Теремный дворец в москве

  • Добавить фотографию
  • Добавить статью
  • Добавить комментарий
  • Показать объект на карте
  • Показать похожие объекты
  • Дата постройки: 1635 — 1636 гг.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков, реставрация Ф. Г. Солнцев, П. А. Герасимов, при участии Ф. Ф. Рихтера
  • Адрес: Московский Кремль
  • Метро: Боровицкая
  • Координаты: 37°36?53.76?E; 55°45?0.58?N

В 1635-1636 годах для царя Михаила Федоровича мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым были построены первые каменные жилые покои в царском дворце. Три новых жилых этажа возвели на нижнем ярусе северной части дворца, построенного в 1508 году Алевизом Фрязином и надстроенными над ним во второй половине ХVI века Мастерскими палатами. Завершенный пятиэтажный дворец получил название Теремного.

Теремной дворец был редкой диковинкой в деревянной Москве. Кровля палат была расписана в «шахмат» — разными цветами, золотом и серебром. Здание украшали флюгеры, башенки, крылечки, решетки.

Среднее окно палаты, украшенное резным наличником, называлось «челобитным». Из него к народу спускали большой («долгий») ящик, куда каждый мог положить записку с жалобой или просьбой. Отсюда пошло выражение «положить дело в долгий ящик».

Еще была в Теремном дворце золотая решетка, отделявшая площадку от лестницы. Считалось, что она была сделана из медных денег, изъятых из обращения после медного бунта. Но современные исследования показали, что решетка была выкована из железа.

Первоначальная роспись комнат (С.Ф. Ушаков) и богатые интерьеры пострадали в XVIII столетии, а позже в войну 1812 года. Восстановление и реставрация утраченного по образцам XVII века проводилась в 1836-1837 годах под руководством Фёдора Солнцева, Петра Герасимова и при участии Фёдора Рихтера.

В настоящее время Теремной дворец входит в состав Большого Кремлевского дворца и является Резиденцией Президента РФ.

Дворец
Теремной дворец

Теремной дворец Московского Кремля, 2003 год
55°45?00? с. ш. 37°36?56? в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Москва, Московский кремль
Архитектурный стиль Русское узорочье
Автор проекта Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков, Бажен Огурцов
Архитектор Алевиз Фрязин Старый
Основатель Михаил Фёдорович
Дата основания 1635—1636
Статус Объект культурного наследия № 7710353025 № 7710353025
Сайт kreml.ru/en/kremlin/buil…
Медиафайлы на Викискладе

Теремной дворец — памятник архитектуры XVII века, расположенный на территории Московского Кремля. Дворец был построен в 1635—1636 годах по приказу Михаила Фёдоровича как парадные царские покои. Возведение первых каменных царских палат велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным под руководством Антипы Константинова. В настоящее время дворец входит в ансамбль Большого Кремлёвского дворца и является резиденцией президента России.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Предыстория
    • 1.2 Строительство
    • 1.3 XVIII—XIX века
  • 2 Архитектура и планировка
    • 2.1 Стилевые черты
    • 2.2 Внутренняя организация
  • 3 Ансамбль дворца
    • 3.1 Царские покои
    • 3.2 Златоверхий теремок
    • 3.3 Церкви Теремного дворца
  • 4 Реконструкция дворца
  • 5 Галерея
  • 6 Примечания
  • 7 Список литературы
  • 8 Ссылки

История [ править | править код ]

Предыстория [ править | править код ]

Палаты московских князей исторически строились на высоком месте над Боровицким кремлёвским холмом. По замечанию автора «Обозрения Москвы» Алексея Малиновского, «со времён Иоанна Данииловича Калиты дворец великокняжеский занимал самое красивое среди Кремля местоположение, господствующее над всей видимой окрестностью…». В первой половине XV века на краю холма располагались хоромы великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия I. Впоследствии княжеский двор расширился на восток к Благовещенскому собору и занял место нынешнего Большого Кремлёвского дворца. Княжеские хоромы часто меняли облик из-за пожаров, перестроек и расширений [1] .

При Иване III была предпринята перестройка Московского Кремля: великий князь решил полностью срыть старые белокаменные стены и на их месте возвести кирпичные. Работы начались летом 1485 года и были окончены только при Василии III. Внутри Кремля возвели много новых каменных построек, в числе которых: Успенский собор, зал для торжественных приёмов — Грановитая палата, Архангельский собор. Первые каменные жилые здания Государева двора появляются в 1499—1508 годах, их авторство принадлежит итальянскому архитектору Алевизу Фрязину. Дворец Алевиза простоял долго, но к нему многократно пристраивались деревянные хоромы, сени и другие сооружения [2] .

Строительство [ править | править код ]

К моменту восшествия на престол Михаила Фёдоровича Царский дворец Кремля находился в плохом состоянии: после Смутного времени многое было сожжено, разграблено или уничтожено [3] . В 1635—1636 годах по приказу государя строятся новые каменные царские покои, получившие название Теремной дворец. Возведением палат руководили каменных дел подмастерья Антип Константинов, Трефил Шарутин, Бажен Огурцов и Ларион Ушаков. Для сооружения применялись инновационные для того времени технологии с использованием железных «связей» [4] . Это способствовало уменьшению толщины стен и, соответственно, увеличению внутреннего пространства здания. Другой особенностью Теремного дворца была его анфиладная планировка — это первый пример такой постройки на Руси [4] [5] [6] .

Основанием для возведения новых царских покоев были построенные Алевизом Фрязином палаты Ивана III. Три новых этажа надстроили над двумя существующими. Последний этаж, «Верхний теремок», был достроен в 1637 году [7] .

Возведение Теремного дворца стало для Михаила Фёдоровича важной частью большого строительства в Кремле. Летописцы отмечали, что преображение покоев государя «зело хитро», «зело причудно». В 1637 году отделка новых каменных хором была завершена: мастер Иван Осипов расписал крышу серебром и сусальным золотом, в окна вставил цветные слюдяные окошки. Роспись комнат дворца проводилась под руководством иконописца Симона Ушакова [8] [9] .

Окончательный облик Теремного дворца сформировался в царствование Алексея Михайловича. Около здания вдоль Боровицкого холма были устроены сады и оранжереи, ставшие дополнительным украшением Кремля [10] [11] .

Теремной дворец был одним из зданий Царского двора, который в XVII веке представлял собой сложный комплекс разнородных строений. На парадную сторону, к Соборной площади, выходила Грановитая палата, южнее находились Средняя Золотая и Столовая палаты. На краю холма располагались Набережные палаты, а с северной стороны находились Постельные хоромы членов царской семьи. После пожара 1696 года сгорели все деревянные постройки комплекса, что привело к постепенному упадку царского Кремлёвского дворца [12] .

XVIII—XIX века [ править | править код ]

После переноса столицы в Санкт-Петербург и переезда туда царского двора во дворце расположились новоучреждённые конторы коллегий. [ источник не указан 1217 дней ] По словам историка Николая Карамзина, Пётр I «отнял у Кремля славу быть всегда жилищем царей» [13] .

Особенный урон кремлёвским постройкам нанесли крупные пожары, неоднократно происходившие на протяжении XVIII и XIX веков. Пожар 1701 года уничтожил многие деревянные здания Кремля. Каменные палаты Царского двора долгое время оставались неотделанными [14] [15] .

19 июля 1701 года … волею Божиею учинился пожар: загорелись (в Кремле) кельи в Новоспасском подворье; и разошелся огонь по всему Кремлю, выгорел царев двор весь без остатку; деревянныя хоромы и в каменных все внутри, в подклетях и погребах – все запасы еды и питья… Всякое деревянное строение сгорело без остатку. [15]

В 1737 году в Москве произошёл ещё один большой пожар, и постройки Царского двора почти полностью сгорели [16] . При Елизавете Петровне в 1749—1753 годах на подклетах старых приёмных палат архитектор Бартоломео Растрелли возвёл новый дворец, названный Зимним [13] .

Во время Отечественной войны 1812 года в елизаветинском Зимнем дворце останавливался Наполеон, а в постройках бывшего Теремного дворца размещалась его свита. В том же году Зимний дворец сгорел, а в 1838-м был полностью разобран. К 1849 году на его месте был построен Новый Императорский Кремлёвский дворец, который в настоящий момент называется Большим Кремлёвским. Новые строения архитектор Константин Тон объединил с Теремным дворцом. Облик и внутреннее пространство Теремов было воссоздано по образцам и рисункам эпохи Алексея Михайловича [17] [18] . При этом дворец не избежал некоторых искажений первоначального облика: скромные наличники первого этажа заменены белокаменными с богатой резьбой, а с северной стороны была пристроена лестничная башня.

Читайте так же:  Музей дворец наместника в тобольске

Архитектура и планировка [ править | править код ]

Стилевые черты [ править | править код ]

Пятиэтажный дворец Михаила Фёдоровича был крупным и монументальным сооружением [19] . В его облике соединились элементы древнерусского стиля с итальянским зодчеством. Наряду с традиционными приёмами декоративного убранства — ширинками, орнаментальной плетёнкой, изразцами, резным золочёным гребнем на коньке крыши — архитекторы дворца применяли классические ордерные формы [20] . Ярусная ступенчатая композиция с открытыми гульбищами, площадками и лестницами сохраняет черты хоромных построек древнерусского зодчества. Тем не менее, это был новый тип каменного строительства с характерной для дворцов более позднего времени анфиладой внутренних помещений [21] .

Дворец выстроен из кирпича, отдельные его элементы — пилястры, оконные наличники, дверные порталы, парапеты гульбищ — выполнены из белого камня. Архитектура строения выглядит нарядной благодаря резным наличникам окон с треугольными фронтонами, широким карнизам из цветных изразцов четвёртого этажа и Теремка, парапетам гульбищ, ширинки которых также украшены многоцветными изразцами. Пилястры, расположенные в простенках между окнами, использованы в декоративных целях. Многие мотивы внешнего убранства украшены резьбой в виде переплетающихся трав, цветов, плодов и изображением геральдических орлов, птиц, масок. Дворец с золочёной кровлей выделялся в XVII веке среди прочих строений и был неотъемлемой частью кремлёвского дворцового ансамбля [8] .

Внутренняя организация [ править | править код ]

Теремной дворец имел два яруса (подклети XVI века и дворец XVII века) или пять этажей, у каждого из которых было свое предназначение. Два нижних этажа были отведены под хозяйственные службы. В цокольном этаже располагался Сытный дворец с 30 подвалами, оставшимися, как и второй этаж от Постельных палат дворца Ивана III. Здесь хранились продовольствие, соль, свечи и прочие запасы, необходимые для обеспечения жизни царского двора [22] . На втором этаже размещались мастерские палаты Московского Кремля, в которых работали оружейники, ювелиры, серебряники, мастера резьбы, высокой горельефной чеканки, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и другие [23]

Основными помещениями Теремного дворца в XVII веке были третий и четвёртый этажи, где находились царские покои и комнаты детей. На уровне третьего этажа были расположены два верхних каменных двора, один из которых соединял Царский дворец с домовыми церквями и Боярской площадкой, а другой был связан с церковью Рождества Богородицы и хоромами царицы [24] .

В Теремном дворце было печное отопление. Изразцовые печи дворца представляли особый предмет интерьера и были украшены многоцветной глазурованной плиткой различного цвета и формы [25] . Печи XVII века не сохранились, и по их аналогам, найденным автором проекта реставрации Фёдор Солнцевым, в 1835—1837 годах были установлены новые образцы, четыре из которых находятся в царских покоях [26] .

Перед входом во дворец с востока располагался каменный двор, или Верхоспасская площадка, получившая название от царской домовой церкви Спаса «на Сенях» [27] . С Верхоспасской площадки на второй этаж дворца вело Золотое крыльцо, служившее парадным входом в царские покои. Крыльцо было расписано золотом и красками и увенчано пирамидальным шатром. Во время перестройки дворца в XIX веке над Верхоспасской площадкой было устроено перекрытие, в результате чего Золотое крыльцо оказалось во внутреннем помещении. У крыльца поставили двух каменных львов, держащих щиты с вензелями Николая I [28] .

Ансамбль дворца [ править | править код ]

Царские покои [ править | править код ]

Царские покои находились на втором ярусе (или четвёртом современном этаже) и состояли из:

  • проходных сеней,
  • гостиной (Думной) комнаты или «Крестовой палаты»,
  • престольной,
  • буфетной
  • опочивальни [29] .

Первое помещение царских покоев — передняя или проходные сени — имеет низкие сомкнутые своды с распалубками и парные стрельчатые окна с резными деревянными подоконниками, а также изразцовые печи. В XVII веке в сенях проходил утренний ритуал: собирались бояре, ожидая выхода царя. Позже здесь была устроена трапезная (горница) [25] .

Вторая комната называлась гостиной, потому что в ней проходило «сидение царя с бояры» и в редких случаях принимались иностранные послы. Её также называли Соборной, или Думской палатой [30] .

Далее располагалось наиболее богато украшенное помещение Теремного дворца — Золотая (или Престольная) палата. Её стены расписаны золотом по красному фону, двери обтянуты золоченой кожей. По периметру стен палаты изображены гербы земель Московского государства. На своде изображён Спаситель на престоле, вокруг него расположились вселенские и московские святители. В помещении также стоял обитый бархатом царский трон. Как правило, в престольной принимались только приближённые к царю бояре. Среднее окно комнаты называлось «челобитным»: из него на верёвке спускался ящик, куда подавались челобитные. В народе этот ящик прозвали «долгим», так как прошения подолгу лежали без рассмотрения. По преданию, именно отсюда пошла поговорка: «не откладывай дело в долгий ящик» [30] [31] .

Сбоку престольной находится так называемая буфетная. На её стенах сохранилась уникальная орнаментальная роспись XVII века.

Четвёртой палатой в царских покоях была опочивальня, в которой после реконструкции XIX века находится резная деревянная кровать с балдахином из китайского шёлка и пологом у изголовья. По стенам комнаты развешены медальоны с сюжетами из Священного Писания. Рядом с опочивальней находилась молельня, в которой в XVII веке хранились драгоценные иконы в серебряных и золотых окладах, отделанных самоцветами. Винтовая лестница соединяла царскую спальню с «мыленкой», вода в которую подавалась при помощи насоса из водовзводной башни Кремля. Покои царицы были отделены от этой части дворца и до настоящего времени не сохранились [32] .

Златоверхий теремок [ править | править код ]

Пятый этаж Теремного дворца представляет собой отдельную палату (или каменный чердак), окружённую открытой галереей-гульбищем, — Златоверхий теремок. Эта часть дворца получила своё название от крыши, покрытой золотыми и серебряными листами. С запада к теремку пристроена так называемая Смотрильная башенка, украшенная разноцветными стёклами в старинных окнах и резьбой [19] .

Церкви Теремного дворца [ править | править код ]

В ансамбль Теремного дворца входят также Золотая Царицына палата и домовые церкви.

Одним из старейших сооружений Московского Кремля является церковь Рождества Богородицы на Сенях (другое название — Воскрешения Лазаря), построенная в XIV веке. Верх церкви не сохранился, в XVI веке над ней был построен новый храм в честь Рождества Богородицы, возведённый заново в 1680-х годах. [ уточнить ]

В 1635—1636 годах на мужской половине дворца была построена домовая церковь в честь Спаса Нерукотворного. Позднее она стала называться Верхоспасским собором. В 1660—1670-е годы Верхоспасский собор украсили стенописью, иконостас выполнен в барочных формах в XVIII веке [33] .

В 1682 году три дворцовые церкви — Воскресения Словущего, Спаса Нерукотворного и придел Распятия — были объединены под общей кровлей, увенчанной одиннадцатью вызолоченными главками, барабаны которых были богато украшены изразцами и изображениями святых на круглых медных листах (листы не сохранились). Руководил строительными работами архитектор Осип Старцев [7] [31] .

Реконструкция дворца [ править | править код ]

Первоначальное внутреннее убранство и стенопись Теремного дворца практически не сохранились и были восстановлены в XIX веке по образцам и рисункам времен Алексея Михайловича. Реконструкция зданий производилась в 1836—1849 годах одновременно со строительством Большого Кремлевского дворца [21] .

Читайте так же:  Дворец екатерины 2 в пушкине

В 1836—1837 годах под руководством Фёдора Солнцева и Петра Герасимова и при участии Фёдора Рихтера были выполнены росписи, установлены резные деревянные оконные рамы с цветными стёклами, резная деревянная мебель стиля XVII века и поставлены изразцовые печи. В 1870-х годах художник Тимофей Киселев выполнил росписи по золотому фону. В 1966-1969 году была проведена реставрация фасадов Теремного дворца Московского Кремля [6] [21] .

В настоящее время Теремной дворец входит в ансамбль Большого Кремлёвского дворца и является резиденцией Президента Российской Федерации. Дворец закрыт для свободного посещения. Посетить его можно в составе экскурсии в Большой Кремлевский дворец, на что требуется специальное разрешение комендатуры Кремля [21] .

Фото и описание

Первые царские палаты из камня, появившиеся на территории Московского Кремля в начале XVII столетия, были построены по приказу царя Михаила Федоровича и названы Теремным дворцом. Царская резиденция Теремной дворец и Верхоспасский собор, который с 1636 года входит в комплекс домовых церквей русских царей, являются частью архитектурного ансамбля Большого Кремлевского дворца.

Великокняжеские палаты над Боровицким холмом

Великие московские князья всегда селились на высоком месте. Их резиденции строились над Боровицким холмом, откуда открывались великолепные виды на округу. Первым дворец на холме построил Иван Калита. Позже на краю Боровицкого холма были возведены хоромы для Софьи Витовтны, супруги великого князя московского и владимирского Василия I.

В конце XV века Иван III предпринял глобальную реконструкцию кремлевских построек. При нем срыли старые стены, выстроенные из белого камня, и начали складывать новые, кирпичные. На территории Кремля построили несколько новых сооружений, которые входят сегодня в списки важнейших достопримечательностей Москвы. Каменные жилые постройки также начали возводить в это время, и в Кремле, кроме Успенского собора, Грановитой палаты и Архангельского собора в конце XV века появляются здания Государева двора. Их проект принадлежал Алевизу Фрязину – итальянцу, который долгое время работал на великих московских князей.

Строительство Теремного дворца

Смутное время, опустошившее русскую землю, принесло немало разрушений и в Москву. Кремлевский дворец государя к 1630 году пришел в негодность и был фактически заброшен. Первый царь из рода Романовых Михаил Федорович приказал отстроить новые покои. Впоследствии царская каменная резиденция получила название Теремной дворец.

Зодчие Бажен Огурцов, Антип Константинов и Трефил Шарутин использовали в работе множество новых технологий. «Железные связи» позволили им укрепить стены, оставляя их достаточно тонкими. Инновации способствовали увеличению внутренней площади сооружения, что было весьма прогрессивным направлением в древнерусском каменном зодчестве.

За основу Теремного дворца были взяты оставшиеся от палат Ивана III стены и фундамент. Два яруса старого здания нарастили тремя новыми, а на самом верху появился теремок. Интерьеры украшали богато и причудливо. Крыша хором была расписана серебряными красками и сусальным золотом, оконные проемы закрывались слюдяными полупрозрачными стеклами, а стены и потолки покоев расписывала артель иконописцев, которой руководил Симон Ушаков – весьма развитый и талантливый художник, технически намного опередивший свое время.

Новые царские хоромы выглядели весьма крупным и даже монументальным сооружением. Архитектор умело сочетал в нем черты древнерусской классики и элементы итальянского зодчества:

  • Дворец в основной своей массе выстроен из кирпича, но наличники, порталы, парапеты и пилястры выполнены из белого камня.
  • В декоративном убранстве применены традиционные приемы русского каменного зодчества – изразцовые плитки на карнизах четвертого этажа, орнаментальные каменные плетенки, резные наличники окон, ширинки на парапетах гульбищ, пилястры в простенках между окнами и золоченый гребень на крыше.
  • Ярусная ступенчатая конструкция постройки демонстрирует типичные черты хоромных построек, возводимых древнерусскими зодчими. Однако, внутренние комнаты располагались в виде анфилады, что характерно для более позднего периода русской каменной архитектуры.
  • Дворец отапливался с помощью системы печей. Каждая печь была украшена глазурованными плитками разных цветов и форм.
  • В парадные покои вело Золотое крыльцо, которое соединяло Верхоспасскую площадку и второй этаж Теремного дворца. Расписанный золотом вход венчал пирамидальный шатер.

Теремной дворец стал одним из зданий Царского двора, занимавшего большую территорию и включавшего в себя множество построек и, в том числе, Грановитую и Столовую палаты, Постельные хоромы царской семьи, Набережные палаты и несколько домовых храмов.

Что посмотреть в Теремном дворце

У каждого из пяти этажей Теремного дворца было свое предназначение. Три нижних этажа, располагавшиеся на подклетях XVI века, служили для хозяйственных нужд. В подвалах и кладовых здесь хранились запасы и продовольствие, а в мастерских работали ювелиры, золотошвеи, оружейники и кружевницы.

Царские покои располагались на третьем и четвертом этажах. Первым помещением, куда попадал государь и члены его семьи, были проходные сени. Их перекрывали низкие своды, а освещалась передняя парными стрельчатыми окнами. Обогревались проходные сени печами, украшенными изразцами. В гостиной царь общался с боярами и иногда принимал иностранных послов.

Золотая палата была самым богато декорированным помещением царской резиденции. Стены палаты были украшены золотой росписью, своды расписаны изображениями Спасителя и святителей, и царский трон, стоявший в Престольной палате, был обтянут бархатом. Поговорка о долгом ящике родилась именно здесь. В Золотой или Престольной палате находился ящик, куда подавали прошения. Поскольку челобитные рассматривались очень долго и неохотно, ящик стали называть «долгим».

Уникальная роспись в виде орнаментальных узоров сохранилась на стенах соседнего с Золотой палатой помещения. Его называли буфетной и хранили в нем посуду и столовые принадлежности.

В царской опочивальне находится кровать, выполненная искусными резчиками по дереву и украшенная балдахином из натурального шелка. Царское ложе было изготовлено в XIX веке, когда прошла одна из реконструкций резиденции.

На верхнем этаже Теремного дворца располагается каменный чердак, который называли Златоверхим теремком. Его крышу крыли золочеными листами, которые и дали название чердаку. В Златоверхом теремке проходили заседания боярской думы. К теремку примыкает Смотрильная башенка, в окнах которой сохранились старинные цветные стекла.

Верхоспасский собор

В состав комплекса домовых церквей Московского Кремля входит собор Нерукотворного образа, чаще называемый Верхоспасским. Храм был построен в первой половине XVII столетия и расположен над Престольной дворцовой палатой на верхнем ярусе Теремного дворца на его мужской половине. С северной стороны Михаил Федорович Романов повелел пристроить небольшую придельную церковь для Евдокии Лукьяновой – своей второй жены и матери царевича.

Зодчие, трудившиеся над проектом и его воплощением, были хорошо известны на Руси. Бажен Огурцов, руководивший бригадой строителей и архитекторов, работал в Московском Кремле уже около десяти лет. Он участвовал в реконструкции Успенского собора, возводил пороховой склад, руководил работами по строительству пристройки в колокольне Ивана Великого, но его главным творением называют Теремной дворец и Верхоспасский собор при нем.

В 60-х годах XVII века при храме появилась трапезная, а на плоской крыше нижних палат – паперть, соединявшая покои государя с собором. Тогда же фасады покрасили, пять глав храма позолотили, а через несколько лет стены внутри церкви расписали иконописцы, которыми руководил Симон Ушаков. В 1670 году установили решетку из меди с позолотой, перегораживающую лестницу из царских покоев, что вела в собор. Храм стали называть Спасом за Золотой решеткой.

Все домовые церкви Теремного дворца в 1682 году подвели под единую кровлю. Комплекс венчали одиннадцать глав с прорезными крестами. Для укрепления конструкции зодчим пришлось строить арку на широких пилонах.

Читайте так же:  Музей заповедник царицыно большой дворец

В XVIII-XIX веках храм не раз реставрировался и ремонтировался. Причиной для начала очередных работ чаще всего становились пожары. Один из них, Троицкий, повредил иконостас и его пришлось изготавливать заново. Большие средства на ремонт Верхоспасского собора выделяла фрейлина Матрона Салтыкова. Благодаря ей в храме восстановили алтарные фрески, изготовили новые царские двери и покрыли иконостас окладами с серебряной чернью.

В 1812 году французы разграбили множество храмов, и Верхоспасский собор оказался в числе пострадавших. К счастью, удалось заблаговременно эвакуировать самую ценную церковную утварь, но восстанавливать пришлось очень многое.

Заново расписывали домовой храм при Теремном дворце в 1836 году. Приказ об очередной реставрации поступил от государя Николая I. Начавшееся следом строительство Большого Кремлевского дворца также внесло некоторые изменения в планировку Теремного дворца и Верхоспасского собора. Лестница, прилегавшая к храму, была разобрана, Верхоспасская площадка перекрыта, а Золотая решетка оказалась вставленной в новые арочные проемы. Выходящую на запад стену трапезной переложили. Теперь на ней было устроено три двери, каждую из которых украшали декоративные решетки, стилизованные под XVII век.

Поврежденный при артиллерийском обстреле во время вооруженного мятежа 1917 года угол собора реставрировали в 1920 году, но храм к тому времени уже был закрыт и с тех пор богослужения в нем не проводились.

Иконостас Спаса за Золотой решеткой

Автор иконостаса Верхоспасского собора – краснодеревщик Дмитрий Ширяев, искусно вырезавший его из дерева в XVIII веке. В центральной части иконостаса выделяется оклад из черненого серебра, изготовленный в 1778 году на средства фрейлины Салтыковой.

Наиболее ценные иконы Верхоспасского собора были написаны художниками С. Костромитиным и Л. Степановым. Они располагаются в местном ряду. Особенное внимание привлекает образ Спаса Нерукотворного, окруженный на полях двадцатью отдельными композициями, называемыми житийными клеймами.

В приделе собора, освященном в честь Иоанна Предтечи, можно увидеть старинные образа, написанные в XVII столетии. Наиболее почитаемые из них – иконы Богоматери Смоленской и Святого Иоанна Предтечи.

Теремной дворец Московского Кремля был задуман как парадные царские покои, выполненные из камня. Это было особенно важно в то время, когда преобладающая часть строений на территории Кремля возводилась из дерева и регулярно страдала от пожаров.

Возвести дворец в 1635-1636 гг. было поручено каменных дел мастерам Антипу Константинову, Трефилу Шарутину, Бажену Огурцову и Лариону Ушакову. Они воплотили в жизнь инновационную на тот момент идею укрепить стены сооружения металлическими связями, или, используя современный термин — армировать. Такой приём позволил уменьшить толщину стен и выгадать за счёт этого внутреннее пространство.

Теремной дворец не возводился с нуля, его основанием (фундаментом) стали два этажа палат Ивана III, над которыми надстроили ещё три. Верхний этаж носит название «Теремок», он был достроен последним в 1637 г. Внутренняя планировка — анфиладная. Одна комната переходит в другую, образуя галерею зал, каждая из которых — подлинное произведение искусства. Над украшением интерьеров потрудились не только иконописцы, но и краснодеревщики.

Внешний фасад комплекса — многоярусная ступенчатая постройка, изобилующая открытыми лестницами, за основу которой взяты сводчатые клети традиционных рубленных деревянных домов. Решения, впервые использованные зодчими при строительстве Теремного дворца в московском Кремле, в дальнейшем регулярно применялись не только на московских стройках, но и по всей России. Верхнее Золотое крыльца на долгие годы стало образчиком истинно русского стиля архитектуры.

Дизайну фасада уделено огромное внимание. Стены из кирпича оформлены белокаменными наличниками, для украшения которых использованы резьба, карнизы, изразцы. Порталы входов отделаны художественными орнаментами. В окна вставлены цветные стёкла XIX-XX вв., а в простенки между ними введены исключительно в декоративных целях пилястры, не несущие никакой иной функции.

Выходы с 3-го этажа ведут в два каменных двора, соединяющих дворец с церквями, Боярской площадкой и царицыными хоромами. Площадка перед главным входом носит название Верхоспасская площадка, с которой можно было попасть сразу на 2-й этаж, минуя хозяйственные службы через Золотое крыльцо.

Отопление во всех комнатах и сегодня только печное. При этом украшению печей уделено не меньше внимания, чем росписи стен. Цветные изразцы, изготовленные на заводе Ф.Ф. Кокошкина, что подтверждено клеймом, настолько красивы, что каждый представляет собой настоящее произведение искусства. Керамические трубы соединяли топки с другими помещениями, обеспечивая циркуляцию тёплого воздуха от первого этажа и до самого «Теремка».

Планировка Теремного дворца

Первый цокольный этаж имеет два уровня и практически полностью отведён под всевозможные хозяйственные помещения, а также под личные покои царицы и наследников. Тут размещались мастерские серебряников и ювелирных дел мастеров, оружейников, чеканщики, кружевницы и т.д. Интересно, что именно здесь на 100% изготавливался гардероб царской семьи. Мастерицы кроили, а потом вручную расшивали повседневную и парадную одежду золотым и серебряным шитьём, жемчугом, драгоценными камнями.

Наибольший интерес вызывают четыре палаты на четвёртом этаже:

  • Проходные сени — тут по утрам бояре ожидали приёма у царя.
  • Гостиная (Думная) комната, где собирались царь с боярами для обсуждения самых важных государственных дел, а изредка принимались иностранные послы. Примечательно, что христиане попадали сюда через Благовещенский собор, а вот для представителей остальных конфессий была предусмотрена отдельная лесенка.
  • Престольная или Золотая Палата — она же царский кабинет и малый тронный зал, где находится кресло, покрытое красным бархатом, а в XVIII веке в шкафах и на полках стояла золотая и серебряная посуда, сейчас хранящаяся в Оружейной палате. Поверхность стен и потолка, и даже обитые кожей двери расписаны золотом. Среднее окно оборудовано специальным ящиком, куда каждый мог положить свою челобитную царю.
  • Опочивальню, где находилась кровать царя, посещал только сам государь, тогда как царевны и царица жили отдельно.

Кроме этих помещений на этаже есть ещё своя церковь, молельня с иконами XVI века в золотых и серебряных окладах, портретный коридор, буфетная. А вот пятый — самый верхний этаж отведён под покои царевича. По одной из версий, здесь 30 мая 1672 года родился Пётр I, а в дальнейшем воспитывался и обучался.

Современный облик дворца

К сожалению, первозданный вид внутренних покоев в Теремном дворце до наших дней не сохранился — виной тому многочисленные пожары. Порой уцелевали только каменные стены, а всё содержимое палат, включая драгоценные фрески и деревянные кружева, полностью уничтожалось огнём. В XIX веке проводилась одна из последних масштабных реконструкций, в ходе которой росписи восстанавливались по сохранившимся со времён Алексея Михайловича рисункам. Тогда же происходило строительство Большого Кремлёвского дворца, который архитектор Константин Тон объединил с Теремным.

Своё значение резиденции русских царей дворец утратил после возникновения Санкт-Петербурга, куда при Петре I была перенесена столица государства. С этого момента внутренние помещения и даже внешние пристройки многократно перестраивались в соответствии со своими назначением на конкретный момент. Последняя масштабная реконструкция и реставрация были проведены в 1992 году.

Свободного посещения для горожан и туристов нет. Попасть на экскурсию можно только в составе группы, допущенной к посещению Большого Кремлёвского дворца с разрешения комендатуры Кремля. В настоящее время Теремной дворец является частью резиденции Президента РФ. Попасть на такую экскурсию — большая удача и гарантированные незабываемые впечатления от сказочного убранства резиденции русских царей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *