Спасо-преображенский собор в кировограде

Инфраструктура

Реклама

Друзья сайта:

Поиск

Спасо-Преображенский собор

Дата добавления: 2011-05-15

Адрес: ул. Преображенская, 22
Телефон: (0522) 22-76-85
http://sobor.kr.ua

Спасо-Преображенский собор своим строительством обязан князю Григорию Александровичу Потемкину-Таврическому, который добился, чтобы в Елисаветграде была построена церковь на честь Преображения Господнего.

К тому времени старообрядцы получили благословение архиепископа Амвросия (Серебреникова) на возведение храма на честь Покровы Пресвятой Богородицы. Получивши благословение, община староверов перешла к «единоверам» и захотела закрепить этот переход в названии будущей культовом сооружении – назвать храм на честь Преображения Господнего – в знак собственного их преображения.

В январе 1788 года князь Григорий Потемкин обратился к владыке Амвросия (Серебреникова) с просьбой направить новую грамоту с наименованием храма Преображенским. Когда эта грамота пришла в город, князь Потемкин помог возвести однопрестольную Свято-Преображенскую церковь.

22 августа 1788 года ее освятил на старом антиминсе игумен корсунский Иоасаф. К новому приходу стали относиться 15 домов новообращенных горожан, и 105 домов единоверцев, которые проживали в окрестных селах.

В результате пожара 1798 года деревянная церковь сгорела. Лишь спустя 7 лет община смогла заложить новый кирпичный храм. Но через неумелости мастеров почти построенная двухэтажная церковь в 1806 году упала, оставив неповрежденную только недостроенную колокольню.

Получив новые необходимые средства, община в июле 1812 года снова начинает строительные работы и уже 9 февраля 1813 года новую кирпичную церковь освящают. Теперь храм стал трехпристольным – до центрального Преображенского придела добавились приделы святого Николая Чудотворца и Пресвятой Богородицы, на честь праздника Введения Ее в храм. Это здание сохранилось и до наших дней.

С середины ХIX – начала ХХ столетий настоятелями храма были:

дьяконы

При храме действовала церковно-приходская школа. Храм имел прекрасные настенные росписи, резной иконостас. Территория вокруг Преображенского храма постепенно расстраивалась, появилась свечная лавка, дом священника, капличка на кладбище.

Получив собственного архиерея в 1880 году, город начал новый этап своей духовной жизни.

Во времена Советской власти Преображенский храм разделил печальную судьбу Православной церкви: святотатство, разрушение, воровство и упадок. В 30-х годах ХХ столетия начали изымать церковные ценности, в результате чего богослужение прекращается. Решением местной власти помещение храма начинают использовать как зернохранилище.

В период Великой Отечественной войны, когда архиереем Одесским был Антоний (Марценко), Преображенская церковь была открыта для богослужения. Архивы донесли нам имена священников, которые правили службу в церкви после войны – Николай Николайченко, Авксентий Гончар, Павел Леляков.

Впрочем, власть послевоенных часов снова начало сильно давить на церковь. Исполком областного совета 13 мая 1961 года снимает с регистрации Преображенское общество. Помещение храма было передано городской власти для использования в культурно-образовательных целях, и в 1965 году в стенах церкви разместилась картинная галерея, которая позже стала отделом областного краеведческого музея.

Капличка на территории кладбища начала разрушаться, а территорию кладбища отдается под строительство, в частности обувной фабрике. Купола с крестами и ярусами колокольни исчезают с церковных крыш. Центральный храм становится рабочим, а притвор храма превращают в котельную. Уничтожаются росписи и иконостас храма. Хотя, в общем, использование помещения картиной галереей на протяжении 25 лет в определенной мере способствовало его частичному сохранению как архитектурное сооружение.

8 января 1990 года Кировоградский облисполком поручил горисполкому на протяжении двух последующих лет найти помещение для перенесения в него картиной галереи, а освобожденное культовое сооружение передать религиозному обществу города.

Собор был возвращен церкви в 1991 году. И уже 1 января 1992 года в храме была отправлена после длительного перерыва первая литургия со священниками других храмов города. Тогда иконостас представлял собой два щита из ДСП, между которыми находилась отрезок материи, который служил в роли царских и боковых ворот. Две иконы на дереве – «Глава Пророка Иоанна Крестителя» и «Крещение Господне» — принесли верующие, которые сохранили их со времен закрытия храма.

1 февраля 1992 года настоятелем Свято-Преображенского храма назначается секретарь Кировоградской епархии протоирей Петр Сидора.

С этого времени начинается новая история Преображенского храма. Была демонтирована котельная и открыт центральный вход в храм. Центральный вход украсили мраморными ступеньками и освещением в виде декоративных фонарей. Первый иконостас был заменен добротным произведением искусства. Колоны храма украсили чудесные киоты для икон. Алтарная часть была приподнята на несколько ступенек, как это и должно быть согласно канонов. Были созданы нижний и верхний клиросы. Местные художники-иконописцы: Валерий Давидов, Любов Кирьянова, Александра Кузнецова, Владимир Волохов, Владимир Плитин, Людмила Ходак начали украшать храм творением своих рук. Началась меняться и территория церковного храма. В сохраненных зданиях была создана комната для крещения и воскресная школа, трапезная и хозяйственный дом со складом. Свободные места стали озеленять. Был установлен почти четырехметровый крест на память о захоронениях на бывшем храмовом кладбище. Величественным ограждением была обнесена территория церковного двора. Все это не обошлось без спонсоров и благодетелей. Все ктиторы-благотворители ежедневно упоминаются в церковных молитвах.

Сегодня — это один из трех уцелевших храмов г.Кировограда.

Настоятель Петр Сидора смог соорудить в Преображенском храме икону святой Елисаветы. Вознося свои молитвы священники молят Праведную Елисавету про помощь городу и каждому жителю отдельно.

Отец Петр работая с архивами обнаружил местную святыню которая до начала ХХ столетия находилась в Успенском кафедральном соборе (на ее месте сегодня располагается горисполком) – Елисаветградская икона Божий Матери и вскоре восстановил потерянный образ. Для этой цели были привлечены наилучшие специалисты и сейчас величественный образ Девы Марии является не только украшением храма, но и всей церкви.

Сегодня храм владеет бесценными реликвиями – 56 частицами мощей святых Киево-Печерской Лавры, Николая Чудотворца и других.

В храме также имеется святыня кировоградцев – икона Божей Матери «Елисаветградская», которая является покровительницей и заступницей города, а также старинный деревянный крест, который принес в первые дни его открытия староста Сергей Иванович Чернецкий.

На территории Спасо-Преображенского собора нашли свой вечный покой:

— архиепископ Василий (Васильцев), руководитель Кировоградской епархии с 1989 по 1998 года;

Читайте так же:  Церковь часовня собор

— протоирей Всеволод Затовский – благочинный Кировоградского района, настоятель Андреевской церкви г. Знамянка Кировоградской области;

— протоиерей Георгий Ружич – священник кафедрального собора г. Кировоград;

— схиархимандрит Нестор (Пастух) – священник Спасо-Преображенского собора;

— протоирей Василий Шпуденко – священник Свято-Покровского храма г. Кировоград.

Настоятель Сидора также смог подобрать специалистов для хорового пения, были организованы два хора – верхний и нижний. В репертуаре хора – произведения известных церковных композиторов. Был организован праздник «Молюсь за тебя, Украина», который со временем стал государственным, для принятие в нем участия приезжают хоровые коллективы с разных областей Украины. Проводится он один раз на два года.

1 сентября 1995 г. по благословению Преосвященного Василия, епископа Кировоградского и Александрийского и усердием Петра Сидоры, настоятеля Спасо-Преображенского собора, была открыта воскресная школа, которая носит имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В 1994 году храм получает статус собора.

Священник храма Евгений Назаренко ведет ряд авторских программ на областном телевидении, занимается с лицами пенитенциарных заведений и военных частей. [57]

За последние года собор приобрел обновленный вид и радует глаза своими архитектурными формами и внутренним оформлением. Территория украшена чудесными клумбами, фонтанами и скульптурными группами.

На территории собора установлен памятник на честь 2000-летию Рождества Христа, возведена новая колокольня.

И.о. настоятель Спасо-Преображенского собора г.Кировограда, протоиерей Андрей Толубец (2013 год).

Храм открытый с 8 до 20 часов.

Схему расположения собора можно увидеть на карте:

телефон: (0522) 22-76-85

История Спасо-Преображенского собора начинается с 22 августа 1788 года, когда был освящен деревянный однопрестольный храм по ходатайству князя Григория Потемкина-Таврического. Через 10 лет храм сгорел, а начатое в 1806 году строительство закончилось тем, что храм упал. Новое здание, которое сохранилось до наших дней было освящено 9 февраля 1813 года. И хотя храм закрывали дважды в ХХ веке — в 30-тых и в 60-тых годах — собор остался цел.1 января 1992 года начинается новая жизнь собора. В этот день после долгого времени была отслужена божественная литургия и служение в храме начало восстанавливаться.

Софийский собор в Новгороде, голубь на центральном куполе

С самого момента основания, а произошло это на заре 11 века, новгородский собор Святой Софии был и остается по сей день одним из символов этого древнерусского города. Построенный «по образу и подобию» Софийского собора в Киеве, он все же имеет свои особенности и сам становится образчиком для новгородского стиля церквей. Величавое, мощное здание из прочного камня венчают пять куполов в форме шлемов древнерусских воинов, четыре из которых свинцового цвета, а пятый сверкает на солнце золотыми бликами.

Справедливости ради надо сказать, что дошедший до современников Софийский собор — это второе его воплощение. Впервые собор Святой Софии в Новгороде создали из дерева искусные новгородские плотники. Однако здание простояло около полувека и в очередном пожаре сгорело дотла. После этого князь Владимир (сын Ярослава Мудрого) и решил возвести каменную церковь, похожую на так любимый отцом киевский Софийский собор. Собственно, и мастера-то для строительства были вызваны из Киева — в Новгороде в ту пору практиковалось возведение деревянных строений.

Интересные факты

Стены собора скрывали (а может быть, и верно стерегут какие-то сокровища по сей день) в себе немало кладов и тайников, где хранились богатства зажиточных новгородцев и самого князя Владимира. По легендам, именно его «схоронку» нашел Иван Грозный, неизвестно откуда прознавший о тайнике. Однако царь точно указал место, где в стену церкви были вмурованы сокровища, и перевез их в Москву. Кроме личных кладов в тайниках собора в свое время хранилась и казна Новгородской республики.

Интерьеры и архитектура собора

Корсунские, или Сигтунские ворота — это военный трофей, который привезли новгородцы из завоеванного шведского города Сигтуны. Ворота представляют собой редкий образчик художественного литья Западной Европы, который датируется 12 веком. Сделали их мастера немецкого Магдебурга, изобразив на бронзовых пластинах сцены из Ветхого и Нового Заветов. Над сюжетами размещены поясняющие надписи на латинице, а чуть ниже — перевод на русский язык. В самом низу размещены 3 фигурки литейщиков: двух авторов-немцев и новгородского мастера, который собрал и дополнил ворота перед установкой в церкви.

Еще одна реликвия собора, которую в 70-х годах 16 века Иван Грозный увез в Александровскую слободу, — Васильевские ворота. Они также являются ярким образцом филигранного мастерства умельцев Средневековья. Название свое ворота получили по имени заказчика — архиепископа Василия Калики, чей портрет мастер увековечил на вратах. На изготовленных из меди и украшенных золотом Васильевских вратах изображены евангельские сюжеты. Не обошлось и без Китовраса (кентавра из легенд), которого так любили изображать мастера древнего Новгорода. Этот же персонаж увековечен и на Сигтунских воротах.

История возведения собора

Выстроенный из плит известняка и ракушечника, поначалу собор и снаружи, и изнутри был светлее и приветливее, изначально необработанный камень в середине 12 века оштукатурили, смягчив грубый вид, а внутреннее убранство собора блистало богато изукрашенными окладами икон, драгоценной утварью. За свою историю Софийский собор претерпел немало изменений, перестроек (были заложены открытые галереи, которые «не прижились» в холодном климате, и собор приобрел более строгий «хмурый» вид, позже пристроена «Златая» паперть), «врос» в землю почти на 1,5 метра и даже был разграблен опричниками Ивана Грозного, которые вывезли из ризницы иконы, колокола и драгоценную утварь и даже выломали знаменитые Корсунские ворота.

После реконструкций в Средние века и разрушений, причиненных во время Великой Отечественной войны (в то время из собора были вывезены в фашистскую Германию резные деревянные сени и иконостас, впрочем, позже их нашли и вернули на родину), этот храм божий приобрел мрачный, строгий, даже суровый вид. Внутреннее пространство не очень удачно разбито иконостасом с иконами, датируемыми 14-16 веками, фрески 11 века сильно потускнели, а большинство из них не сохранилось до сегодняшнего дня. Причиной тому — неудачные реставрационные работы, которые проводились в соборе Святой Софии в начале 20 века, и военные действия Первой мировой.

Читайте так же:  Кто возвел успенский собор на территории кремля

К счастью, на древней штукатурке, которая сохранилась и по сей день, ученым удалось обнаружить надписи прихожан, живших в 11-13 веках, — о различных событиях в городе, тексты молитв и. автографы, а при раскопках были обнаружены образчики мозаики, которой были украшены столбы перед алтарем, фрагменты пола. Также дошли до наших дней некоторые фолианты из некогда богатой библиотеки, которая была собрана в Софийском соборе, — исторические летописи, сборники рецептов и описания трав, математические трактаты.

В качестве усыпальницы новгородский собор Софии служит святым княгине Анне (жена Ярослава Мудрого), князю Владимиру (основатель собора и сын Ярослава Мудрого) и его жене Александре, князьям Федору и Мстиславу (брат и дед Александра Невского), архиепископам Никите и Иоанну. Также в этом храме погребены и другие знатные князья, первые архиепископы и причисленные к лику святых.

С приходом к власти большевиков в конце 20-х годов богослужения в храме прекращают и открывают в его стенах антирелигиозный музей, выставив на всеобщее обозрение «несметные богатства» церкви из числа драгоценностей, которые хранились в ризнице. После войны разрушения, причиненные Софийскому собору, были ликвидированы, и вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия он был отделом музея-заповедника Новгорода. А 16 августа 1991 года в торжественной обстановке патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил возвращенный русской православной церкви Софийский собор Великого Новгорода.

Древнейший храм Великого Новгорода, возведенный в 1045-1050 годах. Сейчас кафедральный собор Новгородской митрополии.

Возведение собора

Новгородский собор св. Софии был возведен в 1045-1050 годах при князе Владимире Ярославиче. Пятинефный и трехапсидный храм отвечал византийскому стилю. Его строгий силуэт венчали пять куполов в виде шлемов, от закомар к земле шли мощные лопатки. Первоначально стены Софийского собора не были оштукатурены, облик здания, сложенного из грубо обтесанных камней, был мощным и суровым. После XII века стены собора покрыла побелка, что придало ему более торжественный вид.

На одном из порталов собора были поставлены бронзовые Магдебургские (Корсунские) врата в романском стиле с горельефами и скульптурами. Они служили торжественным входом в храм.

Внутреннее убранство

В XII веке была осуществлена первая роспись интерьера храма. Сейчас от нее остались фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов. Раньше между ними был образ Христа Пантократора, который исчез от попадания снаряда во время Великой Отечественной войны. Также сохранилось изображение святых равноапостольных Константина и Елены. Большая часть сохранившейся росписи относится к XIX веку.

Три иконостаса собора относятся к XV-XVI векам, сохранились отдельные иконы XIV века (например, икона «Спас на престоле») и XIX века. В XIX же столетии были открыты граффити Новгородской Софии, датируемые второй половиной XI – началом XII века. К 2004 году было известно уже 800 текстов граффити.

Собор в XVIII-XXI веках

В соборе сохранились надгробия архиепископов, которые были похоронены здесь в XVIII-XIX веках. Также в храме находятся мощи многих святых.

В XVIII веке к южному и северному фасадам были пристроены три контрфорса. В 1893-1900 годах осуществлялась реконструкция Софии, в ходе которой также были сняты южные контрфорсы.

В 1922 году часть имущества храма была изъята, сам он был закрыт в 1929 году, в его стенах был устроен антирелигиозный музей. Во время немецкой оккупации города собор был разграблен. Помимо всего прочего, был вывезен и главный крест собора, который затем попал в Испанию и был возвращен в Россию только в 2004 году. После войны храм был восстановлен, став частью Новгородского музея-заповедника.

В 1991 году Софийский собор был передан Русской Православной церкви, заново освещен 16 августа того же года патриархом Алексием II. В 2005-2007 годах производилась реставрация софийских куполов.

+ материалы для распечатки и инфографика

Строительство: 1045-1050

Освящение: 1052 год

Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы

Архитектурный стиль: византийский

Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11

История

Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы. Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.

Открытки начала XX века

В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.

Как устроен Собор Святой Софии

Мартирьевская паперть

В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.

Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.

Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.

Голосники

В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.

Иконостас

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.

Читайте так же:  Собор василия блаженного краткая информация

Купола

Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

Голубь на кресте

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

Фреска

Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.

Магдебургские врата

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.

Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой

Интересные факты:

Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.

Святыни

Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.

Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.

В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.

Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского

Софийская звонница

Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.

В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены. Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.

Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.

Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.

Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.

В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *