Самый большой музей россии

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

Самые популярные музеи в Москве

Здание Исторического музея столицы похоже на древнерусский терем. Он является крупнейшим национальным музеем страны. В его стенах можно проследить всю русскую историю. Поражает количество экспонатов – их там более четырех с половиной миллионов.

Третьяковскую галерею знают во всем мире. В столице этот художественный музей – самый известный. В середине позапрошлого века его основал купец Павел Третьяков. Сегодня – это одно из крупнейших госучреждений культуры, в состав которого входят сразу несколько музеев. Кстати, по данным uznayvse.ru, самая знаменитая картина Третьяковки «Боярыня Морозова». На сайте есть подробная статья на эту тему.

Самый известный музей в Санкт-Петербурге

Самые необычные музеи в России

Музей сновидений Фрейда – не менее необычный музей. Там можно пополнить свои знания о знаменитом психологе, а так же познать свои собственные сны посредством специального экрана. Этот музей находится в Питере.

Человеческое варварство и свинство представлено в музее Владивостока. Идею его основания подали коммунальщики, в качестве стредства борьбы с нерадивыми гражданами и хулиганами, которые портят городское имущество. Экспонатов в этом музее немало, причем они постоянно пополняются – это и щитки лифтов, вырванные с «мясом», и разбитые урны.

В городе Тамбов есть музей Греха. Он находится в морге. Экспонатами служат фрагменты людей, которые погибли из-за человеческих страстей и пороков. Идею создания подал один из патологоанатомов города, желающий победить, таким образом, грехи и страсти людей. Там можно видеть законсервированных новорожденных детей и изуродованные части тела. Насмотревшись на все это, излишне употреблять спиртное и курить, скорее всего, не захочется.

К необычным можно отнести такие музеи, как «Бункер Сталина», «Библиотека русской водки», «Советские игровые автоматы» и др.

Международный сайт для путешественников TripAdvisor представил рейтинг лучших музеев мира, Европы и России 2014 года.

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге стал не только лучшим музеем России и Европы, но и вошел в тройку мировых лидеров. Пять из десяти лучших российских музеев находятся в Москве, еще три — в северной столице. В Топ-10 вошли также музеи в Калининграде и Кижах.

Понятно, что представление россиян о лучших музеях в стране могут отличаться от предпочтений иностранных туристов. Но представления, личное мнение, ссылки на мнение знакомых и друзей — это всё иллюзии живущие в отдельно взятой голове. Тут же приведены сухие цифры.

Награды Travelers’ Choice присуждаются лучшим туристическим объектам мира по результатам анализа миллионов отзывов и мнений пользователей TripAdvisor. Для определения победителей учитывается качество и количество отзывов о музеях в разных странах мира за последние 12 месяцев.

1. Государственный музей «Эрмитаж», Санкт-Петербург

Крупнейший в России и в мире художественный и культурно-исторический музей, основанный в 1764 году. Коллекция Эрмитажа насчитывает около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры.

2. Третьяковская галерея, Москва

Главная галерея русского искусства, основанная в середине XIX века известным российским коллекционером Павлом Третьяковым. К 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4000 произведений, к 1975 году — 55 000 произведений.

3. Оружейная палата, Москва

Московский музей-сокровищница, часть комплекса Большого Кремлевского дворца. В экспозиции музея более 4000 уникальных произведений, в том числе шапка Мономаха, Шлем — шапка ерихонская и другие раритеты.

4. Подводная лодка-музей Б-413, Калининград

Подводная лодка-музей у причала Музея мирового океана на набережной Калининграда. В 1969-1990 годах несла боевую службу на Северном флоте, с 2000-го стала музеем. В 1987 году Б-413 заняла первое место на Северном флоте по минным постановкам и приказом командующего Северным флотом была объявлена «Отличным кораблем».

5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Крупнейший музей русского искусства в мире. Одна из самых знаменитых картин музея — «Девятый вал» Ивана Айвазовского, часто бывает на гастролях в других музеях мира.

6. Алмазный фонд, Москва

Собрание уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение. Среди экспонатов — корона Российской Империи, Орден Золотого руна, исторические крупномерные алмазы, ювелирные произведения из золота и платины. Коллекция начала формироваться еще в XVIII веке, когда Петр I издал специальный указ о сохранении вещей, «подлежащих государству».

7. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Музей европейского и мирового искусства, открытый в 1912 году. Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства. Основателем и первым директором музея стал профессор Иван Цветаев.

8. Гранд Макет Россия, Санкт-Петербург


Проект 2012 года — национальный шоу-музей, самый большой макет нашей страны, где на площади 800 кв. м изображены города и поселки, леса и моря, люди и животные, действующие автомобильные и железные дороги. Интерактивный макет управляется 40 компьютерами. Более 800 000 светодиодов освещают макет, имитируя смену дня и ночи.

9. Еврейский музей и центр толерантности, Москва


Cовременный музей, посвященный еврейской культуре и религиозной традиции, истории жизни и расселения евреев, истории евреев в России.

Это крупнейший в мире еврейский музей и крупнейшая в Европе крытая выставочная площадка: площадь экспозиции 4500 м?, общая площадь 8500 м?. Открылся в Москве 8 ноября 2012 года. На создание музея было потрачено около $50 млн.

10. Государственный Историко-Архитектурный и Этнографический Музей-Заповедник, Кижи


Один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Историко-культурный и природный комплекс, включен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших музеев культуры Русского Севера, собранная в нем коллекция насчитывает 76 построек. За годы существования музея на его территорию были привезены древнейшая деревянная церковь в России — церковь Воскрешения Лазаря (вторая половина XVI века).

Весь рейтинг

10 лучших музеев Европы:

1. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
2. Академия изящных искусств, Флоренция, Италия
3. Музей Орсе, Париж, Франция
4. Новый музей Акрополя, Афины, Греция
5. Музей Прадо, Мадрид, Испания
6. Лондонская Национальная галерея, Лондон, Великобритания
7. Музей Ваза, Стокгольм, Швеция
8. Британский музей, Лондон, Великобритания
9. Собор Святой Софии (Ая-Софья), Стамбул, Турция
10. Галерея Боргезе, Рим, Италия

10 лучших музеев мира:

1. Чикагский институт искусств, Чикаго, США
2. Национальный антропологический музей, Мехико, Мексика
3. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
4. Центр Гетти, Лос-Анджелес, США
5. Академия изящных искусств, Флоренция, Италия
6. Музей Орсе, Париж, Франция
7. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
8. Новый музей Акрополя, Афины, Греция
9. Музей Прадо, Мадрид, Испания
10. Мемориал жертв холокоста «Яд Вашем», Иерусалим, Израиль

Госуда?рственный Эрмита?ж (до 1917 года — Императорский Эрмитаж) — музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расположенный в городе Санкт-Петербург. Второй по величине художественный музей в мире [1] [2] . Главный музейный комплекс включает в себя шесть связанных между собой зданий — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В них открыты для посещения 365 залов. Также в распоряжении музея находятся Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец.

Свою историю музей начинал с коллекции произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II. Первоначально это собрание размещалось в специальном дворцовом флигеле — Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество; ныне Малый Эрмитаж) — откуда и закрепилось общее название будущего музея [3] . В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публичный музей, расположившийся в специально для этого построенном здании Нового Эрмитажа.

Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы, главным из которых принято считать Зимний дворец, также музею принадлежат Восточное крыло Главного штаба на Дворцовой площади, Меншиковский дворец на другой стороне Невы, фондохранилище в «Старой Деревне» и другие здания [?] . Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Государственный Эрмитаж в 2013 году вошёл в число двадцати самых посещаемых художественных музеев мира [4] . По результатам 2018 года занял 9 место [5] . В 2019 году Эрмитаж принял 4 956 524 посетителя, заняв восьмое место среди самых посещаемых художественных музеев мира [6] .

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Коллекция Екатерины Великой
    • 1.2 Эрмитаж в первой половине XIX века
    • 1.3 Хранители коллекций в XIX и XX веках
    • 1.4 Открытие публичного музея
    • 1.5 Постсоветский период
  • 2 Коллекция
  • 3 Здания
  • 4 Руководители
  • 5 Служба волонтёров
  • 6 Представительства в других городах
    • 6.1 Казань
    • 6.2 Выборг
    • 6.3 Омск
    • 6.4 Екатеринбург
  • 7 Документальные фильмы
  • 8 Нумизматика
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Литература
  • 12 Ссылки

История [ править | править код ]

Коллекция Екатерины Великой [ править | править код ]

Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того, как ей были переданы из Берлина 317 ценных картин (по расхожим слухам их было лишь 225) общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Иоганна Эрнеста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710—1775), в счёт его долга, возникшего из-за неудачной попытки поставки зерна в русскую армию, при участии князя Владимира Сергеевича Долгорукова [7] . Среди них были полотна таких мастеров, как Дирк ван Бабюрен, Хендрик ван Бален, Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Антонис ван Дейк, Хендрик Гольциус, Франс Хальс, Ян Стен, Геррит ван Хонтхорст и другие произведения, в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Эти полотна стали основой, на которой сформировался музей. Из 317 картин, переданных в Россию в 1764 году, сегодня в Эрмитаже хранится по меньшей мере 96 полотен [8] . Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца (ныне Малый Эрмитаж). Впоследствии апартаменты получили название «Эрмитаж».

Читайте так же:  Русский музей в годы великой отечественной войны

В 1769 году при содействии князя А. М. Белосельского-Белозерского в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция первого министра короля польского и курфюрста Саксонского Августа III графа Генриха фон Брюля, насчитывавшая около 600 картин голландских, фламандских, французских и итальянских художников, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Очень большое значение для Эрмитажа имела в 1772 году покупка Екатериной при посредничестве князя Д. А. Голицына в Париже коллекции живописи барона Пьера Кроза — самой замечательной в Париже того времени после галереи герцогов Орлеанских. Это собрание, включавшее около 400 первоклассных полотен, во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Джамбаттиста Питтони, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретённая в 1779 году, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и группу портретов кисти Ван Дейка. Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение в 1768 году более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, в которой находился «Портрет неизвестного» работы Жана Фуке. В 1781 году в Париже была куплена коллекция графа Бодуэна, состоявшая из 119 картин, в числе которых девять полотен Рембрандта и шесть портретов кисти Антониса ван Дейка.

Ещё одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Из-за недостатка (малого размера) первоначального помещения архитектором Фельтеном в 1771—1787 годах строится здание Большого Эрмитажа.

В Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рёнтгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины 1796 года перечисляются 3996 картин [9] . Таким образом, только за время царствования Екатерины II в России, где до этого не было ни одного сколько-нибудь значительного собрания живописи, появилась уникальная галерея.

Эрмитаж в первой половине XIX века [ править | править код ]

В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани через Виван-Денона были приобретены «Лютнист» Караваджо и «Госпожа со служанкой» П. де Хоха [10] . В 1819 году была куплена «Мадонна в пейзаже», приписываемая кисти Джорджоне. Жозефина Богарне подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. Ещё одной вехой для музея стало приобретение собрания испанской живописи Кузвельта (1814).

Николай I, реализовавший идею превращения Эрмитажа в публичный музей, внёс существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа (хотя при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США). На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи. В 1845 г по завещанию Татищева к собранию приобщились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Хранители коллекций в XIX и XX веках [ править | править код ]

Огромный вклад в изучение и каталогизацию коллекции картинной галереи Императорского Эрмитажа, проработав хранителем картин и рисунков, а затем и старшим хранителем Эрмитажа в общей сложности 22 года, внёс Андрей Иванович Сомов. Считается, что он положил начало новому этапу в истории русского искусствознания второй половины XIX — начала XX веков. Среди картин этого периода есть важная работа — портрет Николая Юсупова, написанный итальянским мастером Винченцо Петрочелли (1851).

Открытие публичного музея [ править | править код ]

До середины XIX века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию (от фр. Ermitage — уединённое место, приют отшельника), поскольку посещать музей могли лишь избранные. Так, А. С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. А. Жуковского, служившего наставником у сына императора. Эрмитаж был открыт для публики при императоре Николае I 5 (17) февраля 1852 года [11] [12] в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 году посещаемость музея достигла 50 000 человек в год.

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, чему во второй половине столетия способствовала деятельность А. И. Сомова, титаническим трудом которого были исследованы и каталогизированы произведения живописи и рисунков проведена работа по пополнению фондов благодаря дарению и закупки у отечественных коллекционеров и некоторых музеев. Результатом работы Сомова стал изданный им «Каталог Картинной галереи Эрмитажа» итальянской и испанской живописи. Приказом по министерству императорского двора он был назначен старшим хранителем по отделу картин, рисунков и гравюр Императорского Эрмитажа. В 1895 году часть произведений русских художников были переданы Русскому музею. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства. Таким образом, Эрмитаж стал центром русского искусствознания и в жизни Эрмитажа пришла новая эра.

В то же время с возникновением научного подхода к искусствоведению немало картин, которые приобретались императорами за огромные деньги как работы Рафаэля или Леонардо да Винчи, были переатрибутированы как работы их учеников.

После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счёт национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили в числе прочего работы Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, Ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесённые Надир-Шахом сокровища Великих Моголов. В 1932—1933 годах аспирант, позже — руководитель отдела нумизматики Н. В. Алабышев пополнил коллекцию китайских серебряных ямбов, спас от переплавки 515 экземпляров [13] .

В результате закрытия Музея нового западного искусства в 1948 г. и очередного перераспределения культурного наследия между музеями Ленинграда и Москвы в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Если до революции в музее были представлены только работы старых мастеров, исполненные не позднее XVIII века, то теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Вместе с тем имели место и тяжёлые потери. Императорская рентерия (или Бриллиантовая комната) Зимнего Дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929—34 годах, в результате которых 48 шедевров навсегда покинули Россию [14] . Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более 1,2 миллиона единиц) была двумя эшелонами эвакуирована на Урал, в город Свердловск. Ответственным хранителем коллекции в эвакуации был назначен Владимир Левинсон-Лессинг [15] . Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не функционировал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивали лекции по искусствоведению. Ещё до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, после чего советское правительство по просьбе правительства ГДР согласилось вернуть их в Берлин, что и было осуществлено в 1958 г. [16] . В начале 1957 года открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

Постсоветский период [ править | править код ]

Сразу после падения «железного занавеса» Эрмитаж первым из российских музеев объявил о том, что в его запасниках хранятся «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов, которые с момента окончания войны считались утраченными [16] [17] . Среди них — ранее не представленные в Петербурге своими живописными работами Домье, Мане, Сёра и Тулуз-Лотрек. Впоследствии эти картины (включая такие значительные произведения, как «Белый дом ночью» Ван Гога и «Площадь Согласия» Э. Дега) пополнили постоянную экспозицию музея.

В постсоветское время Эрмитаж стал предпринимать усилия по заполнению лакун в собрании искусства XX века. С помощью эндаумент-фонда в конце 1990-х годов были приобретены работы Утрилло, Руо, Сутина и других авторов, прежде не представленных в музеях России [18] . Был организован Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 году экспозиция пополнилась одной из версий «Чёрного квадрата» Малевича. В 2006 году заработал Проект Эрмитаж 20/21, направленный на показ и приобретение современного искусства.

Читайте так же:  Музей в коломенском цены

В июле 2006 году обнаружилась пропажа 221 экспоната небольшого размера (ювелирные изделия, православные иконы, столовое серебро, эмалированная посуда и т. д.). О краже заявил директор Эрмитажа на специально созванной пресс-конференции. В хищении заподозрили одну из сотрудниц музея, которая незадолго до этого скончалась от сердечного приступа. Как показало следствие, в хищении принимали участие она и её родственники. В 2006—2007 годах часть похищенных вещей удалось вернуть.

В 2016 году открыт дополнительный вход в главный комплекс для посетителей с интернет-билетами через Шуваловский проезд [19] . Входная зона разместилась в бывших императорских конюшнях.

Весной 2020 года, на фоне карантина, вызванного пандемией COVID-19 в России, Эрмитаж запустил онлайн-трансляции своих экскурсий на разных языках. В течение двух недель музей собрал более 10 млн виртуальных посетителей со всего мира [20] . По словам директора Эрмитажа Пиотровского, в период карантина музею фактически удалось создать свое собственное телевидение [21] .

Коллекция [ править | править код ]

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур с территории бывшего СССР, особенно богатейшая в мире коллекция т. н. скифского золота, уникальные находки из курганов Пазырыка, памятники других культур Великой Степи. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костёнки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литьё, каменные плиты с петроглифами.

Картинная галерея «старых мастеров» отражает академические вкусы собирателей — российских императоров. В годы формирования собрания особенно ценились флорентийцы Высокого Возрождения, болонская школа, «малые голландцы», круг Рубенса и Тьеполо, французские классицизм и рококо. Итальянские и старонидерландские «примитивы», испанская и английская школы живописи при этом оказывались на периферии. С этим связана известная неполнота коллекции — отсутствие в ней произведений таких великих, центральных для развития живописи мастеров, как Дуччо, Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Беллини [22] , Ван Эйк, Мемлинг, Босх, Грюневальд, Дюрер, Гольбейн, Брейгель, Вермеер.

Створка диптиха Робера Кампена, поступившего в Эрмитаж из татищевского собрания (приписывался Ван Эйку)

«Вестник АТОР» собрал для вас ТОП-20 самых посещаемых музеев России и выяснил, сколько людей посещают музеи в регионах России и какие музеи наиболее популярны в каждом из регионов.

Редакция «Вестника АТОР» изучила официальную статистику посещаемости федеральных и региональных музеев, находящихся в ведении Министерства культуры России. В ведомственной статистике пока доступны данные за 2016 год. Результаты прошлого года будут подведены ближе к его середине, но ведущая двадцатка вряд ли изменится – слишком велики отрыв музеев-лидеров от остального списка. Разве что поменяются местами некоторые музеи в пределах мест 11-20.

Мы также собрали для вас данные о самых посещаемых музеях в каждом из субъектов Федерации и ТОП-10 регионов, где число посещений музеев самое большое. Но – обо всем по порядку. Итак.

I. ТОП-20 САМЫХ ПОСЕЩАЕМЫХ МУЗЕЕВ РОССИИ

В двадцатку музеев-лидеров России по числу посетителей вошли в основном музеи Санкт-Петербурга, и Москвы — но не только из этих городов. И. не только музеи.

20. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ВОВ 1941-1945 ГГ. (МОСКВА)

Главный объект мемориального парка Победы на Поклонной горе в Москве. Торжественно открыт первым президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным 9 мая 1995 года. На открытии присутствовали главы 55 государств мира, прибывшие в Москву на торжества в день 50-летия Победы.

Этот московский музей посетили за год 839,5 тыс. человек.

19.МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

Этот музей, созданный на базе музея-заповедника «Коломенское», посетили в 2016 году 858,9 тыс. человек. Сегодня музей-заповедник включает три исторические территории: древнее подмосковное село Коломенское с постройками Государева двора, музеем деревянного зодчества, старинными садами и парками (XIV-XIX вв.), памятники на территории усадьбы Измайлово (XVII -XIX вв.), а также природный и историко-культурный комплекс усадьбы Н.А. Дурасова в Люблино (начало XIX в.).

18. ЯРОСЛАВСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК (ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛ.)

Один из старейших музеев Российской Федерации. Открыт 25 января 1865 г. В ХХ в. музей получил статус заповедника. Сегодня Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник является историко-культурной и туристической музейной доминантой Ярославля, одного из самых ярких городов Золотого кольца России. Основные его экспозиции располагаются в уникальном архитектурном ансамбле ХVI-ХIХ вв.

Этот главный музей Ярославской области посмотрели за год 869,5 тыс. посетителей.

17. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ЦАРИЦЫНО» (МОСКВА)

Эту загородную резиденцию по приказу императрицы II в стиле неоготики с 1775 года более 20 лет создавали архитекторы В. Баженов и М. Казаков. Однако царица в усадьбе никогда не жила: дворец в год ее смерти, в 1796 году, так и оставался недостроенным, а баженовские постройки стояли без внутренней отделки. В начале XIX века здесь был создан один из самых красивых пейзажных парков Москвы. Усадьба реконструирована в 2004-2007 гг.

Московский комплекс «Царициыно» за год посетили 891,5 тыс. человек.

16. НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК (НОВГОРОДСКАЯ ОБЛ.)

Крупный исторический и историко-этнографический музей с филиалами в городах Новгородской области. В управлении музея находится 170 сооружений, 95 из которых являются памятниками архитектуры XII-XIX в.в. Большая их часть включена по решению ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного наследия, а по указу Президента России – в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации

Этот музейный комплекс за год посещают 1 млн 037,2 тыс. человек.

15. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

В состав музея-заповедника входят памятники архитектуры, расположенные в трёх городах — Владимире, Суздале и Гусь-Хрустальном, двух сёлах — Боголюбове и Кидекше и посёлке Муромцево.

Музейный комплекс а 2016 г. посетили 1 млн 100 тыс. туристов и экскурсантов.

14. МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ» (СЕВАСТОПОЛЬ)

Древний город Херсонес Таврический был основан греками в V в. до н. э., город пережил и римское присутствие, и византийское владычество. После череды разрушений XIII–XIV вв. город приходит в запустение, последние жители покидают его, и свое второе рождение Херсонес обретает уже как памятник археологии. Херсонесский заповедник сегодня – это крупное научно-исследовательское и музейное учреждение, владеющее 418 га археологической территории. Его музейная коллекция насчитывает более 214 тысяч экспонатов, а архивное хранение составляет около 90 тысяч документов; научная библиотека содержит более 30 тысяч книг, в том числе и уникальных.

В 2016 году музей посетили 1 млн 121,9 тыс. человек.

13. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ.ПУШКИНА (МОСКВА)

Один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства, открытый в 1912 году. В его коллекции находится около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с периода древних цивилизаций и заканчивая началом XXI века. Здание музея — памятник архитектуры конца XIX – начала XX века, в целом же музейный комплекс включает в себя 27 зданий и строений. Главные коллекции музея представлены живописными полотнами французских импрессионистов из собраний московских купцов Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова, произведениями искусства Древнего Египта, а также шедеврами старых мастеров.

Ежегодный объем посетителей, по данным 2016 года – 1 млн 133,2 тыс. человек.

12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (МОСКВА)

Государственный исторический музей (ГИМ) — крупнейший национальный исторический музей России. Основан в 1872 году, здание на Красной площади Москвы было построено в 1875-м по проекту архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семёнова. Фонд современного Государственного исторического музея насчитывает более 5 млн единиц хранения и 14 млн листов документальных материалов[5]. Постоянная экспозиция в здании на Красной площади вмещает только 0,5 % от общей коллекции.

Число посетителей музея в год (2016 г.) – 1 млн 136,8 тыс. человек.

11. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

Государственный Русский музей был учрежден в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II в 1895 году и торжественно открыт для посетителей 7(19) марта 1898 года, став первым в России государственным музеем русского изобразительного искусства. Русский музей сегодня размещается в зданиях — памятниках архитектуры XVIII-XIX веков, в числе которых Михайловский, Строгановский, Мраморный дворцы, Михайловский замок, Летний дворец Петра I и Домик Петра I. Музейное пространство дополняют Михайловский и Летний сады.

Ежегодно музей посещают 1 млн 702,8 тыс. туристов, экскурсантов и жителей города.

10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Один из крупнейших в России исторических музеев, расположенный на территории Петропавловской крепости — уникальный памятник истории, архитектуры и фортификационного искусства ХVIII — ХХ веков. Доминанта архитектурного ансамбля — Петропавловский собор – один из символов Санкт-Петербурга; усыпальница Дома Романовых, здесь покоится прах российских императоров от Петра I до Николая II. В фондах музея хранится более двух миллионов экспонатов, отражающих историю города на Неве с момента его основания до наших дней.

Музей посещают 1 млн 710,5 тыс. человек в год.

9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ (МОСКВА)

Один из двух самых известных музеев русского искусства в мире, первый общедоступный музей России, основанный в 1892 г. и расположенный в историческом здании в Лаврушинском переулке. Экспозиция «Русское искусство XX в.» представлена в Третьяковской галерее на Крымском Валу.

Третьяковскую галерею посещают ежегодно 2 млн 187,9 тыс. человек (данные 2016 г.).

8. МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА» (ВОЛГОГРАД)

Включает в себя мемориально-архитектурный комплекс музея-панорамы «Сталинградская битва», исторический заповедник – руины мельницы им. Грудинина, мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, мемориально-исторический музей и памятник Ленину в Красноармейском районе г. Волгограда.

За год музей-заповедник посещает 2 млн 359,3 тыс. туристов и экскурсантов.

7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ»

Уникальный музейный комплекс столицы, включающий в себя Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты XVII века с церковью двенадцати Апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого и Государственную Оружейную палату – музей-сокровищницу. Московский Кремль включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Читайте так же:  Художественный музей литвы

Если не считать Московского зоопарка в статистике Министерства культуры, это самый посещаемый музейный объект Москвы: 2 млн 479 тыс. визитеров за 2016 год.

6. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК

Любопытно, что согласно официальной статистике Министерства культуры, именно Московский зоопарк является самым посещаемым музейным объектом столицы, серьезно опережая даже музеи Кремля – в 2016 году его посетили 2 млн 867,7 тысяч человек.

Московский зоопарк — один из старейших зоопарков Европы, он был открыт 31 января 1864 года по старому стилю. Сейчас в Московском зоопарке содержится более восьми тысяч животных, относящихся к более чем тысяче видов мировой фауны. Некоторые виды разведены специалистами зоопарка впервые в мире. Зоопарк участвует во многих международных программах по сохранению исчезающих видов животных, сотрудничая с природоохранными организациями всего мира.

5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ» (КАЗАНЬ, ТАТАРСТАН)

В состав этого музея-заповедника входят городище «Казанский Кремль» (X-XVI вв.), каменно-кирпичный кремль (XVI-XVIII вв.), архитектурные сооружения (XVI-XIX вв.) Казани. На территории музея-заповедника открыты экспозиции музеев: Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан, Центр «Эрмитаж-Казань», Музей исламской культуры, Музей естественной истории Татарстана. Представлены также экспозиции из фондов Национального музея Республики Татарстан — Музей-мемориал Великой Отечественной войны и Музея Изобразительных искусств Республики Татарстан — Художественная галерея.

Музей-заповедник «Казанский Кремль» включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Казанский кремль посетили за 2016 год 2 млн 893,3 тыс. человек.

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ЦАРСКОЕ СЕЛО» (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

Этот музей-заповедник, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков, в состав которого входят Екатерининский и Александровский парки с дворцами и павильонами и Баболовский парк с дворцом, в 2016 году посетили 3 млн 694 тыс. человек.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ПАМЯТНИК «ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР»

Исааакиевский собоор (официальное название — собор преподообного Исаакия Далмаатского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, расположенный на Исаакиевской площади города. С 1858 по 1929 год – кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии. С 1928 года имеет статус музея.

В 2016 году Исаакиевский собор посетили 3 млн 770,8 тыс. туристов и горожан.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ

Государственный Эрмитааж (до революции — Императорский Эрмитаж) — музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расположенный в комплексе Зимнего дворца в центре Санкт-Петербурга. Один из крупнейших (входит в ТОП-20) и наиболее значительных художественных и культурно-исторических музеев мира. Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

В 2016 году его посетило 4 млн 119,1 тыс. человек.

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПЕТЕРГОФ»

Это безусловный лидер национального рейтинга. В числе объектов музейного комплекса – дворцово-парковый ансамбль «Александрия», Колонистский парк в Петергофе, дворец Петра I и Константиновский дворец в Стрельне, музеи «Императорские яхты», семьи Бенуа и велосипедов, дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» в Ломоносове.

Музеи Петергофа посетили в 2016 году 5 млн 245,9 тыс. человек из России и зарубежных стран.

Наиболее близки к двадцатке национальных лидеров Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник (Крым) – 718 тыс. посетителей за год, и государственный Дарвиновский музей (Москва) – свыше 645 тыс. визитеров в 2016 году. Лучшие показатели других музеев России начинаются уже с порядка в полмиллиона посетителей.

II. ТОП-10 «САМЫХ МУЗЕЙНЫХ» РЕГИОНОВ РОССИИ

1. На первом месте во всероссийском рейтинге регионов с наибольшим количеством посетителей музеев будет, конечно же, культурная столица России – Санкт-Петербург. Здесь в 2016 году зафиксировано 23 млн 756,5 тыс. посетителей в 55 музеях. Самый посещаемый музей – как мы уже выяснили, Петергоф. ЕСли говорить только о самом городе — то Исаакиевский Собор.

2. На втором месте – Москва с 19 млн 041,8 тыс. посетивших 67 музеев города. Здесь самый посещаемый объект в музейной статистике Минкультуры РФ – это …Московский зоопарк. Его за год посещают на несколько сот тысяч людей больше, чем все музеи московского Кремля (они лишь на втором месте).

3. «Бронза» — у Республики Татарстан, 103 музея которой посетили за год 5 млн 840,9 тыс. человек. Самый посещаемый музей – комплекс «Казанский Кремль».

4. Московская областьс 89 музеями получила в 2016 году 3 млн 737,5 тыс. посетителей. Самый популярный объект – государственный музей-усадьба «Архангельское» с 501,7 тыс. визитов в 2016 году.

5. Волгоградская область– 41 ее музей посетили 3 млн 063,7 тыс. человек. Самый посещаемый объект — музей-заповедник «Сталинградская Битва»

6. Республика Крым: ее 35 музеев посетили 2 млн 877,2 тыс. человек. Самый популярный музейный объект — Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник (Крым) – 718 тыс. посетителей за год.

7. Ярославская область. Здесь в 20 музеях зафиксировано 2 млн 122,8 визитов. Более 40% из них (869,5 тыс. человек) пришлись на Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

8. Краснодарский крайс 61 музеем насчитал 2 млн 026,3 тыс. посетителей. Самый посещаемый из краевых музеев, по данным 2016 года – Анапский археологический музей (161,8 тыс. посетителей).

9. Нижегородская область: 71 музей осмотрели 1 млн 980,9 тыс. человек. Самый популярный объект – Нижегородский Кремль – посетили 498,3 тыс. человек за год.

10. Севастополь: в 3 музеях этого города побывали 1 млн 953,0 тыс. посетителей. Более половины всех этих людей (1,1 млн) купили билеты в музей-заповедник «Херсонес Таврический».

III. САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ МУЗЕИ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Все самые посещаемые музеи в каждом из регионов страны вне приведенного выше ТОП-10, можно сгруппировать по нескольким категориям.

Национальные музеи республик (это самые популярные музеи в таких республиках, как Адыгея, Республика Алтай, Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Коми, Чувашия, Чечня, Тыва).

Краевые, окружные или областные краеведческие, историко-этнографические музеи или музейные комплексы схожей тематики. Это самые посещаемее музеи в таких субъектах Федерации, как Алтайский, Забайкальский, Приморский, Пермский края, Еврейская АО, Амурская, Архангельская, Иркутская, Курганская, Курская, Липецкая, Магаданская, Оренбургская, Ростовская, Сахалинская, Свердловская, Тамбовская и Самарская области (здесь самый посещаемый музей находится не в Самаре – это Тольяттинский краеведческий музей), Томская (самый посещаемый музей – музей г. Северска), а также Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО.В Республике Хакасия самый посещаемый музей тоже можно отнести к краеведческим – это музей истории города Черногорска.

Исторические, археологические, историко-этнографические, архитектурно-этнографические и историко-архитектурные музейные комплексы.

Так, в Дагестане самым посещаемым музеем является Дагестанский государственный объединенный историко-архитектурный музей. В Республике Ингушетия — Джейрахско-Ассинский историко-архитектурный музей-заповедник (более половины всех посетителей музеев республики за год). Самый посещаемый музей в Республике Карелия – Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», в Республике Марий Эл – Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс, во Владимирской области – Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник, в Вологодской области – Кирилло-Белозерский историко-архитектурный художественный музей-заповедник.

В Ивановской области – Плесский государственный историко-архитектурный художественный музей-заповедник, в Кемеровской области это музей-заповедник «Кузнецкая крепость», в Костромской области – музей-заповедник «Костромская слобода», в Ленинградской области – Выборгский объединенный музей-заповедник, в Ярославской области – Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник, в Псковской области один из двух равно популярных музеев -государственный архитектурно-природный музей-заповедник «Изборск», в Ростовской области (также один из двух равно популярных) – Азовский историко-архитектурный, палеонтологический музей-заповедник, в Смоленской области – Смоленский государственный музей-заповедник, в Тверской области – Всероссийский историко-этнографический музей «Торжок», в Новгородской области – Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

В Республике Крым это Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, в Республике Татарстан – музей-заповедник «Казанский Кремль», в Нижегородской области – Нижегородский кремль, в Астраханской области – Астраханский Кремль, в Краснодарском крае –Анапский археологический музей. В Тюменской области самый посещаемый музей, по данным 2016 г. – это Тюменский музейный комплекс им. И.Я.Словцова, сочетающий сразу два направления – историко-архитектурное и художественное.

В Челябинской области с 46 музеями, которые посетили в 2016 году 646,7 тыс. человек, самый популярный музей – этоГосударственный исторический музей Южного Урала – в нем побывала почти четверть всего областного потока (155,8 тыс. человек).

Художественные музеи и картинные галереи являются самыми посещаемыми среди всех музеев в Карачаево-Черкесской Республике (самый популярный музей–Черкесская картинная галерея), в Республике Саха (Якутия) – это Национальный художественный музей Якутии, в Республике Северная Осетия-Алания (Северо-Осетинский художественный музей им. М.С.Туганова), в Камчатском крае (Камчатский краевой художественный музей), в Воронежской (Воронежский областной художественный музей им.Крамского, Новосибирской (Новосибирский государственный художественный музей), Мурманской (Мурманский областной художественный музей), и Кировской областях (Вятский художественный музей им. Васнецовых).

Военно-мемориальные и военно-патриотические музеи являются самыми посещаемыми среди всех других музеев в четырех регионах. Это уже упомянутая нами в ТОП-10 Волгоградская область (музей-заповедник «Сталинградская Битва»), Белгородская область (государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле»), Саратовская область – музейный историко-этнографический комплекс «Соколовая гора» и Республика Мордовия (Мемориальный музей военного и трудового подвига 41-45 гг.). 14,7

— Литературные и историко-литературные музеи. Они являются самыми посещаемыми в Ставропольском крае (государственный музей-заповедник Лермонтова, Пятигорск), в Брянской (государственный мемориальный музей-заповедник Ф.И.Тютчева «Овстуг»), Орловской (государственный музей-заповедник Тургенева «Спасское-Лутовиново»), Пензенской (государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», Псковской (государственный мемориальный музей-заповедник Пушкина «Михайловское»), и Рязанской областях (госудасртвенный музей-заповедник С. Есенина, Константиново).

— Музеи уникальной и нишевой тематики. Так, в Удмуртской Республике самый посещаемый музей – это музейно-выставочный комплекс им. М.Т. Калашникова, в Калининградской области самый популярныймузей — музей Мирового океана (560,3 тыс. посетителей в 2016 г.). В Калужской области самым посещаемым музейным объектом является Государтсвенный музей истории космонавтики, в Тульской области – Тульский государственный музей оружия (он опередил по посещаемости даже «Ясную поляну»), а в Ульяновской области – Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина Ленина».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *