Шанхай храм православный

Храм святителя Николая Чудотворца (Николаевская церковь, кит. ?????) — храм Китайской Автономной Православной Церкви, расположенный в Шанхае. Построен в 1935 году как военно-приходская церковь, получил статус храма-памятника императору Николаю II. Сооружение охраняется Шанхайским муниципалитетом как памятник архитектуры.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Престольные праздники
  • 3 Как добраться
  • 4 Паломнику
  • 5 Фото
  • 6 Ссылки

История

После революции в Китай устремился поток русских беженцев из России. Немало оказалось их и в Шанхае.

Инициатором строительства первого православного храма в Шанхае был генерал-лейтенант Фаддей Глебов, который и организовал сбор средств. Текст выпущенного в 1932 году обращения с призывом вносить свою лепту в «возвышенное дело» содержит и смысл особого посвящения храма-памятника: «созданный нами здесь, на чужбине, храм-памятник достигнет всей полноты своего значения, будет и памятником великого русского несчастья, памятником наших страданий, нашей тоски по Родине, нашего сердечного раскаяния в содеянных грехах, веры в Бога и в воскресение святой Руси». Вместе с обращением распространялся отпечаток графического листа с перспективным изображением храма, подписанного автором и датированного 25 ноября 1932 года. Проект храма был безвозмездно составлен архитектором Александром Яроном, который не только руководил работами, но и оплачивал из собственных средств работу всего технического персонала.

Закладка Николаевского храма в Шанхае состоялась 18 декабря 1932 года на территории французской концессии. Журнал «Рубеж» прокомментировал это событие как как «исключительное в истории Шанхая русское православное торжество». Строительство было осуществлено в весьма короткие для стеснённых в средствах Русских эмигрантов — 15 месяцев. Освящение храма состоялось в начале 1934 года. Эта церковь стала первым храмом-памятником Николаю II в истории русского зарубежья. Автор заметки по истории возведения храма писал в 1936 г.: «… как много говорит русскому сердцу это святое сооружение-памятник страданий, перенесенных Русским народом за время революции, символом которых нам являются мучения и смерть Царя Мученика и Его Августейшей Семьи».

В 1949 года большая часть русских эмигрантов покинули Шанхай. В августе 1955 года церковь была закрыта.

В 1965 году, после смерти последнего православного архиерея Китайской Православной Церкви епископа Шанхайского Симеона (Ду), все православные храмы в Шанхае были закрыты китайскими властями, храмовые здания были национализированы, объявлены архитектурными памятниками и взяты под охрану. Во времена «культурной революции» в Китае в закрытом храме размещалась прачечная. Уцелеть во время бесчинств хунвэйбинов храму помог размещённый неизвестным в киоте на фронтоне колокольни портрет Мао Цзэдуна. По словам православного китайца Иоанна Чена «некто сказал мне, что во времена культурной революции фрески были не сбиты, а покрыты побелкой. Позже стены оштукатурили. Возможно, фрески подлежат восстановлению, но я не уверен».

На протяжении более 20 лет Николаевский храм использовался как склад. Позднее в самом соборе разместилась биржа, а в конце 1990-х годов в притворе собора был устроен ресторан итальянской кухни и ночной клуб. В 2002 году Иоанн Чен так описывал это: «Француз — владелец ресторана заштукатурил все фрески, и кто-то нарисовал поверх раздетых языческих богинь. Один христианин рассказывал мне, что когда он и несколько его товарищей вошли туда, они перекрестились со словами: „Господи, помилуй, что же это случилось? Здесь была икона святителя Николая, здесь была Матерь Божия, но что здесь теперь — женщины без одежды!“. Хозяин также поставил стол в алтаре. Странно, но этот стол более дорогой, чем другие. Когда я беседовал с ним обо всем этом, он сказал: „Я заплатил правительству за это здание. Если вы хотите получить его, то должны заплатить вдвое больше“»; «Здание разделено на два этажа, но не составит особого труда убрать этот фальшивый потолок. В алтаре все осталось нетронутым, кроме, разумеется, иконостаса и престола — они отсутствуют».

В 2002 году Русский клуб в Шанхае при поддержке генерального консульства России организовал сбор подписей с просьбой о выселении увеселительных заведений из помещений Никольского храма и собора иконы Божией Матери «Споручница грешных». Просьба соотечественников, поддержанная руководством Русской Православной Церкви и российского государства, была частично удовлетворена: из кафедрального собора был выведен ночной клуб, сам собор после реставрации превращён в выставочный зал.

Читайте так же:  Первый храм построенный князем владимиром

В 2005 году в Шанхае сформировалась православная община, в Генеральном консульстве России начали проводиться регулярные богослужения, которые возглавил приехавший из Москвы протоиерей Алексий Киселевич. Переговоры о возобновлении церковной деятельности в двух оставшихся в Шанхае православных храмах серьёзно продвинулись после принятия в 2007 году закона, разрешающего коллективные богослужения иностранцев на территории КНР.

Вопрос о возобновлении богослужений в одном из исторических храмов Шанхая в период Всемирной выставки ЭКСПО-2010 поднимался и в ходе посещения города делегацией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации во главе с архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) 20 декабря 2009 года. Тогда члены делегации совершили в Никольском храме краткую молитву и пропели песнопения в честь Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. После этого визита православными жителями Шанхая были собраны сотни подписей под просьбой о предоставлении храма для совершения служб. В сборе подписей приняли участие не только россияне, но и граждане Украины, Белоруссии, Сербии, Румынии, Болгарии и других стран.

С мая по ноябрь 2010 года, на период проведения в Шанхае Всемирной выставки ЭКСПО, церковь была передана шанхайской общине Русской Православной Церкви в аренду на выходные и праздничные дни, по будням в храме по-прежнему работал ресторан. 9 мая 2010 года протоиерей Алексий Киселевич впервые после полувекового перерыва совершил в Никольском храме-памятнике богослужение.

15 апреля 2012 года после годового перерыва, связанного с отсутствием разрешения со стороны властей, храме состоялось праздничное Пасхальное богослужение. В храм пришло более 300 «русских шанхайцев», из них причастников более 160 человек. Впервые за все с момента возобновления служб, храм не смог вместить всех желающих. К 11 часам дня часть из них из-за недостатка места переместилась даже на проезжую часть. Несмотря на это, судьба храма остаётся под вопросом. В том же году году в его помещениях возобновило свою работу кафе.

23 июня 2012 года в храме совершил богослужение председатель РВЦС Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), которому сослужили настоятель православной общины Шанхая протоиерей Алексий Киселевич и клирики Китайской Автономной Православной Церкви иерей Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу. После Литургии митрополит Иларион обратился со словами благодарности к иерею Михаилу и другим православным китайским верующим, «которые, несмотря на все трудности и препятствия, твердо пронесли по жизни православную веру».

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Китай, 16 Gaolan rd., Luwan district, Shanghai, China

Для связи: Протоиерей Алексий Киселевич, клирик РПЦ МП, телефон — 13052172738

Паломнику

В настоящее время регулярные богослужения в храме не проводятся.

Еженедельные богослужения в Шанхае проводятся в помещении Генерального консульства России в Шанхае.

Адрес: Генеральное консульство РФ в Шанхае, ???20?, (20, Huangpu rd.)

Для связи: Протоиерей Алексий Киселевич, клирик РПЦ МП, телефон 13052172738

В связи с особенностями китайского законодательства, для участия в богослужениях приглашаются только российские и иностранные граждане. При себе необходимо иметь действительный загранпаспорт.

Храмы России

Храм — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Крещение Руси произошло в 988 году по решению князя Владимира, после чего Русь приняла православие. Среди верующего населения России и сейчас преобладают православные. После крещения в России строились православные храмы, а позже — ещё и иноверческие. В традициях русского храмового зодчества всегда было соответствие традициям светской архитектуры, в настоящее время самым распространённым является псевдорусский стиль.

Избранная статья

Успeнский собор во Владимире — памятник архитектуры XII века, бывший кафедральным собором Владимиро-Суздальской Руси, построен в русском стиле. Первый белокаменный построен Андреем Павлюкович в 1158—1160 годах. В конце XII века собор был значительно расширен, став после этого одним из крупнейших русских соборов. С самой постройки он являлся местом захоронения княжеской семьи. В 1810 году построена отдельно стоящая колокольня собора. Собор реставрировался в конце XIX века. В настоящий момент является действующим кафедральным собором Владимира.

Читайте так же:  Самый известный храм барселоны

Избранное изображение

Знаете ли вы, что…

  • Знаменитый Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известный как Храм Василия Блаженного, составлен из восьми отдельных церквей, каждая их которых расположена под своим отдельным куполом. Из-за этого вместимость собора гораздо меньше, чем могла бы быть при наличии единого внутреннего пространства.
  • Фасад Казанского собора в Санкт-Петербурге, выходящий в виде круглой колоннады на Невский проспект, на самом деле является боковым. Вход в собор осуществляется с Казанской улицы, и таким образом композиция собора получается асимметричной. Вызвано это тем, что по православным канонам алтарь должен находиться на востоке, а фасад Казанского собора, выходящий на Невский, является северным. При этом по изначальному проекту архитектор А. Н. Воронихин планировал сделать такую же круглую колоннаду и с другой стороны собора.
  • Собор Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является мемориальным. Он построен на месте смертельного ранения императора Александра II. Место, куда упал раненый император, заключено в сень. Поэтому собор выдаётся в сторону канала Грибоедова на 8 метров, благодаря чему может быть виден издалека.

Новые статьи

Как я могу помочь

В этом разделе Вы можете оставлять запросы на статьи о храмах России

Недостающие статьи:

  • Если вы внесли свой вклад в развитие портала и статей о храмах России, впишите себя в список участников

Избранный храм

Храм Воскресе?ния Христо?ва на Крови?, Храм Спа?са на Крови? в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви (в ведение епархии не возвращён); музей и памятник русской архитектуры. Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью неподалеку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма составляет 81 метр, в нём может вместиться до 1600 человек.

Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по проекту архитектора Альфреда Парланда, на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. Проект выполнен в «русском стиле», с подражанием московскому собору Василия Блаженного.
(далее. )

Около трети «православных» россиян не верят в Бога — об этом свидетельствует неумолимая статистика. В то же время различные группы то и дело предлагают сделать православие государственной религией. В своих доводах они ссылаются на данные соцопросов, согласно которым к православным себя причисляют «80 процентов» населения России.

При этом голос верующих становится все громче — сегодня они активные участники практически всех общественных процессов, и бурные дискуссии о строительстве новых церквей или мечетей, преподавании религии в школах и запрете абортов возникают не из воздуха.

О том, сколько в России на самом деле верующих и важнее ли их качество, чем количество, — в материале РИА Новости.

Набежали проценты

Из года в год социологи единодушно фиксируют рост числа верующих. Например, с 1991 года все больше россиян стали уповать на Бога в повседневной жизни. То же можно сказать о доверии граждан к РПЦ и религиозным организациям в целом (данные ВЦИОМ).

Наиболее свежие данные приводит известный американский исследовательский центр Pew. По его данным, 71% россиян исповедуют православие (в 1991 году таких было 37%) и 75% населения России верят в Бога. В исследовании также приводятся данные о мусульманах — их 10%.

Социологи подметили интересную деталь: в России и странах Восточной Европы подавляющее большинство верующих связывают свое мировоззрение с национальной идентичностью. Более того, в России, если верить данным американских ученых, национальную идентичность привязывают к православию даже мусульмане и атеисты.

«Ради идеологии»

«В каком статистическом зеркале православные «составляют» 130 миллионов человек — совершенно непонятно. В лучшем случае под традиционное, можно даже сказать, церковное понимание религиозности подпадает 4-8% населения России, что составляет от пяти до 12 миллионов человек», — утверждает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев.

Читайте так же:  Puzzleit тег храмы

«К сожалению, мы можем констатировать, что тезис о 70, 80, 100, 130 (нужное подчеркнуть) миллионах православных играет чисто идеологическую роль. Точно так же возникают, например, 20 миллионов мусульман — в зависимости от того, кто, когда и зачем упоминает российскую религиозность и конфессиональный состав России», — обращает внимание эксперт.

Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.

«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.

«Часть цивилизации»

В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.

«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном. Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер. Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.

Количество или качество?

Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.

«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна. Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике. Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

«Мы на них смотрим прежде всего как на людей, которые открыты к взаимодействию, открыты к окормлению. Это потенциальная паства — может быть, они намереваются прийти в храм, у них нет сознательной предубежденности против Церкви. Соответственно, это та самая часть наших граждан, которая в любой момент может стать активными прихожанами», — добавляет протоиерей.

Но как подсчитать эту «потенциальную паству», пока непонятно. Во всяком случае, исследования на эту тему публикуются с оговоркой: все цифры условные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *