Собор избравший царем михаила романова

1613 год — Земский собор избрал на царство Михаила Романова

Михаил Фёдорович Романов (1596-1645) — первый русский царь из династии Романовых (правил с 27 марта (6 апреля) 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года.

По версии известного советского историка, профессора А.Л. Станиславского, известного специалиста по истории русского общества XVI-XVII вв., ключевую роль в воцарении Михаила вместо иноземных королевичей и короля Англии и Шотландии Иакова I, которого хотели избрать дворянство и боярство, сыграло объединившееся тогда с московским простым народом великорусское казачество, вольности которого царь и его потомки впоследствии отбирали всеми возможными способами. Казаки получали хлебное жалованье, и опасались, что тот хлеб, который должен был идти на их жалованье, будет вместо этого продаваться англичанами за деньги по всему миру. 13 (23) марта 1613 года послы от Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом Рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 (24) марта они были приняты в Ипатьевском монастыре. Здесь они огласили решение Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол.

Его мать, Инокиня Марфа была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя. Михаил и сам долго колебался. После обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол. Через несколько дней Михаил выехал в Москву. Мать благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. В предании об иконе есть такие слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».

По дороге он останавливался во всех крупных городах: Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Прибыв в Москву, он отправился через Красную площадь в Кремль. У Спасских ворот его встречали крестным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Затем он молился у гробниц русских царей в Архангельском соборе и у святынь первопрестольного Успенского собора.

В мае 1613 года думный дьяк Иван Чичерин подписывает грамоту об избрании на царство Михаила Романова.

11 (21) июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых.

Царь Михаил Фёдорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и её родня. Об этом периоде историк Н.И. Костомаров говорит следующее: «Близ молодого царя не было людей, отличавшихся умом и энергией: все только одна рядовая посредственность. Прежняя печальная история русского общества приносила горькие плоды. Мучительства Ивана Грозного, коварное правление Бориса, наконец, смуты и полное расстройство всех государственных связей выработали поколение жалкое, мелкое, поколение тупых и узких людей, которые мало способны были стать выше повседневных интересов. При новом шестнадцатилетнем царе не явилось ни Сильвестра, ни Адашева прежних времен. Сам Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать».

После освобождения в 1619 году из польского плена патриарха Филарета фактическая власть перешла в руки последнего, также именовавшегося Великим государем. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.

В царствование Михаила Фёдоровича были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617, по которому России были возвращены Новгородские земли) и Речью Посполитой (1634), возобновлены отношения с иностранными державами. В 1621 году специально для царя дьяки Посольского приказа стали готовить первую русскую газету — «Вестовые письма». В 1631-1634 годы осуществлена организация полков «нового строя» (рейтарского, драгунского, солдатского). В 1632 году Андрей Виниус с разрешения Михаила Фёдоровича основал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен до 9 лет, а в 1642 году — ещё на год. Вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет.

Царь и самодержец всероссийский с 1613 по 1645 год

Михаил Фёдорович стал основоположником царской, а затем императорской династии Романовых, первым русским царём из боярского рода Романовых. Именно с него начинается повествование о династии Романовых в историческом парке «Россия-Моя история».

В январе 1613 года в Успенском соборе Кремля начался Земский собор, в котором приняли участие представители всех сословий и духовенства. 21 февраля 1613 года на Земском соборе русским царем «наречён» Михаил Фёдорович Романов.


Посольство Земского Собора 13 марта 1613 года

Московское посольство от имени всего государства прибыло в Ипатьевский монастырь близ Костромы 13 марта 1613 года. В соборной церкви монастыря послы объявили, что всё Московское государство просит Михаила Фёдоровича принять скипетр царствия, а мать благословить сына на царство.

Но Михаил Фёдорович и его мать Марфа, по преданию, долго отказывались. Послы держали перед новоизбранным царем царский посох, а он не брал его. Наконец, послы сказали: «Только ты, государь Михайло Фёдорович, не пожалуешь всяких чинов Московского государства людей, и презришь их и наше слезное челобитие: не захочешь быть на Московском государстве, а ты, великая старица инока, Марфа Ивановна, не изволишь благословить сына своего на царство, то все люди будут в сетовании и печали, а московское государство придет в конечное запустение от неприятелей и святые Божия, и апостольские церкви, и многоцелебные мощи и чудные иконы будут опоруганы, и останется истинной православной христианской вере и православным христианам разорение и расхищение, и все это за души православных христиан взыщет Бог на тебе, государь Михаил Федорович, и на тебе, на великой старице иноке Марфе Ивановне». Это подействовало на молодого царя и на его мать. Михаил взял в руки царский посох, а мать всенародно благословила его.

В воскресный день 2 мая 1613 года у Сретенских ворот Земляного города Москва встречала избранного царя Михаила Фёдоровича. Юный царь торжественно въехал в столицу вместе с матерью, инокиней Марфой.

10 июля в Успенском соборе казанский митрополит Ефрем венчал Михаила Фёдоровича на царство. Инокиня Марфа Ивановна, мать царя Михаила Фёдоровича отличалась непростым нравом. Её деспотичность, своенравное упрямство, несомненное и сильное влияние на сына сказались на его личной судьбе. Михаил Фёдорович взрослел, и естественно встал вопрос о женитьбе, тем самым – о продлении царского рода, укреплении новой династии. Ещё в 1616 году, когда ему исполнилось двадцать лет, ему нашли невесту – Марию Ивановну Хлопову, дочь незнатного дворянина. Её уже стали звать царицей, дали новое имя – Анастасия. Но Марфа встала поперёк – выступила категорически против. Марию – Анастасию выслали из дворца. Царь Михаил, тосковал по ней, но уступил матери. Михаил женился по совету матери на княжне Марии Владимировне Долгорукой. На следующий день после бракосочетания она заболела, через три месяца скончалась. Брак оказался несчастливым.

В январе 1626 года царь женился на Евдокии Лукьяновне Стрешневой.

Интересно, что царь ввёл Евдокию в кремлёвские палаты всего за три дня до объявления венчания, боясь, как бы враги не испортили девушку. До того отец и братья сами стерегли её дома. Евдокия отказалась менять имя на Анастасию, объяснив, что ни Анастасии Романовне, ни Марии Хлоповой «имя это счастья не прибавило».


Евдокия Лукьяновна Стрешнева, вторая жена Михаила Фёдоровича

Евдокия Лукьяновна была далека от борьбы политических «партий» при дворе и всякого рода интриг. Семейная же жизнь Михаила Фёдоровича оказалась счастливой. Она родила супругу десять детей, из которых шесть умерли в раннем возрасте. Только четверо, в том числе сын и наследник престола Алексей Михайлович пережил отца.

Михаил I Фёдорович вместе с царскими регалиями получил и множество проблем, которые обострились после смуты. Страна находилась в страшном запустении. Многие селения были сожжены, жители их или погибли, или разбежались. Многие крестьяне, оставшиеся в живых, забросили пашню или распахивали гораздо меньше, чем до времён смуты. Разбойники всех мастей повсеместно грабили днём и ночью. На Западе и в центральных районах обширного пространства Московского государства бесчинствовали и свирепствовали многочисленные шайки и отряды польского шляхтича полковника Александра Юзефа Лисовского.

Отряды Лисовского называли лисовчиками. Вооружённые саблями, луками, пиками и лёгким огнестрельным оружием, лисовчики отличались исключительной мобильностью. Они были способны совершать молниеносные рейды, преодолевать сотни верст, проводить умелую разведку, наносить стремительные удары и отступать с наименьшими потерями в безнадежной ситуации. Люди Лисовского не признавали обозов и добывали необходимое в бою. Всё это позволяло им неоднократно разбивать превосходящие силы противника, штурмовать крепостные стены городов и хорошо укреплённые монастыри.

Смерть настигла неуловимого шляхтича атамана-полковника Александра Юзефа Лисовского совершенно неожиданно: он упал с лошади и разбился.
Но москвичам начало правления запомнилось казнями.
Впервые Москва увидела казнь ребёнка. Ярким осенним утром 1614 года за Серпуховскими воротами при большом скоплении народа был казнён (повешен) трёхлетний Иван-царевич – сын Марии Мнишек. Сына у Марины взяли обманом, уверив её, что царь не будет мстить ребенку. Палач на руках отнёс его на Лобную площадь, завернув в шубу, – мальчонка в камере был в одной рубашке. Пока палач нёс ребенка к виселице, мальчик всё спрашивал, куда это дядя его несёт.
Мальчика повесили на толстой веревке, сплетённой из мочал. Ребенок был мал и лёгок, и поэтому веревку из-за её толщины нельзя было хорошенько затянуть. Узел на шее не затягивался и полуживого ребенка оставили умирать на виселице.

Тогда же Иван Заруцкий был посажен на кол. Сама Марина Мнишек была отправлена в монастырь и умерла в заключении. По другой версии, Марину заточили в Коломенской башне, где она и скончалась от тоски (с тех пор башню в Коломне и называют в народе Маринкиной). Есть предположение, что Мнишек казнили (зашили в бычью шкуру и утопили в реке)

Читайте так же:  Собор пресвятой богородицы г


Марина Мнишек и её отец Ежи Мнишек под стражей в Ярославле. худ М. Клодт

В тот же день вместе с другими особо важными государственными преступниками: атаманом Иваном Заруцким и малолетним Иваном, как особо важный государственный преступник был казнён и Фёдор Андронов, которому с сентября 1611 года по ноябрь 1612 года принадлежала фактическая власть в столице. Андронова казнили, как говорится, по высшему разряду. Бывшего фактического правителя Москвы повесили на Лобной площади при большом скоплении народа.

Казнь не достигшего четырёх лет младенца Ивана и проклятие Марины Мнишек, мол, Михаилом Романовы начали и Михаилом же закончат, привлекали и привлекают внимание многих исследователей. В тех событиях ищут символические знаки. И, надо сказать, повод для того есть. Ведь до сих пор неизвестными остались формула обвинения, приговор, состав судей. Неясно, какое преступление могли инкриминировать трёхлетнему дитяте. Наверное, кроме того, что ребёнок мог бы стать когда-либо в обозримом будущем поводом для смуты. Хотя, царских «бастардов» не казнили только за то, что они родились. На Руси для этого, вообще-то, служили кельи монастырей. В конце концов, подослали бы убийцу, а наутро объявили бы, что «младенец случайно сам ножиком зарезался», как это бывало случалось на Руси.

Государство, видимо, не зря избрало столь страшную и суровую кару, как публичная казнь. Возможно, она должна была послужить уроком всякому, кто посмеет хотя бы помыслить «воровским путем» пролезть на российский престол. Хотя сторонники Романовых с самого начала пытались убедить и убедили страну, что царевич вовсе не был царевичем – сын самозванца, «тушинского царя» не имел законных прав на престол.
А может быть, кто-то из бояр счёл казнь Ивана символичным – со смерти ребенка началось Смутное время, смертью невинного же дитяти и закончится.
По преданию, Марина Мнишек после казни сына прокляла весь род Романовых-царей и заявила, что ни один из них не умрёт своей смертью, что в их семьях не прекратятся преступления, пока вся династия не угаснет. Невинная кровь и, в самом деле, пала на новую династию, но «царевичу Ивану», как и его отцу, суждена была не одна жизнь. Его имя стало знаменем нескольких самозванцев. Так Иваном-царевичем именовал себя польский шляхтич Иван Дмитриевич Луба, а уже в царствование Алексея Михайловича в Москве был повешен некий безымянный бродяга, также выдававший себя за сына царя Дмитрия и Марины
И не зря склонные к символизму люди отмечают, что спустя 304 года после восшествия на престол первого из династии Романовых, начавшееся в Ипатьевском монастыре, последние из его потомков погибнут в сыром подвале дома Ипатьева. И вновь среди жертв будут невинные дети. Может быть, правильно Марину Мнишек называли колдуньей..

Финансы и торговля

Началась финансовая реформа: чтобы навести порядок в распределении финансов, заведены новые «Писцовые книги».

«Писцовые книги» – это сводные описания хозяйства для податного земельного обложения – сошного письма (взыскания налогов с сохи). Составлялись московскими писцами и подьячими, которые переписывали церкви, дворы, лавки в городах, земельные угодья и промыслы на селе.

Смутное время нанесло сильный удар торговле. Интересно, что в скорейшем восстановлении стабильности в России были заинтересованы не только отечественные, но и заморские купцы. И больше всех английские и голландские. Поэтому-то англичане и голландцы выступили деятельными посредниками в прекращении борьбы России с Польшей и Швецией. В благодарность за услуги, оказанные при заключении мирных договоров, царь Михаил Фёдорович подписал указ о привилегиях англичан и голландцев на торговлю в России. Но эти привилегии сыграли злую шутку: вскоре вся торговля оказалась в руках иностранцев, которые, по сути, заменили собой государевы торговые привилегии. Англичане, заведя свои конторы во всех русских городах, скупали товары и, пользуясь правом не платить пошлин, всегда выигрывали в цене. Кроме того, мелким русским купцам и промышленникам англичане давали ссуды, и тем самым делали их экономически зависимыми.

Не отставали от англичан в противостоянии русским купцам и голландцы. Примером тому стала история ярославского купца Антона Лаптева. Лаптев снарядил корабль, нагрузил его пушниной и поплыл из Архангельска в Амстердам. Но в Амстердаме он не смог продать ни одной шкуры, голландские купцы отказывались брать его товар по какой бы то ни было цене. Купец отправился на родину, а с ним вместе – несколько голландских купцов. Едва показалась русская земля, как купцы, плывшие с Лаптевым на корабле, скупили у него весь товар по высокой цене. Купец упрекнул голландцев за такое поведение, но те ему честно признались, что не хотят, чтобы русские купцы выходили на их рынки.

Дорога в Индию через Россию была мечтой многих европейцев. Купец Джон Мерик от имени своего короля Якова I также просил разрешения открыть для англичан путь по Волге в Персию, а по Оби в восточную Индию, за это обещая посредничество в мирных переговорах со Швецией. Однако ни англичанам, ни кому-то иному свои речные пути Россия так и не открыла. И сами индусы стремились в Россию: в Астрахани была образована индийская колония. Язычникам индусам разрешалось иметь свои храмы и подвергать покойников сожжению.
В годы правления Михаила Фёдоровича центром всей русской торговли окончательно стала Москва.

По воспоминаниям иностранцев, посещавших Москву, «торговлей в Москве занимаются решительно все. Помимо торгового сословия, торговлей занимаются иностранцы, торгует сам царь, которого по справедливости можно назвать первым купцом своего государства, торгуют бояре, торгуют монастыри, не гнушаются торговлей даже митрополиты и епископы».

Два «великих государя»

С первых дней правления Михаила не проходила угроза внешнего вторжения: поляки никак не хотели признавать Михаила Романова русским царём и грозили войной. Владислав не желал отказываться от претензий на русский трон. То и дело возникали споры, поднимались вопросы обмена пленными. Но, в конце концов, было заключено перемирие на четырнадцать с половиной лет. По нему военные действия прекращались. К Польше отошла Смоленская земля. Объявлялся обмен пленными. Россия получила передышку для устроения земли после Смуты.

В 1619 году в Москву вернулся освобожденный из плена патриарх Филарет, отец царя Михаила – Фёдор Никитич Романов.

С возвращением отца Михаила – Фёдора Никитича в Русском царстве началось двоевластие – молодого царя и умудрённого жизнью, опытом патриарха Московского и всея Руси. Официальные грамоты их именовали двумя «великими государями». С приходом Филарета в управлении государством всё меньше принимали участие Боярская дума и Земский собор. Важнейшие государственные дела решались в рамках Ближней думы, о которой подробнее можно узнать в исторических парках «Россия-Моя история». Ближняя Дума — особый тайный совет государя из числа дворцовых сановников или доверенных лиц царского окружения. В неё входили четверо бояр Иван Никитич Романов, Иван Борисович Черкасский, Борис Михайлович Лыков-Оболенский, Михаил Борисович Шеин. Земские соборы и Боярская дума восстановили своё влияние лишь после смерти Филарета.

Современники отмечали, что «великие государи» вместе выслушивали доклады по делам, выносили по ним решения, принимали послов, давали двойные грамоты, двойные дары. Филарет ведал в полном объёме церковными делами, здесь он судил и рядил сам. Правда, уголовные дела по церковному ведомству оставались в компетенции светских, общегосударственных учреждений. Наряду с царём-сыном «великий государь» решал и земские дела. И здесь он правил всем, так что и сам сын его и слушался и боялся. Когда Михаил выезжал из Москвы, Филарет ведал всеми делами. Во время таких поездок отец и сын пересылались письмами.

В культуре времён Михаила Федоровича и Филарета начали происходить некоторые изменения, как и в других сферах жизни страны. Всё шире распространялась грамотность. Чтение, письмо, счётную премудрость передавали ученикам священники, дьячки, посадские грамотеи, площадные подьячие. Таких учителей по всей Росси трудились десятки и сотни. Много книг издавал московский Печатный двор. Среди них – букварь Василия Бурцева «Начальное учение человеком», стоивший всего одну копейку. Его тираж – несколько тысяч экземпляров, для того времени немалый. По сути, это первый российский бестселлер. Появились и другие книги. Дьяками Посольского приказа составлена первая русская рукописная газета «Куранты».

Новые черты появляются и в архитектуре. В неё проникают светские реалистические черты, заметно стремление к декоративности, отделке деталей. По мере ликвидации разрухи, возобновляется строительство в Москве и других городах.
Началось строительство знаменитой Белгородской черты, продолжавшееся более двадцати лет. Главным городом на черте был Белгород.

Уникальное военно-инженерное сооружение представляло собой непрерывную линию обороны длиной около 800 км. От крепости к крепости, от острожка к острожку шел то земляной вал, то засека, кое-где — деревянная стена. Укреплялись и естественные преграды, на речных бродах ставились частоколы.

Обычно все успехи царствования Михаила Романова относят на счёт энергичного патриарха Филарета. Но последние двадцать лет, до кончины в 1645 году, Михаил правил сам. И те двадцать лет по важности и сложности решения государственных дел мало, чем отличались от предыдущих.

Начатая им династия Романовых занимала российский престол 304 года. И закончилась отречением Николая Романова в пользу Михаила Романова. Который, в свою очередь, в отличие от своего далёкого предка и тёзки не принял царский венец.

После того, как царь Михаил Федорович принял титул самодержца Всероссийского, на Российском Гербе православный крест между двумя коронами заменяется третьей короной. Три короны должны были олицетворять Святую Троицу.

Армия стала предметом особого внимания самодержца. При царе Михаиле появились полки иноземного строя – солдатские, драгунские, рейтарские. Переход к регулярному строю, который они знаменовали, начался с 1630 года, перед русско-польской войной. Был составлен устав для обучения иноземному строю ратных людей. В армии стали служить иноземцы, а немцам даже отвели в Москве место для кирхи.

Армия модернизировалась и за счёт развития отечественной металлообработки и литейного дела.

Кстати, именно в это время была изготовлена первая пушка с винтовой нарезкой.

Читайте так же:  Кронштадт собор морской реставрация

Русские оружейники первыми в мире сделали в орудийном стволе винтовую нарезку, с помощью которой снаряд летел вращаясь. Это вращательное движение придавало снаряду устойчивость и увеличивало точность стрельбы. Кстати, самая первая европейская пушка с винтовой нарезкой ствола появилась лишь спустя 60 лет в 1676 году.

Позднее именно от винтовой нарезки в стволе пушки появилось название индивидуального стрелкового оружия с такой нарезкой в канале ствола – винтовка.

Оружие требовалось не только для армии, но для первопроходцев. На картах в мультимедийных выставках «Россия-Моя история» можно наглядно убедиться, что при первых Романовых началось быстрое продвижение в Сибирь. Обширные пространства за Уралом включались в состав Российского государства.

Казаки-первопроходцы, двигавшиеся «встречь солнцу», вышли к «славной в свете и великой реке Лене».

В течение каких-то 10–15 лет их кочи и струги открыли пути в арктические моря, на реки Колыму, Яну, Индигирку.

Побывавшие в междуречье Оби и Иртыша русские разведчики сообщали, что там «кочуют чорные колмаки … со всеми своими улусы, потому что де задрали черные колмаки Каракул-тайша, да Мерген-Теменя-тайша Алтына-царя. И Алтын де царь их побил и идет де на чорных калмаков войною, и те де тайши потаму кочюют меж Оби и Иртыша…».

Если в начале правления русские землепроходцы осваивали земли в районе Енисея, то в тридцатых годах вышли к устьям рек Лена, Яна, Индигирка, Оленек; в сороковых – обследовали земли в бассейнах Алазеи, Колымы, Чаунской губы. Была учреждена особая Сибирская епархия с кафедрой в Тобольске, а затем учреждён Сибирский приказ, ведавший управлением края.

Русские люди несли в Сибирь свою культуру, знакомились с жизнью и нравами коренных жителей.
За годы правления первого Романова произошли важные события. Прежде всего, во внутренней политике.

С конца десятых, особенно начала двадцатых годов, то есть, с заключением договоров с Польшей и Швецией,о которых можно подробнее узнать в историческом парке «Россия-Моя история», наступило, наконец, время покоя. Крестьяне возвращаются к заброшенным землям, распахивают новые участки, особенно на окраинах – южнее – Оки и в Среднем Поволжье, Приуралье и Западной Сибири.

Курс правительства царя Михаила на заселение новых земель давал плоды —расширение запашки, рост доходов казны. Но оживление в сельском хозяйстве не сопровождалось заметным улучшением агротехнических приемов. Отсюда – частые неурожаи, недороды, голод, и не только в огородах, войске, но и в деревне.

Появились первые попытки упорядочения, централизация громоздкой приказной системы. Большое количество приказов, переплетение их функций сильно осложняли управление государством. Поэтому несколько приказов отдавали в руки одного «судьи», начальника. На местах появились, так называемые, разряды. Во главе разрядов стояли воеводы и, как правило, управляли несколькими уездами. Это были округа – предшественники петровских губерний. Служилые люди каждого такого округа составляли военный корпус.

Первый русский царь из династии Романовых Михаил Фёдорович умер 13 июля 1645 года в возрасте 49 лет.

Причиной смерти, по всей видимости, была водянка. По мнению лекарей, болезнь произошла от «многаго сиденья, от холодного питья и меланхолии, сиречь кручины». Был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Царем стал шестнадцатилетний Алексей Михайлович, фактическим правителем при нём – боярин Борис Иванович Морозов.

Подробнее об этом временном периоде можно узнать в историческом парке «Россия-Моя история».

  • О&nbspпроекте
  • Выставки
  • Новости
  • Эксклюзив
  • Проекты
  • Афиша
  • Пресс-центр
  • Контакты
  • Учителям

Запись новогоднего поздравления И. В. Сталина

  • Владивосток
  • Волгоград
  • Екатеринбург
  • Казань
  • Краснодар
  • Махачкала
  • Москва
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Пермь
  • Псков
  • Пятигорск
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Ставрополь
  • Сургут
  • Тюмень
  • Уфа
  • Челябинск
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск

1. Настоящие Правила определяют порядок посещения Исторического парка «Россия — Моя история» (далее – Исторический парк), закрепляют правила поведения посетителей на его территории.
2. Исторический парк «Россия — Моя история» является структурным подразделением унитарной некоммерческой организации — Фонд Гуманитарных Проектов (ОГРН 1137799010623, ИНН 7718748821).
3. Адрес местонахождения Исторического парка: 129223, Москва, проспект Мира, 119, павильон № 57.
4. Настоящие Правила разработаны на основе ниже перечисленных нормативных документов:
— Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» № 3612-1 от 09.10.1992 г.;
— Гражданский Кодекс РФ;
— Кодекс РФ об административных правонарушениях;
— Указ Президента РФ от 05.05.1992г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»;
— Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 712 «О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры».
5. Исторический парк осуществляет культурно-просветительное обслуживание посетителей в соответствии с настоящими Правилами посещения, обеспечивает доступ граждан на территорию Исторического парка в установленные часы работы. Выставки Исторического парка («Романовы», «Рюриковичи») открыты для посещения:
— ежедневно с 11.00 до 20.00 ч., выходной день – понедельник;
— касса работает до 19.00ч.;
— выставочные залы на вход работают до 19.30ч.;
— время окончания осмотра в 19.55ч.;
6. Вход на выставки Исторического парка осуществляется по предъявлению:
— входного билета установленного образца, приобретенного в кассах Исторического парка в день посещения, билетном терминале или на сайте;
— входного билета, предоставляющего право на бесплатное посещение (перечень категорий граждан, обладающих правом бесплатного посещения, указан в пункте 15 «Стоимость билетов и дополнительных услуг Исторического парка «Россия – Моя история»).
6.1. Граждане, имеющие право на бесплатное, а также льготное посещение выставок Исторического парка, предъявляют соответствующие документы в кассе, а также по просьбе сотрудников Исторического парка или уполномоченных лиц при входе.
6.2. Лица, предъявившие на контроле билет, приобретённый по льготной цене, либо бесплатный билет, но не имеющие документов, подтверждающих право на эти льготы, на соответствующую выставку Исторического парка не допускаются, их билеты возвращаются на кассу.
6.3. Посетитель имеет право в установленный срок осуществить возврат непогашенного входного билета по письменному заявлению на имя Управляющего директора Фонда Гуманитарных Проектов через билетную кассу Исторического парка с учетом положений ч. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»: потребитель вправе отказаться от исполнения договора оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. В заявлении необходимо указать ФИО, паспортные данные посетителя осуществляющего возврат, дату приобретения, стоимость и номер непогашенного входного билета. К заявлению необходимо приложить подлежащий возврату непогашенный входной билет.
6.4. При принятии заявления на возврат непогашенного входного билета позже 09:00 часов утра даты посещения или по истечении 30 дней с момента покупки входного билета Исторический парк оставляет за собой право не возвращать Посетителю стоимость входного непогашенного билета».
6.5. Возврат денежных средств за утерянный, поврежденный входной билет, и неиспользованные по нему частично или полностью услуги не производится.
6.6. Каждый билет предоставляет право на посещение выставки в Историческом парке в день, указанный в билете.
6.7. Во время платных социально-культурных мероприятий в Историческом парке вход осуществляется только по билетам, предназначенным для посещения соответствующего мероприятия.
6.8. Стоимость входных билетов всех типов устанавливается приказом управляющего директора Фонда Гуманитарных Проектов.
6.9. Лица, не являющиеся сотрудниками Исторического парка, могут проводить экскурсии в Историческом парке только при наличии договоров об оказании экскурсионных услуг, что подтверждается удостоверением на право проведения экскурсий в Историческом парке.
6.9.1. По требованию сотрудников Исторического парка лицо, проводящее экскурсию, обязано предъявить соответствующее удостоверение.
7. Организованные группы туристов посещают Исторический парк при наличии между Историческим парком и туристической фирмой договора об оказании экскурсионных услуг. В этом случае сопровождающее группу лицо обязано предъявить наряд туристической фирмы.
7.1. При отсутствии вышеуказанного договора при входе предъявляются приобретенные в день посещения входные билеты.
7.2. Сопровождающие организованные группы лица обязаны довести до сведения каждого члена своей группы Правила поведения посетителей, являющиеся приложением к договору об оказании экскурсионных услуг.
8. При входе на выставки посетители обязаны соблюдать порядок и очередность.
9. В ходе посещения Исторического парка посетитель имеет право:
— ознакомиться с выставками, осмотреть залы, следуя только по маршруту, обозначенному указателями и специальными ограждениями – леерами;
— получить экскурсионное обслуживание (в том числе без предварительной записи) в соответствии с утверждённой методической документацией, с учётом практической возможности Исторического парка (наличие свободных экскурсоводов) и по утвержденному расписанию экскурсий. Экскурсионное обслуживание предоставляется при формировании группы от 6 до 20 человек, или по индивидуальной платной программе;
— произвести видео-, кино- и фотосъёмку любительской камерой в пределах границ, разрешённых для прохода экскурсантов и обозначенных в выставочных залах леерами.
— при необходимости перемещаться по выставкам в инвалидной коляске, предварительно очистив колёса от загрязнения.
10. В период проведения специальных акций, по решению руководства, в стоимость билетов, иных услуг могут вноситься изменения и дополнения, а также создаваться отдельные категории посетителей, в том числе льготные. Указанные изменения и дополнения вступают в силу после издания соответствующего приказа, в котором указывается срок действия акции, измененная стоимость билетов, услуг, иные изменения и дополнения, а также лицо ответственное за исполнение соответствующего приказа.

11. На выставках ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— входить с любым видом оружия (газовое, травматическое, холодное, огнестрельное);
— проносить зонтики;
— находиться с продуктами питания, мороженым, бутылками с водой, жевательной резинкой и пр.;
— находиться с животными;
— находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
— курить;
— заходить за ограждения;
— производить кино-, видео- и фотосъёмку с использованием дополнительного оборудования без специального разрешения, завизированного уполномоченным лицом Исторического парка.
12. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— находиться на территории Исторического парка в ночное время без специального разрешения администрации;
— находиться на территории залов выставок Исторического парка в период с 10:00 до 21:00 без билета или документа его заменяющего;
— хождение по газонам прилегающей территории Исторического парка и устройство на газонах пикников;
— разжигание костров на прилегающей территории Исторического парка;
— засорение парковых территорий строительным и бытовым мусором, устройство свалок;
— разрушение и порча (в т.ч. и нанесение надписей и рисунков) фасадов павильонов, малых архитектурных форм (урн, скамеек, диванов) и других сооружений;
— проникновение в служебные помещения Исторического парка;
— сооружение палаток, шатров, шалашей и др. на прилегающей территории Исторического парка;
— проведение на территории Исторического парка всех видов хозяйственной, коммерческой и иной деятельности без согласования с администрацией Исторического парка, в том числе:
— торговля с рук билетами, открытками, изделиями народных промыслов, другими промышленными и продовольственными товарами;
— гадание посетителям на картах и устно и прочее;
— занятие всеми видами художественной самодеятельности;
— несанкционированная (без оформленного разрешения) фото-, кино-, видеосъемка для последующего коммерческого использования.
13. Каждый посетитель Исторического парка обязан соблюдать установленные Правила поведения.
14. Лицо, причинившее вред и материальный ущерб Историческому парку, может быть привлечено к административной или уголовной ответственности, а также обязано возместить ущерб в полном объёме. В случае несогласия лица возместить причиненный ущерб Исторический парк осуществляет свое требование в судебном порядке.
15. Использование изображений любых объектов Исторического парка, полученных во время фото- кино-, видеосъёмки, в коммерческих целях возможно только на основе договора с Историческим парком.
16. Контроль соблюдения настоящих Правил осуществляют работники Исторического парка и/или сотрудники привлекаемой охранной организации.
17. Лица, отказывающиеся соблюдать настоящие Правила, удаляются с территории Исторического парка без возмещения стоимости входного билета.
18. Администрация Исторического парка имеет право:
— изменять продолжительность работы выставок в сторону увеличения или сокращения;
— отказать в обслуживании лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
— вывести с территории Исторического парка лиц, нарушающих Правила посещения Исторического парка;
— установить нахождение в зале не более одной группы;
— в случае значительного увеличения интенсивности посещения сократить продолжительность осмотра;
— закрыть выставку в целом или отдельные залы, в том числе на технические перерывы;
— закрыть выставки по иным объективным причинам.

Читайте так же:  Воскресенском соборе города шуя

19. Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное посещение выставок Исторического парка:
— дети в возрасте до 18 лет включительно;
— многодетные семьи (имеющие трех и более детей, до достижения младшим ребенком возраста 18 лет);
— ветераны Великой Отечественной Войны;
— Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации;
— неработающие инвалиды I и II групп, инвалиды детства и лица их сопровождающие (не более одного сопровождающего);
— ветераны боевых действий и лица, приравненные к ним;
— военнослужащие срочной службы;
— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды;
-престарелые граждане, оставшиеся на попечении государства в домах-интернатах для инвалидов и престарелых.
Бесплатные билеты предоставляются только при предъявлении документа, удостоверяющего льготу.

20. Перечень категорий граждан, имеющих право на посещение выставок Исторического парка по льготной цене (300 рублей):
— студенты очной формы обучения;
— пенсионеры.
Продажа льготных билетов осуществляется только при предъявлении документа, удостоверяющего льготу.

21. Стоимость входного билета каждой из указанных категорий граждан устанавливается распоряжением (приказом) управляющего директора Фонда Гуманитарных Проектов

Все статьи из этого путешествия:

Ватикан — одно из самых маленьких и в то же время самых могущественных государств мира, суверенная территория Святого Престола. Кстати, де-юре государство это возникло по историческим меркам совсем недавно — в 1929 году в результате Латеранских соглашений, заключённых правительством Бенито Муссолини. Главное здание Ватикана, известное практически каждому, — собор Святого Петра с двумя вытянутыми, словно клешни рака, барочными колоннадами работы Бернини, с крыши которых на нас заботливо смотрят 140 фигур различных святых. Про это место за последние несколько веков было написано так много, что удивить кого-то своими скромными записями я даже и не надеюсь. Однако, я надеюсь, что мой взгляд через объектив чем-то отличается от сотен подобных и позволит вам взглянуть на одну из главных католических святынь хоть немного, но всё же с другой стороны.

Главный собор католической церкви расположен рядом с тем местом, где когда-то располагался цирк Нерона, ставший известным, благодаря проводимым здесь массовым казням первых христиан. На месте собора раньше находилось кладбище. Здесь же, согласно преданию, был распят святой Пётр. Над его могилой в III веке нашей эры императором Константином была построена первая базилика. Есть, конечно, альтернативная версия — что святой Пётр никогда в жизни не бывал в Риме. Но, давайте, не будем блуждать в запутанных коридорах истории, тем более дело это, как известно, неблагодарное, и примем каноническую версию жизни апостола на веру.

Здание собора, которым мы любуемся сегодня, строилось в XVI-XVII веках. К созданию собора приложили руку самые известные архитекторы эпохи Возрождения — Рафаэль, Микеланджело, Бернини, Браманте. Причём каждый из мастеров значительно менял проект предшественников, внося свои изменения и решения.

Фасад собора. Высота — 45 метров, ширина — 115. В центре, под фронтоном, — знаменитый балкон, с которого папа Римский обращается к верующим.

Базилика построена в форме латинского креста. До 1989 года собор являлся крупнейшим храмом в мире, пока его не обогнала базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ, построенная в Ямусукро, столице Кот-д’Ивуара, кстати, по образу и подобию главного героя моего рассказа.

Часы на фасаде, с одной стрелкой. На другой стороне — такие же часы, но с двумя стрелками.

На крыше собора установлено 13 статуй — Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме апостола Петра.

Высота каждой статуи — почти 6 метров.

Армия Ватикана — швейцарские гвардейцы. В наше время их всего 110, как можно догадаться из названия — все они граждане Швейцарии. Считается, что их форма шьётся по эскизам Микеланджело. Кстати, это одна из старейших армий мира, сохранившихся до наших дней. Правда, в военных действиях она участвовала всего один раз — в 1527 году, когда Рим был разграблен войсками императора Священной Римской империи.

Собор огромен. Вроде входишь вместе с огромной толпой, но внутри эта толпа неожиданно рассеивается по безразмерному залу и становится абсолютно незаметной. Во времена празднеств собор вмещает до 60 тысяч человек.

Длина центрального нефа — 211 метров.

Всё это впечатляет не меньше собора Святой Софии в Стамбуле, который до постройки собора Святого Петра оставался крупнейшим христианским храмом в мире.

Интерьер собора до ряби в глазах красив и торжественен. Причём, в отличие от православных храмов, эти великолепие и роскошь совершенно не крикливы. Изящными деталями можно любоваться бесконечно долго — здесь действительно есть что поразглядывать.

Отдельно стоит упомянуть огромное количество различных статуй, созданных мастерами Возрождения. Например, Ватиканская пьета — скульптура оплакивания Иисуса Девой Марией. К слову, это — единственная работа, собственноручно подписанная Микеланджело.

Надгробие могилы Бенедикта XV.

Бронзовая статуя Святого Петра, XIII век. Считается, что если к ней прикоснуться — то желаемое исполнится, поэтому к ней всегда стоит внушительная очередь.

Памятник святому Викентию де Полю и монумент папе Александру VII, это, кстати, одна из последних работ Бернини, созданная им в 80-летнем возрасте.

Памятник апостолу Андрею и список всех католических понтификов, похороненных в соборе.

Алтарь. Считается, что это именно то место где был похоронен апостол Пётр. Над алтарём расположен тридцатиметровый киворий на изогнутых колоннах, опять же работы Бернини.

Лестница на нижний ярус собора. Там расположены известные гроты Ватикана — огромный некрополь, где похоронены многие из понтификов.

Голубь — символ Святого духа. Опять же — работа Бернини.

Купол собора считается шедевром мировой архитектуры. Это творение Микеланджело возвышается над полом собора без малого на 120 метров.

Диаметр купола ровно на метр меньше купола Пантеона. С этим фактом связана интересная легенда. Микеланджело, восхищавшийся античной архитектурой, специально не стал умалять величие Пантеона и спроектировал свой купол чуть меньшим, несмотря на то, что Папский заказ подразумевал, что купол собора Святого Петра станет крупнейшим в мире.

Наверху расположена смотровая площадка.

Часть пути можно совершить на лифте, далее нужно довольно долго подниматься по лестнице, расположенной внутри купола.

Немного видов сверху.

Ватиканские сады. На переднем плане — резиденция Римской Курии, главного административного органа Ватикана.

Ватиканские музеи. Про них будет отдельный пост.

Северные районы Рима. На переднем плане — Апостольский дворец, резиденция папы Римского.

Самое интересное направление — вид на старую часть Рима.

Можно разглядеть основные достопримечательности, про которые я уже рассказывал — Пантеон, монумент Витториано и дворец Сенаторов. Ну и конечно неисчислимые купола различных церквей и соборов.

Ну и самое последнее — открыточный вид на площадь Святого Петра. Обратите внимание на очередь — всё это желающие посетить собор. В центре площади — египетский обелиск, привезённый когда-то в Рим императором Калигулой и украшавший в былые времена цирк Нерона. Сегодня он является гномоном огромных солнечных часов.

На заднем плане, на берегу Тибра, — замок Святого Ангела. Хорошо видна крепостная стена, внутри которой прячется пассетто — тайный ход, соединяющий Ватикан с замком.

Мне важно ваше мнение! Была ли интересной эта статья? Есть что дополнить? Хотите рассказать свою историю или поделиться своими фотографиями? А может быть вы нашли ошибку в моём тексте?
Оставьте свой комментарий!

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Получайте уведомления обо всех моих новых записях на ваш e-mail!
Или следите за обновлениями в моих аккаунтах в Фейсбуке , вКонтакте , в Одноклассниках или в Твиттере — там публикуются анонсы всех постов. Кроме этого вы всегда можете узнать обо всех обновлениях через RSS .

Ещё рекомендую подписаться на мой Инстаграм — только там все мои путешествия в реальном времени. А все мои видео — на YouTube .

Все статьи из этого путешествия (25–29 апреля 2012):

2. Рим. Вместо вступления

4. Рим классический

5. Собор Святого Петра

6. Музеи Ватикана

11. Неаполь. Замок Сант-Эльмо

12. Неаполь. Археологический музей

Другие статьи про «Рим»

Бонус-трек: Грех не заехать или Все дороги ведут в Рим

Нежданное путешествие через Италию на край земли

Мальтийский Орден: Магистральная вилла и Магистральный дворец

Бессистемные блуждания по Риму. Часть 2

Бессистемные блуждания по Риму. Часть 1

Рим. Вместо вступления

Оставлено 11 комментариев, будьте следующим!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *