Спасо-преображенский собор в твери восстановление

Спа?со-Преображе?нский собо?р — традиционный кафедральный собор Тверской епархии, снесённый в 1935 году.

Кафедральный собор
Спасо-Преображенский собор
Тверской Кафедральный Спасо-Преображенский собор
56°51?42? с. ш. 35°53?59? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Россия, Тверь, Советская улица
Конфессия Православие
Епархия Тверская епархия
Первое упоминание 1285
Дата основания 1285
Строительство 1689—1696 годы
Дата упразднения 4 апреля 1935
Статус Уничтожен
Состояние Восстановлен
Сайт тверь-собор.рф
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

  • 1 История
  • 2 Восстановление храма
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Ещё до 1271 года на месте собора существовала деревянная соборная церковь во имя свв. Козьмы и Дамиана. В 1286 году при великом князе Михаиле Ярославиче и при первом тверском епископе Симеоне здесь был заложен каменный соборный храм во имя Спаса Преображения, простоявший 350 лет [1] . Он был первым городским белокаменным собором на Руси, построенным после монгольского нашествия [2] . В 1344—1359 годах в соборе были установлены позолоченные медные врата, а полы были выстланы цветными майоликовыми плитками. В 1382 году золотом покрыли купол собора, после чего храм часто именуется в летописях как «Святой Спас Златоверхий». С 1289 года Спасо-Преображенский собор стал усыпальницей местных князей.

В годы польско-литовского нашествия в начале XVII века древний собор был разобран. На месте старого был построен новый, второй Спасо-Преображенский собор. Последний храм на этом месте был выстроен из старицкого белого камня в 1689—1696 годах и постоянно «поновлялся усердием богатых прихожан», так что, по словам Аполлона Григорьева, к середине XIX века «получил общий, казённый характер» [3] .

В 1753 году к юго-западу от собора была воздвигнута трёхъярусная колокольня [4] . В 1774 году при архиепископе Платоне стены собора были украшены живописью [5] . В 1848—1854 гг. её возобновили, а столбы собора обделали под мрамор. С запада к собору было пристроено каменное крыльцо [6] . На колокольне был установлен колокол весом более 16 тонн, звук которого был слышен в любой точке города. На колокольне, чуть ниже купола, были устроены новые часы с четырьмя циферблатами, смотревшими на все стороны света. Циферблаты, диаметром около двух метров каждый, были окрашены в тёмно-синий цвет, на фоне которого ярко выделялись позолоченные цифры и стрелки.

В 1934 году по распоряжению советских властей Спасо-Преображенский собор начали последовательно уничтожать. Сам собор был взорван в ночь с 3 на 4 апреля 1935 года [7] . В 1937 году на его месте был разбит сквер со скульптурой Сталина и Ленина посередине. В октябре 1941 года здесь было устроено немецкое кладбище, которое было ликвидировано после освобождения города. После войны сквер был восстановлен, а посреди него был воздвигнут памятник Калинину.

С 1992 существуют планы восстановления собора [8] . С 22 августа по 4 сентября 1992 года были проведены разведочные архитектурно-археологические раскопки остатков собора [9] . По словам архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, сохранились фотографии, чертежи и обмеры храма, а также часть икон, что даёт возможность восстановить его в историческом виде [10]

Восстановление храма по старым чертежам началось 20 декабря 2014 года. В ходе раскопок были обнаружены и законсервированы фундаменты старого четверика и колокольни, а также южное крыльцо. Планируется, что они и далее будут доступны для обозрения. К марту 2015 года был залит фундамент нового собора. [11] . К августу 2019 года собор отстроен вчерне (из кирпича и железобетона), установлены купола и кресты, завершены предварительные штукатурные работы на фасаде. Сбор средств на проведение работ ведётся усилиями благотворительного фонда «Собор» при поддержке неравнодушных земляков [12] .

Врата собора, запечатлённые на снимке С. М. Прокудина-Горского 1910 года, хранятся ныне в московском Музее архитектуры им. А. В. Щусева.

  1. ^Овсянников, 1896, с. 4.
  2. ^Архиепископ Виктор призвал верующих возродить самый древний собор в Твери / Новости / Патриархия.ru
  3. ^Аполлон Григорьев. Мои литературные и нравственные скитальчества
  4. ^Овсянников, 1896, с. 12.
  5. ^Овсянников, 1896, с. 14.
  6. ^Овсянников, 1896, с. 16.
  7. ^И. Марченкофф.Кто взорвал в Твери Спасо-Преображенский собор. Тверь в фотографиях // Московский комсомолец. В Твери. — 2018. — 18 ноября.
  8. ^Тверская епархия Московского Патриархата Русской Православной Церкви | Новости епархии
  9. ^А. М. Салимов. Тверской Спасо-Преображенский собор / Под ред. Вал. А. Булкина. — Тверь : Антэк, 1994. — С. 205. — 368 с. — 7000 экз. — ISBN 5-85543-007-3.
  10. ^Возродим Спасо-Преображенский собор!(неопр.) (недоступная ссылка) . Сайт tverinfo.ru. Дата обращения: 11 января 2009.Архивировано 13 сентября 2012 года.
  11. ^В Твери залит фундамент Спасо-Преображенского собора
  12. ^Тверская епархия — Обсуждение хода работ по восстановлению Спасо-Преображенского собора, 17 ноября(неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения: 18 ноября 2018.Архивировано 19 ноября 2018 года.

Овсянников Н. Н. Краткие сведения о Тверском кафедральном соборе, как памятнике церковной древности (к двухсотлетнему юбилею собора). — Тверь: Типография Губернского Правления, 1896. — 18 с.

г. Тверь, Соборная площадь

Тверской Спасо-Преображенский собор на протяжении шести с половиной веков был главным кафедральным храмом Твери и являлся духовным символом Тверской земли. Собор находился в сердце города—центре Тверского кремля, где после пожара 1763 года был возведен Путевой императорский дворец. История собора делится на два периода: древнего храма и собора возведенного в конце XVII века.
Первый Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году Святым Благоверным Великим князем Михаилом Ярославичем Тверским и первым тверским епископом Симеоном. Строительство храма было завершено в 1290 году, а спустя два года была закончена роспись собора. Тверской Спасо-Преображенский собор стал первым белокаменным храмом на Руси построенным после монголо-татарского нашествия. Его сооружение стимулировало строительство храмов в целом ряде городов Руси (Ростов Великий, Новгород и т.д.). В 1344-59 годах в соборе были установлены позолоченные медные врата, а полы были выстланы цветными майоликовыми плитками. В 1382 году Великий князь Михаил Александрович Тверской покрыл золотом купол собора, после чего храм часто именуется в летописях как «Святой Спас Златоверхий».
С 1289 года Спасо-Преображенский собор становится усыпальницей. Первым находит упокоение в храме епископ Симеон. В последующие годы в храме были погребены мощи Святого князя Михаила Ярославича, его матери княгини Ксении и Великого князя Михаила Александровича, которые почитались в Твери как местночтимые святые, а так же 12 князей и княгинь тверского княжеского дома и 14 тверских владык.
В годы польско-литовского нашествия в начале XVII века древний Спас был разобран, а на его месте был отстроен новый, второй Спасо-Преображенский Собор.
Второй Спасо-Преображенский собор был выстроен из старицкого камня в 1689-1696 годах и практически в неизменном виде простоял до момента своего разрушения. Образцом для строительства этого храма послужил пятиглавый Успенский Собор московского кремля. В 1748-1755 к юго-западу от Спаса была воздвигнута трехъярусная колокольня. В середине XIX века на колоколе был установлен колокол весом более 1000 пудов (16 тонн) звук которого был слышен в любой точке города. На колокольне, чуть ниже купола находились часы с четырьмя циферблатами, смотрящими на все стороны света. Циферблаты, диаметром около двух метров каждый, были окрашены в темно-синий цвет, на фоне которого ярко выделялись позолоченные цифры и стрелки.
В начале XX века храм, величественный снаружи, представлял собой великолепное зрелище и внутри—в нем был старинный иконостас XVII века, многочисленные иконы тверского письма, старинные богослужебные книги и церковная утварь, картины, фрески и иконы художников Орлова, Мягкова, Колокольникова. В 1902 году в соборе была установлена новая рака с мощами благоверного князя Михаила Тверского. Украшением храма был и его хор, регентом которого являлся А.В.Александров, ставший позднее основателем и руководителем ансамбля песни и пляски Советской Армии и автором гимна СССР.
В 1934 году по распоряжению советских властей Спасо-Преображенский собор начали последовательно уничтожать. Рака с мощами Святого Михаила Тверского, уцелевшие иконы, картины и церковная утварь оказались в запасниках тверского музея. Затем планомерно, ярус за ярусом, была разрушена колокольня. Были сброшены кресты, разобраны и увезены в неизвестном направлении часы, разбиты колокола, в том числе и знаменитый 1000 пудовый.
Сам собор «Святого Спаса» был взорван в ночь с 3 на 4 апреля 1935 года. Тесаные камни от стен собора употребили на кладку цоколя ограды набережной Волги в городском саду, а битый кирпич вперемешку с костями—останками похороненных в соборе тверских князей и владык—пошли на засыпку съезда от Советской улицы к бывшему плашкоутному мосту (углубления в Городском саду).
Спустя два года после уничтожения собора на его месте был разбит сквер с бетонной скульптурой Сталина и Ленина посередине. В октябре 1941 года здесь было устроено немецкое кладбище, которое было ликвидировано после освобождения города. После войны сквер был восстановлен, а посреди него был воздвигнут памятник Калинину.
В 1992 году группа археологов под руководством В.А. Булкина (СПб университет), П.Д. Малыгина (ТГУ) и А.М. Салимова провела архитектурно-археологические раскопки на месте Спасо-Преображенского собора. В ходе исследований были найдены остатки фундамента собора и определено его точное месторасположение. В 1994 году вышла в свет книга А.М. Салимова « Тверской Спасо-Преображенский собор» в которой были опубликованы сохранившиеся чертежи и документы, связанные с храмом.

Читайте так же:  Собор пресвятой богородицы г

Охлобыстин Ю.А., 2006

О возрождении древнего храма, на протяжении шестисот лет являвшегося духовным и архитектурным центром Тверского края, многие тверитяне мечтали, наверное, со дня его разрушения в 1935 году. Но реальные шаги в этом направлении были сделаны только на рубеже XX и XXI веков. В 1992 году во время архитектурно-археологических исследований были обнаружены остатки фундаментов Спасо-Преображенского собора конца XVII века. А в 2002 году на этом месте по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в ознаменование начала работ по восстановлению тверского кафедрального Спасо-­Преображенского собора были установлены крест и камень. В том же 2002 году был зарегистрирован приход Спасо-Преображенского собора. Уже на следующий год был создан наш благотворительный фонд, главная задача которого – возрождение святыни. Очень много времени ушло на изыскательные работы и подготовку разрешительной документации. Храм был взорван в апреле 1935 года, но, к нашему счастью, буквально за месяц до этого события группа реставраторов сделала обмерные чертежи и фотографии внешнего вида и внутреннего убранства собора. И эти материалы, позволяющие максимально точно воссоздать облик храма, сохранились в московском Музее архитектуры имени Щусева. Фонду удалось выкупить порядка 50 архивных фотографий и десятки чертежей. Поэтому проект Спасо-Преображенского собора, который сейчас строится, максимально приближен к оригиналу. Сложнее дело обстоит с трехъярусной колокольней, которую разобрали гораздо раньше, чем был уничтожен храм. К сожалению, при воссоздании ее облика приходится опираться не на точные обмеры, а на старые иконы, гравюры, редкие фотографии и данные археологических исследований. Колокольня была очень красивой, с большим 16 тонным колоколом. Вместе с пятиглавым собором и Императорским дворцом она составляла гармоничный и законченный архитектурный комплекс.
Работа по возрождению собора, тянувшаяся не один десяток лет, всего за несколько месяцев 2011 года перешла в практическое русло. 27 октября 2011 года на Соборной площади г. Твери у Поклонного креста архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил молебен на начало воссоздания собора. А 19 апреля 2012 года в Тверском епархиальном управлении на Заседании попечительского совета Тверского регионального благотворительного фонда «Собор» по воссозданию Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери обсуждался ход подготовительных и восстановительных работ, планы на 2012 год.
С 2012 года по 2014 год, специалистами Института археологии Российской академии наук, были проведены масштабные раскопки на месте строительства собора.
В результате раскопок, которые проводились Самбийской экспедицией ИА РАН под научным руководством Л.А. Беляева и И.А. Сафаровой на участке площадью свыше 1500 квадратных метров, были обнаружены остатки двух каменных строений – соборов XIII и XVII веков. Они отличаются по размерам, планировке и технике строительства. Для первого собора использовалась преимущественно белокаменная кладка, для второго – кирпичная. В целом была установлена планировочная структура этих зданий, которые представляют собой сосредоточение культурных и архитектурных традиций как конца XIII века, так и XVII столетия. Удалось выявить огромное присоборное кладбище, которое было сильно повреждено и строителями более позднего собора, и особенно в первые десятилетия Советской власти. Фактически была срезана вершина Спасского холма, который до взрыва собора в 1935 году достаточно хорошо читался на фотографиях начала 20 века. К сожалению, ранний собор был очень тщательно демонтирован на тех участках, на которых строительные конструкции были видны строителям более позднего собора. Тем не менее сохранились относительно непотревоженные участки первого строения, которые к моменту строительства на этом месте собора XVII века находились под землей и не были обнаружены строителями. Это позволило археологам раскрыть их и выявить остатки древнего собора — материальные объекты, представляющие значительную историческую ценность. Среди них следует отметить комплекс остатков стен и фундаментов южной части раннего Спасо-Преображенского собора, а также его южное крыльцо. В настоящий момент эти объекты законсервированы, они закрыты специальным кожухом, что позволяет вести строительные работы по воссозданию современного здания храма. Эти объекты уникальны прежде всего потому, что они являются подлинными остатками того самого каменного собора, который стал первым после погрома Батыя в Северо-Восточной Руси. К сожалению, до настоящего времени у историков культуры и архитектуры не было достоверных сведений о внешнем виде древнего Спасо-Преображенского собора. Исследователям приходилось, в основном, ограничиваться достаточно условными и схематичными его изображениями на рисунках иностранных путешественников 16-17 веков. Поэтому значение найденных остатков раннего собора трудно переоценить. Ведь без изучения этого памятника невозможно в целом достоверно реконструировать историю искусства, архитектуры и культуры Древней Руси, понять переход от Владимиро-Суздальского зодчества к архитектурным традициям Московской Руси.
В процессе раскопок были выявлены строительные материалы, относящиеся к двум соборам XIII и XVII веков, а также остатки декора: покрытые резьбой белокаменные блоки, украшавшие древний храм. Как особое «археологическое везение» отметим находки сбитой штукатурки со следами фресковой живописи. Обнаружено огромное количество материалов, связанных с архитектурной составляющей зданий, в частности, керамические плитки пола. Большой интерес представляют и несколько тысяч находок, свидетельствующих как о жизни как самого собора, так и примыкавших к нему городских построек. Одно из важнейших открытий – обнаружение дособорных культурных слоев, в том числе кладбища, которое относилось к тому храму, который стоял на этом месте еще до закладки в 1285 году каменного Спасо-Преображенского собора.
Проведенные раскопки вскрыли остатки несущих конструкций – фундаментов и стен соборов XIII и XVII веков. Выявленные остатки раннего собора находятся за пределами храма XVII века, воссоздание которого идет в настоящее время. Безусловно, сохранившиеся остатки средневекового храма должны быть не просто законсервированы для обеспечения их сохранности, но и доступны для туристов, паломников, ученых. Для этого необходимо провести музеефикацию остатков подлинного собора, заложенного Михаилом Тверским, княгиней Ксенией и епископом Симеоном. Это позволит вкупе с воссозданным современным зданием храма сформировать полноценный культурно-исторический комплекс, который может восприниматься любым человеком – и православным, и атеистом, и представителями других конфессий – как сосредоточение исторической памяти. Ведь именно здесь были захоронены большинство тверских князей с семьями и виднейшие тверские епископы – исторические деятели, оставившие свой след в истории всей русской культуры.
14 августа 2014 года, сразу после получения всех разрешительных документов, стартовало строительство собора. По проекту строительство должно уложиться в 61 месяц.
Конец 2015 года и начало 2016-го стали новой ступенью в восстановлении главного храма Тверской земли – Спасо-Преображенского кафедрального собора: удалось подойти к завершению нулевого цикла строительства и перейти к его наземному этапу.
19 августа 2016 года на стройплощадке восстанавливаемого Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери митрополит Тверской и Кашинский Виктор совершил Божественную литургию. Через многие годы запретов и гонений торжествует правда Божия – начинает восстанавливаться литургическая жизнь, беззаконно отнятая когда-то богоборческой властью.
Сослужили митрополиту Тверскому и Кашинскому Виктору благочинный II-го округа церквей г. Твери архимандрит Амфилохий (Желябовский), председатель Отдела социального служения Тверской епархии иеромонах Амвросий (Желябовский), пресс-секретарь Тверской епархии иерей Максим Мищенко, клирики Воскресенского кафедрального собора г. Твери. На литургии присутствовали исполняющий обязанности Губернатора Тверсокй области Игорь Михайлович Руденя, руководитель управления общественных связей аппарата Правительства Тверской области А.В. Гагарин, управляющий Тверским региональным благотворительным фондом «Собор» Владимир Борисович Архаров, общественные деятели, краеведы, журналисты, верующие горожане.
Литургию сопровождал юношеский хор Хоровой школы мальчиков и юношей г. Конаково под управлением протоиерея Вадима Махновского.
С проповедью к молящимся обратился протоиерей Александр Душенков.
По окончании Божественной литургии были освящены плоды нового урожая, а также состоялся праздничный крестный ход вокруг храма в честь престольного праздника.

Читайте так же:  Троицкий собор в пскове высота

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА:

ГАТО Фонд 160 опись 1 дело № 16551

Клировые ведомости Тверского уезда за 1898 год

Лист 1
Ведомость о церкви Тверского Преображенского кафедрального Собора за 1898 год
1. Соборная церковь построена между 1689 и 1696 годами тщанием бывшего тогда Епископом Преосвященнейшим Сергием коим и освящена в 18 день мая 1696 года из холодной вся сделана тёплою в 1846 году через устройство двух пневматических печей в середине между четырьмя столбами под чугунными полами.
2. Зданием каменная византийской архитектуры с такою же колокольней византийской архитектуры
3. Престолов в ней два главный в честь Преображения Господня придельный с правой стороны в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
4. Утварью и ризами достаточна
5. Причта в ней положено по штату Протоиерей, Ключарь, два священника, протодиакон, два диакона, два иподиакона, два псаломщика, два пономаря так же с званием псаломщика
6. Земли при сей церкви кроме усадебной в 866 саженей не имеется
7. Дома у священноцерковнослужителей казённые оба каменные на церковной земле
.
11. Расстоянием сия церковь от Духовной Консистории в 1 1/2 верстах, ближайшие к сей церкви следующие: Симеона Столпника в 1/2 версте, Никольская на Зверинце и Ильинско Знаменская менее полверсты.
12. К собору приписана церковь Никольская, что в Капустниках не имеющая прихода.

О причте означенной церкви.


Первухин Григорий Петрович 1822-24.04.1899. Ключарь, протоиерей, благочинный Преображенского собора города Твери.

Тверского собора штатный протоиерей Григорий Петров Первухин, сын причетника 75 лет. По окончании курса учения в Московской духовной Академии в 1848 году со степенью магистра, определён в Тверскую духовную семинарию наставником церковно библейской истории и герминевтики в 1-й половине среднего отделения 1848 года ноября 5 дня, 1849 года февраля 27 дня Высокопреосвященнейшим Гавриилом Архиепископом Тверским и Кашинским произведен во священника к Тверскому Собору, 1849 года апреля 27 дня определён в духовную семинарию помощником наставника по II классу богословии в чтении ученических задач, 1849 года августа 6 дня за усердную службу награжден набедренником, 1850 года октября 3 дня Святейшим Синодом, согласно представлению Конференции Московской духовной Академии утверждён в степени магистра и получен присвоенный звания Магистерский Крест, 1850 года декабря 13-19 дня определён на вакансию профессора богословских наук в III класс высшего отделения духовной семинарии, 1853 года мая 21 дня, за усердную службу преподано ему БЛАГОСЛОВЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО СЕНАТА, 1855 года апреля 1 дня награждён бархатной фиолетовой скуфьёй, 1855 года в ноябре месяце по распоряжению духовно-учебного Управления с класса богословия перемещён на класс Священного писания и соединённых с ним предметов в первую половину высшего и среднего отделений духовной Семинарии, в 1859 году награждён камилавкою, в 1858 году февраля 8 дня определён библиотекарем духовной Семинарии, с 1859 по 1870 год состоял цензором проповедей очередных сельских священников Тверского уезда, с 14 марта 1860 года по сентябрь 1861 года исправлял должность члена Семинарского правления, 1862 года октября 10 дня утверждён в должности члена правления Семинарии, 1861 года в октябре месяце определен исправлять должность ключаря собора, утверждён в сей должности 1862 года сентября 20 дня, с 1863 года по 1893 год состоял законоучителем в Тверской классической гимназии, 1864 года апреля 25 Всемилостивейше награждён золотым наперсным крестом, 1867 года мая 4 дня по определению Святейшего Синода возведён в сан Протоиерея, в 1870 году утверждён штатным протоиереем Тверского Собора, с 1870 года по 1895 год состоял цензором проповедей священников по городу Твери, в 1881 году награждён палицей, в 1893 году мая 15 дня награждён золотым наперсным крестом без украшений из кабинета ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, в память трёхлетней войны награждён бронзовым на Владимирской ленте крестом, 1870 года апреля 12 дня ВЫСОЧАЙШИМ УКАЗОМ данным Капитулу Российских Императорских орденов сопричислен к ордену Святой Анны 3 степени, 1873 года апреля 8 дня сопричислен к ордену Святой Анны 2 степени, 1877 года сопричислен к ордену Святого Владимира 4 степени, в 1887 году сопричислен к ордену Святого Владимира 3 степени. По прошению уволен от должности благочинного, цензора проповедей и члена земского училищного Совета 1895 года октября 11 дня, в память в Бозе почившего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III имеет серебряную медаль на Александровской ленте, грамоты имеет.
Жена его Елизавета Иоаннова 66 лет
дети их: Александра 43 года в замужестве за бывшим директором Киржаческой учительской семинарии
София 39 в замужестве за доктором (умер)
Сергий 37 священник при Исаевской церкви в Твери
Арсений 27 преподаватель в Новоторжской женской прогимназии
Нил 25 преподаватель в Ярославской женской гимназии

Читайте так же:  Троицкий собор в днепропетровске

(Материалы предоставлены Георгием Германовичем Одинцовым.)

Успенский собор — выдающийся памятник древнерусского зодчества и один из важнейших храмов России, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Стены собора буквально дышат историей: ведь именно здесь русские князья венчались на княжение и именно этот храм стал первой их усыпальницей.

Для строительства собора Андрей Боголюбский привлек «со всех земель мастеры» и даже от императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, с которым он был дружен.

Строительство началось в 1158 году и было закончено за четыре года. Камень во Владимир поставлялся из Подмосковья, так как в непосредственной близости месторождений известняка не было. Широко использовался как труд пленных волжских булгар, перевозивших и тесавших камень, так и наемный труд итальянских, германских и русских резчиков по камню, за который князь платил звонкой монетой. В итоге строительство обошлось беспрецедентно дорогим, но абсолютно обоснованным: таких величественных храмов еще не знала земля русская. Успенский собор Владимира, построенный нарочито выше Софийского собора Киева, стал главным храмом страны, её религиозным, общественным и политическим центром.

Собор стал первой княжеской усыпальницей после того, как в 1174 году в нем был похоронен погибший от руки заговорщика князь Андрей Боголюбский. Спустя некоторое время здесь же на княжение венчался Всеволод Большое Гнездо. Большинство представителей владимирской княжеской семьи, епископов и первых русских митрополитов захоронены так же в стенах храма.

В 1185 году на долю храма выпало первое серьезное испытание: случился большой пожар. В следующем году было принято решение укрепить и расширить собор, потому было принято решение пристроить к собору боковые галереи. При расширении работы западноевропейских архитекторов не были затронуты, элементы декора аккуратно и заботливо сохранены и перенесены на новые стены, а сами галереи выстроены несколько ниже первоначального храма, выделяя его на фоне всей архитектурной композиции. Расписан храм был в 1189 году русским и византийскими мастерами. Крупные фрагменты этой уникальной росписи сохранились и поныне.

В 1238 году Владимир подвергся нападению татаро-монгольских завоевателей под предводительством хана Батыя. Прорвав многодневную оборону, татаро-монголы ворвались в город. Жители города спрятались в самом большом сооружении города во главе с епископом Митрофаном, но стены храма не смогли защитить их. Захватчики смогли сломать ворота и уничтожили всех, кто смог укрыться. Порядка тысячи человек погибли в тот холодный февральский день.

С тем же днем связана одна из известнейших легенд собора: когда татаро-монголы попытали вскрыть руки с мощами князя Андрея, он встал из могилы, лишил зрения тех, кто пытался разграбить его детище. Сложно судить о достоверности этих слов, однако очевидно, что за семь дней осады владимирцы устроили многочисленные ловушки для неприятеля, которые со временем обросли мифическим содержанием.

В 1252 году в соборе был посажен на княжение Александр Невский, а уже в 1299 году митрополит киевский Максим перенес кафедру Русской Православной Церкви в этот храм, что окончательно закрепило за ним право называться главным храмом Руси.

В XV веке храм был расписан заново. Для этой цели был нанят величайший русский мастер иконописи Андрей Рублев, памятник которому ныне стоит недалеко от собора. Центральная часть этой росписи, известная как «Страшный суд», сохранилась и поныне, несмотря на многочисленные пожары и реставрации. Кроме того, такого большого количества работ мастера не сохранилось более нигде в России.

В 1470 году в храме случился очередной большой пожар, унесший немало жизней горожан, о чем свидетельствуют сохранившиеся надписи, нацарапанные кем-то из грамотных жителей города. Эти сообщения не были закрыты при реставрациях и потому Успенский собор — единственный храм России, сохраняющий столь редкие и уникальные свидетельства своего времени.

С момента возвышения Москвы собор несколько утратил свою всероссийскую значимость, однако при строительстве Успенского собора Кремля, приехавший из Италии мастер Аристотель Фиорованти посетил Владимир и использовал проект главного храма Владимира в качестве источника вдохновения.

Во второй половине XVIII века посетившая Владимир Екатерина II распорядилась возродить великолепие древнего храма и выделила 15 тысяч рублей на обустройство нового алтаря. В итоге старый деревянный алтарь был заменен на новый, выполненный в барочном стиле и ставший самым дорогим алтарем России своего времени. Собственно этот алтарь и сейчас является украшением интерьера храма.

В начале XIX века в соборе были проведены значительные реставрационные работы: были расширены оконные проемы, установлена новая четырехскатная крыша и расписаны боковые галереи. В 1810 году сооружена колокольня в духе классицизма с высоким шпилем, ныне видная из любого конца города.

В 1862 году по проекту виднейшего владимирского архитектора и реставратора Н.А. Артлебена был пристроен Георгиевский теплый придел. В 1880-е году проведена масштабная научная реставрация: луковичные главки заменены на аутентичные шлемовидные, отреставрированы окна, убраны контрафорсы и открыты фрески Андрея Рублева.

В советское время в середине 1970-х годов проведена еще одна реставрация: восстановлено напольное покрытие и древние фрески XII века. Камень был покрыт специальным противоплесневым составом.

В 1992 году храм вместе с другими шедеврами белокаменного зодчества Владимирской Руси был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ныне собор находится в совместном ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Владимирской Епархии Русской Православной Церкви.

Время работы: понедельник – выходной, вторник-воскресенье – 07.00-20.00.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *