Савино монастырь владимирская область

М онастырь основан в 1398 году под Звенигородом на берегу реки Москвы на горе Стороже, которая была оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

Первым был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства.

Князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

Около 1405 году был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 6915 году (по сов. летоисчислению — 1406/1407 год) был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.

В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.

В 1650 году царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля, с него начался второй в монастырской истории строительный период.

В 1650–1656 годах построены основные здания и крепостные стены с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского, позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский, а также звонница и Трапезная палата; Царский дворец и Братский и Келейный корпуса и другие сооружения.

Иосифо-Волоколамский монастырь принадлежит к числу наиболее известных архитектурных ансамблей и является выдающимся произведением русских зодчих XV–XVII вв. На протяжении веков монастырь был знаменит как один из значительнейших религиозных центров, служивших опорой централизованной власти московских государей.

Монастырь находится в 25 км к северу от города Волоколамска, при речках Сестре и Спировке. Выбор места для будущей обители объясняется довольно просто: близлежащие сёла Спирово и Язвище-Покровское являлись древней вотчиной предков преподобного Иосифа. В период основания монастыря эта местность представляла собой хвойный лес, расположенный на болотистой равнине. Сохранилось предание, что перед основанием монастыря буря огромной силы расчистила для него место в непроходимом лесу. В самой чаще у родника преподобный Иосиф поставил деревянную часовню и кельи, где вместе со своими сподвижниками жил до того времени, пока на нынешнем месте не был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (1484–1486 гг.).

Крепостная ограда и многочисленные постройки были первоначально деревянными. Ещё при жизни преподобного Иосифа с восточной стороны был вырыт большой пруд, впоследствии названный Иосифовским. В XVI веке при игумене Гурии был вырыт второй пруд, меньший размером, – Гурьевский. О времени создания третьего пруда – Малого, или Подстенного – сведений не сохранилось. Четвёртый пруд – Митрополичий, устроенный в середине XVIII века, расположен внутри стен монастыря.

В 1543–1566 гг. вокруг обители вместо деревянной возводится каменная крепостная стена с девятью башнями, из них три круглых и шесть четырёхгранных. Иосифов монастырь становится не только одной из крупнейших и богатейших обителей, но и сильнейшей крепостью. В начале XVII века он выдерживает длительную и ожесточённую осаду польско-литовских интервентов, в результате чего сильно пострадали стены и башни, и с середины XVII века начинается новое грандиозное строительство, продолжавшееся до конца века.

В 1645 году в монастырь приехал крупный строитель Иван Неверов. По составленному им плану в 1650 году начались строительные работы, руководил которыми “подрядчик каменных дел” крестьянин Дмитровского уезда села Никольского, вотчины стольника М.Ю. Татищева, Трофим Игнатьев. До 1676 года были возведены не дошедшие до нас башни “на водяных воротах” и наугольная круглая. С 1677 по 1688 годы выстроены башни Никольская (1677), Воскресенская (1678), Петровская (1680), Старицкая (1681), Германова (1684), Кузнечная (1688), прясла стен между ними и Святые ворота с церковью св. апп. Петра и Павла. Наличие дороги на Старицу с южной стороны монастыря определило местоположение его главного входа.

Во внутреннем дворе были расположены здания: настоятельские двухэтажные покои около въездных ворот; по другую сторону ворот – двухэтажные каменные казначейские покои; каменный одноэтажный корпус, где помещается просфорня; на западной стороне – одноэтажный братский корпус, далее хозяйственные постройки с примыкающей к стене каменной кузницей; на северо-западной стороне – братская каменная баня с малым прудом в саду; на восточной стороне – братский каменный двухэтажный корпус с кельями для иеромонахов и иеродиаконов.

Вне стен монастыря устроен гостиный каменный корпус с прилегающим к нему скотным двором и домики для монастырских служителей.

Успенский собор

Главный храм монастыря возводился трижды. Первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена преподобным Иосифом 6 июня 1479 года. В 1484 году уже возводится белокаменный собор. 18 декабря 1486 года храм был освящён. Росписи были выполнены “хитрыми живописци в русской земли: Дионисьем и его детми – Владимером и Феодосием, и Паисеею иноком, и два братаничя Иосифовы – инок Досифей да инок Васиян”. Храм был пятиглавый с деревянными крестами. Главы и кресты были обиты железом. Очень богат был интерьер соборной церкви: иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, многие из которых имели драгоценные оклады, высокохудожественные шитые пелены, великолепные священнические одежды.

В 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, “коштом и усердием” московского дьяка Захария Богдана Силина “по своих родителях в вечное поминовение”. В 1692 году строительство было завершено, освящён собор после отделки в 1696 году. Новый храм отличался от прежнего грандиозными размерами и величественными формами. Он сооружался при участии московских мастеров под “смотрением” архитектора Приказа каменных дел Кондратия Мымрина. Храм четырёхстолпный пятиглавый, на высоком белокаменном подклете, возвышается цельным монолитом. С трёх сторон его окружает аркада на массивных столпах с папертью. Собор украшен карнизами, полуколоннами, изразцами, рельефно выделенными тимпанами. Все эти украшения свойственны русской архитектуре второй половины XVII века, но их сочетание делает неповторимым общий силуэт храма, который отличает изысканная простота и продуманность пропорций, строгая симметрия. Композиционно выделены вертикали, восьмигранные барабаны уподоблялись столпу звонницы, стоявшей рядом с собором. Общая вертикальная устремлённость отчётливо просматривается и снаружи, и внутри храма. В это время зодчие стремятся увеличить вместимость и освещённость храма. В связи с этим появляется обилие окон большого размера. Они обрамлены наличниками с “разорванными” фронтонами. Многоцветные изразцовые пояса помещены на стенах храма в соответствии с его основными пропорциональными членениями. Эти пояса подчёркивают горизонтальные тяги, делящие фасад на ярусы. Во фризе, завершающем стены собора, расположен пояс “павлинье око”, а из отдельных изразцов этого фриза сложены пояса, размещённые посредине фасада, на барабанах и на крыльце западного входа. Крупные яркие ленты с растительным орнаментом придают храму нарядную декоративность. Высокие двухярусные галереи собора так же украшены многоцветными клеймами, каждое из которых сложено из четырёх изразцов. Эти клейма разделены изразцовыми колонками с тонким изящным орнаментальным рисунком по белому, жёлтому, зелёному фону. Изразцы галерей объёмны и выглядят как небольшие рельефные вставки.

Иконостас собора изменялся до второй половины XVIII века. Резьба местного ряда, сохранившаяся до наших дней, выполнена Евсевием Леонтьевым, мастером из Новомещанской слободы Москвы, в 1690-х годах. Такие ордерные иконостасы появились на Руси во второй половине XVII в. В отличие от прежних тябловых они имели вертикальную ориентацию, их стройные колонки украшались сквозной резьбой. Сложная пластическая резьба первого яруса принадлежит к лучшим образцам иконостасной резьбы. Верхние ярусы были обновлены в середине XVIII века. Авторы икон – Григорий Антонов и братья Потаповы. Иконы нижнего яруса иконостаса находятся в музее имени Андрея Рублева.

Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в “италианской” манере.

Читайте так же:  Иверский монастырь самара адрес

В 1904 году в Успенском соборе были проведены большие работы. Интерьер был изменён по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Храм был заново расписан в технике масляной живописи артелью живописцев под руководством Николая Михайловича Сафонова. Автор картонов для росписей – архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Темы росписей: южная стена – в основном двунадесятые праздники, северная стена – Акафист Богородице, западная стена – Страшный суд. В кругах на северной и южной стене – святые равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга, Кирилл и Мефодий, архиепископы Казанские Гурий и Герман. Обрамлением для циклов росписей стали растительные орнаменты очень крупного масштаба и геометрические фоны. Росписи маслом созданы в эстетике нововизантийского стиля, колорит держится на сочетании тёмно-синего и тёмно-красного цветов с активным использованием золотого фона. Живописцы придерживаются иконописных принципов, что делает более весомыми силуэты и узнаваемыми сюжеты. Таким образом, росписи не были рассчитаны на сложное богословское толкование, а были обращены к любому мирянину.

В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм. Главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.

Трапезная палата с церковью Богоявления

В 1504 году преподобным Иосифом заложена двухэтажная каменная трапезная церковь Богоявления и при ней трапезная палата с кладовыми. Церковь

строилась на деньги князя Семёна Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа.Трапеза весьма обширна, её уникальность в том, что она была построена подобно Грановитой палате Московского кремля — свод её опирается на один срединный столп.

При церкви Богоявления был устроен придел во имя великомученицы Варвары (1780), а в 1806 году придел перенесён на другую сторону и переименован в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 1682 году вместо одной главы возводится эффектное, богато декорированное пятиглавие с кокошниками по подобию только что отстроенной надвратной церкви.

В 1779 году в Трапезной были устроены братские келии, но в 1787 году разобраны. Трапезная палата была соединена каменным переходом на столбах с Успенским собором. В 1785 году переходы были разобраны. В 1789 году была сложена каменная лестница с запада.

Стены и башни

Комплекс XVII века в основном повторяет очертание плана XVI века. Не имея заранее составленного проекта всех сооружений, Трофим Игнатьев, возводя очередную башню, использует лучшие свои приёмы, опробованные на предыдущих объектах, а также формы и детали других известных памятников русского зодчества. Судя по всему, мастер был знаком с тонкостями архитектурного искусства своего времени. Трофим Игнатьев достаточно свободно относился к предварительным планам Ивана Неверова, работая в соответствии со своими представлениями и руководствуясь собственным вкусом. Самостоятельная творческая роль Трофима Игнатьева в создании монастырского ансамбля просматривается и в использовании изразцов для наружного декора стен и башен, что не было оговорено в росписи Ивана Неверова. Новых фундаментов стен потребовало бы много времени и средств. Башни были выстроены более высокие, чем в XVI веке; значительно увеличен их периметр.

Наличие с восточной и северо-восточной стороны прудов определило композицию плана и силуэта стен монастыря, примыкающих к ним непосредственно, сделав их в более монументально и неприступно. Высота стен везде одинакова, композиционные особенности достигаются различной высотой и своеобразием архитектуры башен. Развитие получает многогранность, число граней различно – 8, 16, 24. Круглая форма встречается как исключение. Важнейшей особенностью объёмного решения комплекса является подчёркнутая высотность и динамичность силуэта, в отличие от прежней стены, имевшей незначительную высоту стен и статичную форму башен. Пластическое убранство башен обогащается изразцами, рельефной кладкой, вертикальными членениями в виде полуколонн и пилястр. Цветовое решение комплекса основано на сочетании белого цвета стен и башен с интенсивным цветом изразцов и тёмных шатров. Силуэт монастыря прекрасно выделяется на фоне контрастного природного окружения. высшей степени живописными. Стороны комплекса, ориентированные на юг и запад, на широкие просторы полей, имеют регулярно-симметричное построение и выглядят

Нападение врагов чаще всего ожидалось с северо-запада, что определило архитектурную трактовку этой стороны крепости. Её мощь и неприступность видна в симметричной постановке почти на равных расстояниях от Германовой башни мощных угловых цилиндрических башен.

Северная (Кузнечная) башня, выстроенная на самом опасном участке, имеет самую большую высоту – до верха флюгера 44,41 м, толщина стен в сажень – 248 см. У неё наиболее богатый силуэт и насыщенная декоративная обработка. С этого угла начинается постепенное убывание высоты, сложности силуэта и убранства башен.

Германова башня имеет статическую квадратную форму плана, что было вызвано наличием в ней проездных ворот.

Юго-западная (Старицкая) башня значительно меньше Северной и Германовой. В противоположность многоярусной Северной башне она столпная и подчёркнуто массивная.

В XVII веке каменные шатры были поставлены только на Германовой и Кузнечной башнях. Остальные шатры были деревянными и заменены на каменные в XVIII веке. Тогда же разобрана и выстроена заново Никольская башня. В XVIII–XIX вв. были переложены смотровые чюланы башен и шатрики над ними, переставшие играть служебно-боевую роль и приобретшие более декоративный вид. В конце

XVIII века башни и ограда были покрыты железом. Были сняты деревянные столбы, поддерживавшие крышу с внутренней стороны крепостных стен, и возведены каменные столбы с арками.

Внутри стен расположены проходы, на которые можно попасть, поднявшись по лестницам внутри башни, а сами стены снабжены бойницами для нижнего, среднего и верхнего боя. Стены Иосифо-Волоколамского монастыря незначительно отличаются от оборонительных стен предшествующего времени, они сохраняют свой суровый вид. Лишь кирпичные из полувала выделяют средний ярус стены, повторяя обрамление варовых проёмов на башнях.

По первоначальному проекту Ивана Неверова предполагалось строить ежегодно по одной башне с примыкающим к ней участком крепостной стены. Однако до 1676 года были выстроены только северо-восточная Безымянная и не сохранившаяся круглая наугольная башня. Лишь в 1677 году строительство стало вестись регулярно Трофимом Игнатьевым, и первой была им возведена восточная Никольская башня. Это стройное восьмигранное сооружение первоначально было перекрыто, как и все башни оборонительного пояса, кроме Кузнечной и Германовой, деревянным шатром, заменённым на каменный в конце XVIII века.

Никольская башня неразрывно связана со всем оборонительным поясом, и в то же время это самостоятельное сооружение, обладающее собственной яркой архитектурной выразительностью. Её нарядный облик далёк от суровости крепостных построек более раннего времени. Кирпичные белёные стены Никольской башни украшены разнообразным декором. На каждой из выступающих граней мастер поместил по четыре двухуступчатые ниши-ширинки, образующие орнаментальные композиции с круглыми бойницами. В каждой нише – “пятёрка” муравленых (покрытых прозрачной зелёной глазурью) изразцов, которые резко выделяются на фоне белой стены, поблёскивают, отражая солнечные лучи. Тяги из кирпичного получала, обводя ниши бойниц и варовых проёмов наподобие наличников, украшают верхний ярус башни; этот же приём использован и в декоре крепостных стен.

Угловая юго-восточная Воскресенская башня гораздо выше и массивнее Никольской. В основе убранства башни лежат всё те же немногочисленные декоративные элементы. Это ширинки с “пятёрками” муравленых изразцов, изразцовые ряды, а также различные кирпичные пояса и тяги. Однако этих украшений здесь гораздо больше, и они составлены в более сложные орнаментальные композиции. Тонкие декоративные пояса и тяги членят башню на несколько ярусов, внутри которых, на каждой из граней, размещаются отдельные крупные детали, в свою очередь образующие разорванные ряды, опоясывающие тело башни. Такие ряды очень красиво сочетаются со сплошным поясом муравленых изразцов, словно изумрудное ожерелье. В основном использованы изразцы с профильным изображением птицы с повёрнутой головой, помещённым в орнаментальную рамку, состоящую из растительных мотивов. Из изразцов с изображением птиц набран верхний пояс башни.

Юго-западная Старицкая башня отличается от других более строгим обликом. Она не так богато украшена, но её формы, детали убранства исполнены особого благородства. Башня выделяется контрастным сопоставлением тяжёлой нижней части и лёгкого островерхого шатра. Из-за обилия граней основание башни кажется почти цилиндрическим. В нижнем ярусе, на рёбрах, помещены кирпичные столбы, акцентирующие гранёность. Четыре тонких каменных пояса, три из которых украшены изразцами, охватывают основание. Круглые бойницы среднего боя обрамлены килевидными наличниками. Необычайно красиво волнообразное завершение башни.

Читайте так же:  Симферополь свято-троицкий монастырь требы

Если башни южной и восточной стороны несколько напоминают друг друга, то ни одна из башен на западе не похожа на соседнюю.

Германова башня расположена в центре западной крепостной стены. Эта единственная квадратная башня, наиболее массивная, прежде была проезжей. Её ворота были ориентированы на западный портал Успенского собора. Башня имеет три основных яруса и один дополнительный, окружённый открытым гульбищем и имеющий сложное сомкнутое перекрытие. Помещение этого этажа было тюремным. Венчает башню восьмигранный шатёр, поставленный на двухлопастные, с висячими гирьками, арки звона. Поверхность башни украшена узорчатыми поясами из кирпичного штучного набора и муравлеными изразцами. Они придают нарядный вид тяжёлой и массивной башне. Открытая галерея башни оформлена поясом из уступчатых ниш со вставленными в них крупными изразцами. Этот пояс подчёркнут кирпичными тягами и рядом более мелких изразцов. Бойницы верхнего боя обрамлены тягой из кирпичного полувала с циркульными арочками над проёмами, что создаёт впечатление наличников, а под варовыми проёмами идёт пояс поребрика. Затем вновь идёт ряд муравленых изразцов в нишках, но на этот раз они поставлены в виде ромба. Ниже расположен орнаментальный пояс, сложенный из терракотовых элементов: ромбов, городков и поребрика.

Угловая северо-западная башня по праву считается самой красивой. Предполагалось, что эта башня будет самой мощной, поскольку “к той башне с поля бывает подход воинским людям”. Тяжёлый цилиндр башни имеет три боевых яруса (для подошвенного, среднего и верхнего боя). Выше идёт десятигранник и затем восьмерик, а завершается башня восьмигранным кирпичным шатром со слухами. Благодаря искусному распределению декора башня производит впечатление лёгкого гармоничного сооружения. Стены её разделены горизонтальными кирпичными поясами на четыре яруса. Три нижних оформлены пучками полуколонок, образующих сильные вертикальные акценты, придающие башне стройность. Для украшения башни было закуплено 800 изразцов.

Заметно, что по мере строительства мастерство Трофима Игнатьева становилось всё более зрелым, он свободнее варьировал формы, обильнее применял декор. Его башни – это подлинные шедевры русского зодчества.

Колокольня

Возле северо-западного угла Успенского собора была построена каменная восьмигранная четырёхъярусная столпообразная звонница с шатровым куполом. В третьем ярусе колокольни иждивением волоцкого князя Бориса Васильевича и его детей был устроен храм в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, где была поставлена икона, полученная преподобным Иосифом в благословение от его наставника Пафнутия Боровского. На верхнем ярусе под колоколами стояли часы с курантами. Вход в колокольню был устроен в стене в два оборота: первый начинался на юго-западной грани, другой – из церкви на северо-западной грани.

В начале XIX века возник уклон колокольни от отвесной линии, достигший к 1848 году двух аршинов. Для укрепления колокольню обнесли квадратной пристройкой из кирпича, к которой позднее пристроили контрфорсы, но это лишь ухудшило положение. В 1847 году были заделаны лестничные проходы и отверстие для часовых гирь. Осадка более не наблюдалась. В 1849 году пристройка была разобрана (из кирпича устроена братская баня и каменная оградка внутри монастыря), а колокольня в нижней части укреплена железными связями.

В начале Великой Отечественной войны, 19 ноября 1941 года, колокольня была взорвана отступавшими Советскими войсками.

Надвратная церковь

В XVII веке ворота монастырской ограды приобретают небывалую ранее праздничную нарядность, так что их уже трудно назвать крепостными. Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель. Асимметрия этой композиции умело скрадывается за счет того, что надвратная Петропавловская церковь поставлена по оси широкого проезда. Храм отличается тонкой соразмерностью пропорций. Через открытые галереи с южной и северной сторон архитектура церкви искусно связана с воротами, образующими под ней своего рода подклет. Строгая симметрия, ясность основных членений сочетается в этом храме с обилием и разнообразием декора. Изящные барабаны глав, украшенные аркадами с бусинами на колонках, возвышаются над рядами кокошников и поясом изразцов в нишах под ними. Углы основного объёма акцентированы парами колонок, а расположенное в центре окно обрамлено килевидным наличником. Горизонталь открытой галереи храма с двойными арочками, опирающимися на фигурные колонки, подчёркнута двойным рядом муравленых изразцов. Особенно эффектен декор южного фасада. Круглые столбы, расположенные по сторонам от главного въезда Святых ворот, украшены многоцветными рельефными изразцами (ценинными). Объёмными архитектурными майоликовыми деталями сложены перехваты на столбах. Красочные столбы Святых ворот – сооружение уникальное.

Оформление восточного фасада церкви Петра и Павла характерно для конца XVII в. Алтарная часть имеет две апсиды, поскольку примыкает к крепостной стене, но воспринимается как симметричная постройка: кажется, что ещё одна апсида с парным изразцовым столбом скрыта от глаз. В этом сказалось стремление к ясной симметрии с укрупнённым центральным звеном и органическое приспособление к общей нерегулярности постройки. В декоративном убранстве также сочетаются регулярные и нерегулярные черты, разнообразные архитектурные формы и виды декора: фигурные украшения из кирпича штучного набора чередуются с муравлеными и ценинными изразцами. Особенно выделяется в этой композиции круглый столб, разделяющий апсиды.

Изразцы

Почти все сооружения Иосифо-Волоколамского монастыря украшены различными изразцами. Изразец – это специальная керамическая плитка для облицовки печей или стен. С XV века изразцы, вначале в виде терракотовых рельефных плит, стали использовать на Руси для убранства зданий. В дальнейшем керамические изразцы стали покрывать прозрачной зелёной свинцовой глазурью (“муравой”). С конца XVII века муравленые изразцы стали одной из излюбленных декоративных форм русских зодчих. Муравленые изразцы украшают многие храмы и монастырские ансамбли, но изразцовое убранство Иосифо-Волоколамского монастыря представляет особую ценность. Почти ежегодно на протяжении всего строительства в монастырь поступали изразцы из Москвы. Их закупали в московской мастерской Степана Иванова Полубеса. Вид изразцов постепенно менялся. Вначале, как на Никольской башне, это были мелко и дробно детализованные композиции в рамке. Изображения на них трудно различить снизу, тем более что изразцы большей частью поставлены на угол в виде ромба. Зодчий использует их прежде всего как декоративные пятна, ярко выделяющиеся на фоне белой стены.

“Ценинных дел мастер” Степан Иванов прожил долгую жизнь и был знаменит в Москве. И в столице, и в провинции мы встречаем большое количество его изразцов. Его фризы “павлинье око” можно видеть, помимо Успенского собора Волоколамского монастыря, в Москве на надвратной церкви Андреевского монастыря, на соборе в Измайлове, на церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке.

Для изразцов из мастерской Степана Иванова характерен яркий плоскостный орнаментальный рисунок с чётким эмалевым рельефом, когда каждый элемент орнамента углублён и обведён приподнятым рельефным контуром, чтобы предотвратить затёки эмали. Рисунок состоит из крупных частей. В основе орнаментов – стилизованные растительные мотивы, которые близки узорам на тканях и фресках того времени. Используются эмали чистых, насыщенных цветов, где наиболее ярким цветом выделяется центральное звено орнамента.

В мастерской Полубеса наряду с плоскими орнаментальными изразцами делали и рельефную майоликовую скульптуру. Судя по летописным источникам, именно из его мастерской вышли знаменитые изразцовые вставки с изображением евангелистов. Помимо привычных изразцов – плиток с румпой для крепления в стене – изготавливались и архитектурные майоликовые детали.

Скит Всех святых

Скит располагался в глубине монастырского леса к западу от самого монастыря. Поблизости от родника были устроены первые келии настоятеля и братии. Над родником была поставлена деревянная часовня. В 1856 году архимандрит Гедеон получил разрешение на строительство в скиту каменной часовни взамен деревянной. В процессе строительства архимандрит Гедеон, по проекту которого строилась часовня, попросил разрешение пристроить алтарь. Разрешение было получено, и в 1860 году храм Всех Святых в скиту был уже освящён. Западная его паперть служила одновременно сенью над Иосифовым родником. Деревянные келии были заменены каменными, а территория скита обнесена каменной оградой с башнями по четырём углам и звонницей над воротами. В начале ХХ века в скиту было возведено двухэтажное здание больницы.

Читайте так же:  Маалула монастырь святой феклы

В настоящее время сохранились основные постройки скита, которые до 2009 года занимала Теряевская сельская больница. Ограда была разобрана, а храм превращён в котельную. В настоящее время начинаются работы по восстановлению сооружений Всехсвятского скита.

Ио?сифово-Во?лоцкий монасты?рь, или Ио?сифо-Волокола?мский Успе?нский монасты?рь, — православный мужской ставропигиальный общежительный монастырь. Расположен в селе Теряево Волоколамского района Московской области России в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Смутное время
    • 1.2 Поздняя история
    • 1.3 Великая Отечественная война
    • 1.4 Новый монастырь
  • 2 Подворье в Москве
  • 3 Архитектура XVI—XVII веков
  • 4 Настоятели
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божией Матери. Принадлежал Новгородской епархии.

Средства на постройку монастыря дал князь Борис Васильевич Волоцкий (1449—1494). После смерти Бориса Васильевича князем стал его сын Фёдор Борисович, с которым у Иосифа возникли разногласия. В феврале 1507 года Иосиф, лично знакомый с Великим князем Василием III, обратился к нему и к митрополиту Московскому Симону с просьбой о переходе монастыря в Московскую епархию. Это вылилось в конфликт с архиепископом Новгородским и Псковским Серапионом.

В XV веке был построен Первый каменный собор. На его месте сейчас находится соборный храм во имя Успения Божией Матери (1688—1696 годы), выстроенный в стиле московского барокко.

В год основания монастыря в нём появилась первая деревянная церковь, которую уже в 1486 году сменил каменный собор. Его расписывал живописец Дионисий. В 1490 году рядом с собором была сооружена восьмигранная колокольня — прообраз колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. В её нижнем ярусе находился храм Смоленской Одигитрии (1495 год).

Основные сохранившиеся постройки относятся к XVI—XVII векам. Из других сооружений: Трапезная палата с церковью Богоявления (1504 год), надвратная церковь Святых Апостолов Петра и Павла (1679 год), скит с храмом Всех Святых (1856—1860 годы). Над созданием изразцовых украшений работал Степан Полубес, известный по работам в Новоиерусалимском и Солотчинском монастырях.

В 1543 году игуменом обители стал Гурий. Он управлял братией в течение девяти лет, при нём в монастыре принял постриг святитель Герман. После покорения Казани в 1552 году и учреждения там архиерейской кафедры, Гурий по жребию был избран на неё архиепископом.

В XVI веке в монастырь стали ездить на моление цари. Монастырь стал также местом заточения врагов государевых и еретиков, в нём были заточены инок Вассиан Косой (в миру князь Василий Иванович Патрикеев-Косой), Максим Грек, царь Василий Иванович Шуйский, еретики Матвей Башкин и Василий Курицын; здесь провёл свои последние годы видный деятель раскола Герасим (Фирсов) [1] .

Смутное время Править

В Смутное время Иосифо-Волоцкий монастырь поддерживал правительство Василия Шуйского. В 1606 году монастырь был осаждён войсками Болотникова.

В 1609—1610 годах монастырь был осаждён польскими отрядами. В 1610 году монастырь занял отряд полковника Рожинского, сподвижника Лжедмитрия II — «тушинского вора». В марте 1610 года в монастыре случилась небольшая стычка поляков с монастырскими служками и крестьянами. Отбиваясь от них, Рожинский неудачно упал на простреленный под Москвой бок. Раны открылись, и спустя несколько дней Рожинский умер. Его отряд, оставшийся под началом ротмистра Руцкого, выбили из монастыря русско-шведские войска во главе с воеводой Валуевым и генералом Горном. В память об этом событии монастырю были оставлены пушки, отбитые у поляков, из которых в праздничные дни производился салют.

Поражение войск Дмитрия Шуйского под Клушином от армии Сигизмунда 24 июня ( 4 июля ) 1610 и восстание в Москве привели к падению Василия Шуйского. 17 (27) июля 1610 частью боярства, столичного и провинциального дворянства (см. Семибоярщина) Василий IV Иоаннович был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи, причём отказался сам произносить монашеские обеты. Бояре отправили бывшего царя в Иосифо-Волоцкий монастырь, где он какое-то время содержался под стражей в Германовой башне, а его братьев — в крепость Белую, откуда удобнее было переправить их в Польшу.

В сентябре 1610 Василий Шуйский был выдан (не как монах, а в мирской одежде) польскому гетману Жолкевскому, который вывез его и его братьев Дмитрия и Ивана в октябре под Смоленск, а позднее в Польшу.

Поздняя история Править

Во время русско-польской войны в начале XVII века здесь содержались польские военнопленные, в годы Отечественной войны 1812 года — пленные французы. С 1777 года по 1823 год в монастыре существовала школа для детей священников.

В монастыре покоятся мощи преподобного Иосифа; также погребены князья Иоанн и Феодор Борисовичи Волоцкие; митрополит Даниил, сосланный сюда Иоанном Грозным; архиепископ Новгородский Феодосий; глава опричников Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский); помещица села Ярополец Н. И. Гончарова (тёща А. С. Пушкина).

В монастыре имелась большая библиотека, содержавшая книги, рукописи, жалованные грамоты, акты и другие документы с XV века. В ризнице хранились древние предметы.

В феврале-марте 1858 года в центральных губерниях в связи со слухами о «воле» начались крестьянские волнения. Весной 1859 года начались трезвенные волнения — массовый протест в 1858—1859 годах податного населения России против откупной системы в связи с повышением косвенного налога на водку. Так, 31 мая 1859 года в Волоколамском уезде Московской губернии трёхтысячная толпа разгромила питейные заведения на ярмарке близ Иосифо-Волоколамского монастыря.

1895 год — настоятель архимандрит Сергий.

1903 год — настоятель архимандрит Геронтий, казначей и эконом — иеромонах Ираклий.

1907 год — настоятель архимандрит Нифонт, казначей — иеромонах Ираклий, исполняющий должность эконома — иеродиакон Мелетий, благочинный монастыря — иеромонах Павел. Число братии — 65 монахов.

1908 год — те же, но казначей — иеромонах Пафнутий.

До 1917 года монастырь был местом проведения ярмарок Калеевской волости Волоколамского уезда.

После Октябрьской революции 1917 года монастырь был преобразован в «Иосифовскую сельскохозяйственную трудовую коммуну». Председателем коммуны монахи единогласно избрали своего казначея иеромонаха Пафнутия.

В 1922 году коммуна была ликвидирована, монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву и в настоящее время находятся в РГАДА, ГИМ, РГБ, а также в Санкт-Петербурге — в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН.

До 1929 года монастырь территориально находился в Буйгородской волости Волоколамского уезда Московской губернии. После 1929 года монастырь находится на территории Волоколамского района Московской области. Ныне — территория Волоколамского городского округа.

После закрытия монастыря на его территории расположился детский дом, в братском корпусе разместилась Детгородковская средняя школа. Успенский собор был приспособлен под кинозал. Иконостас с древними иконами был загорожен киноэкраном.

Великая Отечественная война Править

В начале Великой Отечественной войны основная часть детдомовцев была эвакуирована, многие дети погибли в пути.

30 сентября 1941 года группа армий «Центр» начала наступление на Москву (операция «Тайфун»). Им противостояли войска Западного фронта РККА. К середине октября 1941 года на Волоколамском направлении шли бои. Его оборона была возложена на 16-ю армию генерал-лейтенанта К. К. Рокоссовского. Территория монастыря была занята войсками Красной армии.

К концу октября 1941 года немецким войска 4-й армии и 4-й танковой группы сбили соединения Западного фронта с Можайской линии обороны практически на всём её протяжении и постепенно оттеснять их к Москве.

Согласно приказу Ставки Верховного главнокомандования от 17 ноября [2] оперативно-инженерной группе № 2 была поставлена задача создать противотанковые и противопехотные заграждения по основным направлениям: Теряева Слобода, Клин, Рогачево, Дмитров и Истра, Солнечногорск, Яхрома.

При отступлении Красной армии была взорвана колокольня с находящимся в её нижнем ярусе храмом Смоленской Одигитрии (1495 год), с которой в ясную погоду можно было увидеть Москву. Исполнителем взрыва был Михаил Коряков, журналист и впоследствии писатель, который описал этот взрыв в своих книгах.

В конце октября части вермахта заняли и Теряево, и монастырь, и все окрестные деревни.

18 декабря 1941 года территория монастыря освобождена бойцами 84-й отдельной морской стрелковой бригады 1-й Ударной армии Западного фронта в ходе Клинско-Солнечногорской наступательной операции. После освобождения в монастырь вернулся детский дом.

Монастырь реставрировался, однако не полностью. До сих пор не восстановлена уникальная колокольня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *