Серпухов собор

Собор Николы Белого в Серпухове

Серпухов всегда отличался обилием храмов и монастырей. Только церквей, посвященных святому Николаю Чудотворцу, здесь 4. Никола Белый — это не святой, это народное название старинного храма во имя Николая Угодника, дошедшее до нас из глубины веков. Для Серпухова он не просто святой человек, а покровитель города. Возможно, именно это помогло белоснежному собору пройти через множество испытаний, выпавших на его долю.

Когда на этом месте появилась первая деревянная церквушка — неизвестно, в документах 16 века прилегающая улица уже звалась Никольской. После нашествия поляков в 1610 г. и практически полного уничтожения Серпухова в пожарах храм перестроили в камне — белом. Отсюда и название. В 30-х гг. 19 века его решили разобрать за ветхостью и возвести новый. Над проектом работали два известных архитектора — Ф. М. Шестаков и И. Т. Таманский. После революции советская власть не сразу закрыла храм. В 1924 г. ему дали статус кафедрального, а уже через 5 лет — разорили и обезглавили. Здание много лет использовали под макаронную фабрику, прачечные, склад химических веществ. В 1995 г. судьба собора решилась в пользу верующих, и в 2002 г. началось его восстановление.

Что посмотреть

Никола Белый яркой доминантой возвышается над окружающими его низкими деревянными домиками. Сочетание белоснежных стен и ярко-голубых куполов делает его необыкновенно воздушным и торжественным. Архитектура собора повторяет черты московского ампира. Невысокий массивный четверик сверху накрыт широким световым барабаном с куполом, на маковке которого стоит еще один миниатюрный барабан с главкой. С двух сторон его украшают классические портики с колоннами, а с третьей завершает полукруглая апсида. Четвертая сторона примыкает к трапезной с широкой золотистой главкой на крыше. Трехъярусная колокольня тоже отделана портиками с колоннами и повторяет декор основного здания. На белом фоне особенно красиво смотрятся мозаики с изображением икон.

По воскресеньям в 17:00 в Никольском соборе служат водосвятный молебен перед иконой «Поможение родам».

Внутри Никола Белый поистине великолепен — росписи, рассказывающие библейские истории с момента сотворения мира, золотой иконостас, теплый розовато-коричневый общий тон, деревянные резные детали. Его можно долго рассматривать, узнавая героев евангельских сцен. В соборе хранится редкая икона Пресвятой Богородицы «Поможение родам», здесь же ведется журнал, где благодарные просительницы рассказывают о ее чудесной помощи.

Практическая информация

Адрес: Серпухов, ул. Калужская, 26. Веб-сайт.

Как добраться: на автомобиле — от МКАД по Симферопольскому ш. до Серпухова, на электричке Курского направления или на автобусе № 458 от метро «Южная» до ж/д ст. «Серпухов», далее на автобусах №№ 4, 10, 11 до остановки «Школа».

Богослужения проводятся ежедневно в 7:30 и 17:00. По воскресеньям — в 6:30, 9:00, 17:00.

памятник архитектуры (федеральный)

Православный храм
Троицкий собор

Троицкий собор, вид с северо-запада
54°54?56? с. ш. 37°24?18? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Серпухов
Конфессия Православие
Епархия Московская
Архитектурный стиль Московское барокко, классицизм, ампир
Дата постройки 1696 год
Приделы святителя Николая Мирликийского
великомученика Димитрия Солунского
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 501610437460016 (ЕГРОКН ). Объект № 5010482000 (БД Викигида)
Состояние передан в ведение РПЦ
Медиафайлы на Викискладе

Тро?ицкий собо?р (Собор Троицы Живоначальной, Свято-Троицкий собор) — православный храм в городе Серпухове Московской области. Расположен в историческом центре города на Соборной горе в пределах территории, занимаемой ранее Серпуховским кремлём. В 2011 году передан в ведение РПЦ.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектурные особенности
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Литература

Деревянная церковь на месте современного собора появилась в XIV веке. В некоторых источниках указывается год основания 1380. Первый каменный храм сооружён в XVI веке. Перестроен на средства бывшего священника собора, архимандрита Московского Спасо-Андроникова монастыря Феодосия.

В XVII веке собор имел придел святого мученика Димитрия Солунского, который через некоторое время был разобран. В 1837—1841 годах храм переживает перестройку в духе классицизма, в ходе которой были изменены колокольня и восьмерик храма, добавлен придел святителя Николая Мирликийского, в стиле ампир сформирован декор фасадов, а также восстановлен придел святого мученика Димитрия Солунского. Оба придела освящены в память прежде существовавших в кремле церквей.

В конце 1930-х годов собор закрыт.

В 1967-1970-х годах колокольня XVII века, полностью сохранившаяся под обкладкой и куполом XIX века, была вновь раскрыта архитектором Николаем Николаевичем Свешниковым.

С 1985 года по 2011 год в здании собора располагался краеведческий филиал Серпуховского историко-художественного музея, в настоящее время в соборе возобновлены богослужения [1] .

С июля 2017 года храм закрыт на реконструкцию (проводятся работы по газификации и водоснабжению собора, восстановление разрушенной и обветшавшей части колокольни), в связи с этим литургия не служится, но каждую субботу в 12.00 проводится молебен.

Предполагаемый срок окончания работ по реконструкции собора — III квартал 2018 года, но к ноябрю 2018 года реконструкция так и не окончена.

Настоятель собора — священник Сергий Витальевич Свирепов.

Троицкий собор ныне представляет собой каменный храм типа восьмерик на четверике с трапезной в стиле московского барокко и шатровой колокольней. Первоначально восьмерик увенчан пятиглавием. Кладка частично включает элементы здания XVI века. В ходе реконструкций добавлены элементы в стилях классицизм, ампир.

Читайте так же:  Великий устюг успенский собор

Вид на Троицкий собор с места бывшей Караульной башни Серпуховского кремля, 2006 год

Успе?нский собо?р во Влади?мире — православный храм, кафедральный собор Владимирской митрополии Русской православной церкви. В настоящее время также государственный музей, выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. Один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва.

В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

  • 1 Первоначальный храм
  • 2 Храм Всеволода
  • 3 Дальнейшая история собора
  • 4 Современное положение
  • 5 Святыни
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его [Андрея Боголюбского] даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго [Фридриха Барбароссы], с которым Андрей в дружбе был как ниже явится» [3] . Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Они [романские элементы] проявляются в декоративных деталях и приемах. Таковы, например, … аркатурно-колончатые пояса, в которых (в Успенском соборе) применяется чисто романская Wurfelkapitell. Западное происхождение этих деталей очевидно [ источник не указан 709 дней ] .

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Читайте так же:  Храмы и соборы русских святых

После пожара 1185 года Всеволод III, более известный как Всеволод Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского, значительно расширил собор. К храму были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина — 30,8 м, длина без учета апсид — 30 м).

Членение стен галерей Всеволода повторило членение стен собора 1158—1160 годов. Закомары галерей расположились несколько ниже закомар собора Андрея, что придало храму в перестройке 1186—1189 годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды были вынесены к востоку от старых. В галереях Всеволода отсутствуют угловые компартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые главы сдвинуты к западу и существенно меньше западных глав.

В стенах собора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты дополнительные арки, призванные обеспечить единство внутреннего пространства храма. Хоры собора после перестройки слились с хорами собора Андрея, образовав единое пространство значительной площади.

Фасады всеволодовых галерей членятся по вертикали пилястрами с колонками на прясла, плавно завершающиеся вверху закомарами. Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из 114 колонок, разделяет плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеет свой ряд щелевидных окон: более простых и узких — внизу, более широких, с перспективными скосами — вверху.

Суровые глади внешних стен слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда со стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во времена обстройки собора Всеволодом III.

Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 года.

Относительно строителей галерей Всеволода летопись отмечает, что князь «не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих».

В стенах галерей, в специально созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III.

Когда Владимир был взят войском хана Батыя в 1238 году, в соборе заперлись великая княгиня Агафия Всеволодовна с дочерью и снохами, а также владыка Митрофан. Собор был подожжён монголами, все находившиеся в нём погибли. Агафия Всеволодовна и вся великокняжеская семья были канонизированы позже как владимирские мученики.

В 1411 году, в ходе междоусобных войн, суздальско-нижегородский княжич Даниил Борисович послал на Владимир своего союзника — татарского царевича Талыча, войско которого не гнушалось грабежами храмов; пострадал и Успенский собор. Однако значительная часть ценностей была сохранена благодаря ключарю отцу Патрикию, который успел их спрятать, а потом принял мученическую смерть под пытками, но так и не выдал язычникам место нахождения храмовых святынь [4] .

От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX веке.

Серьёзное обновление собора произошло во второй половине XVIII века. Посетив Владимир в 1767 году, Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма, выделив для этого 14 тысяч рублей. Обновление собора было проведено в духе времени, самое же главное изменение коснулось иконостаса — вместо древнего рублёвского был установлен новый, выполненный в барочном стиле.

На протяжении XVIII—XIX веков претерпел серьёзные изменения и внешний облик собора: были растёсаны окна, сооружены контрфорсы, установлена четырёхскатная кровля. Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня — четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золочёным шпилем. В 1862 году по проекту губернского архитектора Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен придел во имя великомученика Георгия Победоносца, который с севера слился с нижним ярусом колокольни.

В конце XIX века была проведена первая научная реставрация собора. В 1882—1884 годах проводились внутренние работы, в ходе которых, в частности, были открыты фрески Рублёва; в 1886—1891 годах собор под руководством академика Забелина отреставрировали снаружи: были убраны контрфорсы, восстановлены растёсанные окна и позакомарное покрытие, луковичные главки были заменены равноценными шлемовидными.

В XX веке собор несколько раз реставрировался. Самая крупная и продолжительная реставрация была проведена в конце 1970-х — начале 1980-х: был очищен и покрыт специальным составом белый камень, позолочены купола. Внутри собора укрепили красочный слой фресок, отрегулировали температурно-влажностный режим.

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 633-001
рус. • англ. • фр.

Ныне Успенский собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные богослужения, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Читайте так же:  Статуи на соборе петра

Фрески собора находятся в опасности из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, связанного с несовершенством систем вентилирования и отопления храма [6] .

Санкт-Петербург Храмы и монастыри Санкт-Петербурга Князь-Владимирский собор

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге — один из любимых петербуржцами храмов. Назван в честь равноапостольного князя Владимира, имя которого связано с крещением Руси. Внутреннее убранство делает храм уютным и располагает душу к молитве. Является действующим православным храмом, памятником архитектуры 18 века.

Адрес Князь-Владимирского собора

Улица Блохина 26.

Как добраться до Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге, ближайшее метро

Станция метро «Спортивная». Купола храма видны при выходе из метро.

Режим работы Князь-Владимирского собора в 2020 г.

  • Ежедневно с 9:45 до 20:00 (окончания Вечерней службы)
  • По воскресеньям и церковным праздникам с 6:45 до 20:00 (окончания Вечерней службы)
  • Расписание богослужений можно уточнить на сайте

Стоимость билетов в Князь-Владимирский собор в 2020 г.

Вход свободный. Собор является действующим храмом.

История создания Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

С основанием Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы строится и жилой квартал. Этот район часто затоплялся во время наводнений и местность была болотистой. В народе ее называли «Мокрушей». В 1708 году здесь, на болотистом месте, была построена небольшая деревянная церковь, названная именем Святого Николая. В 1713 году на том же месте построен мазанковый храм. Его главный престол был освящён в 1719 году в присутствии Петра Первого в честь Успения Богоматери. В народе эту церковь стали называть «Успение на Мокрушах». По своим размерам и числу престолов этот храм превосходил другие (Троицкий, Петропавловский, Исаакиевский). Поэтому временно получает статус соборного храма.

К 30-м годам 18 века церковь обветшала. По распоряжению императрицы Анны Иоанновны в 1740 году началось строительство нового каменного храма (архитектор М. Земцов). Из-за смерти императрицы строительство было приостановлено и было продолжено только в 1766 году. Завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Проект был изменен. Церковь решили сделать пятиглавой, как принято по древнему российскому обычаю, а не одноглавой как планировалось раньше.

Здание было почти построено, но пожар 1772 года уничтожил старую мазанковую церковь и повредил новое здание. Завершение строительства было поручено И.Е. Старову. Храм был достроен только к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства. 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь храма уже не в честь Успения Богоматери, а в честь святого князя Владимира, крестителя Киевской Руси. Два придела — Успенский и Никольский напоминают о старых названиях.

22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской», который подразделялся на четыре степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Награждение орденом четвертой степени давало право на потомственное дворянство. Орден Св. Владимира I степени следовал непосредственно за орденом Св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. В 1845 году император Николай I приказал определить Князь-Владимирский собор как храм Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней с девизом «Польза, честь и слава». Знак Ордена находится над главным входом в храм. В 1875–1917 годах здесь находилось благотворительное общество и приют для сирот.

В храме проводились службы во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города приходили сюда в самые страшные для Петербурга дни. Здесь хранились ценные иконы из закрывающихся храмов. В 1935 году из закрытого подворья Лавры сюда была передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры — иконы Успения Божьей Матери. Одна из ценностей храма — Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, переданное императрицей Елизаветой Петровной.

В 1946 году восстановили колокольный звон храма. Большой колокол был отлит в Финляндии.

Наружное убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Храм во имя князя Владимира является одним из шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи. Пятикупольное здание с 57-метровой колокольней восхищает красотой и изяществом.

Храм оформлен в переходных от барокко к классицизму формах. Облик здания выглядит строгим и сдержанным. Но в некоторых деталях прослеживаются мотивы барокко: лучковые фронтоны, овальные окна.

Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Внутренняя отделка строга и проста. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов. По предположениям автором является К. Брюллов. На западной стороне храма мы видим копии картин «Оплакивание Христа» Паоло Веронезе и «Преображение» Рафаэля. Стены храма украшены пилястрами дорического ордера.

С сентября 1940 года в храме находилась Казанская икона Божьей Матери. 3 июля 2001 года она была возвращена на свое историческое место — в Казанский кафедральный собор. В храме на ее месте теперь находится копия. Справа расположен храмовый образ святого князя Владимира. Иконостас храма является шедевром художественной резьбы по дереву. Выполнен в стиле ампир по проекту И.Е. Старова. В алтаре находится копия росписи Киевского Владимирского собора композиция «Святая Евхаристия» (работа В. Васнецова).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *