Самсон памятник в петергофе

Аудиогид

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Фотографии

Божественный, ослепляющий, мощный. Десятками эпитетов, кажется, можно охарактеризовать центральную фонтанную группу Петергофа: извергаемая из пасти чудовища основная струя поднимается вверх на 21 метр. Побывать в Петродворце и не увидеть сверкающего позолотой и ажурной водной завесой «Самсона», ставшего визитной карточкой Большого каскада, невозможно.

Изысканная скульптурная группа на месте нынешней впервые появилась еще в 1735 году по указу императрицы Анны Иоанновны, которая в честь юбилея Полтавской битвы решила воплотить в аллегорической форме победу России. Впервые же образ борьбы Геракла с Лернейской гидрой в фонтанной композиции был задуман еще Петром Великим.

Сама идея имела реальную историческую основу. Уже через месяц после победы под Полтавой известный проповедник Феофан Прокопович сравнил Петра I с библейским святым Сампсоном Странноприимцем: его день приходится именно на 27 июня, когда русским воинством и была добыта виктория. Олицетворение государя с Самсоном, а Карла XII со львом, до сих пор присутствующим на гербе Швеции, стало символом мощи и величия России.

Первоначально скульптурная группа, автором которой является знаменитый Бартоломео Растрелли, была отлита из свинца. Сей акт ограничивал срок ее пребывания в ковше Большого каскада на специально спроектированном Михаилом Земцовым постаменте. Поэтому при замене в 1801 году композиции на бронзовую, выполненную архитектором Михаилом Козловским, при сохранении общего замысла изменились и отчасти добавились отдельные детали. Так изменился, прежде всего, внешний облик бородатого богатыря в плаще. Теперь тот выглядел как античный герой с обнаженным торсом, его динамичная поза недвусмысленно показывала завершающуюся русской победой борьбу. Новый постамент по проекту Андрея Воронихина дополнительно вместил не только расположившихся у ног Самсона по кругу 8 дельфинов с водометами, но и 4 головы льва. Последние были установлены в нишах и являли собой страны света.

Следующее преобразование фонтана относится к 1947 году, когда взамен утраченной в военный период скульптурной группы по архивным материалам изготавливаются копии фигур. Последняя на сегодняшний день реконструкция проводилась в первой половине 2011 года: в результате была отремонтирована 3-метровая по высоте гранитная скала-постамент, а все фигуры вновь покрыли сусальным золотом. На эти работы потребовалось около килограмма золота высшей пробы.

Санкт-Петербург Пригороды Санкт-Петербурга Петергоф (Петродворец) Фонтан «Самсон»

Фонтан «Самсон» расположен в Нижнем парке Петергофа, в центре бассейна Большого каскада, а полное его название — «Фонтан Самсон, раздирающий пасть льва». Это самый большой фонтан Большого каскада, высота его струи достигает 21 метра.

История создания

Петр Первый планировал установить у подножия Большого каскада фонтан со статуей Геракла, побеждающего Лернейскую гидру. Однако, его планам не суждено было сбыться. Только в 1835 году при императрице Анне Иоанновне в честь 25-летия победы над шведами в Полтавской битве был установлен фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва».

Напомним, что победа над шведами была одержана 27 июня 1709 года, в День Святого Сампсония, а фигура льва символизировала врага, поскольку лев изображен на флаге Швеции.

Таким образом, Самсон символизирует величие Российского государства, а поверженный лев — символ побежденной Швеции.

Описание

У ног Самсона установлены 8 дельфинов-фонтанов, а из пасти побежденного льва вырывается струя воды высотой почти 21 метр. Львы, установленные у основания постамента, олицетворяют четыре стороны света.

Автором первой композиции, созданной в 1835 году, был Бартоломео Карло Растрелли, а постамент был сооружен по идее русского архитектора Михаила Земцова. Самсон был изображен с бородой и с развевающимся плащом и скульптура была выполнена из олова.

Со временем, из-за мягкости металла статуя сильно деформировалась и в 1802 году ее заменили на бронзовую. Автором новой скульптуры стал Михаил Козловский. Теперь Самсон был без плаща, совершенно обнаженный и больше напоминал мифического героя Геракла, чем библейского святого.

В это же время архитектор Андрей Воронихин создал новый постамент с нишами, в которых были установлены четыре позолоченные львиные головы.

Во время оккупации Петергофа немецкими войсками скульптурная группа была похищена, а возможно и переплавлена. В послевоенное время статуя Самсона была воссоздана по сохранившимся фотографиям и архивным материалам. Открытие восстановленного фонтана состоялось 14 сентября 1947 года, а через несколько лет были установлены и бронзовые дельфины.

Вода в фонтанную систему Петергофа, в том числе и к Самсону, подается самотеком с Ропшинских высот. По шлюзам и каналам она собирается в прудах-резервуарах на верхней террасе и затем по подземным трубам устремляется к фонтанам и каскадам Нижнего парка.

Фонтанная система Петергофа оригинальна: в отличие от Версаля, где используются специальные водоподъемные устройства, здесь вода поднимается на высоту в 21 метр без каких-либо насосов, только за счет перепада давления.

Фонтан Самсон в Петергофе — видео

Фонтан Самсон в Петергофе — видео 2

В конце декабря 2010 года фонтан Самсон был демонтирован и отправлен на реставрацию. Чтобы золото как можно дольше не смывалось водой, скульптуры покрыли двойным слоем сусального золота, а сверху нанесли два слоя специального особо прочного лака.

Всего на восстановление позолоты скульптурной композиции ушел почти килограмм чистейшего сусального золота.

В апреле 2011 года фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва» был вновь открыт и солнце снова заиграло на позолоте скульптуры, придавая ей силу и выразительность.

Фонтан
Фонтан «Самсон»

Фонтан «Самсон», 2012 год
59°53?07? с. ш. 29°54?33? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Дворцово-парковый ансамбль Петергоф
Строитель Козловский Михаил Иванович
Строительство 1735
Статус ОКН № 7810406044 № 7810406044
Состояние действует
Медиафайлы на Викискладе

«Самсо?н» — центральный фонтан дворцово-паркового ансамбля «Петергоф». Струя бьёт вверх на 21 метр.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Галерея
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

История [ править | править код ]

По первоначальному замыслу Петра I в Петергофе в честь победы над Швецией должен был быть создан фонтан с изображением Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, но этот план не был осуществлен.

К идее установки памятного фонтана вернулись в царствование императрицы Анны Иоанновны, когда в 1734 году шла подготовка к празднованию 25-летия Полтавской победы, одержанной в 1709 г. Считается [ кем? ] , что фигура Самсона [1] появилась в связи c тем, что Полтавская битва состоялась в день Самсона Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.

По первоначальным замыслам, при создании Большого каскада в ковше перед ним фонтан не планировался и при жизни Петра I фонтана в ковше не было. Впервые фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» установили в ковше перед Большим каскадом Петергофа в 1735 году. За всю историю существования Петергофа перед Большим каскадом было 3 фонтана «Самсон». Первый, установленный в 1735 году, был отлит из свинца скульптором Б.-К. Растрелли, постамент для скульптуры, вероятно, спроектировал архитектор М. Земцов, а гидротехническое оснащение создал мастер-гидравлик П. Суалем. Но к 1801 году скульптура обветшала и её заменили бронзовой группой, созданной по проектам русского мастера классицизма М. Козловского. В то же время А. Воронихиным был спроектирован новый постамент.

Фонтан сильно пострадал в ходе немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны. Оригинальная статуя была утрачена. Вероятно, погибла от огня артиллерии в 1942–1943 гг. В 1947 году скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов на основе архивных данных, фотографий и работ М. Козловского воссоздали «Самсона», восстановленный ансамбль открыт 14 сентября 1947 года. 28 декабря 2010 года статуя была демонтирована и отправлена на реставрацию, а 17 апреля 2011 года возвращена на своё место.

Реставраторы начали демонтаж скульптуры «Самсон, разрывающий пасть льву» на Большом каскаде фонтанов Петергофа, полностью работы будут завершены к Новому году.

Фонтан «Самсон» (полное название ? «Самсон, раздирающий пасть льва»), расположенный в центральной части бассейна Большого каскада Петергофа, самый крупный и мощный фонтан Большого каскада.

На трехметровом гранитном постаменте возвышается статуя библейского богатыря Самсона, который борется со львом, а из пасти льва, разодранной героем, бьет высокий фонтан воды (столб воды из его водомета достигает почти 21 метр в высоту). У ног статуи расположены восемь позолоченных фонтанов?дельфинов, а в четырех нишах у основания постамента изливаются потоки воды из четырех львиных голов, которые олицетворяют четыре стороны света.

Фонтан?монумент был установлен в Петергофе в 1735 году в ознаменование 25?летия победы русских войск над шведами под Полтавой, одержанной в день святого Сампсония Странноприимца.

Скульптурная группа «Самсон» была отлита по модели скульптора Бартоломео Карло Растрелли из свинца. Растрелли представил Самсона бородатым, с плащом, развевающимся за спиной. Для искусства того времени было характерно широкое использование аллегории (иносказания), что отразилось и в скульптуре Растрелли. Самсон стал олицетворением мощи Русского государства, а поверженный лев ? символом побежденной Швеции.

К концу XVIII в. скульптуры, изготовленные из свинца, пришли в ветхость, мягкий металл деформировался. Возникла необходимость их замены, для чего были привлечены лучшие скульпторы России того времени. За создание скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льва» взялся выдающийся русский скульптор Михаил Козловский, который, сохранив основы прежней композиции, по существу, исполнил свое оригинальное произведение. Скульптурная группа была выполнена из бронзы. В отличие от Растрелли, Козловский изобразил Самсона без плаща, совершенно обнаженным. Самсон стал больше похож не на святого, как у Растрелли, а на мифического богатыря Геракла. Могучее тело Самсона с титанически напряженными мышцами было изображено в энергичном, но сдержанном движении. Изогнув корпус, слегка склонив голову и резко отведя ногу назад, Самсон обеими руками раздирал львиную пасть.

Одновременно по проекту Андрея Воронихина был сооружен новый постамент фонтана в виде четырехгранной тумбы на гранитном цоколе, на который в 1802 году был установлен «Самсон». Свинцовые дельфины были сохранены прежними. В полуциркульные своды пьедестала Воронихин поместил четыре бронзовые головы львов, отлитые по модели скульптора Думнина.

Во время Великой Отечественной войны Петергоф был занят немецкими войсками, и «Самсон» бесследно исчез. Существует предположение, что бронзу использовали для военных нужд. Возродить легендарный фонтан стало делом чести. Летом 1947 года скульптор Василий Симонов и его помощник Михайлов, тщательно изучив довоенные фотографии фонтана и другие работы Козловского создали модель, по которой скульптура была отлита в бронзе на ленинградском заводе «Монументскульптура».

14 сентября 1947 года фонтан «Самсон» был открыт после реставрации.

В 1956 году были восстановлены по сохранившемуся образцу восемь бронзовых фонтанов?дельфинов.

Вот уже несколько лет ежегодно в конце лета Петергоф отмечает возрождение уникального памятника.

С 1947 года «Самсона» несколько раз золотили ? в 1950?х, 1970?х, в 1990?х годах: позолота под непрерывными потоками воды требует частого обновления.

В 2003 году к юбилею Петербурга в музее?заповеднике «Петергоф» был проведен большой комплекс реставрационных и восстановительных работ, в ходе которых все фигуры знаменитого фонтанного каскада «Самсон» были покрыты новой позолотой. Изменился и «рисунок» струй, окружающих Самсона ? им вернули плоскую форму, характерную для фонтанов Версаля, на который и ориентировался Петр I при строительстве этого дворцово?паркового ансамбля.

В конце декабря 2010 года «Самсон» впервые с 1947 года покинет свой постамент на Большом каскаде фонтанов Петергофа и отправится на реставрацию. К апрелю 2011 года реставраторы обновят позолоту на скульптуре и отремонтируют постамент, который находится в аварийном состоянии.

Материал подготовлен на осонове информации РИА Новости и открытых источников

Cкульптура «Самсон, разрывающий пасть льва», украшение Большого каскада фонтанов дворцово-паркового комплекса Петергофа, демонтирована и на три месяца отправляется на реставрацию. Скульптура не реставрировалась с момента послевоенной установки на постамент в 1947 году, а сам постамент – с 1928 года. Строительство дворцового комплекса в Петербурге начато при Петре I, а библейский Самсон установлен в 1736 году.

О реставрации Самсона рассказывает директор государственного Музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая:

– Петергофский Самсон, слава богу, жив, здоров и невредим. Пришла в негодность старая позолота, которая портится от потоков воды, от дождей, от перепадов температуры. Позолота живет 10-15 лет. Но все предыдущие разы золотили Самсона прямо здесь, в парке. А в этот раз постамент не реставрировался с послевоенного времени, он требует очень серьезного ремонта, и мы все равно должны были бы снять фигуру. Наши благотворители – «Сбербанк» – выделили деньги для золочения фигуры. После того, как Самсон отправится в реставрационные мастерские, мы мечтаем сделать его торжественный проезд через весь город – по тому маршруту, по которому он ехал в 1947 году.

Это трудоемкая работа, золочение специальным методом в два слоя. Фигура, конечно, в очень плачевном состоянии, но через четыре месяца она будет сверкать, как новая, – пообещала Елена Кальницкая.

Самсон установлен в честь победы Петра I над шведами под Полтавой в 1709 году в день святого Самсония Странноприимца. Многие детали Большого каскада фонтанов так или иначе символизируют эту петровскую викторию. В 1802 году свинцовую фигуру Самсона заменил Самсон из бронзы. Во время Второй мировой войны памятник был похищен.

Об идеологии Петергофа корремпондент Радио Свобода говорил с доктором исторических наук Андрей Зубов.

– В мире есть много дворцовых загородных комплексов – Версаль, Сан-Суси, Шенбрунн. Но, пожалуй, ни в одном дворцовом комплексе, так точно, как в Петергофе не расставлены идеологические акценты. Это ведь памятник победе в конкретном сражении над конкретным врагом.

– Во дворцах эпохи абсолютизма всегда отражена тема власти и народа. Для германо-австрийского абсолютизма, – все равно, Фридриха Великого или Марии Терезии, – был очень важен такой аспект, как организация счастливой жизни народа. И это отражалось в интерьерах дворца – счастливые крестьяне, прекрасная организация плодородия, все это присутствовало.

Петр — совсем другое дело. Русское абсолютистское государство — от Петра до Николая I — обращает внимание, прежде всего, на внешние победы. Отсюда в ансамбле Петергофа – ориентация на имперское величие, на упрочение государства.

– А что по мере того, как у российских государей менялись представления о жизни, в их дворцах не появиились гобелены с пастушками?

– Гобелены со счастливыми пастушками были вывезены, в основном, из Франции и Бельгии, они олицетворяли счастье жизни в буколических пейзажах Западной Европы. К России они имели очень небольшое отношение. Особенное качество именно русской империи, за исключением, пожалуй, одного периода – четверти века правления Александра I – это постоянное педалирование внешних побед. Я напомню, что как раз Александр I страшно не любил вспоминать о своих победах, хотя, наверное, он больше, чем любой другой император абсолютистского времени мог бы гордиться своими победами – именно при нем вошли в Париж русские войска. Но он запрещал эти празднования, понимая, как верующий человек, что это кровь, кровь и еще раз кровь. А Николай I, Екатерина и Петр очень много внимания уделяли внешним победам империи.

– Это идеология, которая в российской власти была воспитана несколькими веками самодержавного правления. Сейчас идут разговоры о том, что Владимиру Путину строят под Геленджиком огромный дворец за один миллиард долларов. Допустим, что это правда. Как вы полагаете, это тоже будет дворец, где не существует счастливого народа, а есть только победы и символы побед во внешнем мире?

– Будет то же самое. Но, в отличие от императорских дворцов XIX века, которые были более или менее открыты, их можно было посещать, сейчас все эти резиденции абсолютно закрыты. Это просто места, где счастливо живет правитель. Идея правителя как устроителя жизни своего народа не стала модной в русском обществе абсолютистского периода. Да и вообще, цари старались ограничить самодеятельность народа, они боялись народ. Я помню главный лозунг западноевропейского абсолютизма, который сформулирован Марией Терезией: «Править для народа, но без народа». А лозунг русского абсолютизма – «Править без народа и для себя». По-моему, эта добрая традиция сохранилась до сего дня.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» читайте на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым».

Читайте так же:  Элиста памятник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *