Соровский монастырь

Свя?то-Успе?нская Саро?вская пу?стынь — мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров — часть Нижегородской области) на холме при слиянии рек Саровки и Сатиса [1] (по монастырскому преданию, на месте «древнего города Сараклич», то есть известного по летописным источникам поселения Сары Кылыч). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.

Монастырь
Свято-Успенская Саровская пустынь

Саровский мужской монастырь. Колокольня
54°55?34? с. ш. 43°19?30? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Саров
Конфессия Православие
Епархия Нижегородская и Арзамасская
Тип Мужской
Дата основания начало XVIII века
Известные насельники Серафим Саровский
Настоятель митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 521420096320006 (ЕГРОКН ). Объект № 5210180000 (БД Викигида)
Состояние Действующий
Сайт sarov-monastery.org
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Советский период
  • 2 Возрождение монашеской жизни
  • 3 Настоятели пустыни до её закрытия в 1927 г. [33]
  • 4 Наместники после возобновления обители
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря) [2] . Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет [2] , Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова — насельники упросили стать у них строителем) [2] , после чего «старое городище» вновь запустело [2] .

Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь [2] . «Старое городище» снова обезлюдело.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий Степанов (в миру Иван Фёдорович) [3] , сын дьяка села Красного Арзамасского уезда [2] ), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище» [2] . Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, построенного при содействии князя Кугушева [1] , этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни [4] .

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.

Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам. Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.

В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского [5] .

Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский [5] . После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием [5] .

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России. К 1909 году в пустыни было девять храмов, а также сорокасаженная колокольня с часами, в которой помещалась церковь Николая Чудотворца и монастырская библиотека [1] .

Решением патриарха Тихона от 16 октября 1923 года «Саровская пустынь Тамбовской епархии подчиняется временно непосредственному управлению Святейшего Патриарха» [6] , то есть монастырь становился ставропигиальным.

Советский период Править

После Октябрьской революции хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна была закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта [7] .

С 1945 года в стенах монастыря располагалась физическая лаборатория.

26 сентября 1989 года Саров впервые посетил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) [8] , который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке [9] .

В 1990 в Сарове был организован православный приход. Летом 1991-го организованный годом ранее приход был зарегистрирован.

В ноябре 1990 года произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге [8] . 11 января 1991 года состоялось официальная передача мощей Русской Православной Церкви [8] . 30 июля святые мощи отца Серафима были перенесены в Дивеево [8] .

2 августа 1991 года город впервые посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В марте 1992-го в город прибыл первый священник, иерей Владимир Алясов. 25 апреля 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная литургия. В феврале 1993 года митрополит Николай освятил храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного центра приходу, отремонтированный и восстановленный [9] ; при храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых. В 1992 и 1993 годах патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.

17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола, выполненные по расчётам одной из лабораторий ВНИИЭФ [10] [9] . В 1998 году Федеральный ядерный центр принял решение о передаче здания храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999-го такая передача состоялась [11] .

В июле — августе 2003 года в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского. 13 июля на колокольню установлен крест [10] . 30 июля патриарх Алексий II вновь освящён храм Серафима Саровского. В эти же дни Саров посетил президент России Владимир Путин [9] .

17 июля 2006 года Священный синод принял решение об открытии монастыря [12] [13] . 30 июля патриарх Алексий II совершил чин Великого освящения восстановленного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи [14] . Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове [14] .

27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов [15] . К этому времени в монастыре проживали семеро монахов и трое послушников [15] .

7 сентября монастырю передано здание северного келейного корпуса, в котором в последнее время находилась детская школа искусств [16] . В этом здании планируется разместить духовно-просветительский центр, а несколько комнат выделено для детской студии «Родничок» при православном творческом объединении «МіР» [17] .

9 сентября 2009 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, церковь Иоанна Предтечи, подземный храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и храм Серафима Саровского [18] . Патриарх Кирилл подарил храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшим его людям раздал иконы с изображением святого благоверного князя Александра Невского [18] .

22 декабря архиепископ Георгий провёл совещание, на котором подвёл итоги за год по воссозданию церкви в честь святых Зосимы и Савватия: больше года потребовалось на освобождение помещений и снос здания, построенного на месте храма, разработку проектной документации [19] . В ночь на 23 декабря архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию в Саровском пещерном храме в честь святых Антония и Феодосия Печерских [20] .

29 июня 2010 года архиепископ Георгий освятил пять икон для храма в честь Святого Духа, построенного на месте, где состоялась беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа [21] . На следующий день архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких [22] .

12 ноября архиепископ Георгий совершил первый молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких [23] . К этому времени были возведены стены и свод храма [23] . Освящение креста и купола состоялось 28 июля 2011 года [24] , на следующий день купол с крестом были установлены [25] . Высота строящегося храма достигла 47,5 метра [25] . 26 мая 2012 года митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь Зосимы и Савватия [26] .

Читайте так же:  Троицкий сканов монастырь

С 17 июля 2012 года начались телетрансляции с новой вышки, построенной на федеральные средства, а 18 июля начался демонтаж старого телерадиопередающего оборудования с колокольни Свято-Успенского мужского монастыря [27] .

21 декабря митрополит Георгий на втором этаже храма совершил Великое освящение придела в честь Преображения Господня [28] .

В 2016 году в Саровской пустыни началось восстановление Успенского собора в формах предыдущего храма 1777 года постройки [29] . Собор был освящён патриархом Кириллом 31 июля 2019 года [30] .

21 октября 2016 митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий был назначен священноархимандритом Саровской пустыни [31] .

24 мая 2019 года в монастыре был заложен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Этот храм, освящённый в 1846 году, был разрушен в 1950-е годы [32] .

Снетогорский монастырь — действующий женский монастырь во Пскове. Он был основан еще в XIII веке и считается одной из старейших обителей Псковской области. Территория церкви находится в 3,5 км от центра города, на правом берегу реки Великой в живописном месте Снятной горы. Такое название возвышенность получила от местной мелкой промысловой рыбы — снеток, которая в большом количестве водилась в реке.

За долгие годы существования монастырь не раз подвергался пожарам и разрушениям. Сейчас в монастыре проживает около 100 человек, в том числе 60 сестер. Больше половины сестер — монахини преклонного возраста, многие из которых живут в приюте при храме. В 2019 году монастырь был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В обители уже около ста лет ведутся реставрационные работы по восстановлению уникальных фресок XIV столетия.

Расписание богослужений

Монастырь, возрожденный в 1993 г., сейчас является действующим. Гости и паломники Снетогорской обители уносят с собой самые благоприятные впечатления. Богослужения проводятся в трапезной Никольской церкви ежедневно. Их могут посетить все желающие. Расписание проводимых мероприятий всегда доступно на официальном сайте монастыря, а также в официальной группе в социальной сети Вконтакте.

Утренние молитвы начинаются в 7:00 или в 8:00 часов, в зависимости от дня недели, а вечерняя служба проходит в 17:00. В четверг в монастыре служится ночная сестринская Литургия, присутствовать на которой могут только сёстры монастыря, поэтому в этот день утренняя служба не проводится.

Фрески в соборе Снетогорского монастыря

Первый храм, возведенный на месте нынешнего монастыря, был сожжен в 1299 г. во время нападения тевтонского ордена. После чего на его месте был возведен каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, сохранившийся по сей день. Строительство его закончилось в 1311 г. А к концу 1313 г. внутренние стены собора были расписан фресками, восстановлением которых церковь занимается и сейчас. Сама архитектура храма неуникальна. Он практически полностью повторяет строение Преображенского собора Мирожского монастыря, однако строители Снетогорского монастыря изменили композицию постройки. А вот фрески, нанесенные на стены храма, считаются единственным сохранившимся образцом монументальной древнерусской живописи начала XIV века.

Росписи на стенах храма относят к раннему периоду расцвета псковской фрески. Мастера, украшающие обитель, использовали практически все оттенки местных минеральных красок, однако видно явное присутствие известной «псковского черлени», которая придает сценам теплый оттенок. Наибольшую популярность фрескам принесла вольная трактовка мастерами традиционных сюжетов, а также необычная живость композиций и ликов изображённых святых. Северная сторона Рождественского собора украшена фреской «Успение Пресвятой Богородицы», вход в жертвенник украшает сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Одной из выделяющихся фресок считается композиция «Страшного суда», на которой видны подробности, нигде раньше не изображавшиеся. А также «Преполовения пятидесятницы», где изображен абсолютно новый сюжет.

Польско-литовские нашествия в 1581—1582 гг. нанесли храму значительные повреждения, а часть фресок была практически уничтожена. Пострадавшие от пожара росписи в центральной части храма позже были закрыты новым иконостасом. Та же часть, что оставалась на виду, была забелена. Расчистка фресок началась только в 1909 г. и длится по сей день. Цветовая палитра росписи сильно отличается от первоначальной, краски поблекли и цвета стали менее выразительны. В XXI в. фрески и вовсе оказались под угрозой полной утраты. Стены монастыря стали покрываться трещинами из-за сползания строений в реку.

История

Точной даты основания монастыря в наши дни доподлинно неизвестно. Также мнения об основателях разделяются. Часть историков склоняется к тому, что обитель была основана афонскими старцами, другая же сторона утверждает, что отец основатель — игумен Иоасаф. Первое упоминание храма датируется 1299 г., в котором была разграблено и сожжено первое строение, а его настоятель и еще 17 иноков жестоко убиты. Годом позже на этом месте начинается строительство храма из камня, которое длится до 1311 г.

В XIV—XV вв. обитель на Снятной горе является главным духовным центром Пскова и его окрестностей. А в середине XIV в. было построено подворье монастыря, которое не только укрепляло экономические связи общины с псковским посадом, но и поддерживало активные торговые связи с купцами из Прибалтики. Монастырь был известен среди местной знати. Многие псковские князья и бояре принимали в нем постриг, уходя на покой.

Расположение обители на берегу реки Великой на въезде в Псков способствовало тому, что здесь останавливались многие знатные люди того времени в своих путешествиях. Тут можно было встретить не только именитых купцов. София Палеолог, Великая княгиня Московская, также бывала в монастыре во время своей поездки из Италии в Москву.

Ливонская война принесла обители многочисленные потери и разрушения. Сначала монастырь был разорен войсками короля Польши Стефана Батория, который сжег храм и нанес невосполнимые утраты для бесценных фресок. Позже Псков попеременно осаждали то казаки, то отряды польского воеводы Лисовского. И каждый раз монастырю наносился ущерб. В 1615 г. обитель оккупировал король Швеции Густав Адольф, который пытался взять Псков.

Панорама внутреннего двора Снетогорского монастыря на Яндекс. Картах

Несмотря на пережитое, в XVII в. обитель постепенно возрождается и восстанавливает свои строения. Большую роль в столь быстром развитии сыграло местоположение Пскова, ставшего крупным торговым центром, а также обширное хозяйство, которым располагал монастырь.

В начале XVIII в. Северная война нанесла большой удар по экономике монастыря. Кроме этого, очередной пожар принес значительные убытки и сжег архив, в котором хранились все документы начиная с самого основания обители. В 1804 г. монастырь был и вовсе упразднен в связи с проводимой Екатериной II политикой в отношении земель и другого церковного имущества. А на его месте был устроен загородный дом для архиерея. И хотя монастырь был внесен в список памятников старины, подлежавших государственной охране, здание разрушалось и разорялось на протяжении длительного времени. Так Вознесенская церковь-колокольня, в свое время достигавшая высоты более 80 метров, была практически разобрана. Сейчас от нее остались лишь руины нижнего яруса.

Великая Отечественная война не обошла Псков стороной. В монастыре расположился немецкий штаб командования группы армии «Север». В монастырских постройках были обустроены комнаты для размещения офицеров, в Никольской церкви у немцев располагался зал для собраний, а в соборе они хранили вино и тренировались в стрельбе. При отступлении немецкая армия уничтожила часть сооружений храма.

После войны монастырь был отдан под нужды дома отдыха, а после был переоборудован в санаторий для детей. Только здание Рождественского собора находилось в ведении государственных органов, осуществляющих охрану памятников истории и культуры. Здесь проводили реставрацию, которая длится до сих пор.

Возрождение монастыря состоялось в 1993 г., когда обитель была отнесена к Псковской Иерархии, и было принято решение открыть женский монастырь.

Сейчас у обители есть собственное подворье в д. Замошье с храмом в честь св. Тихона Задонского, расположенное в 25 км от Пскова. Здесь же расположены молочная ферма и сельскохозяйственные угодья монастыря. Также у обители есть лавка, где они реализуют собственную продукцию, такую как молоко, картошка, яйца, сыры, творог и многое другое. На территории монастыря работает и книжно-иконная лавка. А в 12:00 и в 14:00 ежедневно проводятся экскурсии, записаться на которые необходимо заранее.

Ансамбль Снетогорского монастыря

Периметр ограды, окружающей монастырь, составляет 420 метров. За забором кроется ансамбль, состоящий из собора Рождества Пресвятой Богородицы, построенного в XIV в., трапезной церкви Святителя Николая Чудотворца XVI в., Архиерейского дома, возведенного в XIX в., Святых ворот и ограды, которые были построены между XVII и XIX столетиями, и руины колокольни с церковью Вознесения Господня.

Убранство собора менялось на протяжении многих столетий, а само здание расширялось и достраивалось. К собору пристраивались, а после убирались приделы. Небольшой иконостас был заменен многоярусным. Фасады перекрашивались в терракотовый цвет и снова белились. Обширная реставрация, проводимая с 1985 г., позволила узнать и восстановить историю архитектуры древней обители.

Читайте так же:  Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь как доехать

Как добраться

Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь расположен недалеко от современного центра Пскова. Ближайшая к обители остановка общественного транспорта — Снятная гора. Здесь курсируют автобусы маршрутов № 1 и № 16, отправляющиеся с железнодорожного вокзала Пскова. Так как автовокзал Пскова расположен в непосредственной близости к ж/д вокзалу, то эти маршруты подойдут и тем, кто прибывает в город на автобусе.

Доехать до монастыря можно и на такси. В городе работают службы Яндекс. Такси, Maxim, RuTaxi, Uber.

Снетогорский монастырь на видео

Спа?со-Преображе?нский Миро?жский За?величский монасты?рь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится во Пскове, при впадении реки Мирожи (откуда и получил своё название) в реку Великую, в районе, называемом За?величьем.

Ансамбль взят под государственную охрану как памятник республиканского значения [1] .

Содержание

  • 1 История
  • 2 Наводнения
  • 3 Здания
    • 3.1 Собор Спаса Преображения
    • 3.2 Храм Апостола и Первомученика Стефана
  • 4 Правовое положение
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII века и связывать с именем святителя Нифонта, епископа Новгородского, возможно, грека по происхождению.

Монастырь, находящийся недалеко от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности, «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую [2] . Обитель была богата. Его городская территория занимала всю пойму реки Мирожи (с мельницами), берег реки Великой с кузницами, хозяйственными дворами и прочее. После секуляризации церковных земель в XVIII веке его территории сократились до нынешнего размера.

Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делало монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастыри, а также убили Василия Мирожского и игумена Снетогорского монастыря Иоасафа, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи святого игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами святого Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре).

В 1581 году Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу [3] .

В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожской: тип Оранты с предстоящими святыми псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной.

По сообщению Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в XIX веке в монастыре находилось много древних икон, чаша святого Нифонта с надписью (1166), Евангелие (1703), серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.

Монастырь упразднён в XX веке. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году, когда храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом настоятеля был передан Псковской епархии по договору аренды. Тогда же была создана мирожская международная иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор). После дозволения католикам отслужить службу в монастыре и причастия вместе с ними на него было наложено прещение (в частности, запрет на священническое служение). В 1997 году митрополит Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу.

1 мая 2010 года весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской православной церкви в безвозмездное пользование [4] .

В 2011 году в монастыре начала работу иконописная школа для детей города Пскова [5] .

Монастырь расположен на стрелке двух рек, неоднократно подвергался затоплению, сильнейшие отмечены в стенах монастыря в 1886, 1900, 1928, 1960, 2011 годах.

9 апреля 2011 года из-за резкого подъёма уровня рек Великой и Мирожи монастырь был затоплен, в Стефановом храме вода стояла высотой 1 м, началось просачивание воды в Спасо-Преображенский собор с фресками XII века, служба МЧС оказала помощь в откачке воды.

Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII — начало XX века), Настоятельского корпуса (XVI—XIX века), Стефановской церкви (XVII век), Братского корпуса (конец XVIII—XIX век), братских келий (XVII—XIX века), монастырской ограды в 400 м (1799—1805) и здания бани (начало XIX века).

Собор Спаса Преображения Править

Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. Уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм перестраивался, и со временем его форма утратила первоначальный замысел. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.

Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Фрески выделяются единством художественного замысла и своей высокой сохранностью. По стилю они напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века.

В XVII веке фрески были забелены, что способствовало их сохранности. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900—1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года.

Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей. Богослужения в Спасо-Преображенском соборе проводятся братией монастыря только в определённые праздничные дни.

Храм Апостола и Первомученика Стефана Править

Стефановская церковь представляет собой надвратный храм на подклете. Построен на месте более древней, 1406 года. Очень нарядный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. В храме проходят регулярные Богослужения. Храмовый иконостас представляет собой уникальные фресковые росписи работы архимандрита Зинона. Кроме того, в храме находится список 1998 года с чудотворной иконы Божией Матери Мирожская-Оранта, явленная чудесным образом в 1198 году [6] . Более древний список с иконы — 1583 года, находится в Псковском государственном музее-заповеднике [7] . Кроме того, в числе почитаемых святынь — икона великомученика Пантелеимона XIX века, привезенная со св. горы Афон, Тихвинская икона Божией Матери, Николай Чудотворец, частицы мощей многих святых со всего света. При монастыре работают иконописные мастерские, мирожские иконописцы являются продолжателями традиций византийских мастеров, расписавших собор в XII веке. В подклете Стефановского храма оборудована выставка современной иконы. В монастырском корпусе имеется трапезная [8] .

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 1523-004
рус. • англ. • фр.

Решением 43-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 7 июля 2019 года внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО (в списке храмов псковской архитектурной школы) [9] .

Монастыри в Пскове

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — одна из древнейших в России обителей, находится на левом берегу реки Великой при впадении в нее небольшой речки Мирожки. Монастырь является одним из важнейших памятников мировой культуры и объектом внимания международной организации ЮНЕСКО.

Спасо-Преображенский собор возведен в 1156 году по инициативе архиепископа Новгородского Нифонта. Древнее предание гласит, что архиепископ сам лично ходил с деревянной чашей, собирая средства на его создание. Эта расписная алая чаша сохранилась до нашего времени и находится в Псковском музее-заповеднике.

Для внутренней отделки храма были приглашены византийские мастера, которые расписали его стены фресковой живописью. Они почти полностью восстановлены в первоначальном виде и представляют собой образец высочайшего качества исполнения, поражая любителей древности сочностью и живостью красок.

В настоящее время является действующим монастырем. Главной святыней Мирожского Спасо-Преображенского монастыря сегодня является икона Богородицы «Мирожская». Это список с чудотворной иконы, которая хранится в Псковском музее-заповеднике.

Монастырь открыт для посещений с 11:00 до 18:00, кроме понедельника.
Адрес: г. Псков, Мирожская набережная, 2.
Телефоны: +7(8112) 57-64-03, +7 (909) 576-777-5, +7 (909) 576-1-222.
Е-mail: [email protected]
Сайт: www.mirozha.ru

  • Мирожский монастырь
  • Монастырь на Снятной горе

Снетогорский монастырь расположен в 3,5 км от центра Пскова на высоком берегу реки Великой. Название горы Снятная (Снетная) происходит от слова «снеть» — снеток — крошечная рыбка, которой так славится Псков. Ныне женский, этот монастырь основан, по церковному преданию, в XIII веке, как мужской, знаменитым «храброборцем», защитником «града Святой Троицы» князем Довмонтом и преподобномучеником игуменом Иоасафом.

Читайте так же:  Монастырь в веневе тульской области

Древнейшая дошедшая до нашего времени постройка монастыря — это каменный собор Рождества Богородицы, сооружённый в 1310 году. В начале XVI века монастырь получил каменную трапезную палату со столпообразной церковью (в 1519 году) и восьмигранную церковь Вознесения под Колоколы, увенчанную высоким шатром колокольни. Кельи и ограда оставались деревянными. Таким монастырь изображён на иконе, находящейся в Псковском музее.

Лучшее в Снетогорье — его всемирно известные фрески. Псковские художники создали живописные произведения, по эмоционально-экспрессивной напряженности, свободной живописной манере и богословским откровениям вырывающиеся за пределы мирожских образцов. Так впервые в 1313 году заявила о себе во весь голос знаменитая в будущем псковская художественная традиция. В настоящее время богослужения проводятся в церкви Николы, при ней находится и монастырская трапезная.

Добраться до монастыря можно на автобусе №1, остановка «Снетогорский монастырь».
Адрес: г. Псков, Снятная гора, 1.
Телефоны: +7(8112) 75-01-88, +7(8112) 75-01-25.

Храмы в Пскове

Дом Святой Троицы — Свято-Троицкий кафедральный собор — символ Псковской земли. Современное здание собора является четвертым по счету. По повелению Ольги был заложен первый деревянный Троицкий собор, а ныне существующий строился 17 лет и был закончен в 1699 году. Он значительно отличается от предыдущих прежде всего своей высотой, достигающей 72 метров.

Собор увенчан пятью главами, символизирующими Христа и четырех евангелистов. Здание поражает своим богатым убранством. В нем находится уникальный деревянный золоченый семиярусный иконостас. Из икон особенно почитают псковичи чудотворный образ Богоматери Чирской, перенесенный в 1420 году крестным ходом в собор в память об избавлении города от моровой язвы. Еще одна чтимая святыня храма — рака с мощами святых угодников: святых благоверных князей псковских Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, святого мученика Иоасафа, игумена Снетогорского монастыря, святого блаженного Николая юродивого, псковского чудотворца.

Храм открыт ежедневно с 9:00 до 20:00, проводятся богослужения.
Телефоны: +7 (8112) 72-40-59, +7 (8112) 72-71-52.

  • Колокольня Троицкого собора

Собор Иоанна Предтечи располагается на левом берегу реки Великой, напротив устья реки Псковы. В древности в этом месте был девичий Ивановский монастырь и место захоронения монахинь, в миру знатных псковитянок. В летописи собор упомянут под 1243 годом. Он был построен принявшей монашество княгиней Евфросинией Рогволодовной, теткой прославленного псковского князя Довмонта, предательски убитой по воле ее мужа псковского князя Ярослава Владимировича. Евфросиния была первой игуменьей монастыря, где и предана земле. При осаде Пскова королем Швеции Густавом-Адольфом в августе 1615 года у монастыря был устроен шведами укрепленный городок, откуда артиллерия неприятеля вела огонь по башням. В 1925 году монастырь был ликвидирован. Храм несет в себе черты новгородской церковной архитектуры. В настоящее время является действующим приходским храмом.
Адрес: г. Псков, ул. Горького, 1а.
Телефон: +7 (8112) 57-50-01.

Церковь Святителя Василия Великого (на Горке) назван так потому, что островком среди обширного болота была горка, на которой живописно возвышается этот древний храм, окруженный зеленью деревьев. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу Пушкинскую. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви, и тут же стояла башня, с которой открывался вид на окрестные просторы. На башне висел осадный колокол. 8 сентября 1581 года удары этого колокола возвестили граждан о начавшемся наступлении полчищ Батория. Церковь Василия на Горке — едва ли не самый известный памятник архитектуры XVI в. Тип церкви — обычный псковский. В настоящее время храм действующий; при нем работает мастерская художественной ковки.
Сайт: www.hramnagorke.ru

Церковь Николы со Усохи — один из выдающихся памятников псковской школы зодчества XVI века. Место, где находится церковь, называлось раньше «усохою», что, по-видимому, означало «высохшее русло». Каменный храм был сооружен здесь впервые в 1371 году. В 1535 году поставлен заново. Прежняя церковь была уничтожена пожаром. В 1946-1974 годах церковь реставрировали.

По величине этот храм был вторым культовым зданием в Пскове после Троицкого кафедрального собора. Сейчас высота церкви на два метра скрыта культурными напластованиями.

Церковь Николы со Усохи сохранила удивительную пристройку с юго-востока, известную в Пскове как «часовня неугасимой свечи». Эта небольшая, с крохотной изящной главкой усыпальница прорезана крупными арками — и по контрасту форм (приему, которым мастерски владели псковичи) обращает на себя внимание. В глубокой полукруглой нише часовни был написан лик святителя Николая Чудотворца. Перед ним постоянно теплилась лампада, и горели свечи — отсюда и название часовни.

Храм Александра Невского — воинский храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского славного 96-го Омского полка был выстроен за 14 месяцев и освящен 4 октября 1908 года. Это красивый из красного кирпича храм включен в заповедную историческую часть древнего Пскова. В 1924 году храм был превращен в солдатский клуб, а с 1947 года в нем размещался Дом офицеров, затем склад.

По просьбе верующих, лишь с 13 марта 1992 года внутри храма возобновились ежедневные богослужения. После 1917 года впервые в России главой государства церкви были подарены колокола. На главном из них изображены герб России, святой Александр Невский и надпись «Колокол отлит в Каменске-Уральском товариществом «Пятков и К°» в лето 1995 от Рождества Христова в честь 775-летия святого благоверного князя Александра Невского и передан в дар храму града Пскова первым президентом России Борисом Ельциным». Знаком возрождения воинского храма также стал и бесценный дар Святейшего Патриарха Алексия II — монументальная работа палехских художников «Житие Александра Невского», удостоенная Государственной премии России в области литературы и искусства.

В память погибших воинов всех времен горит неугасаемая лампада на панихидном столе. Храм занимается издательской деятельностью, имеются музей и библиотека, действуют воскресные школы для детей и взрослых, проводятся Александро-Невские чтения, паломнические поездки.
Храм открыт ежедневно с 6:00 до 22:00.
Адрес: г. Псков, ул. Мирная, 1, а/я 518.

Церковь Богоявления с Запсковья стоит на высоком берегу Псковы, отмечая мост через реку. На противоположной стороне в старину были еще две Богоявленские церкви, образующие своеобразный «святой треугольник» в месте традиционного крещенского водосвятия. Существующая церковь построена в 1496 году на месте более ранней. К церкви примыкает пятипролетная каменная звонница. На ней висели семь колоколов. Самый большой был отлит в царствование Иоанна Васильевича Грозного.

4 мая 1927 года принято решение губисполкома о закрытии церкви. Видимо, властям всё-таки пришлось отступить перед верующими, так как вторично решение о закрытии принято Псковским городским советом 9 сентября и 28 ноября 1938 года. В годы Великой Отечественной войны церковь сильно разрушена в результате попадания авиабомбы и артиллерийских снарядов. В огне погиб иконостас XYIII века. В северном приделе, в притворе звонницы, была устроена конюшня.

Церковь частично реставрирована в 1948-1953 годах по проекту Ю.П.Спегальского. В ходе реставрации обнаружены фрагменты фресковой росписи.

Известный французский архитектор и теоретик архитектуры Ае Корбюзье в годы сотрудничества с советскими архитекторами побывал в Пскове. Он восхищался архитектурой древнего Пскова, но самое сильное впечатление на него произвела церковь Богоявления с Запсковья. Воздействие архитектуры этого храма было столь сильным, что, как он сам признавался, когда ему довелось проектировать и строить в 1950-1953 гг. капеллу (часовню) в родном городе Роншане, он вдохновлен был образом Богоявленской церкви Пскова. В настоящее время церковь действующая.

Церковь Успенья Богородицы с Пароменья построена в 1444 году на паромной переправе через реку Великую из города на Завеличье, а в 1521 году была перестроена в каменную. Пароменская церковь сохраняет замечательную пятипролетную звонницу, поставленную рядом с храмом — явление чисто псковской архитектурной традиции. В этой церкви бывал Иван Грозный и сделал подарок храму: витую панагию с изображением святого Георгия Победоносца. Когда-то в церковной ризнице хранился серебряный ковш Петра I. Сегодня церковь действующая.

  • Церковь Рождества и Покрова Богородицы
  • Церковь Анастасии-Римлянки

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома упоминается в летописи под 1399 годом. Ансамбль построен в память о победе псковичей над войсками Стефана Батория в 1581-1582 годах. Старцу Дорофею, автору иконы Покровского монастыря, явилось видение Пресвятой Богородицы на месте будущего штурма города поляками. Название «Покрова от Пролома» произошло в память о тех далеких и драматических событиях. Долгое время в храме хранился синодик с именами псковичей, павших при отражении штурма врага.

В 1582 году благодарные псковичи вместе с воеводой И.П.Шуйским, руководителем обороны города, перестроили Покровскую церковь, присоединив к ней еще одну — Рождества Богородицы. Церкви Покрова и Рождества Богородицы имеют общую внутреннюю стену и совершенно одинаковые конструктивные особенности: повышенные своды, по одной апсиде и главке. В 1993 году храм был возвращен Русской православной церкви. Богослужения проводятся регулярно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *