Собор святого николая в праге

Анри? Луи? Огю?ст Рика?р де Монферра?н (фр. Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand , в России также Август Августович Монферран и Август (Августин) Антонович Монферран; 23 января 1786, Шайо [fr] , предместье Парижа — 28 июня [10 июля] 1858, Санкт-Петербург) — архитектор французского происхождения, 40 лет живший и работавший в России. Создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге [4] [5] [6] .

  • Исаакиевский собор,
  • Александровская колонна,
  • Памятник Николаю I
  • Староярмарочный собор

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Монферран в России
  • 2 Адреса в Санкт-Петербурге
  • 3 Память
  • 4 Работы
    • 4.1 1817—1822. Нижегородская ярмарка. Спасский (Староярмарочный) собор.
    • 4.2 1818—1858. Собор преподобного Исаакия Далматского
    • 4.3 1828—1834 годы. Александровская колонна
  • 5 Семья
  • 6 Награды
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Настоящая фамилия архитектора — Рикар (фр. Ricard ). Он родился в 1786 году в Шайо (департамент Сены, во Франции). По словам самого зодчего, приставку де Монферран изначально добавила к фамилии его мать Мария Фистиони, чтобы сделать её более похожей на дворянскую. В городке Клермон-Ферран жили несколько поколений семьи Рикар. Бенуа Рикар, родной отец Августа, рано умер, и мальчика воспитывал отчим — художник и гравёр Антуан де Коммарьё. По мнению биографов Монферрана, именно отчим обучил его рисованию [4] [5] .

1 октября 1806 года Монферрана приняли в парижскую Королевскую школу архитектуры, однако он практически сразу был призван на военную службу и зачислен в 9-й конногвардейский полк наполеоновской гвардии. В бою 1806-го он получил два ранения (в бедро и голову), в 1807-м оставил армию в звании сержанта и вернулся в Париж продолжать обучение. Параллельно с занятиями Монферран служил в генеральной инспекции архитектуры Парижа под руководством Жака Молино [fr] . После окончания школы, в 1813 году он вновь отправился на военную службу. Отличившись в сражении при Арно, был награждён орденом Почётного легиона и получил чин старшего квартирмейстера. Вышел в отставку вскоре после Лейпцигской битвы [7] . Вернувшись в Париж, Монферран возобновил работу у Молино, участвовал в строительстве церкви Марии Магдалины. Большое влияние на зодчего оказали современники-архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтена [5] .

В послевоенной Франции резко сократились объёмы строительства и Монферран не мог рассчитывать на интересные заказы. Воспользовавшись приездом в Париж российского императора Александра I, в апреле 1814 года Монферран преподнёс монарху свой «Альбом разных архитектурных проектов, посвящённых Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I». Среди рисунков в этом альбоме были проекты загородного императорского дворца, публичной библиотеки, Триумфальной арки «Храброму Российскому воинству» и «Колонны в честь всеобщего мира» (в ней прослеживаются мотивы будущей Александровской колонны), конной статуи в честь императора. Рисунки альбома были аннотированы кратким перечнем необходимых строительных материалов и там же указывалась стоимость затрат. Подобный способ ознакомить правителей был регулярной практикой среди архитекторов, и Александру I были поднесены также альбомы работы Фонтена и Персье, однако не заинтересовали монарха. Монферрану же удалось получить приглашение для приезда и работы в российской столице [5] .

Монферран в России Править

Объект культурного наследия:
№ 7810051000

Монферран прибыл в Петербург 16 июля 1816 года [4] . При переезде и обустройстве ему помогали Николай Демидов, с которым он познакомился благодаря матери ещё в Париже. В Петербурге, благодаря рекомендательному письму от часового мастера Абрахама Брегге, Монферран познакомился с Августином Бетанкуром, который увидел незаурядный талант молодого француза. Когда император Александр I велел Бетанкуру подобрать архитектора для перестройки Исаакиевского собора, Бетанкур «на свой страх и риск» предложил кандидатуру Монферрана [8] по перестройке Исаакиевского собора. Он более других понравился императору и был утверждён 20 февраля 1818 года. Строительство велось в течение 40 лет и было завершено уже во время правления Александра II [6] .

Первой законченной постройкой Монферрана в российской столице стал Дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте (позже в нём разместилось военное министерство). В начале 20-х годов XIX века Монферран построил особняк для графа Виктора Кочубея на набережной Фонтанки, 16 [9] .

Кроме постройки Исаакиевского собора, он оставил память о себе в России сооружением Александровской колонны (1829—1834) в Санкт-Петербурге и поднятием из земли на прочный фундамент Царь-Колокола в Москве в 1836 году. Последним произведением Монферрана был проект петербургского монумента императора Николая I, который, однако, он не успел достроить, и который был окончен архитектором Д. Е. Ефимовым.

Труд Монферрана был щедро вознаграждён. За строительство Исаакиевского собора он получил чин действительного статского советника, а также 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте, а за возведение Александровской колонны — орден Святого Владимира III степени и 100 тысяч рублей серебром.

Двум главным своим трудам — сооружению Исаакиевского собора и постановке Александровской колонны — Монферран посвятил сочинения: «Eglise cathedrale de Saint Isaac, description architecturale, pittoresque et historique de ce grand monument» (П. и СПб., 1845—48; с гравиров. таблицами) и «Plan et details du monument consacre a la memoire de l’Empereur Alexandre» (П. и СПб., 1836; с литографиями).

Огюст Монферран был одарён в различных направлениях изобразительного искусства. Художественная часть первоначального проекта Александровской колонны превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в этой области. Этот эскиз находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения.

Скончался в 1858 году в Санкт-Петербурге «от карбункула» [10] . Сам зодчий высказывал пожелание быть похороненным в одном из подземных сводов Исаакиевского собора, строительство которого он закончил всего за месяц до своей кончины, однако император Александр II не дал на это разрешения, поскольку Монферран был католиком. В результате похоронная церемония состоялась в католической церкви Св. Екатерины на Невском проспекте, затем траурный кортеж трижды объехал вокруг Исаакиевского собора; впоследствии останки были доставлены во Францию. Точных данных о дальнейшем захоронении архитектора нет; считается, что он покоится на кладбище Монмартр рядом с матерью Луизой Фистоньи и отчимом Антуаном де Коммарьё (Antoine de Commarieux) [11] .

Каза?нский кафедра?льный собо?р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Православный собор
Собор Казанской иконы Божией Матери
59°56?03? с. ш. 30°19?28? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Санкт-Петербург,
Казанская площадь
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль ампир, классицизм
Архитектор А. Н. Воронихин
И. Ф. Колодин
Дата основания 1801
Строительство 1801—1811 годы
Приделы Главный — Казанской иконы Божией Матери; северный — свв. Антоний и Феодосий Печерские; южный — Рождества Пресвятой Богородицы; пещерный — священномученика Гермогена.
Реликвии и святыни Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, могила Михаила Илларионовича Кутузова, ключи от взятых 17 городов и восьми крепостей Европы, более 100 военных знамён и штандартов.
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520264950006 (ЕГРОКН ). Объект № 7810539000 (БД Викигида)
Материал кирпич
Состояние отличное
Сайт kazansky-spb.ru
Медиафайлы на Викискладе

В 1932 году превращён в Музей истории религии и атеизма. С 1991 года — действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. С 9 марта 2019 года настоятелем является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков).

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
    • 1.2 Проектирование и строительство Казанского собора
    • 1.3 Собор в XIX — начале XX века
    • 1.4 С 1930-х годов
  • 2 Архитектура и убранство собора
  • 3 Святыни, реликвии
  • 4 Храм-памятник
  • 5 Традиции
  • 6 Настоятели
  • 7 Мнения
  • 8 Памятные монеты
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки
Читайте так же:  Соборы 18 века спб

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Править

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

От этой церкви осталась мраморная табличка, где высечена императорская корона, а под ней надпись, гласящая (дословно полный текст в современной орфографии): «благоволением Бога Троицы славимого Отца и Сына и Святого Духа по указу благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни императрицы всероссийской Анны Иоановны основана Церковь сия в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы на память явления Святого Её образа казанского в лето от создания мира 7241е от Воплощения же Бога Слова 1733е сентября 6 дня». Табличка размещена на стене внутри Казанского собора под иконой всех святых.

Проектирование и строительство Казанского собора Править

Император Павел I задумал превратить небольшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте в огромный собор, который мог бы соперничать с главным храмом католического мира — собором Св. Петра в Ватикане. К этому вынуждала его политическая обстановка в Европе, захват в 1798 году Наполеоном острова Мальты, принятие Павлом титула Великого магистра Мальтийского ордена и отказ Папы римского Пия VI признать российского императора в этом качестве. Еще в 1783 г., будучи наследником престола, Павел Петрович восторженно писал из Рима митрополиту Платону о величии собора Сан-Пьетро. Противостояние Ватикану только усилило стремление иметь новый кафедральный храм.

В 1799 году указом императора был объявлен конкурс на проект нового собора. В конкурсе приняли участие лучшие архитекторы того времени: П. Гонзаго, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, братья Михайловы, Л. Руска, В. П. Стасов, Дж. Тромбара, Ж.-Ф. Тома де Томон и другие. Высочайшее одобрение получил проект Камерона, но через несколько недель император отозвал свое решение. В итоге ни один представленный проект не был утверждён.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, бывший в 1800—1811 годах президентом Императорской Академии художеств и куратором строительства, сумел добиться, чтобы работы поручили его протеже, бывшему крепостному, тогда еще молодому и неопытному А. Н. Воронихину. До этого Строганов посылал своего талантливого крепостного в Москву, обучаться архитектуре у В. И. Баженова, а затем, дав ему вольную, отправил вместе с собственным сыном учиться в Париж и Женеву (1786—1790) [1] . Проект Воронихина, имевший множество недостатков, получил одобрение, а граф Строганов, стремившийся через своего воспитанника войти в историю строительства знаменательного храма, стал председателем Попечительского совета при строительстве собора. «Построение Казанской церкви он рассматривал как главное дело своей жизни… Собор должен был прославить и его имя, как имя президента Академии художеств» [2] .

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 год в присутствии императора Александра I. Помощником Воронихина выступил архитектор и гравёр Николай Фёдорович Алфёров, в целом к работам «не были допущены ни один иностранный художник или рабочий». Строительство завершилось в 1811 году, расходы составили 4,2 млн руб [3] . Трудности проектирования и строительства большого собора на мало подходящем участке близ Невского проспекта и Екатерининского канала вынудили Совет Академии создать Строительную комиссию, которая привлекала в качестве эксперта и помощника по исправлению недостатков проекта опытного зодчего И. Е. Старова. Колоннада «в виде раскинутых рук» (итал. in forma di mani tese ), созданная Дж. Л. Бернини для римской площади Св. Петра (1656—1667), безусловно, нашла отражение в проекте А. Н. Воронихина, но не буквальным образом. Решая поставленную задачу, Воронихин, возможно, использовал какие-то проекты Баженова, в том числе для Гатчины. На одном из рисунков Баженова из альбома Ф. В. Каржавина, его помощника и друга, «паперть для храма» почти полностью совпадает с северным портиком воронихинского собора. Весьма вероятно, что и «прозрачные колоннады» Чарлза Камерона и Пьетро Гонзаго в Павловске могли оказать влияние на разработку проекта [4] .

Поэтому вопрос о композиционном прототипе Казанского собора остаётся неясным. Вопреки изначальному заданию, петербургский храм мало похож на собор Св. Петра в Риме. Сам Воронихин в качестве прототипов своей композиции называл собор Св. Павла в Лондоне, церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, базилику Сан-Марко в Венеции, церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже. Но все они имели значение не композиционного прототипа, а иконографического символа. «Собор Св. Павла указывал на небесного покровителя императора — основателя новой Казанской церкви. Церковь Санта Мария делле Грацие — постройка Д. Браманте, работы которого А. Палладио ставил в ряд с лучшими храмами античности. Источником композиции она имела другую миланскую церковь — Сан Лоренцо — известный купольный центрический храм раннехристианской эпохи». Венецианскую базилику Сан-Марко византийской архитектуры в России считали образцом православного храма. Парижская церковь Св. Женевьевы — «последний незавершенный храмостроительный проект французской королевской семьи, казненной революционерами» [5] .

Основная сложность состояла в том, что по церковному канону главный фасад и вход в храм должны находиться на западной стороне, а условия плана — обращённость будущей постройки к центральной магистрали города, Невскому проспекту, требовали раскрытия композиции на север. Воронихин разрешил эту проблему, оформив площадь, выходящую на Невский проспект, полуциркульной колоннадой коринфского ордера: 96 поставленных в четыре ряда колонн из пудожского травертина (в Риме в четыре ряда установлены 284 травертиновых колонны). Из-за недостатка места колоннаду не удалось развернуть в полную силу, и она выглядит громоздкой. В обработке пилястрами барабана купола Казанского собора усматривают эллинизмы, но сам купол, безусловно, «римский». Колоннада заканчивается монументальными порталами, выполняющими функцию боковых проездов. Это оригинальная находка Воронихина. Возведение боковых проездов-порталов также было сопряжено с большими трудностями. Члены Строительной комиссии сомневались в их прочности, а недостаток места, ограниченного с одной стороны руслом канала, а с другой узкой Большой Мещанской (ныне Казанской) улицей, вообще поставил эту идею под сомнение. Но Воронихин настоял на своём, изготовив опытную модель, которая выдержала испытания на прочность.

Порталы историки архитектуры соотносят с символическими «ветхозаветными вратами». Колоннада — преддверие храма новозаветного — схожа и с ватиканской, и с парижским проектом Бернини для восточного фасада Лувра. Другая аллюзия боковых проездов с их типично греческим архитравным перекрытием основывается на конкретном прототипе: Арке Аргентариев, пристроенной к греческой церкви Сан Джорджо (Св. Георгия) ин Велабро на бывшем Бычьем форуме в Риме. Этот прототип связывал «новый собор и с греческим миром раннехристианского Рима, и с древним небесным покровителем правителей Руси, а также старой русской столицы — святым Георгием» [6] . Так мнемонические образы, аллюзии «Греческого проекта» императрицы Екатерины, разделяемые императором Павлом, вкупе с конструктивной необходимостью проездных ворот создали необычную композицию [7] .

Читайте так же:  Собор петра и павла в казани

Здание строили в 1801—1811 годах при императоре Александре I. В плане Казанский собор представляет собой «латинский крест», что (как и наличие символа «Всевидящего ока» в треугольном фронтоне северного фасада), дало основание некоторым историкам видеть в этом здании масонский храм. Граф Строганов и архитектор Воронихин действительно были видными русскими масонами. Строганов занимал высокие должности в масонских ложах Пруссии и Франции, участвовал в создании ложи Великий восток Франции, был членом знаменитой ложи «Девять сестёр» (Les Neuf S?urs). В особняке графа на углу Невского проспекта и реки Мойки, недалеко от строящегося собора, Воронихин оборудовал «Физический кабинет в египетском стиле», который называли «масонским храмом». Однако композицию Казанского собора следует признать совершенно оригинальной. Задуманная для симметрии южная колоннада из-за недостатка средств не была построена, и это уберегло композицию от искусственности. С западной стороны архитектор Воронихин устроил полукружие сада с уникальной по красоте чугунной оградой (1811—1812). В 1946 году в центре сада установили гранитный монументальный фонтан (проект Ж.-Ф. Тома де Томона), перенесённый с Пулковской дороги. Фонтан удачно дополнил ансамбль собора [8] .

Ещё одно важное произведение собора — реплика бронзовых рельефов «Райских врат» флорентийского Баптистерия, созданных Лоренцо Гиберти. Великий Микеланджело назвал это произведение «Вратами Рая». Рельефы отлиты по гипсовым слепкам, хранившимся в петербургской Академии художеств на Литейном дворе Академии. Воронихин несколько изменил расположение рельефов и скомпоновал их в мраморном обрамлении дверей северного портика Казанского собора.

Интерьер собора впечатляет могучей красотой. Он разделён на три нефа рядами 56 колонн из розового финского гранита с золочёными капителями пышного композитного ордера. Колонны через «греческие» архитравы поддерживают «римские» цилиндрические кессонированные своды. Разные породы мрамора и гранита создают изысканное колористическое решение. Иконостас собора, также спроектированный Воронихиным, не был создан, и установлен другой в 1834 году по рисунку архитектора К. А. Тона (именно он был воссоздан в 2000-х гг.) [9] .

1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. 15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Собор в XIX — начале XX века Править

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены трофеи: военные французские знамёна, штандарты, ключи от покорённых городов и личный жезл наполеоновского маршала Даву. В 1813 году в левом приделе собора был захоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. Над гробницей Кутузова поместили список иконы Богоматери Смоленской, бывший в сражении под Бородино в 1812 году.

До конца 1829 года продолжалась работа по отделке интерьеров, которой руководил архитектор Огюст Монферран. Наружные рельефы выполнены по моделям лучших скульпторов русского классицизма XIX века: И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. В нишах северного фасада установлены четыре бронзовые статуи: св. Владимира, св. благоверного князя Александра Невского (по моделям С. С. Пименова), св. Иоанна Крестителя (по модели И. П. Мартоса) и св. Андрея Первозванного (по модели В. И. Демут-Малиновского). На двух пьедесталах боковых порталов намечалось установить фигуры архангелов Гавриила и Михаила, но отлить из бронзы их не удалось, и в 1827 году временные гипсовые модели были удалены. Из барельефов в интерьере сохранилось всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили в 1814 году.

Иконостас главного придела сооружён в 1834—1836 годах по проекту архитектора К. А. Тона взамен первоначального, воронихинского, он был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. Иконы писали академики живописи императорской Академии художеств: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие. Многие из них ныне хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иконы Царских врат написал В. Л. Боровиковский. В отдельном киоте слева находилась главная святыня собора — икона Казанской Божьей Матери в окладе из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом. Снаружи, на выступе апсиды имелся большой список иконы Богоматери Казанской, созданный в 1865 году И. А. Тюриным. Уничтоженный в 1930-х годах, образ был воссоздан в 2000-х годах.

В 1837 году на площади перед собором на высоких гранитных пьедесталах установили памятники фельдмаршалам Кутузову (с восточной стороны) и Барклаю-де-Толли (с западной) работы скульптора Б. И. Орловского.

Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию иконописных образов и стенной росписи, — в 1862—1865 годах.

Несмотря на культовый характер здания, площадь перед ним всегда привлекала интерес революционно настроенных масс. 6 (18) декабря 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля» и впервые выступил Георгий Плеханов (после октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли). Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста. В Кровавое воскресенье 1905 года толпа соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых произошла давка, по официальной версии, унёсшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 года в соборе путём «свободного голосования клира и мирян» состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин.

18 января 1921 года митрополит Вениамин освятил «пещерный» зимний придел священномученика Гермогена, патриарха Московского.

С 1930-х годов Править

Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. По приблизительным данным, из храма было изъято около 2 тонн только одного серебра. Погиб уникальный серебряный иконостас: серебро переплавили, и оно исчезло бесследно [10] . В 1923 году собор перешёл к обновленцам и с середины 1920-х годов служил кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии. 25 января 1932 года был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор был окончательно возвращён РПЦ и получил статус кафедрального.

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96 колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы: на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие [11] церковные сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращён западный фасад собора.

Читайте так же:  Новгород собор святой софии

Купол Казанского собора стал первым крупным куполом из ковкого железа [en] . Он имеет диаметр 17,7 м и состоит из двух рядов железных рёбер. Оба ряда закреплены внизу на общем основании и постепенно расходятся к вершине. Дополнительно усиленная подкосами и горизонтальными рёбрами, эта конструкция поддерживает «яблоко» с крестом, к ней же подвешено и паникадило собора. Ниже железного купола расположены ещё два кирпичных. Построенный до разработки методов статического расчёта стержневых конструкций, этот купол является примером удачного интуитивного проектирования [12] . Фасады собора облицованы серым пудостским камнем.

Цитируется по книге — Песков А. М. Боратынский: Истинная повесть — М.: Кника, 1990. – 384 с. – С. 211

Софья Абрамовна Боратынская, сестра поэта Е. А. Боратынского, приехавшая в Петербург, писала матери 15 июня 1822 года: «Были мы в Казанском соборе. Какие великолепные полотна! Особенно Благовещенье: кажется, Богородица дышит; а Христос — просто шедевр. Лица и Матери и ребёнка необыкновенно меня поразили. Очень эффектна мраморная колоннада»

Главная святыня храма — чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. После закрытия Казанского собора в 1932 году икону удалось спасти, её перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне и установили у амвона (собор во все времена оставался действующим). В августе 2002 года икону Казанской Божьей Матери вернули в собор и установили по правую сторону от Царских Врат частично воссозданного иконостаса.

Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:

  • икона Спасителя в иконостасе;
  • иконы святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные Михаилом Кутузовым;
  • Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Николая Никонова в 1891 году;
  • икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.

Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. В 1813 году прах светлейшего князя Кутузова, умершего в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решётку, ограждающую могилу Кутузова, и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку Андрея Воронихина.

В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамён и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от крепостей и городов, взятых русской армией [13] .

В 1837 году в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал русский архитектор Василий Стасов, а фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Бориса Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника подвигам, совершённым русскими воинами во имя Отечества.

В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне — манифест 1815 года о Священном союзе.

Приход Казанского собора участвовал в нескольких общегородских крестных ходах:

  • 30 августа (12 сентября) (начиная с 1743 года), день памяти святого благоверного князя Александра Невского; из Казанского собора (с 1858 года — от кафедрального Исаакиевского собора) к Александро-Невской лавре.
  • 4 (16) апреля, в память о том, что Александр II после покушения Д. В. Каракозова прибыл помолиться в собор перед иконой Казанской Божией Матери; от собора к часовне у Летнего сада.
  • 4 (16) июля, в память избавления города от холеры в 1849 году; от собора к Успенскому храму на Сенной площади.

В соборе проходило много празднеств, отмечаемым всем городом:

  • Престольный праздник 8 (21) июля с молебном перед чудотворным образом на площади, на особом помосте.
  • 11 (24) мая, в день святых Кирилла и Мефодия, за литургией и молебном присутствовало множество учащихся церковно-приходских школ.
  • 14 (27) января, день святителя Саввы Сербского, отмечали столичные сербы.
  • 25 декабря (7 января), день памяти победы в Отечественной войне 1812 года, служился особый благодарственный молебен.
Настоятели собора за всю историю
Даты Настоятель
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
1763—1798 (?) протоиерей Иаков Навродский (1731—1798)
…—1800—1809 (?) протоиерей Феодор Васильевич Семивский (1731—1809)
Казанский собор
1811—1814 протоиерей Иоанн Сырохнов (…—1814)
1814—1831 протоиерей Иван Иванович Бедринский (1769—1831 [14] )
1831—1846 протоиерей Пётр Николаевич Мысловский (1776 или 1777—1846)
1846—1848 протоиерей Тимофей Ферапонтович Никольский (1788—1848)
1848—1860 протоиерей Андрей Иванович Райковский (1802—1860)
1860—14 (26) июня 1881 протоиерей Григорий Сергеевич Дебольский (1808—1881)
1881—28 декабря 1883 (9 января 1884) протоиерей Александр Петрович Булгаков (1823—1883)
1884—23 марта (4 апреля) 1898 протоиерей Александр Алексеевич Лебедев (1833—1898)
1898—26 ноября (9 декабря) 1904 протоиерей Евграф Иванович Мегорский (1838—1904)
1904—26 января (8 февраля) 1909 протоиерей Димитрий Тимофеевич Мегорский (1841—1909)
1909—1913 протоиерей Николай Адрианович Сосняков (1845—1913)
1913—6 (19) октября 1913 протоиерей Николай Николаевич Головин
10 (23) октября 1913— арестован 9 августа 1918 протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860—1918)
1919—1920 протоиерей Василий Маренин
декабрь 1920— арестован 30 мая 1922 протоиерей Николай Кириллович Чуков (1870—1955)
июнь 1922—12 марта 1923 протоиерей Василий Аникитич Прозоров
12 марта—17 сентября 1923 протоиерей Лев Михайлович Теодорович (1867—после 1930) [15]
сентябрь—25 ноября 1923 архиепископ Артемий (Ильинский) [15]
25 ноября 1923—17 января 1925 протопресвитер Владимир Дмитриевич Красницкий [16]
20 января 1925—июнь 1927 митрополит Вениамин (Муратовский) [15] (1855—1930)
июнь 1927—январь 1932 митрополит Серафим (Руженцов) [15] (1876—1935)
период закрытия
1991-1996 Игумен Сергий (А. И. Кузьмин)
1996—9 марта 2019 протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (1932—2019)
9 марта 2019 — по настоящее время митрополит Варсонофий (Судаков)

В эпоху Николая I, когда в русской архитектуре наметился разворот от копирования западных образцов к эклектической переработке допетровской традиции (творчество К. Тона), Казанский собор стал восприниматься как начало той линии, которая приведёт к «католическо-масонскому» проекту храма Христа Спасителя, разработанному А. Витбергом и забракованному императором. Характерно высказывание Ф. Вигеля: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело» (намёк на заимствование плана главного храма католицизма) [17] . В начале XX века с возвратом интереса к классицизму произошла «реабилитация» проекта Воронихина. В стихотворении сборника «Камень» (1913) Осип Мандельштам сравнивал Казанский собор с «лёгким крестовиком-пауком»: «А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, — ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идёшь».

1 сентября 2011 г. Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей с изображением Казанского собора в Санкт-Петербурге в серии «Памятники архитектуры России». Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1500 экземпляров и весом 155,5 грамма [18] .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *