Рисунок памятник петру 1

Ме?дный вса?дник (монумент Петра Великого)— памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Его открытие состоялось 7 (18) августа 1782 года [1] . Памятник изготовлен из бронзы. Название «медный» закрепилось за ним благодаря поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 История создания
    • 2.1 «Гром-камень»
    • 2.2 Памятник
    • 2.3 Легенда о майоре Батурине
  • 3 «Бедный Павел!»
  • 4 В культуре
    • 4.1 Медный всадник и «мистический петербургский текст»
    • 4.2 Памятные монеты
  • 5 В филателии
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Описание [ править | править код ]

История создания [ править | править код ]

Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770 г. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.

В августе 1766 года русский посланник в Париже Дмитрий Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе, рекомендованным Екатерине II её корреспондентом философом-просветителем Дени Дидро. Вскоре по прибытии Фальконе в Петербург, 15 ( 26 ) октября 1766 года, работы по созданию монумента двинулись полным ходом. Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Каменное здание бывшей конюшни при дворце приспособили для жилья Фальконе. В начале 1773 года в помощь к Фальконе был назначен Фельтен: он должен был заменить уволенного от работ капитана де Ласкари, и, кроме того, к этому времени понадобился надзор профессионала-архитектора за установкой памятника.

«Гром-камень» [ править | править код ]

«Гром-камень» был найден в окрестностях деревни Конная Лахта. После того как его извлекли из земли, котлован заполнила вода и образовался водоём, сохранившийся до настоящего времени, — Петровский пруд (с 2011 года — ООПТ). Путь камня до места погрузки был равен 7855 метрам [2] .

Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, когда почва подмёрзла и смогла выдерживать тяжесть. Эта уникальная операция продолжалась с 15 ( 26 ) ноября 1769 года по 27 марта ( 7 апреля ) 1770 года. Камень был доставлен на берег Финского залива, где для его погрузки была сооружена специальная пристань.

Транспортировка камня по воде осуществлялась на судне, специально построенном по чертежу известного корабельного мастера Григория Корчебникова, и началась только осенью. Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября ( 7 октября ) 1770 года. Для выгрузки камня у берега Невы был использован приём, уже применённый при погрузке: судно было притоплено и село на предварительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег.

Работы по обтёске пьедестала проводились во время движения камня, до тех пор, пока посетившая Лахту Екатерина, желавшая посмотреть на перемещение камня, не запретила его дальнейшую обработку, желая, чтобы камень прибыл в Петербург в своём «диком» виде без утраты объёма. Окончательный вид камень приобрёл уже на Сенатской площади, значительно утратив после обработки свои первоначальные размеры.

Памятник [ править | править код ]

Законченная в июле 1769 года гипсовая модель памятника, показанная в следующем году в течение двух недель публике, ожидала отливки. Фальконе, которому никогда прежде не приходилось самому выполнять подобные работы, отказался делать отливку самостоятельно и ожидал приезда французского мастера Б. Эрсмана. Литейщик в сопровождении трёх подмастерьев прибыл 11 мая 1772 года, имея при себе для гарантии успеха всё необходимое: «землю, песок, глину…» [3] . Однако долгожданный мастер оказался не в состоянии выполнять требования скульптора и скоро, по настоянию Фельтена, был уволен. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе. Чтобы оценить напряжённость обстановки и отношений действующих лиц, нужно привести письмо скульптора от 3 ( 14 ) ноября 1774 года Екатерине II, взывавшего к её покровительству:

«Всемилостивейшая государыня, в начале прошлого месяца г. Бецкой велел мне через Фельтена написать требования мои относительно отливки статуи, хотя формальность эта показалась мне излишнею, тем не менее я немедленно отправил письмо, с которого прилагаю при сём копию, с тех пор я не получал ответа. Без августейшего покровительства Вашего я нахожусь во власти человека, который с каждым днём более меня ненавидит, и если Вашему Величеству не угодно лицезреть меня более, то мне пришлось бы здесь жить хуже, чем всякому пришельцу, который под конец находит покровителя…»

Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. По легенде, во время работы лопнула труба, по которой заливалась бронза, и только благодаря стараниям мастера Емельяна Хайлова удалось спасти нижнюю часть памятника [4] [5] . В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке.

В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Россию. Уезжая он увёз с собой все чертежи и технические расчёты [6] . Работы по завершению памятника были поручены Ю. М. Фельтену. Памятник был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года [7] . По иронии судьбы на его открытие Фальконе так и не был приглашён.

Это был второй конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор. Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя…» Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и лёгкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние». Богатое седло он заменил медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную государем. Постамент в виде громадной скалы — символ преодолённых Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.

В обсуждении концепции памятника принимали участие Екатерина II, Дидро и Вольтер. Памятник должен был изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Постамент памятника призван был символизировать природу, варварство, и тот факт, что Фальконе обтесал грандиозный «Гром-камень», отполировал его, вызвал возмущение и критику современников.

На одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая л?та 1782.» с одной стороны и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.» — с другой, подчёркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследия между деяниями Петра и собственной деятельностью.

В 1976 году в памятнике были обнаружены трещины и была проведена его реставрация. Также было проведено рентгенологическое исследование, которое выявило, что хвост служит лишь балансиром, а сам каркас проходит только через задние ноги коня [6] . Причиной трещин стал «пережог» металла, вероятно произошедший при повторной отливке верха скульптуры [8] .

Памятник Петру I уже в конце XVIII века стал объектом городских легенд и анекдотов, а в начале XIX века — одной из самых популярных тем в русской поэзии.

Состояние отпатрулирована

О других памятниках Петру I см. список.

Достопримечательность
Памятник Петру I

Памятник Петру Великому
51°40?25? с. ш. 39°12?43? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Воронеж
Автор проекта скульптор А. Е. Шварц и архитекторы Д. И. Грим, А. А. Кюи
(реконструкция — скульптор Н. П. Гаврилов).
Первое упоминание 1834 год
Строительство 1834—1860 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 361510202850006 (ЕГРОКН ). Объект № 3610021000 (БД Викигида)
Медиафайлы на Викискладе

Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года. Скульптором памятника был А. Е. Шварц, архитекторами — Д. И. Гримм, который выполнил также рисунок памятника, и А. А. Кюи.

При оккупации Воронежа немецкими войсками во время Великой Отечественной войны скульптура была вывезена на переплавку. По постановлению правительства РСФСР [1] она была восстановлена, и 10 января 1956 года на сохранившемся постаменте памятник был открыт заново. Авторы восстановленного памятника — скульпторы Н. П. Гаврилов и Г. А. Шульц [2] [3] .

Содержание

  • 1 Описание памятника
  • 2 История
    • 2.1 Проект памятника
    • 2.2 Работы над памятником
    • 2.3 Открытие памятника
    • 2.4 История памятника после открытия
  • 3 Авторы памятника
  • 4 Неофициальный символ Воронежа
  • 5 Другие памятники Петру I в Воронеже
  • 6 В литературе
  • 7 Изображение памятника в печати
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Описание памятника [ править | править код ]

Памятник Петру I, установленный в Воронеже, стал одним из первых памятников императору в России [4] . До его появления были только такие известные памятники, как Медный всадник (Э. Фальконе), памятник перед Михайловским замком (Б. Растрелли) и скульптура в Кронштадте. Авторы памятника тщательно проработали детали лица и костюма [5] ; при работе была использована посмертная маска Петра I [6] .

В своём прошении на имя императора Александра II воронежский губернатор генерал-майор Н. П. Синельников так описывал будущий памятник [7] : «Проект памятника, основанный на исторических фактах, изображает Петра Великого во весь рост, в мундире того времени, опирающегося одной рукой на якорь в память построения в Воронеже флота, а другой указывающего на Азов, покорённый этим флотом». Памятник был выполнен в реалистической манере [8] . Император был изображён в зрелом возрасте в костюме Преображенского полка. Якорь, на который правой рукой опирался Пётр I, называется стоп-анкер [9] . После рассмотрения прошения Александр II засомневался в достоверности изображения обуви Петра I и приказал проверить её на соответствие тому времени [10] .

Читайте так же:  Памятник ленину в новосибирске википедия

Памятник перед Михайловским замком (Б. Растрелли)

Медный всадник (Э. Фальконе)

Памятник в Кронштадте

Памятник в Воронеже в конце XIX — начале XX века

На грани постамента, обращённой к главной улице города, были выложены слова из бронзовых букв [11] :

Императору
Петру
Великому
1860

На противоположной грани:

Воронежские
дворяне
и граждане

Воронежский краевед В. И. Кононов обращает внимание на внешнее сходство памятника в Воронеже с памятником шведскому королю Карлу XII в Стокгольме [7] . Не приводя никаких доказательств он предполагает, что скульптор Ю. П. Мулин, автор шведского памятника, знал о существовании воронежской бронзовой скульптуры.

В 1918 году надписи с постамента были сбиты сторонниками революции. От прежнего текста осталось только «Петру».

Во время Великой Отечественной войны бронзовая статуя была вывезена немецкими войсками. Авторизованную реконструкцию на уцелевшем постаменте по немногим сохранившимся фотографиям, открыткам, гравюрам, описаниям памятника, экспонатам музеев и посмертной маске императора провёл скульптор Н. П. Гаврилов [12] .

Новый монумент повторял композицию прежнего, но скульпторами в облик фигуры было внесено два изменения. Во-первых, полы кафтана были подняты так, словно их развевает ветер. Во-вторых, Пётр I изображён в молодом возрасте, в котором он и приезжал в Воронеж, чтобы руководить строительством военно-морского флота.

В 2003 году была проведена реконструкция Петровского сквера, во время которой были восстановлены надписи на постаменте [13] [14] : «Петру Великому 1860 г.» и «Воронежские дворяне и граждане». В отличие от прежнего варианта буквы были нанесены на отдельные железные таблички, которые к 2009 году поржавели. Другим отличием от старого варианта стала буква «г.» после года открытия «1860».

В это же время был снесён находившийся за скульптурой дом (ул. 20-летия ВЛКСМ, 54) [15] [16] . Это здание появилось в 1860-е годы через некоторое время после открытия памятника Петру I [15] . Во время Великой Отечественной войны оно не было разрушено [16] . В 1994 году оно было взято под государственную охрану. В 2005—2006 годах на этом месте был построен торговый центр «Петровский пассаж». По мнению воронежского краеведа П. А. Попова [15] новый комплекс подавляет памятник Петру I, уменьшая его в размерах.

История [ править | править код ]

Проект памятника [ править | править код ]

В 1834 году [17] (либо в 1832 году [18] ) воронежский губернатор Дмитрий Никитич Бегичев написал прошение императору Николаю I, в котором предложил увековечить в Воронеже память Петра I [19] . Для этого предполагалось выкупить у владельцев остров с цейхгаузом. Комнату, где жил Пётр I, планировалось оформить в стиле того времени, для чего из Москвы специально были доставлены портреты. Остальные помещения хотели переделать для пансионата с лазаретом, в котором смогли бы лечиться один офицер и шесть матросов. В цейхгаузе также должны были соорудить домовую церковь в честь Святителя Митрофана (из Павловска собирались перевезти иконостас его современника). По замыслам, на берегу реки напротив острова появился бы сад для публичного гуляния с обелиском в честь Петра I [20] .

15 мая 1834 года Николай I одобрил предложенный проект, но деньги повелел собрать среди жителей Воронежской губернии [21] . Средства были собраны, но их хватило лишь на то, чтобы выкупить остров и цейхгауз.

Владелец острова, отставной полковник Пётр Якимов, согласился продать его городу за 4 тыс. рублей, а хозяйка цейхгауза, купеческая жена Елизавета Титова — за 10 тыс. рублей. На ремонт здания и укрепление острова было потрачено ещё 50 тыс. рублей [22] .

Для воплощения дальнейших планов нужны были дополнительные средства, которые Николай I из казны выплатить отказался. Поэтому в 1843 году работу по возведению памятника были приостановлены «впредь до имеющейся к тому возможности» [23] . Второй этаж цейхгауза был отдан для хранения архивов губернских присутственных мест [22] , а в первом разместили склады Комиссариатской комиссии.

В 1857 году воронежским губернатором был назначен Н. П. Синельников, который тоже стал ходатайствовать о появлении памятника Петру I. В предлагаемом им проекте упоминалась уже бронзовая статуя, которая должна была быть установлена на Петровской площади (ныне здесь находятся Петровский сквер и здание Управления ЮВЖД). 2 октября 1858 года новый проект памятника был утверждён императором Александром II, который недавно вступил на престол. Он выделил из казны 2500 рублей серебром и сделал некоторые замечания. Император велел возвысить и расширить пьедестал, а также проверить то, насколько правильно изображена обувь императора [10] .

Об этом решении Александра II из Санкт-Петербурга в Воронеж сообщил в своём письме Главноуправляющий путями и сообщениями и публичными зданиями генерал-адъютант К. В. Чевкин [24] . Он также обращал внимание на то, что средства выделены «в пособие к суммам, ожидаемым от добровольных в Воронежской губернии пожертвований» [23] .

После сбора средств у специально созданного комитета вместе с государственными средствами было 9244 рубля 41,75 копейки. Стоит заметить, что в этой сумме были учтены деньги, которые остались неизрасходованными после сбора в 1834 году [23] .

Работы над памятником [ править | править код ]

Работа над памятником началась в 1859 году [25] . Рисунок был выполнен архитектором Д. И. Гриммом, автором скульптуры стал А. Е. Шварц. При работе над памятником была использована посмертная маска Петра I [6] . Авторы тщательно проработали детали лица и костюма [5] . Император был изображён в зрелом возрасте в костюме Преображенского полка. Левой рукой Пётр опирался на якорь, а другой — указывал вперёд.

После поездки воронежского архитектора А. А. Кюи к павловскому карьеру им было принято решение изготовлять постамент памятника из добываемого там гранита, залежи которого были открыты под Павловском естествоиспытателем Н. С. Тарачковским [24] . 21 июля (3 августа) 1859 под руководством инженера-подпоручика Л. С. Мысловского семь гранитных плит были доставлены по реке Дон на Вилковскую пристань, где они были выгружены и перевезены по суше в Воронеж [26] . Каждая плита весила от 150 до 300 пудов. Через месяц был доставлен и гранитный монолит. Для его транспортировки по реке была использована барка, специально построенная крестьянином слободы Воронцовка Шевцовым [26] . Гранитные плиты были отшлифованы жителями села Девицы [27] . Окончательно постамент был создан по рисунку А. А. Кюи [5] . Общая высота памятника составила 3,5 м [6] .

После изготовления статуи «по новому способу, без чеканки» на фабрике Генке, Плеске и Морана в Санкт-Петербурге она была доставлена в Воронеж. Под руководством А. А. Кюи памятник был установлен на Петровской площади [28] . При этом возникла проблема с тем, куда будет «смотреть» император [7] . Согласно утверждённому проекту фигура Петра I должен был указывать правой рукой в сторону Азова, но в этом случае улица Большая Дворянская (ныне проспект Революции) оказалась бы справа от него, что испортило бы композицию памятника. Недоразумение было устранено поворотом скульптуры лицом к главной улице города.

Рядом с памятником были установлены чугунные пушки и якорь XVIII века, которые сначала находились в цейхгаузе, а затем — в пожарной части на Большой Дворянской [24] . Существует версия, что пушки участвовали в Полтавской битве [24] .

Открытие памятника [ править | править код ]

Открытие памятника проходило уже при губернаторе графе Дмитрии Николаевиче Толстом согласно «церемониалу торжественного открытия», который он разработал совместно с командующим четвёртым армейским корпусом генерал-лейтенантом бароном К. К. Врангелем. Этот документ был утверждён императором Александром II.

В торжественной церемонии должен был участвовать Азовский полк. Поэтому его командованию был передан приказ о сокращении запланированных на срок с 1 августа по 1 сентября военных учений недалеко от Острогожска, и прибытии в Воронеж к указанной дате [22] .

30 августа 1860 года в 8 часов утра была проведена литургия в Троицком Смоленском кафедральном соборе. После крестного хода от Тихвино-Онуфриевского храма к Петровскому скверу у памятника был отслужен молебен Святителю Митрофану. После этого архиепископ Иосиф (Богословский) окропил святой водой скульптуру, покрытую покрывалом. В окружении торжественно выстроенного Азовского полка под залпы артиллерийских орудий был открыт первый памятник города Воронежа [29] . Выставленный к его пьедесталу почётный караул состоял из ветеранов полка [10] . В. И. Кононов приводит следующую цитату из местной газеты «Воронежская летопись» [29] [30] [31] :

В 10 часов утра участвовавшие в торжестве открытия памятника войска заняли назначенные им места… При пении «Вечная память» вдруг отпали занавесы, закрывавшие памятник, и в то же время войска отдали честь, а артиллерией произведена пальба 101 выстрелом.

В честь такого события в здании Дворянского собрания был дан обед [10] , в котором приняли участие 400 человек. У каждого на столе рядом с приборами лежали список тостов, изображение фигуры Петра I, а также листок с кратким изложением истории создания памятника. Вечером этого дня в театре был дан бесплатно спектакль «Дедушка русского флота» [32] .

Читайте так же:  Что такое юридический памятник

История памятника после открытия [ править | править код ]

В 1918 году надписи с постамента были сбиты сторонниками революции. От прежнего текста осталось только «Петру». В июне 1919 года городские власти хотели снести памятник и заменить его на более современную скульптуру [33] . В архиве сохранилось письмо директора воронежского краеведческого музея [13] , в котором он с такой инициативой обращался к властям. Существует версия, что заместитель председателя губисполкома и заведующий губернским отделом народного образования П. Д. Смирнов смог предотвратить уничтожение этого памятника [34] .

В 1919 году в газете «Воронежская беднота» было опубликовано письмо якобы мастерового железнодорожных мастерских Н. К. [35] , в котором он спрашивал: «… Почему не сбросили чучелу Петра Первого, которая до сих пор красуется в сквере?» Редакция ответила: «… Мы должны уметь отрешиться от старых взглядов на предметы искусства. Не уничтожать старые памятники, а использовать их по-новому — вот лозунг освобождённых рабочих масс».

Во время Великой Отечественной войны в 1942—1943 годах правобережная часть Воронежа была оккупирована немецкими войсками. По приказу немецкого командования бронзовые скульптуры Петра I и Ленина были вывезены на переплавку [36] . В Петровском сквере остался стоять только гранитный постамент конца XIX века [37] .

Авторизованную реконструкцию по немногим сохранившимся фотографиям, открыткам, гравюрам, описаниям памятника, экспонатам музеев и посмертной маске императора провели скульпторы Н. П. Гаврилов [12] и Г. А. Шульц [38] . Это был единственный случай в истории СССР, когда по постановлению правительства изготавливался памятник русскому царю [36] . Новый монумент повторял композицию прежнего, но скульпторами в облик фигуры было внесено два изменения. Во-первых, полы кафтаны были подняты так, словно их развевает ветер. Во-вторых, Пётр I изображён в возрасте от 21 до 32 лет, в котором он и посещал Воронеж, чтобы руководить строительством первого русского регулярного военно-морского флота.

В 1947 году была создана рабочая модель памятника высотой 1 м, которая осенью была доставлена в Воронеж [39] , чтобы желающие могли её осмотреть и оценить. После этого была изготовлена гипсовая скульптура высотой 3,20 м, а затем она из бронзы была отлита на Мытищинском заводе художественного литья [40] . Воронежским облисполкомом была утверждена смета расходов в размере 672 тысяч рублей, необходимых для восстановления памятника [39] .

Восстановленный памятник был открыт 10 января 1956 года [41] . Около памятника было размещено 5 корабельных орудий [42] . Торжественный митинг по случаю открытия восстановленного памятника начал председатель горисполкома Совета депутатов трудящихся Бельский [43] , который в своей речи сказал:

Одной из славных страниц истории старинного русского города является пребывание в конце XVII века Петра I и строительство первого русского военного флота. В честь этой исторической даты в 1860 году в Воронеже был сооружён памятник Петру I. Как известно, в 1942 году фашистские захватчики уничтожили этот памятник — один из красивейших в России. Наше Советское правительство решило восстановить памятник и установить его на прежнем месте.

После него выступил начальник Областного управления культуры Тюнин, который, в частности, заявил:

Коммунистическая партия и советский народ чтут память людей, которые отдавали свои силы на благо процветания нашей Родины. С именем Петра I у каждого из нас связано представление о напряжённом труде, о кипучей самоотверженной деятельности и великих преобразованиях, которые поставили Россию на путь экономического и культурного развития, укрепили её мощь. Наш родной Воронеж неразрывно связан с именем Петра.

Далее он процитировал стихи И. С. Никитина из поэмы «Кулак» [43] :

Но вдруг всё жизнью закипело
Вслед железо зазвенело
И падал дуб; он отжил век
И вместо зверя, человек
В пустыне воцарился смело
Проснулись воды, и росли
Гроза Азова, корабли.

Затем Тюнин напомнил, что «гитлеровцы» нанесли огромный ущерб культуре советского народа. При этом «самая гуманная в мире Советская армия» спасла Дрезденскую галерею. Её произведения были «в целости и сохранности» возвращены Германии. В заключение своей речи он произнёс: «Восстановлен и памятник Петру I в Воронеже. Да здравствует Советский народ — народ победитель. Да здравствует коммунистическая партия — вдохновитель и организатор всех наших побед». После этого оркестр заиграл государственный Гимн СССР, и полотнище, укрывающее памятник, упало под аплодисменты присутствующих [43] .

После этого выступил скульптор Н. П. Гаврилов, который сказал [43] :

На мою долю выпала честь воссоздать памятник одному из интереснейших и гениальных людей России. Работая над памятником Петру I, я наткнулся на ряд трудностей. По оставшимся фотоснимкам прежнего памятника восстановить старый образ Петра оказалось почти невозможно. Было принято решение оставить только старую композицию, а всю фигуру и портрет царя создать заново. Неоднократные поездки в Эрмитаж, большая работа по изучению архивов Московского исторического музея, ознакомление с костюмом, обувью и другими личными вещами Петра, в том числе шитыми им самим сапогами в Оружейной палате Кремля — всё это помогло мне в работе. На проект и изготовление ушло четыре года. Портрет переделывался четыре раза, так как возникла идея создать образ целиком связанный с постройкой флота в Воронеже.

После открытия нового памятника на пьедестале хотели поменять надпись. Дополнительно к «Петру I» должны были появиться слова: «Памятник был сооружён в 1860 году. Уничтожен фашистскими захватчиками в 1942 году. Восстановлен по решению Советского правительства в 1956 году» [43] , однако в дальнейшем от идеи отказались.

В 2003 году была проведена реконструкция Петровского сквера, во время которой были восстановлены надписи на постаменте [13] [14] : «Петру Великому 1860 г.» и «Воронежские дворяне и граждане». В отличие от прежнего варианта буквы были нанесены на отдельные железные таблички. Другим отличием от старого варианта стала буква «г.» после года открытия «1860».

Авторы памятника [ править | править код ]

  • А. Е. Шварц — скульптор памятника, установленного в XIX веке. С начала XX века с именем скульптора существовала неопределённость [24][29] . Фамилия скульптора «Шварц» либо писалась без инициалов, либо просто указывались буквы «В. Г.». Воронежский краевед Л. Б. Вейнберг называл его только художником [25][24] , а специалист по провинциальной архитектуре Г. И. Лукомский утверждал в 1915 году даже, что автор скульптуры — барон П. К. Клодт [29] . В дальнейшем в путеводителях по Воронежу его фамилию писали с ошибочными инициалами «В. Г.», имея в виду В. Г. Шварца. Воронежский краевед А. Н. Акиньшин смог доказать, что скульптор памятника — Антон Евграфович Шварц [24][29] . Он обратил внимание на то, что в конце 1850-х годов, когда создавался проект памятника, В. Г. Шварц только лишь учился в Академии художеств. Также историк обнаружил, что в «Русском биографическом словаре» именно Антон Евграфович назван скульптором памятника.
  • Д. И. Гримм — архитектор памятника. Он выполнил также рисунок памятника XIX века.
  • А. А. Кюи — руководитель работами по сооружению памятника [44] . Александр Антонович закончил Императорскую Академию художеств, где учился вместе Антоном Евграфовичем Шварцем [24] , будущим скульптуром воронежского памятника Петру I. Он был учеником К. А. Тона. Он принимал участие в строительстве Нового Эрмитажа и зданий для Министерства государственных имуществ. В 1859 году Александр Антонович был назначен городским архитектором, а в 1870 году — губернским.
  • Н. П. Гаврилов (12 октября1898, Москва — 31 августа 1964, там же) — скульптор восстановленного памятника [43][12][45][44] . По воспоминаниям Н. П. Гаврилова о Тургеневской библиотеке, он только в 1917 году окончил реальное училище [46] . Художественное образование Николай Павлович начал получать в московской студии А. П. Хотулева, учился в ВХУТЕМАСе у С. М. Волнухина, С. Т. Конёнкова. С 1937 года принимает участие в художественных выставках. В 1913 году он участвовал в создании в посёлке Клязьма Московской области церкви Спаса Нерукотворного Образа — храма-памятника в честь 300-летия дома Романовых (архитектор В. И. Мотылёв) — Н. П. Гавриловым были начаты росписи по эскизам С. И. Вашкова[47] . Н. П. Гаврилов создал скульптурные портреты Ф. М. Достоевского (1935), Вл. И. Немировича-Данченко (1936), Станиславского (1939) стал автором проектов памятника А. С. Пушкину (1938, 1947) и др.

Неофициальный символ Воронежа [ править | править код ]

В июле 2009 года по инициативе городской администрации Воронежа была проведена акция «Выбери символ Воронежа», в которой приняло участие около 80 тысяч человек [48] [49] . Сначала на сайте городской администрации был сформирован список кандидатов на основе предложений жителей города. После этого было проведено голосование. 24,7 % участвующих отдали свои голоса за памятник Петру I, 23,4 % — за памятник Котёнку с улицы Лизюкова, 7,5 % — за памятник Белому Биму (литературному герою повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»), 5,4 % — за памятник Славы и 4,7 % — за Адмиралтейскую площадь, на которой находится Успенский Адмиралтейский храм.

В Санкт-Петербурге воздвигнуто много памятников Петру Великому. По другому быть и не могло. Ведь создатель города на Неве должен быть всегда “на устах и на глазах” у благодарных потомков. С именем Петра Алексеевича связана история не только его детища-града, но и великой России!

Петербуржцы гордятся старинными и современными изваяниями, посвященными отцу Северной столицы и автору грандиозных реформ державы, которые вознесли ее на пьедестал лучших стран из лучших. Гости города с большим удовольствием посещают памятники Петру I и изучают славную историю прекраснейшего города на Земле, а заодно и становление великой России!

Читайте так же:  Памятники культуры древних людей

Медный всадник

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

1812 год… Полчища французов осаждают Россию. В Петербурге неистово верят в то, что держава и их город устоят перед натиском Наполеона. Но вот русское войско оставляет Москву, и в императорском дворе начинают всерьез подумывать о всеобщей эвакуации. Составляя список наиболее значимых ценностей, предполагаемых к вывозу за пределы России, сановники не забыли и про один из памятников Петру І. Для него даже местечко припасли соответствующее – в Финляндии.

Самым старым и знаменитым памятником основателю Петербурга и Российской империи является “Медный всадник”. Его создание заняло более 10 лет. Свое название – «Медный всадник» – выполненный из бронзы памятник, получил благодаря одноименному творению А. С. Пушкина. Как бьющееся сердце символизирует жизнь человека, так и Медный всадник расположен в самом сердце Санкт-Петербурга. Пока могучий Петр стоит на страже жизни многомиллионного города, жить и процветать тому на Невских берегах.

Памятник Петру І работы Растрелли

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Судьба первого конного памятника Петру I в России настолько же необычна, насколько новаторским было скульптурное мастерство самого ее автора – Бартоломео Карло Растрелли. Изображение лица императора до сих пор считается максимально точно воспроизведенным, что привлекает к достопримечательности немало зрителей. Но обо всем по порядку.

Памятник Петру Великому работы Б. К. Растрелли был создан ранее “Медного всадника”, но установлен перед Михайловским замком позже. В 1800 году Павел I велел водрузить монумент перед Михайловским (ныне Инженерным) замком, предварительно изготовив для него высокий постамент с памятной позолоченной надписью на фасадной стороне: «Прадеду правнук». После того только единожды, в годы Великой Отечественной, Петр покинет свое место.

Памятник «Царь-плотник»

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Государь Петр I имел характер тяжелый, решительный и не прощал свои приближенным лености и безделья. Впрочем, и сам был трудолюбив, настойчив и жаден до знаний.

В 1907 году на выставке в Париже государя Николая II заинтересовали два макета памятников, выполненные из гипса. Их автором был Леопольд Бернштам. Один макет носил название “Петр, спасающий рыбаков близ Лахты”, другой — “Петр, обучающийся корабельному мастерству в Саардаме”. По повелению Николая в 1910 году с макетов отлили бронзовые памятники и установили на Адмиралтейской набережной. Монументы стали подарком государя городу на Неве к 200-летию с момента основания.

Памятник Петру работы Церетели

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

6-метровый бронзовый Петр I работы Зураба Церетели за считанные годы стал градостроительной доминантой морского фасада Санкт-Петербурга. Вглядываясь в сторону расположенного рядом Финского залива, император несет вечный дозор и первым встречает гостей Северной столицы, прибывающих в город водным путем.

8-метровый гранитный постамент темно-вишневого цвета с квадратным основанием и скругленными углами венчает трехъярусный карниз, с вершины которого гигантская фигура видна издалека. Мощная фигура императора с выдвинутой вперед ногой олицетворяет поступательное движение России вперед. Опирающийся левой рукой на эфес шпаги – традиционного символа воинской доблести – Петр Первый демонстрирует одновременно миролюбие и решимость. Его правая рука сжимает указ об основании нового города.

Петропавловская крепость. Памятник Петру I

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Ни один из памятников основателю Петербурга не вызывал столько эмоций, протестов и искусствоведческих битв, как Петр I работы современного художника Михаила Шемякина, установленный в Петропавловской крепости перед зданием Гауптвахты.

Идею создания бронзового Петра скульптуору и художнику Михаилу Шемякину подал Владимир Высоцкий. «Ты много рисуешь Петра, почему бы не сделать скульптуру?». Но в тот момент художник был еще не готов к этой работе, и вспомнил совет Высоцкого только в 1980 году, в Америке. Тогда и началась работа над этим проектом. Создавая памятник, Михаил Шемякин взял за основу две известные работы Карло Растрелли – «восковую персону» и посмертную маску Петра. Этим объясняется надпись на постаменте: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от итальянского скульптора Карло Растрелли и от русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке».

Петергоф. Памятник Петру I Антокольского

Монплезирская аллея и Марлинская перспектива Нижнего парка соединяются в стратегической для ландшафтной панорамы точке, где доминирующая роль отведена памятнику Петру Великому.

В составе МГАМИД.

Из дела о «выезде в Россию архитектора графа Карла Растрелли в 1715 году».

Бартоломео Карло Растрелли (1675, Флоренция – 1744,Петербург) – литейщик, скульптор, архитектор, отец выдающегося архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. В 1715 г., работая при дворе Людовика XIV, он был приглашен на службу в Россию «агентом царского величества» Ф.Я. Лефортом. 13 ноября 1715 г. Ф.Я. Лефорт заключил с К.-Б. Растрелли договор, в котором было зафиксировано, что «помянутой господин Растрелли обязуется ехать в С-Петербург с сыном своим и с учеником своим и работать там в службу его царского величества три года во всех художествах и промыслах, которые он знает». По договору перед отъездом Б.-К. Растрелли было выплачено 500 таллеров и дорожные. Б.-К. Растрелли назначалось годовое жалованье 1500 рублей, предоставлялась на три года квартира и было пожаловано «даровое место на строение своего дома». В договоре специально оговаривалось «Пребудет он с своими в вере своей». Договор гарантировал Б.-К. Растрелли свободу выезда из России по истечении трех лет. Однако Б.-К. Растрелли, приехав в Россию в начале 1716 г., остался здесь навсегда. В том же 1716 г. Бартоломео Карло Растрелли было поручено создать проект конного памятника Петру I. Над моделью монумента скульптор трудился пять лет. Работа же непосредственно над памятником продолжалась следующие несколько лет – с 1720 по 1724 гг.

Часть проекта памятника Петру I, разработанного Б-.К. Растрелли, ныне хранится в РГАДА. Она включает рисунок монумента и пояснения к нему – автографы скульптора. В пояснении к рисунку К.-Б. Растрелли писал (по переводу, сделанному в Посольском приказе): «Предложение фигуры, которая его величество на коне презентовать имеет. Литера А. Баталия полтавская, баралиф с вызолоченною медью. В. 4 полонеников медных, которые презентуют нации, которыми его величество повелевает. Все оружия вызолоченные. С. Подпись на черном мраморе золотыми литерами. D. Медаль медная, презентуя гисторию, какую его величество сам изволит приказать. E. Тумба, которая ис пестрого мрамора, и все уборы вызолосены. F. Украшения, которая коронует фигуру вышеписанную. Ежели сие его величеству понравитца, на что ожидаю милостивого ответу. Граф Растрелли».

  • Родословие
  • Михаил Федорович
  • Алексей Михайлович
  • Федор Алексеевич
  • Иван, Петр, Софья
  • Петр I
    • Царевич Алексей
  • Екатерина I Алексеевна
  • Петр II
  • Анна Иоанновна
  • Иоанн VI Антонович
  • Елизавета Петровна
  • Петр III
  • Екатерина II
  • Павел I
  • Александр I
  • Николай I
  • Александр II
  • Александр III
  • Николай II
  • 300-летие Дома Романовых
    • Празднование в г.Костроме

© Федеральное архивное агентство 2013–2019.

При публикации материалов сайта, упоминании и цитировании материалов
обязательна ссылка на сайт с указанием интернет-адреса материала.

Публикация образов архивных документов допускается
только с разрешения архивов, в которых они хранятся.

Медный всадник самый известный памятник Петру Первому I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Французский скульптор Э. М. Фальконе смог невероятно точно передать мятежный дух и неуёмные стремления великого императора.

Памятник Петру I «Медный Всадник»

Воплотить оригинальную идею в жизнь оказалось совсем не просто: императрица и все её приближенные были против такого видения памятника. Но скульптор упрямо работал над своим проектом, делая зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы.

Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа. Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе¬дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», — писал он Дидро.

Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая л?та 1782».

Памятник Петру I «Медный Всадник»

Открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. Высота его — 5 метров, масса скульптуры 8 тонн, а монолитного основания — 1600 тонн. Что бы конь прочно стоял на дыбах, от скульптора требовалось с ювелирной точностью просчитать толщину передней и задней частей фигуры. Отливку необычного памятника отказались выполнить все известные мастера, даже приглашенные иностранцы. Со сложнейшей задачей Фальконе смог справиться пушечных дел мастер Е. И. Хайлов.

Существует легенда, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей.

«Медный всадник» — своеобразный символ Санкт-Петербурга, охраняющий город.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *