Султан ахмет мечеть

Мечеть Султанахмет (Sultanahmet Camii) – один из самых великолепных по красоте и величию памятников архитектуры Стамбула. Приказал возвести это истинное произведение искусства молодой правитель османов – Султан Ахмет. Позднее уже жители европейских государств дали религиозной святыне иное наименование – Голубая мечеть, которое прочно закрепилось за ней и сегодня находится у всех на слуху даже больше, чем оригинальное название.

История Голубой мечети

Главной причиной строительства мечети послужило ослабление Османской Империи, которая расцветала под управлением Сулеймана Великого. Благородный правитель скончался, и на государство обрушились беды. Сначала турки стали проигравшими в войне с Австрией, а параллельно с ней шли другие военные действия – сражения за власть с Ираном. Османы сильно ослабли и потеряли былое могущество. В стране наступили смутные времена.

Мечеть Султанахмет в Стамбуле

Султан Ахмет уже не знал, как защитить свою Империю и вернуть ей мощь и твердость духа. Последним отчаянным шагом его стало обращение к силам небесным. Правитель уповал на помощь Аллаха и решил отмолить перед ним все грехи. В мусульманском мире всем известно: постройка мечети – лучший способ диалога со Всевышним. Человек, совершив такое благое деяние, заслужит благосклонность Аллаха до конца дней своих.

Чтобы построить мечеть, которая была бы достойна самого Бога, султан призвал себе в помощники одного из величайших архитекторов тех времен – Седефкара Махмета Агу. Этот талантливый зодчий был некогда учеником небезызвестного в турецком государстве Хаджи Синана.

Лучшим местом для постройки мечети посчитали территорию, на которой ранее был возведен один из дворцов византийских императоров. Площадь на противоположной стороне от собора Святой Софии была полностью расчищена: от византийской дворцовой архитектуры с множеством великолепных построек не осталось и следа.

Сейчас уже невозможно сказать, какую же цель больше преследовал Султан: угодить Аллаху или превзойти все имеющиеся на тот момент шедевральные произведения архитекторов, в том числе константинопольских, но второе у него, безусловно, получилось.

Нужно отметить, что правитель искренне уверовал в милость Всевышнего. Даже денежные средства на постройку мечети он взял не из общей казны, как это делалось обычно, а выделил из собственных сокровищ. Хотя может быть, это было сделано по иной причине: как правило, новое строительство в Империи начиналось после очередной победы над врагом. Турки привозили с поля боя трофеи и деньги, которые затем вкладывали в благоустройство государства. Но дело в том, что за время своего правления султан Ахмет не стал победителем ни в одной из войн, поэтому, возможно, он решил, что будет правильным творить благие дела на личные средства.

Строили мечеть Султанахмет в течение долгих семи лет. Проектирование началось в 1609 г, а свои двери для верующих мечеть открыла только в 1616г.

Интересен еще один факт: сам молодой султан смог любоваться своим шедевром всего лишь 1 год после окончания постройки. Когда правителю исполнилось 27 лет, он заболел тифом и, к великому сожалению, скончался. Местом его захоронения стал большой сад при мечети.

Архитектура Голубой мечети

Голубая мечеть (мечеть Султана Ахмета)

В архитектурном стиле Голубой мечети слились воедино два заметных строительных направления древних времен: византийское и классическое османское. При первом взгляде на религиозную обитель кажется, что она – это зеркальное отражение великой Айя-Софии. Конечно, Султанахмет выглядит немного современнее, имеет более мягкие черты, но каскадное расположение куполов и пропорции очень напоминают Софийский собор.

Чтобы найти весомые отличия, нужно обращать внимание на детали. Архитектурный стиль мечети полностью передает дух той эпохи, который отражен в материалах, выбранных для постройки, интерьере и экстерьере монументального сооружения.

В основе постройки заложен фундамент прямоугольной формы с длиной стороны 72 метра, а шириной – 64 метра. Путем несложных математических вычислений можно определить, что общая площадь архитектурного ансамбля составляет 4608 квадратных метров! И это только размеры самого сооружения. В общую территорию входит еще и внутренний двор, по размерам равный мечети.

Такое огромное пространство – это не просто прихоть султана и желание продемонстрировать величие. Окружающая территория была тоже освоена и применялась в благородных целях. Здесь возвели несколько благотворительных учреждений, медресе, больничные палаты, кухни, караван-сарай и целый ряд других зданий подобного типа. Правда, львиная доля комплекса подверглась разрушению в 19 веке. До наших дней удалось сохранить только медресе. Но стоит отметить, что эта школа, находящаяся в восточном крыле, используется по прямому назначению и сегодня.

Легенда о шести минаретах

Чтобы понять корни этой легенды, нужно знать некоторые особенности османской архитектуры. В религиозных сооружениях тех времен максимальное число минаретов, которое полагалось возводить, не могло превышать четырех. Тем не менее Голубая мечеть известна своими шестью минаретами. Такое отхождение от канонов сразу же обросло множеством легенд. По одной из них архитектор Мехмет Ага просто не расслышал слова султана, и произошла ошибка. Ахмет сказал фразу «алтын минаре», что в переводе на русский язык означает «золотые минареты», а зодчий из-за собственной невнимательности или тугоухости расслышал только «алты минаре», что переводится не иначе как «шесть минаретов», что и послужило причиной такого обустройства мечети.

Главный зал мечети Султанахмет в Стамбуле

Конечно, это только легенда, и она ничем не подкреплена. Кроме этого, османский правитель лично контролировал процесс возведения своего «детища», посещая строительную площадку один раз в неделю, по пятницам. И он непременно бы заметил ошибку, если бы она была. Так что другая версия кажется более правдоподобной. А суть ее заключается в том, что султан просто мечтал построить сооружение, которое бы величием превосходило все известные до этого мечети, в том числе и Айя-Софию с ее четырьмя минаретами. Поэтому он решил немного отступить от религиозных правил.

После завершения строительства на султана посыпались осуждения имамов, и он был обвинен в гордыне. Дело в том, что главная религиозная обитель мусульман – Запретная мечеть в Мекке тоже имела на тот момент шесть минаретов. Но на то она и Запретная, что подражать и копировать ее было строго запрещено. Султан Ахмет поступил достаточно мудро: он оставил в целости и сохранности все минареты своей новоиспеченной мечети, а, чтобы не слыть дерзким и своенравным, он решил оплатить постройку седьмого минарета для Запретной мечети.

Таким образом конфликтная ситуация сошла на нет, и сегодня мечеть Султанахмет радует гостей и жителей города элегантностью и роскошью всех шести минаретов. Расположение их также необычно: первые четыре башенки стоят, как и положено, по углам здания. Каждую из них украшают по 3 балкона. А вот две другие расположены поодаль, в конце площади. Они оборудованы всего двумя балконами.

По параметрам высоты все минареты идентичны: каждый из них тянется ввысь на целых 64 метра.

Интерьер Голубой мечети

Интерьер Голубой мечети

Войдя внутрь мечети Султанахмет, попадаешь в огромное пространство, великолепие которого завораживает. Здесь особое освещение. Вроде бы с первого взгляда кажется, что свет тускловатый, приглушенный. Но при этом его достаточно для того, чтобы уникальные изразцы, украшающие собой пространство, «играли» полными красками. Впечатление непередаваемое!

Добиться такого эффекта архитектору удалось при помощи большого количества окошек, прикрытых витражами. То есть интерьер мечети подсвечен зонально, предметно – где-то сильнее, где-то мягче. Поэтому создается иллюзия объема.

Представьте себе картину: по темной комнате без центрального освещения расставлено полсотни горящих свечей, и каждая из них дает подсветку какому-либо одному предмету. Вот именно такое впечатление складывается у посетителей Голубой мечети.

Центральный свет в религиозной обители тоже предусмотрен. Огромная по диаметру свечная люстра расположена непосредственно под куполом, высота которого – 43 метра, а окружность – 23,5 метра. Держат ее огромные цепи, которые опущены настолько низко, что с определенных ракурсов кажется, будто люстра практически лежит на полу.

В роли напольного покрытия выступает шикарный мягкий ковер гранатового оттенка, расписанный традиционным цветочным орнаментом.

В главном зале мечети площадью 2646 квадратных метров одновременно могут разместиться 35 тысяч человек.

Опорами для центрального купола служат 5 равнозначных колонн, диаметр каждой из которых равен 5 м.

Особо нужно отметить количество оконных проемов: их в мечети Султанахмет целых 260. Многие из окон выступают в качестве обрамления центрального купола, поэтому создается впечатление его парения в воздушном пространстве.

Голубую мечеть стоит хотя бы раз в жизни увидеть каждому. Этот архитектурный шедевр навсегда остается в памяти тех, кому посчастливилось насладиться его красотой и величием!

Время работы мечети Султанахмет в 2021 году

Вход в мечеть Султанахмет, как и во все мечети Стамбула – бесплатный. Перед входом в мечеть необходимо снять обувь, женщинам покрыть голову платком (можно взять на входе). В мечеть нельзя входить в открытой одежде (короткие шорты и юбки, открытые майки).

Время открытия / Время закрытия

В пятницу мечеть открывается в 14:30 (в связи с молитвой)

Голубая мечеть (мечеть Султанахмет) на карте:

Так исторически сложилось, что Россия – многонациональная страна. И, конечно, в Москве ее культурное разнообразие представлено наиболее масштабно. Это выражается и в большом количестве православных храмов, католических соборов, синагог и, конечно же, мечетей.

Читайте так же:  Мечеть в афинах

Всего в Москве 4 крупных мечети: Московская историческая мечеть, комплекс мечетей Инам и Ярдям в Отрадном, Мемориальная мечеть, Московская соборная мечеть.

Московская историческая мечеть

Московская историческая мечеть была основана в 1823 году в историческом центре замоскворецкой татарской общины и является старейшей мечетью в Москве.

Свою непростую историю эта мечеть ведет еще с рубежа XVIII-XIX веков, когда на этом месте был двор переводчика Иностранной коллегии князя Суламита-мурзы , а во дворе стояла мечеть. Пожаром 1812 года мечеть наряду с другими московскими постройками была уничтожена. Разрешение на создание на этом месте молитвенного дома татарская община смогла получить только в конце 1823 года – при условии, что сооружение не будет иметь никаких внешних признаков мечети и не будет отличаться от рядовых домов.

Только в 1880 году было получено разрешение на перестройку мечети с устройством купола и минарета. В 30-е годы мечеть была закрыта, в советские годы она использовалась как военкомат или мастерская. Возобновление деятельности этой мечети в Москве состоялось лишь в 1993 году.

Сейчас мечеть имеет свой сайт , канал на Youtube и странички в других социальных сетях и дочерний проект – электронное медресе , где все желающие могут познавать основы ислама.

Адрес: Москва, ул. Большая Татарская, 28, стр. 1,2

Комплекс мечетей Инам и Ярдям в Отрадном

На небольшой площади в московском районе Отрадное расположился комплекс традиционных религий. Его еще называют Малым Иерусалимом или Новым Иерусалимом.

Комплекс включает в себя часовню святого великомученика Пантелеимона-целителя, православный храм святого Николая Мирликийского, закладной камень буддийской ступпы, синагогу «Даркей Шалом» («Пути мира»), учебно-административный комплекс и две мечети под одной крышей – татарскую Ярдем и азербайджанскую Инам.

Московская шиитская мечеть Инам была открыта в 1999 году по инициативе первого президента Азербайджана Аяза Ниязи оглы Муталибова, а ее название в переводе с азербайджанского означает «вера». Мечеть Инам составляет важную часть духовного наследия мусульман.

Суннитская мечеть Ярдям был открыта в 1997 году. Ее название переводится с татарского как «помощь». При мечети находится учебно-административный корпус, где студенты знакомятся с основами исламской веры и ее историей, изучают татарский и арабский языки. Также при мечети работает Благотворительный фонд «Хиляль», просветительский центр, магазин халяльной продукции, оказываются ритуальные услуги. Для проведения мусульманских мероприятий при мечети работает конференц-зал и мусульманское кафе.

Обе московские мечети – Инам и Ярдям — способны вместить в общей сложности около 3000 человек для посещения пятничных проповедей и других богослужений и совершения намаза.

Адрес: Москва, ул. Хачатуряна, 8

Мемориальная мечеть

Эта мечеть возведена в одном из наиболее памятных мест Москвы – на Поклонной горе – и посвящена памяти мусульман, погибших в Великой Отечественной войне. В своем оригинальном внешнем виде мечеть соединила татарскую, узбекскую и кавказскую архитектурные традиции.

В 1997 году мечеть была торжественно открыта. На церемонии присутствовали мэр Москвы, а также главы Казахстана, Башкортостана, Татарстана и многочисленные гости из СНГ. Прихожанами этой мечети в Москве являются татары, вайнахи, дагестанцы и турки. Службы проходят как на арабском, так и на русском языке.

Адрес: Москва, ул. Минская, 2б

Московская соборная мечеть

Эта наиболее известная и крупная московская мечеть находится в самом центре столицы. Она была открыта в 1904 году и с тех пор не закрывалась – даже в советские годы. На протяжении всей своей истории Московская соборная мечеть оставалась местом совершения молитв и связующим звеном для мусульман всей страны.

На данный момент эта московская мечеть является крупнейшей в столице (6 этажей, общая площадь -18 900 м 2 ) и вмещает в себя порядка 10 000 человек.

Адрес: Москва, Выползов переулок, д. 7

По имеющимся данным сейчас в Москве проживает около 1,5 млн мусульман. Специально для них помимо мечетей в Москве существуют исламские культурные центры. Здесь мусульмане могут помолиться и пообщаться с другими представителями исламской конфессии.

Мусульманское население России стремительно растет, причем во многом — за счет мигрантов. Сейчас в стране больше исповедующих ислам, чем в царские времена, а из четырнадцати с лишним тысяч культовых сооружений для них осталось чуть более 8 тыс. Это порождает огромные скопления верующих у мечетей в праздники. Чтобы закрыть острую потребность в домах молитв, необходимо возвести по всей стране примерно 50–60 мечетей, но процесс строительства нередко упирается в сопротивление местных властей. Об этом в интервью «Известиям» рассказал председатель президиума Духовного управления мусульман России, глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.

— В одном из недавних выступлений вы сказали, что через 15 лет около 30% населения России станут мусульманами. Эксперты спорят с этой оценкой. На чем вы основывались, делая такое заявление?

— Я сказал это не от своего имени, а привел оценку уважаемых экспертов и аналитиков. От себя могу добавить, что в 1987 году на пятничное богослужение в Московскую соборную мечеть приходили до 1,5 тыс. человек. А сегодня — от 13 тыс. до 18 тыс. Люди рядами стоят в ее дворе, все четыре уровня храма заполнены. В советские годы мы собирали на праздничные намазы Ураза-байрам и Курбан-байрам до 35 тыс. верующих, а сейчас 130 тыс. только в Соборной мечети. Это показывает, насколько увеличилось в наших рядах число сознательных людей.

Мусульмане во время намаза в день праздника Курбан-байрам у Соборной мечети в Москве

В 1997 году мэр Москвы говорил, что в столице проживает 800 тыс. мусульман. Сегодня я слышу от руководства столицы, что 3–4 млн жителей города — как постоянных, так и временных — исповедуют ислам.

— Вы говорите о Москве и Подмосковье. Но сюда едут и россияне, и трудовые мигранты. Есть ли свидетельства роста числа мусульман в регионах?

— Несомненно. В Санкт-Петербурге еще 10–15 лет назад было около 250–300 тыс. мусульман, а сегодня их число приближается к миллиону. Не было ни одной общины в Калининградской области, в Карелии, в Коми и других областях. Сегодня мы видим там бурное развитие мусульманской уммы. Идет постоянный рост общин в Приморском, Хабаровском, Алтайском крае, на Сахалине.

— За счет кого растет мусульманское население?

— С одной стороны, в России стимулируют рождаемость, потому что нам нужно молодое население для развития страны. С другой, наше правительство заявляет, что страна нуждается в рабочей силе, и приглашает мигрантов из Центральной и Средней Азии. Приезжает неженатая молодежь, хочет здесь остаться: работать, создавать семьи. Дети бывших трудовых мигрантов поступают в российские школы, получают высшее образование, показывают блестящие успехи. Они уже российские граждане, и их число с каждым годом увеличивается.

Студенты из арабских мусульманских стран учатся в наших вузах, женятся и остаются. Мало ли у нас таких докторов? Мало ли бизнесменов, которые открывают здесь передовые популярные рестораны?

Мы не стремимся к тому, чтобы представители других религий мощным потоком вливались в мусульманскую умму. В исламе нет миссионерства, так как в Коране сказано: «Нет принуждения в вере».

Но я горжусь тем, что смог включить в преамбулу закона «О свободе совести и религиозных объединениях» статью, где ислам наряду с православным христианством, иудаизмом и буддизмом назван традиционной религией Российского государства. Ни в царской России, ни в советское, ни в постсоветское время такого не было.

— Раз идет такой прирост верующего населения, должна быть нехватка мечетей. Сколько их требуется России?

— Сегодня у нас чуть более 8 тыс. вновь построенных или возвращенных мечетей. Если бы мы построили 6 тыс. новых храмов по всей стране, то достигли бы уровня 1920 года, хотя тогда мусульманское население Российской империи было намного меньше, чем Российской Федерации. Буду откровенен: сейчас мы финансово не сможем осилить строительство стольких мечетей. Речь идет хотя бы о 50–60 на всю страну. Это не так много, если вспомнить о программе строительства 200 храмовых комплексов в Москве.

Юрий Лужков когда-то решил, что в Москве должно быть 11 мечетей — по одной в каждом административном округе. Сегодня, к сожалению, мы не получили разрешение на строительство в районе Строгино. А это север столицы, где нет мечетей. Они нужны в Люблино, Марьино, где находится Московский исламский институт и более 20 лет существует мусульманское религиозное объединение «Алиф», компактно проживают немало мусульман. В районе Измайлово традиционно живет много татар, а мечети нет. Как и в Гольяново, Новогиреево, Новокосино и других районах Москвы. В Бутово из-за отсутствия мечети наши общины во время праздничных богослужений собирают по 50 тыс. человек прямо на улице. Вопрос острый.

— Отказ в площадке для мечети обычно основывается на воле местных жителей?

— Население однозначно не против наших мечетей. Общество сегодня изменилось. Россияне прекрасно относятся к тем, кто ходит в хиджабе, с покрытой головой, потому что такая же традиция— носить головной убор — есть у русского и других народов страны. Невежество и бескультурье прошли.

Вот скопление 150 тыс. людей возле одной мечети во время проведения больших праздников создает сложности для горожан. А если домов молитв будет достаточно, верующие распределятся по районам.

Читайте так же:  Строительство мечети в казахстане

В основном противники мечетей — те, кто работает в регионах в сфере межрелигиозных и межнациональных отношений. Например, в Калининградской области нам запрещают достроить возведенное уже почти под крышу строение. А ведь одним из первых комендантов Кенигсберга после его взятия был наш офицер Хаким Биктеев. Он стал и первым председателем мусульманской религиозной организации. Сегодня 92-летний ветеран войны бьется, чтобы в городе достроили мечеть — не в центре, не на видном месте, а в лесной зоне, далеко от шоссе. Разве мы этого не заслуживаем?

Мечеть Къадыр-Джами, Крым

Больше 20 лет мы не можем получить небольшой участок для строительства мечети в Сочи, хотя я несколько раз выезжал, встречался с руководством города. Для других конфессий участки находятся. Между тем Конституция объявляет равенство всех религий перед государством.

В Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Ростове-на-Дону и еще в некоторых регионах также есть непонимание вопроса.

А вот в Пекине, столице коммунистического Китая, работают свыше 80 мечетей, от 900-летней до построенной в 2008 году.

Еще один острый вопрос — сохранение мусульманского культурного наследия. В Рязанской области находятся мавзолеи касимовских ханов. Они в плачевном состоянии, требуется реставрация, но мусульманские объекты не замечают, если только это не на Северном Кавказе или в Татарстане.

— Вы говорите, что проблема не в населении, но у нас перед глазами недавний пример строительства храма в Екатеринбурге. Уверены, что в отношении мечетей не повторится эта история?

— В Екатеринбурге не жители, а власти отказали нам, мусульманам, в строительстве мечети на месте, где у нас больше 10 лет работал приход, во временную мечеть которого приходили по 1,5 тыс. верующих совершать намазы. Местные жители были не против.

Что касается скандала со строительством храма, я считаю, что здесь также виноваты власти. Они должны были больше общаться с горожанами. Нужно найти достойное место для строительства храма, мечети или синагоги, чтобы горожане сказали: «Какую красоту строят! Это будет украшением города».

— Когда в мире происходит очередной теракт с участием исламских группировок, вы спешите выступить с заявлением, что это не имеет отношения к вам. Как долго мусульманам придется оправдываться и убеждать: «Нет, это не мы. Мы не такие»?

— Мусульманским религиозным деятелям еще долго придется выступать с осуждением террористических актов. Мы не опасаемся, что после них немусульманское население будет проявлять негативные эмоции­ — этот этап был пройден к началу 2000-х годов. Сегодня россияне прекрасно понимают: ислам не учит плохому.

Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин

Мои заявления и заявления моих коллег — это осуждение, направленное тем, кто совершает теракт: «Мы не считаем вас мусульманами, потому что вы не выполняете завет Всевышнего. Вы для нас террористы». Пророк учил нас: «Войдите в мир сообща». Это — призыв Аллаха.

— Духовному управлению мусульман в России 25 лет. Ставит ли ваша организация задачу возглавить всех российских мусульман?

— Москва — столица не только православного государства, но и мусульманского. Россия была создана славянскими и тюркскими народами, христианством и исламом.

Духовное управление находится на территории Московской соборной мечети — на намоленном месте со 115-летней историей. Еще советское правительство признавало ее главной мечетью нашей страны.

Однако есть еще и глобальные вопросы, которые мы должны решать совместно. Это прежде всего вопрос проникновения в наши ряды чуждой нам идеологии — экстремизма, радикализма, международного терроризма. Также необходимо совместно решать вопрос исламского образования, подготовки кадров, воспитания нашей молодежи.

— Есть ли на Северном Кавказе то же понимание необходимости единства и видение иерархии, как у вас?

— Понимание необходимости единства есть, поэтому там и был образован Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Но объединительный процесс всех мусульман России еще не завершен. Это требует времени.

Численность мусульман в Москве составляет более 3-х миллионов человек – это больше, чем в любом европейском городе.

Большой процентов мусульман в Москве являются трудовыми мигрантами или гастарбайтерами, но это не означает, что эти люди, которые приехали в Москву работать, не имеют права на то, чтобы совершать поклонение в мечетях, выполняя свои религиозные обязанности. Москва является городом транзитным для людей, не только мусульман, которые приезжают в российскую столицу на заработки. Такой статус ко многому обязывает: для всех этих людей город должен обеспечить достойные условия для жизни, работы, выражения своей религиозной принадлежности.

История появления мусульман в Москве

История московских мусульман началась еще во время Золотой Орды, когда государственной религией в 1312 году был провозглашен ислам. До сих пор столица России хранит следы с того времени, когда появились первые мусульмане в Москве: эти следы отражаются в названиях улиц Москвы, таких, как Басманная улица, Арбат, Балчуг, Ордынка, Измайлово и Татарские переулки.

Этнический состав московских мусульман

Московские мусульмане в современной столице представлены пятью многочисленными группами:

  1. татары;
  2. народы Кавказа;
  3. народы Центральной Азии (узбеки, таджики, киргизы, казахи, туркмены);
  4. русские мусульмане, которые приняли ислам;
  5. этнические мусульмане, которые представлены выходцами из стран мусульманского мира.

Современные СМИ в угоду модной толерантности часто публикуют хвалебные статьи о том, как хорошо обстоит дело со строительством мечетей в Москве. Существует расхожее мнение, что если не учитывать количество трудовых мигрантов, в том числе и нелегальных, то мусульманских мест поклонения на территории Москвы хватит для всех верующих мусульман. Это очень далеко от истины. Только татар мусульман в Москве проживает около миллиона человек, по усредненным сведениям, а если учесть и жителей Подмосковья, то их количество достигает двух миллионов человек – это вторая по численность национальность москвичей.

Татары являются в Москве коренными жителями, их численность была внушительной уже на конец девятнадцатого века, а после времени Золотой Орды много татар служили у российских князей и царей, да и многие дворянские фамилии москвичей ведут свою историю именно от татар – это такие известные московские фамилии, как Юсуповы, Аксаковы, Шереметьевы и Кутузовы.

Представители второй группы представлены более миллионной диаспорой азербайджанцев, несколькими сотнями тысяч чеченцев и дагестанцев, а также менее многочисленными диаспорами карачаевцев, балкарцев, ингушей, осетин, адыгейцев и кабардинцев.

Также многочисленна третья группа, насчитывающая более миллиона этнических мусульман, в основном трудовых мигрантов из республик Средней Азии: Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркмении и Казахстана.

Представители четвертой группы проявляют нередко более ревностное отношение к тому, чтобы следовать предписаниям ислама, поскольку этнические мусульмане придерживаются традиций ислама часто в силу обычаев своего народа. Те же, кто принял ислам осознанно, стремятся к тому, чтобы исполнять все положения мусульманской религии ревностно и неукоснительно.

Представители пятой группы являются по большей части студентами из стран Ближнего Востока: арабов (сирийцы, египтяне, иорданцы, ливанцы, палестинцы, ливийцы), а также малайцев. Большая группа представлена турецкими и арабскими бизнесменами.

Современные проблемы мегаполиса для представителей ислама

В современной Москве обычные столичные жители часто связаны не с самыми приятными ассоциациями, а на женщин мусульманок, которые носят длинные платья и хиджабы, косятся со страхом. Это обусловлено рядом событий, произошедших в столице и в России в последние несколько десятилетий.

Но и со стороны мусульман можно наблюдать похожие эмоции: мусульманин-студент или девушка мусульманка не станут читать в общественном транспорте учебник по арабскому языку, поскольку реакция на арабские буквы может быть непредсказуемой. У мусульман в Москве достаточно часто возникают проблемы – от серьезных до курьезных.

События, которые происходили в последние годы в Афганистане и Чечне, политическая шумиха вокруг Ирана, череда терактов освещались на страницах таблоидов активно и последовательно, и о том, какова в действительности роль ислама во всех этих событиях, до сих пор ведется немало споров среди культурологов, политологов и экспертов. Следствием всех этих факторов стала взаимная настороженность и агрессия между немусульманами и мусульманами.

У московских мусульман возникает и ряд околорелигиозных проблем, связанных со смешанными браками, а также с отношениями между друзьями немусумальманами.

Русские мусульмане в Москве, которые приняли ислам по идейным соображениям, сталкиваются с еще большими проблемами: их часто встречают непониманием, хотя в понятие быть мусульманином входит не так много потребностей: возможность посещать мечети в необходимое, предписанное исламом время, возможность приобретать религиозную литературу, возможность покупать и употреблять в пищу халяльные продукты, а также иметь возможность проводить в соответствие с исламскими традициями похоронные и свадебные обряды. Для московского мусульманина, как и для любого другого человека, исповедующего ислам, важно дать своим детям возможность перенять исламские нормы, получить религиозное образование, встречаться со своими братьями по вере и отмечать вместе праздники ислама.

Сложности на работе

Для мусульманина, работающего в обычном московском офисе, большой проблемой становится соблюдение пятикратной ежедневной молитвы, намаза, поскольку никаких условий для этого в офисах и учреждениях Москвы не предусмотрено. Поскольку пятница в Москве является рабочим днем, посетить пятничную молитву для мусульман, работающих в Москве, становится невозможным.

Читайте так же:  Мусульманские мечети в екатеринбурге

Во время бизнес-ланча мусульманин может испытывать ряд трудностей с тем, чтобы найти в Москве подходящую пищу: сделанную из халяльного мяса, без свинины, без добавления алкоголя. Мусульманин вызывает в свою сторону косые взгляды, потому что не может участвовать в общей корпоративной вечеринке, которая без алкоголя не обходится.

Неразвитая социальная инфраструктура

Посещение больниц и поликлиник, которые в Москве не имеют разделения на мужские и женские, также затруднено, потому что их попросту нет. Такова же ситуация с беспроцентными займами, поскольку мусульманам по исламу запрещено взимание процентов с займов.

Мусульмане в Москве не могут получить полноценного религиозного образования, поскольку система его недостаточно развита.

Нехватка мест для проведения праздников

Еще одна проблема мусульман в Москве, с которую может лицезреть каждый москвич два раза в год и которая заслуживает внимания государства, — это возможность справлять мусульманские праздники: Ид аль-Фитр или Ураза-Байрам, то есть Праздник разговения, и Ид аль-Адха или Курбан-Байрам, то есть Праздник жертвоприношения. Оба этих праздника являются самыми крупными в Исламе, и существуют они еще со времен его появления, они были установлены почти полторы тысячи лет назад при жизни Посланника Аллаха Пророка Мухаммада ?.

Праздник Ураза-Байрам отмечается в празднование окончания поста Рамадан, а праздник Курбан-байрам отмечают по окончании хаджа через семьдесят дней после того, как отпразднуют Ураза-байрам. На праздник Курбан-Байран, который еще называют праздником жертвоприношения, принято резать верблюдов, баранов, другой скот.

Традиционно в эти праздники мусульмане обязаны посещать мечети, где проводятся праздничные молитвы, а истинно верующие, соблюдающие и преданные Богу мусульмане, посещают мечеть для молитвы и в обычные дни.

Ежегодно, когда у мечетей Москвы собирается тысячи верующих, в московских средствах массовой информации и соцсетях обязательно возникают комментарии о том, что количество мусульман в Москве растет с каждым годом, но если обратиться к архивным снимкам, то территория у Соборной мечети в Москве наполнялась мусульманами в дни этих праздников ежегодно – как десять, так и двадцать, и тридцать лет назад.

Огромное скопление мусульман у мечетей в Москве в дни праздников объясняется еще и тем, мусульманских религиозных мест, где люди могут поклоняться Богу, в Москве не хватает. Совершение обряда в дни мусульманских праздников выходит далеко за пределы территорий мечетей: верующие располагаются даже на трамвайных путях, чтобы принять участие в намазе.

Проблема номер один

Москва отстает от мировых столиц по количеству мечетей в несколько десятков раз. Не говоря уже о других городах страны, в которых часто вообще нет мусульманских мест поклонения.

В Москве было всего два места, которые могли в царской России объединить татар Москвы – это Историческая и Соборная мечеть, и если учесть, что на десять тысяч татар в ту пору приходилось две мечети, то по одной приходилось на пять тысяч человек. Только для одного миллиона татар, проживающих в Москве сейчас, количество мусульманских храмов должно составлять не менее двухсот. Количество, которое есть в Москве сейчас, несоизмеримо меньше.

Существует также расхожее мнение, что мечети строит муниципалитет или за средства госбюджета, и можно услышать возмущения со стороны горожан на тему того, почему жители города должны тратить на это свои кровные деньги. Но есть и общеизвестный факт, подтвержденный не домыслами, а реальной информацией: мечети строятся за средства мусульман: это могут быть российские предприниматели-мусульмане, а могут быть и иностранные меценаты из Турции или Саудовской Аравии. Никогда материальную помощь при строительстве мечетей не оказывали муниципалитет или федеральные власти, за исключением лишь одной мечети на Поклонной горе, строительство которой профинансировали бюджеты республик, в которых проживают преимущественно мусульмане: Татарстана, Башкортостана, Адыгеи и Казахстана.

Мусульманам в Москве часто приходится сталкиваться и с такой позицией немусульман, что мечети являются рассадниками терроризма и экстремизма, но мечети – это более эффективное средство как раз борьбы с такими явлениями, чем что бы то ни было, ведь со стороны имамов звучат призывы к верующим соблюдать законы, уважать своих сограждан и воспитывать в себе миролюбие и толерантность. Множество патологий в исламском обществе возникает как раз по причине отсутствия мечетей, потому что мусульманская молодежь в желании найти для себя источник религиозных знаний и не имея возможности прийти в мечеть, находит сомнительные компании и организации.

Разжигающие ненависть исламофобы

Мусульмане в Москве современной сталкиваются не только с бытовыми или социальными проблемами: в последние годы на исламскую общину участились атаки и со стороны не просто рядовых местных жителей, но даже со стороны общественных деятелей и людей, обладающих определенным весом в медиапространстве. В рамках подобных гонений и ранее возникали нападения и убийства мусульманских мигрантов, запреты на религиозные мусульманские книги, аресты имамов и всеобщие истерические обсуждения целесообразности строительства мечети. К этой истерической волне примкнули даже некоторые звезды российского шоубизнеса, которые выступили с требованием к мэру столицы, чтобы толпы мусульман были «спрятаны с глаз долой вместе с баранами, которых они так любят».

Было составлено даже открытое письмо к мэру Москвы Сергею Собянину и подписано такими известными лицами, как Михаил Ширвиндт и Николай Расторгуев, Ксения Раппопорт и Елена Камбурова, Андрей Макаревич и Лайма Вайкуле, Леонид Ярмольник и Татьяна Лютаева, Артемий Троицкий и Ольга Шелест, Сергей Чонишвили и Виктор Гусев, Александр Лазарев-младший и Александр Скляр. В этом письме заключается призыв запретить или «ввести в цивилизованные рамки» практику мусульман совершать обряд жертвоприношения в праздник Курбан-байрам, когда мусульмане забивают жертвенных животных «прилюдно», что «крайне удручает» отечественных звёзд.

Традицию забивать жертвенных баранов в письме называют «чужеродной для России», хотя подчеркивается, что к религиозным чувствам мусульман авторы письма относятся уважительно.

В ответ на это приводится заявление имама Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова о том, что ни одного случая забоя животных на улицах Москвы, как это описывают авторы письма, выявлено так и не было. Но зато были найдены доказательства того, что истерия вокруг вопроса о забое животных в период праздника Курбан-байрам оказалась тщательно спланированной акцией, для которой были заранее привлечены и озадачены журналисты и фотографы на поиски компромата в любом виде.

Но зато вызывает улыбку разговор о сценах насилия, которые развращают российское общество, со стороны тех лиц, которые сами ежедневно участвуют в создании телевизионного и кинематографического контента, который переполнен жестокостью, и это каждый день демонстрируется с экранов телевизоров и кинотеатров. Достаточно посмотреть выпуски новостей на ТВ, чтобы пресытиться сценами жестокости и почувствовать на себе их разрушающее влияние на психику.

И все-таки письмо оказало свое благотворение влияние: власти Москвы вплотную занялись вопросом организации мест цивилизованного и культурного забоя жертвенных животных, чего не смогли в течение десятилетий добиться от столичных властей сами мусульмане в Москве.

Мечети в Москве

Нельзя недооценивать значение мечети в жизни мусульманина, ведь для истинно верующего она является не просто местом, где он может поклоняться Всевышнему Аллаху, не просто местом произнесения молитвы: они являются еще и центрами исламской культуры, образовательными школами, где сами мусульмане и их дети могут получить религиозное образование. При них проводят занятия по исламу, обучают арабскому языку, здесь продается религиозная литература и мусульманские аксессуары, необходимые в обиходе мусульман вещи.

Историческая мечеть

Одна из старейших в Москве была основана в 1823 году по инициативе Молитвенного татарского общества и с его финансовой поддержкой. В 1939 году в ней размещался военкомат, а также мастерские и типография. В 1993 году мечеть была открыта заново, и в ней с этого времени начали совершать обязательные молитвы и пятничные проповеди, свадебные и погребальные обряды. Здесь есть зал на пятьдесят человек, которые можно арендовать для проведения мусульманских свадеб, а также для поминок. При мечети начала работу воскресная школа, в которой имамами бесплатно преподается арабский язык и проводятся занятия по изучению ислама и Священной Книги Коран.

Московская соборная мечеть

Является наиболее известной, старейшей и крупнейшей среди мечетей Москвы. Ее построил татарский купец Салих Ерзин еще в начале двадцатого века, и для современных московских мусульман она является главным мусульманским центром как Москвы, так и всей России. При ней работает ДУМЕР или Духовное управление мусульман европейской части России.

Мемориальная мечеть

Также на Поклонной горе расположена Мемориальная мечеть Москвы, которую выстроили в память о тех воинах-мусульманах, которые пали на полях сражений в годы Великой Отечественной войны. Здание представляет собой синтез нескольких восточных архитектурных школ: кавказской, узбекской и татарской. При ней также функционирует медресе и мусульманская община.

Ярдем на Отрадном

Данную мечеть было разрешено построить мусульманскому бизнесмену только в комплексе с религиозными храмами других конфессий. Всего религиозный комплекс включает в себя 4 здания: суннитскую мечеть, шиитскую мечеть, православный храм и синагогу.

Мечеть в Новой Москве

Последней в Москве стала мечеть, которую построили в 2017 году в районе Новой Москвы организацией московских мусульман «Милость».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *