад в Западной Африке» разрушили гробницы святых в Тимбукту (наиболее древние из них относятся к XIII веку), которым поклонялись последователи суфизма в Мали

© AP Photo/Baba Ahmed

Также в июле 2012 года боевики осквернили одну из древних глинобитных мечетей Тимбукту, построенную в XIV веке

На Балканском полуострове в ходе регионального конфликта 1999-2001 годов косовские албанцы (мусульмане) сожгли и разрушили 112 сербских православных церквей в Косове и Метохии (Сербия), в том числе уникальные образцы византийско-романской архитектуры ХIII-ХVI веков. Во время вспышки антисербских погромов в марте 2004 года было повреждено и уничтожено еще 36 церквей

© AP Photo/Darko Vojinovic

За 16 лет под охрану ЮНЕСКО было взято четыре храма, в том числе Высокие Дечаны (на фото), главный сербский православный монастырь в Косове, основанный в XIV веке

© AP Photo/Visar Kryeziu

В ходе войны в Хорватии (1991-1995 годы) город-республика Дубровник на протяжении нескольких месяцев находился в осаде. По данным ЮНЕСКО, в результате обстрелов пострадали 70% построек исторического центра (в том числе здания XIV-XVIII веков)

© AP Photo/Darko Bandic

Повреждения получила уникальная красная черепица, покрывающая городские крыши Дубровника, и каменная кладка центральной улицы Страдун

© AP Photo/Greg Marinovich

Старый мост – символ мирного сосуществования многоконфессионального населения Мостара (Босния и Герцеговина), построенный в XVI веке в годы османского владычества, был взорван войсками Хорватского совета обороны в ходе Боснийской войны 1992-1995 годов. На фото – временный подвесной мост

© AP Photo/Zina H.Efendic

Старый мост был полностью реконструирован в 2004 году

Ниже представлен список утраченных памятников архитектуры в Москве. Понятие «памятник архитектуры» включает в себя не только охраняемые государством объекты культурного наследия, но и здания рядовой исторической застройки дореволюционного периода, а также некоторые выдающиеся постройки советского периода. Список охватывает только утрату недвижимых памятников (зданий и сооружений) и не включает в себя объекты охраняемого археологического комплекса, памятники монументальной пропаганды, садово-паркового искусства и историко-мемориальные объекты (захоронения). Список является открытым и может дополняться.

Содержание

  • 1 Разрушение исторической застройки до Октябрьской революции
  • 2 Разрушение исторической застройки в 1917—1935 годах
  • 3 Разрушение исторической застройки в ходе реконструкции Москвы в 1935—1941 годах
  • 4 Разрушение исторической застройки в годы Великой Отечественной войны
  • 5 Разрушение исторической застройки в 1945—1990 годах
  • 6 Разрушение исторической застройки с 1991 года
    • 6.1 1991 год
    • 6.2 1992 год
    • 6.3 1993 год
    • 6.4 1994 год
    • 6.5 1995 год
    • 6.6 1996 год
    • 6.7 1997 год
    • 6.8 1998 год
    • 6.9 1999 год
    • 6.10 2000 год
    • 6.11 2001 год
    • 6.12 2002 год
    • 6.13 2003 год
    • 6.14 2004 год
    • 6.15 2005 год
    • 6.16 2006 год
    • 6.17 2007 год
    • 6.18 2008 год
    • 6.19 2009 год
    • 6.20 2010 год
    • 6.21 2011 год
    • 6.22 2012 год
    • 6.23 2013 год
    • 6.24 2014 год
    • 6.25 2015 год
    • 6.26 2016 год
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Разрушение исторической застройки до Октябрьской революции [ править | править код ]

  • Здание Земского приказа (1699). Здание в стиле «нарышкинское барокко» на Красной площади было снесено в 1874 году для постройки здания Исторического музея.
  • Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи Богоявленского монастыря (XVII век). Монастырские власти, несмотря на протесты общественности и Московского археологического общества, снесли церковь для строительства доходного дома (Никольская улица, 6). Престол перенесён в монастырский собор.
  • Дом князя Гагарина на Тверской улице (начало XVIII века). К середине XIX века утратил свой первоначальный облик. Снесён в 1910 году для постройки доходного дома [1] .
  • Здание Московского университетского благородного пансиона. Снесено в 1913 году с целью постройки комплекса доходных домов [2] .

Разрушение исторической застройки в 1917—1935 годах [ править | править код ]

  1. Церковь Святого Евпла (Мясницкая ул., 9) — построенный в середине XVIII века храм был разрушен в 1925 году для сооружения 9-этажного «Дворца трестов», который так и не был сооружён. В 2000-е на её месте возвели торговый и офисный центр, уничтожив подлинные фундаменты утраченного памятника.
  2. Симонов монастырь. Почти полностью был взорван 22 января 1930 года.
  3. Церковь Спиридона, епископа Тримифунтского (ул. Спиридоновка, 24/1) — православная церковь, была построена в 1639 году, закрыта в 1920-е годы и разрушена в 1930 году. На месте церкви в 1932—1934 был выстроен жилой дом общества «Теплобетон».
  4. Храм Христа Спасителя (ул. Волхонка, 15) — построен по проекту архитектора К. А. Тона в 1883 году. 5 декабря1931 года храм был разрушен для строительства на его месте Дворца Советов. В 1994—1999 годах здание отстроено на прежнем месте с некоторыми отступлениями от проекта первоначального храма. Проект нового храма выполнен архитекторами М. Посохиным, А. Денисовым и другими. Скульптурное убранство выполнено под руководством З. Церетели. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала [3] .
  5. Сухаревская башня (угол Садового кольца и ул. Сретенка) — построена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города по проекту архитектора М. И. Чоглокова. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей (ныне музей истории города Москвы). Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал И. В.Сталин.
  6. Красные ворота (на одноимённой площади Садового кольца). Триумфальная арка в стиле барокко была выстроена Дмитрием Ухтомским в 1753-м году на месте деревянной арки 1724-го года постройки в честь победы над шведами в Северной войне в 1709 году и венчания на царство императриц Екатерина I и Елизаветы Петровны. Арка и неподалёку стоящая церковь Трёх святителей были снесены в 1928 году, при расширении Садового кольца, в соответствии с планом перепланировки Лазаря Кагановича.
  7. Церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот — построена в 1657 году на средства прихожан Мясницкой слободы. Снесена вместе с прилегающими строениями в 1934—1935 годах, место отдано под шахты Метростроя. Позже на месте церкви была устроена автостоянка.
  8. Страстной монастырь
  9. Малый Николаевский дворец — был построен по проекту архитектора Матвея Казакова. Сломан в 1929 году.
  10. Церковь Спаса Преображения на Глинищах — построена в 1802 году предположительно по проекту В. И. Баженова. Снесена в 1931 году. На месте церкви построен жилой дом (Лубянский проезд,17).
  11. Церковь Космы и Дамиана в Нижних Садовниках — была построена в слободе государевых садовников в 1657 году. Выделялась редким по форме порталом. Снесена в 1932 году. На месте церкви стоит жилой дом (Садовническая улица, дом 31 (юго-восточное крыло здания)).
  12. Церковь Петра и Павла на Якиманке — известен с XVII века, находился на улице Большая Якиманка. В 1930-е годы разрушен, часть стен вошла в построенный на этом месте четырёхэтажный дом №31/18.
  13. Церковь Рождества Христова в Кудрине (Поварская улица, на месте дома 33). Деревянная церковь возникла на этом месте не позже 1686 года, [4] но, по некоторым данным, она существовала здесь уже в 1642 году. Церковь была построена для местной стрелецкой слободы и именовалась «Церковь Рождества Христова, что в Стрелецкой слободе в Иванове приказе Ендогурова», [5] при церкви существовала съезжая стрелецкая изба [4] . В 1692-1693 годах церковь была построена в камне в виде пятиглавого храма с увенчанной шатровой колокольней трапезной. В 1717 году храм обновлялся, позднее в нём появились приделы Казанской Божией Матери (1722) и Тихвинской Божией Матери (1757). В 1812 году храм был разорён и приписан к Покровской церкви в Кудрине, однако уже в 1815 году церковь Рождества Христова получила самостоятельность [4] . В 1883 году в храме отпевали славянофила А. И. Кошелева, жившего и скончавшегося в соседнем доме по Поварской [6] . После октябрьской революции храм ещё некоторое время действовал. В конце июня 1918 года здесь отпевали трагически погибшего актёра М. В. Дальского. Храм Рождества Христова в Кудрине был разрушен в 1931 году[5] .
  14. Церковь Троицы Живоначальной в Полях — под декором 1832 года, выполненным по проекту архитектора Д. Ф. Борисова скрывалась церковь 1566 года. Перед самым разрушением она была изучена и обмерена реставраторами. Был обнаружен хорошо сохранившийся декор XVI века. Снесена в 1934 году.
  15. Церковь Николая Чудотворца «Мокрого» — построена в 1695—1697 годах супругой окольничего Евдокией Авраамовной Чириковой (урождённая Лопухина), построившая существующую церковь Троицы в Хохлах, в память дочери Неонилы. В 1802 году церковь была значительно перестроена в готическом стиле на средства прихожан. Были вновь выстроены колокольня и трапезная. Закрыта в 1932 году и разрушена.
  16. Лютеранская церковь Святого Михаила (ул. Радио, на месте дома 17) — единственная разрушенная в советские годы лютеранская церковь в Москве. Была построена в 1764 году как новое здание для старейшей общины в России, появившейся ещё из первых лютеран в Москве во второй половине XVI века. Являлась религиозным, духовным и культурным центром лютеран в Немецкой слободе. Снесена в 1928 году по инициативе ЦАГИ.
  17. Стены и башни Китай-города — в 1934 году была сломана часть стены от Третьяковского проезда до Варварских ворот. В последующие годы было уничтожено остальное. До наших дней дошли лишь незначительные подлинные фрагменты.
  18. Собор Спаса на Бору — Снесен в 1933 году
Читайте так же:  Памятник порокам на болотной площади как добраться

Разрушение исторической застройки в ходе реконструкции Москвы в 1935—1941 годах [ править | править код ]

  1. Казанский собор— разрушен 1936 году, восстановлен в 1990—1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК)
  2. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке — По инициативе Наркома Просвещения Луначарского в 1922 году Большой Успенский переулок был назван Потаповским в честь крепостного мастера, построившего церковь. Малый Успенский — Сверчковым в честь купца Ивана Сверчкова, на средства которого был построен Храм. Луначарский использовал свой авторитет и власть, чтобы сохранить храм. Однако в ноябре 1935 годаМоссовет под председательством Н. А. Булганина постановил закрыть и снести Успенскую церковь, «имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке».
    Архитекторы-реставраторы пытались защитить храм, среди них называют П. Д. Барановского. Перед сносом реставраторы-энтузиасты получили разрешение, чтобы сделать обмеры и снять образцы резных белокаменных деталей. Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания. На её месте находится сквер на углу Покровки и Потаповского переулка. Долгое время там была пивная, а потом летнее кафе от соседнего через дорогу ресторана. Сейчас в бывшем доме причта находится пивной ресторан, а сохранённые элементы декора открыты для обозрения.
  3. Церковь Николая Чудотворца в Кошелях была снесена около 1937 года. Находилась на краю нынешнего сквера с памятником Пограничникам Отечества. Сквер образовался в результате сноса в 1975 году целого исторического квартала чётной стороны Яузской улицы.
  4. Церковь Ржевской иконы Божьей матери на Поварской улице. По церкви получили название Большой и Малый Ржевские переулки [7] . Первые упоминания о деревянной церкви на этом месте относятся к 1625 году; каменная церковь была сооружена в 1654 году[8] с Никольским и Космодамиановским приделами. В 1804[8] и в 1864[9] годах здание храма перестраивалось. Во время перестроек появилась большая трапезная, необходимость сооружения которой объяснялась большим населением прихода [9] . Церковь являлась приходским храмом М. Ю. Лермонтова, когда он жил на Поварской и Малой Молчановке вместе с бабушкой Е. А. Арсеньевой [7] . В 1890—1900 годах по проекту архитектора С. Ф. Кулагина были созданы иконостасы и осуществлена роспись храма [10] . После октябрьской революции храм продолжал действовать: в 1926 году здесь служили монахи упразднённого Валаамского подворья с Первой Тверской-Ямской улицы. Разрушение храма началось в 1938 году, но было приостановлено войной. Окончательный снос церкви был закончен в 1952 году ко времени начала строительства здания Верховного Суда СССР [7] .
  5. Церковь святых Бориса и Глеба (Поварская улица, на месте Российской академии музыки имени Гнесиных). Церковное здание стояло напротив Борисоглебского переулка, который получил своё название по этой церкви [11] . По легенде, первая деревянная Борисоглебская церковь была построена здесь ещё Борисом Годуновым. Достоверно подтверждено существование церкви на этом месте в начале XVII века [12] . Первоначально церковь имела один престол, освящённый во имя Смоленской Божией Матери Одигитрии. В 1685 году деревянная церковь сгорела, и в 1686—1691 годах на средства прихожан на этом месте был возведён каменный храм с тремя приделами — Спаса Нерукотворного Образа, Бориса и Глеба и московских митрополитов, святых Петра, Алексия, Ионы и Филиппа [13] . Это здание простояло более ста лет и в 1802 году церковь вновь была перестроена в классическом стиле на средства генерал-майора П. М. Жеребцова и его жены. На Поварскую выходила колоннада с портиком, над которым возвышался барабан и купол храма с небольшой главкой. К церкви примыкали строения трапезной и колокольни с островерхим шпилем, увенчанным крестом. Мощный купол храма являлся одной из архитектурных доминант улицы [13] . Новая церковь имела два придела — Смоленской Божией матери и Святых Бориса и Глеба, [8] здесь находился образ Спаса Нерукотворного, написанный Симоном Ушаковым в 1685 году [12] . В 1830 году в церкви проходило венчание жившего неподалёку на Поварской (современный дом № 27) С. Д. Киселёва, свидетелем на котором был его друг А. С. Пушкин. В 1903 году в церкви состоялось венчание будущего обер-прокурора Священного СинодаА. Д. Самарина с В. С. Мамонтовой — дочерью С. И. Мамонтова. Другим известным прихожанином Борисоглебской церкви был К. П. Победоносцев, который, как и Самарин, занимал в конце XIX — начале XX веков должность обер-прокурора. После революции церковь продолжала действовать, в 1930 году сюда была переведена община закрытой Борисоглебской церкви у Арбатских ворот [14] . Церковь святых Бориса и Глеба была закрыта по постановлению Моссовета от 7 мая 1933 года [13] и снесена в 1936 году[12] . В 2007 году на месте разрушенной церкви был установлен памятный знак [15] .
  6. Церковь Николая Чудотворца в Столпах (Армянский переулок) была построена в 1669 году подмастерьем каменных дел Иваном Косминым (Иван Кузьмин Кузнечик). Представляла собой редкий образец церковной архитектуры XVII столетия. При церкви находился старинный мавзолей над могилами членов семьи бояринаАртамона Сергеевича Матвеева и могилы Милославских. Разрушена в 1938 году. На месте церкви и захоронений было построено примитивное по архитектуре школьное здание, в котором в настоящее время размещается Московское педагогическое училище № 7. Два резных наличника, портал и некоторые надгробные плиты Никольской церкви были спасены сотрудниками Музея истории русской архитектуры. Образцы резного декора были сохранены и вмурованы в северную стену ограды Донского монастыря, когда в монастыре находился филиал музея.

Разрушение исторической застройки в годы Великой Отечественной войны [ править | править код ]

  1. Пассаж Г. Г. Солодовникова (Кузнецкий мост, 8) — первый московский пассаж. За строительство пассажа Солодовников получил звание почётного гражданина города Москвы [16] . В 1885 году пассаж горел, его восстановлением занимался архитектор М. А. Арсеньев[17] . В ноябре 1904 года в пассаже открылся один из первых кинотеатров Москвы «Синема-театр» А. Розенфельда, а после его закрытия здесь разместился театр «Кинофон». Пассаж был разрушен в 1941 году в результате бомбардировки Москвы [18] . В 1947 году остатки здания были разобраны, а на его месте по проекту ландшафтного архитектора В. И. Долганова разбит сквер, облицованный красным гранитом из запасов, привезенных немцами в 1941 году для памятника в честь победы над Россией. В настоящее время на месте снесённого сквера находится новый корпус ЦУМа, решение о строительстве которого принято в 2001 году [19] . В ходе строительства здания археологи обнаружили около 300 древних захоронений, самое раннее из которых относится к XV веку [20] .

Разрушение исторической застройки в 1945—1990 годах [ править | править код ]

  1. Дом Анненковых (ул. Кузнецкий Мост, 5) — c 1786 года владение Анненковых, родителей декабриста И. А. Анненкова. А. И. Анненкова была дочерью бывшего генерал-губернатора Сибири И. В. Якоби. Быт семьи Анненковых описан в воспоминаниях жены декабриста Полины Гёбль[21] . История отношений И. А. Анненкова и П. Гёбль положена в основу романа А. Дюма «Учитель фехтования», оперы Ю. Шапорина «Декабристы», фильма В. Мотыля«Звезда пленительного счастья»[22] . Предположительно, дом Анненковых был построен архитектором В. И. Баженовым[23] . В 1820—1830-е годы в доме размещалась популярная книжная лавка, которую посещал А. С. Пушкин. В конце 1830-х годов дом был перестроен под гостиницу, в которой останавливались писатели И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, декабристы С. П. Трубецкой и Н. И. Тургенев. В 1920 году здесь разместилась редакция Большой советской энциклопедии, возглавляемая О. Ю. Шмидтом. Дом был снесён в 1946 году при реконструкции ул. Петровка [24] .
  2. Храм Преображения Господня в Преображенском (Преображенская площадь) — был построен в 1768 году на средства прихожан. В 1781 году к церкви пристроен придел Петра и Павла и колокольня. Во время московского пожара 1812 года церковь не пострадала, службы в ней не прекращались всё время пребывания в Москвефранцузской армии. 23 мая 1883 года, перед празднованием 200-летия полка, церковь посетил Александр III. После посещения императора в Спасо-Преображенском храме был сооружён второй придел во имя Александра Невского. После революции храм оставался действующим. К началу 1960-х годов у храма был один из самых крупных приходов в Москве. В связи со строительством метро в 1963 году Мосгорисполком принял решение о сносе храма. В защиту своего храма прихожанам удалось собрать больше 2500 подписей. Несмотря на это, 18 июля1964 года храм был взорван. Станция метро «Преображенская площадь» была построена в другом месте, а на месте храма разбит сквер. 17 июля2009 года вышло распоряжение Правительства Москвы за номером 1580-РП о воссоздании храма; открыт 8 мая 2015 года на прежнем месте. [25][26]
  3. Храм Николая Чудотворца на Ямах (Таганский район, на углу Николоямской улицы и Николоямского переулка) — именно по этому храму — «Николы на Ямах» — получила своё название Николоямская улица. Закрыт и частично разрушен в 1928 году. Окончательно разрушен в конце 1950-х годов.
  4. Церковь Благовещения в Голутвинской слободе (Церковь Иоакима и Анны на Якиманке) — церковь, известная с XV века и давшая название улице Большая Якиманка. Закрыта в 1930-е годы; снесена при устройстве Якиманского проезда в 1969 году.
  5. Дом Рахманинова (Улица Воздвиженка, 11) — В доме с меблированными комнатами «Америка» в октябре 1892 года поселился композитор С. В. Рахманинов. Дом был снесён в 1984 году. Писатель Ю. М. Нагибин назвал снос дома Рахманинова преступлением. [27]
  6. Комплекс ВСХВ (ВДНХ СССР) — ВВЦ. В начале 1950-х годах, к открытию новой ВСХВ 1954-го года, многие павильоны выставки потерпели реконструкцию с соответствие с архитектурной догмой послевоенных лет. Однако, после перепрофилирования выставки и после упразднения в 1963 году республиканских павильонов, многие павильоны подверглись капитальной перестройке, а некоторые вовсе уничтожили в пользу более новых. Таким образом единый архитектурный ансамбль был утрачен.
  7. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе — утрачена здание трапезной при расширении завода «Знамя». Новый корпус завода разделил церковь с колокольней, которая утратила верхний ярус во время Великой Отечественной войны.
  8. «Дом Фамусова» —московский особняк начала XIX века, принадлежавший известному семейству Римских-Корсаковых, предположительно описанный А. С. Грибоедовым в его комедии «Горе от ума». Снесён в конце 1960-х годов для строительства нового корпуса газеты «Известия».
  9. Александро-Невский собор (Москва) —второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя. Был возведён в начале XX века в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Разобран в 1950-е годы.
Читайте так же:  Памятники надгробные иваново

Разрушение исторической застройки с 1991 года [ править | править код ]

По некоторым оценкам, с начала 1990-х годов в Москве разрушено более 700 исторических зданий [28] .

В еликая Отечественная война стала фатальной для объектов российского архитектурного наследия. Многие памятники культуры были утрачены навсегда: пострадавшие в годы войны, они так и не дождались восстановления. В подборке портала «Культура.РФ» — здания, которые мы потеряли.

Пассаж купца Солодовникова в Москве

Первый московский пассаж возвел по заказу Гаврилы Солодовникова архитектор Николай Никитин, а позже переделал Митрофан Арсеньев. Здание было грандиозным торговым сооружением. Оно располагалось на Кузнецком Мосту и имело две галереи, ведущие на Петровку и Неглинный проезд.

Помимо многочисленных магазинов, в пассаже находились театр «Кинофон», кинотеатр «Синема-театр», а в 1920-х годах в расположенном здесь Российском телеграфном агентстве работал Владимир Маяковский.

В 1941 году пассаж был разрушен во время бомбардировки Москвы. После войны остатки здания разобрали, а на его месте разбили сквер. Сейчас здесь находится новый корпус ЦУМа.

Английский дворец в Петергофе

В XVIII веке в Петергофе был разбит первый пейзажный парк, получивший название Английского. В 1781–1796 годах по заказу Екатерины II архитектор Джакомо Кваренги построил здесь одноименный дворец. Это было монументальное трехэтажное здание с большим количеством колонн и широкой гранитной лестницей.

При Павле I дворец отдали под казармы, однако при Александре I он был снова восстановлен как императорская резиденция. Впрочем, царская семья в нем не останавливалась — преимущественно во дворце жили иностранные дипломаты, посещавшие Россию.

В 1942 году все парковые постройки — многочисленные мостики, павильоны, балюстрады и сам Английский дворец — были уничтожены артиллерийским обстрелом.

Усадьба Ульянка в Петербурге

Усадьба Ульянка была построена в XVIII веке недалеко от Петергофа. Исследователи выдвигают разные версии происхождения этого названия — от кабака чухонки Ульяны до находившегося неподалеку финского села Уляля. В разное время усадьба принадлежала разным именитым фамилиям — от Ушаковых до Паниных. В XIX веке ее приобрела семья Шереметевых, для которых архитектор Иероним Корсини построил здесь каменный Шереметевский дворец.

В 1941 году здание было полностью разрушено. После окончания войны памятник архитектуры решили не восстанавливать — на его месте построили общеобразовательную школу.

Орловский дворец в Стрельне

Еще один так и не восстановленный после войны пригородный дворец Петербурга — деревянная вилла Алексея Орлова в Стрельне. Ее возвели по проекту архитектора Петра Садовникова в неоготическом стиле. Здание с башенкой, стрельчатыми фронтонами и эркерами было очень живописным. Главными украшениями служили два чугунных орла, установленных на крыльце дома.

  • Культурный гид: резиденции и путевые домики Петра I
  • Культурный гид по Псковской области
  • Неочевидное Царское Село

По воспоминаниям современницы: «Графиня Орлова сама наблюдала за ходом всех работ в доме и доказала, что имеет хороший вкус». Садовников разбил и Орловский парк вокруг дворца. Великая Отечественная война разрушила все постройки.

Усадьба Грузино в Новгородской области

Усадьба одного из самых могущественных государственных деятелей времен Александра I — Алексея Аракчеева — была построена в селе Грузино в 1799–1814 годах. Каменный дворец и расположенный на территории усадьбы собор Андрея Первозванного спроектировал Федор Демерцов.

Позднее Василий Стасов доработал усадебный комплекс: построил египетские пристани, колоннаду со скульптурой Андрея Первозванного и колокольню собора. К началу Великой Отечественной войны усадьба уже пребывала в запустении, а в ходе немецкой оккупации она была уничтожена.

Усадьба Званка в Новгородской области

Новгородское имение другого выдающегося государственного деятеля и поэта Гавриила Державина также было разрушено в годы Великой Отечественной войны. Усадьба Званка существовала на этом месте задолго до того, как имение приобрел Державин. Но именно при нем она достигла своего расцвета. Усадебный дом с бельведером — башенкой — по заказу Державина перестроил архитектор Николай Львов. Тогда же в усадьбе появились фонтан, сад и цветник.

В годы Великой Отечественной войны немецкие захватчики уничтожили усадьбу. Сегодня высказываются предложения о ее восстановлении.

Храм во имя иконы Старорусской Божией Матери в Старой Руссе

Церковь была построена специально для возвращенной из Тихвина исконной местной святыни — иконы Старорусской Божией Матери. Возвели ее на средства горожан. В конце XIX века это был самый богатый по убранству храм в городе.

В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. Долгое время храм стоял заброшенным, без купола, с поврежденной кровлей. В 1960-х годах было принято решение не восстанавливать церковь, а перестроить уцелевшие фрагменты здания под спортивную школу. Она находится здесь до сих пор.

Спасо-Преображенская церковь в Курске

Каменный храм во имя Преображения Господня возвели в 1770-х годах на месте старой деревянной церкви на деньги курских купцов. В XIX веке церковь перестроили: расширили один из приделов, изменили колокольню. Главной достопримечательностью храма был старинный колокол весом почти 6,5 тонны.

Здание сильно пострадало еще в 1930-е годы, когда советская власть распорядилась закрыть его как религиозное сооружение и переоборудовать в хлебозавод. Колокольня тогда была полностью разобрана. А в 1941 году при отступлении советских войск храм был уничтожен окончательно.

Усадьба Дугино в Смоленской области

Смоленская усадьба Дугино принадлежала графам Паниным. Ее первым владельцем был известный государственный деятель, приближенный Екатерины II Никита Панин. Однако наивысшего расцвета усадьба достигла при его брате Петре, который построил Троицкую церковь, и племяннике Никите. В 1820-х годах младший Панин выстроил новый усадебный дом, разбил роскошный английский парк.

Все это сильно пострадало еще в годы революции, когда разъярённые крестьяне массово жгли помещичьи имения. Великая Отечественная война привела к окончательному разрушению усадьбы. Сейчас в заросшем парке остались только обломки кирпичных стен некогда роскошного особняка.

Кёнигсбергский замок в Калининграде

Во время Великой Отечественной войны Калининград еще назывался Кёнигсбергом и был частью Германии — столицей Восточной Пруссии. Здание отличалось внушительными размерами: его длина составляла 104 метра, ширина почти 70, а высота замковой башни — 84, 5 метра.

В 1944–1945 годах эти территории, включая замок, сильно пострадали от налетов англо-американской авиации. В 1968 году оставшиеся фрагменты здания были разрушены, а на его месте начали строить Дом Советов (он не достроен и сегодня). В 2016 году начались работы по восстановлению замка — раскопки его фундаментов и подвалов.

Храм Христа Спасителя

Был воздвигнут в память о русских воинах, павших во время Отечественной войны 1812 года. Строительство велось почти 44 года. Современники скептически оценивали архитектурные достоинства эклектичного творения А. К. Тона и в шутку называли церковь чернильницей. В 1931 году храм был разрушен. На его месте планировалось возвести Дворец Советов, но в итоге здесь появился открытый бассейн «Москва». В 1994—1997 годах храм был заново отстроен.

Воскресенские ворота

За свою более чем пятисотлетнюю историю ворота сменили не одно название: Львиные, Неглименские, Богоявленские, Троицкие, Триумфальные, Куретные, Иверские и, наконец, Воскресенские — в 1689 году к одной из башен была прикреплена икона Воскресения Христова. Они были сооружены в 1535 году как ворота стены Китай-города. В 1680 году приобрели свой окончательный облик, когда были надстроены две башни, увенчанные двуглавыми орлами. В 1781 году перед воротами была возведена деревянная Иверская часовня, через 10 лет её отстроили в камне. В 1931 году ворота с часовней были разрушены. Их восстановили в 1994—1995 годах.

Казанский собор

Первый Казанский собор или, как его ещё называют, Собор Казанской иконы Божией Матери, был деревянным. По преданию, он был построен в 1625 году на средства князя Пожарского по обету в честь изгнания из Москвы польско-литовских интервентов. Каменный храм для размещения списка с Казанской иконы Божией Матери возведён на средства царя Михаила Фёдоровича в 1636 году. В 1936 году храм был снесён. Он воссоздан в первоначальном виде в 1990—1993 годах — первым из полностью утраченных в советское время соборов Москвы.

Московский епархиальный дом

Московский епархиальный дом с храмом святого Владимира был построен в 1902 году. Создавался как центр религиозного образования, просветительской, издательской и миссионерской деятельности. Знаменит тем, что в 1917—1918 годах здесь проходил Поместный собор Русской православной церкви, который принял постановление о восстановлении патриаршества. В советское время здание было сильно разрушено и перестроено. В 1924 году там разместился Главполитпросвет. Потом собственники неоднократно менялись, пока в доме не прописалась Центральная студия документальных фильмов. В 2005 году перестроенный до неузнаваемости дом в аварийном состоянии передан Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету (ПСТГУ). В 2006—2015 годы была проведена масштабная реставрация. Сегодня здесь размещается главный корпус ПСТГУ.

Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно на юге Москвы заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Над созданием этого уникального памятника «русской готики» 20 лет трудились два выдающихся архитектора — Василий Баженов и Матвей Казаков. В советское время Большой Дворец был перестроен и отдан под нужды Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, затем — исполкома Ленинского района Московской области, Главнауки и, наконец, в музейный подотдел Московского отдела народного образования. В 1937 году открытый здесь ранее краеведческий музей был закрыт. Долгие годы Царицыно ветшало и разрушалось. Полномасштабная реставрация началась в 1980-е годы и продолжалась около 20 лет. В 2007 году реконструированный дворцовый комплекс был открыт для посетителей.

Теремной дворец в Коломенском

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича построен во второй половине XVII века. Представлял собой сложную систему отдельных помещений, соединённых переходами. Отличался богатым экзотическим декором, вызывавшим восхищение у иностранцев. Разобран около 1767 года. Перед разборкой была выполнена деревянная модель дворца. Воссоздан в 2010 году.

Шахматово

Усадьба Шахматово — родовое гнездо Александра Блока. Она была приобретена его дедом в 1874 году. Здесь поэт проводил каждое лето — с 1881 по 1916 годы. Шахматовские окрестности нашли своё отражение в стихотворении «На железной дороге». В 1910 году деревянный усадебный дом был перестроен по собственному проекту Блока. В 1921 году усадьба была сожжена крестьянами. Вскоре не стало и Блока. До последних дней жизни поэт горевал об утраченной в пожаре шахматовской библиотеке. Усадебный дом восстановлен в 2001 году.

Янтарная комната в Царском Селе

Изначально это был янтарный кабинет, созданный в XVIII веке мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I. Его сын, король Фридрих Вильгельм I, преподнёс кабинет в дар Петру I. В Янтарную комнату кабинет превратился при Елизавете Петровне. По высочайшему повелению архитектор Растрелли «исправил» творение своего прусского коллеги: ввёл в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была вывезена немецкими оккупационными войсками и бесследно исчезла. Восстанавливать утраченный шедевр начали в 1981 году. Работы завершились в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.

Константиновский дворец в Стрельне

Дворец задумывался Петром I как «Русский Версаль». Однако свой окончательный облик приобрёл уже после смерти царя-реформатора — в 1750 году он был основательно перестроен архитектором Растрелли. Название дворец получил по имени второго сына Павла I великого князя Константина Павловича, которому был подарен отцом в 1797 году. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал. Восстановлен в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.

Свято-Михайловский собор в Ижевске

Был построен на общественные средства. В 1876 году началась кампания по сбору денег на создание храма. В 1893 рабочие Ижевского завода приняли решение перечислять на строительство храма 1% от зарплаты. В 1897 году состоялась торжественная закладка церкви, а к 1907 году строительство было завершено. В 1937 году собор был разрушен. Восстановлен в 2007 году. Главный престол, посвященный архистратигу Михаилу, был освящён патриархом Алексием II, который совершил в храме первую литургию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *