Троице-измайловский собор троицкий собор

Петербургский Троицкий собор является одним из самых монументальных храмов Петербурга. Его ярко-синие купола, украшенные позолоченными звездами, видны на расстоянии 20 км от Троицкой площади, на которой он расположен.

Полное название этого торжественного храма в стиле ампир — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка. В обиходе же его обычно называют Троицкий, Троице-Измайловский или попросту Измайловский собор. Храм был сооружен в качестве полкового для одного из старейших российских полков, основанных в 1730 г. императрицей Анной Иоанновной — Измайловского, в связи с чем он и получил свое наименование.

Собор образует композиционный центр Троицкой площади, на которой, помимо него, находится еще одна достопримечательность — состоящий из 108 турецких пушек Памятник Славы, созданный Д. И. Гриммом в честь победы в русской-турецкой войне. В советские годы монумент был утрачен, но воссоздан заново в 2005 г.

Расписание богослужений в Троицком соборе Санкт-Петербурга 2021

Троице-Измайловский собор — это действующий храм, в котором ежедневно проводятся службы, совершаются обряды и таинства. На официальном сайте можно узнать расписание богослужений на каждый день.

Режим работы

Собор открыт каждый день: в будни — с 9:00 до 19:00, в выходные и церковные праздники — с 6:00 до 20:00.

Вход в храм бесплатный.

Архитектор Троице-Измайловского собора

Измайловский собор был построен по проекту одного из отцов русского ампира Василия Стасова. Талантливый архитектор, происходивший из небогатой дворянкой семьи, прошел путь от простого чертежника до академика Петербургской Академии художеств. Будучи приверженцем позднего классицизма, он создавал строения, отличающиеся строгостью линий и парадностью фасада. Ярким представителем такого направления стал Троицкий собор.

Вместе со Стасовым над храмом работал инженер П. П. Базен, которому несколько раз приходилось исправлять ошибки маститого архитектора, допущенные им в расчетах, за что тот не единожды оказывался на гауптвахте. Непосредственное участие в возведении храма принимал Николай I, лично утверждавший все проекты и вносивший в них свои коррективы.

История

Троицкий собор возведен по инициативе Николая I в память о том времени, когда он командовал Измайловским полком. Деньги на строительство поступили лично от императора. Собор заменил собой деревянный храм, с 1754 г. служивший «домашней» церковью измайловцам. В 1824 г. во время большого наводнения старый храм был затоплен и пришел в негодность.

Строительные работы начались в мае 1828 г., в День Святой Троицы и продолжались 7 лет. В процессе возведения создателям собора пришлось решать многие проблемы, связанные как со сложностью грунта, так и с масштабами сооружения. На момент проектирования храм по своим размерам уступал только Исаакиевскому собору и был способен вместить до 3000 человек. Столь масштабное сооружение требовало серьезных инженерных расчетов, с которыми блестяще справились авторы. Правда, не обошлось без ошибок и происшествий.

На стадии строительства появились трещины в колоннах, поддерживавших массивный центральный купол. А сам купол, спустя пару месяцев после того, как с него сняли леса, сорвало сильным ветром. Уже в наше время большой купол снова постигло несчастье — пожар.

Освященный в 1853 г. Измайловский собор до 1930-х годов служил прихожанам — военным и обычным жителям. В 1867 г. здесь состоялось венчание Ф. М. Достоевского, а в 1894 г. в храме отпевали композитора А. Г. Рубинштейна.

После революции собор лишился всех своих ценностей, которые были экспроприированы на нужды новой власти. Некоторое время в храме продолжались богослужения, но в 1938 г., в день рождения В. Ленина, его закрыли, превратив в неотапливаемый склад. К счастью, власти под напором ученых не решились реализовать первоначальный план по сносу величественного памятника архитектуры или перестройки его в крематорий. Пережив с определенными потерями Великую Отечественную войну, в 1990 г. собор был снова передан верующим Петербурга.

Сразу же после возвращения храма Русской православной церкви в нем начались ремонтно-восстановительные работы, продлившиеся почти три десятилетия — до 2017 г. В ходе реставрации были восстановлены утраченные в советские годы интерьеры и убранство, отремонтированы находившиеся в аварийном состоянии конструкции, осушен затопленный подвал, по которому можно было кататься на лодках. Сегодня Троицкий собор опять является одним из самых впечатляющих храмов Санкт-Петербурга.

Архитектура

Белоснежный Троице-Измайловский собор построен в стиле ампир (или поздний классицизм). Своими архитектурными формами он повторяет стоявший на этом месте старый деревянный храм Измайловского полка. В плане собор имеет форму равностороннего креста, увенчанного массивным центральным куполом. Еще четыре купола расположены по осям креста, над портиками, что является необычным для православной традиции. Все четыре фасада собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера, в нишах которых размещены бронзовые скульптуры ангелов, выполненные С. И. Гальбергом. Также портики украшены скульптурными фризами авторства И. Леппе.

Высота

Измайловский собор — один из самых высоких православных храмов. Его высота составляет 80 м. На момент освящения он был крупнейшим в России. Сегодня по этому показателю собор занимает 8 место в России и четвертое в Петербурге (вслед за Исаакиевским и Смольным соборами и храмом Спаса на крови).

Купол Троицкого собора

Яркой особенностью Троицкого собора являются виднеющиеся издалека купола насыщенного голубого цвета с золотыми звездами — один большой и четыре малых. Сооружение огромного центрального купола стало для создателей храма настоящим испытанием. Изначально автором проекта был архитектор собора — Стасов. Однако выстроенный по его расчетам купол простоял всего три месяца и был сорван бушевавшим в Петербурге сильным ветром. Разработать новый проект поручили Базену.

Созданный им купол, ставший вторым по величине деревянным куполом в Европе, прослужил 170 лет, благополучно пережив Великую Отечественную войну, но, к несчастью, был уничтожен во время пожара 2006 г. Воссозданная купольная конструкция имеет в основе перекрытия из клееного бруса.

Свой знаменитый цвет купола приобрели по личному распоряжению Николая I. Вместо зеленого, как на старой деревянной церкви, он распорядился покрасить их в голубой и украсить золотыми звездами по образу Архангельского собора в Москве и Тверского собора в Твери.

Читайте так же:  Воскресенском соборе города шуя

Вид Троицкого собора в Петербурге сверху: панорама

Интерьер

Интерьер Измайловского собора лаконичный и строгий. Изначально в его стенах располагались многочисленные военные артефакты, что объясняется статусом храма. За счет преобладания белого цвета в интерьере, пяти световых барабанов и огромных окон внутри очень много света, что придает собору торжественность и праздничность.

Главными элементами интерьера являются 24 коринфские колонны, которые используются для организации иконостаса, имеющего изогнутую форму и образующего единую композицию с надпрестольной сенью. Роспись собора выполнена крепостным живописцем из Ярославля Т. Медведевым и его сыном. Иконы для иконостаса первоначально было написаны маститыми художниками-академиками, но в дальнейшем была оставлена только часть их работ. К ним позже добавились образа, выполненные художником-самоучкой Н. Майковым. В дальнейшем собору были переданы иконы Т. Неффа и Д. Бузато, изначально стоявшие в Исаакиевском соборе. Часть икон перешла в Троицкий собор из старого храма.

На сегодняшний день главной реликвией Троице-Измайловского собора является икона Святой Троицы 1406 г., подаренная возрожденному храму в 2003 г. при личном участии президента России В. В. Путина. Для верующих интерес представляют частицы мощей многочисленных святых и Креста Господня, хранящиеся в соборе.

В подвальном этаже храма сегодня находится зал «Славянский», расписанный художниками из мастерской Владимира Куликова. Главным украшением помещения является мозаика, изображающая образ Господа Вседержителя, выполненная мастерами Екатерины Огородниковой.

Пожар в Троицком соборе

25 августа 2006 г. в Троицком соборе случился сильный пожар, уничтоживший оригинальный 170-летний центральный купол Базена. Возгорание началось с установленных вокруг него строительных лесов. Разгоревшееся пламя быстро перекинулось на чердачные помещения. В результате внешние конструкции купола обрушились на внутренний кирпичный свод, который, к счастью, не обвалился, несмотря на то, что был сильно раскален. Помимо главного купола, в огне пострадали также и четыре малых, которые к тому времени были полностью отреставрированы.

Сразу после того, как пожар потушили, был объявлен сбор средств на восстановление пострадавшего собора. Уже за первые два месяца от простых лиц и организаций поступило более 6 миллионов рублей. Свою лепту внес и глава римско-католической церкви Бенедикт XVI, пожертвовавший петербургскому храму 10 тысяч евро.

Спустя годы по похожему сценарию развивался и пожар в легендарном Нотр-Дам-де-Пари.

Как добраться до Троице-Измайловского собора в Петербурге

Измайловский собор расположен в центре Троицкой площади в Адмиралтейском районе Петербурга. До собора можно доехать на метро, автобусе, троллейбусе, маршрутке и трамвае.

Ближайшая к собору станция метро — Технологическая, расстояние от которой составляет около 800 м.

Выйдя из метро, нужно перейти Московский проспект и продолжить движение по 1-й Красноармейской улице, которая упрется в Измайловский проспект, за которым и возвышается Троицкий собор.

Маршрут от ст. м Технологическая до Троице-Измайловского собора в Петербурге

Прямо около храма со стороны Троицкого проспекта находится остановка «Измайловский проспект», через которую проходят следующие виды общественного транспорта: автобус № 10, троллейбусы № 3 и 8 и маршрутные такси № 115, 177 и 90.

Также до Измайловского собора можно добраться на трамвае № 16: его остановка находится на ул. 1-я Красноармейская, через дорогу от достопримечательности.

Около Троицкого собора есть места для парковки, поэтому можно доехать до него и на автомобиле.

В Петербурге удобно передвигаться на такси: цены на поездку умеренные, а количество предложений такое, что не придется долго ожидать заказ. В городе на Неве работают все известные приложения: Яндекс.Такси, Gett, Uber, Максим, Ситимобил, Рутакси.

Аэросъемка Троицкого собора в Санкт-Петербурге

«Рязанский собор называют готическим — по размерам, по той роли, которую он играет в панораме города, и по той особой средневековой дематериализованное здания, которая присуща европейским готическим соборам. У нас в России есть только три подобных собора — в Рязани, Смоленске и Астрахани.

Но рязанский собор, конечно, не готический. Он построен в духе нарышкинского барокко и является самым крупным творением этого стиля. Зародившийся в рязанских постройках бояр Нарышкиных, этот стиль пышно расцвел в московском строительстве рубежа XVII —XVIII веков, получив название московского барокко.

Древний Успенский собор к XVII веку сильно обветшал и грозил развалиться, так как на склоне кремлевского холма, над которым он стоял, наметились оползни. В 1677 году рязанский митрополит начал ходатайствовать о постройке нового собора. Его строительство начали в 1684 году три каменных дел подмастерья — Шарыпин, Калинин и Сусанин. В 1687 году их сменил неизвестный московский мастер (как полагают — Осип Старцев), который возвел храм до барабанов глав, но тут собор обрушился: оказывается, его южная стена стояла на грунтах засыпанного к тому времени озера Быстрого.

Заново возводить собор были приглашены Яков Бухвостов и его помощники Никита Устинов, Герасим Иванов и Иван Парфенов. В результате на кремлевском холме в Рязани появилось самое грандиозное здание из всех, когда-либо строившихся на Руси. И только из-за слабости грунтов зодчий не сделал его еще большим!
Рязанский Успенский собор выше московского Успенского собора почти на 13 метров. Его длина превосходит все древнерусские храмы, и только по ширине он уступает Софийским соборам в Киеве и Новгороде.

До наших дней Успенский собор сохранился в несколько искаженном позднейшими ремонтами виде. Исчез белокаменный резной парапет, первоначально завершавший его стены, изменены формы кровли, утеряны некоторые детали.

Первоначально главы собора были луженые, «из белого немецкого железа». Позднее центральная глава было позолочена, а остальные четыре покрашены в синий цвет и покрыты золотыми звездами.

Основание собора опоясывает открытая галерея, так что он кажется поставленным на пьедестал. Сверху донизу фасады храма прочерчены белокаменными стройными полуколоннами. Несмотря на грандиозные размеры, собор не кажется тяжелым. Толщина стен достигает 2,4 метра.

Рязанский собор украшен изумительной белокаменной резьбой. Она, словно кружево, покрывает все колонны, порталы и наличники, поражая разнообразием мотивов. Белокаменная резьба этого храма является вершиной русского камнерезного искусства, шедевром, не имеющим аналогий в России и очень мало — в зарубежных странах. Сравниться с рязанским узорочьем по мастерству могут только отделки Грановитой палаты в Москве и Рождественской церкви в Нижнем Новгороде, но в обоих случаях резчики «не дотянули» до мастеров Успенского собора.

Читайте так же:  Софийский собор внутри

Единственной темой резьбы является растительный узор — листья, цветы, виноградные гроздья. Но при этом резчики продемонстрировали удивительное разнообразие в выборе рисунка резьбы — в Рязанском соборе нет ни одной похожей по рисунку детали.

Железные кованые двери Успенского собора выкрашены в голубой цвет и покрыты слюдой, прижатой прорезными накладками из луженого железа, создающими на поверхности дверей сложный и красивый узор.

Внутри собор наполнен светом и воздухом. Он не давит на человека своей громадой, а наоборот — приближается к нему, доверительно распахивая свои порталы, вызывая в памяти образ дома.

Четырехъярусный иконостас, выполненный резчиком по дереву С. Христофоровым, — выдающееся произведение русского прикладного искусства. Он выполнен в конце XVII века. Иконы написаны на рубеже XVII—XVIII веков киевским изографом Николаем Соломоновым.

Через социальные сети

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

Надо знать: Петербург эпохи барокко

Продолжаем рассказывать о самых грандиозных зданиях в Петербурге. Сегодня вспоминаем стиль барокко и лучшие постройки этого периода, среди которых — Зимний дворец, Смольный собор, церковь Симеона и Анны.

Архитектурный стиль барокко начал формироваться в России в конце XVII века и достиг своего апогея на русской почве именно в имперской столице. Первыми представителями этого течения в нашем городе стали выдающиеся зодчие Доменико Трезини, Жан-Батист Леблон и Джованни Мария Фонтана, которых Пётр специально «выписывал» из-за границы.

Основные черты барокко — это симметрия уравновешенность, использование ярких цветов при покраске фасадов, праздничность и даже выставленная напоказ роскошь.

Если при Петре и Анне Иоанновне русское барокко было довольно скромным, то веселая императрица Елизавета Петровна, взойдя на престол, сполна воплотила в архитектуре любовь к удовольствиям и развлечениям. Ее главным архитектором был Франческо Бартоломео Растрелли, который тяготел к исполинским масштабам, пышности внутреннего убранства и обильному использованию позолоты. В интерьерах елизаветинского правления использовались фантастические мотивы, обилие вычурных лепных и резных украшений, массивных зеркал и предметов, выполненных из хрусталя.

Летний дворец Петра I

По праву эту постройку можно считать самым старым каменным зданием, сохранившимся в Петербурге. Двухэтажный дворец из четырнадцати комнат и двух кухонь был построен по проекту Доменико Трезини и является одним из самых ярких представителей «петровского барокко».

Здание прямоугольной формы с четырёхскатной крышей венчает флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши расположены водостоки в виде крылатых драконов, углы здания рустованы камнем, цоколь выполнен из тёсаного камня, окна декорированы наличниками.

Вход во дворец представляет собой портал из черного мрамора, над которым расположен барельеф, изображающий Минерву с военными трофеями. Самым главным элементом украшения фасадов являются 29 барельефов на морскую тематику, которые расположены в рамках между окнами первого и второго этажей.

Летний сад, наб. Кутузова, 2

Петропавловский собор

Собор начали строить 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Архитектором выступил Доменико Трезини.

По внешнему виду Петропавловский собор сильно отличается от традиционных православных или шатровых церквей. Прямоугольное здание храма вытягивается с запада на восток, напоминая тем самым постройки западноевропейской архитектуры. Внешний вид храма строгий, без излишества. Стены оформили плоскими колоннами и головами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде разместили фреску художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад украсили с помощью шести пилястр с двух сторон от главного входа.

Основная часть собора, которая приковывает к нему внимание – это колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Над крышей же возвышается восьмигранная золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках.

На долгие годы колокольня стала своеобразным городским ориентиром, так как собор, высота которого— 122,5 метра, был самым высоким зданием в Петербурге.

Меншиковский дворец

Строительство дворца для первого губернатора Петербурга Александра Меншикова началось в мае 1710 года по проекту Джованни Фонтаны и Готфрида Шеделя.

Так как дворец строили для столь влиятельной особы, не поскупились ни на дорогостоящие строительные материалы, привозимые из-за границы, ни на парадные залы и роскошные покои. Помимо этого, Меншиков коллекционировал предметы искусства, которые добавляли облику дворца дополнительные штрихи великолепия и праздничности.

Фасад здания подчеркнули пилястрами с каменными капителями и аттиком, а боковые ризалиты украсили с помощью вычурных фронтонов с позолоченными княжескими коронами и вензелями. Вход во дворец акцентировали с помощью портика из деревянных колонн, а над ним сделали лоджию для оркестра, который встречал бравурными мелодиями прибывавших по Неве гостей. После постройки боковых двухэтажных флигелей и оранжерей с цветниками архитектурная композиция стала замкнутым четырёхугольником.

Под закат советской власти Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа, в котором располагается экспозиция истории России петровского времени.

Университетская наб., 15

Церковь Симеона и Анны

Церковь строится в период с 1731 по 1734 года архитектором Михаилом Земцовым и его помощником Иваном Бланком.

Архитектора соединили черты русского церковного зодчества с приёмами западноевропейской архитектуры. Так, объем церкви составляет традиционный «восьмерик на четверике», а с запада примыкает трапезная с высокой колокольней над входом. Стены церкви и колокольни украшены элементами в стиле римско-дорического ордера, на ярусах колокольни и на барабане купола изображаются коринфские и ионические ордера. Чуть позже на колокольне установили куранты.

До начала XIX века храм считался придворным. В 1869 году в храме провели реставрационные работы, вследствие чего колокольню сделали выше, а храм и часовню расширили с трёх сторон, попутно сделав новый иконостас.

Читайте так же:  Собор пресвятой богородицы г

В 1938 году, в период борьбы власти с религией, храм был закрыт, а в 80-х годах его предназначили для нужд метеорологического музея. В 1991 году церкви вернули её историческое предназначение, а в январе 1995 года вновь осветили.

Сампсониевский собор

До начала строительства в 1728 году около нынешнего собора был построен деревянный храм освящённый в 1710 году. Когда количество прихожан стало расти, а храм — неумолимо ветшать, был принято решении о строительстве нового каменного собора. Честь осуществить идею была отдана Карло Джузеппе Трезини и Михаилу Земцову.

К 1733 году была построена западная часть здания, после чего возведение храма было приостановлено. Работы продолжились только после того, как Петербургу вернули статус столицы, когда Анна Иоанновна взошла на престол и повелела московской знати переезжать обратно в град на Неве.

Собор представляет собой одноэтажное сооружение с известняковым цоколем и кирпичными стенами. Луковичные купола собора, расположенные близко к друг другу на «барабане», находятся в центре крыши, что отличает собор от других сооружений подобного типа.

Колокольня разделена на три яруса. Второй и третий украшены пилястрами тосканского ордера, а в нише располагается звонница с колоколом XVIII века. Колокольню завершает восьмигранный шатёр с ложными окнами, увенчанный луковичной маковкой с золочённым крестом.

В 1938 году собор был закрыт, а внутри разместили магазин готового платья. В 2000 году его открыли как музей, а после – в 2010 году, осветили и стали проводить ежедневные богослужения.

Большой Сампсониевский просп., 41

Зимний дворец

Последний вариант дворца, активное строительство которого велось при Елизавете, закончилось в 1862 году. Архитектором был Бартоломео Растрелли, а после – Юрий Фельтен, Жан-Батист Валлен-Деламот и Антонио Ринальди. Дворец стал образцом барочной архитектуры, с её лучшими европейскими традициями. За всю историю своего существования дворец восемь раз менял свой цвет: то он был красным, то его перекрашивали в розовый и жёлтый цвета, то он становился зелёным, каким мы его знаем сейчас.

Одна из самых главных городских легенд связана со смертью Екатерины Великой, которая скончалась в своих покоях в Зимнем дворце. Поговаривали, что накануне своей кончины императрица рассказывала, что видела саму себя выходящей из зала Зимнего дворца белых одеждах, а её сын Павел Первый, узнавший о состоянии матери только на утро, всю ночь мучился тревожными видениями. После смерти императрицы фрейлины жаловались, что в коридорах дворца встречали прозрачную фигуру, напоминавшую императрицу.

Помимо этого, существует множество мифов, гласящих, что во дворце существует система тайных ходов и потайных лестниц, используя которые можно выбраться из дворца никем незамеченным.

В 1917 году, когда штурмовали дворец, возникла версия, что министр Александр Керенский покидал Зимний дворец, переодевшись в женское платье, используя тайные ходы. Однако впоследствии стало известно, что министр покинул Зимний задолго до атаки, и вовсе не в платье, а в обычном мужском костюме, используя всем известный выход.

Дворцовая наб., 32

Большой Екатерининский дворец

Самый яркий памятник барочной архитектуры — Екатерининский Дворец в Царском Селе, строился по проекту Бартоломео Растрелли в 1752—1756 годах. Архитектор приложил все усилия для того, чтобы резиденция стала одним из самых впечатляющих и грандиозных построек в России, и в 1756 году состоялась торжественная презентация 325-метрового дворца перед российскими вельможами и иностранными гостями.

Одной из самых драгоценных, как в материальном, так и в художественно отношении, является Янтарная комната, которая, увы, сегодня считается утерянной. Комната стала подарком прусского короля Фридриха Вильгельма I, который преподнёс её Петру I. При царствовании Елизаветы Петровны архитектору Растрелли было предложено «исправить» кабинет. Таким образом, в отделку появилась золочёная деревянная резьба, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы.

Несмотря на то, что комната была одной из основных достопримечательностей дворца, печное отопление и сквозняки постепенно разрушали янтарный убор. Реставрацию проводили по мере сил и возможностей. Последняя должна была начаться уже в XX веке, в 1941 году. Однако война помешала благому начинанию, а чуть позже Янтарная комната исчезла во время оккупации Пушкина немецкими захватчиками и перевезена в Кенигсбергский замок, где находился музей янтаря.

В 1944 году уже немцы, небезосновательно опасавшиеся наступления Красной Армии, эвакуировали бесценное произведение искусства в неизвестном направлении. С тех пор местонахождения Янтарной комнаты неизвестно.

Версий о местонахождении Комнаты существует множество. Одни говорят, что реликвия сгорела при пожаре замка в Кёнигсберге, другие утверждают, что она хранится в тайниках на территории Польши или Германии, или что находится в руках потомков нацистов, которым удалось скрыться после краха Третьего рейха. Однако вероятнее всего, что Янтарная комната разошлась по частным коллекциям, которую уже никогда не удастся собрать воедино.

город Пушкин, Садовая ул., 7

Смольный собор

Растрелли начинает строительство собора по приказу императрицы Елизаветы в 1748 году. Елизавета, которая уже тогда задумалась о своей благородной старости, видевшейся ей в образе тихой и спокойно жизни в монастыре в окружении ста двадцати благородных девиц, отдала для постройки храма территорию, где находился «Смольный дом» — дворец, в котором она провела свои юношеские годы.

Архитектор обогатил рельеф фасадов трёхчетвертными колоннами, которые ранее не использовали при постройке зданий в Петербурге, и поставил их попарно, собрав в пучки, и таким образом выделив основные членения и углы.

Смольный собор сторон стал для Растрелли символом нарушения европейских барочных традиций. Если в Европе было принято делать барочным только главный фасад здания, то Смольный стал нарядным, объёмным и трёхмерным строением, которое можно обозреть со всех сторон. Архитектор смог не только привнести в постройку традиции европейского зодчества, но и вспомнить русские традиции, используя их для придания собору строгости и торжественности.

Архитектор Джакомо Кваренги, автор Смольного института, когда проходил мимо собора, неизменно восклицал, снимая шляпу: «Вот это храм!».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *