Реки текущие в даль

Йёкюльсау-ау-Даль (исл. Jokulsa a Dal ) — река на северо-востоке Исландии.

Исток реки находится в предгорьях ледника Бруарйёкюдль [is] (исл. Bruarjokull ), который является частью обширного ледника Ватнайёкюдль. Течение реки извилисто и порожисто, протекает в узких каньонах. Зимой расход воды в реке составляет 15—70 м?/с, летом — 200—500 м?/с [ источник не указан 3008 дней ] . Перегорожена плотиной для выработки электроэнергии на ГЭС «Каурахньюкар».

Впервые название реки упоминается в 1625 году, когда через неё впервые был построен мост. Последняя реконструкция моста производилась в 1994 году.

за? реку, за ре?ку и за реку? (смотреть, пойти и т. д.) ;

на? реку, на ре?ку и на реку? (смотреть, пойти и т. д.)

И обступают бурную реку?

Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) . Сост. свящ. Григорий Дьяченко . 1900 .

«. Река — поверхностный водный объект, воды которого текут по поверхности земли или в части своего русла могут течь под землей и находятся в состоянии непрерывного движения. «

Источник:

«МОДЕЛЬНЫЙ ВОДНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ»

Официальная терминология . Словари и Энциклопедии . 2012 .

Да?лэльвен [1] [2] , Даль-Э?львен [3] , Далельвен [3] (швед. Dalalven ) — река в центральной Швеции. Протекает по территории ленов Даларна, Евлеборг и Уппсала, а также по границе лена Вестманланд. Впадает в Ботнический залив Балтийского моря.

Далэльвен образуется слиянием рек Эстердалэльвен и Вестердалэльвен около деревни Юрос, имеющими практически одинаковую длину (около 300 км), длина собственно Далэльвена составляет около 220 км [4] , площадь водосборного бассейна — 28 953,8 км? [5] .

Течёт на восток. Протекает через город Бурленге, в котором сооружена гидроэлектростанция. Берега реки преимущественно крутые и высокие. В нижнем течении на реке расположено несколько озёр. Река Далэльвен является судоходной на протяжении 10 км от устья.

ТЕЧЬ

ТЕЧЬ, текать (теку, течешь, южн. зап. текешь, текет), о жиже: стремиться, литься по наклону. Все реки под гору текут. Куда покляпо, туда и течет. Вообще: бежать струей, сочиться. Вода течет из бочки в ушат. Кровь течет, как из гвоздя, течма течет. | О крыше, посуде: пропускать воду или жижу, дать влаге просачиваться, не держать. Бочка течет ладами, из ее течет скважинами в пазах; бочка течет уторами, в стыке дна с ладами. Крыша ветха, течет. Лодка стала течь, дала течь. | Нестись, бежать, идти быстро, мчаться. Облака текут от запада. Перелетная птица течет стаями. Белка течет, сиб. кочует, переносится, пошла в ход. Текут гонцы во все концы. Текосте возвестили учеником его. Матф. Он тикет, кур. бежит. Тикай! калужск. иди, беги, уходи; тикать, малорос. бежать от чего, уйти, скрыться. О деле, времени: идти своим чередом, подвигаться, продолжаться, длиться, идти вперед. Текут и годы и века. Текут дни за днями. Дела наши текут по-старому. От церк. тещи, течь; тещити, источать, точить, испускать. И пены тещит, Марк. IX, 18. Река в реку втекает. Нева вытекла из Ладоги. Кто первый дотечет, тот и ставку берет. Нога затекла, затерпла. Истечь кровью. Натекло много народу. Вода в подвал натекла, затекла. Река Смотрич обтекает город Каменец вкруг. Ноги отекают, пухнут. Отведи воду канавкой, чтоб оттекла от стены. Ладья потекла. Толпа потекла на площадь. Под закромы подтекает. Вино, при гонке, перетекает парами. Гонцы притекли. Речка протекает под горой. Бумага протекает, чернила растекаются на ней, расплываются. С крыши стекает, со стрехи каплет. Много протекло, утекло времени. Все зайцы утекли куда-то. Течение, тёка, тёк, теча, течка, течь, пск. течель, действие или состояние по глаг. в разн. знач. Течение реки быстрое, тихое. Морские течения, местный ток руслом. По течению, против течения, по воде, против воды. В течение времени, в продолжение. Теченье дел, ход, успешность хода. Теченье белки, поток, перекочевка. Теча деньгам, пск. большой расход. Тека, теча вина, утечка, усышка, убыль при провозе и стойке его. | Тека? твер. поборы, взятки, принос. Заварили пиво, да сталась нетека. В речке теку нет, застаивается вода. Кровь теком течет, ручьем. | Теча и течь, скважина, худое место в сосуде, в кровле, где протекает. В крыше течь показывается. После, сильной качки в корабле нередко показывается течь. | Течь, болезнь гонорея. | Течь и течка, сиб. арх. перекочевка зверя, особенно белки, которая, в иные годы, внезапно подымается с места поголовно и течет стаями в другие места. | Течка, на мельнице, отверстия, в которые хлеб сыплется в жернов, и мука из-под жернова. | Течка животных, скота, пора сходки. Корова в течке. Во время течки, волки ходят стаями и бывают очень опасны. Тёковая смола, самотека. Течная вода, проточная. Течец церк. скороход, посланец, гонец. Текун, сыпучее вещество. Песок текун, плывучий. Мак текун, который сам высыпается, течет из маковок. Текучий, жидкий, бежкий, плывучий. Текучая ртуть. Смола текуча, а более на тепле. Чистый, сухой, мелкий песок текуч. Текучая вода, проточная, противопол. стоячая, застойная. Текучий товар, жидкий; вино, масло, нефть и пр. Текучий счет, курантовый, не завершаемый. | Белка, песец, полевая мышь — текучий зверь, кочевой, в иные годы переходит стаями с места на место. Набежали тучи текучи. | Коневина, супротив юфти, текуча, легче промокает, пропускает воду. | Текучий лен, пск. тонкий, тощий, сухой. Текучесть, жидкость, текучее состоянье, вещество. Текучка, смола самотек. | Пск. текучая вода. | Лен, роняющий на корню семена. Ток м. теча, поток; жидкость, текущая струей, руслом, стрежнем, все что льется, бежит и течет, разливаясь. И абие ста ток крове ее, Лук. течение. Ток вод с Урала на восток, на запад. Проливать токи слез. Ток лавы. Ток расплавленного чугуна. Ток ветров. Ток электричества, гальванизма, движение его по проводнику. *Ток мыслей, ход, течение, связь их. | Ток и точить, см. на своем месте.

1 колонка | 2 колонки

Земский учитель Национальный проект «Образование» МСОКО Отправить обращение Контакты

  • Педагогический калейдоскоп
  • 2019 год
    • Журнал № 1
    • Журнал № 2
    • Журнал № 3
  • 2018 год
    • Журнал № 1
    • Журнал № 2
  • 2017 год
    • Журнал № 1
    • Журнал № 2
  • 2016 год
    • Журнал № 2
  • 2015 год
    • Журнал № 2
  • 2014 год
    • Журнал № 1
    • Журнал № 2
    • Журнал № 3
    • Журнал № 4
  • 2013 год
    • Журнал № 1
    • Журнал № 2
  • 2012 год
    • Журнал № 1
    • Журнал № 2
  • 2011 год
    • Эссе: «Внутренняя музыка души. «
    • Журнал № 2
  • 2010 год
    • Журнал № 1
    • Журнал № 2
  • 2009 год
    • Журнал №1
    • Журнал №2
    • Журнал №3
    • Журнал №4
    • Журнал №5
  • 2008 год
    • Журнал №1

Реки. Части реки. Речная система (география — 6 класс)

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Маковеева Любовь Борисовна,
учитель географии МОУ КСОШ №2

Урок «Реки. Части реки. Речная система» изучается в начальном курсе географии 6 класса, в разделе «Воды суши ». На изучение темы «Реки» отводится 2 часа. Данный урок является первым, на нем рассматриваются такие вопросы, как части реки, речная система. На проведение урока отводится 45 минут. Тип урока: урок изучения нового материала.
Все этапы урока – это единое целое, где последующий вид работы логически вытекает из предыдущего. Урок насыщенный, очень яркий, красочный. Много наглядности, дополнительного материала. Широко представлены межпредметные связи с литературой, информатикой. Урок имеет научную, краеведческую и практическую направленность. Имеет связь с жизнью.

Тема: «Реки. Части реки. Речная система».
Цели:
Образовательные:
— познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами, определениями.
— начать формировать у учащихся представление о реке и ее частях.
Развивающие:
— продолжить формировать умения работать с географической картой
— развивать умения применять знания на практике.
— развивать умения делать выводы и обобщения.
Воспитательные:
— воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
— воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины с изображением рек, карточки с названием частей реки, рабочий лист ученика, компьютер, полоски цветной бумаги.
Тип урока:
урок изучения нового материала.

Ход урока

1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет
ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не
понимая, что ты такое», — писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный
французский писатель.

-Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок:

Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

Между гор, между дол
Бежит белый конь.

— Вы уже поняли, что тема урока …(Реки) Слайд №1 (Название темы урока)
— Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки (показ фрагментов картин А.М.Васнецова «Северный край», И.И.Левитана «Большая вода», Н.М. Ремезова «Река царевна» и др.).
— Не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам. Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».
— Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они. (Творческое задание. Чтение учащимися стихотворений о реках ).

А.Твардовский «За далью даль»

Семь тысяч рек, ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих в даль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала –
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздила шар земной.
(стихотворение посвящается Волге)
Н.А.Некрасов «На Волге»
О, Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов…
«…О, Волга, колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…»

Слайд №2 (Волга — великая русская река)

— Какие чувства испытываете вы, слушая эти стихотворения?
— А на берегу какой реки вы проживаете? Что вы знаете о реке Дон? Почему Дон называют Батюшкой, Тихим Доном? Какие названия имела раньше река? Откуда произошло название реки Дон? (Сообщение учащегося).
Самая крупная река в Ростовской области – Дон. Имея длину 1870 км, он занимает четвертое место среди рек Восточной – Европейской равнины, после Волги, Днепра и Урала.
В народных песнях и сказках Дон величают Ивановичем. Это говорит о том, что встарь реку связывали с Иван–озером, из которого вытекала река Дон. В наше дни Иван- озеро исчезло с географических карт. На его месте создано Шатское водохранилище, от современного истока оно отделено железнодорожной насыпью. За исток Дона теперь принят маленький ручеек, начинающийся в центральном парке г. Новомосковска Тульской области. Он заключен в каменное ложе. Рядом бетонная стела со старославянской надписью названия реки. Здесь же дамба в виде старинной крепости, у причала которой стоит резное парусное судно. И, как в пушкинской сказке, из волны небольшого водохранилища выходит дядька Черномор со своими богатырями…
Слово «дон» как полагают многие исследователи, осетинское. Древние осетины – это потомки аланов, которые кочевали в начале нашей эры по южнорусским степям. Словом «дон» они обозначали просто реку, без всякого названия. Позднее это слово стало собственным именем нашей реки. Впервые сведения о Доне относятся к пятому веку н.э. Тогда Дон назывался Амазонией – по воинствующему племени женщин-амазонок, которые занимались войнами и охотой. Потом Дон стал именоваться Танаисом. Это название связано с такой легендой. Танаис, сын амазонки Лизины и отца Бероса любил воевать, но с пренебрежением относился к военным талантам женщин. Богиня красоты Венера за такое отношение к женщинам «вдохнула» ему любовь к матери Лизине. Не вынес Танаис такого жестокого наказания. Его охватило отчаяние, и он бросился в реку, которая и стала называться его именем. Теперь название Танаис сохраняет одно из древнейших на Дону поселений близ устья Дона. В нем расположен археологический музей-заповедник. Слайд №3 (Река Дон)

3. Изучение нового материала
— Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река? (Дети дают свои определения).
— Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.
Река – поток воды, текущий в выработанном им углублении. Это углубление называется руслом реки. Слайд №4 (определение реки и русла)
— Обычно русло находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной. Слайд №5 (река и речная долина)
Это относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление в земной поверхности. Долины образуются обычно в результате размыва рекой горных пород. В речных долинах выделяют русло и пойму. Работа с учебником рис.62. «Равнинная река и поперечный профиль ее долины».
— Из каких частей состоит речная долина? Покажите склоны долины, дно, русло равнинной реки.
— Совершим мысленно путешествие по реке на лодках. (Учитель чертит схему на
доске, а ученики в тетрадях). Слайд №6 ( путешествия)

Найдем место, где начинается река. Это исток. Истоком может быть родник. Слайд №7 (исток реки Волги)
— Работа с картой. Найдите исток реки Волги на карте (Валдайская возвышенность)
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
(Н. Палькин)
— Найдите Ладожское озеро, которое является истоком реки Нева. Слайд №8
( исток реки Нева)
Нева всю ночь рвалася к морю …
И спорить стало ей невмочь…
Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива
И затопляла острова
(А.С.Пушкин)

— Найдите Кавказские горы. Какие реки берут начало с Кавказских гор? (Терек, Кубань и др.). Слайд №9 (реки Кавказа)

Терек воет, дик и злобен
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Принимая притоки, река становится шире и полноводнее. Притоки – это водотоки, впадающие в главную реку. Притоки могут быть левыми и правыми. А кто знает, как можно определить по карте, где левые притоки, а где правые? (Если встать лицом вниз по течению, то справа будет – правый берег реки, а слева – левый. На правом берегу в реку впадают правые притоки, на левом – левые).
На судоходных реках вдоль правого берега устанавливаются – красные бакены, а вдоль левого берега – белые. Найдите на карте левые и правые притоки Волги (Ока и Кама ). Слайд №10 (впадение Оки в Волгу).
В долине реки выделяется пойма. Это часть долины, которая заливается водой во время половодья. В русле реки встречаются перекаты – мелководные участки русла. Скорость течения реки на перекатах увеличивается. Более глубокие участки русла между двумя перекатами называются плесами. На таких участках река течет медленно.
Мы заканчиваем наше путешествие по реке. Подплываем к устью.
Это место, где река впадает в другую реку, озеро или море. Расстояние от истока до устья – длина реки. ( На карте реки надо показывать от истока до устья).
Существуют различные виды устьев.
Эстуарии — воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.
Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливными течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так что накопление наносов не происходит.
Дельта – форма устья реки с протоками, на которое делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря (озера) при впадении реки, несущей большое количество наносов. Слайд №11 ( устья Волги)
— Откройте в атласах физическую карту России, карту полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.

Запись в тетради делается в виде схемы

Главная река со всеми своими притоками образует речную систему. Слайд №12
( речная система Волги)
Пользуясь картой полушарий, сравните речную систему Нила и Амазонки.
Речную систему обычно называют по названию главной реки (система Волги, система Дона, система Енисея).
Физминутка: звучит легкая музыка.
Представьте себе вы находитесь на берегу реки. Лето. Температура воздуха около 30?. Вы входите в реку (дети шагают). Вода прохладная. Вы сжимаетесь, приседаете, поднимаетесь, снова приседаете… (дети приседают). Тело разогрелось. Вы плывете (руки в стороны), поворачиваетесь (повороты) влево, вправо, качаетесь на волнах (движение маятника), выходите на берег, делаете пробежку (бег на месте), потягиваетесь и движетесь в тень.

4. Заключительный этап урока.
1.Выполнение практической работы

Читайте так же:  Название реки из преступления и наказания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *