Тирасполь монастырь

Тира?спольская и Дубосса?рская епархия (молд. Eparhia de Tiraspol ?i Dubasari ) — епархия Русской православной церкви с центром в городе Тирасполь, входящая в состав Православной церкви Молдовы. Объединяет канонические структуры Молдавской митрополии на территории Приднестровской Молдавской Республики. Кафедральный собор — Собор Рождества Христова. Епархия разделена на 7 благочиннических округов.

Тираспольская и Дубоссарская епархия
Страна Приднестровье
Церковь Русская православная церковь
Православная церковь Молдовы
Дата основания 1998
Управление
Главный город Тирасполь
Кафедральный собор Христорождественский кафедральный собор
Иерарх архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва (Волков) (с 5 марта 2010)
Статистика
Благочиний 7
Площадь 4 163 км?
Население 533,5 тыс. человек
diocese-tiras.org
Медиафайлы на Викискладе

Кицканский монастырь, находясь на территории ПМР, тем не менее, входит в состав Кишинёвской епархии.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Епископы
  • 3 Современное состояние
  • 4 Соборы
  • 5 Монастыри
  • 6 Внутренние награды епархии
  • 7 Благочиния
    • 7.1 Центральное благочиние
    • 7.2 Бендерское благочиние
    • 7.3 Дубоссарское благочиние
    • 7.4 Слободзейское благочиние
  • 8 Печатные издания
  • 9 Учебные заведения
  • 10 Примечания
  • 11 Литература
  • 12 Ссылки

2 сентября 1990 года было создано Бендерское викариатство (викарный епископ Викентий (Морарь)), куда вошла также левобережная часть Молдавии. 18 июля 1995 года создано Дубоссарское викариатство Молдавской митрополии, которое в 1998 году было преобразовано в Тираспольско-Дубоссарскую епархию. Действует духовное училище и два монастыря: мужской — Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи (Рыбницкий район), женский — святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Бендеры).

8 сентября 2013 года епархия принимала патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который с двухдневным визитом посетил Приднестровье. Патриарха сопровождала многочисленная делегация: митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель административного секретариата Московской патриархии епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, посол России в Молдове Фарит Мухаметшин [1] .

  • Юстиниан (Овчинников) (6 октября 1998 — 5 марта 2010)
  • Савва (Волков) (с 5 марта 2010)

Правящий архиерей с 5 марта 2010 года — Савва (Волков), архиепископ Тираспольский и Дубоссарский.

Территориально-административно, епархия состоит из семи благочиний: Центрального (Тирасполь), Бендерского, Слободзейского, Григориопольского, Дубоссарского, Рыбницкого и Каменского [2] .

  • Преображенский собор (Бендеры, старейший кафедральный собор Приднестровья),
  • Собор Рождества Христова (Тирасполь),
  • Собор Архангела Михаила (Рыбница),
  • Кафедральный собор Всех святых (Дубоссары).
  • Мужской монастырь в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, урочище Калагур,
  • Женский монастырь свв. первоверховных апп. Петра и Павла
  • Свято-Введенский Пахомиев женский монастырь (Тирасполь) [3]
  • Медаль Архангела Михаила I степени
  • Медаль Покрова Божьей Матери [4]

Центральное благочиние Править

Объединяет 6 храмов и 3 подворья и общину в: городах Тирасполь, Днестровск и селе Кременчуг.

Благочинный — архимандрит Василий (Карпов).

Тирасполь

  • Кафедральный собор Рождества Христова;
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
  • Церковь святителя Николая чудотворца;
  • Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы;
  • Храм-часовня в честь святого благоверного князя Ярослава Мудрого;
  • Архиерейское подворье святого апостола Андрея Первозванного;
  • Введенско-Пахомиево Архиерейское подворье;
  • Община новомучеников и исповедников Российских.

Днестровск

  • Церковь святых равноаппостальных Кирилла и Мефодия.
  • Архиерейское подворье святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Бендерское благочиние Править

объединяет 6 храмов, 2 прихода, монастырь и общину в городе Бендеры и в сёлах Гыска и Протягайловка.

Благочинный — протоиерей Валерий Лознян.

Бендеры

  • Преображенский кафедральный собор;
  • Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение»;
  • Церковь праведных Богоотца Иоакима и Анны;
  • Церковь святого блговерного князя Александра Невского;
  • Церковь-часовня в честь Образа Спаса Нерукотворного;
  • Женский монастырь святых первоверховных апостолов Петра и Павла;
  • Община во имя святого великомученика Георгия Победоносца;
  • Молитвенный дом преподобного Сергия Радонежского.

Гыска

  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Протягайловка

  • Молитвенный дом блаженного Андрея, Христа ради юродивого.

Дубоссарское благочиние Править

Объединяет 4 храма, общину, подворье и 5 приходов в городе Дубоссары и в 7 сёлах Дубоссарского района.

Благочинный — протоиерей Георгий Лисовский.

Дубоссары

  • Кафедральный собор Всех святых;
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы;
  • Молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы.

Дубово

  • Церковь Рождества Божией Матери.
  • Архиерейское подворье Покрова Пресвятой Богородицы.

Цыбулевка

  • Молитвенный дом Архангела Михаила.

Дойбаны

  • Церковь чуда Архангела Михаила в Хонех.

Гоян

  • Молитвенный дом св. ап. Иоанна Богослова.

Дзержинское

  • Молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы.

Красный Виноградарь

  • Община св. вмч. Димитрия Солунского.

Ново-Комиссаровка

  • Молитвенный дом Зачатия Иоанна Крестителя.

Слободзейское благочиние Править

Объединяет 10 храмов, 4 прихода, подворье и общину в городе Слободзея, пгт Первомайск и Красное (Приднестровье) и в 12 сельских населённых пунктах в Слободзейском районе [5] .

Благочинный — протоиерей Андрей Данилеску.

  • Церковь Архангела Михаила (Слободзея);
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Слободзея);
  • Молитвенный дом Архангела Михаила (Первомайск);
  • Молитвенный дом Святой Троицы (Красное);
  • Архиерейское подворье преподобного Серафима Саровского (Ближний Хутор);
  • Церковь святого апостола Иоанна Богослова (Глиное);
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери (Карагаш);
  • Молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы (Константиновка);
  • Церковь святого апостола Иоанна Богослова (Владимировка);
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Коротное);
  • Молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы (Незавертайловка)
  • Церковь Архангела Михаила (Парканы);
  • Церковь святого великомученика Димитрия Солунского (Суклея);
  • Церковь преподобной Параскевы Сербской (Терновка);
  • Община Казанской иконы Божией Матери (Фрунзе);
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Чобручи).

До 2014 года издавалась газета «Православное Приднестровье», как в печатном, так и в электронном виде [6] .

26 февраля 2019 года упразднено Епархиальное духовное училище города Бендер [7] .

Ансамбль монастыря

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 401620583320006 (ЕГРОКН )
объект № 4010122000 (БД Викигида)

Содержание

  • 1 Расположение и внешний вид
  • 2 История
    • 2.1 XV—XVIII века
    • 2.2 XIX век
    • 2.3 XX век
  • 3 Постройки
    • 3.1 Внутри основной ограды
    • 3.2 Иоанно-Предтеченский скит
    • 3.3 Прочие постройки
  • 4 Оптинские старцы
  • 5 Оптинские новомученики
  • 6 Настоятели и наместники
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Монастырь находится на расстоянии 4 км на северо-восток от Козельска: дорога пересекает реку Жиздру и идёт вдоль монастырской рощи. В 1832—1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В 2 км от монастыря, на том же берегу Жиздры, расположена станция Тупик.

В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь во имя Марии Египетской, переделанная в 1858 году из старой трапезной, на юге — церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1811 году, на востоке — церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери.

За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. В 2009 году в нём жили десять монахов. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь ещё целы домики, где останавливались Николай Гоголь, Фёдор Достоевский, Сергей Нилус, Константин Леонтьев. Сохранилась деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Вход в скит для мирян закрыт с 2013 года.

Сергей Нилус дал описание убранства оптинских келий в начале XX века: деревянная кровать, образ в углу с лампадой, стул, столик и рукомойник с тазом. Одежда послушникам (свитка) выдавалась в «рухольной» [1] .

XV—XVIII века Править

По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Синодик Оптиной обители 1670 года, переписанный с древнего синодика, свидетельствует, что уже в XV столетии существовала Оптинская обитель. Она служила убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца. Соборное определение 1503 года запрещало совместное проживание в одних обителях инокам и инокиням.

Читайте так же:  Мужской монастырь на пролетарской

Первые письменные свидетельства об Макарьевской Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. В Козельских писцовых книгах (1629, 1630, 1631 годы) значится, что монастырю дано на поминовение о царе Феодоре Иоанновиче (ум. 1598) «на свечи и ладан». По окончании смутного времени Оптина пустынь оправилась от постигших её бедствий, от литовского разорения. Старейшая вкладная книга с 1670 года свидетельствует о вкладах царствующих особ.

В 1689 году началось в монастыре строительство первой каменной церкви Введения Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского.

В XVIII веке материальное состояние монастыря было тяжёлым. В 1704 году по указу Петра I Оптина пустынь должна была платить оброк государству, деньги были нужны на строительство Петербурга и на войну со шведами. Этот оброк был обременителен для Оптиной пустыни. По просьбам к прежним вкладчикам можно судить о бедственном положении Оптиной пустыни. К 1724 году в обители было 12 человек.

Оптина пустынь была упразднена в 1724 году по Духовному регламенту и была присоединена к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю. Все деревянные строения в годы упразднения обители развалились.

В конце 1726 года по указу императрицы Екатерины I Оптина пустынь восстановлена. На основании указа архиепископа Сарского и Подонского Леонида, от 11 июля 1727 года, архимандриту Тихону, настоятелю Белёвского Спасо-Преображенского монастыря, Оптиной пустыни было возвращено монастырское имущество.

В 1741 году началось строительство деревянной колокольни. В 1750 году началось строительство нового храма во имя Введения Пресвятыя Богородицы, с двумя приделами: с южной стороны — придел преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца, с северной — великомученика Феодора Стратилата. В 1759 году храм уже был почти готов, в этом же году освящён был придел Пафнутия Боровского.

В 1768 году завершилось строительство нового соборного храма, благодаря богатым вкладам новых благодетелей. В 1770 году по отчёту числилось трое монашествующих. В 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики.

Положение монастыря стало меняться в 1795 году, когда митрополит Московский и Калужский Платон обратил внимание на нужды обители. В 1796 году он посетил Оптину пустынь, и ему очень понравилось это место. По его настоянию в настоятели обители был назначен иеромонах Авраамий, опытный старец из Песношенской обители. Уже в 1797 году братия обители насчитывала 12 человек.

В 1799 году Оптина пустынь перешла во вновь открытую Калужскую епархию. Епископ Калужский Феофилакт (Русанов) обращал особое внимание на возрождавшуюся обитель.

XIX век Править

В 1802 году было начато строительство новой трёхъярусной колокольни в 30 сажень вышины. К ней с обеих сторон были пристроены флигели для братских келий. В 1804 году было закончено строительство колокольни и левого флигеля, а в 1806 г. построили и правый. В 1805 году было начато строительство Казанского храма, а в 1809 году начали строить больничную церковь с шестью при ней кельями. Материал на строительство церкви пожертвовал надворный советник Камынин. Оба храма были достроены в 1811 году и освящены преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским: 26 августа 1811 года освятили больничную, 23 октября 1811 года — Казанскую церковь.

18 января 1809 года по просьбе игумена Авраамия и по ходатайству епископа Феофилакта указом Святейшего Синода штат насельников монастыря был увеличен до 30 насельников (вместе с настоятелем).

В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились пустынники — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать старец (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись люди, стремившиеся к духовной жизни. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.

При игумене Моисее обитель Оптинская цвела такой высокой нравственностью, что каждый мальчик послушник был, как старец. Я видел там в полном смысле слова земных ангелов и небесных жителей. Что это было за примерное благочиние, послушание, терпение, смиренномудрие, кротость, смирение! Оптина была школой для российского монашества [1]

С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. Летом 1878 года В. С. Соловьёв сопровождал Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в мае того же года. Писатель пробыл в скиту три дня. Некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий (прп. Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), живший в то время в скиту Оптиной пустыни.

XX век Править

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё существовал под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь».

На территории монастыря Оптина пустынь в 1931 году был открыт дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши по приказу Лаврентия Берии [2] НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1» [3] , где разместили около 5000 польских офицеров [4] , около 4400 из них позднее были отправлены в Катынь на расстрел.

Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 годах проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.

17 ноября 1987 года постановлением Правительства РСФСР Оптина пустынь была передана Русской православной церкви. По словам Константина Харчева, «Оптину пустынь предложил вернуть член Политбюро Александр Яковлев» [5] . Определение Священного синода Русской православной церкви об открытии монастыря принято 30 декабря 1987 года [6] .

3 июня 1988 в надвратой башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери состоялась первая божественная литургия.

1 февраля 1990 года Оптиной пустыни был возвращён Иоанно-Предтеченский скит.

В настоящее время монастырь практически полностью восстановлен.

Внутри основной ограды Править

название фото описание годы
Введенский собор Главный храм обители. Престолы: Введения во Храм Пресвятой Богородицы (главный), преп. Амвросия Оптинского (северный), святителя Николая Чудотворца (южный). Святыни: мощи преподобных Амвросия и Нектария Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Во Введенском храме совершаются ежедневно: полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию. 1750—1771
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Самый большой храм в Оптиной Пустыни, в нём проводится ежедневно вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние литургии. Престолы: Казанской иконы Божией матери (центральный); великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата (северный); — Кресто-воздвиженский (южный). Святыни: мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия I Оптинских. Силами монастырских братий-иконописцев стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи. 1805

1811 [7]
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери Однопрестольный храм-усыпальница для обретенных 7—10 июля 1998 года мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Их мощи перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 года и положены в гранитные раки для поклонения верующих. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским. полностью разрушен. Заново построен в 1998
Храм в честь Преображения Господня Храм является новым: на его месте никогда не было храма. Заложен 14 августа 2005 года Святейшим Патриархом Алексием II во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. Освящён 30 декабря 2007 года наместником обители архимандритом Венедиктом. 2005—2007
Храм в честь преподобной Марии Египетской Построен в 1824 году как братская трапезная. В 1850-х было построено новое здание трапезной, а в этом здании устроили церковь в честь преподобной Марии Египетской и святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Храм освящён 8 июня 1858 года. В 1880-х годах храм был перестроен по инициативе старца Амвросия. В нём стало два придела: один — в честь преп. Марии Египетской и св. прав. Анны; второй — в честь святителя Амвросия Медиоланского и благоверного князя Александра Невского. Оба придела храма освящены были Калужским епископом Владимиром 1-го и 2-го декабря 1885 года. Ныне часть помещений занимает иконописная мастерская. 1824; перестроен в 1850-е и в 1881—1886 годы [7]
Часовня Воскресения Христова на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Находится на монастырском кладбище в юго-восточной части монастыря. В часовне по субботам совершается заупокойная лития.

Построена по проекту архитектора Алонова Ю. Г.

Иоанно-Предтеченский скит Править

название фото описание построено
Храм в честь св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня Однопрестольный. Богослужения совершаются по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники Скита. 1825
Храм в честь святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского В 1901 году на строительство было получено благословение Иоанна Кронштадтского, небесным покровителем которого был преподобный Иоанн Рильский. В том же году состоялась закладка, а 26 октября 1902 года — освящение церкви. Церковь исполнена в псевдорусском стиле, в подвальном помещении устроен придел в честь архангела Михаила, на верхнем этаже, над храмом, в помещении с 14 полуовальными окнами, разместилась библиотека, над входом установлена звонница. К зданию примыкало 2-этажное помещение с кельями, под ним устроены кладовые и духовые печи, на 2-м этаже поместили скитскую ризницу. В настоящее время в здании храма размещается паломническая гостиница. В нижнем полуподвальном помещении ведутся работы по воссозданию храма в честь Архангела Михаила. Посторонние не допускаются. 1901—1902

Прочие постройки Править

название фото описание построено
Храм в честь прп. Илариона Великого Однопрестольный. Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной. В этом храме совершаются Таинства для мирян: крещение, отпевание усопших. 1874
Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Однопрестольный. Находится на территории подсобного хозяйства монастыря. 1997—2000
Храм в честь Всех Святых Находится на бывшем новом монастырском кладбище за оградой монастыря. Церковь каменная, со сводами, одноглавая. Иконостас одноярусный. После закрытия обители был полностью разрушен. После возрождения монастыря возведён заново. 1861—1864.
Разрушена.
Построена заново в 2003 году [14]

Остальные старцы прославлены в 26 июля 1996 как местночтимые [15] , а в 2000 году общецерковно [16] .

25 декабря 2009 года Священный Синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев, подготовленную Синодальной богослужебной комиссией, и рекомендовал её к общецерковному богослужебному употреблению [17] .

Иеромонах Никон (Беляев) прославлен в чине преподобноисповедника, расстрелянный большевиками архимандрит Исаакий II (Бобраков) — в чине преподобномученика.

  1. ИеросхимонахЛев (Наголкин) (1768—1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.
  2. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нёс великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.
  3. СхиархимандритМоисей (Путилов) (1782—1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
  4. СхиигуменАнтоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно нёсший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова….
  5. Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
  6. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами [18] , а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…
  7. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твёрдое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.
  8. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
  9. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озарённым благодатным божественным светом.
  10. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.
  11. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
  12. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.
  13. ИеромонахНикон (Беляев) (1888—1931) — ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
  14. АрхимандритИсаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и исповедников 15 человек, из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века: преподобномученики Евфимий (Любовичев), Пантелеимон, Лаврентий (Левченко), Серафим, Пафнутий, Рафаил, Игнатий, Викентий, Гурий, Иоанникий, Исаакий; преподобноисповедники Рафаил, Агапит (Таубе), Никон, Севастиан (Фомин); мученик Борис.

На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря [19] — иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана». Через 6 дней был арестован их убийца. Он был признан невменяемым и помещен в лечебницу закрытого типа, где находится и сейчас. В 2008 году над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова.

На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским оружием — длинной иглой — был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра, Юрий (Георгий), приехавший в Оптину пустынь на праздник Пасхи из Тольятти.

В 2006 году в оптинском издательстве вышла книга «Оптина пустынь. Годы гонений», в которую были включены жития новопрославленных святых, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). В следующем году был опубликован первый выпуск «Оптинского альманаха», большая часть которого посвящена гонениям советского периода. Также готовится к выходу сборник «Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни». В этот сборник войдут жития преподобномучеников Евфимия (Любовичева), Лаврентия (Левченко), Иоанникия (Дмитриева), Серафима (Гущина), Рафаила (Тюпина), Гурия (Самойлова), Пафнутия (Костина), Игнатия (Даланова), Викентия (Никольского), Евтихия (Диденко), Марка (Махрова), Авенира (Синицына), Саввы (Суслова), мученика Бориса Козлова, преподобноисповедников Никона (Беляева), Рафаила (Шеченко), Севастиана (Фомина), а также письма преподобноисповедника Рафаила в полном объёме.

Главное

Среди лесов на берегу быстрой реки Жиздры расположилась одна из красивейших древних обителей, окруженная надежными каменными стенами. Козельская Свято-Ввведенская Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный недалеко от города Козельска. По древнему преданию, обитель была основана в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. С Оптиной пустынью связаны имена Оптинских старцев, прославивших свою обитель. В наше время Оптина пустынь продолжает являться одним из центров духовной жизни России. Оптина пустынь входит в десятку наиболее популярных маршрутов православного паломничества.

История

Монастырь был основан в XV веке, по одному из преданий, основателем обители был отшельник по имени Опта (некоторые называют его покаявшимся разбойником, принявшим в монашестве имя Макария). После определения Собора 1504 г., который запретил проживание в одной обители иноков и инокинь, монастырь стал мужским. Строительство первого каменного храма началось в 1689 г.

По указу Екатерины II 1764 г. о секуляризации церковных земель, Оптина пустынь была определена как заштатный монастырь (то есть не получающий государственного финансирования), к 1773 г. число монахов уменьшилось до 2 человек.

Восстановление монастыря началось в 1797 году при митрополите Московском и Калужском Платоне. В 1825 г. настоятелем монастыря стал архимандрит Моисей (Путилов), при котором было возрождено старчество – особое духовно-попечительское служение. На протяжении 30 лет здесь подвизался преподобный Амвросий Оптинский. Оптинские старцы были широко известны по всей России и монастырь в середине XIX века превратился в один из крупнейших центров паломничества. С Оптиной пустынью связаны имена братьев Киреевских, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, которые посещали обитель.

В феврале 1918 г. монастырь был закрыт, в 1919 г. — превращен в музей.

Состояние

17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была возвращена Русской православной церкви и началось восстановление монастыря. 1 февраля 1990 г. был также возвращен Иоанно-Предтеченский скит. Начальный этап восстановления обители был омрачен трагедией. Оптинские иноки: иеромонах Василий, иноки Трофим и Ферапонт были убиты на Пасху 1993 года. Первыми наместниками Оптиной (в новейшей её истории) были архимандрит Тихон и архимандрит Евлогий. С 1990 г. наместником Оптиной пустыни стал архимандрит Венедикт (1990-2018 гг.). 26-27 июля 1996 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение Казанского храма и причислил к лику местночтимых святых собор Оптинских старцев.

В настоящее время Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь, в котором проживают более 200 насельников. Бывший наместник — архимандрит Венедикт (Пеньков) скончался в январе 2018 г. Новым наместником монастыря решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. назначен епископ Леонид.

Впечатления

Приехать в монастырь можно как в составе паломнического тура, так и самостоятельно. При монастыре есть гостиницы для паломников. Во время экскурсии расскажут про храмы, скит, святыни монастыря, про уникальное явление Оптинского старчества. Паломники, приезжающие в святыню, также посещают город воинской славы Козельск и женский монастырь Шамордино (Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь).

В конце 90-х – первой половине 2000-х широкую известность получил духовник братии схиигумен (позднее — схиархимандрит) Илий (Ноздрин), который продолжал традиции старчества. С 2009 года схиархимандрит Илий (Ноздрин) стал духовником Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и уехал из Оптиной пустыни. Несмотря на это старец Илий по- прежнему поддерживает духовную связь с обителью.

Монастырь имеет большое подсобное хозяйство. На высоком уровне ведется просветительская и социальная работа: ежегодно проводится Оптинский форум, привлекающий участников со всей России. Монахи Оптиной пустыни работают в местах заключения, большое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения.

Читайте так же:  Андреевский монастырь москва как добраться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *