Свято вознесенский кременский монастырь

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Кременско-Вознесенский мужской монастырь находится в Волгоградской области, на территории Донского Природного парка, на берегу Дона, в 8 километрах от станицы Кременской. Судьба монастыря неразрывно связана с судьбой донского казачества. Верные защитники Отечества и Православной Церкви, казаки всегда почитали Кременско-Вознесенскую обитель своей святыней.

Монастырь основан в 1693 г. на месте, где по преданию «подвизались» семь братьев-монахов, убитых разбойниками. Строителем Кременского монастыря (с 1711 г.) считается монах Никанор с братией. В 1712 г. Кременскому монастырю митрополитом Рязанским Стефаном (в то время местоблюстителем Патриаршьего Престола) было дано благословление на построение деревянного храма во имя Вознесения Господня. Храм трижды перестраивался, и в 1783 г. был построен уже каменный с двумя приделами — во имя Первомученика Стефана и Благовещения Пресвятой Богородицы. Строительство этой церкви осуществлялось на средства войскового атамана Данилы Ефремова при содействии полковника Василия Перфильева. В 1788 г. Кременско-Вознесенский монастырь в числе других заштатных монастырей был упразднен. Однако в 1798 г. был открыт, по настойчивым просьбам казаков и ходатайству Войска Донского и восстановлен в качестве второклассного мужского монастыря. В начале XX в. в Кременском Вознесенском мужском монастыре уже проживало около 80 монахов и послушников, а также имелась небольшая богодельня. В 1928 г. местными органами Советской власти монастырь был закрыт и преобразован в детскую трудовую колонию, а в послевоенные годы — в психиатрическую клинику. Начались годы разрухи и запустения.

В 1992 г. Кременско-Вознесенский монастырь был передан Волгоградской епархии в печальном состоянии. Все монастырские постройки были разрушены, Святой источник засыпан. С июня 1992 г. силами немногочисленной братии и боголюбивых христиан начались восстановительные работы. В 1992 г., в день Вознесения Господня, Владыкой Германом была отслужена первая после 1928 г. Литургия. В 1994 г. монастырь вновь обрел свою святыню — икону Августовской Божией Матери. В 2001 г. закончено строительство часовни во имя Святителя Николая, начато восстановление Пятницкого скита. В 2004 г. поставлена часовня на могиле Семи Братьев. Сейчас монастырский комплекс восстанавливается, привлекая паломников, святостью этих мест, тишиной заповедной природы и безмятежной силой Тихого Дона.

Статья написана, используя брошюру «Кременско-Вознесенский Мужской Монастырь», изданную братией монастыря

В 1693 году в нескольких километрах от станицы Кременской, на берегу Дона, возник Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь. Основателем Кременского монастыря стал иеромонах Никанор. Годом позже местное атаманское правление выделяет на строительство Свято-Вознесенского монастыря около 2000 десятин земли. Кременской мужской монастырь считается одним из самых старых монастырей Всевеликого Войска Донского. По одной из легенд, в начале 15 века в одной из пещер, на месте Свято-Вознесенского монастыря, здесь трудились 7 монахов, убитые разбойниками. Другая история гласит, что здесь были убиты семь братьев, промышлявших торговлей на Дону во времена Ермака. Кто знает, возможно, одна из этих легенд правдива. Позднее люди находили на этом месте человеческие кости.

После пожертвования Свято-Вознесенскому Кременскому монастырю сруба старой часовни монахи просят у Петра Первого разрешения на ее возведение. На что царь дает свое согласие. Но постройка прожила недолго – вскоре она была разобрана и сожжена, а пепел был рассеян по Дону. В 1711 году монах Капитон построил пустынь, а в 1712 году игумен Никонор начинает строительство храма во имя вознесения Господня. Строительство было закончено к 1716 году, и храм был освящен. По документам, среди монастырских построек существовали 2 деревянные церкви, 2 престола и 8 келий. В Свято-Вознесенском монастыре проживало около 11 монахов, игумен Никанор и иеромонах. С годами Свято-Вознесенский монастырь становился больше: были выстроены стены монастыря, кельи, трапезная, игуменский дом. А в 1743 году атаман Ефремов отводит монастырю участок земли, включающий в себя лес и озеро. По документам на 1786 год. в Кременском мужском монастыре несут монашескую службу порядка 30 человек. За исключением служителей Свято-Вознесенского монастыря, здесь находилось также около сотни крестьян, выполнявших различные работы. Пустынь, располагавшаяся на берегу Дона, предназначалась для израненных во время боев казаков. В Свято-Вознесенский мужской монастырь уходили и старые воины. Не найдя себе места в монастыре, они выкапывали поблизости в земле кельи, где находили уединение и покой. Впоследствии в горе образовалась целая сеть пещер, которые соединялись между собой ходами. В пещере была построена церковь и часовня.

В 1788 году по приказу Екатерины II в стране упразднялись монастыри. Той же участи ожидал и Кременский мужской монастырь. По приказу императрицы монастыри, не имеющие штатов, должны быть переделаны в приходские церкви, богадельни и народные школы. В 1798 году, благодаря прошению казаков, Свято-Вознесенский монастырь был восстановлен. Кременский монастырь был поднят на ноги Войском Донским и провозглашен как внештатный монастырь 3-го класса. Возвращались Свято-Вознесенскому монастырю и все земли. Вплоть до 1812 году в Свято-Вознесенском Кременском монастыре лечат раненых казаков. Также сюда ссылали людей на исправление. Большинство людей менялись настолько, что не хотели покидать Кременский монастырь, несмотря на то, что жизнь здесь была нелегка. С годами монастырь растет: в 1816 году Свято-Вознесенскому монастырю отводится участок прибрежной земли длиною в 2 версты. А в июне 1834 года при Кременском монастыре открывается приходское училище. В 1844 г. Настоятелям был присвоен сан архимандрита.

К началу 20 века в Кременском мужском монастыре насчитывалось 47 послушников и 25 монахов. При Свято-Вознесенском монастыре находился Пятницкий скит, который был вырублен в меловой горе. По преданиям, до революции здесь обитал некий монах, излечивший многих людей от эпидемии холеры. В военное время пещера служила укрытием от бомбежек. С наступлением в стране советской власти Свято-Вознесенский мужской монастырь был закрыт. На колокольне монастыря красными был установлен пулемет. Вследствие сражений монастырь получает несколько повреждений – в стене Стефано-Андреевского придела появляется пробоина от снаряда. В 1918 году красноармейцы разогнали монахов, а тех, кто отказывался покидать святую обитель, расстреляли. Но многие монахи, прятавшиеся неподалеку в пещерах, вернулись в Свято-Вознесенский монастырь. По рассказам, последний из монахов, живших в Кременском монастыре, умирает в 1937 году. Часовня на месте погребения 7 братьев и другие монастырские постройки были разрушены. Но до наших дней уцелело братское кладбище, на котором захоронено около 15 монахов.

Читайте так же:  Монастырь александра свирского ленинградская область

В 1924 году здесь создана колония для психически больных, а в 1925 году – сельскохозяйственная колония из 150 детей-беспризорников. Во время Великой Отечественной войны в Свято-Вознесенском монастыре располагалась военная часть. В это же время одним из солдат был найден целебный источник. В 1956 году этот солдат возвращается в Свято-Вознесенский монастырь и вместе с женой раскапывает святой источник. Вплоть до 1967 года здесь находится психбольница, а после монастырь долгое время пустует и разбирается по кусочкам местными жителями.

Возродился Кременский монастырь лишь в 1992 году. Прихожане г. Фролово проводят здесь работы по активному восстановлению Свято-Вознесенского монастыря. А в 2001 году освящается часовня из камня во имя святителя Николая, находящаяся на месте древнего монастыря. На церкви были установлены купола с крестами и колокола, облагорожен находящийся в 3 километрах от неё святой источник Казанской Божией Матери, наведен порядок на месте захоронений. В том же году было начато строительство Пятницкого скита.

В настоящее время Кременскому мужскому монастырю принадлежит около 498 га земли, среди которых есть пашни и пастбища. Монахи занимаются разведением кур, свиней и коров. В октябре 2001 г. обители передаётся в качестве подворья церковь святого Олега Брянского в пригороде Волгограда – поселке Кирова. Постепенно Свято-Вознесенский Кременский мужской монастырь восстанавливается и к нему возвращается все то, что было прежде.

Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь возник в 1693 году в нескольких километрах от станицы Кременской, на берегу Дона. Основателем Кременского монастыря был иеромонах Никанор. Кременской мужской монастырь считается одним из самых старых монастырей Всевеликого Войска Донского. По одной из легенд, в начале 15 века в одной из пещер на месте Свято-Вознесенского монастыря трудились 7 монахов, убитые разбойниками. Другая история гласит, что здесь были убиты семь братьев, промышлявших во времена Ермака торговлей на Дону. После пожертвования Свято-Вознесенскому Кременскому монастырю сруба старой часовни монахи получают от Петра Первого разрешения на ее возведение. Однако вскоре она была разобрана и сожжена, а пепел был развеян по Дону. В 1711 году монах Капитон построил пустынь, а в 1712 году игумен Никонор начинает строительство храма во имя вознесения Господня. Строительство было закончено к 1716 году, тогда же храм был освящен.

Монастырь за годы своего существования пережил различные события. К началу 20 века в Кременском мужском монастыре насчитывалось 47 послушников и 25 монахов.

Во время Великой Отечественной войны в Свято-Вознесенском монастыре располагалась военная часть. В это же время одним из солдат был найден целебный источник. Вплоть до 1967 года здесь находится больница, а после монастырь долгое время пустует.

Лишь в 1992 году началась новая страница в истории монастыря. Прихожане г. Фролово проводят здесь работы по активному восстановлению Свято-Вознесенского монастыря. В настоящее время Кременскому мужскому монастырю принадлежит около 498 га земли, среди которых есть пашни и пастбища.

© ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», 2021

Задо?нский Рождество?-Богоро?дицкий монасты?рь — мужской монастырь, основанный в городе Задонске Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области), на левом берегу Дона.

  • 1692 — уничтожен пожаром
  • 1697 — восстановлен
  • 1853 — сооружён Владимирский собор
  • 1919 — разграблен и закрыт
  • 1990 — передан в ведение Русской православной церкви

Содержание

  • 1 История
  • 2 Обретение мощей Святителя Тихона Задонского
  • 3 Разграбление и закрытие
  • 4 Восстановление, день сегодняшний
  • 5 Святыни
  • 6 Храмы монастыря
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года список Владимирской иконы Божией Матери, впоследствии прославившуюся как чудотворная [1] . Первый деревянный храм во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери монахи основали на берегу реки Тешевки, при её слиянии с Доном.

Изначально монастырь получил название Задонского Тешевского Богородицкого, потому что относительно Москвы находился за рекой Доном, стоял на реке Тешевке и главной святыней была Владимирская икона Божией Матери. Доподлинно неизвестна дальнейшая жизнь основателей монастыря, но принято считать, что они продолжили там служить до конца жизни и были похоронены рядом с храмом, о чём говорит запись в синодике.

В 1692 году пожар уничтожил все постройки монастыря, включая архивы и имущество. Невредимой осталась лишь святыня — икона Богоматери. С тех пор икона стала ещё более почитаемой среди верующих.

К 1697 году обитель и все прежние здания были восстановлены. Строительство проходило тщанием игумена Трифона, бывшего настоятелем монастыря с 1693 по 1697 год. Спустя 44 года прежняя деревянная церковь обветшала, да и не могла вместить всех верующих, поэтому в 1736 году игумен Евфимий II предпринял строительство первой церкви из камня с двумя приделами — в честь Рождества святого Иоанна Предтечи и во имя Евсевия, епископа Самосадского. В 1741 году освятили главный престол. При игумене Евфимии с западной стороны монастыря были возведены каменные забор с воротами и колокольня в готическом стиле. На первом этаже колокольни располагался храм во имя святителя Николая, а по флангам возведены двухэтажные кельи с кладовыми. В 1769 году в монастырь пришёл епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколовский), уже при жизни считавшийся святым. С приходом святителя Тихона монастырь обрёл известность и почитание.

Читайте так же:  Свято серафимо покровский женский монастырь

10 сентября 1798 года в сан архимандрита монастыря был возведён Тимофей (Самбикин), который на протяжении предыдущих восьми лет был в нём игуменом, а также состоял присутствующим членом Воронежской духовной консистории. В этой должности он пробыл по 15 июля 1805 года, когда был из Задонска определён настоятелем Соловецкого монастыря [2] . С приходом нового архимандрита возобновляется строительство новых зданий на территории монастыря — в том числе восточная одноэтажная келья для настоятеля и двухэтажный южный корпус для служителей, закачивается строительство каменный ограды с двумя башнями (одна сохранилась до современности). В то же время обновляется Владимирский храм — появляется настенная живопись, перекрывается крыша, достраиваются служебные дворы. С 1779 по 1802 год на территории монастыря размещались уездное казначейство и присутственные места.

В конце XVIII века монастырь причислили к третьему классу, по которому полагалось иметь игуменов. В 1797 году для третьеклассных монастырей было положено иметь архимандритов, поэтому уже в 1798 году в Задонском монастыре появилась архимандрия. Монастырь значился на 130-м месте в списке 1810 года всех монастырей третьего класса.

С увеличением числа паломников в Задонский монастырь назрела необходимость строительства новых зданий и обновление существующих. Так, был построен северный жилой корпус для паломников, впоследствии отданный под кельи. Корпус был позже уничтожен при строительстве нового здания Владимирского храма. Сам храм Владимирской иконы Божией Матери был вновь расписан и подновлён в 1803 году. При архимандрите Иннокентии в 1806 году была устроена каменная трапезная с богатой отделкой в виде колонн, богатых украшений и алебастровых фигур. В ней же расположилась монастырская хлебопекарня. Позже трапезную переоборудовали в зимнюю церковь. В 1815—1816 годах обновлены кельи, трапезная и прочие здания. В 1817 году к двухэтажному корпусу пристроили двухэтажную Вознесенскую церковь и помещение для больницы.

В 1818 году рядом с Вознесенским храмом было возведено здание для духовного училища (первые два этажа занимали ученики, третий этаж был отдан наставникам). В том же году в обитель прибыл Георгий (Задонский), который на протяжении 17 лет вёл в монастыре затворническую жизнь.

С 1814 года Задонский монастырь брал на попечение от 10 до 20 самых бедных учеников как воспитанников святителя Тихона. В 1822 году правлением Воронежской губернии Задонскому монастырю было выделено для строительства колокольни и гостиницы 480 м? земли.

В 1827 году архимандрит Самуил подал прошение в епархию о расширении Владимирского собора, на что преосвященный Антоний ответил: «Заготовление материалов дозволяется, но рекомендую отцу-настоятелю попещись не о распространении ныне существующей церкви, а о построении новой, соответственной знатности монастыря». Строительная комиссия одобрила план стройки нового храма, колокольни и гостиницы в 1829 году. Уже на следующий год колокольня была отстроена по второй этаж включительно; возводилась она отдельно от церкви. В 1832 году расширили и перестроили главную церковь, обновили роспись и иконостас, заменили кровлю.

21 августа 1835 года колокольню освятил архиепископ Антоний. Под колокольней располагались главные ворота, которые предполагалось использовать в особых торжественных случаях. Вход украшен греческим портиком, опирающимся на колонны. В арке входа потолок был расписан изображением двух ангелов, несших икону Николая Чудотворца, и была нанесена надпись «Радуйся Николае великий чудотворче!» Во втором этаже колокольни был устроен храм Святителя Николая Мирликийского, который освятили в 1838 году. С обеих сторон колокольни располагались корпуса для паломников; общее количество комнат 78. Колокольня имела 11 колоколов. Самый первый и самый большой (весом 5 т) отлили в 1846 году, второй колокол весил 1965 кг, третий 1146 кг. Общая масса колоколов составила 9844 кг. Среди малых был колокол, обнаруженный в 1815 году на пустыре Донщины.

В 1830 году между гостиницей и храмом возвели ограждение с двумя входами: со стороны колокольни к Владимирскому храму и со стороны гостиницы во двор. Позже у ворот был оборудован тротуар с пирамидальными тополями по бокам, ведший в храм Рождества Пресвятой Богородицы (перестроена в 1834 году из одноэтажной трапезной братии); позже здесь находились мощи святителя Тихона. Деревянное помещение имело арки в боковых стенах, а свод держался на 18 деревянных колоннах со штукатуркой под мрамор. Храм Рождества Пресвятой Богородицы имел три придела: по центру — Рождества Пресвятой Богородицы, справа — во имя Митрофана, первого епископа Воронежского и чудотворца, слева — преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1862 году храм из-за ветхости начали перестраивать в каменный.

В 1838 году окончены отделочные работы церкви Святителя Николая, и церковь начала действовать. В том же году завершилось строительство (начато в 1836 году) каменной ограды с двумя воротами, украшенными восемью колоннами.

Читайте так же:  Монастырь в веневе тульской области

В 1839 году было принято решение о строительстве нового главного соборного храма взамен ветхого, чуть севернее существовавшего на тот момент Владимирского храма. Параллельно планировалось убрать все ветхие здания монастыря, заменив их современными каменными.

В 1841 году Владимирский храм пришёл в полную негодность, о чём свидетельствует послание архимандрита Маркирия в епархию: «из монастырских зданий в трапезной церкви Владимирской Богоматери, она же и летняя соборная, трещины в сводах, на братском корпусе, где училище, течь; на сараях и конюшнях крыша совершенно разрушается». В том же году храм опечатали и закрыли.

В 1845—1853 годах по проекту архитектора Константина Тона был построен новый величественный пятиглавый собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. Иконостасы для него предоставлены художником Тимофеем Мягковым. Новый трёхэтажный храм имел три входа, центральный купол и четыре башни, укрытые белым железом с изображением крестов и яблок из червонного золота. По сторонам входов храм был украшен десятью колоннами с пилястрами. Алтари и пространство для богослужений поднимается над полом на 1 метр. Храм имел восемь престолов: в честь Владимирской иконы Божией Матери, Покрова Божией Матери, во имя Алексия, митрополита, и Симеона Столпника, святой мученицы царицы Александры, святого первомученика архидиакона Стефана, во имя Пресвятой Троицы, святой праведной Анны, святой великомученицы Екатерины. Снаружи храм был отштукатурен и покрыт голубым цветом, при этом алтарь, трапезы и фронтоны под крышей были выкрашены в зелёный.

Одной из главных святынь храма является чудотворная Владимирская икона Божией Матери, которая была помещена у клироса. Риза иконы выполнена из серебра с позолотой и украшена жемчугом и драгоценными камнями. Икона уцелела при пожаре 1692 года, помогла в эпидемии холеры в Задонске в 1830—1831 годах и 1848 году (в монастыре болезнь свирепствовала, но никто не умер от неё), спасла Задонск в июне 1861 года и 1 августа 1869 года от уничтожения огнём (икону приносили к пожарищу с молебном, и огонь стихал, что давало возможность потушить его). К особо почитаемым относятся и другие иконы собора: Спасителя и Богоматери, святого благоверного князя Александра Невского, Спасителя, Богоматери, жертвоприношение Авраама и видение пророка Исайи, святой мученицы Валентины, Марии Египетской.

Храм торжественно заложили 10 июня 1845 года с благословения архиепископа Антония и настоятеля архимандрита Илария. Плита, заложенная у основания, гласит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Основана сия церковь в честь и память Владимирской Божией Матери, при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего императора Николая Павловича, при святительстве же господина Высокопреосвященного Антония, епископа Воронежского и Задонского, и священного архимандрита Илария, 1845 год июня 10 дня; при чём заложены мощи, иже во Святых Отца нашего Митрофана I, епископа Воронежского и чудотворца». Нижний этаж освятили в 1848 году, прочие 13 августа 1853 года. Храм перекрыли английской жестью в 1858 году.

В 1846 году при разборе старой деревянной Владимирской церкви было обнаружено, что склеп, в котором покоился Святитель Тихон был частично разрушен, а его гроб, нарушенный упавшими кирпичами, сильно обветшал. Тогда и было замечено, что почивший архипастырь, проведя 63 года в сыром месте, не был тронут тленом. Тело было переложено в другую гробницу, которую поместили в теплом храме. Об этом факте, а также о чудесах исцеления у гробницы, архиепископ Воронежский Антоний сообщил Священному Синоду, а также в день своей кончины написал письмо об этом императору Николаю I.

В дальнейшем, при живом участии Дмитрия Григорьева [3] , для установления факта обретения мощей была создана комиссия, в которую входили митрополит Киевский Исидор, местный преосвященный архиепископ Иосиф и архимандрит московский Покровского монастыря Паисия, два человека из Задонского духовенства и два иеромонаха Задонского монастыря. 19 мая ими было засвидетельствован факт нетленности мощей и облачения Святителя Тихона. После этого Священный Синод направил императору Александру II прошение о причислении Тихона Задонского к лику святых и сделать памятным днем 13 августа. Прошение Александр Николаевич подписал так: «Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр».

К началу XX века Задонский монастырь представлял собой целый городок, состоящий из 6 храмов, колокольни, странноприёмного дома, больницы, аптеки, двух кирпичных заводов, одного свечного, церковно-приходской школы. Братия монастыря насчитывала около 300 человек.

Разграблен и закрыт в 1919 году.

В 70—80-х годах XX века на территории монастыря, во всех его зданиях, располагался консервный завод, а сам собор был переделан под склад продукции.

В 1990 году Владимирский собор и часть построек монастыря были возвращены Русской православной церкви. Первое архиерейское богослужение в соборе состоялось 26 августа 1990 года, в день памяти святого Тихона Воронежского, Задонского чудотворца. В настоящее время монастырь восстановлен; управление монастырской братией в числе более 200 послушников и 60 монашествующих осуществляет наместник игумен Трифон (Голубых).

Монастырь принимает паломников, при нём действует ряд бесплатных паломнических гостиниц.

1 сентября 2008 года Банк России выпустил в обращение серебряную памятную монету, посвящённую Владимирскому собору Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

В монастыре сберегается деревянный ковчег, содержащий частицы мощей наиболее чтимых на Руси святых. Мощи 11 задонских праведников сегодня находятся в мраморной гробнице во Владимирском соборе монастыря (среди них юродивый Антоний Монкин).

Найдены и восстановлены два наиболее почитаемых из 20 насчитывавшихся до революции святых источников. Восстанавливается храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *